String Quartet No. 2 (Borodin)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Струнный квартет № 2 — струнный квартет ре мажор, написанный Александром Бородиным в 1881 году. Он был посвящен его жене Екатерине Протоповой. Некоторые ученые, такие как биограф Бородина Серж Дианин, предполагают, что квартет был подарком к 20-летию и что у него есть программа, напоминающая о первой встрече пары в Гейдельберге . [ 1 ] третья часть « Notturno Из четырех его частей наиболее известна ».
История
[ редактировать ]Струнный квартет Бородин написал быстро в 1881 году во время пребывания в имении своего друга, композитора-несовершеннолетнего Николая Лодыженского , которое располагалось в Житово, к юго-востоку от Москвы . [ 2 ] В том же году Бородин сочинил симфоническую поэму «В степях Средней Азии» . Премьера квартета состоялась в том или ином году. (Внешние ссылки дают более полную информацию, но не совпадают с датами.)
Музыка
[ редактировать ]Струнный квартет состоит из четырех частей :
- Аллегро модерато ре мажор и 2/2 такта , 304 такта;
- Скерцо . Аллегро фа мажор и размер 3/4, 299 тактов;
- Notturno (Ноктюрн): Анданте ля мажор в размере 3/4, 180 тактов;
- Финал: Анданте – Виваче ре мажор и размер 2/4, 671 такт.
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть написана в сонатной форме . Основная тема экспозиции начинается с первого такта: виолончель поет лирическую мелодию в высоком регистре.
Переход начинается с 35-го такта и быстро переходит к второстепенной теме (44-й такт) ля мажор, доминанте.
Подчиненная тема имеет сложную структуру, собственную трехчастную форму (а–б–а'), которая переходит в заключительную тему в такте 86 (Анимато), завершающую экспозицию в такте 107. Развитие (начало в такте 108) начинается с того же материала, что и экспозиция, за исключением того, что виолончель находится в нижнем регистре, а тональность изменена с ре мажор на фа мажор. После некоторой контрапунктической работы развитие достигает доминирующей педальной точки (такт 167), которая разрешается в основной тональности пьесы, ре мажор, в перепросмотре в такте 180. Перепросмотр следует общим контурам экспозиции, за исключением второстепенных тема (такт 224) начинается ми-бемоль мажор вместо обычного ре мажор. Однако трехчастная структура придаточной темы позволяет Бородину достичь ожидаемого ре мажора в части ля придаточной темы (такт 257), а заключительная тема (такт 266) завершает часть.
Первая часть иллюстрирует лирическую (в отличие от драматической) трактовку сонатной формы Бородиным. Весь тематический материал лиричен; контрасты достигаются контрапунктным письмом (как в средней части придаточной темы, начиная с 57-го такта и особенно в начале 65-го такта) или цветовыми контрастами (например, сменой тональностей – началом развития и особенно не -традиционный ключ подчинённой темы в репризе).
- 1-я тема (виолончель)
- 2-я тема, часть А (1-я скрипка)
- 2-я тема, часть B (1-я скрипка и виолончель)
- 3-я тема
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть скерцо также имеет сонатную форму , а не форму ABA , которая более обычна для частей стиля скерцо. Следует также отметить появление скерцо как второй части сонатного цикла, а не более привычной третьей части. Это характерно для Бородина, который использовал ту же схему движений (скерцо как вторая часть) в своей Второй симфонии.
Основная тема этой части (нисходящая гаммная фигура первой скрипки в сопровождении нисходящего мотива альта) напоминает скерци Мендельсона .

Мотив «восходящих третей» второстепенной темы (такт 29) представляет собой инверсию сопровождающего его нисходящего мотива альта.

Нисходящая гамма второстепенной темы, повторяемая альтом, начиная с такта 51, напоминает основную тему. Развитие части начинается со 100-го такта и подчеркивается контрапунктом в сочетании мотивов главной и второстепенной тем (144-й такт). Перепросмотр (такт 192) вносит второстепенную тему в основную тональность фа (такт 221), и после кратковременного всплеска активности движение ускользает.
Мелодичная второстепенная тема этого движения свободно использовалась в мюзикле «Кисмет» в песне « Baubles, Bangles, & Beads ». Этот мюзикл получил премию «Тони» 1954 года .
Третья часть
[ редактировать ]Основная тема третьей части, пожалуй, самая известная в квартете. Взволнованная средняя часть, начинающаяся с фа мажора, за которой следует серия модуляций, продолжающаяся с 47 по 110 такты части, прерывает мирное настроение этой темы. Основная тема повторяется после средней части канона (сначала виолончель и первая скрипка, затем две скрипки).
Финал
[ редактировать ]Финал демонстрирует мастерство контрапункта Бородина . Написанный в традиционной сонатной форме, он открывается вступлением, в котором представлена основная тема, разбитая на два элемента: диалог двух скрипок, которому отвечают альт и виолончель. Эти мотивы « вопрос-ответ » (один из которых, возможно, является неточной ретроградной инверсией другого) объединяются в основную тему части (начиная с такта 20), где «ответ» аккомпанирует, а «вопрос» служит аккомпанементом. верхний голос. Основная тема заявлена как канон: альт, вторая скрипка и первая скрипка определяют тему, которая переходит в доминанту и переходит в второстепенную тему в такте 90. Второстепенная тема сохраняет бешеный темп основной темы. ее можно противопоставить более спокойной заключительной теме, основанной на мотивах второстепенной темы, в такте 177. Развитие начинается аналогично экспозиции с диалога вопрос-ответ, за исключением того, что вопрос теперь находится в нижнем струны, а ответ на скрипках. После долгой контрапунктической работы (включая очаровательный эпизод «верховой езды», достойный Россини , начиная с такта 296), реприза начинается с уже знакомых нам вопросно-ответных мотивов, на этот раз провозглашаемых объединенными струнами (такт 371). Перепросмотр идет, как и ожидалось (с второстепенной темой в тонике, такт 459), но к началу коды внезапно переходит в другую тональность (такт 588). Но эта модуляция оказывается недолговечной, и кода быстро достигает длинного ре-мажорного закрытия.
Записи
[ редактировать ]Квартет имени Бородина в обоих своих воплощениях специализировался на этом произведении, выпуская его записи.
Квартет Эмерсона также выпустил известную запись в 1986 году.
Струнный квартет Эшера выпустил запись в 2018 году.
В популярной культуре
[ редактировать ]Многие части пьесы были адаптированы для бродвейского мюзикла 1953 года «Кисмет» .
Третья часть служит саундтреком к короткометражному фильму Диснея 2006 года «Маленькая спичка» .
Отрывок из пьесы, сыгранной в первом эпизоде сериала «Звездный путь: Дискавери» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарден, Эдвард (февраль 1987 г.). «Программа» Второго квартета Бородина». The Musical Times (появляется в «Александр Бородин, 1833–87: две статьи к столетию»). 128 (1728): 76–78. дои : 10.2307/964776 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 964776 .
- ^ Санкт-Петербургский струнный квартет [ постоянная мертвая ссылка ]