Айяппан
Айяппан | |
---|---|
Бог истины и праведности | |
![]() Айяппа (н) сидящий на тигре | |
Принадлежность | индуизм |
Обитель | Сабаримала |
Мантра | Свамие Шаранам Айяппа [ 1 ] |
Оружие | Лук и стрелы , меч |
Символы | Колокольчик , лук и стрелы |
День | Суббота |
Устанавливать | Тигр |
Тексты | Брахманда Пурана |
Пол | Мужской |
Фестивали | Макаравилакку |
Генеалогия | |
Рожденный | Маникандан |
Родители |
Айяппан , также известный как Дхармасастха и Маникандан , — индуистское божество истины и праведности. Согласно индуистской теологии, он описывается как сын Шивы и Вишну в образе Мохини , представляя таким образом мост между шиваизмом и вайшнавизмом .
Айяппан — божество-воин, которого почитают за его аскетическую преданность Дхарме , этическому и правильному образу жизни. Обычно его изображают в виде молодого человека верхом на бенгальском тигре или рядом с ним и держащим лук и стрелы . На некоторых изображениях он изображен держащим меч верхом на индийском слоне или лошади . Другая иконография обычно изображает его в йогической позе с колокольчиком на шее.
Легенды и мифология Айяппана различаются в зависимости от региона, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. Согласно преданию малаялам , Айяппан представлен как принц-воин королевства Пандала . В последующие годы истории об Айяппане расширились различными версиями, описывающими его как воина, который защищал людей от злодеев, одновременно помогая восстановить практики Дхармы, и он превратился в божество. В некоторых регионах Айяппан и тамильское народное божество Айянар считаются одним и тем же человеком, имеющим схожие характеристики.
Хотя поклонение айаппану было распространено и раньше в Керале , его популярность распространилась в 20 веке на большую часть Южной Индии . Его обитель Сабаримала расположена на берегу реки Памба в лесах Западных Гат и является основным местом паломничества, ежегодно привлекающим миллионы людей. Паломники часто заранее готовятся за несколько недель, ведя более простой образ жизни, сохраняя целомудрие и отправляясь на холм босиком, неся на голове ирумуди (мешок с подношениями).
Имена и этимология
[ редактировать ]Название Айяппан представляет собой комбинацию двух слов айян и аппан . [ 2 ] [ 3 ] Айян на тамильском и аналогичном малаяламском слове ачан означает «отец». [ 4 ] [ 5 ] Аппан также используется для обозначения «отца»; на тамильском оба слова также используются как почетные титулы. [ 2 ] [ 6 ] Он описывается как сын Мохини (женская форма Вишну ) и Шивы , имя которого Айяппан означает «господин-отец». [ 7 ] [ 8 ] Название могло также произойти от сочетания слов «арий» и «аппан» , первое из которых означало «почитаемый». [ 9 ]
В индуистских писаниях, таких как «Вишну Пурана» и «Шримад Бхагаватам» , он упоминается как Дхармасастха и Шастха , что означает «правитель мира». [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ] Слово Шастха также могло быть заимствовано из буддизма , поскольку Айяппан рассматривается как воплощение Будды , а Будда был известен под тем же именем, что означает учитель. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] Он также известен как Харихарасудхан , что означает «сын Харихара » как слияние Хари и Хара , имен, данных Вишну и Шиве соответственно. [ 10 ] Его также называют Маниканда , где мани означает «колокольчик», а «канда» означает «шея» на санскрите , что переводится как «носитель колокольчика на шее». [ 10 ] [ 13 ]
Иконография и изображения
[ редактировать ]
