Ханс Асмуссен
Ханс Асмуссен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ганс Христиан Асмуссен 21 августа 1898 г. |
Умер | 30 декабря 1968 г. |
Национальность | немецкий |
Род занятий | Евангелический и лютеранский богослов |
Ганс Христиан Асмуссен (родился 21 августа 1898 года во Фленсбурге — умер 30 декабря 1968 года в Шпейере ) — немецкий евангелический и лютеранский богослов. [ 1 ]
Асмуссен был пастором в Альтоне, Гамбург . Был отстранен от должности нацистами из-за деятельности в Рейхском братском совете Исповедующей церкви . До 1945 года его несколько раз сажали в тюрьму. Он был соавтором протеста «Слово и утверждение пасторов Альтоны на фоне нищеты и смятения общественной жизни» (11 января 1933 года), который отверг пакт с национал-социализмом и, таким образом, стал предварительным шаг к богословской декларации Барменского исповедального синода . С 1945 по 1948 год Асмуссен председательствовал в Канцелярии евангелической церкви, а с 1949 по 1955 год был деканом ( нем . Propst ) в Киле ; он был сторонником экуменического диалога. Его сочинения включают «Seelsorge» («Пастырская забота»; 1934) и «Der Römerbrief» («Письмо к римлянам»; 1952).
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Асмуссен, сын директора Джеса Георга Асмуссена, учился в средней школе во Фленсбурге . Его семья происходила из консервативных, набожных корней и находилась под сильным влиянием пастора Эмиля Вакера, харизматического пастора возрождения. В средней школе он изучал боевую тактику Первой мировой войны до 1917 года. Именно тогда на войне погиб его старший брат, и он записался в армию. Прослужив до конца войны, он продолжил изучать протестантскую теологию в Кильском и Тюбингенском университетах . Находясь в Кейле, он и ряд студентов сформировали «Лигу лютеранских братьев» в противовес растущей популярности либерального богословия . В Тюбингене группа была известна как «архиконсерваторы из Фленсбурга». [ 1 ]
В 1921 году он стал викарием, а затем викарием Дома диакониссы во Фленсбурге. В 1925 году он принял пасторство в Альберсдорфе ( Дитмаршен ), откуда позже перешёл в 1932 году на пастырство церкви Св. Тринитатис в Альтоне . [ 1 ] Находясь в Альберсе, он работал над реформированием местной церкви, чтобы привлечь к ней большую часть населения. Консервативное местное население нашло его взгляды привлекательными, поскольку они разделяли взаимную неприязнь к Веймарской республике . Местное население настойчиво отказывалось поднимать флаг Веймарской республики, и, таким образом, решение Асмуссена использовать старые имперские флаги принесло ему значительное взаимопонимание. [ 2 ]
Церковное сопротивление нацистской партии
[ редактировать ]После инцидента «Кровавое воскресенье в Альтоне» 17 июля 1932 года, когда восемнадцать человек были убиты в уличных боях между штурмовыми отрядами (СА) и Шуцстаффелем (СС), прусской полицией и Коммунистической партией (КПГ), Асмуссен попытался успокоить страсти, проведя похороны. и подчеркивая, что месть не является решением проблемы. Однако Гитлер заявил, что погибшие нацисты были «христианскими мучениками», выпустил брошюру под названием « Кровавая ночь Вердена и ее последствия» и использовал этот инцидент, чтобы спровоцировать новые демонстрации. Асмуссен писал письма нацистской партии и самому Гитлеру, сначала умоляя их прекратить насилие, а затем осуждая их действия. [ 3 ] [ 4 ]
Асмуссен был одним из основных авторов статьи пасторов Альтоны, опубликованной 11 января 1933 года, в которой подчеркивалась их обеспокоенность делами Германии, которая стала известна как Альтонское исповедание в этой истории . Он осудил использование Гитлером этого события в политических целях и заявил, что Церковь не встала на сторону национал-социалистов и не встала на сторону коммунистов. Он заявил, что ни одна политическая партия не может претендовать на то, что ею управляет слово Божие. Его миссия также заключалась в том, чтобы привести обе стороны к миру и разрешить их конфликты без насилия. Эту декларацию считают предвестником более поздней и более известной Барменской теологической декларации . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Гитлер вскоре пришел к власти и намеревался объединить немецкое духовенство в единую церковь, поддерживающую нацистскую партию. Он основал « Немецких христиан» — группу пронацистского духовенства, имевшую поддержку правительства. После победы немецких христиан на церковных выборах 1933 года в церкви Шлезвиг-Гольштейна Асмуссен, как ее явный противник, был отстранен от должности и отправлен на досрочную пенсию в 1934 году. Асмуссен переехал в Берлин и в сентябре 1933 года взял на себя руководящие функции церкви. Пасторы Исповедующей церкви. Он входил в Братский совет Рейха и вместе с Карлом Бартом и Томасом Броудом разработал Барменскую декларацию и представил ее на первом Бармерском исповедальном синоде 1934 года в качестве вступительной речи. [ 5 ]
В 1935 году Асмуссен основал и был директором Церковного университета Берлин-Далем, открытого 1 ноября 1935 года, где он преподавал практическое богословие. Однако в 1937 году Генрих Гиммлер постановил, что любое обучение и опека молодых богословов для беспартийного духовенства запрещены. Асмуссен подписал меморандум Евангелической церкви весной 1936 года и провел 19 февраля 1937 года в концентрационном лагере Заксенхаузен панихиду по убитому главному юрисконсульту руководства Временной церкви Фридриху Вайсслеру. [ 6 ] В 1939 году Асмуссену и другим негосударственным священнослужителям, входившим в списки БК за преследуемых христиан, был наложен широкий запрет на выступления и проповеди. [ 7 ]
К 1941 году Асмуссен был членом профессорско-преподавательского кружка и ревизионной комиссии, экзаменационной теологической комиссии под председательством кандидатов Мартина Альбертца. Кроме того, он служил пастором в берлинском приходе. В мае 1941 года Асмуссен был арестован в Альбертце вместе с Гюнтером Деном и викарием Элизабет Грей и 22 декабря 1941 года приговорен Особым судом Берлина I к тюремному заключению. [ 8 ] В 1943 году епископ Теофил Вурм привел его в Вюртембергскую церковь.
