Jump to content

Указатель отвергнутых книг

Указатель отвергнутых книг
Лаодикийский собор, канон 59 (XIV в.); Правило Халкидонского Собора о неисправленных книгах (со 2-й половины 15 в.); Из апостольских заповедей, правил святых отцов 318, Никейских (с XV века) и др.
Список (рукопись) XV века.
Автор(ы) Возможно, Афанасий Александрийский , Исидор (возможно, Исидор Пелусийский ), Анастасий Синаита.
Язык Староцерковнославянский
Дата С 11 века
Рукопись(и) 14–18 вв.
Предмет Список произведений, запрещенных к прочтению христианской церковью – апокрифы

В церковнославянской письменной традиции « Указатель отвергнутых книг» представляет собой список произведений, запрещенных к прочтению православным верующим . Произведения, включенные в этот список, отвергаются (отклоняются, лишаются авторитета и объявляются устаревшими). В их число входят апокрифы, противоречащие библейскому канону . Славянские списки происходят от переводов византийских списков. На Руси они известны с одиннадцатого века. Изборник II Святослава Киевского 1073 года содержит указатель отреченных книг и является самым ранним библиографическим памятником на Руси. [ 1 ] [ 2 ] «Указатель отвергнутых книг» можно считать православным аналогом « Католического указателя запрещенных книг» .

Текстология и история

[ редактировать ]

Процесс составления списков отвергнутых книг тесно связан с историей христианской грамотности вообще и с канонизацией религиозных текстов. В разные периоды истории и в разных средах термин «апокриф» имел разное значение и апокрифическими считались разные произведения.

Древнейший славянский указатель отреченных книг, переведенный, включен в Изборник Святослава 1073 года. [ 3 ] Ее копии (рукописи) XV–XVIII вв., в которые он включен в статью «Богослов со слов», [ 4 ] или списки (рукописи), относящиеся к дефектному протографу, [ 5 ] в котором к предыдущей статье «Тот же Иоанн об отреченных книгах» прилагается список без специального названия и начала.

Статья «Богослов из слов» считается первым русским библиографическим памятником. Авторство статьи приписывается Григорию Богослову , но, вероятно, принадлежит Анастасию Синаиту . Статья включена в большинство русских списков (рукописей) Изборника XV-XVIII веков. «Скрытые» книги указаны в конце статьи. В списке книг есть упоминание о запрете эретических книг Афанасия Александрийского и на автора списка лжекниг Исидора (возможно, Исидора Пелузиота ). Автором этого списка также считается Анастасий Синаит, среди сочинений которого иногда помещают этот список.

Второй, также переведенный список, содержится в Тактиконе Никона Черной Горы одиннадцатого века, в котором он включен во вторую часть слова XIII. В его основе тот же список Афанасия Исидора, что и в Изборнике 1073 г., дополненный не указанными автором источниками. апокрифическое Откровение Иоанна (Апокалипсис Иоанна) и произведения, приписываемые апостолам Андрею и Фоме Впервые включены . Эти два имени включены на основании указаний в Иоанна Дамаскина сочинении «О ересях» , о чем свидетельствует ссылка в «Тактиконе». Указатель этого типа сохранился в ряде русских, сербских и болгарских копий (рукописей), начиная с первой половины XIV века.

Славянский указатель в русских рукописях известен в Номоканонах . Первым списком славянского происхождения принято считать указатель, включенный в пергаменский сборник уставного персонажа – «Погодинский номоканон» XIV века. [ 6 ] В этот список впервые включен в названия произведений славянского автора сборник «Слово о крестном древе» болгарского священника Иеремии , круг произведений которого установлен на основании указаний этого указателя и в часть на основе «Послания к Панку на крестном древе» Афанасия, самый ранний экземпляр (рукопись) которого включен в Новгородскую Кормчая 1280 года. [ 7 ]

Славянский указатель включен в сборники постоянного состава – Церковные Уставы, Племена , Кормчая, в относительно постоянном составе – «Золотая Цепочка», « Измарагд » и др., а также в большое количество сборников непостоянного состава. как, например, четные сборники, составленные писцом Ефросиным конца XV ​​века. [ 8 ] В большинстве рукописных книг постоянного состава, таких как Кормчая, Устав и др. (за исключением Изборника 1073 г. и Тактикона), наличие или отсутствие списков сокращенных книг не зависит от издания этих книги.

Рукопись шестнадцатого века [ 9 ] отражает специальное издание славянского указателя « Слово митрополита Зосимы об отверженных книгах». [ 1 ] [ 2 ]

Оригинальный переведенный византийский список был призван отделить канонические священные книги от неканонических, «ложнонаписанных». По наблюдениям Н. А. Кобяка, уже в XI веке список не отражал репертуар апокрифов славянской литературы. В Изборнике 1073 года и его списках (рукописи) названо 29 названий апокрифических произведений. Из них в старославянской и древнерусской литературе (XI–середина XVIII века) в переводах и ремейках было известно не более 9:

В славянском книжном деле списки значительно расширены за счет произведений славянских авторов. Собственно славянский указатель состоит из двух частей.

