Вероника Франко
Вероника Франко | |
---|---|
![]() Портрет Тинторетто , ок. 1575 г. | |
Рожденный | 1546 Венеция , Венецианская республика |
Умер | 1591 Венеция , Венецианская республика |
Литературное движение | маньеризм |
Вероника Франко (1546–1591) была итальянской поэтессой и куртизанкой 16 века , жившей в Венеции . Она известна своей известной клиентурой, пропагандой феминистских взглядов, литературным вкладом и благотворительностью. Ее гуманистическое образование и вклад в культуру повлияли на роль куртизанок в эпоху позднего венецианского Возрождения .
В своих известных работах « Capitoli in Terze Rime» и « Lettere Familiari a Diversi» (« Знакомые письма разным людям») Франко использует воспринимаемую добродетель, разум и справедливость, чтобы давать советы патрициям- мужчинам и другим соратникам. Она пользовалась большей автономией в своем авторстве, чем любая другая традиционная венецианская женщина, благодаря своей устоявшейся репутации и влиянию.
Жизнь
[ редактировать ]Вероника Франко родилась в семье читтадино . [1] Она развила свое положение в венецианском обществе эпохи Возрождения как cortigiana onesta (Честная куртизанка ), интеллектуальные секс-работницы, которые получили свое положение в обществе благодаря утонченности и культурному мастерству. Они служили в отличие от других секс-работников, таких как cortigiana di lume или meretrice («блудницы») , из низшего класса которые были проститутками . [2]
Франко получила достойное гуманистическое образование в юном возрасте от наставника своего брата, что было необычной возможностью для венецианских женщин. Она продолжила свое образование, общаясь с учеными мужчинами, писателями и художниками. [3] Это дало ей доступ к Доменико Веньеру, покровителю и советнику женщин-писательниц. Она смогла использовать свое образование, чтобы внести значительный вклад в литературные и художественные издания. [4]
Франко научилась дополнительным навыкам у своей матери, Паолы Фракасса, которая была заинтересована в том, чтобы найти для нее подходящих клиентов, а также выдать ее замуж. [5] Еще будучи подростком, Франко ненадолго вышла замуж за зрелого и богатого врача по имени Паоло Паницца. Большую часть своей жизни она содержала своих детей вместе с воспитателями и слугами. [3]
Франко написал два тома стихов: Terze Rime в 1575 году и Lettere Families a Diversi в 1580 году. [6]
В 1565 году, когда ей было около 20 лет, Вероника Франко была внесена в Каталог всех главных и самых заслуженных куртизанок Венеции « » , в котором были указаны имена, адреса и имена. гонорары самых известных проституток Венеции; в качестве лица, которому должна быть выплачена пошлина, значилась ее мать (ее «посредник»). [7] Из дошедших до нас записей мы знаем, что к тому времени, когда ей исполнилось 18 лет, Франко была недолго замужем и родила первого ребенка; в конечном итоге у нее родилось шестеро детей, трое из которых умерли в младенчестве. [3]
В 1570-х годах она стала сотрудничать со знаменитым литературным салоном Доменико Венье в Венеции, который служил литературным консультантом не только для писателей-мужчин, но и для многих поэтесс-женщин региона Венето. [8]
Будучи одной из самых почетных кортиджиан богатого и космополитичного города, Франко прожила хорошо большую часть своей трудовой жизни, но без автоматической защиты, предоставляемой «респектабельным» женщинам, ей пришлось идти своим путем. Она училась и искала покровителей среди ученых. [9] [10]
В 1575 году, во время эпидемии чумы , опустошившей город, Франко была вынуждена покинуть Венецию и потеряла большую часть своего богатства, когда ее дом и имущество были разграблены. [8] По возвращении в 1577 году она защищалась от обвинений в колдовстве перед инквизицией — преступления, которое в те дни обычно предъявляли куртизанкам. Обвинения были сняты. [8] Есть свидетельства того, что ее оправданию помогли ее связи среди венецианской знати. [8]
Ее дальнейшая жизнь в значительной степени неизвестна, хотя сохранившиеся записи позволяют предположить, что, хотя она и завоевала свободу, она потеряла все свои материальные блага и богатство. В конце концов, ее последний крупный благодетель умер, оставив ее без финансовой поддержки. О ее жизни после 1580 года информации мало. Записи свидетельствуют о том, что в последние годы она была менее преуспевающей и, как полагают, умерла в относительной бедности. [8]
Сочинения
[ редактировать ]В 1575 году был опубликован первый том стихов Франко, ее Terze rime , содержащий 18 капитоли (стиховых посланий) ее автора и 7 мужчин, восхваляющих ее. В том же году в Венеции произошла вспышка чумы, которая длилась два года и заставила Франко покинуть город и потерять многие из своих владений. В 1577 году она безуспешно предложила городскому совету создать приют для бедных женщин, администратором которого она стала бы.
