Сигурд Крепкий
Сигурд Хлодвирссон | |
---|---|
Граф Оркнейских островов | |
Титул удерживается | 991 [1] до 1014 |
Предшественник | Хлодвир Торфинссон |
Преемник | Бруси, Сумарлиди и Эйнар Сигурдссон |
Родное имя | Sigurðr digri — Сигурд Толстый |
Умер | 23 апреля 1014 г. Клонтарф |
Дворянская семья | Скандинавские графы Оркнейские |
Супруг | Олит, дочь Малькольма II Шотландии. |
Проблема | Хунде, Бруси , Сумарлиди , Эйнар и Торфинн |
Отец | Хлодвир Торфиннссон |
Мать | Ядро |
Сигурд Хлодвирссон ( ок. 960 – 23 апреля 1014), широко известный как Сигурд Толстый от древнескандинавского Sigurðr digri , [2] был графом Оркнейских островов . Основными источниками его жизни являются скандинавские саги , которые были впервые записаны примерно через два столетия или более после его смерти. Поэтому к этим интересным историям следует относиться с осторожностью, а не как к надежным историческим документам. [3] [Примечание 1]
Сигурд был сыном Хлодвира Торфиннссона и (согласно скандинавским сагам) прямым потомком Торфа-Эйнарра Рогнвальдсона . Срок пребывания Сигурда на посту графа, по-видимому, был свободен от родственных распрей, которые преследовали некоторых других обладателей этого титула, и он смог реализовать свои военные амбиции на обширной территории. Он также владел землями на севере материковой Шотландии и в Судрёйаре , и он, возможно, сыграл важную роль в разгроме Гофраида мак Арайлта , короля островов . В « Анналах Ольстера» записана его смерть в битве при Клонтарфе в 1014 году, что является самым ранним известным упоминанием графства Оркнейских островов.
Сказки саг привлекают внимание к обращению Сигурда в христианство и использованию им тотемического знамени с вороном , символа скандинавского бога Одина . Эта неоднозначная тема и отсутствие подробных современных записей о его жизни привели к множеству интерпретаций материала саги современными учеными.
Источники
[ редактировать ]Источниками жизни Сигурда являются почти исключительно скандинавские саги, ни одна из которых не была записана во время описанных в них событий. « Сага об Оркнейингах» была впервые составлена в Исландии в начале 13 века, и большую часть содержащейся в ней информации «трудно подтвердить». [6] Сигурд также ненадолго появляется в «Саге о Святом Олафе» , включенной в « Хеймскрингла» , и в « Саге об Эйрбиггье» . Существуют различные рассказы о его подвигах в более причудливой «Саге о Ньяле» , а также в « Саге о Гуннлаугре Змеином Языке» , «Саге о Торстейне Сиду-Халлссоне» , « Саге о Ватнсдале » и в сказке «Хельги и Волке» во Флатейярбоке . [7] [8]
Семейное прошлое
[ редактировать ]В « Саге об Оркнейингах» сообщается, что Сигурд был сыном Хлодвира, одного из пяти сыновей Торфинна Расколотеля Черепов , и Эитне. Говорят, что она дочь «короля Кьярвалра». Период после смерти графа Торфинна был периодом династических распрей; до него правили трое братьев графа Хлодвира, хотя он умер в своей постели до того, как его сменил Сигурд. [9] [10] вероятно, в 980-х годах. [11]
Сигурда Отчество необычно, и, по-видимому, существует связь между этим именем и ранними корнями современного французского имени « Луи ». [12] [Примечание 2]
Правило
[ редактировать ]Сигурду повезло: на момент его вступления в графство, похоже, не было других серьезных соперников. В этом отношении его правление отличалось от правления предыдущего поколения сыновей графа Торфинна и следующего поколения, поскольку оно избегало ожесточенной вражды, которая окружала графство в оба этих периода. [2]
Прадед Сигурда, Торф-Эйнарр , потерял удальные права фермеров Оркнейских и Шетландских островов в рамках сделки, которую он заключил с норвежской короной. Эти права были восстановлены Сигурдом. [15] Клад Беррея . с серебряными кольцевыми деньгами датируется периодом 997–1010 годов, во время правления графа Сигурда [16]
Материковая Шотландия
[ редактировать ]
