Гуннхильд, мать королей
Гуннхильдр Гормсдоттир | |
---|---|
![]() | |
Королева-консорт Норвегии | |
Срок владения | 931–933 |
Рожденный | в. 910 Ютландия , Дания |
Умер | в. 980 (возраст ~70) Оркнейские острова , Шотландия |
Супруг | Эрик Кровавый Топор |
Проблема | Старый Эйрикссен Гутторм Эйрикссен Харальд II Рагнфрёд Эйрикссен Рагнхильд Эриксдоттер Эрлинг Эйрикссен Гудрёд Эйрикссон Sigurd Sleva Рёнвальд Эрикссон (?) |
Династия | Завязывание узлов |
Отец | Горм Старый |
Мать | Тайра |
Гуннхильд конунгамодир ( мать королей ) или Гуннхильд Гормсдоттир , [1] чье имя часто переводят на английский язык как Гуннхильд (ок. 910 – ок. 980), квазиисторическая фигура, которая появляется в исландских сагах , согласно которым она была женой Эрика Кровавого Топора ( короля Норвегии 930–934, короля Оркнейские острова ок. 937–954 гг., Король Юрвика 948–49 и 952–954 гг.). Она появляется заметно в таких сагах, как Fagrskinna , Egils Saga , Njáls Saga и Heimskringla .
В сагах рассказывается, что Гуннхильд жила во времена больших перемен и потрясений в Норвегии. Ее тесть Харальд Фэйрхейр недавно объединил под своей властью большую часть Норвегии. [2] Вскоре после его смерти Гуннхильд и ее муж Эрик Кровавый Топор были свергнуты и сосланы. Большую часть оставшейся жизни она провела в изгнании на Оркнейских островах , Юрвике и в Дании. Некоторые из ее многочисленных детей от Эрика стали соправителями Норвегии в конце десятого века.
Историчность
[ редактировать ]Многие детали ее жизни оспариваются, включая ее происхождение. Хотя в сагах она рассматривается как историческая личность, даже ее историчность является предметом споров. [3] Подробности ее жизни известны в основном из исландских источников, которые обычно утверждали, что исландские поселенцы бежали от тирании Харальда. Хотя историчность таких источников, как Ланднамабок, оспаривается, представление о том, что Харальд изгнал или изгнал многих из их предков, привело к тому, что исландцы в целом враждебно относились к Эрику и Гуннхильд. Поэтому такие ученые, как Гвин Джонс, считают некоторые из описанных в них эпизодов подозрительными. [4]
В сагах Гуннхильд чаще всего изображается в негативном свете и изображается как фигура, известная своей «силой и жестокостью, вызывающая восхищение за ее красоту и щедрость и опасающаяся за ее магию, хитрость, сексуальную ненасытность и подстрекательство». по словам Дженни Йохенс. [5]
Ее происхождение изменилось: от датской королевской семьи к фермеру из Хологаланда на севере Норвегии . Это сделало ее уроженкой земли, соседней с Финнмарком , и ее наставничество в магическом искусстве у финских волшебников стало более вероятным. Это изобретение, как утверждал Джонс , было попыткой исландского создателя саг смягчить «поражения и изгнания своих собственных героических предков», приписав королеве магические способности. [6]
Происхождение
[ редактировать ]Согласно Historia Norwegiæ XII века , Гуннхильд была дочерью Горма Старого , короля Дании и Тиры , и Эрик и Гуннхильд встретились на пиру, устроенном Гормом. Современные ученые во многом признали эту версию верной. [6] [7] По их мнению, ее брак с Эриком был династическим союзом между двумя домами, норвежскими инглингами и домом ранней датской монархии , в процессе объединения и консолидации своих стран. Сам Эрик был продуктом такого союза Харальда и Рагнхильд, датской принцессы из Ютландии . [8] Гуннхильд, дочь Горма Старого, объясняет, почему она искала убежища в Дании после смерти своего мужа.