Айяппан - божество-воин, его почитают за его аскетическую преданность Дхарме , этичному и правильному образу жизни, за использование своего военного гения и смелых йогических военных способностей для уничтожения тех, кто силен, но неэтичен, оскорбителен и деспотичен. [ 14 ] Обычно его изображают в виде целомудренного молодого человека с луком и стрелами , едущего верхом на бенгальском тигре . [ 15 ] На некоторых изображениях он держит поднятый лук в левой руке, а в правой руке держит стрелу или меч, расположенный по диагонали через левое бедро. [ 16 ] Другая иконография обычно изображает его в йогической позе с колокольчиком на шее. [ 17 ] На некоторых изображениях, например на Шри-Ланке , он изображен верхом на индийском слоне или лошади . [ 9 ]
Богословие и историческое развитие
[ редактировать ]Легенды и мифология Айяппана различаются в зависимости от региона, отражая традицию, которая развивалась с течением времени. [ 18 ] Согласно Пуранам , он упоминается как воплощение Харихарапутры, сына Шивы и Мохини. [ 8 ] [ 10 ] [ 17 ] Хотя это взаимодействие между Шивой и Мохини упоминается в « Бхагавата-пуране» , он не упоминается под именем Айяппа. [ 19 ]
Согласно фольклору малаялам, Айяппан представлен как принц-воин королевства Пандала . [ 20 ] [ 21 ] Поскольку королевская семья была бездетной, король Пандалама нашел мальчика на берегу реки Памба . [ 8 ] [ 10 ] [ 22 ] Царь назвал мальчика Маникантой и вырастил ему собственного сына по совету подвижника. Когда Маникантхе было 12 лет, король хотел официально помазать его наследником. Однако королева возражала против этого, отдавая предпочтение своему младшему биологическому ребенку. [ 8 ] [ 20 ] Королева притворилась больной, попросила тигрьего молока, чтобы вылечить ее болезнь, и потребовала, чтобы послали Маникантху за ним. Он вызвался добровольцем, пошёл в лес и вернулся обратно верхом на тигрице. Он противостоял и победил демоницу Махиши. [ 10 ] Махиши хотел стать его женой, но Айяппа, соблюдая целомудрие, отказался от предложения и убил демоницу. [ 8 ] [ 20 ] Царь осознал свои особые способности, признал его божественным существом и решил построить для него храм. Маниканта превращается в Айяппу и выпускает стрелу, обозначающую место для святилища. [ 23 ]
В некоторых версиях истории есть незначительные вариации: Айяппа отказывается от королевства и становится йогом-аскетом в лесистой горе. [ 24 ] По другой версии он описывается как сын сестры короля, родившийся в лесу и отправленный позже к дяде. Когда святилище Шастхи в Сабаримале было разрушено врагами короля, он победил их, заново установил статую и исчез в ней. [ 10 ] По некоторым версиям, он был воспитан бездетной королевской парой Раджашекара Пандиан и Коперундеви и вырос воином- йогом . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
По словам Пола Янгера, в эпоху позднего средневековья появились дополнительные легенды, которые связывали с Айяппаном других индуистских божеств и мифологии. [ 28 ] Божественные существа Датта и Лила пришли на землю в облике людей. Датта хотел вернуться в божественное царство, но Лила наслаждалась жизнью на земле и хотела остаться на земле. [ 1 ] Он рассердился и проклял ее, чтобы она стала Махиши (демоницей водяного буйвола). Лила, в свою очередь, прокляла его, чтобы он стал Махишей , демоном водяного буйвола, и они оба разграбили землю своими злыми делами. Позже Махишасура был убит богиней Дургой , а Махиши был убит Айяпаном, положив конец ужасу зла и освободив Лилу, которая ранее была проклята. [ 29 ] Эти легенды синкретически связывали и объединяли различные индуистские традиции вокруг шиваизма , вайшнавизма и шактизма . [ 29 ]