Владения Сигурда включали не только сами Оркнейские острова, но и Шетландские острова , которые входили в состав графства, а также обширные земли на материковой части Шотландии. Что касается последнего, то его повелителями были короли Шотландии, а не Норвегии. [17] Размеры этих материковых владений неясны. Согласно довольно сомнительному источнику « Сага о Ньяле» , в их число входили Росс , Морей , Сазерленд и Дейлы. В то время Морей включал бы районы на западном побережье, включая Лочабер . [2] Смит (1984) отмечает плотность названий далров на западном побережье Шотландии, и даже высказывалось предположение, что «Долины» — это отсылка к Далриаде , хотя более вероятно, что это означает Кейтнесс . [2] [18] Во время правления Сигурда графство достигло своего апогея, и его влияние, возможно, превосходило только влияние его сына Торфинна . [2]
Дядя Сигурда Льот погиб во время войны с шотландцами . [19] и вскоре Сигурд столкнулся с проблемами со стороны своих южных соседей. Согласно саге об Оркнейинге, «граф Финнлейк» ( Финдлах из Морей ) возглавил против него армию, превосходившую силы Сигурда в семь раз. [20] Затем в саге записан ответ матери Сигурда, когда он пришел к ней за советом:
Если бы я думал, что ты будешь жить вечно, я бы вырастил тебя в своей корзине для шерсти. Но жизнь формируется тем, что будет, а не тем, где вы находитесь. Теперь возьмите этот баннер. Я сделал его для вас со всем своим умением, и я верю в следующее: он принесет победу тому, кто его носил раньше, но смерть тому, кто его несет. [20]
Знамя Ворона сработало так, как сказала мать Сигурда: он одержал победу, но три знаменосца подряд были убиты. [20]
Битва произошла между норвежскими войсками и Малкольмом II Шотландии при Мортлахе ок. 1005, в котором, возможно, участвовал или руководил Сигурд. Хотя победа досталась шотландцам, норвежцы явно провели некоторое время в лагере в Морее и имели большой флот. Однако влияние Оркадии в этой части Шотландии, вероятно, было временным, и в других случаях, например, во время графства его дяди Льота, шотландские войска продвигались на север, в Кейтнесс. [19] [21]
Гебриды
[ редактировать ]
Сигурд Толстый также взял под свой контроль Гебриды , [23] [24] и поставил во главе ярла по имени Гилли . В «Саге о Ньяле» рассказывается об экспедиции, состоявшейся ок. 980 год, когда Кари, телохранитель Сигурда, разграбил Гебридские острова, Кинтайр и «Бретландию» (вероятно, Стратклайд ). В другой раз Кари проплыл через Минч , чтобы собрать дань с Гилли, чьей базой мог быть либо Колонсей , либо Колл . [18] [21]
В « Анналах Ольстера» записан набег «датчан» на Иону в рождественскую ночь, во время которого были убиты аббат и пятнадцать старейшин монастыря, и это могло быть связано с успешным завоеванием острова Мэн Сигурдом и Гилли. между 985 и 989 годами. [21] [25] В «Саге о Ньяле» записана победа Сигурда над Гофрейдом мак Арайлтом , королём островов, причем первый вернулся на Оркнейские острова с добычей. В современных «Анналах Ольстера» зафиксировано подобное событие в 987 году, хотя и с обратным исходом. Здесь утверждается, что было убито 1000 скандинавов, в том числе датчане, разграбившие Иону. [26] Два года спустя «Сага о Ньяле» сообщает о второй кампании на южных Гебридских островах, Англси , Кинтайре, Уэльсе и о более решительной победе в Мане. Ирландские источники сообщают только о смерти короля Гофраида в Дале Риате, событии, которое Томсон (2008) приписывает силам Галл-Гайдхейля графа Гилли . [26] [Примечание 3]
В саге об Эйрбюггья упоминается о выплате серебряной дани Маном Сигурду, и, хотя это довольно ненадежный источник, в валлийском источнике есть подтверждение такого события, произошедшего в 989 году, при этом оплата производилась по пенни от каждого местного жителя. населения к «черному войску викингов». [26] Было высказано предположение, что гораздо более позднее использование оценок унций и пеннилендов в Gàidhealtachd может относиться ко времени графа Сигурда и его сыновей. [29]
