Фридрих Хайлер
Фридрих Хайлер (30 января 1892 — 18 апреля 1967) — немецкий теолог и историк религии.
Хейлер происходил из римско-католической семьи. В 1918 году он стал приват-доцентом Мюнхенского университета , откуда в 1920 году перешёл на богословский факультет Марбургского университета , где в 1922 году стал профессором.
Неудовлетворенный тридентским католицизмом своего времени, он стал лютеранином благодаря евангелистско-католическому влиянию либерала Натана Сёдерблома после встречи с ним в Швеции в 1919 году и принятия Святого Причастия в лютеранской церкви. Вскоре он стал напрямую участвовать в движении Высшей лютеранской церкви в Германии и в 1929 году стал председателем Hochkirchliche Vereinigung Augsburgischen Bekenntnisses . Хейлер никогда полностью не отказывался от своей римско-католической веры, но развил идею «евангелического католичества», основанную на Аугсбургском исповедании , со своей собственной либерально-католической точки зрения. Он, например, не одобрял традиционную лютеранскую доктрину судебно-медицинского обоснования . Хейлер отдавал предпочтение францисканской духовности и повлиял на создание Лютеранского францисканского третьего ордена ( Evangelische Franziskaner-Tertiaren ) в 1927 году в Hochkirchliche Vereinigung. Позже проблема отсутствия апостольской преемственности в Евангелической церкви в Германии стала причиной основания Hochkirchliche St.-Johannes-Bruderschaft. . Хайлер стал апостольским форстеером церкви Святого Иоанна-Брудершафта, организовав получение епископского посвящения от епископа Галликанской церкви Петруса Гастона Виге (из линии преемственности Жозефа Рене Вилатта ).
Как историк религии, после изучения азиатских религий, Хейлер развил модернистские взгляды и поддержал идею о том, что «единая святая церковь» включает в себя также нехристианские конфессии. У него также была длительная литературная вражда с Садху Сундаром Сингхом , но, тем не менее, он вовремя защитил его. Наконец, он высоко ценил роль женщин в церкви, даже выступал за рукоположение женщин .
Несмотря на либерализм Хейлера, его высокая церковная теология была также широко известна среди других, обычно очень консервативных лютеранских богословов высокой церкви за пределами Германии, из-за в то время, как правило, редкой экуменической попытки, римско-католического происхождения Хейлера и из-за его интереса к литургическому движению . После экуменического подхода Второго Ватиканского собора Римско -католической церкви Хайлер как экуменический богослов стал меньше интересоваться академическим богословием.
Типология молитвы
[ редактировать ]Фридрих Хайлер известен как автор одного из наиболее полных христианских исследований феноменологии молитвы. Эта типология предлагает шесть типов молитвы: примитивную, ритуальную, греческую культурную, философскую, мистическую и пророческую. В них читатель может увидеть своего рода прогресс от молитвы, сосредоточенной на человеке, к молитве, сосредоточенной на Боге. В последние годы отмечается, что типология Хайлера должна включать семь типов, первый из которых — светская духовность. [1]
Светская духовность Самой оторванной от христианства молитвой является молитва мирского мистицизма, в которой молящийся стремится беседовать с божеством, погружая свою жизнь в мир. Это светское прошение может вообще не включать в себя Бога, а вместо этого быть попыткой соединиться с природой. Светская молитва также может быть просто разновидностью внутренней медитации вместо внешнего общения. В обществах, признающих разумного Бога, молитвы распространяются наружу. [2]
Примитивная молитва Самые основные просьбы к высшим существам, по мнению Хейлера, проистекают из ощущаемых потребностей и страха. Основа этих молитв сосредоточена на избавлении от несчастий и опасностей. Этот тип молитвы можно встретить во всех сферах жизни, от примитивных культур до суеверных промышленно развитых стран. Когда кажется, что такие молитвы услышаны и даже получены ответы, культура, скорее всего, перерастет в ритуальную молитву. [3]
Ритуальная молитва Хотя примитивная молитва может исходить от сердца, как только она признается приносящей результаты, предпринимаются усилия, чтобы воспроизвести ее эффект. Ритуальная молитва проистекает из такого прагматизма, при котором суеверия приводят к формулам и литаниям. В этом случае считается, что форма, а не содержание, производит результаты. Многие христиане впадают в это суеверие, прекращая все молитвы «во имя Иисуса», тогда как сам Христос заканчивал свой урок молитвой без такой формулы, вместо этого говоря: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков». аминь». (Матфея 6:13) Следующим шагом является признание важности содержания над методом.