Хеймскрингла и «Сага об Эгиле» , с другой стороны, утверждают, что Гуннхильд была дочерью Озура Тоти , херсира из Халогаланда. [9] В разных источниках рассказы о ее молодости различаются. В «Саге об Эгиле» рассказывается, что «Эйрик сражался в великой битве на Северной Двине в Бьярмаланде и одержал победу, как свидетельствуют стихи о нем. В той же экспедиции он заполучил Гуннхильд, дочь Озура Тоти, и привел ее с собой домой». [10]
Гвин Джонс считал многие традиции, возникшие вокруг Ганнхильд в исландских источниках, вымышленными. [6] Однако и Theodoricus monachus , и Ágrip of Nóregskonungasögum сообщают, что, когда Гуннхильд была при дворе Харальда Блютуз после смерти Эрика, датский король предложил ей выйти замуж; если эти отчеты действительны, они ставят под сомнение идентификацию Ганнхильды как сестры Харальда, но их последние редакторы вслед за Джонсом считают свои отчеты о происхождении Ганнхильды ненадежными. [11]
Хеймскрингла рассказывает, что Гуннхильд какое-то время жила в хижине с двумя финскими волшебниками и училась магии у них . Два волшебника потребовали от нее сексуальных услуг, поэтому она уговорила Эрика, возвращавшегося из экспедиции в Бьярмаленд , убить их. Затем Эрик отвел ее в дом ее отца и объявил о своем намерении жениться на Гуннхильде. [12] Старшая Фагрскинна , однако, просто говорит, что Эрик встретил Гуннхильду во время экспедиции на север Финляндии , где она «воспитывалась и обучалась... у Муттула, короля финнов » . [13] Пребывание Ганнхильд в Финляндии историк Марлен Цикламини описывает как «басню», призванную подготовить почву для возложения вины за будущее плохое управление Эрика на его жену. [14]
Брак с Эриком
[ редактировать ]Убийство и изгнание Эрика
[ редактировать ]
Красный — владения Верховного короля Норвегии .
Желтые области — это мелкие королевства, закрепленные за родственниками Харальда.
Фиолетовый — владения ярлов Хладира .
Оранжевый — владения ярлов Мёре .
Говорят, что у Гуннхильд и Эрика были следующие дети: Гамле , старший; затем Гуторм , Харальд , Рагнфрод , Рагнхильд , Эрлинг , Гудрод и Сигурд Слева . [15] В «Саге об Эгиле» упоминается сын по имени Рёгнвальд, но неизвестно, можно ли его идентифицировать с одним из тех, кто упоминается в «Хеймскрингле» , или даже был ли он сыном Гуннхильды или Эрика от другой женщины.
Широко считалось, что Гуннхильд обладала магическими способностями или иным образом использовала их. [16] Перед смертью Харальда Прекрасноволосого загадочным образом умер популярный сводный брат Эрика Хальфдан Харальдссон Черный , и Гуннхильд подозревалась в том, что она «подкупила ведьму, чтобы та напоила его смертельным напитком ». [17] Вскоре после этого Харальд умер, и Эрик укрепил свою власть над всей страной. Он начал ссориться с другими своими братьями, подстрекаемыми Гуннхильдой, и убил четверых из них, начиная с Бьёрна Фарманна , а затем Олафа и Сигрёда в битве при Тёнсберге . [18] В результате тиранического правления Эрика он был изгнан из Норвегии, когда дворяне страны выступили за его сводного брата Хокона Доброго . [8]
Оркнейские острова и Юрвик
[ редактировать ]Согласно исландским сагам, Эрик отплыл со своей семьей и слугами на Оркнейские острова , где они поселились на несколько лет. В это время Эрик был признан «королем Оркнейских островов» его фактическими правителями, ярлами Арнкелем и Эрлендом Терф-Эйнарссоном . [19] Гуннхильд отправилась с Эриком в Юрвик , когда по приглашению епископа Вульфстана бывший норвежский король поселился в качестве короля-клиента над северной Англией . [20] На Юрвике, возможно, крестились и Эрик, и Гуннхильд. [21]
После потери Эриком Юрвика и последующей смерти в битве при Стейнморе (954 г.) выжившие в битве сообщили о поражении Ганнхильде и ее сыновьям в Нортумберленде . [22] Взяв с собой все, что можно, они отплыли на Оркнейские острова, где взыскивали дань с нового ярла Торфинна Дробителя Черепов . [23]