Первый, вероятно, южнославянского происхождения, включает ветхозаветные и новозаветные апокрифы, а также произведения, относящиеся к еретическим течениям, в том числе к богомильству :

  • С четырнадцатого века включены статьи «О Крестном древе» и «О Господе нашем Иисусе Христе, как Он был воспитан священником». [ 10 ] Болгарский священник Иеремия (в рукописях середины XV века ошибочно называемый Богомилом);
  • с первой четверти пятнадцатого века – «Как Христос кричал с плугом»; [ 11 ]
  • с конца первой четверти XV в. [ 12 ] « Апокалипсис Псевдо-Мефодия » , связанный с распространением эсхатологических настроений в связи с приближением 7000 года от сотворения мира (1492 г.);
  • На рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков – «Что царь назвал Христа другом». [ 13 ]

Вторая часть, возникшая, вероятно, в России, представляет собой список так называемых «еретических» книг:

Как правило, собственно славянский указатель сопровождается в рукописях различными переводными списками истинных и ложных книг.

В рукописях имеется более 30 вариантов индексных названий, большинство из которых относят его к правилам различных соборов: « Правило Лаодикийского собора 59» (с четырнадцатого века), «Правило Халкидонское о дефектных книгах» (со второго половина пятнадцатого века) «Из апостольских заповедей, правила святых отцов 318, и в Никее » (с пятнадцатого века) и др. Как правило, под одним заглавием рукопись содержит несколько статей: список истинных Ветхого Завета и Нового Завета , список лжекниг типа той, которая содержится в Тактиконе Никона Черногорского или Изборника 1073 года, список лжекниг. иного, более обширного состава, список «еретических» книг. [ 14 ]

Можно заметить знакомство составителей или переписчиков указателя со многими названными в нем книгами. Названия апокрифов в списках, как правило, соответствуют названиям этих произведений в рукописях. В наибольшей степени о знакомстве русских книжников с запрещенными произведениями свидетельствуют характеристики книг и комментарии к их названиям, которые дал составитель указателя. Так, Мефодий Патарский упоминается как запрещенный автор в списках конца первой четверти XV века. В некоторых списках также упоминается его конкретный труд («Откровение») и дается подробный комментарий: «Слово от начала до конца, в нем написано Мунт, сын Ноя, и три года горящей земли, и что цари были запечатаны Александром Македонским . Гог и Магог » [ 15 ] Истрин отмечал, что такой комментарий мог возникнуть только под влиянием полной редакции Откровения, составленной на Руси в пятнадцатом веке. [ 16 ] В списке конца пятнадцатого и начала шестнадцатого веков [ 17 ] его читатель, старец Паисий, к заглавию «Восхождение Моисея» добавляет следующий комментарий: «...что Моисей царствовал над сратами и что он вырвал дубинку у тестя своего Рагуилом в ограде».

Несмотря на то, что в ряде случаев читатели соотносили заглавия в указателе с конкретными апокрифами, указатели не смогли остановить проникновение на Русь апокрифической литературы из Византии и южнославянских стран. Некоторые памятники, вошедшие в указатель, получили широкое распространение, например, «Прогулка дамы в беде», «Разговор трёх святителей»).

Значительное количество книг, названных в указателях, было известно в России только по названию, например, ветхозаветные апокрифы, такие как «Молитва Иосифа», «Откровение Илии», «Элдад и Модад», «Псалмы Соломона» . Другие, прежде всего гадательные книги, как, например, «Чаровник» и «Волховник», не сохранились или не найдены.

Инструкции списка могли быть противоречивыми. Так, запретив рассказы о Моисее в сборниках, они разрешили читать в Палее те же рассказы: «Исход Моисея, еретики сложили криво, кроме Палеи», [ 18 ] которая считалась «настоящей» книгой.

В ряде экземпляров (рукописей) указателя название старого апокрифа могло быть заменено другим произведением, с тем же главным героем, но более соответствующим вкусам эпохи. Например, в конце шестнадцатого и первой половине семнадцатого веков «Путь дамы через беды», представленный в указателе с четырнадцатого века, был заменен на «Дело Богородицы», [ 19 ] за которым следует «Сон Богоматери». [ 20 ]

