Свадьба
Свадьба | |
---|---|
Хореограф | Бронислав Нижинская |
Музыка | Игорь Стравинский |
На основе | Русская крестьянская свадьба. |
Премьера | 13 июня 1923 г. Театр де ла Гэте , Париж |
Оригинальная балетная труппа | Русские балеты |
Дизайн | Natalia Goncharova |
Тип | балет-кантата |
«Свадьба» , или «Свадьба» ( по-русски : Свадебка ), — русскоязычный балет — кантата написанная Игоря Стравинского, в необычном исполнении для четырех вокальных солистов, хора, ударных и четырех фортепиано. Посвятив произведение импресарио Сергею Дягилеву , композитор описал его по-французски как «хореографические русские сцены с пением и музыкой» [sic], и оно до сих пор известно под французским названием Les noces, несмотря на то, что оно русское.
«Свадьба» была завершена в 1917 году, но затем Стравинский несколько раз изменил свое мнение относительно ее оценки; он остановился на вышеуказанных силах только в 1923 году, к премьере в Париже 13 июня того же года под управлением Эрнеста Ансерме и танцевал в «Русском балете» под хореографию Брониславы Нижинской . [ 1 ] За прошедшие годы было исполнено несколько версий партитуры, в которых перкуссия и фортепиано были заменены оркестром или использовались пианино в соответствии с версией, от которой отказался Стравинский.
Состав
[ редактировать ]Стравинский задумал «Свадьбу» в 1913 году. К октябрю 1917 года он завершил ее в короткой партитуре к либретто, которое сам написал, используя русские свадебные тексты, взятые в основном из песен, собранных Петром Киреевским и опубликованных в 1911 году.
За время этого долгого развития его оркестровка кардинально изменилась. Стравинский сначала планировал использовать силы, аналогичные тем, что были в «Весне Священной» . Более поздняя идея заключалась в использовании синхронизированных инструментов с вращающимся барабаном, в том числе пианино ; от этого он отказался, когда был частично завершен, потому что парижская фирма Pleyel et Cie опоздала с созданием двухклавишных цимбал , позже известных как лютеали , которые ему потребовались. [ а ]
Стравинский лишь в 1923 году, через шесть лет после своей короткой партитуры, остановился на следующих силах: солисты-сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас-вокал; смешанный хор; бестональная перкуссия ; и ударные инструменты , особенно четыре фортепиано. Это решение продемонстрировало его растущую склонность к упрощенным, ясным и механистическим звуковым группам в течение десятилетия после The Rite (хотя ему больше никогда не удавалось производить такой экстремальный звуковой эффект исключительно с помощью перкуссии).
В 1962 году он вспоминал: «Когда я впервые сыграл «Свадьбу» … Дягилеву он плакал и говорил, что это самое красивое и самое чисто русское произведение нашей [балетной труппы]. Я думаю, что «Свадьбу» он любил больше, чем любое другое мое произведение. . Вот почему оно посвящено ему». [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]В балете-кантате четыре сцены, исполняемые без перерыва: [ 4 ]
Часть 1 1 Волосы Трессы ( т.е. заплетение волос) 2 У жениха В доме жениха 3 Проводы невесты Проводы невесты Часть 2 4 Красный стол Свадебный пир
Спектакли
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась 13 июня 1923 года в Театре де ла Гэте в Париже. [ 5 ] в Русского балета хореографии Брониславы Нижинской . Инструментальный ансамбль из четырёх фортепиано и ударных дирижировал Эрнест Ансерме . Работа обычно выполняется на русском или французском языке; Иногда используются английские переводы, и Стравинский использовал английский в записях, которые он дирижировал для Columbia Records в 1934 и 1959 годах.
