Jump to content

Айяппан

(Перенаправлено с Айяппы )

Айяппан
Бог истины и праведности
Айяппа (н) сидящий на тигре
Принадлежность индуизм
Обитель Сабаримала
Мантра Свамие Шаранам Айяппа [ 1 ]
Оружие Лук и стрелы , меч
Символы Колокольчик , лук и стрелы
День Суббота
Устанавливать Тигр
Тексты Брахманда Пурана
Пол Мужской
Фестивали Макаравилакку
Генеалогия
Рожденный
Маникандан
Родители

Айяппан , также известный как Дхармасастха и Маникандан , — индуистское божество истины и праведности. Согласно индуистской теологии, он описывается как сын Шивы и Вишну в образе Мохини , представляя таким образом мост между шиваизмом и вайшнавизмом .

Айяппан — божество-воин, которого почитают за его аскетическую преданность Дхарме , этическому и правильному образу жизни. Обычно его изображают в виде молодого человека верхом на бенгальском тигре или рядом с ним и держащим лук и стрелы . На некоторых изображениях он изображен держащим меч верхом на индийском слоне или лошади . Другая иконография обычно изображает его в йогической позе с колокольчиком на шее.

Легенды и мифология Айяппана различаются в зависимости от региона, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. Согласно преданию малаялам , Айяппан представлен как принц-воин королевства Пандала . В последующие годы истории об Айяппане расширились различными версиями, описывающими его как воина, который защищал людей от злодеев, одновременно помогая восстановить практики Дхармы, и он превратился в божество. В некоторых регионах Айяппан и тамильское народное божество Айянар считаются одним и тем же человеком, имеющим схожие характеристики.

Хотя поклонение айаппану было распространено и раньше в Керале , его популярность распространилась в 20 веке на большую часть Южной Индии . Его обитель Сабаримала расположена на берегу реки Памба в лесах Западных Гат и является основным местом паломничества, ежегодно привлекающим миллионы людей. Паломники часто заранее готовятся за несколько недель, ведя более простой образ жизни, сохраняя целомудрие и отправляясь на холм босиком, неся на голове ирумуди (мешок с подношениями).

Имена и этимология

[ редактировать ]

Название Айяппан представляет собой комбинацию двух слов айян и аппан . [ 2 ] [ 3 ] Айян на тамильском и аналогичном малаяламском слове ачан означает «отец». [ 4 ] [ 5 ] Аппан также используется для обозначения «отца»; на тамильском оба слова также используются как почетные титулы. [ 2 ] [ 6 ] Он описывается как сын Мохини (женская форма Вишну ) и Шивы , имя которого Айяппан означает «господин-отец». [ 7 ] [ 8 ] Название могло также произойти от сочетания слов «арий» и «аппан» , первое из которых означало «почитаемый». [ 9 ]

В индуистских писаниях, таких как «Вишну Пурана» и «Шримад Бхагаватам» , он упоминается как Дхармасастха и Шастха , что означает «правитель мира». [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ] Слово Шастха также могло быть заимствовано из буддизма , поскольку Айяппан рассматривается как воплощение Будды , а Будда был известен под тем же именем, что означает учитель. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] Он также известен как Харихарасудхан , что означает «сын Харихара » как слияние Хари и Хара , имен, данных Вишну и Шиве соответственно. [ 10 ] Его также называют Маниканда , где мани означает «колокольчик», а «канда» означает «шея» на санскрите , что переводится как «носитель колокольчика на шее». [ 10 ] [ 13 ]

Иконография и изображения

[ редактировать ]
Картина Айяпппана в сидячей позе йоги.