Однако в конце концов Гуннхильд решила двигаться дальше; выдав свою дочь Рагнхильду замуж за сына ярла Торфинна Арнфинна , она взяла остальных своих детей и отплыла в Данию. [24]
Стоит отметить, что некоторые современные историки ставят под сомнение отождествление Эрика, правившего на Юрвике, с Эриком Кровавым Топором. Ни один из английских источников о правлении Эрика в Нортумбрии не идентифицирует его как норвежца или сына Харальда Фэйрхейра. В письме тринадцатого века Эдуарда I Папе Бонифацию VIII Эрик идентифицируется как шотландец по происхождению. [25] Лаппенберг, Пламмер и Тодд, писавшие в конце девятнадцатого века, идентифицировали Эрика как сына Харальда Блютуса , но Даунхэм считает это утверждение несостоятельным. [25] Даунхэм, однако, считает Эрика, короля Юрвика, отдельной личностью от Эрика Кровавого Топора, и поэтому рассматривает пребывание Ганнхильд на Оркнейских островах и Юрвике как вымысел более поздних авторов саг, которые смешивали разных персонажей между одиннадцатым и тринадцатым веками. [26]
Конфликт с Эгилем Скаллагримссоном
[ редактировать ]Гуннхильд была заклятым врагом Эгилла Скаллагримссона , а его саги и стихи представляют ее в особенно негативном свете. Эгиля познакомил с Эриком его старший брат Торольф , который был другом принца, и братья изначально были в хороших отношениях с Эриком и Гуннхильдой. [27] Однако во время пребывания в Норвегии около 930 года Эгиль вступил в спор о наследстве с некоторыми членами двора Эрика, во время которого он убил Барда из Атли, одного из вассалов короля. [28]
Гуннхильд приказала двум своим братьям убить Эгиля и Торольфа. Эгиль убил пару, когда они столкнулись с ним, что значительно усилило жажду мести королевы. [29]
Затем Эрик объявил Эгиля преступником в Норвегии. Берг-Онундр собрал отряд людей, чтобы схватить Эгиля, но был убит при попытке это сделать. [29] Во время побега из Норвегии Эгиль убил Рёгнвальда Эрикссона , сына Эрика. [30] Затем он проклял Эрика и Гуннхильду, во время шаманского ритуала поместив голову лошади на шест (столб представлял собой níðstöng или « нид-столб »; níð грубо переводится как «презрение» или «проклятие»).
«Здесь я устанавливаю нид -столб и объявляю этот нид королю Эрику и королеве Гуннхильдре», — он повернул голову лошади лицом к материку, — «Я объявляю этот нид духам земли и самой земле. , так что все сбились с пути, не удерживая и не находя своих мест, пока они не вырвут короля Эрика и Гуннхильду с земли». Он установил столб нида на скале и оставил его стоять; он посмотрел в глаза лошади на земле, нарисовал руны на шесте и произнес все формальные слова проклятия. [31]
Последняя встреча Эгиля и Гуннхильд произошла около 948 года на Юрвике. Эгиль потерпел кораблекрушение на ближайшем берегу и предстал перед Эриком, который приговорил его к смертной казни. Но Эгиль сочинил драпу под названием « Höfuðlausn » в честь Эрика. за одну ночь [32] Когда он прочитал это утром, Эрик дал ему свободу и простил убийство Рёгнвальда вопреки желанию Гуннхильд. [33]
Жизнь после Эрика
[ редактировать ]В Дании
[ редактировать ]После смерти мужа Гуннхильд укрылась вместе с сыновьями при дворе Харальда Блютуса в Роскилле . [34] Традиция приписывает Гуннхильде создание скальдической поэмы «Эйриксмаль» в честь ее павшего мужа. [35]
В Дании сын Гуннхильд Харальд был воспитан самим королем, а другим ее сыновьям были переданы владения и титулы. [36] Поскольку король Харальд был вовлечен в войну против Норвегии Хокона, он, возможно, стремился использовать сыновей Гуннхильда в качестве своих доверенных лиц против норвежского короля. [37] Один из ее сыновей, Гамле, погиб в битве с королем Хоконом около 960 года. [38]
Вернуться в Норвегию
