Половецкие танцы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
Половецкие пляски , или половецкие пляски (русский: Половецкие пляски , латинизированный : Половецкие пляски от русского «половцы» – названия, используемого Русью для кипчаков и половцев ) образуют экзотическую сцену в конце второго акта Александра Бородина. опера « Князь Игорь» .
Опера так и осталась незавершенной после смерти композитора в 1887 году, хотя он работал над ней более десяти лет. Исполнительскую версию подготовили Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов в 1890 году. [1] Было сделано несколько других версий или «завершений» оперы. Танцы исполняются хором и длятся от 11 до 14 минут. Они происходят в первом или втором акте, в зависимости от того, какая версия оперы используется. Их музыка популярна и часто исполняется на концертах как оркестровое произведение, часто без хоровых партий. В опере также есть «Половецкий марш», открывающий третий акт, и увертюра в начале. При концертном исполнении танцев сюиты допускается исполнение : Увертюра – «Половецкие танцы и марш» из оперы «Князь Игорь» .
Анализ
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2019 г. ) |
Первый танец, не использующий припева и иногда опускаемый в концертах, — № 8, озаглавленный «Танец половецких девушек»: престо , 6/8, фа мажор ; он ставится непосредственно после открывающего действие «Хора половецких девиц», за которым следует «Каватина Кончаковны».
Тема из №8
[ редактировать ]
Содержит заметное инструментальное соло для кларнета .
№ 17, «Половецкий танец с хором».
[ редактировать ]Собственно танцы появляются в конце номера как непрерывный единый номер в нескольких контрастирующих частях, как показано в следующем списке. Основные темы обозначены буквами в скобках (например, [а]) и проиллюстрированы в обозначениях под списком.
- № 17, «Половецкий танец с хором».
- [Половецкая пляска с хором tr. Polovetskaya plyaska s khorom]
- [а] Введение: Андантино , 4 / 4 , ля мажор
- [b] Gliding Dance of the Maidens [Пляска девушек плавная]: Andantino , 4 / 4 , Фа ♯ минор
- [c + a] Wild Dance of the Men [Пляска мужчин дикая]: Allegro vivo , 4 / 4 , фа мажор
- [d] General Dance [Общая пляска]: Allegro , 3 / 4 , ре мажор
- [e] Dance of the Boys [Пляска мальчиков] and 2nd Dance of the Men [Пляска мужчин]: Presto , 6 / 8 , ре минор
- [b'+e'] Скользящий танец девиц (повторение, вскоре объединенное с более быстрым танцем мальчиков): Moderato alla breve , 2 / 2 , ля мажор
- [e″] Танец мальчиков и 2-й танец мужчин (повторение): Престо , 6 / 8 , ре минор
- [c'+a″] Общий танец: Аллегро с духом , 4 / 4 , ля мажор
- Темы из №17
[а] Введение: Андантино , 4 / 4 , ля мажор:
![\relative c'''{\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 84 \key a \major \time 4/4 b8^"[a]"\p( cis d4) \times 2/3{ fis8( ed} cis4) d8( cis16 b a4) r2 fis8( gis a4) \times 2/3{cis8( ba} gis4) a2 r2 \bar "||"}](http://upload.wikimedia.org/score/t/j/tju0gi6tjjm7sor47rw1f8633lr6rw2/tju0gi6t.png)
[b] Gliding Dance of the Maidens [Пляска девушек плавная]: Andantino , 4 / 4 , Фа ♯ минор:
![\relative c'''{\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 84 \key a \major \time 4/4 b,8-.\p^"[b]" b( fis'4) ~fis8 e16( fis) \appoggiatura {d16[e]} d8( cis16 b) cis( d e8~)e4 e8( fis) \appoggiatura{cis16[d]} cis8( b16 a) fis8-. fis( b4~) b8( cis) \appoggiatura{b16[cis]} b8( a16 gis) a( gis fis8~)fis4 fis8 (gis a cis) \bar "||"}\layout{\context{\Score\override NonMusicalPaperColumn.line-break-permission = ##f\override NonMusicalPaperColumn.page-break-permission = ##f}}](http://upload.wikimedia.org/score/n/a/na3vbpymfcr41ymfc88pzec8c7d8vh4/na3vbpym.png)
Содержит заметные инструментальные соло для гобоя и английского рожка .
[c] Wild Dance of the Men [Пляска мужчин дикая]: Allegro vivo , 4/4 , : фа мажор
![\relative c'''{\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 152 \key f \major \time 4/4 g8-.\p^"[c]" g8->~g16( a bes8 ) bes16( c bes a) a( bes ag) f8-. f->~f16( gfe) e( fe ees) d( ees ef) \break g8-. g->~g16( a bes8) bes16( c bes a) a( bes ag) f8-. f->~f16( gf ees) des( ees des c) bes( c des f) \bar "||"}\layout{\context{\Score\override NonMusicalPaperColumn.line-break-permission = ##f\override NonMusicalPaperColumn.page-break-permission = ##f}}](http://upload.wikimedia.org/score/i/k/ikzglqy5r4qqeg4c6yxtr792smjwyc2/ikzglqy5.png)
Содержит заметное инструментальное соло для кларнета .