Айяппан - божество-воин, его почитают за его аскетическую преданность Дхарме , этичному и правильному образу жизни, за использование своего военного гения и смелых йогических военных способностей для уничтожения тех, кто силен, но неэтичен, оскорбителен и деспотичен. [ 14 ] Обычно его изображают в виде целомудренного молодого человека с луком и стрелами , едущего верхом на бенгальском тигре . [ 15 ] На некоторых изображениях он держит поднятый лук в левой руке, а в правой руке держит стрелу или меч, расположенный по диагонали через левое бедро. [ 16 ] Другая иконография обычно изображает его в йогической позе с колокольчиком на шее. [ 17 ] На некоторых изображениях, например на Шри-Ланке , он изображен верхом на индийском слоне или лошади . [ 9 ]

Богословие и историческое развитие

[ редактировать ]

Легенды и мифология Айяппана различаются в зависимости от региона, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. [ 18 ] Согласно Пуранам , он упоминается как воплощение Харихарапутры, сына Шивы и Мохини. [ 8 ] [ 10 ] [ 17 ] Хотя это взаимодействие между Шивой и Мохини упоминается в « Бхагавата-пуране» , он не упоминается под именем Айяппа. [ 19 ]

Согласно фольклору малаялам, Айяппан представлен как принц-воин королевства Пандала . [ 20 ] [ 21 ] Поскольку королевская семья была бездетной, король Пандалама нашел мальчика на берегу реки Памба . [ 8 ] [ 10 ] [ 22 ] Царь назвал мальчика Маникантой и вырастил ему собственного сына по совету подвижника. Когда Маникантхе было 12 лет, король хотел официально помазать его наследником. Однако королева возражала против этого, отдавая предпочтение своему младшему биологическому ребенку. [ 8 ] [ 20 ] Королева притворилась больной, попросила тигрьего молока, чтобы вылечить ее болезнь, и потребовала, чтобы послали Маникантху за ним. Он вызвался добровольцем, пошёл в лес и вернулся обратно верхом на тигрице. Он противостоял и победил демоницу Махиши. [ 10 ] Махиши хотел стать его женой, но Айяппа, соблюдая целомудрие, отказался от предложения и убил демоницу. [ 8 ] [ 20 ] Царь осознал свои особые способности, признал его божественным существом и решил построить для него храм. Маниканта превращается в Айяппу и выпускает стрелу, обозначающую место для святилища. [ 23 ]

В некоторых версиях истории есть незначительные вариации: Айяппа отказывается от королевства и становится йогом-аскетом в лесистой горе. [ 24 ] По другой версии он описывается как сын сестры короля, родившийся в лесу и отправленный позже к дяде. Когда святилище Шастхи в Сабаримале было разрушено врагами короля, он победил их, заново установил статую и исчез в ней. [ 10 ] По некоторым версиям, он был воспитан бездетной королевской парой Раджашекара Пандиан и Коперундеви и вырос воином- йогом . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

По словам Пола Янгера, в эпоху позднего средневековья появились дополнительные легенды, которые связывали с Айяппаном других индуистских божеств и мифологии. [ 28 ] Божественные существа Датта и Лила пришли на землю в облике людей. Датта хотел вернуться в божественное царство, но Лила наслаждалась жизнью на земле и хотела остаться на земле. [ 1 ] Он рассердился и проклял ее, чтобы она стала Махиши (демоницей водяного буйвола). Лила, в свою очередь, прокляла его, чтобы он стал Махишей , демоном водяного буйвола, и они оба разграбили землю своими злыми делами. Позже Махишасура был убит богиней Дургой , а Махиши был убит Айяпаном, положив конец ужасу зла и освободив Лилу, которая ранее была проклята. [ 29 ] Эти легенды синкретически связывали и объединяли различные индуистские традиции вокруг шиваизма , вайшнавизма и шактизма . [ 29 ]

В последующие годы история Айяппана расширилась. Одна из таких версий уходит корнями в I-III века нашей эры, когда он превратился в божество, защищавшее торговцев и торговцев от врагов, таких как грабители и преступники-грабители. [ 28 ] Его храмы и традиции вдохновили наемников-индуистских йогов, которые защищали торговые пути в Южной Индии от преступников и помогли восстановить дхармическую торговую практику. [ 28 ] По другой версии, он изображается ребенком священника, чей отец был убит грозным преступником. Преступник похищает принцессу и совершает дерзкую спасательную операцию, убивая при этом преступника. [ 28 ] В одном из вариантов истории Айяппан заключает союз с мусульманским воином Ваваром против преступника Удаянана, что составляет основу для поклонения как в мечети , так и в индуистском храме, прежде чем начать паломничество к святилищу Айяппа. [ 28 ]

