Jump to content

Танец и театр Лаоса

(Перенаправлено из «Танцев в Лаосе »)

Танец и театр Лаоса (nattakam Lao, Lao: ນາດຕະກັມລາວ [nâːt.tā.kàm láːw] ) — основная форма драматического искусства большинства этнической группы Лаоса , лаосского народа. Он разделяется с этническими лаосцами, которые Исан также населяют регион в Таиланде. В основном существует два типа танцев (или танцевальных драм): классические танцы, исполняемые при королевских дворах, и народные танцы, которые теперь ассоциируются с морламом . [ 1 ]

Театр теней, хотя и не связан с танцем, является важной частью лаосских театральных традиций. Различные танцевально-драматические труппы, в основном работающие в Луангпрабанге и Вьентьяне , продолжают преподавать старые классические придворные танцы и драмы с кхмерским влиянием и народные танцы соответственно. [ 1 ]

Классический танец и театр

[ редактировать ]

Танцевальные драмы Лаоса изначально ставились только для королевского двора. возникшие в Камбодже Танцевальные драмы и музыкальное сопровождение, , очень похожи на кхмерский классический танец . Согласно лаосским легендам, окружающим первого правителя Лан Ксанга , говорится, что помимо большой армии кхмерских солдат короля Фа Нгума сопровождали многочисленные танцовщицы из двора Ангкора . [ 2 ]

Танец Фоне Нанг Кео , также известный как королевский танец Лаоса.

Королевский танец Лаоса называется Фоне Нанг Кео ( лаосский : ຟ້ອນນາງແກ້ວ , букв. « Танец леди Кео » ) в честь королевы Кео Кенгня (также известной как королева Кео Лот Фа), кхмерской принцессы из Ангкора и жены короля Фа Нгума. . Ей приписывают привнесение буддизма и кхмерской культуры , включая королевский танец, в столицу империи Луангпрабанг . В мирное время ее окружение исполняло танец, заимствованный из кхмерского королевского балета . [ 3 ] [ 4 ] Танцевальное представление проводилось только по особым случаям. С тех пор танец бережно сохраняют и лелеют жители Луангпрабанга . Сообщается, что танец исключительно хорошо сохранил свой традиционный стиль, не претерпев никаких изменений до наших дней. [ 5 ] До 1957 года население деревни Бан Пханом , расположенной к северу от Луангпрабанга , предоставляло молодых девушек для исполнения Фоне Нанг Кео . Мастера танцев были выходцами из этой деревни, которая находилась под прямым владением короля, а ее жители служили данниками. Взамен они были освобождены от государственных налогов и получали еду из королевского дворца. Фоне Нанг Кео когда-то был исключительной собственностью короля и сопровождал жизнь династии Ланг Ксан Хом Као . Со временем он превратился в священный ритуал в честь богов и духов-защитников лаосского фольклора и призывания к защите. Чтобы отдать дань уважения этим организациям, король традиционно представил представление Фоне Нанг Кео во время лаосского Нового года (Пхимай). создание страны как « Королевства миллиона слонов В то же время отмечалось ». Танцу не преподавали в танцевальных школах, а передавали из поколения в поколение мастера танцев королевского дворца, которые обеспечивали процветание как Фоне Нанг Кео и танцы Рамаяны. Костюмы и аксессуары танцоров чрезвычайно ценны и предназначены только для официальных выступлений. До и после каждого танца проводится церемония почитания духов-хранителей. Ведущий в сопровождении цветов, свечей и подношений выражает благодарность и ищет защиты у духов и мастеров танцев, которые наблюдают за выступлением танцоров и их мастерством танцевальных жестов. В настоящее время представление Фоне Нанг Кео проводится один раз в год в Королевском дворце Луанг Прабанга на лаосский Новый год . Второе представление состоится в последующие дни для широкой публики на главной рыночной площади. [ 3 ]

В большинстве танцевальных драм изображены сцены из лаосской Рамаяны, известные как Пхра Лак Пхра Рам (Phra Lak Phra Ram [phāʔ.lāk phāʔ.láːm] ), Садок (Phra Lak [sáː) doc] Джатака ) , или Считается, что Рамаяна постепенно была принята кхмерами и Сиамом, и оба они происходят из древней кхмерской традиции. [ 6 ] Его быстро адаптировали в формат стихов, похожий на буддийские сказки Джатаки. Лаосская версия имеет лишь отдаленное сходство с оригинальной Рамаяной. В лаосской адаптации Равана (именуемый Рафанасуаном) играет более заметную роль, чем главные герои, Рама или Пхра Лам. Ближе к концу эпоса волшебная обезьяна Хануман принимает человеческий облик. Как это часто бывает в процессе локализации литературных произведений, Пхра Лак Пхра Рам приобретает отчетливый лаосский колорит, помещая его в лаосскую среду. [ 7 ] Например, в «Пхра Лак Пхра Лам» рождение Рама происходит в долине Меконга . Согласно лаосской традиции, Равана родился в Камбодже , а монументальная битва произошла на берегах Меконга. [ 8 ] Другие сцены взяты из легенд, исторических эпосов, таких как Син Ксай , историй из местной или индуистской мифологии или адаптации историй соседних народов. Лаосский классический танец имеет две основные формы: кхонэ и лакхонэ. Каждый из них сопровождается лаосской классической музыкой.