К 1004 году независимость западных островов от Оркнейских островов была восстановлена при Рагнале мак Гофраиде , который умер в том же году. Вполне возможно, что правила пересекались: зона влияния Гилли находилась на севере, а зона влияния Рагнала — на юге. [30] После смерти Рагнала Сигурд восстановил контроль, который он удерживал до своей смерти десять лет спустя. [31] [32] после чего острова, возможно, принадлежали Хокону Эйрикссону . [33]
Религия
[ редактировать ]
Согласно саге об Оркнейинге , Северные острова были обращены в христианство королем Олафом Трюггвассоном в 995 году, когда он остановился у Южных стен на обратном пути в Норвегию из Дублина . Король вызвал ярла Сигурда и сказал: «Я приказываю тебе и всем твоим подданным креститься. Если ты откажешься, я прикажу убить тебя на месте и клянусь, что опустошу каждый остров огнем и сталью». Неудивительно, что Сигурд согласился, и острова мгновенно стали христианскими. [34]
Эта история повторяется в «Саге о Святом Олафе » (хотя здесь Олаф приземляется в Южном Рональдсе ), как и краткое упоминание о сыне Сигурда «Хунде или Дракончике», которого король Олаф взял в качестве заложника в Норвегию. Хунде продержали там несколько лет, прежде чем там умер. «После его смерти граф Сигурд не проявил ни послушания, ни верности королю Олафу». [35]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]
В «Саге об Оркнейингах » вежливо сообщается, что «через пять лет после битвы при Сволдере » граф Сигурд отправился в Ирландию, чтобы поддержать Сигтригга Шелкобородого , и, подняв знамя ворона, был убит в битве, состоявшейся в Страстную пятницу . [36] (Хронология немного искажена: известно, что смерть Сигурда произошла через 14 лет после Сволдера.) [36]
Сага о Ньяле дает немного больше подробностей, утверждая, что Гормфлайт инген Мурчада побудила ее сына Сигтригга заставить Сигурда сражаться против ее бывшего мужа, Брайана Бору : «Она послала его к графу Сигурду просить о помощи... Затем король Сигтригг отправился на юг, чтобы Ирландии и сообщил матери, что граф обещал приехать». [37]
Ирландский источник XII века Cogadh Gaedhil re Gallaibh описывает события битвы при Клонтарфе в 1014 году. «Иностранцев и ленстерменов » возглавляли Бродир с острова Мэн и Сигурд, и битва длилась весь день. Хотя Брайан был убит в бою, ирландцы в конечном итоге отбросили своих врагов в море, а сам Сигурд был убит. [36] [38] Его смерть подтверждается «Анналами Ольстера », в которых записано, что среди погибших был «Сиукраид, сын Лодуира, ярла Иннси Орк» (т. е. Сигурда, сына Хлодвира, графа Оркнейских). [32] Это самое раннее известное современное упоминание графства Оркнейских островов. [39]
Сигурд оставил четырех сыновей: Бруси , Сумарлиди , Эйнара и Торфинна, каждый из которых также будет носить титул графа Оркнейского; земли первоначально были разделены между тремя старшими братьями, [17] Торфинну тогда было всего пять лет. [35] Мать Торфинна конкретно указана как дочь Малкольма II, врага скандинавов в Мортлахе. [35] [40]
В «Саге о Ньяле» приводятся имена других родственников Сигурда. Хаварда, убитого в Трасуике (современный Фресвик в Кейтнессе), называют его зятем. [41] Говорят, что Сигурд выдал свою сестру Нереиду (также называемую Сванлауга) замуж за графа Гилли. [42]
Проблема
[ редактировать ]Считается, что Сигурд был женат дважды, имя его первой жены не записано, однако она является матерью его четырех старших сыновей:
- Сумарлиди, граф Оркнейский вместе со своими братьями Бруси и Эйнаром с 1014 года до своей смерти в 1018 году.
- Бруси, совместно граф Оркнейских островов со своими братьями Сумарлинди и Эйнаром с 1014 по 1018 год и Эйнаром до 1020 года (умер в 1030/35 г.)
- Эйнар, граф Оркнейских островов, вместе со своими братьями Сумарлинди и Бруси с 1014 по 1018 год и Бруси до своей смерти в 1020 году.
