Густаво Гутьеррес
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Ноябрь 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Густаво Гутьеррес | |
---|---|
Рожденный | Густаво Гутьеррес Мерино 8 июня 1928 г. Лима , Перу |
Альма-матер | Католический университет Левена , Католический университет Лиона |
Род занятий | Священник и профессор |
Работодатель | Университет Нотр-Дам |
Известный | Латиноамериканская теология освобождения , [1] льготный вариант для бедных |
Награды | Премия Pacem in Terris , премия принца Астурийского , Почетного легиона , Американская академия искусств и наук |
Церковная карьера | |
Религия | христианство |
Церковь | Костел |
Рукоположен | 1959 |
Конгрегации служили | Церковь Христа Искупителя, Римак |
Густаво Гутьеррес Мерино ОП (родился 8 июня 1928 г.) — перуанский философ, католический теолог и доминиканский священник , считающийся одним из основателей латиноамериканской теологии освобождения . [1] [2] В настоящее время он занимает Джона кардинала О'Хары должность профессора богословия в Университете Нотр-Дам , а ранее был приглашенным профессором во многих крупных университетах Северной Америки и Европы. [3]
Он изучал медицину и литературу в Национальном университете Сан-Маркос , где он также стал участвовать в организации «Католическое действие» , что сильно повлияло на его богословские аргументы. На теологическом факультете Левена в Бельгии и Лиона во Франции он начал изучать богословие. Он преподавал в Мичиганском университете , Гарварде , Кембридже , Беркли и Монреале , а также в других школах. [4]
Его теологическая направленность направлена на то, чтобы соединить спасение и освобождение посредством преимущественного выбора для бедных или акцента на улучшении материальных условий бедных. Гутьеррес предполагает, что откровение и эсхатология были чрезмерно идеализированы в ущерб усилиям по установлению Царства Божьего на Земле. [5] Таким образом, его методология часто критикует социальную и экономическую несправедливость, которая, по его мнению, является причиной бедности в Латинской Америке и духовенства внутри католической церкви . Центральный пастырский вопрос его творчества: «Как донести до бедных, что Бог любит их?» [6]
В 1974 году Гутьеррес основал в Лиме филиал Института Бартоломе де Лас Касаса . В своей миссии Институт стремится использовать теологию как средство решения современных социальных проблем и обучения посредством исследований, взаимодействия с законодателями и сотрудничества с массовыми организациями . [7]
Гутьеррес является членом Перуанской академии языка . В 1993 году Орденом Почетного легиона за неустанную работу он был награжден французским правительством . В 2000 году Университет Брауна присвоил Гутьерресу звание почетного доктора богословия. [8] В 2002 году Гутьеррес был избран членом Американской академии искусств и наук , а в 2003 году он получил награду принца Астурийского . В 2014 году он был награжден премией Джозефа Б. и Тоби Гиттлер от Университета Брандейса. [9] В 2016 году он получил премию Pacem in Terris от Университета Святого Амвросия . [10]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]8 июня 1928 года Густаво Гутьеррес родился в семье метиса , наполовину латиноамериканца , наполовину коренного населения . [11]
В подростковом возрасте Гутьеррес заболел остеомиелитом и часто был прикован к постели. Ему приходилось пользоваться инвалидной коляской с 12 до 18 лет. [12] Однако он описывает это время как формирующий опыт, утверждая, что оно привило ценность надежды через молитву и любовь к семье в друзьях. Гутьеррес жил в Барранко и учился в Colegio San Luis; среди его близких друзей в те годы был Хавьер Мариатеги , оба позже вместе будут изучать медицину. По его словам, этот опыт оказал глубокое влияние на его интерес к богословию. [13]
Сначала он изучал медицину в Национальном университете Сан-Маркос в Перу , чтобы стать психиатром , затем понял, что хочет стать священником. [14] Он завершил свое богословское обучение на теологическом факультете Левена в Бельгии и в Лионе во Франции, где учился у Анри де Любака , Ива Конгара , Мари Доминик Шеню , Кристиана Дюкока и некоторых других. [15] Именно здесь Гутьеррес познакомился с идеологиями доминиканцев и иезуитов и находился под влиянием работ Эдварда Шиллебека , Карла Ранера , Ганса Кюнга и Иоганна Баптиста Меца . [16] Время, проведенное в Европе, побудило Гутьерреса обсудить открытость Церкви современному миру. На него также повлияли протестантские теологи, такие как Карл Барт , и социологи, такие как Франсуа Перру, и его идея развития. [17] [18] В 1959 году Гутьеррес был рукоположен в священники . [19]