По словам Элизы Кент, легенды традиции айяппы кажутся «искусственно смешанными и собранными в своего рода коллаж». [ 30 ] Рут Ванита предполагает, что Айяппан, вероятно, возник в результате слияния дравидийского бога племенного происхождения и пуранической истории о взаимодействии Шивы и Мохини. [ 31 ] В некоторых регионах Айяппан и тамильское народное божество Айянар считаются одним и тем же человеком со схожими характеристиками и считаются причиной его большого количества последователей среди тамилов . [ 10 ] [ 32 ] [ 33 ]

Поклонение

[ редактировать ]
Храм Дхарма Шастхи в Сабаримале

Хотя поклонение айаппану было распространено и раньше в Керале , его популярность распространилась в 20 веке на большую часть Южной Индии . [ 17 ] [ 34 ] [ 35 ] есть много храмов, Хотя в Южной Индии главенствующим божеством которых является Айяппан, самая известная святыня расположена в Сабаримале на берегу реки Памба на холмах Западных Гат в Керале . Это крупный центр паломничества, ежегодно привлекающий миллионы индуистов. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Храм открыт только в определенные дни в году. [ 39 ]

Паломники несут ирумуди в Сабаримале

Паломники часто начинают подготовку за несколько недель до этого, ведя более простой образ жизни, соблюдая целомудрие, соблюдая вегетарианскую диету или частично постясь и надевая черное или синее платье. Эти недели ритуалов называются Врутхам , что обозначается ношением Тулси или Рудракши малы. Паломники не признают никаких форм социальной или экономической дискриминации и образуют братство, относящееся друг к другу как к равным. [ 8 ] [ 36 ] [ 40 ] [ 38 ] Паломники называют друг друга одним и тем же именем Свами, что означает «Бог». [ 38 ] [ 41 ] Паломники купаются в реке Памба и босиком отправляются в поход на вершину холма, неся на голове ирумуди (сумку с двумя отделениями для подношений). [ 36 ] [ 37 ] Затем они поднимаются по 18 ступеням перед святыней, каждая из которых представляет собой дхармическую ценность. [ 36 ] [ 37 ] Священники и преданные приносят цветы и разбрасывают их возле святыни, распевая различные шлоки . [ 42 ] Поскольку считается, что божество хранит целомудрие, женщинам детородного возраста не разрешается входить в храм. [ 25 ] [ 36 ] [ 37 ] Самый значительный фестиваль, связанный с ним, — Макаравилакку , отмечаемый в период зимнего солнцестояния. [ 22 ] [ 43 ] </ref> Хариварасанам - это Маниправалам, аштакам составленный во славу Шивы, но поемый как колыбельная для Айяппана. [ 44 ]

Другие храмы включают храм Ачанковил Састха , храм Арианкаву Састха , храм Эрумели Шри Дхармасастха и храм Кулатупужа Састха в Керале. [ 45 ] Храмы в Тамил Наду расположены в Анна Нагар , [ 46 ] Махалингапурам , [ 47 ] Перамбур , [ 48 ] и Раджа Аннамалайпурам в Ченнаи , [ 49 ] и Коимбатур . [ 50 ] В то время как храмы Айяппы обычно изображают его как йога, соблюдающего целомудрие, в некоторых храмах, таких как храм Ачанковил Састха, он изображается как женатый мужчина с двумя женами Пурной и Пушкалой, а также сыном Сатьякой. [ 51 ] [ 52 ] Считается, что некоторые из храмов Айяппы были основаны Парашурамой . [ 53 ] На холме Поннамбаламеду проводится ритуальное зажжение большого пламени в Западных Гатах во время Макаравилакку . [ 54 ]