Танцоры в масках собираются исполнять танцевальную драму «хон» по мотивам «Пхра Лак Пхра Рам».

Кхон (ໂຂນ [[kʰǒːn]] ) — наиболее стилизованная из лаосских танцевальных драм, в которой труппы танцоров мужского и женского пола в сложных костюмах и масках выполняют очень изящные движения, демонстрируя свою большую гибкость, и очень распространенную форму танцевальной драмы для Пхра Лак Пхра Рам. Каждый танцор играет своего персонажа в драме, хотя большая часть повествования ведется поющим хором сбоку . Танцы лакхоне (ລະຄອນ [[lā.kʰɔ́ːn]] ) обычно исполняются только женщинами, но танцоры лакхоне-мужчины известны. Вместо того, чтобы каждый танцор изображал отдельного персонажа, как в танцевальных драмах «Хон» , танцоры имитируют сцену и события вместе. В традиции Лакхона исполняется больше разнообразных танцевальных драм. [ 9 ] Музыка Пхра Лак Пхра Лам исполняется оркестром, известным как Пинпхат, в ее оригинальной кхмерской форме . Музыканты проходят обширную устную подготовку в течение нескольких месяцев, чтобы гарантировать точное понимание каждого произведения, независимо от его длины и вариаций, которые оно влечет за собой. Многие музыканты умеют играть на нескольких инструментах в ансамбле. В настоящее время действует программа помощи, направленная на расшифровку этих произведений, чтобы сохранить эту музыкальную традицию для будущих поколений. [ 10 ]

Несмотря на отсутствие танца, нанг талунг или теневые куклы (ໜັງຕະລຸງ [[nώŋ tā.lúŋ]] ) являются важной частью лаосских театральных традиций. Адаптация традиционных малайских теневых марионеток ваянг , но вместо одного кукловода здесь задействовано множество кукловодов. Кукольные спектакли теней основаны на тех же темах и историях, что и другие классические драмы, но могут сопровождаться либо классической музыкой, либо морлама . инструментами [ 11 ]

Игрок на кхене и лаосские танцоры на представлении морлама во Франции.

Лам Лао (ລຳລາວ) или морлам (ໝໍລຳ [mɔ̌ː lám] ) — общий дескриптор лаосской народной музыки, которая на самом базовом уровне состоит из певца/рассказчика и кхене (ແຄນ [kʰɛ́n] ). В Исане оба термина взаимозаменяемы, но в Лаосе морлам относится только к певцу. Труппы путешествуют, как менестрели, выступая в разных местах. Существует множество региональных стилей, в зависимости от местных тоновых контуров и предпочитаемых инструментов и мелодий. [ 12 ]

Музыка, сопровождающая выступление лам лао, может также включать в себя различные типы ударных инструментов , скрипок, лютнь, ксилофонов или гобоев, а также некоторые инструменты, более характерные для классических ансамблей. Тексты взяты из старинной поэзии , классических рассказов или импровизированы в соответствии со сложными тональными рифмами стихов и могут варьироваться от таких серьезных тем, как религиозные проповеди и сказки Джатаки, до иногда непристойных стихов о любви и сексе. [ 12 ]

Хотя сами представления не обязательно являются театральными, наиболее близкими являются обмены остроумными репликами в чередующихся стихах или песнях между морламами мужского и женского пола, которые притворяются, что влюбляются перед отъездом, или друзьями, пытающимися перехитрить друг друга. Песни перемежаются танцевальными номерами, комедийными номерами, любительской игрой и поддразниваниями между исполнителями и публикой. [ 13 ]

Народный танец

[ редактировать ]
Народный танец на параде Фестиваля ракет в Ясоторне, Таиланд. Лаосцы Исана сохранили лаосские культурные традиции, включая морлам и народную музыку.