Во время учебы в Европе Гутьеррес познакомился с другими нерелигиозными мыслителями, которые оказали глубокое влияние на его идеологию и, в конечном итоге, на формирование латиноамериканской теологии освобождения . [13] На теологическом факультете в Лионе, Франция, он изучал Карла Маркса , Зигмунда Фрейда , у которого он получил лицензию на философию в Лувренском университете, а также теоретиков эволюции, традиционно противостоящих церкви или не поощряемых ею. [20] Обсуждение Марксом классовой борьбы и материальных условий бедности предоставило Гутьерресу основу для понимания социально-экономического неравенства. [20]
Гутьеррес одно время был приходским священником Iglesia Cristo Redentor (Церкови Святого Искупителя) в Римаке, Перу . [19]
Основы теологии освобождения
[ редактировать ]Вернувшись в Перу, Гутьеррес начал формулировать свое понимание латиноамериканской «реальности» – основы и движущей силы латиноамериканской теологии освобождения . [21] Он заявляет: «Я родом с континента, на котором более 60% населения живет в состоянии бедности, а 82% из них находятся в крайней нищете ». [22] Гутьеррес сосредоточил свои усилия на повторном открытии любви к ближнему как центральной аксиомы христианской жизни. [23] [24] Он чувствовал, что европейское богословие, которое он изучал, не отражало гнетущие материальные условия в Латинской Америке. В 2003 году Гутьеррес вспоминал, что его «прихожане в Лиме… многому научили меня надежде посреди страданий». Эти отношения с христианством вдохновили его книгу «Об Иове» , опубликованную в 1987 году. [13]
Краткое изложение теологического предложения Гутьерреса было сформулировано на его конференции «На пути к теологии освобождения» во время Второй встречи священников и мирян в Чимботе, Перу, с 21 по 25 июля 1968 года. [25] В этом предложении он неоднократно цитирует II Ватиканского собора и «Gaudium et Spes» « Павла VI Populorum Progressio» . По мнению Гутьерреса, источником проблем Латинской Америки был грех, проявившийся в несправедливой социальной структуре. Его решением этой проблемы было подчеркнуть достоинство бедных, отдав приоритет славе Бога, присутствующей в них. [15] Эта точка зрения будет уточняться в течение следующих трех лет, пока Гутьеррес не опубликует «Теологию освобождения» в 1971 году.
Таким образом, латиноамериканская теология освобождения возникла как библейский анализ бедности. Гутьеррес различал две формы бедности: «скандальное государство» и «духовное детство». Он отметил, что, хотя первое ненавистно Богу, второе ценится. Гутьеррес отметил, что в Латинской Америке присутствуют все формы бедности, где человек жаждет хлеба и Бога. Только через проявление преданной веры цели Божьи могут быть явлены человеку, независимо от цвета кожи или социального класса, в котором он родился. Теология освобождения настаивает на том, чтобы отдать приоритет дару жизни как высшему проявлению Бога. [26]
Гутьеррес утверждает, что его понимание бедности как «скандального состояния» отражено в блаженстве Луки «Блаженны вы, нищие, ибо Царство Божие принадлежит вам», тогда как его интерпретация бедности как «духовного детства» имеет прецедент в стихе Матфея: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Он утверждает, что существуют формы бедности, выходящие за рамки экономической. [27]
Сочинения о возможности для бедных
[ редактировать ]Гутьеррес призывает к пониманию реальности бедности. Быть бедным – это не просто отсутствие экономических ресурсов для развития. Напротив, Гутьеррес понимает бедность как «способ жизни, мышления, любви, молитвы, веры и ожидания, проведения свободного времени, борьбы за жизнь». С другой стороны, доминиканец подчеркивает, что бедность является результатом несовершенства социальных институтов. Хотя многие богословы слишком упрощают социальные корни бедности, для Гутьерреса происхождение бедности гораздо сложнее. В Латинской Америке оно берет свое начало со времен завоевания и к этому добавляется несколько политических, географических и личных факторов.
