Jump to content

Высокая церковь лютеранство

(Перенаправлено с Высшей лютеранской церкви )
Алтарь Уппсальского собора . Шведской церкви

Высокоцерковное лютеранство — это движение, которое зародилось в Европе 20-го века и делает упор на практику и доктрины богослужения, аналогичные тем, которые встречаются в римском католицизме , восточном православии и англо-католицизме . В более общем использовании этого термина он описывает общие высокие церковные характеристики лютеранства в странах Северной Европы и Балтии, таких как Швеция , Финляндия , Эстония и Латвия . В упомянутых странах, входивших когда-то в состав Шведской империи , более заметно сохранились католические традиции.

Священник в интерьере собора Стренгнес.

Термины «высокая церковь» и «низкая церковь» исторически применялись к определенным литургическим и теологическим группам внутри англиканства. Богословские различия внутри лютеранства не были столь заметными, как различия внутри англиканской общины ; Лютеране исторически были едины в доктрине, выраженной в Книге Согласия . Однако довольно рано в лютеранстве начали развиваться полярности под влиянием реформатской традиции , что привело к так называемому « криптокальвинизму ». Движение пиетистов в 17 веке также продвинуло лютеранскую церковь дальше в направлении, которое по англиканским стандартам можно было бы считать «низкой церковью». Пиетизм и рационализм привели не только к упрощению или даже устранению некоторых церемониальных элементов, [ 1 ] например, использование облачений, [ 2 ] но и к менее частому совершению Евхаристии к концу эпохи лютеранского православия . В лютеранских церквях было очень мало иконоборчества , и церковные здания часто оставались богато обставленными. Некоторые монастыри после Реформации продолжали оставаться лютеранскими. Аббатство Локкум и аббатство Амелунгсборн в Германии имеют самые давние традиции лютеранских монастырей.

Однако в старых церковных орденах существовало много различий, которые теперь можно было описать как «высокая церковь» или «низкая церковь». Одним из наиболее католических правил является Постановление Шведской церкви 1571 года . Повестка дня церковного ордена маркграфства Бранденбурга (1540 г.) содержала необычайно богатые положения для церемониальных обычаев. [ 3 ] Наследие бранденбургского лютеранства позже проявилось в сопротивлении старых лютеран компромиссу в доктрине Реального Присутствия . Другими церковными орденами, близко следовавшими дореформационным обрядам и церемониям, были Пфальц-Нойбургский (1543 г., сохранивший евхаристическую церковь). молитва [ 4 ] ) и Австрии (1571 г., подготовлен Давидом Хитреем ). [ 5 ]

Интересный факт: Уильям Август Мюленберг , отец ритуалистического движения в Епископальной церкви в Соединённых Штатах Америки , по происхождению был лютеранином и происходил из лютеранской семьи. [ 6 ]

В Европе, после длительного влияния пиетизма , богословского рационализма и, наконец, немецкого неопротестантизма 19-го века, возникла основа для Высокой церкви 20-го века или евангелистско-католического движения. Термины «Высокая церковь» (евангелистско-католическая) и «Низкая церковь» (исповедующие евангелисты) стали использоваться для описания различий внутри лютеранской традиции. Однако эта терминология не обязательно так характерна для идентичности лютеранина, как это часто бывает для англиканина. [ 7 ]

Иногда проводится различие между лютеранством нордического стиля и лютеранством немецкого стиля , причем последнее больше подвержено влиянию пиетизма, а первое одновременно сохранило, а затем и возродило большую часть своей дореформационной литургии и практик и, следовательно, является более высокой церковью. Примерами тому являются хорошо сохранившиеся церковные интерьеры, апостольская преемственность и четкая епископская структура. название « Северные страны» Хотя используется , на самом деле оно в основном применимо к Швеции и Финляндии и в меньшей степени к Эстонии и Латвии, поскольку эти страны были частью Шведской империи и, следовательно, находились под юрисдикцией Шведской церкви . Другие страны Северной Европы, такие как Дания, Норвегия и Исландия, находились под влиянием датского правления, в котором доминировала немецкая форма. [ нужна ссылка ]