[ редактировать ]Гуннхильд вернулась в Норвегию с триумфом, когда ее оставшиеся сыновья убили короля Хокона в битве при Фитьяре в 961 году. По иронии судьбы, битва стала победой сил Хокона, но его смерть оставила вакуум власти, который сын Гуннхильды Харальд с помощью датчан смог устранить. эксплуатировать. [39] Теперь, когда ее сыновья стали правителями Норвегии, Гуннхильд с этого времени стала известна как конунгамодир , или «Мать королей». [40]
Во время правления Харальда Грейхайда Гуннхильд доминировала при дворе; по словам Хеймскринглы, она «много вмешивалась в дела страны». [41] Сыновья Гуннхильд убили или свергли многих ярлов и мелких королей , до сих пор управлявших норвежскими провинциями, захватив их земли. Голод, возможно, вызванный или усугубленный этими кампаниями, преследовал правление Харальда. [42]
Среди убитых королей (около 963 г.) был Трюггве Олафссон , чья вдова Астрид Эриксдоттер бежала со своим сыном Олафом Трюггвасоном в Швецию , а затем направилась в восточную Балтику . [43] По словам Хеймскринглы, бегство Астрид и его катастрофические последствия были ответом на то, что Гуннхильд послала солдат похитить или убить ее маленького сына. [44]
Гуннхильд была покровительницей и любовницей Хрута Херьольфссона (или Хрута Херьольфссона ), исландского вождя, посетившего Норвегию во время правления сына Гуннхильда Харальда. [45] Это заигрывание было тем более скандальным, если принять во внимание разницу в возрасте; Примечательным считался тот факт, что Гуннхильд была на поколение старше Хрута. [46] Гуннхильд публично проявляла привязанность к Хруту, которая обычно была свойственна супружеским парам, например, обнимала его за шею. [47] Более того, Гуннхильд заставила Хрута спать с ней наедине в «горнице». [48] Сага о Лаксдале, в частности, описывает, до какой степени она влюбилась в Хрута:
Королева Гуннхильд так любила его, что считала, что в страже нет ему равных ни в разговоре, ни в чем-либо еще. Даже когда сравнивали людей и указывали на дворян, все люди легко видели, что Гуннхильд думала, что в основе должно быть явное легкомыслие или же зависть, если кто-то считается равным Хруту. [49]
Она помогла Хруту завладеть наследством, устроив смерть человека по имени Соти от рук своего слуги Аугмунда и ее сына Гудрода. [50] Когда Хрут вернулся домой, Гуннхильд подарила ему много подарков, но она прокляла Хрута приапизмом, чтобы тот разрушил его брак с Унн, дочерью Морда Фиддла ; в конце концов они развелись. [51]
Гуннхильд также оказала большое расположение Олафу Павлину , племяннику Хрута, который посетил норвежский двор после возвращения Хрута в Норвегию. Она советовала ему лучшие места и предметы для торговли и даже спонсировала его торговые экспедиции. [52]
Изгнание и смерть
[ редактировать ]Хокон Сигурдссон , ярл Хладира , устроил смерть Харальда Грейхайда около 971 года при попустительстве Харальда Блютуса, который пригласил своего приемного сына в Данию, чтобы он получил новые датские феодальные владения . Между ярлом Хоконом и оставшимися в живых сыновьями Эрика и Гуннхильд вспыхнула гражданская война, но Хокон одержал победу, и Гуннхильде пришлось снова бежать из Норвегии вместе с оставшимися сыновьями Гудродом и Рагнфредом. [53] Они отправились на Оркнейские острова, снова назначив себя повелителями ярла Торфинна. [54] Однако похоже, что Ганнхильд была меньше заинтересована в управлении страной, чем в том, чтобы иметь место, где можно было бы спокойно жить, и ее сыновья использовали острова как базу для неудавшихся набегов на интересы Хокона; Таким образом, правительство Оркнейских островов было прочно в руках Торфинна. [55]

Согласно саге о Йомсвикинге , Гуннхильд вернулась в Данию около 977 года, но была убита по приказу короля Харальда , утонув в болоте. В книге Агрипа и Теодорикуса Монаха Historia de Antiquitate Regum Norwagiensium содержатся версии этого отчета. [56]