Мечеть Вавара по дороге в Сабарималу

Айяппан остается одним из немногих божеств в индуистской традиции, которого уважают другие религиозные общины, включая мусульман и христиан. [ 25 ] По данным правительства Кералы , существует теория, что храм Сабаримала имел буддийское происхождение. [ 55 ] Айяппан также почитается мусульманами Кералы из-за его связи с Ваваром. [ 17 ] [ 8 ] В этой мифологии Айяппа противостоит в джунглях пирату-грабителю Вавару, при этом Айяппа побеждает Вавара, который затем становится доверенным лейтенантом Айяппы, помогающим сражаться с другими пиратами и грабителями. [ 56 ] По другой версии, Вавар считается мусульманским святым из Аравии, который работает с ним. [ 57 ] Мечеть, посвященная Вавару, стоит рядом со святилищем Кадута Свами у подножия паломнического пути, оба являются формой божеств-хранителей. Паломники возносят молитву обоим перед тем, как отправиться в путь к Сабаримале. [ 56 ] По словам Кента, в мечети нет останков Вавара, хотя в мечети возле Сабарималы есть могила, и никто не может ни датировать Вавара, ни указать, когда и где он жил, поэтому он может быть мифом. Легенда о Ваваре и святыни палли могут отражать индуистский подход к принятию и привлечению легендарных личностей или святых других религий в свои ряды. [ 58 ]

[ редактировать ]

Об Айаппане снят ряд индийских фильмов. К ним относятся: Сабаримала Айяппан (1961) С.М. Шрирамулу Найду , Свами Айяппан (1975) П. Субраманиама , Саранам Айяппа (1980) Дасаратана, Арул Тарум Айяппан (1987) Дасаратана, Шив Путра Свами Айяппа (1990) П.С. Мани. , Сабаримала Шри Айяппан (1990) Ренуки Шармы, Энгал Свами Айяппан (1990) Дасаратана, Айяппа Свами Махатьям (1991), Айяппа Дикша Махималу (1992) Гуды Рамы Кришны, Свами Аяппа Шабарималаи (1993) К. Шанкара , Джай Хари Хара Путра Айяппа (1995), Бхагваан Айяппа (2007) Ираджарала Бхахты и В. Сваминатана, Свами Айяппан (2012) Четана Шармы и Махеша Веттияра, Ом Шаранам Айяппа (2015) К. Шарата, Шри Омкара Айяппана (2016) ) Саи Пракаша , Айяппа Катакшам (2019) Рудрапатлы Венугопала и Маликаппурам (2023) Вишну Мохана. [ 59 ] [ 60 ]

