Ламберт Херсфельд
Ламберт Херсфельдский (также называемый Лампертом; ок. 1028–1082 /85) был средневековым летописцем . Его работа представляет собой важный источник по истории Германского королевства Генриха IV и зарождающегося спора об инвестициях в одиннадцатом веке. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]То немногое, что известно о его жизни, раскрывается в разрозненных подробностях его собственных исторических сочинений. Вероятно, франконец по происхождению, из хорошей семьи, он готовился к церковной карьере в соборной школе в Бамберге , где учился у Анно Штойслингенского , впоследствии архиепископа Кельна . 15 марта 1058 года Ламберт поступил в бенедиктинское аббатство Херсфельд в монахи . 16 сентября он также был рукоположен в священники в Ашаффенбурге и поэтому иногда назывался Лампертом Ашаффенбургским . [ 2 ]
После возведения в сан священника он совершил паломничество в Иерусалим . Вернувшись в Херсфельд в октябре 1059 года, Ламберт работал в монастырской библиотеке и преподавал в монастырской школе. В 1071 году он посетил бенедиктинские аббатства Зигбург и Заальфельд, чтобы изучить реформы Клюниака , продвигаемые его наставником, архиепископом Кельна Анно II. Однако Ламберт придерживался традиционных бенедиктинских правил и оставался сдержанным в отношении монашеских реформ.
Ламберт был убежденным противником немецкого короля Генриха IV. В 1077 году, во время нарастающего конфликта с папой Григорием VII , он переехал из Херсфельда в канонический монастырь Хасунген по наущению врага Генриха, архиепископа Зигфрида I Майнцского . Он превратил Хасунген в бенедиктинское аббатство, заселенное монахами, происходящими из Хирсау . Разнообразные косвенные данные свидетельствуют о том, что с 1081 года Ламберт даже служил первым аббатом.
Вероятно, он умер вскоре после этого, не позднее 1085 года.
Исторические произведения
[ редактировать ]Ламберт наиболее известен как автор обширной исторической хроники, известной как « Анналы» впервые опубликованной в 1525 году Каспаром Каррером в Тюбингене. , Они были отредактированы в The Monumenta Germaniae Historica вместе с другими известными работами Ламперта Освальдом Холдером-Эггером ( MGH Scriptores Rerum Germanicarum in Usu Scholarum , Vol. 38) в [ 3 ] Гельдер-Эггер в своем издании работы Ламперта также продемонстрировал, что Ламперт был вероятным автором по крайней мере двух других значительных произведений: Vita Lulli Archiepiscopi Mogontiacensis , жития основателя Херсфельдского аббатства, святого Лулла , архиепископа Майнца (ок. 710–786) и более короткую, полемическую историю Херсфельдского монастыря ( Libellus de Institutee). Herveldensis ecclesiae ), сохранившийся лишь фрагментарно в отрывках, сделанных поздними средневековыми немецкими писателями. История немцев Ламберта, De rebus gestis Germanorum, была напечатана в сборнике хроник под редакцией Иоганна Писториуса ( Франкфурт , 1613).
« Анналы » начинаются с всеобщей истории от сотворения мира примерно до 1040 года. Эта часть работы в основном заимствована из других, более ранних летописных произведений, особенно из сочинений святого Беды , Исидора Севильского , а также из немецких традиций, таких как « Анналы Севильи». Кведлинбург и Вайсенбург . Однако примерно с 1042 года отчет принадлежит Ламперту, и он ведет историю от этого момента до 1077 года, когда швабского герцога Рудольфа Рейнфельденского короновали как антикороля диссиденты принцы- . Ламберта «Анналы» являются одними из наиболее важных доступных источников о правлении короля Генриха IV, споре об инвеституре и саксонском восстании 1073–1075 годов . Среди значительных событий, подробно описанных в истории Ламперта, - печально известный переворот в Кайзерсверте в 1062 году. [ 4 ] Знаменитая прогулка Генриха в Каноссу , где он подчинился (хотя и временно) папе Григорию VII, и битва при Лангензальце 1075 года , где силы Генриха разгромили саксонских и тюрингских повстанцев. Ламберт завершил свою работу избранием антикороля Швабии Рудольфа, заявив, что его собственный отчет пришел к соответствующему выводу и что другой писатель сможет продолжить с того места, где он остановился, в хронике этой новой эпохи для Германского королевства ( Рудольф был смертельно ранен в битве на Эльстере против войск Генриха в 1080 году).