было раскопано тело убитой или ритуально принесенной в жертву женщины, так называемой Харальдской женщины В 1835 году в болоте в Ютландии . Из-за сообщения об убийстве Гуннхильд, содержащегося в « Саге о Йомсвикинге» и других источниках, тело было ошибочно идентифицировано как тело Гуннхильда. Основываясь на убеждениях ее королевской особы, Фридрих VI искусный саркофаг приказал вырезать король для хранения ее тела. Такое королевское обращение с останками Харальдшерской женщины объясняет превосходную сохранность трупа; И наоборот, «Человек Толлунд» , обнаруженный позже, не сохранился должным образом, и большая часть тела была утеряна, и в качестве исходного материала на его выставке осталась только голова. Более позднее радиоуглеродное датирование показало, что Харальдшерская женщина была не Гуннхильдой, а женщиной, жившей в VI веке до нашей эры. [57]
Репутация колдовства в сагах
[ редактировать ]Гуннхильд часто связана с колдовством, как это видно из исландских саг. Эту магическую способность можно частично признать благодаря принадлежности Гуннхильд к финнам, поскольку, согласно Снорри в Хеймскрингле, она предположительно жила в хижине с двумя финскими волшебниками в Финнмарке и обучалась у них магии. Также, как видно из Хеймскринглы, Эйрик впервые познакомился с Гуннхильдой, когда был моложе и отправился в набег на северную Норвегию. Его люди наткнулись на хижину финнов, где она остановилась, и описали ее как «женщину, настолько красивую, что они никогда не видели подобной ей». [58] Как сказано в «Хеймскрингле», Гуннхильд убедила их спрятаться в хижине финнов, а затем разложила содержимое полотняного мешка как внутри, так и снаружи хижины. Считается, что это действие было признаком магии, которая по возвращении финнов заставила их уснуть, и их было нелегко разбудить. Гуннхильд завершила свое волшебство, покрыв их головы тюленьими шкурами, а затем приказав людям Эйрика убить их, после чего они вернулись к Эйрику. Пребывание Гуннхильд в Финляндии историк Марлен Цикламини описывает как «басню», призванную подготовить почву для возложения вины за плохое управление Эйрика на его жену. [59]
Другие источники, выступающие в качестве примеров колдовства Гуннхильд, включают историю смерти короля Хакона в «Хеймскрингле» Снорри, а также случаи, касающиеся Эгиля в «Саге об Эгиле», и подозрения, связанные со смертью Хальвдана Харальдссона. Хеймскрингла описывает восхождение Хакона на норвежский престол после того, как он услышал о жестокостях, вызванных правлением Эйрика. Хакон нашел большую поддержку среди норвежского народа и поэтому вынудил Эйрика и Гуннхильд бежать в Англию. Естественно, последовало множество битв за трон, что в конечном итоге привело к тому, что Гуннхильду обвинили в смерти Хакона, когда в бою к нему полетела стрела, пронзившая мышцу его плеча. По словам Хеймскринглы, утверждается, что «из-за колдовства Гуннхильдр кухонный мальчик крутился вокруг и кричал: «Освободите место для убийцы короля!» и пусти стрелу в группу, приближающуюся к нему и ранящую короля». [60] Марлен Цикламини считает, что необычность смертельной раны указывает на возможное колдовство, предположительно со стороны Гуннхильд. [59]
Персонаж Эгиля в «Саге об Эгиле» также проклят тем, что оказался на плохой стороне Гуннхильд после его многочисленных проступков по отношению к норвежскому двору. Впервые привлекая ее внимание и неприязнь на пиру, когда он слишком напился и по глупости убил одного из ее сторонников, а после этого сбежал, Гуннхильд наложила на Эгиля проклятие, «чтобы он никогда не нашел покоя в Исландии, пока она не увидит его». [61] Это проклятие Гуннхильд, по-видимому, является причиной более позднего желания Эгиля поехать в Англию, где Гуннхильд и Эйрик находились в то время после изгнания. В конце концов Эгиль попросил прощения у Эйрика и Гуннхильд, и ему разрешили на одну ночь сочинить посвященное Эйрику стихотворение, иначе ему грозит смерть. Второй момент колдовства Ганнхильды в саге появляется позже той же ночью, когда Эгиля, по-видимому, отвлекла от написания птица, щебечущая в окне. Считается, что этой птицей была Гуннхильд, которая приняла эту форму , как это видел спутник Эгиля Аринбьёрн, который «сел возле чердачного окна, где сидела птица, и увидел оборотня в форме птица, вылетающая с другой стороны дома». [62]