Высокие церковные движения

[ редактировать ]

Корни лютеранского движения высокой церкви 20-го века уходят в неолютеранство 19-го века , конфессиональное лютеранство , англо-католицизм и литургическое движение . Лютеранское движение высокой церкви было гораздо менее значительным, чем, например, англо-католицизм внутри англиканской общины . Лютеранство высокой церкви часто было (особенно в скандинавских церквях) теологически ортодоксальным движением возрождения , по крайней мере, среди духовенства, с сильной экклезиологией , противостоящей идеологиям государственной церкви и « народной церкви », которые параллельны эрастианству внутри англиканской церкви. В этом отношении есть сходство с Оксфордским движением в англиканстве. Диапазон внутри Движения Высшей Церкви варьируется от умеренного до папистского. Второй Ватиканский Собор привел к прорыву в движении Высшей Церкви, которое постепенно набирает поддержку. [ 8 ]

В Северной Европе термин «Высокая церковь» часто использовался уничижительно. [ 9 ] и не обязательно когда-либо использовался пионерами движения, которые называли себя католиками Аугсбургского исповедания. Тем не менее, термин «высокая церковь» прижился, по крайней мере, в Швеции и Германии. Особенно в Северной Америке избегают термина «высокая церковь», поскольку считается, что она не воспринимает всерьез лютеранское вероисповедание и историческую традицию как евангелистско-католическую . [ 10 ] Термин «высокая церковь» также подвергался критике со стороны таких богословов, как Герман Зассе (в немецком контексте), за то, что он не интегрируется в подлинную лютеранскую традицию. Среди «низкоцерковных» либеральных протестантов , протестантов , исповедующих евангелистов или пиетистов -лютеранство евангелическое католическое лютеранство рассматривается как нарушение идеалов Реформации. [ нужна ссылка ] .

Хотя церковные власти неоднократно различными действиями пытались воспрепятствовать образованию католических приходов в рамках европейских государственных церквей , католическое движение сохранялось многими братствами , религиозными орденами и монашескими общинами . Он растет в таких странах, как Норвегия. [ 11 ]

Движения высокой церкви в некоторых случаях, особенно в Северной Европе, впали в кризис из-за проблемы рукоположения женщин . В Норвегии эта проблема привела к созданию Скандинавской католической церкви . В Германии, с другой стороны, основной проблемой было отсутствие исторического епископата и апостольской преемственности .

Тем не менее, католическое движение оказало влияние на целые церковные организации и в некоторых случаях привело к появлению либеральных выражений. Литургический акцент не всегда указывает на католическое лютеранство, потому что в Лютеранской церкви литургическое движение, помимо католического, имело влияние. Таким образом, в Европе определенный интерес к «высокой церкви» основывался на эстетике, вкусах в отношении облачений , облачений и церемоний, без какой-либо богословской аргументации или чувства исторической преемственности. Точно так же интерес к средневековым церковным зданиям может не вызывать беспокойства по поводу теологии, лежащей в основе формы богослужения, происходящего в этих зданиях.

Исторически в Швеции, включая бывшую шведскую провинцию Финляндию, существовала более сложная форма литургии, которая сохранила больше связей со средневековой католической традицией, чем в других странах Северной Европы. Таким образом, самое замечательное лютеранское движение высокой церкви по своему влиянию на всю церковную структуру было в Шведской церкви , находящейся под влиянием в конце 19-го и начале 20-го веков англо-католической части англиканской церкви. Первым религиозным орденом в рамках высокого церковного движения был Societas Sanctae Birgittae , который существует до сих пор. Движение интенсивно распространялось благодаря деятельности Гуннара Розендаля , автора гимнов Олова Хартмана и руководителя ретрита Яна Редина . Более тонкое высокое церковное влияние епископа Бо Гирца было примечательно, особенно среди пиетистов . Раннее движение высокой церкви привело к появлению ретритных центров, более частому служению мессы живому историко -критическому изучению Библии и .