В последующие годы история Айяппана расширилась. Одна из таких версий уходит корнями в I-III века нашей эры, когда он превратился в божество, защищавшее торговцев и торговцев от врагов, таких как грабители и преступники-грабители. [ 28 ] Его храмы и традиции вдохновили наемников-индуистских йогов, которые защищали торговые пути в Южной Индии от преступников и помогли восстановить дхармическую торговую практику. [ 28 ] По другой версии, он изображается ребенком священника, чей отец был убит грозным преступником. Преступник похищает принцессу и совершает дерзкую спасательную операцию, убивая при этом преступника. [ 28 ] В одном из вариантов истории Айяппан заключает союз с мусульманским воином Ваваром против преступника Удаянана, что составляет основу для поклонения как в мечети , так и в индуистском храме, прежде чем начать паломничество к святилищу Айяппа. [ 28 ]
По словам Элизы Кент, легенды традиции айяппы кажутся «искусственно смешанными и собранными в своего рода коллаж». [ 30 ] Рут Ванита предполагает, что Айяппан, вероятно, возник в результате слияния дравидийского бога племенного происхождения и пуранической истории о взаимодействии Шивы и Мохини. [ 31 ] В некоторых регионах Айяппан и тамильское народное божество Айянар считаются одним и тем же человеком со схожими характеристиками и считаются причиной его большого количества последователей среди тамилов . [ 10 ] [ 32 ] [ 33 ]
Поклонение
[ редактировать ]
Хотя поклонение айаппану было распространено и раньше в Керале , его популярность распространилась в 20 веке на большую часть Южной Индии . [ 17 ] [ 34 ] [ 35 ] есть много храмов, Хотя в Южной Индии главенствующим божеством которых является Айяппан, самая известная святыня расположена в Сабаримале на берегу реки Памба на холмах Западных Гат в Керале . Это крупный центр паломничества, ежегодно привлекающий миллионы индуистов. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Храм открыт только в определенные дни в году. [ 39 ]
Паломники часто начинают подготовку за несколько недель до этого, ведя более простой образ жизни, соблюдая целомудрие, соблюдая вегетарианскую диету или частично постясь и надевая черное или синее платье. Эти недели ритуалов называются Врутхам , что обозначается ношением Тулси или Рудракши малы. Паломники не признают никаких форм социальной или экономической дискриминации и образуют братство, относящееся друг к другу как к равным. [ 8 ] [ 36 ] [ 40 ] [ 38 ] Паломники называют друг друга одним и тем же именем Свами, что означает «Бог». [ 38 ] [ 41 ] Паломники купаются в реке Памба и босиком отправляются в поход на вершину холма, неся на голове ирумуди (сумку с двумя отделениями для подношений). [ 36 ] [ 37 ] Затем они поднимаются по 18 ступеням перед святыней, каждая из которых представляет собой дхармическую ценность. [ 36 ] [ 37 ] Священники и преданные приносят цветы и разбрасывают их возле святыни, распевая различные шлоки . [ 42 ] Поскольку считается, что божество хранит целомудрие, женщинам детородного возраста не разрешается входить в храм. [ 25 ] [ 36 ] [ 37 ] Самый значительный фестиваль, связанный с ним, — Макаравилакку , отмечаемый в период зимнего солнцестояния. [ 22 ] [ 43 ] </ref> Хариварасанам - это Маниправалам, аштакам составленный во славу Шивы, но поемый как колыбельная для Айяппана. [ 44 ]
Другие храмы включают храм Ачанковил Састха , храм Арианкаву Састха , храм Эрумели Шри Дхармасастха и храм Кулатупужа Састха в Керале. [ 45 ] Храмы в Тамил Наду расположены в Анна Нагар , [ 46 ] Махалингапурам , [ 47 ] Перамбур , [ 48 ] и Раджа Аннамалайпурам в Ченнаи , [ 49 ] и Коимбатур . [ 50 ] В то время как храмы Айяппы обычно изображают его как йога, соблюдающего целомудрие, в некоторых храмах, таких как храм Ачанковил Састха, он изображается как женатый мужчина с двумя женами Пурной и Пушкалой, а также сыном Сатьякой. [ 51 ] [ 52 ] Считается, что некоторые из храмов Айяппы были основаны Парашурамой . [ 53 ] На холме Поннамбаламеду проводится ритуальное зажжение большого пламени в Западных Гатах во время Макаравилакку . [ 54 ]