Провозглашение Евангелия в условиях несправедливой ситуации в Латинской Америке приводит к практике, основанной на принципах, вытекающих из Слова Божьего. В статье «Богословие и бедность » Гутьеррес напоминает, что этот вариант должен привести к трем четко определенным действиям, при этом предпочтительный вариант для бедных станет фундаментальной осью христианской жизни на трех уровнях:
- Провозглашение и свидетельство Царства Божьего осуждает бедность.
- Разум веры раскрывает существенные аспекты Бога и открывает перспективы для богословской работы.
- Ходьба по стопам Иисуса, иначе известная как духовность, на самом глубоком уровне является основой, на которой покоится все остальное.
Основное библейское основание этой практики лежит в кенотическом воплощении Христа. Для Гутьерреса служение Христа среди отвергнутых и презираемых своего времени является ярким примером для современной Церкви. Более того, «воплощение — это акт любви. Христос становится человеком , умирает и воскресает , чтобы освободить нас и дает нам возможность наслаждаться свободой. Умереть и воскреснуть со Христом — значит преодолеть смерть и войти в новую жизнь. Крест и воскресение запечатает нашу свободу». Свобода Христа рассматривается Гутьерресом как источник духовной и экономической свободы. [28]
Богословские размышления об освобождении — это не просто рассуждения без практических и конкретных последствий. Размышление о положении бедных приводит к тому, что теологи освобождения называют «практикой освобождения», когда они пытаются исправить процесс, посредством которого вера Церкви строит экономическое, духовное и интеллектуальное освобождение социально угнетенных народов как осуществление царства Бог. Таким образом, освобождающая практика имеет свою основу в любви, которую Бог проявляет к нам, а также в чувстве солидарности и товарищества, которые должны существовать в межличностных отношениях между детьми Божьими. Это концепции, которые Гутьеррес разработал совместно с активистом и философом в области образования Пауло Фрейре , чья основополагающая работа 1968 года «Педагогика угнетенных» исследовала концепцию практики и преференциального варианта для бедных. [29] [30]
Наследие
[ редактировать ]Гутьеррес — влиятельная фигура в богословии ХХ века в целом, и реакция на его работу была поляризованной. Артур Макговерн называет теологию освобождения аномалией в богословских областях, утверждая, что богословский дискурс обычно ограничивается академическими кругами. Однако он утверждает, что теории Гутьерреса оказывают значительное и ощутимое влияние на социально-экономические условия Латинской Америки. [31]
Теология освобождения была задумана как призыв ко всем верующим в Латинской Америке действовать в соответствии с библейскими обязательствами в отношении бедных. Послание Гутьерреса о материальных и экономических условиях служит демонстрации неравенства как в религиозном, так и в политическом дискурсе. Мысль Гутьерреса оказала влияние на богословие как в Латинской Америке, так и за рубежом. Это влияние можно наблюдать в евангельском предложении « интегральной миссии », разработанном спустя годы после зарождения освобождения. [32] развитию социального служения внутри евангелических церквей в последние десятилетия. [33]
Среди его наиболее выдающихся последователей — Уго Эчегарай и Луис Фелипе Зегарра Руссо . Среди его друзей — немецкий богослов Герхард Людвиг Мюллер , бывший префект Конгрегации доктрины веры. По поводу мысли Густаво Гутьерреса, учеником которого он был, Мюллер заявил: «Богословие Густаво Гутьерреса, как его считают, является ортодоксальным, потому что оно ортопрактично и учит нас правильному христианскому образу действий, поскольку оно вытекает из подлинная вера». [34] В 2018 году, в день 90-летия Гутьерреса, Папа Франциск поблагодарил его за вклад «в церковь и человечество посредством вашего богословского служения и вашей преимущественной любви к бедным и отверженным общества». [31] Хотя позиции Гутьерреса никогда не подвергались цензуре со стороны церкви, его попросили изменить некоторые из его предложений. [35]