Сильная социальная страсть католического движения внутри англиканской церкви никогда не пустила таких корней в Швеции. [ 12 ]

Рукоположение женщин в священнослужители началось в 1958 году и вызвало раскол внутри шведской высшей церковной партии. Одна ветвь с либеральными взглядами согласилась на этот шаг, а другая – нет. Позже одной из ведущих фигур высокого церковного движения стал почетный епископ Бертил Гертнер, который был против рукоположения женщин. Он был преемником Бо Гирца на посту епископа Гетеборга. Он умер в 2009 году. Его роль в движении Высокой Церкви выпала на долю почетного епископа Бьёрна Фьерштедта [ sv ] , бывшего епископа Висбю .

Svensk Pastoraltidskrift — традиционалистский журнал движения высокой церкви в Швеции. Ядром движения является arbetsgemenskapen Kyrklig Förnyelse (Шведский церковный союз) вместе с многочисленными религиозными обществами и некоторыми монашескими общинами, такими как монастырь Эстанбек , монастырь Алсике и сестричество Святого Франциска . Другие организации включают Фонд Св. Лаврентия , Фонд Св. Ансгара и Förbundet För Kristen Enhet , который работает над воссоединением Шведской церкви и Римско-католической церкви . Кроме того, Англиканское Братство Святого Причастия активно действует в Шведской церкви, а национальная ячейка зависит от английской юрисдикции братства.

Германия

[ редактировать ]
Берлинский собор

В Германии движение высокой церкви гораздо меньше, чем в Швеции. Из-за нескольких союзов между лютеранскими и реформатскими церквями после Прусской унии , которые привели к простому распространению кальвинистских концепций из реформатских церквей путем «осмоса», лютеранство часто принимало реформатский контекст. Высокое церковное движение внутри Евангелической церкви в Германии было гораздо менее влиятельным, чем в Швеции, и, возможно, менее интегрировано в государственную лютеранскую традицию. Тем не менее, движение активно участвует в экуменизме и литургическом движении .

Совсем иначе обстоит дело в Независимой евангелическо-лютеранской церкви в Германии. Эта церковь является конфессиональной лютеранской церковью, находящейся в полном «общении кафедры и алтаря» (полном общении) с Лютеранской церковью – Синодом Миссури . Благодаря конфессиональному лютеранскому направлению в этой Церкви существует высокое церковное движение. [ 13 ] [ 14 ]

Немецкое движение высокой церкви началось в юбилей Реформации 1917 года, вдохновленное публикацией Stimuli et Clavi , 95 тезисов Генриха Хансена . В результате в следующем году было основано Hochkirchliche Vereinigung Augsburgischen Bekenntnisses (Высший церковный союз Аугсбургского исповедания). организаций восстановленной апостольской преемственностью (в основном через Hochkirchliche St. Впоследствии возникли и других лютеранских другие высокие церковные объединения и общества, отличавшиеся от Католическое движение получило новую силу благодаря Саммлунг движению Ганса Асмуссена и Макса Лакмана . Другими ассоциациями являются Bund für evangelisch-katholische Einheit (Лига евангелически-католического единства), включая St. Jakobus-Bruderschaft ), Arbeitsgemeinschaft Kirchliche Erneuerung in der Evang.-Luth. Кирхе в Баварии (Рабочая группа по возрождению церкви в евангелическо-лютеранской церкви в Баварии), Хумилиатенорден , Братство Св. Афанасия , Высшая Апостольская Церковь Св. Ансгара , Исповедующее Братство Св. Петра и Павла , Сообщество Св. Михаила в Котбусе , Congregatio Canonicorum Sancti Augustini и некоторые религиозные общины , такие как Приорат Св. Вигберта .

Другие организации, такие как движение Бернойхен и Kirchliche Arbeit Alpirsbach, считаются частью литургического движения , хотя первое является теологически высокой церковью и сотрудничает с ассоциациями Высшей церкви и религиозными братствами.

Северная Америка

[ редактировать ]

19-го века Влияние старых лютеран , а также неолютеран (например, Чарльза Портерфилда Краута ) в Северной Америке было сильным. Миссионерская деятельность Вильгельма Лёэ из Нойендеттельзау, Бавария, Германия, во многом способствовала лютеранскому литургическому обновлению в Германии и за ее пределами. [ 15 ] Влияние Леэ можно увидеть в миграции лютеран в Австралию и Северную Америку. В Северной Америке это наблюдалось в Синоде Лютеранской церкви – Миссури и Синоде Айовы .