На лондонской премьере 14 июня 1926 года в Театре Его Величества партии фортепиано исполняли композиторы Франсис Пуленк , Жорж Орик , Витторио Риети и Вернон Дюк . [ 6 ] Когда Стравинский дирижировал записью с использованием английского либретто в 1959 году, четырьмя пианистами были композиторы Сэмюэл Барбер , Аарон Копленд , Лукас Фосс и Роджер Сешнс . [ 7 ] На возрождении балета в лондонском Ковент-Гарден 23 марта 1962 года четыре композитора – Джон Гарднер , Малкольм Уильямсон , Ричард Родни Беннетт и Эдмунд Руббра – играли партии фортепиано. [ 8 ]
Премьера версии «Свадебки» 1919 года с цимбалами , фисгармонией и фортепиано состоялась в 1981 году в Париже под управлением Пьера Булеза . [ 9 ]
Филармония Лос-Анджелеса заказала аранжировку Стивена Стаки для симфонического оркестра и представила ее премьеру под управлением Эсы-Пекки Салонена 29 мая 2008 года в Концертном зале Уолта Диснея . В аранжировке сохранены ударные партии Стравинского, но четыре фортепиано заменены большим оркестром. [ нужна ссылка ]
Версия с фортепиано, которую Стравинский оставил незавершенной, была завершена с разрешения наследников Стравинского голландским композитором Тео Вербеем и исполнена в Нидерландах в 2009 году. [ 10 ]
Новая версия «Свадебки» была исполнена Английским национальным балетом в Сэдлерс-Уэллс в сентябре 2023 года в хореографии Андреа Миллер. [ 11 ]
Критический прием и наследие
[ редактировать ]Les Noces Первые выступления были встречены неоднозначно. Хотя его премьера в Париже в 1923 году была встречена с энтузиазмом, [ 12 ] Лондонское выступление три года спустя получило настолько негативную реакцию критиков, что, по словам Эрика Уолтера Уайта, «язвимость этого нападения настолько разозлила [писателя] Герберта Уэллса , что 18 июня 1926 года он написал открытое письмо». В письме Уэллса, цитируемом Уайтом, говорилось: «Я не знаю другого балета, столь интересного, столь забавного, столь свежего или почти столь захватывающего, как «Свадебка »… Этот балет представляет собой звуковую и зрительную передачу крестьянской души. , по своей серьезности, по своей нарочитой и простодушной запутанности, по своим тонким разнообразным ритмам и глубоким затаенным волнениям, которые удивят и порадуют каждого умного мужчину или женщину, которые пойдут его посмотреть». [ 13 ]
Благочестивая реакция советских критиков, таких как Тихон Хренников, не была неожиданностью: «В «Петрушке» и «Свадебке» Стравинский, с благословения Дягилева, использует русские народные обычаи, чтобы высмеивать их в интересах европейской публики, что он и делает, подчеркивая азиатский примитивизм. Древние народные мелодии намеренно искажаются, как будто они видятся в кривом зеркале. [ 14 ] Однако в 1929 году музыковед Борис Асафьев , менее склонный придерживаться « партийной линии », сделал проницательное предсказание: «Молодое поколение найдет в партитуре « Свадебки» неиссякаемый источник музыки и новых методов музыкального оформления – настоящий учебник технического мастерства». [ 15 ]
Ход времени действительно показал, что «Свадебка» — одно из лучших и оригинальных достижений Стравинского. В 1988 году Стивен Уолш сказал: «Хотя другие театральные произведения Стравинского пользовались большим престижем… «Свадьба» во многих отношениях является наиболее радикальной, самой оригинальной и, возможно, величайшей из всех». [ 16 ]
Говард Гудолл указал на влияние отличительной звучности «Свадебки» : «Однако для других композиторов, когда они постепенно познакомились с «Свадебкой» , ее своеобразное искусственно-примитивное, жестокое звучание оказалось неотразимым... Звуковой мир « Свадебки » Проще говоря, наиболее имитируемая из всех комбинаций двадцатого века за пределами джаза и популярной музыки». Гудолл перечисляет композиторов, попавших под его влияние, таких как Орф , Барток , Мессиан и многих других, включая композиторов фильмов. [ 17 ]
В своих мемуарах о работе агентом Стравинского в последнее десятилетие его жизни Лилиан Либман вспоминает особую любовь композитора к этому произведению: «И все же был ли у него любимец, как у отца есть любимый сын?... Я думаю, что это был он. «Свадебка» ... Казалось бы, это привлекало его так, как ни одна другая его работа. За все время, что я его знал, упоминание о «Свадебке» никогда не вызывало у него той же улыбки, с которой он приветствовал тех, к кому он сочувствовал. большая привязанность». [ 18 ]
Известные записи
[ редактировать ]- Запись 1934 года, проведенная Стравинским с использованием английского либретто, была переиздана на компакт-диске компанией EMI как часть серии «Композиторы лично».