танцы многочисленны Лаосские народные и разнообразны , во многом похожи на лам лао. Фактически, с большинством лам также связан народный танец . Другие популярные танцы включают южный Тан Вай лам ( Lam tàŋ.wǎːj ) и Лам Сараване (Lam Saravane [lám sَː lā.wán] ). [ 14 ]

Однако самым популярным народным танцем является лам вонг (ລຳວົງ [lám.wóŋ] ). Это национальный танец Лаоса, и его версии существуют во всем лаосскоязычном регионе и даже в Камбодже, где он известен как рамвонг . Медленный и изящный танец пар: мужчины образуют внутренний круг, а женщины - внешний, причем пары танцуют вокруг друг друга, двигаясь в своих кругах. Это обычная черта свадеб , торжеств и других общественных мероприятий. [ 15 ]

Пустые дорожки (избегайте прогулок)

[ редактировать ]

Поистине театральная производная от морлама . Считается, что она возникла, когда морлам начал наряжаться и разыгрывать различных персонажей из спетого репертуара устных традиций, мифов и легенд. Он более известен как Лам Луанг (ລຳເຣື່ອງ [lám.lɯ̄aŋ ] ] ) или спетая история. Истории варьируются от традиционных до непристойных, от серьезных до непристойных, и взяты из самых разных источников, от традиционных историй и сказок Джатаки до даже проектов развития и проблем сообщества. Музыка может быть классической, морламской или даже современной, а костюмы также варьируются в зависимости от потребностей истории. [ 16 ]

Общим для театральных постановок Лам Луанга являются стандартные персонажи, общие для всех историй. К ним относятся герой (Pʰāʔ.ʔːk ] ), героиня ( Náːŋ ʔːk] ), король-отец, королева-мать, клоун, злодей (កាកា [pʰşː hâːj] ) и сверхъестественные силы, такие как боги, демоны, духи или огры . [ 13 ]

  1. ^ Jump up to: а б Лаос. (2001). Рубин Д., Понг К.С., Катурведи Р. и др. (ред.) Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион. (Том III). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутлегд.
  2. ^ Рэй, Н. (2007). Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Большой Меконг. Окленд, Калифорния: Издательство Lonely Planet.
  3. ^ Jump up to: а б Пхунпадит, Саясит. «Маленькая история Нанг Кео» (PDF) (на французском языке).
  4. ^ «Она танцует стекло» . Молодок ICH (на лаосском языке). Фон Нанг Кео родился во время правления короля Пханго. Он принес буддизм и танцевальное искусство из кхмеров, чтобы распространиться в городе Чианг Донг-Сэнтонг. Танец Нангкео — это королевский танец, посвященный королю Таиланда Ла Торани и Махеси Кео Кенгае в различных случаях, например, при праздновании важных фестивалей, приезде иностранных гостей, после завершения строительства храма. В прошлом этот танец назывался «Нанг Кео Пхомджали». Позже король Фа Нгу изменил название танца по имени Мае Си Нанг Кео Кенгая на «Танец Нанг Кео» (что означает «чистый»). С тех пор танец Анг Кео является прекрасным традиционным искусством, которое жители Луангпрабанга сохранили и унаследовали до сих пор.
  5. ^ Фаннолат, Налинтон (28 июля 2023 г.). «Глава I: Введение». Охрана нематериального культурного наследия в Луангпрабанге, Лаосская НДР (PDF) (магистерская диссертация в области археологии и управления наследием).
  6. ^ «Рамаяна в Юго-Восточной Азии: (2) Таиланд и Лаос» . Британская библиотека . Считается, что история Рамы известна тайцам по крайней мере с 13 века. Оно было заимствовано из более старых кхмерских источников, отсюда сходство с кхмерским титулом Реамкер.
  7. ^ «Пхра Лак Пхра Лам, Локализованная Рамаяна» . Азиатский традиционный танец и театр .
  8. ^ «Как Хануман стал Хулиманом» . Бизнес-стандарт . Интересно отметить, что в «Пхра Лак Пхра Лам» говорится, что Рам родился в долине Меконга. По мнению Сахая, он проводит культурные параллели между Гангом и Меконгом. По лаосской версии, Равана родился в Камбодже, а великая война велась на берегах Меконга.
  9. ^ Брэндон, младший (1993). Кембриджский путеводитель по азиатскому театру. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  10. ^ «Музыканты» . Пралак Пралам .
  11. ^ Б., Рэйчел, Лам, М.Б., Каллен, А. и др. (2007). Мир и его народы: Восточная и Южная Азия. Тэрритаун, штат Нью-Йорк: Marshall Cavendish Corp.
  12. ^ Jump up to: а б Б., Рэйчел, Лам, М.Б., Каллен, А. и др. (2007).
  13. ^ Jump up to: а б Брэндон, младший (1993).
  14. ^ Культурный профиль Лаоса. (2012, июль). Получено с http://www.diversicare.com.au/wp-content/uploads/2015/10/Profile_LaoSML.pdf.
  15. ^ Мэнсфилд, С. и Ко, М. (2008). Культуры мира: Лаос. Тэрритаун, штат Нью-Йорк: Marshall Cavendish Corp.
  16. ^ Клюли, Дж. (2001). «Лаос: за пределами нашего хаена». Мировая музыка: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион. (II изд.) Бротон С., Дуэйн О., МакКонначи Дж. (ред.) Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Putnam.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c334f27eec4dd890bf4834813f91cef4__1719133200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/f4/c334f27eec4dd890bf4834813f91cef4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dance and theatre of Laos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)