Евангелическо -католическое движение зародилось позже европейского движения. Его предшественниками являются Артур Карл Пипкорн , Бертольд фон Шенк и о. Артур Крейнхедер . Части Евангелическо-лютеранской церкви в Америке и Евангелическо-лютеранской церкви в Канаде имеют евангелистско-католическую направленность. Евангелическо-католические общины варьируются от теологически либеральных до консервативных. Общество Святой Троицы — крупнейшее евангелистско-католическое религиозное общество в Северной Америке. Теологически она умеренна и относительно консервативна в экуменической открытости. Наиболее богато украшенную литургию можно найти в небольших евангелическо-католических лютеранских церквях, во многих приходах Лютеранской церкви – Синоде штата Миссури, [ 16 ] [ 17 ] и во многих лютеранских семинариях всех лютеранских разновидностей по всей Северной Америке, которые проводят торжественную мессу с церемонией, аналогичной той, которая наблюдается в традиционных римско-католических и англо-католических приходах. В рамках LCMS также было основано Общество Святого Поликарпа, религиозная гильдия. [ 18 ] Наиболее важными евангелистско-католическими журналами являются Lutheran Forum , издаваемый Американским лютеранским рекламным бюро (ALPB), и Pro Ecclesia , издаваемый Центром католической и евангелической теологии в сотрудничестве с ALPB.

Университет Вальпараисо , независимое лютеранское учреждение, также продолжает свою собственную евангелически-католическую традицию. Развитие этой традиции представляет собой уникальное сочетание движений внутри различных лютеранских церковных организаций. Студенты играют ключевую роль в создании этих услуг. Еще одним важным фактором, способствующим евангелически-католическим ценностям Университета Вальпараисо, является наличие ежегодного Литургического института на территории его кампуса.

Подобно некоторым ранее упомянутым немецким религиозным клерикальным братствам, в Соединенных Штатах Евангелическо-католическая церковь , а в последние годы и другие небольшие, библейски и богословски консервативные евангелически-католические лютеранские церкви, такие как Англо-лютеранская католическая церковь , Международная лютеранская церковь , Лютеранская православная церковь , Ассоциация независимых евангелическо-лютеранских церквей, Евангелическо-Марианская католическая церковь и Лютеранская епископальная община преуспели в восстановлении исторического апостольского преемства от старокатолических церквей. Кроме того, некоторые перешли от децентрализованного, демократического конгрегационалистского устройства к высокоцентрализованному епископальному устройству ; богослужение с использованием исключительно литургий Римско-католической церкви; и активно работать над видимым корпоративным воссоединением с Римско-католической церковью.

В Северной Америке лютеранское литургическое обновление также наблюдалось в таких организациях, как несуществующее Общество Св. Иакова, журнал « Невеста Христа » , журнал Gottesdienst , несуществующий журнал «Пёстрая сорока» , Общество Святой Троицы , Лютеранская литургическая молитва. Братство (под влиянием немецкого Evangelisch-Lutherische Gebetsbruderschaft ), Лютеранский миссальный проект, Общество святого Поликарпа , Общество по сохранению евангелическо-лютеранской литургии и Институт доброго пастыря при теологической семинарии Конкордия в Форт-Уэйне, штат Индиана.

21 февраля 2011 года стало известно, что католические власти Рима пригласили англо-лютеранскую католическую церковь присоединиться к католической церкви на основании положений Anglicanorum Coetibus и что ALCC официально и безоговорочно принял это приглашение. [ 19 ]

Другие страны

[ редактировать ]

Церковь Норвегии в целом пиетистична. Движение пиетизма в Норвегии (воплощенное в значительной степени хаугианским движением, поддерживаемым Хансом Нильсеном Хауге ) способствовало сокращению дистанции между мирянами и духовенством в Норвегии. Движение высоких церквей более изолировано и гораздо меньше, чем в Швеции. Его продвигали Ordo Crucis , Bønne- og arbeidsfellesskapet Kirkelig Fornyelse , Pro Ecclesia и Samråd på Kirkens Grunn .