Наследие и репутация
[ редактировать ]Кэролайн Ларрингтон интересно рассматривает сравнительную власть, которой обладала Ганнхильд, а также ее общую роль королевы при норвежском дворе. Концепция королевства как концепции возникла в Норвегии относительно поздно, и, как указывает Ларрингтон, самыми влиятельными женщинами в норвежской истории обычно были матери королей, а не жены королей. Гуннхильд действует как одно из наиболее важных частичных исключений из этого правила, поскольку она имела влияние как при Эйрике, так и при правлении ее сыновей. Гуннхильд стала более политически активной сразу после того, как ее муж Эйрик погиб в бою, после чего она позже вернулась в Норвегию, где поставила у власти своих сыновей, а своего сына Харальда - на троне. Ганнхильд также организовала брак своей дочери со стратегически важным графом Оркнейских островов, продемонстрировав свою готовность к политическим преимуществам. Ганнхильд оставалась стойкой, чтобы сохранять власть до конца своей жизни, выступая в качестве королевы-регента при своем сыне Харальде и продолжая оставаться основным решающим фактором и источником политических советов. [63]
Появления в СМИ
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Ганнхильд была злодейкой в романе Роберта Лейтона 1934 года «Олаф Славный» . [64] художественная биография Олафа Трюггвасона . Она — центральный персонаж романа Мать королей» « Пола Андерсона . [65] (что делает ее внучкой Рогнвальда Эйстейнссона , принимает версию ее жизни с финскими колдунами и подчеркивает, что она ведьма), а также появляется в Сесилии Холланд » «Похитительнице душ . [66] В Демоне рассеяния [67] Авторы Пола Андерсона и Милдред Дауни Броксон и иллюстрированные Майклом Уиланом и Алисией Остин , главные герои, викинг Халлдор и ирландская бывшая монахиня Бриджит, становятся бабушкой и дедушкой Ганнхильд по отцовской линии. Она является центральным персонажем в романе Роберта Лоу « Ворочья кость ».
Телевидение
[ редактировать ]ее играет исландская актриса Рагнхейдур Рагнарсдоттир В телесериале « Викинги» . [68]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Или, альтернативно, Гуннхильд Озурардоттир .
- ^ «Харальд I | Биография и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Даунхэм 112-120; Джонс и (1968) 121–24; Брэдбери 38; Орфилд 129; Эшли 444; Ален 88; Дрисколл 88, примечание 15.
- ^ Джонс и (1968) 121–24.
- ^ Йохенс, Дженни. Древнескандинавские изображения женщин . п. 180.
- ^ Jump up to: а б с Джонс и (1968) 121–22.
- ^ Брэдбери 38; Орфилд 129; Эшли 444; Ален 88; Дрисколл 88, примечание 15.
- ^ Jump up to: а б Джонс и (1968) 94–95.
- ^ Например, «Сага о Харальде Прекрасноволосом», § 34. Краткое содержание Noregskonungasogum называет ее отцом Озурра лафскегга [висячая борода], следовательно, также Фагрскинна ; Дрисколл § 5 и стр. 88, примечание 15.
- ^ Сага об Эгиле § 37.
- ^ Теодорикус, § 6 и стр. 64, примечание 54; Дрисколл, § 11 и стр. 91, примечание 39.
- ^ Сага о Харальде Фэйрхейре § 34.
- ^ Фагрскинна § 8.
- ^ Циламины 210-211.
- ^ Сага о Харальде Фэйрхейре § 46.
- ^ Например, Сага Харальда Фэйрхейра § 34; Сага о Ньяле §§ 5–8; Фокс 289–310.
- ^ "Сага о Харальде Фэйрхейре" § 44.
- ^ Сага Харальда Фэйрхейра §§ 45–46.
- ^ Например , Эшли 443–44.
- ↑ Согласно «Саге о Хоконе Добром», именно король Англии Ательстан назначил Эрика правителем Юрвика, но это проблематично с хронологической точки зрения; Ательстан умер в 939 году. Эшли, среди прочих, предполагает, что Эрик получил комиссию от Ательстана, но воспользовался ею лишь позже. Эшли 443–44.
- ^ Соссай 183.
- ^ Сага о Хоконе Добром §§ 4–5.
- ^ Сага о Хоконе Добром § 5.