- Хунде, умерший раньше своего отца, взятый в заложники в 995 году королём Норвегии Олафом, умер несколько лет спустя, находясь под стражей Олафа.
Сигурд женился на второй дочери Олит, младшей дочери Малкольма II Шотландии. Вместе у них родился сын:
- Торфинн , граф Оркнейский, родился ок. 1009 г. и умер около 1065 г.
Интерпретации
[ редактировать ]Графство Сигурда «оказывало магнетическое притяжение для знатных исландцев» и послужило источником множества рассказов о военной доблести в их собственных семейных сагах. [2]

«Король Кьярвалр», предполагаемый дед Сигурда, появляется как Кьярвалр Ираконунгр в Ланднамабоке и идентифицирован как Цербалл мак Дунлинге , король Осрайджа , который умер в 888 году. Очевидно, существует хронологическая проблема с тем, что мать Сигурда была дочерью умершего короля. более чем за 70 лет до смерти его собственного деда, графа Торфинна. Более того, Торстейн «Рыжий» Олафссон (конец 9 века и прадед Хлодвира), очевидно, был женат на внучке Кьярвалра. Вульф (2007) заключает, что авторы саг, возможно, перепутали историю о происхождении Сигурда Хлодвирссона с историей о Торстейне, близком союзнике Сигурда Эйстейнссона . [43] [44]
Опираясь на утверждение Адама Бременского о том, что Оркнейские острова не были завоеваны до времен Харальда Хардрады , который правил Норвегией с 1043 по 1066 год, Вульф (2007) предполагает, что Сигурд, возможно, был первым графом Оркнейских островов. [11] Он также предлагает гипотезу о том, что графство было создано датским королем Харальдом Блютузом примерно в 980 году, а не во времена Харальда Прекрасноволосого, сто лет назад. Он заключает: «Если бы до времен Сигурда на Оркнейских островах не было графов, это могло бы помочь объяснить низкую фигуру островов в анналах, поскольку они, по большей части, фиксируют только смерть великих людей». [45] Однако отсутствие комментариев по этому поводу в ирландских источниках до смерти Сигурда неудивительно. Ирландские источники того периода были недостаточно информированы и «не особо интересовались» Оркнейскими островами. [46] [Примечание 4] Смит (1984) более сочувствует утверждениям саг и утверждает, что Торф-Эйнарр «можно считать первым историческим графом Оркнейских островов». [48]

Конфликт между Сигурдом и Олафом Трюггвассоном, вероятно, произошел еще до их случайной встречи в Кирк-Хоупе, поскольку последний, как известно, совершал набеги на Судрёйар в период 991–94. Его мотивы решительного стремления к христианскому послушанию, вероятно, были скорее политическими, чем религиозными. Его путешествие обратно в Норвегию было направлено на то, чтобы претендовать на королевский сан, и поэтому обеспечение пассивности Оркнейских островов до этого было ему очень выгодно. [40] Хотя брак Сигурда с неназванной дочерью Малкольма Шотландского упоминается в « Саге об Оркнейге» сразу после смерти Хунде и последующего разрыва графа с Олафом Трюггвассоном, Томсон (2008) рассматривает этот брачный договор как совместную попытку оркадцев и шотландцев заключить брак. выступают против «общей угрозы со стороны Морей», а не пренебрегают Норвегией. [40]
Когда были записаны саги, Оркнейские острова были христианскими на протяжении 200 или более лет. [49] а сама история обращения «явно неисторична». [50] Когда скандинавы прибыли на Северные острова, они обнаружили там уже процветающее организованное христианство, хотя в сагах об этом вообще не упоминается. [50] Более того, мотив скандинавского дракона на бляшке из китовой кости, найденной в захоронении лодки Шрама, был обнаружен вместе с могилой пожилой женщины, которая умерла не позднее 950 года нашей эры, а масса археологических свидетельств позволяет предположить, что христианское захоронение было широко распространенный на Оркнейских островах во времена Сигурда. [51] Намерение, возможно, заключалось в том, чтобы отречься от влияния коренных элементов оркадской и шетландской культуры и подчеркнуть, что