Богословская карьера после 1945 г.
[ редактировать ]В 1945 году он был избран председателем Совета братства ЕКД. Когда руководители церкви проводили конференцию в Трейсе (сегодня Швальм-Сити) в августе 1945 года, он представлял зарождающуюся Евангелическую церковь в Германии (EKD) и был избран главой церковного офиса, который он построил в своем доме в Швебиш-Гмюнд. После капитуляции нацистской Германии он стремился публично извиниться от имени всех христиан-евангелистов за соучастие большей части духовенства нацистскому режиму. составленные Асмуссеном и Мартином Нимёллером, Письменные извинения, были опубликованы 19 октября 1945 года в Штутгарте Советом EKD. [ 9 ] [ 10 ]
В Декларации, в частности, говорится:
Через нас бесконечная несправедливость была принесена многим народам и странам. То, о чем мы часто свидетельствовали в наших общинах, мы выражаем теперь от имени всей церкви: мы действительно боролись в течение долгих лет во имя Иисуса Христа против менталитета, который нашел свое ужасное выражение в национал-социалистическом режиме насилия; но мы обвиняем себя в том, что мы не стоим более мужественно своих убеждений, не молимся более преданно, не верим более радостно и не любим более горячо.
В последующие годы Асмуссен все больше терял популярность у Совета EKD, поскольку он призывал к более автономной роли лютеранства в Совете EKD. Он стал весьма критически относиться к церковной политике Карла Барта и Нимёллера и их стремлению политизировать церковь, особенно после Дармштадтского указа 1947 года. В 1948 году он был освобожден от поста президента церковной канцелярии и не был переизбран на Совет ЕКД. С 1949 по 1955 год он был проректором в Киле. [ 9 ] [ 10 ]
В 1950-х годах Асмуссен, который также стал членом ХДС, раскритиковал позицию церкви против ядерного оружия; широко распространенное мнение среди церкви. Асмуссен резко критиковал Советский Союз, полагая, что его стремление распространить свое влияние или завоевать Запад повлечет за собой лишение прав и свобод немцев и христиан. Поэтому он полагал, что для сдерживания этого может потребоваться ядерное оружие, и что Церковь не имеет права осуждать оборонительные усилия правительства НАТО. [ 11 ] [ 12 ]
Поздняя жизнь
[ редактировать ]В последнее десятилетие своей жизни он все больше увлекался экуменизмом и постепенно приближался к Римско-католической церкви .
Асмуссен умер 30 декабря 1968 года и был похоронен на парковом кладбище Айххоф в Киле.
Почести
[ редактировать ]Асмуссен получил почетную докторскую степень Санкт-Петербургского университета. Эндрюс в 1939 году и Киль в
Сочинения (выборка)
[ редактировать ]- Откровение и служба . 1932, 2-е изд. 1934 год
- Политика и христианство . Ганзейское издательство, 1933 г.
- Христианское учение . 1934, 6-е изд. 1946 год
- Пастырское окормление: Практическое руководство по пастырскому окормлению и духовному руководству . 1934, 4-е изд. 1937 год
- Зачем еще одна лютеранская церковь? Беседа с Аугсбургским исповеданием . 1949 год
- Таинство . 1957 год
- Священное Писание: Шесть глав о догматах церкви . Издано «Трек» Герберта Дорбандта, Берлин, 1967 г.
- Жизнь и работа . Изд. Фридриха Хюбнера и других, опубликовано по следу, Берлин, 1973 г. (Том 3: Очерки, Часть 1: 1927–1934 гг., 1976 г.)
Литература
[ редактировать ]- Райнер Геринг: «Асмуссен, Ганс». В: Биография Гамбурга , Том 5, Валленштейн, Геттинген, 2010, стр. 29–30.
- Герберт Гольцен, Иоганн Шмидт, Хеннинг Шрёр: «Арт. Асмуссен, Ганс». В: Богословская энциклопедия 4 (1979), С. 259-265.
