Кальянасундара

Кальянасундара ( кальянсундар , буквально «красивая свадьба»), также пишется как Кальянсундар и Кальяна Сундара и известен как Кальянасундара-мурти («символ красивой свадьбы»), Вайвахика-мурти (брачный-мурти, «брачный символ») и Паниграхана . -мурти (паниграхана-мурти) («икона, связанная с ритуалом паниграханы »), [ 1 ] — иконографическое изображение свадьбы индуистских божеств Шивы и Парвати . Пара часто изображается исполняющей ритуал паниграхана («принятие руки») на индуистской свадьбе , когда жених принимает невесту, взяв ее правую руку в свою.
Пару, изображенную в центре, сопровождает множество божеств и других небесных существ. Бог Вишну и его жена Лакшми часто изображаются отдающими Парвати Шиве. Бог Брахма изображен как исполняющий обязанности жреца.
Икона Кальянасундара не является объектом народного поклонения и обычно используется только в торжествах божественного венчания на ежегодных храмовых праздниках. Однако сцены Кальянасундары можно найти по всей Индии в пещерах, скульптурах и на стенах храмов.
Легенда
[ редактировать ]Различные индуистские писания повествуют историю союза Шивы и Парвати с некоторыми вариациями. После смерти своей первой жены Сати Шива удалился от общества и погрузился в глубокую медитацию. Воспользовавшись ситуацией, царь асур (демонов) Таракасура добился от бога Брахмы благо, что его может убить только сын Шивы. Считая себя фактически бессмертным, Таракасура терроризировал существ вселенной и победил богов. Парвати, реинкарнация родилась Тем временем у Химавана , бога Гималаев , и его жены апсары Мены Сати. Она подверглась суровым аскезам, чтобы заставить Шиву жениться на ней. Боги, отчаянно желая ускорить рождение сына Шивы, послали Камадеву , бога любви, чтобы помешать медитации Шивы. Хотя Шива пробудился, Камадева был сожжен яростью Шивы. Умоляя других богов жениться, Шива согласился, но решил сначала проверить преданность Парвати. Саптариши ; (семь мудрецов) подошли к Парвати и издевались над Шивой, чтобы отговорить ее однако Парвати оставалась решительной. Тогда сам Шива, переодевшись старым аскетом, посетил Парвати и поносил себя в ее присутствии. Когда разгневанная Парвати собиралась уйти, Шива открыл ей свою истинную форму и пообещал жениться на ней, довольный ее любовью и преданностью. Пара поженилась и родила сына Картикея , который впоследствии убил Таракасуру. [ 2 ]
Иконография
[ редактировать ]Текстовые описания
[ редактировать ]Агамические Амсумадбхедагама тексты, такие как , Уттара -камайкагама и Пурва-Каранагама, описывают иконографию иконы Кальянасунадара. [ 3 ]

Юный четырехрукий Шива и прекрасная двурукая Парвати должны быть центральными фигурами, исполняющими ритуал паниграхана («принятие руки») индуистской свадьбы , где жених принимает невесту, взяв ее правую руку в свою. Шива стоит в позе трибханга , одна нога прямая и твердо стоит на земле, а другая слегка согнута. Шива носит на голове джата-мукуту (головной убор из спутанных волос), украшенный полумесяцем. Он носит змей в виде сережек, пояса и ожерелья. Его тело украшают различные золотые украшения. Его задние руки держат парашу (топор) и мригу (олень). Его передняя левая рука совершает варада мудру («жест благословления»), а передняя правая рука вытянута вперед, чтобы принять руку невесты. Темнокожая Парвати, украшенная шелком и золотом, стоит слева от Шивы, краснея, слегка склонив голову, и протягивает правую руку, чтобы держать правую руку Шивы. она держит нилотпалу (голубой лотос). В левой руке [ 3 ]
Бог Вишну и его супруги Лакшми и Бхудеви должны быть изображены занимающими место родителей Парвати на церемонии. Четырехрукий Вишну должен быть изображен на заднем плане между Шивой и Парвати; в одной из его передних рук — золотой горшок, из которого он льет воду на руки молодоженов, символизируя выдачу невесты жениху. В своих задних руках он держит свои обычные атрибуты: Сударшана Чакру (диск) и Панчаджанья (раковина). Жены Вишну, одетые в царские наряды, стоят позади Парвати и держат ее за талию, символизируя передачу власти. [ 3 ]
Четырехглавого бога Брахму следует изображать сидящим на земле на переднем плане, исполняющим обязанности свадебного священника и совершающим подношения хоме ( священному огню) на кунде (огненном алтаре). Четырехрукий бог держит шруку и шруву (жертвенные ковш и ложку) в передних руках и камандалу (сосуд для воды) и акшамалу (четки) в задних руках. [ 3 ] Наличие огня также указывает на другой важный ритуал индуистской свадьбы — саптапади («семь шагов»), во время которого жених и невеста семь раз обходят вокруг огня. [ 4 ]