Asianet запустила серию на малаялам под названием «Свами Айяппан» в 2006 году. Другие серии включают «Свами Айяппан Сарам» (2010 г.), Сабаримала Шри Дхармашаста (2012 г.), Сабаримала Свами Аяппан (2019 г.) и Маликаппурам: Апатбандхаван Айяппан (2023 г.). Историю Айяппы Парвати продиктовала в индийском Ганеше телешоу «Вигнахарта Ганеша» . [ 61 ] История Айяппана была адаптирована в виде комикса в 673-м выпуске индийской серии комиксов « Амар Читра Катха» . [ 62 ] [ 63 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Младший 2002 , с. 21.
  2. ^ Jump up to: а б Шрикант, К.В. Манодж (1998). Сабаримала: Это вневременное послание . Интегральные книги. п. 37. ИСБН  978-8-186-10712-6 .
  3. ^ Младший 2002 , с. 166 .
  4. ^ Андронов, Михаил Сергеевич (1996). Грамматика языка малаялам в исторической обработке . Издательство Отто Харрасовица . п. 49. ИСБН  978-3-447-03811-9 .
  5. ^ Бронкхорст, Йоханнес; Дешпанде, Мадхав (25–27 октября 1996 г.). Арийцы и неарийцы в Южной Азии: доказательства, интерпретации и идеология . Международный семинар по арийцам и неарийцам в Южной Азии. Гарвардский восточный сериал: Opera Minora . Том. 3 (переиздание). Мичиганский университет, Анн-Арбор, Мичиган: Гарвардский университет (опубликовано в 1999 г.). стр. 177–178. ISBN  978-1-888-78904-1 .
  6. ^ Махадеван, Ираватам (2003). Ранняя тамильская эпиграфика с древнейших времен до шестого века нашей эры Мичиганский университет . п. 106. ИСБН  978-0-674-01227-1 .
  7. ^ Киттель, Ф., преподобный (июнь 1872 г.). «Кооргские суеверия» . Индийский антиквар: журнал восточных исследований в области археологии, истории, литературы, языков, фольклора . Австрийская национальная библиотека : 168 . Проверено 22 августа 2024 г. Айяппа (Айя-Аппа)† т.е. Господь-отец... † Ай, Айя - почетный титул у дравидов, часто присоединяемый к именам собственным,... {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: статус URL ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). «Айаппан» . Энциклопедия индуизма . Издание информационной базы . п. 58. ИСБН  978-0-816-07564-5 . Проверено 22 августа 2024 г. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: статус URL ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б Дубей, ДП (1995). Паломнические исследования: Священные места, священные традиции . Общество исследований паломничества. стр. 136–137. ISBN  978-8-190-05201-6 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Далал 2010 , с. 44 .
  11. ^ Jump up to: а б Секар 1992 , с. 19 .
  12. ^ Гриффитс, Пол Дж. (1994). О том, как быть Буддой: классическая доктрина состояния будды . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 64. ИСБН  978-0-791-42127-7 .
  13. ^ Секар 1992 , с. 23 .
  14. ^ Младший 2002 , стр. 21–25.
  15. ^ Майсур Нарасимхачар Шринивас (2002). Сборник сочинений . Издательство Оксфордского университета . п. 352. ИСБН  978-0-195-65174-4 .
  16. ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . Издательство «Брилл» . п. 72. ИСБН  9004064982 .
  17. ^ Jump up to: а б с д Лазер 2014 , с. 63 .
  18. ^ Младший 2002 , стр. 18–25.
  19. ^ Гудриан, Теун (1978). «Майя богов: Мохини» . Майя божественная и человеческая . Издательство Мотилал Банарсидасс . стр. 42–43. ISBN  978-81-208-2389-1 . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 октября 2020 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Младший 2002 , с. 18.
  21. ^ Лазер 2014 , с. 64 .
  22. ^ Jump up to: а б Дениз Куш; Кэтрин А. Робинсон; Майкл Йорк (2008). Энциклопедия индуизма . Рутледж . п. 78. ИСБН  978-0-700-71267-0 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 25 августа 2017 г.
  23. ^ Младший 2002 , стр. 18–19.
  24. ^ Девдутт Паттанаик (2014). Пашу: Сказки о животных из индуистской мифологии . Книги о пингвинах . стр. 109–111. ISBN  978-8-184-75692-0 .
  25. ^ Jump up to: а б с «Айяппан – индуистское божество» . Британская энциклопедия . 2014. Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
  26. ^ Джеффри Д. Лонг (2011). Исторический словарь индуизма . Пугало Пресс . п. 78. ИСБН  978-0-810-87960-7 .
  27. ^ Младший 2002 , стр. 17–21.
  28. ^ Jump up to: а б с д и Младший, 2002 г. , стр. 20–21.
  29. ^ Jump up to: а б Младший, 2002 г. , стр. 21–22.
  30. ^ Кент 2013 , с. 80-83.
  31. ^ Рут Ванита; Салим Кидвай (2000). Однополая любовь в Индии: Чтения по индийской литературе . Издательство Спрингер . п. 94. ИСБН  978-1-137-05480-7 . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 октября 2020 г.
  32. ^ Секар 1992 , с. 20 .
