Тиааттам
Тияаттам, также известный как Тияатту (Тиятту), — это традиционная форма храмового танца Кералы .
Существует два типа Тияаттам — Бхадракали Тияатту и Айяппан Тияатту . Бхадракали Тияатту исполняет Тияаттуннис ( сообщество брахманов в Керале ), тогда как Айяппан Тийятту исполняет Тийяди Намбиарс .
Бхадракали Теятту
[ редактировать ]Бхадракали Тийятту — ритуальный танец, обычно исполняемый в храмах Бхадракали , в основном в районах Патанамтитта , Алаппужа , Коттаям и Эрнакулам на юге центральной Кералы. Паллиппурату Каву в Коттаяме (семейный храм Коттаратила Санкунни) Храм Триккариёр Махадева, храм Паначимангалат Бхадракали (семейный храм Паначимангалата Иллама) возле Котхамангалама, Ванаркаву в Мадаккатханаме, недалеко от Тодупужи, Путхукулангара Бхагавати Кшетрам (семейный храм Чома Эламон Мана) Перингара какие-то мест, где исполняется тиятту во время ежегодных фестивалей. Его также совершают как подношение в храмах и домах.
Танец Бхадракали Тэятту изображает войну богини Бхадракали с Дарикасурой, в которой, наконец, богиня Бхадракали выходит победителем.
Представление состоит из многих частей: подготовка ритуального искусства, известного как калам (Каламежуту), пение песен, восхваляющих Бхадракали, и исполнение танца – вот лишь некоторые из них. Каламежуту делается в течение дня с использованием порошков натуральных цветов на полу. Обычно создается тщательно продуманное изображение Бхадракали. Пение песен происходит после того, как перед ним закончится Каламежуту, и может длиться до трех часов. Для танца мужчина переодевается Бхадракали , творением Шивы. В спектакле она только что вернулась после убийства Дарики и рассказывает о событиях Шиве, которого символизирует зажженная лампа. Поскольку она заболела оспой и на лице у нее оспины, почти на протяжении всего спектакля она стояла спиной к лампе.
Шри Бхадра Каласамаджам, Коттаям приложил некоторые усилия, чтобы возродить и реформировать это искусство. Поскольку Тэятту представляет собой ритуальную форму искусства и имеет строгие традиционные ритуалы, которые строго соблюдаются даже сейчас, Тэятту нельзя изменить по своему желанию.
Айяппан Тийятту
[ редактировать ]Айяппан Тийятту — это храмовое искусство, выполненное общиной Тийяди Намбиар, небольшой общиной амбалаваси, живущей (в основном) в трех центральных районах Кералы: Триссур , Палаккад и Малаппурам . [ 1 ] Полностью мужское искусство сосредоточено вокруг мифологической истории рождения Господа Айяппы в результате отношений Господа Вишну в его эфемерном олицетворении Мохини и Господа Шивы .
Наиболее распространенная версия Тийятту включает в себя четыре этапа презентации: а) Каламежутху (нарисование калама — изображения — Айяппы с использованием натуральных пигментов), б) Коттум Паттум (исполнение призывных песен Айяппы и стилизованное повествование истории его рождения). ), в) жест Кутху - насыщенный танец, разыгрывающий историю подготовки к доставке лорда) и г) Величчаппааду (медленный и безумный танец оракула, который в конце концов стирает калам — изображение господина, нарисованное на освященном полу). Для завершения калама (изображения) господина требуется примерно пара часов, после чего остальные три ритуала в общей сложности займут почти три часа.
Изображение Айяппы нарисовано и украшено пятью натуральными цветами: белым (рисовый порошок), желтым (порошок куркумы), зеленым (молотые полусухие листья дерева ваака или манчади), красным (смесь порошка куркумы и гашеная известь) и черный (измельченная в порошок обугленная рисовая шелуха). Лорд неизменно держит в руках свое оружие, такое как меч и лук, а в более сложных версиях он зарисован на земле. тигр или лошадь.
Песни, сопровождаемые битами «пара», уменьшенной версии ченды , и тарелками, называемыми илаталам , восхваляющими лорда, несут в себе смесь причудливого старого малаялама и тамильского языка с примесью местных мелодий, некоторые из которых можно проследить. к классическим рагам стиля Сопанам в Керале, помимо раг, принадлежащих к идиоме Карнатика . Стилизованное изображение рождения Айяппы, называемое Тоттам, также придерживается той же смеси языков, но лишено музыки.
Куту разыгрывается без грима, но с определенным набором костюмов. Эмоции на лице отсутствуют, танцевальные движения минимальны, а жесты рук будут выглядеть менее изысканными версиями Кудияттама и Катхакали . Куту обычно исполняется под аккомпанемент ченды, илаталама и пара.
Величчаппаду (оракул), владеющий небольшим мечом, имеет обнаженную грудь, если не считать гирлянды, и, согласно канону, с распущенными волосами; лицо либо бородатое, либо чисто выбритое. Вокруг талии он задрапирован кусками ткани белого и красного цветов. Оракул начинает с медленных шагов, обходя вокруг «калама», но темп увеличивается по мере того, как он совершает круги — всего их около 9 или 11. Затем он в ярости прыгает на изображение, но успокаивается, когда позже стирает изображение обеими ногами. Только лицо владыки стирается (правой) рукой. Выйдя из «калама», оракул произносит «разоблачительные» предложения в (предполагаемом) трансе – «кальпане», как их называют. Преданным раздают прасад , представляющий собой смесь порошков, используемую в «каламе».
Иногда это искусство представлено в более крупных формах, которые длятся от рассвета до поздней ночи, когда оно называется Удайастхамайя Тийятту. В таких случаях Кутху имел дело с двенадцатью историями до рождения Айяппы. Такие представления обычно включают в себя сложный «Пантеараайрам», когда оракул делал (три-четыре часа) перерыв в обходах, чтобы разбить (очищенные и достаточно отполированные) кокосы общим количеством 12 000 под ритмичные удары ченда- концерт and-ilathalam, который будет набирать скорость к кульминации.
Семьи Тийяди Намбиар, несмотря на свое существование в центральной Керале, пользуются популярностью своего искусства больше в северной части Малабарского пояса. Некоторые эксперты/историки связывают эту закономерность с возможным бегством общины на юг из своих первоначальных домов на севере Малабара во время скандальной серии разрушений храмов майсурского короля Типпу Султана в XVIII веке . Муланкунатхукаву Тийяади Раман Намбияр, [ 2 ] в своей книге « Айяппан Тэятту ». [ 3 ] дает живое повествование о традиционном искусстве и выражает признательность В. Р. Прабодхачандрану Наяру за поддержку в создании этого бесценного повествования о древней форме искусства Кералы .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 года . Проверено 6 мая 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ ayyappantheeyattu.com/mulankunnathukavu_thiyyadi.html
- ^ Прадип, К. (24 октября 2013 г.). «Прославление искусства Айяппана Тейятту » Индуистский
Внешние ссылки
[ редактировать ]посмотрите бхадракали тиятту на YouTube.
посмотреть Бхадракали Тиятту на GoogleVideo