В Датской церкви движение высокой церкви маргинально. Его продвигает Fællesskabet Kirkelig Fornyelse. Молитву ежедневного офиса продвигали Teologisk Oratorium (самым известным участником был Регин Прентер ) и Selskabet dansk Tidegærd .

Церковь Исландии и Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии также имели высокие церковные группы, и интерес был выражен как среди духовенства , так и среди мирян , хотя и в очень незначительной степени. После советской эпохи в лютеранских церквях Балтии, в том числе у архиепископа Яниса Ванагса , появился интерес к движению Высших Церквей. В Эстонской евангелическо-лютеранской церкви движение продвигает конфессиональное Общество Аугсбургского исповедания. [ 20 ]

Академическое богословие

[ редактировать ]

Благодаря экуменизму евангельско-католические идеи получили более широкое признание в академическом богословии, например, недавнее экуменическое лютеранское исследование в финской школе Туомо Маннермаа начало рассматривать Мартина Лютера как католического учителя. В эту школу мысли входят также Карл Бротен и Роберт Дженсон . Римско-католический взгляд на Лютера в исследованиях изменился на положительный со времен Джозефа Лорца . В 1976 году Йозеф Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI) предположил, что Аугсбургское исповедание , возможно, может быть признано католическим заявлением веры. Однако этого не произошло. [ 21 ] В евангелистско-католическом лютеранстве было меньше движения в сторону католицизма, чем в англо-католицизме. Из-за либерализма в лютеранских церквях некоторые известные лютеранские богословы, такие как Рихард Джон Нейгауз и Рейнхард Хюттер , стали католиками, а другие, такие как Ярослав Пеликан , присоединились к Восточной Православной Церкви .

Теология и духовность

[ редактировать ]

Целью евангелистов-католиков является восстановление литургического и конфессионального наследия лютеранства в продолжение широкой традиции, включающей англиканцев, католиков и православных. [ 22 ] Движение подчеркивает определенные элементы Церкви: догму , таинства , иерархию и рукоположенное служение, литургию и преемственность Церкви, все из которых являются традиционным лютеранским богословием, но, как считалось, ими пренебрегали из-за пиетизма и эпохи Просвещения . Также делается акцент на католической концепции священства и апостольской преемственности , экуменизме и мариологии . Католическая концепция священства и преемственности Церкви отличает это движение от основного лютеранства, а экуменическая открытость в некоторой степени отличает это движение от исповедального лютеранства . Подход к богослужению также может существенно различаться в рамках конфессионального лютеранства.

По теологическому акценту Движение Высшей Церкви может варьироваться от страны к стране. Классическим манифестом программы возрождения скандинавских высоких церквей является « Kyrklig förnyelse » Гуннара Розендаля (1935). Вначале немецкое высокое церковное движение было вдохновлено 95 тезисами « Стимулы и ключи пастора Генриха Хансена » (1917).

Точно так же, как англокатолики уважали Каролину Дивинс , католики-лютеране, благодаря природе лютеранской Реформации, смогли оценить многие, в значительной степени забытые, католические учения таких реформаторов, как Мартин Лютер , Лаврентий Петри , Микаэль Агрикола , Георгий Ангальтский , Мартин Хемниц , гнезио-лютеране Герхарда , «Католическое исповедание» и т. д. По мнению бывшего католика Фридриха Хайлера , лютеранская церковь является надлежащим посредником между римским католицизмом и протестантизмом из-за ее акцента на доктрине и потому, что она сохранила католическую церковь. учение о Таинстве и его литургические традиции в более чистой форме, чем англиканская церковь в Книге общей молитвы . [ 23 ]

Евангелистско-католическая духовность характерно более теоцентрична и христоцентрична, чем духовность пиетистов, рационалистов и либерального протестантского лютеранства. В дополнение к теологии Креста обычно делается акцент на Христе Викторе , что ясно показывает, что Пасха важнее Страстной пятницы . Теоцентризм придает важное значение истории спасения и циклу церковного года с точки зрения воплощения .