[d] General Dance [Общая пляска]: Allegro , 3 / 4 , Ре мажор:
![\relative c'''{\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2. = 69 \key d \major \time 3/4 r4\ff^"[d]" a,->( b8) r r4 b->( cis8) r r4 cis->( d8) r r4 d->( e8) r r4 fis4.->( g8) g( fis) fis( eis) eis( e) e( dis) dis( d ) d( цис) цис\trill( b) b4-. б-. \бар "||"}](http://upload.wikimedia.org/score/a/3/a3s2ocr70hs655udth1xjj0zzfo1sn6/a3s2ocr7.png)
[e] Dance of the Boys [Пляска мальчиков] and 2nd Dance of the Men [Пляска мужчин]: Presto , 6/8 , : ре минор
![\relative c''{\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2. = 100 \key f \major \time 6/8 <<{r8^"[e]" ra(\p e'4.- >)~ e2.~e8 re( g4->) e8( g4->) e8( g4->) e8( a,->)}\\{\hideNotes r2. \unHideNotes r8 c (edc be a) rrd,-> rr c-> rr bes-> r4 a8->}>> \bar "||"}](http://upload.wikimedia.org/score/p/p/pptf86jvq3zbjtqvbmr5c1khg3rdqza/pptf86jv.png)
Тексты песен
[ редактировать ]Эта страница является кандидатом на копирование в Wikisource . |
Русская лирика [1] [2] | Транслитерация | английский перевод [3] |
---|---|---|
Улетай на крыльях ветра | Uletay na krylyakh vetra | Рабыни : Лети на крыльях ветра |
Там, под знойным небом, | Там, под знойным небом, | Там, под жарким небом, |
Там так ярко солнце светит, | Tam tak yarko solntse svetit, | Там солнце светит так ярко, |
Половцы : Пойте песни славы хану! Пой! | Половцы : Poyte pesni slavy khanu! Poy! | Половцы : Пойте хвалебные песни хану! Петь! |
Блеском славы | Bleskom slavy | В блеске своей славы, |
Чаги Хана прославляет Хану. | Chagi khana slavyat khana. | Ханские рабыни хвалят хана, |
- Перевод остальных текстов [3]Konchak [the Khan]:
Вы видите пленников?
Из далекого моря;
Ты видишь мои красавицы,
Из-за Каспийского моря?
Ой, скажи мне, друг,
Скажи мне лишь одно слово:
Если вы хотите,
Я подарю тебе любого из них.Половцы :Пойте хвалебные песни хану! Петь!
Хвала его щедрости, хвала его милосердию!
Похвалите его!
К своим врагам хан беспощаден.
Он, наш Хан!
Кто может сравниться с ханом в славе, кто?
В блеске своей славы,
Он равен солнцу!
Our Khan, Khan Konchak, is equal
Слава предкам!
The terrible Khan Konchak is equal
Слава предкам!
Славен наш хан Кончак!
Слава, слава!Все славяне :Повторяет вступительную фразу.Лети на крыльях ветра
В родную землю, дорогая наша песня,
Там, где мы спели тебя на воле,
Где мы чувствовали себя так свободно, воспевая тебя.Половцы :Our Khan, Khan Konchak, is equal
Слава предкам!
The grim Khan Konchak is equal
Слава предкам!
Glory, glory to Khan Konchak!
Khan Konchak!
Танцем своим развлекай хана,
Танцуйте, чтобы развлечь хана, рабы!
Ваш Хан!
Танцуйте, чтобы развлечь хана, рабы!
Ваш Хан!
Своими танцами развлекай Хана!
Развлекайте танцами!
Our Khan Konchak!
Спектакли «Русский балет»
[ редактировать ]В рамках своего первого «Русского сезона» в Театре дю Шатле в Париже Сергей Дягилев представил «Половецкие сцены и танцы» , состоящие из второго акта « Князя Игоря» , с полным оркестром и певцами. Премьера состоялась 18 мая 1909 года. Хореографию поставил Михаил Фокин , декорации и костюмы разработал Николай Рерих . В последующие сезоны, без певцов, произведение давалось как «Половецкие пляски» . В сезоне 1923 года хореография была частично переработана Брониславой Нижинской . [4]
В 1971 году балет был представлен хореографом Игорем Моисеевым в Ансамбле народного танца СССР (Одноактный балет «Половецкие пляски». Балет Игоря Моисеева). Премьера состоялась во Дворце спорта Версальских ворот в Париже; в Москве, в Концертном зале имени Чайковского , в Ленинграде и других городах СССР. Балет был снят. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Темы половецких плясок широко используются в массовой культуре. Мюзикл 1953 года «Кисмет» в основном адаптирован из музыки Бородина, включая эти танцы. Самый яркий пример — популярный стандарт « Незнакомец в раю », адаптированный из «Скользящего танца девиц».
Эту пьесу исполняет оркестр средней школы Минами в Sound! Эуфониум , 2 сезон .
Это часть саундтрека к игре «Catherine» 2011 года .
«Скользящий танец девиц» можно услышать в 15-й серии 4-го сезона сериала «Симпсоны» в рамках эпизода шоу «Зуд и царапины» под названием «Мой кровавый Валентин».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бородин, А. (1890) [1890]. Римский-Корсаков Н. ; Глазунов А. (ред.). Князь Игорь . Раздел для пения и фортепиано. [Партии для голоса и фортепиано.] (на французском, русском и немецком языках). Санкт-Петербург, RU: М.П. Беляев .
- ^
В русском Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей: Князь Игорь (Бородин) / Либретто – Викитека – Отображаемое название транс: Князь Игорь (Бородин) / либретто – Wikisource. Название целевого файла: Князь Игорь (Бородин) / либретто №№ 17 «Полоты танцуют с хором».
- ^ Jump up to: а б Бородин, Александр . « Князь Игорь : Опера в четырех действиях и прологе; либретто композитора по «Слову о полку Игореве » (PDF) . Brilliantclassics.com . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Гарофала, Линн (1998). «Русский балет» Дягилева . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: DaCapo Press. п. 384.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры половецких танцев в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Князь Игорь : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Половецкие танцы на YouTube , Голландская национальная опера