- Юха Пихкала: Тайна Христа. Церковь Ганса Асмуссена с 1945 г., сочинения Общества Лютера-Агриколы A 17, Хельсинки, 1978 г. ISBN 951-9047-11-5
- Энно Конукевич: «Ганс Асмуссен, лютеранский богослов в церковной борьбе». Лютеранская церковь, история и цифры 6 (1984) 2-е изд. Поппи, Гютерсло, 1985 г. ISBN 3-579-00115-9
- Рудольф Хальвер: «Ганс Асмуссен – боец», в: Вольфганг Прен: Время идти узким путем. Отчеты очевидцев о церковной борьбе в земле Шлезвиг-Гольштейн , Киль, 1985, стр. 187–191.
- Хайди Дитшке: Ханс Асмуссен. Богословие и церковная политика до Альтонского исповедания . Этап 1987 года
- Герхард Безье: «Дебаты между Карлом Бартом и Гансом Асмуссеном – парадигма религиозных проблем в протестантизме?» В: Берлинский теологический журнал 6 (1988), 103–123.
- Вольфганг Леманн: «Ганс Асмуссен. Жизнь для церкви». В 21 немного цветных иллюстраций . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 1988 г. ISBN 3-525-55406-0
- Йозеф Ауссермайр: «Конкретность и форма. «Телесность» как важнейший элемент сакраментального понимания церкви на примере экклезиологических подходов Пауля Тиллиха, Дитриха Бонхёффера и Ганса Асмуссена в экуменическом аспекте». Konfessionskundliche и спорные богословские исследования 67-й Бонифаций, Падерборн, 1997 г. ISBN 3-87088-875-X
- Чарльз Хаушильдт: «Ганс Асмуссен (1898-1968). Лютеранский богослов в церковной борьбе. Воспоминания и наследие». Церковный сборник Библии и исповеди , Гамбург, 1998 г.
- Йозеф Аусермайр (ред.): «Ганс Асмуссен в контексте современного экуменического богословия». Исследования по систематическому богословию и этике 24 Мюнстер 2001 г. ISBN 3-8258-4852-3
- Рейнхард Штат: «Ганс Асмуссен и немецкий антисемитизм». В: Протестанты в истории Германии: Исторические богословские соображения . Евангелическое издательство, 2004 г. ISBN 3-374-02175-1 Лейпциг
- Роланд Хоссельман: «Обращение к культовой онтологии в поисках спасения. Спорное богословское воспоминание о Гансе Асмуссене». Исследования по систематическому богословию и этике, 40-й LIT, Мюнстер, 2004 г. ISBN 3-8258-7175-4
- Январь Лонг Фельдт: «Министр в покойном Гансе Асмуссене». В: Лютеранские вклады 3/2011, 180–187.
- Зигфрид Гермле: «Арт Асмуссен, Ганс». В: Религия в истории и современности , 4-е издание, Том 1, 1998, Sp 843rd.
Библиография
[ редактировать ]- Кристиан Центнер, Фридеман Нуди (1991). Энциклопедия Третьего Рейха . Макмиллан, Нью-Йорк. ISBN 0-02-897502-2
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Происхождение и богословское формирование во Фленсбурге» . Широкая стойка .
- ^ «Начало в Дитмаршене: приход в Альберсдорфе» . Сопротивление .
- ^ Перейти обратно: а б «Протестантская церковь в гитлеровской Германии и Барменская декларация» . Грейс Комьюнион Интернэшнл . Архивировано из оригинала 29 апреля 2016 г. Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Шокирующий опыт нацистской пропаганды» . Широкая стойка .
- ^ Перейти обратно: а б «Альтонская исповедь» . Сопротивление .
- ^ Эберхард Рем , Йорг Тирфельдер : евреи, христиане, немцы. Том 2/I: 1935-1938. Лишен прав . Кальвер, Штутгарт 1992, стр. 184 и далее. ISBN 3-7668-3022-8
- ^ Эберхард Рем, Йорг Тирфельдер: Евангелическая церковь между крестом и свастикой. Изображения и тексты с выставки . Кальвер, Штутгарт, 3-е издание, 1983 г., стр. 98 и далее. ISBN 3-7668-0688-2
- ^ Генрих Фогель , Гюнтер Хардер : Задача и путь Церковного университета Берлина 1935-1955 , Берлин, 1956, стр. 58-61
- ^ Перейти обратно: а б «После войны: Штутгартское признание вины» . Широкая стойка .
- ^ Перейти обратно: а б Центральный евангелический архив в Берлине, 2/1790 г.
- ^ Купер, Элис Холмс (1996). Парадоксы мира: немецкие движения за мир с 1945 года . ISBN 0472106244 .
- ^ Газета Евангелическо-лютеранской церкви 7/1958, стр. 331.
Церковный ежегодник 1958. стр. 34-36.
Десять контртезисов Пробста Асмуссена. 1958. В: Рабочая группа Отто Дибелиуса (ред.): Отто Дибелиус 1880–1967. Берлин, 2009 г., стр. 118–120; PDF стр. 126-128