Критика
[ редактировать ]В начале 1970-х годов Гутьеррес прочитал неоднозначную лекцию в Кордове, Аргентина, по приглашению Движения священников третьего мира . [36] Он отказался говорить, пока отец Херонимо Подеста – коллега-теолог освобождения, который, в отличие от Гутьерреса, боролся за право священников вступать в брак – не покинул комнату. [36] Спустя годы вдова Подесты и коллега-критик обязательного безбрачия в церкви Клелия Луро сочла отношение Гитерреса к этому вопросу дискриминационным и раскритиковала его в следующем письме:
Дорогой Густаво,Я Клелия Луро, партнер Херонимо Подеста, если вы помните? Вы приехали в Кордову Беседа «Движение священников за третий мир» . Херонимо был впервые приглашен Маримичи. Он поехал в Кордову очень счастливый, поскольку священники впервые пригласили его в Кордову. ему. На следующий день Херонимо вернулся домой. Я спросил его, что случилось, и он ответил: «Густаво не хотел начинать, если я был в комнате», не скрывая никакой боли. Я подумал: «Освобождение Теология, какое освобождение он предложил?» Клерикальное освобождение от ложных ценностей? И я пожалел вас. Я знаю, что ты вел себя так же по отношению к Леонардо Боффу , лучшему богослову Церкви. имеет сегодня. В прошлую субботу Фрэнсис позвонил мне, и я напомнил ему об этом инциденте, и он ответил, что помнит, потому что я уже говорил ему, когда он еще был нашим кардиналом Бергольо. Густаво, если теология освобождения заставляет нас судить наших братьев, нам придется освободиться от этой теологии.
Клелия Луро [36]
В 1984 году Святой Престол под руководством Папы Иоанна Павла II раскритиковал аспекты теологии освобождения, уделив особое внимание использованию марксистской экономической теории. Тогдашний кардинал Джозеф Ратцингер попросил перуанских епископов изучить труды Гутьерреса. [20] выразив обеспокоенность тем, что аргументы Гутьерреса воплощают в себе тревожную «идеализацию веры». [20] В результате он и теология освобождения стали предметом 36-страничного отчета Ватикана, в котором марксизм объявлялся несовместимым с католическим учением. [20] Затем католическая церковь в Перу провела голосование за отказ от рукоположения Гутьерреса внутри группы, которое закончилось ничьей. [20]
По словам Артура Макговерна, споры относительно Гутьерреса и теологии освобождения не ограничивались католической церковью: The New York Times и The Wall Street Journal напечатали полномасштабные рекламные объявления, предупреждающие читателей о потенциальном коммунистическом государстве в Мексике, утверждая, что «теология освобождения… будет] устанавливать коммунизм во имя христианства» и поощрять террористические акты. [31]
Избранные произведения
[ редактировать ]- На стороне бедных: теология освобождения . В соавторстве с кардиналом Герхардом Людвигом Мюллером. Книги Орбис, 2015: ISBN 978-1626981157
- В компании бедных: беседы между доктором Полом Фармером и о. Густаво Гутьеррес . Эд. Майкл Гриффин и Дженни Вайс Блок. Книги Орбис, 2013: ISBN 978-1626980501
- Лас Касас: В поисках бедных Иисуса Христа , пер. Роберт Р. Барр (Мэрикнолл: Орбис, 1993). Первоначально опубликовано как « В поисках бедных Иисуса Христа: мысль Бартоломе де лас Касаса» (Лима: CEP, 1992).
- Бог жизни , пер. Мэтью Дж. О'Коннелл (Мэрикнолл: Орбис, 1991). Первоначально опубликовано как El Dios de la vida (Лима: CEP, 1989).
- Об Иове: Разговор о Боге и страдания невинных , пер. Мэтью Дж. О'Коннелл (Мэрикнолл: Орбис, 1987). Первоначально опубликовано как «Говоря о Боге из страданий невинных» (Лима: CEP, 1986).
