Эдикт Ротари

Эдикт Ротари (букв. «Эдикт Ротари» ; также «Эдикт Ротари» или Эдикт Ротари» ) был первым письменным сборником Ломбардии законов , кодифицированным и обнародованным 22 ноября 643 года королем Ротари в Павии гайретинксом « , собранием армии. [ 1 ] По словам Павла Диакона , ломбардского историка VIII века, права обычай лангобардского ( ломбардский : cawarfidae до этого в памяти сохранялся ). Эдикт, записанный на народной латыни , включал в себя в основном германское обычное право лангобардов с некоторыми изменениями, направленными на ограничение власти феодальных правителей и усиление власти короля. Хотя проект указа был составлен на латыни, несколько ломбардских слов остались непереведенными, например: «grabworfin, arga, sculdhais, morgingab, metfio, federfio, mahrworfin, launegild, Thinx, Waregang, Gastald, Mundius, angargathung, Fara, walupaus, gairethinx, aldius, actugild или, вегворин».
Эдикт, разделенный на 388 глав, был примитивным по сравнению с другими германскими законами того времени. Это было также сравнительно поздно, поскольку франки , вестготы и англосаксы составили кодексы права задолго до этого. 6-го века В отличие от Бревиариума Аларицианума короля вестготов Алариха II , Эдикт представлял собой в основном германский племенной закон, касающийся вергильдов , наследства и дуэлей , а не кодекс римского права . Несмотря на латинский язык, он не был римским продуктом и, в отличие от почти современного Forum Iudicum вестготов, не находился под влиянием канонического права . Единственное, что касалось церковных вопросов, это запрет на насилие в церквях. Эдикт дает военную власть герцогам и дает гражданскую власть schulthais ( или риву ) в сельской местности и кастальду (или гастальду ) в городах.
Ротари мог назвать свою родословную на протяжении одиннадцати поколений и записал это в преамбуле, как показано в полном тексте цитируемого здесь указа. [ 2 ]
Он был записан неким Ансоальдом, писцом ломбардского происхождения, и утвержден гайретинксом, созванным в 643 году Ротари . подходящее обозначение латинского кода, который был таким германским.
В Указе нет упоминаний об общественной жизни, управлении торговлей или обязанностях гражданина; вместо этого он уделяет пристальное внимание компенсациям за причиненный вред, что знакомо по англосаксонской системе вергильд и защите прав собственности. Хотя лангобардские женщины всегда находились в определенном статусе опеки над мужчинами в семье — а свободнорожденная ломбардская женщина, вышедшая замуж за альдиуса ( полусвободного мужчину) или раба, могла быть убита или продана своими родственниками-мужчинами — уважение, составляющее Примечательно было табу , которое налагалось на свободнорожденную лангобардскую женщину. Любой, кто «поставит себя на пути» (ранит) свободную женщину или девушку, должен заплатить 900 солидов , огромную сумму. Для сравнения: всякий, кто «становился на пути» свободного человека, должен был заплатить ему 20 солидов, если не было телесных повреждений, а в аналогичных случаях, касающихся чужого раба, служанки или альдиуса , господину приходилось платить 20 солидов. быть уплачен в качестве платы за совокупление с рабом другого мужчины. Римские рабы имели меньшую ценность в этих вопросах по сравнению с германскими рабами.
Все телесные повреждения были подробно каталогизированы с указанием цены за повреждение каждого зуба, пальца руки или ноги. Собственность вызывала беспокойство: многие законы в Эдикте касались конкретно травм, причиненных альдиусу или домашнему рабу. Еще более низким классом, согласно присвоенным им ценностям, были сельскохозяйственные рабы.
В законах, касающихся наследования, незаконнорожденные потомки имели такие же права, как и законные. Ни один отец не мог лишить своего сына наследства, за исключением некоторых тяжких преступлений. Пожертвования имущества делались в присутствии собрания, называемого thic , что дало начало варварскому латинскому глаголуthingare , означающему дарить или дарить в присутствии свидетелей. Если человек желает передать свою собственность, он должен сделать gairethinx («пожертвование копья») в присутствии свободных людей.
Рабов можно было освобождать различными способами, но существовали суровые законы для преследования и возвращения беглецов. В судебном процессе преобладала система очищения , а также боевое пари . Общее собрание свободных людей продолжало придавать ритуальную торжественность таким важным действиям, как принятие новых законов или выбор короля.
Ломбардское право распространялось исключительно на лангобардов. Римское население, которым управляла лангобардская аристократия, ожидало жить в соответствии с давно кодифицированными римскими законами . Указ предусматривал, что иностранцы, приехавшие поселиться на лангобардских территориях, должны были жить по законам лангобардов, если только они не получили от короля права жить по какому-либо другому закону.
Позже, во время правления короля Лиутпранда (712–743), большинство жителей Ломбардской Италии считались лангобардами независимо от их происхождения и следовали лангобардским законам.
См. также
[ редактировать ]- германское право
- Закон ивы
- Аларикийский Бревиарий
- Форум судей
- Свод гражданского права
- Кодекс Феодосиана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ломбардские термины и латинские глоссы из Codex Eporedianus Edictum Rothari» . Арка . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Эдикт Ротари 643 г. н. э. — Ломбардские законы» .
Источники
[ редактировать ]- Оман, Чарльз . Темные века 476-918 . Лондон , 1914 год.
- Павел Диакон, Historia Langobardorum IV.xlii (английский перевод Уильяма Дадли Фоулка, 1907 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация об Edictum Rothari как части Leges Langobardorum и его рукописной традиции на Bibliotheca legum regni Francorum рукописи веб-сайте , базе данных по текстам светского права Каролингов (Карл Убл, Кельнский университет, Германия, 2012).