- Стравинский провел вторую запись, также на английском языке, в 1959 году с солистками Милдред Аллен (с); Регина Сарфати (мс); Лорен Дрисколл (т); Роберт Оливер (б); Американский концертный хор; пианисты Сэмюэл Барбер , Аарон Копленд , Лукас Фосс , Роджер Сешнс ; Колумбийский ансамбль ударных инструментов; переиздан Sony Classical в 2016 году.
- Роберт Крафт записал ранние версии Les Noces в начале 1970-х на пластинке Columbia, используя фортепиано вместо фортепиано.
- Ансамбль Дмитрия Покровского выпустил запись, в которой большая часть фортепианного сочинения была секвенирована через MIDI через компьютеры Macintosh .
- BBC Radio 3 рекомендует запись, сделанную в 1990 году Воронежским камерным хором, камерным хором Нью-Лондона, ансамблем Джеймса Вуда (директор) Hyperion CDA 66410. [ 19 ]
- Леонард Бернстайн дирижировал оркестром и хором английского фестиваля Баха на записи для Deutsche Grammophon в 1977 году с Мартой Аргерих , Кристианом Цимерманом , Сиприеном Кацарисом и Омеро Франчешем в качестве пианистов.
- Радио Франции записало эту работу в 2011 году на SACD вместе с Вирджини Пеш, Каталин Варкони, Пьером Ваэлло и Винсентом Менезом; Ударные Национального оркестра Франции и SMCQ Монреаля; Хор Радио Франции; Рене Боск, водитель; Гармония Мунди – Музыка; ASIN: B00699QPNM. [ 20 ] Эта запись включает версии Стравинского 1923 и 1919 годов, причем последняя включает в себя два цимбалы , фисгармонию и пианолу вместо четырех фортепиано.
Хореография
[ редактировать ]» Брониславы Нижинской Хореографическую интерпретацию « Свадебки назвали протофеминистской . [ 21 ] Les Noces отказывается от оптимистичного характера типичной свадьбы и вместо этого воплощает в жизнь ограничительный характер обязанности женщины выйти замуж. Темная и мрачная обстановка создает фон для простых костюмов и жестких движений. Индивидуальность танцора в хореографии Нижинской лишена, тем самым показывая актеров на заранее определенном пути, поскольку брак рассматривался как способ поддержания и развития сообщества. Хореография излучает символизм, поскольку, прижавшись друг к другу, женщины неоднократно с силой ударяют по полу пуантами , как будто рассказывая историю своей борьбы и предельного благоговения. Русская крестьянская культура и чувство долга, которое она вызывает в людях, представлены в произведении Нижинской.
Примечания
[ редактировать ]- ^ невозможно или сложно синхронизировать Представление о том, что фортепиано с другими инструментами, ошибочно. Были сотни концертов, на которых пианола сопровождала камерную музыку или использовалась в качестве сольного инструмента в концертах, начиная с 1900 года, когда Луиджи Кунитсу, концертмейстеру Питтсбургского симфонического оркестра , аккомпанировал пианист Чарльз Паркин. Рахманинова Одним из примеров является Третий фортепианный концерт с Оркестром Фламандского радио в Брюсселе , с новыми аранжировками, перфорированными в марте 2007 года. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харсс, Марина (14 марта 2023 г.). «Почему Бронислава Нижинская все еще ждет своего часа? - С новой биографией и постановкой «Свадебки» пришло время пересмотреть хореографа, творчество и репутация которого томились в тени» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ История фортепиано - Пианисты.