  33. ^ Пиллаи, В. Нараяна (1939). «Культ Шаста в Траванкоре. Это реликвия буддизма?» . Труды Индийского исторического конгресса . 3 : 230–240. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44252378 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 30 августа 2023 г.
  34. ^ Кумар 2014 , с. 212 .
  35. ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. п. 28. ISBN  978-8-176-25039-9 .
  36. ^ Jump up to: а б с д и Фред Клоти (1978). Бардуэлл Л. Смит (ред.). Религия и легитимация власти в Южной Азии . Издательство «Брилл» . стр. 3–9. ISBN  978-9-004-05674-9 .
  37. ^ Jump up to: а б с д Младший, 2002 г. , стр. 18–23.
  38. ^ Jump up to: а б с Диана Л. Эк (2012). Индия: Священная география . Случайный дом. стр. 13–14. ISBN  978-0-385-53191-7 .
  39. ^ «Мандала Пуджа 2022: Все, что вам нужно знать о Мандале Калам» . Таймс оф Индия . 17 ноября 2022 г. ISSN   0971-8257 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
  40. ^ Кент 2013 , с. 14-15.
  41. ^ Э. Валентин Дэниел (1987). Жидкие знаки: быть человеком по-тамильски . Издательство Калифорнийского университета . стр. 244–262. ISBN  978-0-520-06167-5 .
  42. ^ Стивен Кнапп (2009). Справочник по Духовной Индии . Хайко. стр. 416–419. ISBN  978-8-184-95024-3 .
  43. ^ Далал 2010 , с. 350 .
  44. ^ «Этот сезон Сабаримала: обновленная колыбельная для лорда Айяппана » Индуистский ​19 ноября 2017 г. ISSN   0971-751X . Архивировано 3 октября. из оригинала Получено 25 декабря.
  45. ^ «5 храмов, входящих в паломнический маршрут Сабаримала» . Новый Индийский экспресс . 18 января 2016 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2023 г. . Проверено 1 июня 2024 г.
  46. ^ «Где служение божественное» . Индус . 17 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2004 г. Проверено 1 мая 2013 г.
  47. ^ «Сарасвати Пуджа отмечается в храме Махалингапурам Айяппан в Ченнаи» . Новости АНИ . 8 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 25 января 2023 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  48. ^ «Сотни детей в городе готовятся к Видьярамбхаму» . Таймс оф Индия . 29 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 1 июня 2024 г.
  49. ^ «1008 санга-абхисекам в храме Шри Айяппан, 10 июня» . Майлапор Таймс . 31 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  50. ^ «Онам 2023: Преданные заполняют храм Айяппан в Коимбаторе» . Новости АНИ . 29 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  51. ^ К. Шрикумаран (2005). Тиртаятра: паломничество по различным храмам . Бхаратия Видья Бхаван . стр. 103, 120. ISBN  978-8-172-76363-3 .
  52. ^ Паттанаик, Девдутт (2014). Мужчина, который был женщиной, и другие странные истории из индуистских преданий . Рутледж . п. 127. ИСБН  978-1-317-76630-8 .
  53. ^ Мария А. Дэвид (2009). За пределами границ: индуистско-христианские отношения и основные христианские общины . ИСПК. п. 9. ISBN  978-8-184-65001-3 .
  54. ^ «Свет в день Маркаршамкарамы аарти » . Зи Новости . 7 января 2012 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 г. . Проверено 16 января 2013 г.
  55. ^ «Храм Сабаримала был буддийским храмом, как сообщает правительство Кералы Высокому суду» . Новый Индийский экспресс . 12 ноября 2018 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  56. ^ Jump up to: а б Кент 2013 , с. 81-86.
  57. ^ Кумар, К.П. Нараяна. «Прежде чем прибыть в храм Сабаримала в Керале, преданные посещают мечеть» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  58. ^ Элиза Кент (2013). Линии в воде: религиозные границы в Южной Азии . Издательство Сиракузского университета. стр. 84–88. ISBN  978-0-8156-5225-0 .
  59. ^ Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . «Британский» институт кино. ISBN  9780851706696 .
  60. ^ «Айяппан теперь в мультяшном аватаре» . Индус . 20 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Проверено 21 июня 2014 г.
  61. ^ «Время сказок для детей — Вигнахарта Ганеша» . Сони Лив . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
  62. ^ Шьямала Махадеван (1975). Айяппан: Владыка Шабарималы . Амар Читра Катха . ISBN  978-8-184-82016-4 . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 23 июля 2024 г.
  63. ^ «Айаппан» . Амар Читра Катха . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • медиафайлы по теме: Айяппан Викискладе есть
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7afaf806a20835a560113e1fd19bd7e__1723435320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/7e/c7afaf806a20835a560113e1fd19bd7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ayyappan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)