Эти стрессы создали необходимость дать евангельскую интерпретацию жертвоприношения Мессы , чтобы обеспечить более теоцентрический взгляд на Реальное присутствие . Например, в Швеции было обнаружено богословие Лаврентия Петри о жертвоприношении Мессы. [ 24 ] [ 25 ] По словам Вильгельма Лёэ , «все лютеранство содержится в Таинстве Алтаря. Здесь сосредоточены все основные доктрины христианства, особенно те, которые были выдвинуты на первый план Реформацией». [ 26 ] Таким образом, в евангельско-католической духовности Месса считается сердцем христианства, поскольку она воплощает в себе единственную, но вечно действенную жертву Христа на Голгофе .

Один из разногласий внутри высокого церковного лютеранства касается направления литургии. Некоторые следуют пониманию литургии как «дела народа», тогда как другие следуют пониманию Апологии Аугсбургского исповедания, статьи XXIV, в которой говорится, что литургия - это не жертва, а согласуется с общественным служением. Общей отличительной чертой этого расхождения является предпочтение термина « Богослужение » для литургии Святого Причастия (от Gottesdienst , Gudstjaenst , Jumalanpalvelus ) среди тех, кто рассматривает литургию как главным образом служение Христа для Церкви. Это расхождение в литургическом богословии проявляется и в спорах о евхаристических молитвах , эпиклезе, роли мирян в литургии.

Молитва Божественного служения также характерна для высокой церковной лютеранской духовности (такие требники, как «Молитвенник Братства» и «Для всех святых: Молитвенник для Церкви, используются для молитвы в канонические часы»). Исповедь как таинство является частью лютеранской традиции и не считается уникальной для «высокой церкви». Небольшое количество евангелистско-католических общин подтверждают более широкое использование Меланхтоном слова «таинство» (в «Апологии» и «Loci Communes»), считая Святое Супружество , Елеопомазание , Миропомазание и Священное Посвящение Таинствами.

Литургические практики

[ редактировать ]

Формальная литургия, основанная на западно-католической мессе с различной степенью пения , использованием органной музыки, распятий , серебряных чаш , хост и использования облачений для Святого Причастия, всегда была характерна для лютеранского богослужения. Использование хостов было важным способом выразить веру в Реальное присутствие . Возвращение еженедельной Мессы, крестного знамения , евхаристической молитвы и регулярного использования облачений во всех церквях являются результатами литургического движения , но такие вещи, как алтарники , евангельские шествия, благовония , клеветы, полная евхаристическая молитва (т. е. включая epiclesis, Христа а не просто «Слова установления ») считаются «высокой церковью». Кроме того , среди более протестантски настроенных лютеран коленопреклонение вместе с возвышением хозяина и чаши часто рассматривается как римско-католическая практика, хотя сам Мартин Лютер придерживался этой практики. [ 27 ] и они были частью раннего лютеранства. В лютеранских церквях использование алтарных колоколов во время возвышения (чтобы привлечь внимание прихожан во время произнесения слов установления) время от времени практиковалось до 18 века. [ 4 ] [ 28 ] Поклонение Святым Дарам в момент Воздвижения также является лютеранской практикой. [ 29 ] Однако, за исключением особых случаев, в обществах Шведской Высшей Церкви [ 30 ] а среди наиболее высоких церквей североамериканских лютеранских церквей, таких как Англо-лютеранская католическая церковь , благословение Святых Даров практикуется редко, даже в высших церковных кругах. В отличие от англиканской церкви, использование риз «скрипки» не рассматривается как следование римско-католической практике, поскольку они традиционно использовались в лютеранских церквях в Германии до эпохи Просвещения и в странах Северной Европы до литургического движения . Сегодня они более редки и не обязательно пользуются одобрением духовенства в странах Северной Европы из-за ассоциаций с прежней эпохой литургического упадка.