Греческая культурная молитва В греческой культуре больше внимания уделяется моральным потребностям, чем физическим. Другими словами, эта изысканная примитивная молитва искала заступничества богов в культурных, а не в индивидуальных нуждах. [4] Этот тип молитвы часто был обязанностью философской элиты. [5]
Философская молитва. Переход философской элиты от культурной молитвы ведет к созерцательному исследованию отношений между творением и творцом. На этом этапе молящийся осознает, что наивные и реалистичные молитвы не могут повлиять на божественный порядок вселенной. На этом уровне впервые возникает вопрос: «Зачем молиться?» Всякая коммуникативная молитва уже не является прошением, так как, кажется, непреложность Бога исключает Его заступничество, и молитвы обращаются только к благодарению. Вплоть до этого уровня эти пять типов молитвы ищут того, что человек может получить от молитвы, от самых основных потребностей до трансцендентного знания, но, по мнению Хейлера, есть две формы высшей молитвы, которые ищут аудиенции у Бога; Мистическая и пророческая молитва.
Мистическая молитва . На этом уровне молитвы молящийся осознает, что Бог находится вне его, но способен и, возможно, желает обитать в нем и объединяться с ним посредством разговора и трансформации. Хотя мистическая молитва и не является библейской, она все же содержит сходства, такие как прошение, откровение и возвышение молящегося. Основное различие между мистической и пророческой молитвой заключается в мотиве молящегося. Мистицизм ищет просветления, а не вмешательства, и рассматривает это просветление как поэтапное.
Пророческая молитва. Высшая форма молитвы, по мнению Хейлера, соответствует библейскому образцу. В этой модели нет стадий, поскольку способность говорить напрямую с Богом без формул и медитаций началась, когда завеса была разорвана в день распятия Христа. Пророческая молитва позволяет любому верующему в любое время возносить все четыре вида библейской молитвы. Никаких ограничений на метод, место или литургический ранг не налагается. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллард Эриксон , Христианское богословие , 2-е изд. (Гранд-Рапидс: Baker Books, 1998), 431.
- ^ Дональд Г. Блош , «Плательщик», Евангелический богословский словарь , 2-е изд.
- ^ Эриксон, Христианское богословие .
- ^ Джером Нейри, Воздайте Богу славу: древние молитвы и поклонение с культурной точки зрения (Гранд-Рапидс: Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 2007); 11.
- ^ Саймон Паркер, «Божественное заступничество в Иудее», Ветхий Завет 56, № 1 (2006): 81-82.
- ^ Синий.
- Фридрих Вильгельм Бауц (1990). «Целитель Фридрих». В Бауце, Фридрих Вильгельм (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 2. Хамм: Бауц. столбцы. 660-661. ISBN 3-88309-032-8 .
- Книжные тряпки - биография Фридриха Хайлера
- Хитонен Маарит: Единство в любви. Евангелическо-католическая программа Фридриха Хайлера . Публикации Финского общества богословской литературы 210. 1997 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Religio Eruditi: Некоторые письма Фридриха Хайлера (1918)
- Шиммель, Аннемари (февраль 1968 г.). «Фридрих Хайлер (1892-1967)». История религий . 7 (3): 269–272. дои : 10.1086/462565 . JSTOR 1061776 . S2CID 161520918 .
- Меланд, Бернар (апрель 1933 г.). «Фридрих Хайлер и движение высокой церкви в Германии». Журнал религии . 13 (2). Издательство Чикагского университета: 139–149. дои : 10.1086/481292 . JSTOR 1196857 . S2CID 170415895 .
- 1892 рождения
- 1967 смертей
- Немецкие лютеранские епископы
- Немецкие лютеранские епископы XX века
- Епископы независимых католических конфессий
- Немецкие историки религии
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие протестантские богословы ХХ века
- Академический состав Марбургского университета
- Переходит в лютеранство из римского католицизма
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы