Танец и театр Лаоса
Танец и театр Лаоса (nattakam Lao, Lao: ນາດຕະກັມລາວ [nâːt.tā.kàm láːw] ) — основная форма драматического искусства большинства этнической группы Лаоса , лаосского народа. Он разделяется с этническими лаосцами, которые Исан также населяют регион в Таиланде. В основном существует два типа танцев (или танцевальных драм): классические танцы, исполняемые при королевских дворах, и народные танцы, которые теперь ассоциируются с морламом . [ 1 ]
Театр теней, хотя и не связан с танцем, является важной частью лаосских театральных традиций. Различные танцевально-драматические труппы, в основном работающие в Луангпрабанге и Вьентьяне , продолжают преподавать старые классические придворные танцы и драмы с кхмерским влиянием и народные танцы соответственно. [ 1 ]
Классический танец и театр
[ редактировать ]Танцевальные драмы Лаоса изначально ставились только для королевского двора. возникшие в Камбодже Танцевальные драмы и музыкальное сопровождение, , очень похожи на кхмерский классический танец . Согласно лаосским легендам, окружающим первого правителя Лан Ксанга , говорится, что помимо большой армии кхмерских солдат короля Фа Нгума сопровождали многочисленные танцовщицы из двора Ангкора . [ 2 ]
Королевский танец Лаоса называется Фоне Нанг Кео ( лаосский : ຟ້ອນນາງແກ້ວ , букв. « Танец леди Кео » ) в честь королевы Кео Кенгня (также известной как королева Кео Лот Фа), кхмерской принцессы из Ангкора и жены короля Фа Нгума. . Ей приписывают привнесение буддизма и кхмерской культуры , включая королевский танец, в столицу империи Луангпрабанг . В мирное время ее окружение исполняло танец, заимствованный из кхмерского королевского балета . [ 3 ] [ 4 ] Танцевальное представление проводилось только по особым случаям. С тех пор танец бережно сохраняют и лелеют жители Луангпрабанга . Сообщается, что танец исключительно хорошо сохранил свой традиционный стиль, не претерпев никаких изменений до наших дней. [ 5 ] До 1957 года население деревни Бан Пханом , расположенной к северу от Луангпрабанга , предоставляло молодых девушек для исполнения Фоне Нанг Кео . Мастера танцев были выходцами из этой деревни, которая находилась под прямым владением короля, а ее жители служили данниками. Взамен они были освобождены от государственных налогов и получали еду из королевского дворца. Фоне Нанг Кео когда-то был исключительной собственностью короля и сопровождал жизнь династии Ланг Ксан Хом Као . Со временем он превратился в священный ритуал в честь богов и духов-защитников лаосского фольклора и призывания к защите. Чтобы отдать дань уважения этим организациям, король традиционно представил представление Фоне Нанг Кео во время лаосского Нового года (Пхимай). создание страны как « Королевства миллиона слонов В то же время отмечалось ». Танцу не преподавали в танцевальных школах, а передавали из поколения в поколение мастера танцев королевского дворца, которые обеспечивали процветание как Фоне Нанг Кео и танцы Рамаяны. Костюмы и аксессуары танцоров чрезвычайно ценны и предназначены только для официальных выступлений. До и после каждого танца проводится церемония почитания духов-хранителей. Ведущий в сопровождении цветов, свечей и подношений выражает благодарность и ищет защиты у духов и мастеров танцев, которые наблюдают за выступлением танцоров и их мастерством танцевальных жестов. В настоящее время представление Фоне Нанг Кео проводится один раз в год в Королевском дворце Луанг Прабанга на лаосский Новый год . Второе представление состоится в последующие дни для широкой публики на главной рыночной площади. [ 3 ]
В большинстве танцевальных драм изображены сцены из лаосской Рамаяны, известные как Пхра Лак Пхра Рам (Phra Lak Phra Ram [phāʔ.lāk phāʔ.láːm] ), Садок (Phra Lak [sáː) doc] Джатака ) , или Считается, что Рамаяна постепенно была принята кхмерами и Сиамом, и оба они происходят из древней кхмерской традиции. [ 6 ] Его быстро адаптировали в формат стихов, похожий на буддийские сказки Джатаки. Лаосская версия имеет лишь отдаленное сходство с оригинальной Рамаяной. В лаосской адаптации Равана (именуемый Рафанасуаном) играет более заметную роль, чем главные герои, Рама или Пхра Лам. Ближе к концу эпоса волшебная обезьяна Хануман принимает человеческий облик. Как это часто бывает в процессе локализации литературных произведений, Пхра Лак Пхра Рам приобретает отчетливый лаосский колорит, помещая его в лаосскую среду. [ 7 ] Например, в «Пхра Лак Пхра Лам» рождение Рама происходит в долине Меконга . Согласно лаосской традиции, Равана родился в Камбодже , а монументальная битва произошла на берегах Меконга. [ 8 ] Другие сцены взяты из легенд, исторических эпосов, таких как Син Ксай , историй из местной или индуистской мифологии или адаптации историй соседних народов. Лаосский классический танец имеет две основные формы: кхонэ и лакхонэ. Каждый из них сопровождается лаосской классической музыкой.
Кхон (ໂຂນ [[kʰǒːn]] ) — наиболее стилизованная из лаосских танцевальных драм, в которой труппы танцоров мужского и женского пола в сложных костюмах и масках выполняют очень изящные движения, демонстрируя свою большую гибкость, и очень распространенную форму танцевальной драмы для Пхра Лак Пхра Рам. Каждый танцор играет своего персонажа в драме, хотя большая часть повествования ведется поющим хором сбоку . Танцы лакхоне (ລະຄອນ [[lā.kʰɔ́ːn]] ) обычно исполняются только женщинами, но танцоры лакхоне-мужчины известны. Вместо того, чтобы каждый танцор изображал отдельного персонажа, как в танцевальных драмах «Хон» , танцоры имитируют сцену и события вместе. В традиции Лакхона исполняется больше разнообразных танцевальных драм. [ 9 ] Музыка Пхра Лак Пхра Лам исполняется оркестром, известным как Пинпхат, в ее оригинальной кхмерской форме . Музыканты проходят обширную устную подготовку в течение нескольких месяцев, чтобы гарантировать точное понимание каждого произведения, независимо от его длины и вариаций, которые оно влечет за собой. Многие музыканты умеют играть на нескольких инструментах в ансамбле. В настоящее время действует программа помощи, направленная на расшифровку этих произведений, чтобы сохранить эту музыкальную традицию для будущих поколений. [ 10 ]
Несмотря на отсутствие танца, нанг талунг или теневые куклы (ໜັງຕະລຸງ [[nώŋ tā.lúŋ]] ) являются важной частью лаосских театральных традиций. Адаптация традиционных малайских теневых марионеток ваянг , но вместо одного кукловода здесь задействовано множество кукловодов. Кукольные спектакли теней основаны на тех же темах и историях, что и другие классические драмы, но могут сопровождаться либо классической музыкой, либо морлама . инструментами [ 11 ]
Лам Лао
[ редактировать ]Лам Лао (ລຳລາວ) или морлам (ໝໍລຳ [mɔ̌ː lám] ) — общий дескриптор лаосской народной музыки, которая на самом базовом уровне состоит из певца/рассказчика и кхене (ແຄນ [kʰɛ́n] ). В Исане оба термина взаимозаменяемы, но в Лаосе морлам относится только к певцу. Труппы путешествуют, как менестрели, выступая в разных местах. Существует множество региональных стилей, в зависимости от местных тоновых контуров и предпочитаемых инструментов и мелодий. [ 12 ]
Музыка, сопровождающая выступление лам лао, может также включать в себя различные типы ударных инструментов , скрипок, лютнь, ксилофонов или гобоев, а также некоторые инструменты, более характерные для классических ансамблей. Тексты взяты из старинной поэзии , классических рассказов или импровизированы в соответствии со сложными тональными рифмами стихов и могут варьироваться от таких серьезных тем, как религиозные проповеди и сказки Джатаки, до иногда непристойных стихов о любви и сексе. [ 12 ]
Хотя сами представления не обязательно являются театральными, наиболее близкими являются обмены остроумными репликами в чередующихся стихах или песнях между морламами мужского и женского пола, которые притворяются, что влюбляются перед отъездом, или друзьями, пытающимися перехитрить друг друга. Песни перемежаются танцевальными номерами, комедийными номерами, любительской игрой и поддразниваниями между исполнителями и публикой. [ 13 ]
Народный танец
[ редактировать ]танцы многочисленны Лаосские народные и разнообразны , во многом похожи на лам лао. Фактически, с большинством лам также связан народный танец . Другие популярные танцы включают южный Тан Вай лам ( Lam tàŋ.wǎːj ) и Лам Сараване (Lam Saravane [lám sَː lā.wán] ). [ 14 ]
Однако самым популярным народным танцем является лам вонг (ລຳວົງ [lám.wóŋ] ). Это национальный танец Лаоса, и его версии существуют во всем лаосскоязычном регионе и даже в Камбодже, где он известен как рамвонг . Медленный и изящный танец пар: мужчины образуют внутренний круг, а женщины - внешний, причем пары танцуют вокруг друг друга, двигаясь в своих кругах. Это обычная черта свадеб , торжеств и других общественных мероприятий. [ 15 ]
Пустые дорожки (избегайте прогулок)
[ редактировать ]Поистине театральная производная от морлама . Считается, что она возникла, когда морлам начал наряжаться и разыгрывать различных персонажей из спетого репертуара устных традиций, мифов и легенд. Он более известен как Лам Луанг (ລຳເຣື່ອງ [lám.lɯ̄aŋ ] ] ) или спетая история. Истории варьируются от традиционных до непристойных, от серьезных до непристойных, и взяты из самых разных источников, от традиционных историй и сказок Джатаки до даже проектов развития и проблем сообщества. Музыка может быть классической, морламской или даже современной, а костюмы также варьируются в зависимости от потребностей истории. [ 16 ]
Общим для театральных постановок Лам Луанга являются стандартные персонажи, общие для всех историй. К ним относятся герой (Pʰāʔ.ʔːk ] ), героиня ( Náːŋ ʔːk] ), король-отец, королева-мать, клоун, злодей (កាកា [pʰşː hâːj] ) и сверхъестественные силы, такие как боги, демоны, духи или огры . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лаос. (2001). Рубин Д., Понг К.С., Катурведи Р. и др. (ред.) Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион. (Том III). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутлегд.
- ^ Рэй, Н. (2007). Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Большой Меконг. Окленд, Калифорния: Издательство Lonely Planet.
- ^ Jump up to: а б Пхунпадит, Саясит. «Маленькая история Нанг Кео» (PDF) (на французском языке).
- ^ «Она танцует стекло» . Молодок ICH (на лаосском языке).
Фон Нанг Кео родился во время правления короля Пханго. Он принес буддизм и танцевальное искусство из кхмеров, чтобы распространиться в городе Чианг Донг-Сэнтонг. Танец Нангкео — это королевский танец, посвященный королю Таиланда Ла Торани и Махеси Кео Кенгае в различных случаях, например, при праздновании важных фестивалей, приезде иностранных гостей, после завершения строительства храма. В прошлом этот танец назывался «Нанг Кео Пхомджали». Позже король Фа Нгу изменил название танца по имени Мае Си Нанг Кео Кенгая на «Танец Нанг Кео» (что означает «чистый»). С тех пор танец Анг Кео является прекрасным традиционным искусством, которое жители Луангпрабанга сохранили и унаследовали до сих пор.
- ^ Фаннолат, Налинтон (28 июля 2023 г.). «Глава I: Введение». Охрана нематериального культурного наследия в Луангпрабанге, Лаосская НДР (PDF) (магистерская диссертация в области археологии и управления наследием).
- ^ «Рамаяна в Юго-Восточной Азии: (2) Таиланд и Лаос» . Британская библиотека .
Считается, что история Рамы известна тайцам по крайней мере с 13 века. Оно было заимствовано из более старых кхмерских источников, отсюда сходство с кхмерским титулом Реамкер.
- ^ «Пхра Лак Пхра Лам, Локализованная Рамаяна» . Азиатский традиционный танец и театр .
- ^ «Как Хануман стал Хулиманом» . Бизнес-стандарт .
Интересно отметить, что в «Пхра Лак Пхра Лам» говорится, что Рам родился в долине Меконга. По мнению Сахая, он проводит культурные параллели между Гангом и Меконгом. По лаосской версии, Равана родился в Камбодже, а великая война велась на берегах Меконга.
- ^ Брэндон, младший (1993). Кембриджский путеводитель по азиатскому театру. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Музыканты» . Пралак Пралам .
- ^ Б., Рэйчел, Лам, М.Б., Каллен, А. и др. (2007). Мир и его народы: Восточная и Южная Азия. Тэрритаун, штат Нью-Йорк: Marshall Cavendish Corp.
- ^ Jump up to: а б Б., Рэйчел, Лам, М.Б., Каллен, А. и др. (2007).
- ^ Jump up to: а б Брэндон, младший (1993).
- ^ Культурный профиль Лаоса. (2012, июль). Получено с http://www.diversicare.com.au/wp-content/uploads/2015/10/Profile_LaoSML.pdf.
- ^ Мэнсфилд, С. и Ко, М. (2008). Культуры мира: Лаос. Тэрритаун, штат Нью-Йорк: Marshall Cavendish Corp.
- ^ Клюли, Дж. (2001). «Лаос: за пределами нашего хаена». Мировая музыка: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион. (II изд.) Бротон С., Дуэйн О., МакКонначи Дж. (ред.) Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Putnam.