В 1580 году Франко опубликовала свою книгу Lettere Familiari a Diversi («Знакомые письма разным людям»), которая включала 50 писем, а также два сонета, адресованные королю Франции Генриху III .
Успех Франко не ограничивался тем, что он был желанной куртизанкой. Именно ее остроумие и часто критикуемый голос, который был увековечен путем публикации, принес большое признание. Записи показывают, что количество реальных публикаций было ограничено, поскольку считалось, что они были сделаны за ее собственный счет или в частных публикациях. Известно, что ее произведения были включены в антологию женщин-поэтов XVIII века (1726 г.), которую редактировала Луиза Бергалли . [3]
«Когда мы тоже вооружены и обучены, мы можем убедить людей, что у нас такие же руки, ноги и сердце, как у вас; и хотя мы можем быть нежными и мягкими, некоторые люди из деликатных людей также сильны, а другие — грубы и суровы. , являются трусами. Женщины еще не осознали этого, ибо, если бы они решили это сделать, они могли бы сражаться с вами до смерти и доказать, что я говорю правду, среди такого количества женщин я буду первым; действовать, подавая им пример для подражания».
— Вероника Франко
Воплощение ее роли в общественной сфере стало еще более ощутимым в литературных кругах и венецианской публике во время ее полемической литературной битвы с Маффио Венье. Стихотворение, упомянутое выше в Главе 16 , «Вызов поэту, который ее опорочил», считается одним из многих, адресованных Маффио Венье. Эти стихи представляют собой Капитолий XIII, XVI и XXIII ее литературного издания Terze Rime.
Посмертный прием
[ редактировать ]В фильме 1974 года «Секс сквозь века» (первоначальное название «В игре») Луиза Паджо сыграла роль Вероники Франка, венецианской проститутки 16 века. В фильме она появляется в двух сценах. Тот, в котором она соблазняет короля Франции-гомосексуалиста Генриха III; и еще один, в котором она больна сифилисом.
Жизнь Франко была описана в книге «Честная куртизанка» 1992 года. американской писательницы Маргарет Ф. Розенталь [11]
Кэтрин МакКормак сыграла Веронику Франко в фильме 1998 года « Опасная красота» , выпущенном в некоторых странах под названием «Ее собственная судьба» по книге Розенталя. [12] [13]
В 2000-х годах Франко вызвал научные исследования о том, «что значит быть публичной женщиной в Чинквеченто Венеция». [14] Это напрямую относилось к ее двойственности — куртизанки и печатающегося поэта. Франко упоминается как «живое представление паблик-арта - известная куртизанка, тело которой было доступно определенной эксклюзивной клиентуре, опубликованному автору и публичному присутствию». [14] Литературное творчество Франко демонстрирует ее способность защищать женщин в целом в формате, который можно изучить и понять как опережающий ее время. Работа Франко бесстрашно приступила к сопоставлению таких областей, как сексуальность и женская свобода действий в целом. Поступив так, она бросила вызов и разрушила окружавшие ее патриархальные нормы.
Франко также изображается в сербском романе 2012 года, названном в ее честь ( сербский : Штампар и Вероника ), автором которого является сербская писательница Катарина Брайович. [15]
В 2013 году ее работа была истолкована как принятие «позиции общественного авторитета, которая привлекает внимание к ее образованию, ее риторическому мастерству и солидарности, которую она испытывает с женщинами». [16] В писательстве она воплотила двойственность, переключаясь между вопросами частной и общественной жизни и решая их. Ее публикации позволили ее работе и протофеминистским усилиям выйти за пределы времени.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- образцы стихов и писем Вероники Франко 2013 Проект Вероники Франко, USC Dornsife.
- портреты, приписываемые Тинторетто 2013 Проект Вероники Франко, USC Dornsife..
- Майкл Азимоу, Опасная красота: Суд над куртизанкой , юридический факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (май 1998 г.).