- ^ Эшли 443; см. также «Сага о Хоконе Добром», § 5; Фагрскинна §§ 8–9. Позже, согласно « Саге об Оркнейингах» , Рагнхильд убьет Арнфинна, выйдет замуж за его брата Хаварда, убьет его, в свою очередь, а затем выйдет замуж за их брата Льота. Эшли 443–44.
- ^ Jump up to: а б Даунэм 116.
- ^ Даунхэм 118.
- ↑ Сага об Эгиле § 36.
- ^ Сага об Эгиле §§ 56–58.
- ^ Jump up to: а б Сага об Эгиле §§ 59–60.
- ↑ Сага об Эгиле § 60.
- ^ Сага об Эгиле § 60. Исландский источник, по сути, отдает должное Эгилю за изгнание Гуннхильд и Эрика из Норвегии.
- ↑ Он сделал это, несмотря на то, что его беспокоил шум птицы, которая, по его мнению, была Гуннхильдой, замаскированной с помощью магии. Сага об Эгиле § 62
- ^ Сага об Эгиле § 64.
- ^ Сага о Хоконе Добром § 10. Как отмечалось выше, Харальд, возможно, был братом или сводным братом Гуннхильд.
- ^ Джонс и (1968) 123; Фагрскинна § 8; Сага о Хаконе Добром §.
- ^ Фагрскинна § 9; Сага о Хоконе Добром § 10.
- ^ Сага о Хоконе Добром § 10.
- ^ Сага о Хоконе Добром § 26.
- ^ Jones & (1968) 122. История, записанная в « Саге о Хоконе Добром» , которую Цикламини считает басней, повествует о том, что Гуннхильд стала причиной смерти короля Хокона с помощью волшебной стрелы, выпущенной одним из ее слуг. Циламини 211.
- ^ Джонс и (1968) 123–24.
- ^ Джонс и (1968) 123–25; Сага о Харальде Графельде § 1.
- ^ Джонс и (1968) 123–25; История Харальда Графельда §§ 2–17.
- ^ Джонс и (1968) 124–25; Сага Олафа Трюггвасона §§ 2–3.
- ^ Джонс и (1968) 131–32; Сага об Олафе Трюггвасоне § 3.
- ^ Ордовер 41–61; Сага о Ньяле § 3.
- ^ Йохенс 204 в н. 56.
- ^ Йохенс 71.
- ^ Йохенс 73.
- ^ Сага о Лаксдале § 19.
- ^ Сага о Ньяле § 5.
- ^ Сага о Ньяле §§ 5–8; Фокс 289–310. Описывая проблему своему отцу, Унн говорит: «Когда он приходит ко мне, его пенис настолько велик, что он не может получить от меня никакого удовлетворения, и мы оба пытались всеми возможными способами насладиться друг другом, но ничего не помогало. " Сага о Ньяле, § 7. Более ранние более ханжеские переводы, такие как издание сэра Джорджа ДаСента 1861 года, просто загадочно сообщали, что Хрут и Унн «плохо ладили друг с другом как муж и жена» и что Хрут «не был хозяином самого себя».
- ^ Сага о Лаксдале § 21.
- ^ Сага Олафа Трюггвасона §§ 16–18.
- ^ Эшли 443; Сага Олафа Трюггвасона §§ 16–18.
- ^ Эшли 443.
- ^ См. в целом Эшли 443; Сага о Йомсвикинга §§ 4–8.
- ^ « Женщина Харальдскаер: Тела болот », Археология , Археологический институт Америки , 10 декабря 1997 г. Радиохимические методы датирования не были доступны вплоть до двадцатого века.
- ^ Стурлусон, Снорри. Мир Скрингла . п. 86.
- ^ Jump up to: а б Цикламен, Марлен. Сказка в Хеймскрингле (Hálfdanar Saga Svarta. Hákonar Saga Góda) .
- ^ Стурлусон, Снорри. Мир Скрингла . п. 123.
- ^ Сага об Эгиле . Мистер. 122.
- ^ Сага об Эгиле . Мистер. 126.
- ^ Ларрингтон, Кэролайн. «Королевы и тела: норвежский перевод Лай и родственниц Хакона IV». Журнал английской и германской филологии .
- ^ Макмиллан, 1929.
- ^ Книги Тора , 2003 г.
- ^ Книги Кузницы, 2002.
- ^ Книги Эйса, 1979.