- Истина сделает вас свободными: Противостояния , пер. Мэтью Дж. О'Коннелл (Мэрикнолл: Орбис, 1990). Первоначально опубликовано как La verdad los hará libres: Confrontaciones (Лима: CEP, 1986).
- Мы пьем из собственных колодцев: духовное путешествие народа , изд., посвященное 20-летию, пер. Мэтью Дж. О'Коннелл (Мэрикнолл: Орбис, 2003; 1-е изд., Мэрикнолл: Орбис, 1984). Первоначально опубликовано как Beber en su propio pozo: En el itinerario espiritual de un pueblo (Лима: CEP, 1983).
- Богословие освобождения: история, политика и спасение , изд., посвященное 15-летию, пер. Каридад Инда и Джон Иглсон (Мэрикнолл: Орбис, 1988; 1-е изд., Мэрикнолл: Орбис, 1973). Первоначально опубликовано как «Теология освобождения: перспективы» (Лима: CEP, 1971).
См. также
[ редактировать ]- Теология освобождения
- Черная теология
- Христианский коммунизм
- Кристиан ушел
- Христианский социализм
- Прогрессивное христианство
- Социальное Евангелие
- Социальная справедливость
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лёланд, Оле Якоб (июль 2021 г.). Усарски, Фрэнк (ред.). «Разрешенный конфликт: Папа Франциск и теология освобождения» (PDF) . Международный журнал латиноамериканских религий . 5 (2). Берлин : Springer Nature : 287–314. дои : 10.1007/s41603-021-00137-3 . eISSN 2509-9965 . ISSN 2509-9957 .
- ^ Корнелл, Джордж В. (6 августа 1988 г.). «Основатель теологии освобождения занимается признанием и критикой» . Лоуренс Журнал-Мир . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Густаво Гутьеррес, ОП» Кафедра теологии: Люди . Университет Нотр-Дам . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Биография Густаво Гутьерреса » unmsm.edu . Национальный университет Сан-Маркос. Архивировано из оригинала 8 июля . Получено 18 ноября.
- ^ Мюллер, Герхард. « Теология освобождения сегодня» . В Гутьерресе (ред.). Бедная церковь и для бедных . Лайм.
- ^ Гутьеррес, Густаво (1995). Расскажите о Боге из страданий невинных. Размышления о книге Иова . Лима: Институт Бартоломе де Лас Касаса.
- ^ «Институт Лас Касас» . Архивировано из оригинала 13 октября 2018 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Почетные степени» . Корпорация | Университет Брауна . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Густаво Гутьеррес» . www.brandeis.edu . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Прошлые получатели Pacem in Terris» . Католическая епархия Давенпорта . Проверено 4 ноября 2016 г.
- ^ Хамфри, Кимберли (2011). «Теология освобождения Густаво Гутьерреса» . Денисон Журнал религии . 10 . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Хартнетт, Дэниел (3 февраля 2003 г.). «Вспоминая бедных: интервью с Густаво Гутьерресом» . Журнал Америки . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хартнетт, Дэниел (3 февраля 2003 г.). «Вспоминая бедных: интервью с Густаво Гутьерресом» . сайт americanmagazine.org . Журнал Америки . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Биография Густаво Гутьерреса (испанский)» . Густаво Гутьеррес (1928) . Стивен Касадонт . Проверено 11 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бутылка Кубельс, Висенте (8 ноября 2011 г.). «Густаво Гутьеррес, отец теологии освобождения». Факультет теологии. Валенсия.
- ^ Гутьеррес, Густаво (2001) «Богословская работа и церковный опыт»; Дж. Дж. Тамайо и Дж. Бош, ред., Панорама латиноамериканского богословия , Эстелла.
- ^ Горриндж, Тимоти (12 августа 1999 г.), «Теология и освобождение человека», Карл Барт , Oxford University Press, стр. 268–290, doi : 10.1093/acprof:oso/9780198752462.003.0007 , ISBN 9780198752462 , заархивировано из оригинала 20 июля 2018 года , получено 20 июля 2018 года.