Фигура Шивы должна быть самой высокой, за ней следуют фигуры Вишну, Парвати и жен Вишну. [ 3 ] Различные божества, такие как восемь хранителей направлений , восемь Васу , семь богинь Матрика , небесные существа, такие как якши и гандхарвы , мудрецы и сиддхи, могут быть изображены стоящими со скрещенными руками на заднем плане. [ 3 ]
Изображения
[ редактировать ]Не всегда изображается полная сцена свадьбы. Иногда показаны только основные участники. Чола Найдены бронзовые изделия , изображающие только Шиву и Парвати, как описано в свадебной сцене. Южноиндийские скульптуры, как и скульптуры из Мадурая , изображают только пару и Вишну. В этой конфигурации Парвати изображена в центре, а ее брат Вишну слева. [ 5 ] протягивает руку Шиве справа. Иногда, как в пещерах Элефанта , биологический отец Парвати Химаван вместо Вишну изображается отдающим свою дочь Шиве. [ 6 ]
Другие отклонения от текстов могут проявляться в атрибутах божественной четы. Парвати может держать зеркало вместо лотоса. Шиву можно изображать держащим тришулу (трезубец) и дамару в задних руках (барабан). Могут также иметь место региональные различия в иконографии. В Бенгалии Шива держит карттари (нож), церемониальное оружие, которое индуистский жених из Бенгалии должен носить на свадьбе. [ 7 ]
В сцене изображены различные гости свадьбы. , сопровождающие Шиву, Ганы наслаждаются праздником; игра на барабанах или танцы. ваханы и лев Парвати (ездовые животные) пары, бык Шивы Нанди Иногда в сцене изображаются . На вертикальных панно небесные гости часто изображаются летящими над Шивой и Парвати. В то время как боги изображены летящими на своих ваханах (например, Индра на слоне , Агни на баране) и со своими супругами; полубожественные существа, такие как Видьядхары, летают без транспортных средств. [ 6 ] [ 7 ] Анахронизмом , обнаруженным в некоторых сценах Кальянасундары, является присутствие еще не родившихся детей Шивы и Парвати, Ганеши и Картикеи . Примеры этого анахронизма можно найти в пещере Рамешвара в Эллоре и в скульптуре 9-го века из Уттар-Прадеша, которая сейчас находится в Музее искусств округа Лос-Анджелес . [ 4 ] [ 6 ]
Поклонение
[ редактировать ]
Хотя иконы Кальянасундары встречаются по всей Индии в пещерах, скульптурах и стенах храмов, ни одна секта не занимается их поклонением. [ 7 ] Эта икона является популярным элементом храмовых гопурамов (храмовых башен). [ 8 ]
В южноиндийских храмах Шивы, таких как Тирувенкаду и Чидамбарам , бронзовые изображения Шивы и Парвати Кальянасундара используются на ежегодных храмовых фестивалях в ознаменование божественного союза. Специальные залы отведены для ежегодной торжественной свадьбы божеств. Бронзовые изделия Кальянасундары используются только на этом фестивале и остаются неиспользованными в остальное время года. [ 9 ]
В храме Минакши Амман женщины поклоняются скульптуре Кальянасундара, чтобы найти мужей. [ 10 ]
Идол, изображающий Кальянасундару, присутствует в храме Байджнатх в Кангре, Химачал-Прадеш . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свами Пармешварананд с. 66
- ^ Стелла Крамриш (январь 1994 г.). Присутствие Шивы . Издательство Принстонского университета. стр. 349–358 . ISBN 0-691-01930-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рао, стр. 338–43.
- ^ Перейти обратно: а б Пал, Пратападитья (1988). Индийская скульптура . Том. 2. Музей искусств округа Лос-Анджелес совместно с издательством Калифорнийского университета. п. 33.
- ^ Сильва, Капила Д.; Тейлор, Кен; Джонс, Дэвид С. (29 июля 2022 г.). Справочник Routledge по культурному ландшафтному наследию в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Тейлор и Фрэнсис. п. 380. ИСБН 978-1-000-60457-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рао, стр. 344–52.
- ^ Перейти обратно: а б с Свами Пармешварананд, стр. 67–9.
- ^ Смит, Дэвид (1996). Танец Шивы: религия, искусство и поэзия в Южной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 203. OCLC 199730334 .
- ^ Дехеджия, Видья (01 июня 2010 г.). Искусство Императорского Чоласа . Издательство Колумбийского университета. п. 104. ИСБН 9780231515245 .
- ^ Фуллер, Крис (Кристофер Джон) (2003). Обновление священства: современность и традиционализм в южноиндийском храме . Издательство Принстонского университета. п. 38.
- ^ «Храм Байджнатх» .
Ссылки
[ редактировать ]- Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 2: Часть I. Мадрас: Юридическая типография. OCLC 630452416 .
- Свами Пармешварананд, изд. (2004). Энциклопедия шиваизма . Том. 1. Саруп и сыновья. ISBN 81-7625-427-4 .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]