Известные люди

[ редактировать ]

Швеция

Германия

Северная Америка

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Церемонии в лютеранской церкви» . www.angelfire.com .
  2. ^ Правильные облачения для причастия П. Северинсена.
  3. ^ Фрэнк Сенн : Христианская литургия: католическая и евангелическая, Fortress Press, 1997. с. 334. ISBN   0-8006-2726-1
  4. ^ Jump up to: а б Лютеранские литургии от Мартина Лютера до Вильгельма Лёэ. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine Верноном П. Кляйнигом, Concordia Theological Quarterly, апрель 1998 г.
  5. ^ Фрэнк Сенн : Христианская литургия: католическая и евангелическая, Fortress Press, 1997. с. 331. ISBN   0-8006-2726-1
  6. ^ Мюленберг, Уильям Август [ постоянная мертвая ссылка ] - Энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога
  7. ^ Евангелические католики и конфессиональные евангелисты: экуменические полярности лютеранства. Архивировано 22 октября 2007 г. в Wayback Machine Джином Эдвардом Вейтом.
  8. ^ Народные церкви Северных стран: современная история церкви. Бьорн Райман, Гуннар Хейене, Айла Лауха. Опубликовано Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2005 г. ISBN   0-8028-2879-5 , с. 145
  9. ^ Высокая церковь в Швеции и Финляндии в 20 веке, автор Бенгт Ингмар Килстрём. Хельсингборг 1990, ISBN   91-7830-052-5 , с. 9
  10. Лютеранская церемония. Архивировано 18 сентября 2007 г. в Wayback Machine Джоном В. Бергом. Пестрая сорока, том 1, номер 2, март 2003 г.
  11. ^ Католическое проникновение в государственную церковь... - Mens Vi Venter, № 8, июль/август. 1994 г.
  12. ^ Бекселл, Олоф . Оксфордское движение, принятое в Швеции . Церковная коалиция за Библию и исповедание - Лондонская конференция 2006 г.
  13. ^ «Видео Празднование Вечери Господней в собрании СЕЛК» . Архивировано из оригинала 12 июля 2007 г. Проверено 3 марта 2007 г.
  14. ^ «Информация на английском языке о Конгрегации в Берлине» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
  15. ^ Hauptgottesdienst Вильгельма Лоэ (1844) как критика Deutsche Messe Лютера. Архивировано 6 апреля 2007 г. в Wayback Machine Джоном В. Фентоном, Concordia Theological Quarterly, апрель 2000 г.
  16. ^ Сионская евангелическо-лютеранская церковь в Детройте
  17. ^ «Добро пожаловать в лютеранскую церковь Искупителя, Форт-Уэйн» . Лютеранская церковь Искупителя . Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года.
  18. ^ Общество Святого Поликарпа [ постоянная мертвая ссылка ] - Лютеранская церковь Св. Павла, Хамель, Иллинойс.
  19. ^ «Джуди Онлайн» .
  20. ^ «Наша Церковь» . наша церковь.нет .
  21. ^ Католичность Аугсбургского исповедания Эйвери Даллеса , SJ ( JSTOR , Журнал религии, Том 63, № 4, Мартин Лютер, 1483-1983. (Октябрь 1983), стр. 337-354.)
  22. ^ Выключить свет? Джеймс Нухтерляйн. Первые вещи (август/сентябрь 2001 г.).
  23. ^ Фридрих Хайлер и движение высокой церкви в Германии Бернарда Э. Меланда ( JSTOR )
  24. Литургия и богослужение. Архивировано 26 сентября 2006 г. на веб-сайте Wayback Machine Шведской церкви.
  25. ^ Католическое движение в шведской церкви Гуннар Розендаль
  26. Виттенберг и Кентербери. Архивировано 9 сентября 2006 г. в Wayback Machine Джоном Стивенсоном, Concordia Theological Quarterly, апрель – июль 1984 г.
  27. ^ Высота (Христианская циклопедия)
  28. ^ Ингве Брилиот: Тайная вечеря в евангелической богослужении, 2-е издание, 1951, стр. 188.
  29. ^ Таинство жертвенника: Таинство восхитительно и растянуто во времени (Том Г.А. Хардт)
  30. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2007 г. Проверено 30 ноября 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 686781a3fb01da381971a242ce920198__1723069800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/98/686781a3fb01da381971a242ce920198.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
High church Lutheranism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)