позитивные культурные достижения пришли из Скандинавии, одновременно критикуя неоправданно грубый метод норвежского вмешательства в данном случае. [50] Включение рассказа о вороньем знамени в материал саги может передавать идею возрождения язычества в оркадском обществе и реакции на попытки норвежцев контролировать острова. Однако в « Саге об Оркнейских островах» наблюдается яркий контраст между смертью Сигурда, сжимавшего знамя ворона, и дальнейшей карьерой его сына Торфинна, которому приписывают несколько достижений в привлечении Оркнейских островов в основной христианский мир. В целом, возможно, целью является привлечь внимание к этому переходу. [49]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Алекс Вульф , хотя и критикует их историческую ценность, [4] пишет, что по сравнению с другими исходными материалами «исландские саги кажутся более реалистичными по стилю и, кажется, представляют более суровый образ прошлого, который легче сочетается с современными чувствами», а сагу об Оркнейских островах «определенно очень хорошо читать». . [5]
- ↑ Вульф (2007) утверждает, что «отец Сигурда, похоже, был единственным норвежцем, носившим это имя [ Хлёдвир ], однако оно не известно и в других местах скандинавской литературы». [12] Например, имя было дано сыну Сигурда, Хунде, при его крещении. [13] и есть использование слова «Хлёдвир» в отношении исторического франкского короля Людовика Благочестивого , сына Карла Великого. [14] Вульф, по-видимому, имеет в виду, что это имя не встречается иным образом в островных источниках.
- ↑ Кроуфорд (1987) также выдвигает на первый план связь между этими «датскими» набегами в «Мэне» и «Эрле Сигурде». [27] Этчинхэм (2001) исследует этот вопрос подробно и настроен более скептически. [28]
- ↑ Современная документация этого периода шотландской истории очень слаба. Наличие монастыря на Ионе привело к тому, что эта часть Шотландии относительно хорошо документировалась с середины VI до середины IX века, но начиная с 849 года, когда мощи Колумбы были вывезены из-за вторжений викингов, письменные свидетельства из источников, местных до Аргайла и островов, почти исчезают на триста лет. [47] Более того, Сигурд - первый из графов Оркнейских островов, имеющий какую-либо связь с Ирландией, зафиксированную в саге об Оркнейских островах (исключая спорное путешествие короля Харальда Финхейра на запад).
Сноски
- ^ Мьюир (2005) с. 27
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Томсон (2008) с. 59
- ^ Вульф (2007), стр. 277–85.
- ^ Вульф (2007) с. 285
- ^ Вульф (2007) с. 277
- ^ Вульф (2007) с. 242
- ^ Мьюир (2005) с. 28
- ^ Томсон (2008) с. 66
- ^ Orkneyinga Saga (1981), главы 9–11, стр. 33–36.
- ^ Ó Коррейн, «Ирландия викингов - запоздалые мысли».
- ^ Перейти обратно: а б Вульф (2007), с. 307
- ^ Перейти обратно: а б Вульф (2007), с. 303
- ^ Orkneyinga Saga (1981) Глава 12 стр. 37
- ^ Norræna Fornfrædafélag (1828), Древние истории: по старым рукописям , т. 11, Копенгаген, Отпечатано Х. Ф. Поппом, с. 407
- ^ Смит (1984) с. 154
- ^ Томсон (2008) с. 62
- ^ Перейти обратно: а б Клоустон (1918), с. 15
- ^ Перейти обратно: а б Смит (1984) с. 150
- ^ Перейти обратно: а б Сага об Оркнейинге (1981) Глава 10 с. 36
- ^ Перейти обратно: а б с Orkneyinga Saga (1981) Глава 11, стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б с Томсон (2008) с. 60
- ^ "Иона, Крест Святого Мартина . КАНМОР. Проверено 23 января 2014 г.
- ^ Хантер (2000) с. 84
- ^ Из Crescent (1998), с. 20
- ^ Анналы Ольстера . «U986.3» . КЕЛЬТ. Проверено 21 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Томсон (2008) с. 61
- ^ Кроуфорд (1987) с. 66
- ^ Этчингем (2001), стр. 177–79.
- ^ Томсон (2008), стр. 61–62.
- ^ Этчингем (2001) с. 181
- ^ Грегори (1881) с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Вульф (2007), с. 243
- ^ Вульф (2007) с. 246
- ^ Перейти обратно: а б Томсон (2008) с. 69, цитируя главу 12 «Саги об Оркнейских островах» .