- ^ «От Олимпиады к «Викингам» с актером Нью-Йоркской киноакадемии Раггой Рагнарсом» . Нью-Йоркская киноакадемия. 5 января 2018 года . Проверено 27 декабря 2018 г.
- Библиография
- Ален, Руперт; Далквист, Анна Мари (1997). Королевские семьи средневековой Скандинавии, Фландрии и Киева . Кингсбург: Публикации Кингс Ривер. ISBN 0-9641261-2-5 .
- Эшли, Майкл (1998). Огромная книга британских королей и королев . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф. ISBN 0-7867-0692-9 .
- Брэдбери, Джим (2007). Routledge Companion to Medieval Warfare . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-41395-4 .
- Шантепи де ла Соссай, Пьер Даниэль (1902). Религия германцев . Справочники по истории религий. Перевод Берта Джона Воса. Бостон и Лондон: Ginn & Co. OCLC 895336 .
- Цикламини, Марлен (1979). «Сказка в Хеймскрингле (Hálfdanar saga svarta – Hákonar saga goða). Фольклор . 90 (2): 204–216. doi : 10.1080/0015587X.1979.9716143 .
- Дрисколл, Мэтью Дж. (1995). Ágrip of Nóregskonungasogum, синоптическая история королей Норвегии двенадцатого века . Лондон: Общество викингов северных исследований. ISBN 0-903521-27-Х .
- Финли, Элисон (2003). Фаргрскинна, Каталог королей Норвегии: перевод с введением и примечаниями . Бостон: Издательство Brill Academic. ISBN 90-04-13172-8 .
- Форте, Анджело; Орам, Ричард; Педерсен, Фредерик (2005). Империи викингов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-82992-2 .
- Даунхэм, Клэр (2007). Короли-викинги Британии и Ирландии . Данидин.
- Фокс, Дентон (осень 1963 г.). «Сага о Ньяле и западная литературная традиция». Сравнительная литература . 15 (4): 289–310. дои : 10.2307/1769412 . JSTOR 1769412 .
- Йохенс, Дженни (1995). Женщины в древнескандинавском обществе . Издательство Корнельского университета. ISBN 0801485207 .
- Джонс, Гвин (1984) [1968]. История викингов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-285139-Х .
- Магнуссон, Магнус; Герман Палссон (1960). Сага о Ньяле . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-044103-4 .
- Ордовер, Генри. Исследование литературной функции права и судебного разбирательства в «Саге о Ньяле» . Том. 3. С. 41–61.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Орфилд, Лестер Б. (2002). Развитие скандинавского права . Lawbook Exchange Ltd. Союз: ISBN 978-1-58477-180-7 .
- Келлог, Роберт; Смайли, Джейн (2001). «Сага о Лаксдале». Саги исландцев . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-100003-1 .
- Стурлусон, Снорри (1964). Хеймскрингла: История королей Норвегии . Ли М. Холландер (пер.). Остин: опубликовано для Американо-скандинавского фонда издательством Техасского университета . ISBN 0-292-73061-6 .
- Теодорих монах ; Фут, Питер (1998). История древности королей Норвегии . Лондон: Общество викингов по северным исследованиям, Университетский колледж Лондона. ISBN 0-903521-40-7 .
- Торссон, Орнольфур (2000). «Сага об Эгиле». Саги исландцев: Избранное . Нью-Йорк: Классика викингов-пингвинов. ISBN 978-0-9654777-0-3 .
- Танстолл, Питер, пер. (2004). «Сказка о сыновьях Рагнара (перевод)» . Нортвегр . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 30 декабря 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Йохенс, Дженни (1928). Древнескандинавские изображения женщин . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Ларрингтон, Кэролайн (2009). Королевы и тела: норвежский перевод lais и родственниц Хакона IV, Журнал английской и германской филологии, Том. 108, № 4, стр. 506-527 . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тела болот: женщина Харальдскаер , археология , Археологический институт Америки , 10 декабря 1997 г.
- Предостережения относительно происхождения Ганнхильд
- Сага об Эгиле онлайн
- Генеалогия Гуннхильд
- Хеймскрингла онлайн
- Лейтона Олаф Славный о проекте «Гутенберг».
- Детективный подкаст по истории: Гуннхильд, мать королей
[[]]