Айяппан остается одним из немногих божеств в индуистской традиции, которого уважают другие религиозные общины, включая мусульман и христиан. [ 25 ] По данным правительства Кералы , существует теория, что храм Сабаримала имел буддийское происхождение. [ 55 ] Айяппан также почитается мусульманами Кералы из-за его связи с Ваваром. [ 17 ] [ 8 ] В этой мифологии Айяппа противостоит в джунглях пирату-грабителю Вавару, при этом Айяппа побеждает Вавара, который затем становится доверенным лейтенантом Айяппы, помогающим сражаться с другими пиратами и грабителями. [ 56 ] По другой версии, Вавар считается мусульманским святым из Аравии, который работает с ним. [ 57 ] Мечеть, посвященная Вавару, стоит рядом со святилищем Кадута Свами у подножия паломнического пути, оба являются формой божеств-хранителей. Паломники возносят молитву обоим перед тем, как отправиться в путь к Сабаримале. [ 56 ] По словам Кента, в мечети нет останков Вавара, хотя в мечети возле Сабарималы есть могила, и никто не может ни датировать Вавара, ни указать, когда и где он жил, поэтому он может быть мифом. Легенда о Ваваре и святыни палли могут отражать индуистский подход к принятию и привлечению легендарных личностей или святых других религий в свои ряды. [ 58 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Об Айаппане снят ряд индийских фильмов. К ним относятся: Сабаримала Айяппан (1961) С.М. Шрирамулу Найду , Свами Айяппан (1975) П. Субраманиама , Саранам Айяппа (1980) Дасаратана, Арул Тарум Айяппан (1987) Дасаратана, Шив Путра Свами Айяппа (1990) П.С. Мани. , Сабаримала Шри Айяппан (1990) Ренуки Шармы, Энгал Свами Айяппан (1990) Дасаратана, Айяппа Свами Махатьям (1991), Айяппа Дикша Махималу (1992) Гуды Рамы Кришны, Свами Аяппа Шабарималаи (1993) К. Шанкара , Джай Хари Хара Путра Айяппа (1995), Бхагваан Айяппа (2007) Ираджарала Бхахты и В. Сваминатана, Свами Айяппан (2012) Четана Шармы и Махеша Веттияра, Ом Шаранам Айяппа (2015) К. Шарата, Шри Омкара Айяппана (2016) ) Саи Пракаша , Айяппа Катакшам (2019) Рудрапатлы Венугопала и Маликаппурам (2023) Вишну Мохана. [ 59 ] [ 60 ]
Asianet запустила серию на малаялам под названием «Свами Айяппан» в 2006 году. Другие серии включают «Свами Айяппан Сарам» (2010 г.), Сабаримала Шри Дхармашаста (2012 г.), Сабаримала Свами Аяппан (2019 г.) и Маликаппурам: Апатбандхаван Айяппан (2023 г.). Историю Айяппы Парвати продиктовала в индийском Ганеше телешоу «Вигнахарта Ганеша» . [ 61 ] История Айяппана была адаптирована в виде комикса в 673-м выпуске индийской серии комиксов « Амар Читра Катха» . [ 62 ] [ 63 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Младший 2002 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Шрикант, К.В. Манодж (1998). Сабаримала: Это вневременное послание . Интегральные книги. п. 37. ИСБН 978-8-186-10712-6 .
- ^ Младший 2002 , с. 166 .
- ^ Андронов, Михаил Сергеевич (1996). Грамматика языка малаялам в исторической обработке . Издательство Отто Харрасовица . п. 49. ИСБН 978-3-447-03811-9 .
- ^ Бронкхорст, Йоханнес; Дешпанде, Мадхав (25–27 октября 1996 г.). Арийцы и неарийцы в Южной Азии: доказательства, интерпретации и идеология . Международный семинар по арийцам и неарийцам в Южной Азии. Гарвардский восточный сериал: Opera Minora . Том. 3 (переиздание). Мичиганский университет, Анн-Арбор, Мичиган: Гарвардский университет (опубликовано в 1999 г.). стр. 177–178. ISBN 978-1-888-78904-1 .