- ^ Перейти обратно: а б с Хеймскрингла . «Глава 99 - История графов Оркнейских островов».
- ^ Перейти обратно: а б с Сага об Оркнейинге (1981) Глава 12 с. 38
- ^ История сгоревшего Ньяла (1861) «Глава 153 - Кари уезжает за границу».
- ^ Кроуфорд (1987) с. 80
- ^ Вульф (2007) с. 300
- ^ Перейти обратно: а б с Томсон (2008) с. 63
- ^ История сгоревшего Ньяла (1861) «Глава 84 - О графе Сигурде».
- ^ История сгоревшего Ньяла (1861) «Глава 88 - Граф Хакон сражается с сыновьями Ньяла».
- ^ Вульф (2007), стр. 283–84.
- ^ Кроуфорд (1987) с. 54
- ^ Вульф (2007) с. 308
- ^ Томсон (2008) с. 25
- ^ Вульф (2006) с. 94
- ^ Смит (1984) с. 153
- ^ Перейти обратно: а б Томсон (2008), стр. 66–67.
- ^ Перейти обратно: а б с Бойерманн (2011), стр. 143–44.
- ^ Томсон (2008) с. 64
- Общие ссылки
- Бойерманн, Ян «Ярла Сегур Оркнейя. Статус и власть графов Оркнейских согласно их сагам» в Стейнсланде, Гро; Сигурдссон, Йон Видар; Рекда, Ян Эрик и Бойерманн, Ян (редакторы) (2011) Идеология и власть викингов и средневековья: Скандинавия, Исландия, Ирландия, Оркнейские острова и Фарерские острова . Северный мир: Северная Европа и Балтика c. 400–1700 гг. Н.э. Народы, экономика и культуры. 52 . Лейден. Брилл . ISBN 978-90-04-20506-2
- Клоустон, Дж. Сторер (1918) «Две особенности графства Оркнейских островов» . The Scottish Historical Review, стр. 15–28. Издательство Эдинбургского университета / JSTOR. Проверено 18 января 2014 г.
- Кроуфорд, Барбара Э. (1987) Скандинавская Шотландия . Издательство Лестерского университета. ISBN 0-7185-1197-2
- Этчингем, Колман (2001) «Северный Уэльс, Ирландия и острова: островная зона викингов». Перития . 15 стр. 145–87.
- ДаСент, Джордж В. (переводчик) (1861) История сгоревшего Ньяла . База данных исландских саг. Проверено 21 января 2014 г.
- Грегори, Дональд (1881) История Западного Хайленда и островов Шотландии 1493–1625 гг. Эдинбург. Бирлинн. Переиздание 2008 г. - первоначально опубликовано Томасом Д. Моррисоном. ISBN 1-904607-57-8
- Хантер, Джеймс (2000) Последний из свободных: история горной местности и островов Шотландии . Эдинбург. Мейнстрим. ISBN 1-84018-376-4
- Мьюир, Том (2005) Оркнейские острова в сагах: история графства Оркнейских островов, рассказанная в исландских сагах . Оркадианец. Киркуолл. ISBN 0-9548862-3-2 .
- О Коррен, Доннчад (1998) Викинги в Ирландии и Шотландии в CELT девятого века . Проверено 21 января 2014 г.
- Палссон, Герман и Эдвардс, Пол Джеффри (переводчики) (1981). Сага об Оркнейге: История графов Оркнейских островов . Пингвинская классика. ISBN 0-14-044383-5
- Стерлсон, Снорри Хеймскрингла . Библиотека мудрости. Проверено 21 января 2014 г.
- Смит, Альфред П. (1984) Военачальники и святые люди: Шотландия, 80–1000 гг . н.э. Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-0100-7
- Томсон, Уильям П.Л. (2008) Новая история Оркнейских островов . Эдинбург. Бирлинн. ISBN 978-1-84158-696-0
- Вульф, Алекс «Эпоха морских королей: 900–1300» в Оманде, Дональд (редактор) (2006), Книга Аргайла . Эдинбург. Бирлинн. ISBN 1-84158-480-0
- Вульф, Алекс (2007) От Пиктленда до Альбы, 789–1070 . Эдинбург. Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-1234-5