- ^ Сагасти, Франциско Р.; Алькальде, Гонсало (1999). Сотрудничество в целях развития в сломанном глобальном порядке: трудный переход . ИДРК. п. 14. ISBN 978-0-88936-889-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Густаво Гутьеррес» . www.britanica.com . Британская энциклопедия . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Клабир, Джеффри (июль 1989 г.). «Пророки и популисты: теология освобождения, 1968–1988». Америки . 46 (1): 1–5. дои : 10.2307/1007391 . JSTOR 1007391 . S2CID 147016879 .
- ^ «Густаво Гутьеррес: Основные сочинения»; Николофф, Джеймс. Крепость Пресс, 1996.
- ^ Гутьеррес, Густаво (1991). «Хуан де ла Крус из Латинской Америки» . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ Ханенберг, Эдвард П. (1 июля 2010 г.). Пробуждение призвания: теология христианского призвания . Литургическая пресса. ISBN 9780814657331 .
- ^ «Гутьеррес подчеркивает «преференциальный вариант Папы для бедных» // The Observer» . Наблюдатель . 26 сентября 2014 года . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Гутьеррес, Густаво (1968) «На пути к теологии освобождения. По состоянию на 23 июля 2014 г.».
- ^ «Густаво Гутьеррес и льготный вариант для бедных» . Национальный католический репортер . 8 ноября 2011 года . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Гальярдуччи, Андреа. «Отец Густаво Гутьеррес: бедность — отправная точка теологии освобождения» . catholicnewagency.com . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Гутьеррес, Густаво. Основные сочинения . Крепость Пресс. п. 300. ИСБН 9781451410242 .
- ^ Смит, Кристиан. «Появление теологии освобождения». Издательство Чикагского университета, 1989 г.
- ^ Фрейре, Пауло; Маседо, Дональдо (1 сентября 2000 г.). Педагогика угнетенных, издание к 30-летию . Перевод Рамоса, Майры Бергман (изд., посвященный 30-летию). Континуум. ISBN 9780826412768 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дункан, Уильям (1995). «Политическая философия Густаво Гутьерреса» . Выпускник факультета Техасского университета . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Консультации по интегральной миссии в Латинской Америке | Micah Network» . www.micahnetwork.org . Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Латинская Америка – Всемирный совет церквей» . www.oikoumene.org . Проверено 20 июля 2018 г.
- ↑ Vatican Insider: «Богослов освобождения в Священной канцелярии?» 15 октября 2011 г.
- ^ Кирхгесснер, Стефани; Уоттс, Джонатан (11 мая 2015 г.). «Католическая церковь симпатизирует теологии освобождения, поскольку ее основатель направляется в Ватикан» . Хранитель . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Луро, Клелия (12 сентября 2013 г.). «Открытое письмо Густаво Гутьерресу» . atrio.org . Атриум. Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 20 ноября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристиан Смит (2002). «Лас Касас как теологическое контрнаступление: интерпретация книги Густаво Гутьерреса Лас Касас: в поисках бедных Иисуса Христа». Журнал научного изучения религии . 41 : 69–73. дои : 10.1111/1468-5906.00100 .
- Александр Нава (2001). Мистическая и пророческая мысль Симоны Вейль и Густаво Гутьерреса: размышления о тайне и сокрытии Бога . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-5177-1 .
- Роберт Макафи Браун (1980). Густаво Гутьеррес: Создатели современного богословия . Атланта: Джон Нокс Пресс. ISBN 0-8042-0651-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1928 рождений
- Живые люди
- Люди из Лимы
- Защитники борьбы с бедностью
- Перуанские доминиканцы
- Перуанские христианские богословы
- Перуанские христианские социалисты
- Перуанские философы
- Католические философы
- Теологи освобождения
- Члены христианской мирной конференции
- Перуанский народ происхождения кечуа
- Факультет Университета Нотр-Дам
- Выпускники Католического университета Левена (1834–1968)
- Выпускники Национального университета Сан-Маркос
- Христианские радикалы
- Католические социалисты
- Христианские социалистические богословы
- Ученые мирового христианства
- Католицизм и крайне левая политика
- Перуанские христианские религиозные лидеры