- ^ Махадеван, Ираватам (2003). Ранняя тамильская эпиграфика с древнейших времен до шестого века нашей эры Мичиганский университет . п. 106. ИСБН 978-0-674-01227-1 .
- ^ Киттель, Ф., преподобный (июнь 1872 г.). «Кооргские суеверия» . Индийский антиквар: журнал восточных исследований в области археологии, истории, литературы, языков, фольклора . Австрийская национальная библиотека : 168 . Проверено 22 августа 2024 г.
Айяппа (Айя-Аппа)† т.е. Господь-отец... † Ай, Айя - почетный титул у дравидов, часто присоединяемый к именам собственным,...
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). «Айаппан» . Энциклопедия индуизма . Издание информационной базы . п. 58. ИСБН 978-0-816-07564-5 . Проверено 22 августа 2024 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Дубей, ДП (1995). Паломнические исследования: Священные места, священные традиции . Общество исследований паломничества. стр. 136–137. ISBN 978-8-190-05201-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Далал 2010 , с. 44 .
- ^ Jump up to: а б Секар 1992 , с. 19 .
- ^ Гриффитс, Пол Дж. (1994). О том, как быть Буддой: классическая доктрина состояния будды . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 64. ИСБН 978-0-791-42127-7 .
- ^ Секар 1992 , с. 23 .
- ^ Младший 2002 , стр. 21–25.
- ^ Майсур Нарасимхачар Шринивас (2002). Сборник сочинений . Издательство Оксфордского университета . п. 352. ИСБН 978-0-195-65174-4 .
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . Издательство «Брилл» . п. 72. ИСБН 9004064982 .
- ^ Jump up to: а б с д Лазер 2014 , с. 63 .
- ^ Младший 2002 , стр. 18–25.
- ^ Гудриан, Теун (1978). «Майя богов: Мохини» . Майя божественная и человеческая . Издательство Мотилал Банарсидасс . стр. 42–43. ISBN 978-81-208-2389-1 . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Младший 2002 , с. 18.
- ^ Лазер 2014 , с. 64 .
- ^ Jump up to: а б Дениз Куш; Кэтрин А. Робинсон; Майкл Йорк (2008). Энциклопедия индуизма . Рутледж . п. 78. ИСБН 978-0-700-71267-0 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ Младший 2002 , стр. 18–19.
- ^ Девдутт Паттанаик (2014). Пашу: Сказки о животных из индуистской мифологии . Книги о пингвинах . стр. 109–111. ISBN 978-8-184-75692-0 .
- ^ Jump up to: а б с «Айяппан – индуистское божество» . Британская энциклопедия . 2014. Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Джеффри Д. Лонг (2011). Исторический словарь индуизма . Пугало Пресс . п. 78. ИСБН 978-0-810-87960-7 .
- ^ Младший 2002 , стр. 17–21.
- ^ Jump up to: а б с д и Младший, 2002 г. , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Младший, 2002 г. , стр. 21–22.
- ^ Кент 2013 , с. 80-83.
- ^ Рут Ванита; Салим Кидвай (2000). Однополая любовь в Индии: Чтения по индийской литературе . Издательство Спрингер . п. 94. ИСБН 978-1-137-05480-7 . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Секар 1992 , с. 20 .
- ^ Пиллаи, В. Нараяна (1939). «Культ Шаста в Траванкоре. Это реликвия буддизма?» . Труды Индийского исторического конгресса . 3 : 230–240. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44252378 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Кумар 2014 , с. 212 .
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. п. 28. ISBN 978-8-176-25039-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и Фред Клоти (1978). Бардуэлл Л. Смит (ред.). Религия и легитимация власти в Южной Азии . Издательство «Брилл» . стр. 3–9. ISBN 978-9-004-05674-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Младший, 2002 г. , стр. 18–23.
- ^ Jump up to: а б с Диана Л. Эк (2012). Индия: Священная география . Случайный дом. стр. 13–14. ISBN 978-0-385-53191-7 .