- ^ Стравинский И. и Крафт Р. (1962, стр. 118) Экспозиции и разработки . Лондон, Фабер.
- ^ Стравинский, Игорь (1922). Свадьба: Русские хореографические сцены [партитура] . Лондон: Дж. и В. Честер.
- ^ Уолш, Стивен . «Стравинский, Игорь (Федорович)» в Сэди, Стэнли , редактор; Джон Тиррелл ; ответственный редактор (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-239-5 . OCLC 419285866 (электронная книга).
- ^ Уайт, Эрик Уолтер (1966). Стравинский, композитор и его произведения . Издательство Калифорнийского университета. п. 260 . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Джовитт, Дебора (2004). Джером Роббинс: его жизнь, его театр, его танец . Саймон и Шустер. п. 362 . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Веб-сайт Джона Гарднера
- ^ Крафт, Роберт . «Предстолетний Стравинский». Перспективы новой музыки , вып. 19, нет. 1/2 (осень 1980 г. - лето 1981 г.), стр. 464–477. дои : 10.2307/832606
- ^ «Деревенская свадьба» . Свадьба . Архивировано из оригинала 28 августа 2010 года . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ « Почему мы не знаем о ней больше? Это расстраивает»: гений танца Бронислава Нижинская» . Хранитель . 19 сентября 2023 г. Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Уолш (1999, стр. 366), Игорь Стравинский, Творческая весна . Лондон, Джонатан Кейп.
- ^ Уайт, EW (1947, стр. 74–75) Стравинский, критический обзор . Лондон, Джон Леманн.
- ^ Khrennikov, T. (1948, pp. 58–59) “Za tvorchestvo, dostoinoe sovetskogo naroda” [For creative arts which Soviet people deserve], Sovetskaia Muzyka (1948), no. 1.
- ^ Асафьев, Б. (1929, пер. 1982, стр. 153) Книга о Стравинском . Анн-Арбор, UMI Research Press.
- ^ Уолш, С. (1988, стр. 84), Музыка Стравинского . Лондон, Рутледж, с. 84.
- ^ Гудолл, Х. (2013, стр. 272) История музыки . Лондон, Чатто и Виндус.
- ^ Либман, Л. (1972, стр. 227) И музыка в конце, последние годы Стравинского . Лондон, Макмиллан.
- ↑ Строительство библиотеки , 6 мая 2000 г.
- ^ Рене Боск дирижирует «Свадебкой» Игоря Стравинского (1923) . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Танцевальный калейдоскоп об однополых браках. Нуво , 15 мая 2013 г. Проверено 10 декабря 2014 г.
- Стравинский, Игорь. Свадебка в полной партитуре. Dover Publications (25 июня 1998 г.) ISBN 0-486-40413-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мазо, Маргарита (весна 1990 г.). Стравинского « Свадебка и русский деревенский свадебный обряд». Журнал Американского музыковедческого общества . 43 (1): 99–142. дои : 10.2307/831407 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Танцевальные страницы: Свадебка . Проверено 5 сентября 2005 г.
- Клементс, Эндрю. «Стравинский: Свадебка » . Хранитель . 2 ноября 2001 г. Проверено 26 сентября 2015 г.
- Брендан Маккарти. Свадебка и история ее исполнения . Проверено 9 ноября 2005 г.
- Рецензии на «Свадебку» в версиях разных хореографов и ансамблей.
- Стравинский и фортепиано на сайте Института фортепиано .
- Антолини электрифицирует мультимедийный шедевр Стравинского . Боудинский колледж. Проверено 13 июля 2007 г.
- Les Noces (версия 1919 года, завершение Вербе ) для сольных голосов, хора, фортепиано , фисгармонии, ударных