- Вероники Франко Розенталь, Маргарет Ф., « Терз Риме (1575): Защита венецианской куртизанки» Американское общество Возрождения Renaissance Quarterly 42:2 (лето 1989 г.) 227-257 [ мертвая ссылка ]
- Адлер, Сара Мария. «Име Петрарчан Терце Вероники Франко: разрушение плана Мастера», Italica 65: 3 (1988): 213–33.
- Диберти-Ли, Марселла. Вероника Франко: женщина, поэтесса и куртизанка эпохи Возрождения. Ивреа, Италия, 1988 г.
- Джонс, Энн Р. Валюта Эроса: лирика женской любви в Европе, 1540–1620 гг. Блумингтон и Индианаполис, Индиана, 1990 г.
- Филиппи, Патрисия. «Альтера Дидо»: модель героинь Овидия в стихах Гаспары Стампы и Вероники Франко», Italica 69 (1992): 1–18.
- Стефано Бьянки, Женское поэтическое письмо в венецианском шестнадцатом веке: Гаспара Стампа и Вероника Франко , Манциана: Веккьярелли, 2013. ISBN 978-88-8247-337-2
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вероника Франко и «Cortigiane Oneste»: достижение власти через проституцию в Венеции шестнадцатого века Ариэль Сисон; Стэнфорд.
- ^ Янсен, Шэрон Л. «Вероника Франко, «Cortigiana onesta» («заслуженная куртизанка»)» . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Франко, Вероника (1999). Стихи и избранные письма . Издательство Чикагского университета. п. 22. ISBN 9780226259871 .
- ^ Браун, Гаэтана; Пуппа, Паоло, ред. (2006). Энциклопедия итальянских литературных исследований . Рутледж. дои : 10.4324/9780203943540 . ISBN 9781135455309 .
- ^ Ринальдина Рассел (1994). Итальянские женщины-писательницы: биобиблиографический справочник . Издательская группа Гринвуд. п. 138. ИСБН 978-0-313-28347-5 .
- ^ Розенталь, Маргарет Ф. (1989). «Терце Риме Вероники Франко: защита венецианской куртизанки» . Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 42 (2): 227–257. дои : 10.2307/2861626 . JSTOR 2861626 . S2CID 163306755 . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ «ФРАНКО, Вероника в «Биографическом словаре» » . www.treccani.it .
- ^ Jump up to: а б с д и «Биография: Франко, Вероника» . www.lib.uchicago.edu . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Ферраро, Джоан М. (2016). Венеция: История плавучего города . Издательство Кембриджского университета. п. 149. ИСБН 978-1-139-53618-9 .
- ^ Рэй, Мередит К. (2009). Написание гендера в сборниках женских писем итальянского Возрождения . Университет Торонто Пресс. п. 134. ИСБН 978-0-8020-9704-0 .
- ^ Розенталь, Маргарет Ф. Честная куртизанка: Вероника Франко, гражданка и писательница Венеции шестнадцатого века. Архивировано 13 сентября 2013 г. в Wayback Machine, Чикаго, 1992 г.
- ^ «Опасная красота» . IMDB . [ ненадежный источник? ]
- ^ «Информация о выпуске опасной красоты» . IMDB . [ ненадежный источник? ]
- ^ Jump up to: а б Войцеховский, Долора Шапель (осень – зима 2006 г.). «Вероника Франко против Маффио Венье: секс, смерть и поэзия в Чинквеченто, Венеция». Курсив . 83 (3/4): 367–390. JSTOR 27669097 .
- ^ «Жизнь ради книги в прекрасной Венеции» (Пресс-релиз). Политика. 28 ноября 2012 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
Поэтесса Вероника Франко действительно существовала, ее творчество и сегодня считается интересным, а о своих возлюбленных она писала стишки. Я добавил в ее биографию детали, которые сыграли важную роль в создании драматической структуры романа.
- ^ Маргарет Розенталь (2013). «Женщина» . Проект Вероники Франко . Проверено 15 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография
- Проект Continua: Биография Вероники Франко
- Работы Вероники Франко в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1546 рождений
- 1591 смерть
- Венецианцы XVI века
- Итальянские поэты XVI века.
- Итальянские писательницы XVI века.
- Венецианские писатели XVI века.
- Модели итальянских художников
- Итальянские куртизанки
- Итальянские женщины-поэты
- Любовницы французской королевской семьи
- Люди, оправданные в колдовстве
- Женщины эпохи Возрождения
- Суды над ведьмами в Италии