- ^ «Мандала Пуджа 2022: Все, что вам нужно знать о Мандале Калам» . Таймс оф Индия . 17 ноября 2022 г. ISSN 0971-8257 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Кент 2013 , с. 14-15.
- ^ Э. Валентин Дэниел (1987). Жидкие знаки: быть человеком по-тамильски . Издательство Калифорнийского университета . стр. 244–262. ISBN 978-0-520-06167-5 .
- ^ Стивен Кнапп (2009). Справочник по Духовной Индии . Хайко. стр. 416–419. ISBN 978-8-184-95024-3 .
- ^ Далал 2010 , с. 350 .
- ^ «Этот сезон Сабаримала: обновленная колыбельная для лорда Айяппана » Индуистский 19 ноября 2017 г. ISSN 0971-751X . Архивировано 3 октября. из оригинала Получено 25 декабря.
- ^ «5 храмов, входящих в паломнический маршрут Сабаримала» . Новый Индийский экспресс . 18 января 2016 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2023 г. . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Где служение божественное» . Индус . 17 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2004 г. Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ «Сарасвати Пуджа отмечается в храме Махалингапурам Айяппан в Ченнаи» . Новости АНИ . 8 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 25 января 2023 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Сотни детей в городе готовятся к Видьярамбхаму» . Таймс оф Индия . 29 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «1008 санга-абхисекам в храме Шри Айяппан, 10 июня» . Майлапор Таймс . 31 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Онам 2023: Преданные заполняют храм Айяппан в Коимбаторе» . Новости АНИ . 29 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ К. Шрикумаран (2005). Тиртаятра: паломничество по различным храмам . Бхаратия Видья Бхаван . стр. 103, 120. ISBN 978-8-172-76363-3 .
- ^ Паттанаик, Девдутт (2014). Мужчина, который был женщиной, и другие странные истории из индуистских преданий . Рутледж . п. 127. ИСБН 978-1-317-76630-8 .
- ^ Мария А. Дэвид (2009). За пределами границ: индуистско-христианские отношения и основные христианские общины . ИСПК. п. 9. ISBN 978-8-184-65001-3 .
- ^ «Свет в день Маркаршамкарамы аарти » . Зи Новости . 7 января 2012 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2024 г. . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ «Храм Сабаримала был буддийским храмом, как сообщает правительство Кералы Высокому суду» . Новый Индийский экспресс . 12 ноября 2018 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кент 2013 , с. 81-86.
- ^ Кумар, К.П. Нараяна. «Прежде чем прибыть в храм Сабаримала в Керале, преданные посещают мечеть» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ Элиза Кент (2013). Линии в воде: религиозные границы в Южной Азии . Издательство Сиракузского университета. стр. 84–88. ISBN 978-0-8156-5225-0 .
- ^ Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . «Британский» институт кино. ISBN 9780851706696 .
- ^ «Айяппан теперь в мультяшном аватаре» . Индус . 20 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Проверено 21 июня 2014 г.
- ^ «Время сказок для детей — Вигнахарта Ганеша» . Сони Лив . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Шьямала Махадеван (1975). Айяппан: Владыка Шабарималы . Амар Читра Катха . ISBN 978-8-184-82016-4 . Архивировано из оригинала 25 июля 2024 года . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Айаппан» . Амар Читра Катха . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-143-41517-6 .
- Кент, Элиза (2013). Линии в воде: религиозные границы в Южной Азии . Издательство Сиракузского университета . ISBN 978-0-815-65225-0 .
- Кумар, Пратап (2014). Современный индуизм . Издательство Рутледж . ISBN 978-1-317-54635-1 .
- Лазер, Тэмми (2014). Боги и богини Древней Индии . Британское образовательное издательство . ISBN 978-1-622-75391-8 .
- Секар, Радхика (1992). Паломничество Шабарималай и культ Айяппана . Издательство Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-8-120-81056-3 .
- Младший, Пол (2002). Принимая у себя божество: фестивальная религия в южноиндийской традиции . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-195-14044-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Айяппан Викискладе есть