Ламперт был великолепно образован для своего времени и писал на прекрасной классической латыни , приправленной ссылками и аллюзиями на римских авторов, особенно на Ливия , Саллюстия и драматурга Теренция . Как и многие классические авторы, которыми он восхищался, Ламперт считал себя циничным наблюдателем элитного общества, критически оценивая политические мелодрамы и скандалы своего времени и ведя хронику того, как власть и гордость развращали правителей и извращали общество, поднимая недостойных и наказывающих хороших и порядочных.
Хроника Ламперта была переведена на английский язык И. С. Робсинсоном в 2015 году как «Анналы Ламперта из Херсфельда» . [ 5 ]
Репутация историка
[ редактировать ]На протяжении всего времени Ламберт демонстрирует свою неприязнь к «безбожному» королю Генриху IV и королевским интересам, что неудивительно, учитывая его симпатии к независимости региональной аристократии. Он выражает в целом положительное мнение о Папе Григории VII и движении за церковные реформы, но также проявляет скептицизм по отношению к некоторым современным монашеским реформам в Германии. Он также весьма немилосерден по отношению к таким фигурам, как архиепископ Зигфрид I Майнцский, который посягал на традиционные права и прерогативы Херсфельда и других монастырей.
Оценки Ламберта, особенно «Прогулка Генриха в Каноссу», доминировали в историческом образе Германии вплоть до времен «Культуркампфа » в девятнадцатом веке. С другой стороны, немецкие историки, обученные позитивистским методам сравнительной источниковедческой критики, учили, что Ламперт был сильно предвзятым, партийным писателем, которому нельзя доверять в объективном описании правления Генриха IV. Сам Освальд Гёльдер-Эггер в некоторых случаях называл Ламберта откровенным баснописцем. Ученые того времени считали критическую объективность высшей ценностью исторического источника, и Ламберт, как и многие другие средневековые писатели, не соответствовали этому стандарту. Хотя они признали, что Ламберт предоставил важные подробности определенных событий и дат, его собственный взгляд на историю и мнения по некоторым вопросам не могли быть приняты.
Однако сегодня историки пытаются подойти к средневековой историографии на ее собственных условиях и в ее собственном контексте, а не навязывать средневековым авторам современные стандарты объективности. Современные ученые признают Ламберта важным голосом, представляющим консервативные взгляды региональной аристократии и элитного монашества в неспокойный период истории королевства.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ламберт Херсфельд | Монастырский летописец, средневековая Германия | Британника» . www.britanica.com . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Ламберт Херсфельдский» . www.newadvent.org . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ «Ламберт Херсфельд — Энциклопедия» . theodora.com . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Вайнфуртер, Стефан (3 сентября 1999 г.). Салийский век: основные течения переходного периода . Издательство Пенсильванского университета. стр. 112–130. ISBN 0-8122-3508-8 .
- ^ Робинсон, И.С. (2015). Анналы Ламперта из Херсфельда . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719084386 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ламберт Херсфельдский в Католической энциклопедии
- Ульрих Шмидт (1992). «Ламперт фон Херсфельд». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 4. Герцберг: Бауц. столбцы. 1058-1059. ISBN 3-88309-038-7 . (с актуальными ссылками и библиографией)
- Выдержки из Анналов Ламберта Херсфельдского.
Ссылки
[ редактировать ]- Ганс Дельбрюк , О достоверности Ламберта фон Херсфельда (Бонн, 1873 г.)
- Август Эйгенбродт , Ламперт фон Херсфельд и недавние исследования источников (Кассель, 1896 г.)
- Леопольд фон Ранке , За критику франко-германских рейхсанналистов (Берлин, 1854 г.)
- И. С. Робинсон (пер.), Анналы Ламперта из Херсфельда (Манчестер, 2015)
- Вольфганг Штаммлер (редактор), «Ламперт фон Херсфельд», в: Немецкая литература средневековья. Авторский словарь, том 5 (Берлин / Нью-Йорк, 1985), столбцы 514–520.
- Эдмунд Э. Стенгель, «Ламперт фон Херсфельд. Первый аббат Хасунгена», в книге «Из конституционной и государственной истории», Festschrift for Theodor Mayer, vol. 2 (1955), стр. 245–258.
- Тильман Струве, «Ламперт фон Херсфельд. Личность и мировоззрение историка в начале спора об инвеституре», в: Hessisches Jahrbuch für Landesgeschichte 19 (1969), стр. 1-123 и 20 (1970), стр. 32- 142
- Вильгельм Ваттенбах , Исторические источники Германии, том II. (Берлин, 1906 г.)