В более поздний период списки расширяются за счет названий ряда новых произведений. Эти дополнения свидетельствуют о значительном расширении репертуара русской внецерковной литературы, которое пытались преодолеть указатели и подобные памятники. В конце первой трети XVII века, вскоре после своего появления, в указатель включен заглавный сатирический рассказ «О Жнеце и об Акире». [ 21 ] Однако индексы не достигли своей цели в полной мере. О тщетности борьбы указателей с запрещенной литературой свидетельствуют даже сборники писца конца XV ​​века Евфросины. Две его коллекции включают указатели. [ 22 ] Однако в тех же сборниках Евфросиния поместила ряд памятников, включенных в эти индексы как «ложные» и «отрицаемые»: «Об иерархии Христовой», выдержки из «Беседы трех святителей», «Первого Евангелия от Иакова». , «Откровение Ездры», «О добрых и злых часах», несколько вариантов «басни» о Соломоне и Цитократе. В других коллекциях Евфрозины [ 23 ] прочитал еще большее количество апокрифических текстов, запрещенных в списках, включая апокрифические молитвы и заклинания , а также отрывки из «Хромника» и «Колядника», считавшихся не просто запрещенными, а «еретическими» книгами. Между тем Евфросиний сознавал «неправедность» таких текстов, поскольку поместил апокрифическую «Слово о двенадцати пятницах». [ 24 ] Он писал: «Не чтите этого в собрании и не показывайте многим».

Тем не менее указатели отреченных книг пользовались популярностью и сохранились в большом количестве фолиантов (рукописей).

Стоглав Синод 1551 года под страхом отлучения запретил хранить и читать книги гаданий, календарно - астрономического и астрологического содержания, переводные: «Рафли», «Шестикрылый», «Вороногрей», «Остромиус», «Зодеус». , «Альманах», «Звездочеты», «Аристотелевские», «Аристотелевские врата» и др. [ 25 ] Такого же рода запрет содержится и в « Домострое », где некоторые из названных книг перечислены вместе с различными суевериями и гаданиями.

Несмотря на это, Аристотелевские Врата (« Тайный секреторум ») и Шестикратные полностью или частично включались в рукописи церковного содержания. [ 26 ] Отступническая гадальная литература интересовала Ивана Грозного . [ 27 ] [ 28 ]

Свидетельством интереса к указателям и их актуальности является появление первого печатного текста указателя в московском издании Кирилловской книги 1644 года.

Историография

[ редактировать ]

Ряд ученых высказывают предположение о связи «Слова об отверженных книгах» митрополита Зосимы с борьбой с так называемыми « жидовствующими », которую вел этот митрополит. В «Слове» упоминается «собор», который, «обыскав», очистил церковь от «еретиков». А. С. Павлов предполагал, что речь идет о Соборе 1490 года, и в упоминании о «мирских составленных псалмах» он видел указание на Псалтирь , переведенную во второй половине XV века евреем Феодором. Однако, как отмечает Н. А. Кобяк, текст о соборе против «еретиков» в «Слове» Зосимы представляет собой точное повторение аналогичного текста из сборника Данилы Мамырева середины XV в. [ 29 ] а в более общем виде упоминание о соборах вошло уже в список четырнадцатого века и относится к Лаодикийскому собору четвёртого века. «Составленные светские псалмы» упоминались уже и в правилах Лаодикийского собора. В указателе они впервые появляются на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков. [ 30 ] и, как правило, сопровождаются перечислением 2–4 названий самих псалмов. То же самое касается и произведений, появление которых традиционно связывают с «ересью иудействующих» – «Шестокрыл», «Логика», «Космография». По мнению Н. С. Тихонравова , после разгрома «жидовствующих» они были включены в указатель фальшивых книг. Однако ни в одном указателе названные выше произведения не упоминаются. Как показал Кобяк, «Слово об отверженных книгах» восходит к указателю, включенному в Молитвенник митрополита Киприана . Самый ранний его список (рукопись) относится к 1450–1460-м годам. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кобяк Н. А. Списки отреченных книг // Словарь книжников и книжности Древней Руси  : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)  ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов . — 1987. — С. 441—447.
  2. ^ Jump up to: а б Книг отреченных список  // Православная энциклопедия . — Москва, 2014. — Т. XXXVI : « Клотильда  — Константин ». — С. 76—77. — 752 с. — 29 000 экз. — ISBN 978-5-89572-041-7.
  3. ^ ГИМ , Синод. собр., No. 31Д, л. 253—254.
  4. ^ Списки (рукописи): ГИМ, Синод. собр., No. 275, собр. Барсова, No. 309; РНБ , Кир.-Белоз. собр., No. 75/1152, 5/1082; РГБ , Волок. собр., No. 496.
  5. ^ БАН , 33.8.15; ГИМ, собр. Уварова, No. 757, Единовер. No. 34; РГБ, собр. Овчинникова, No. 108, собр. Егорова, No. 745.
  6. ^ РНБ, собр. Погодина, No. 31, л. 187—190; аналогичные списки (рукописи) индекса: РГБ, Волок. собр., No. 463, 60-е гг. XIV в. + кон. XIV — нач. XV в., л. 251—251 об.; No. 530, ок. 1550-1560 гг., л. 370 об.—379.
  7. ^ ГИМ, Синод. собр., No. 132.
  8. ^ РНБ, Кир.-Белоз. собр., No. 22/1099, Л. 39 об. — 42, 50—70-е гг. XV в.; No. 53/1130, Л. 548—552 об., 1492 г.
  9. ^ ГИМ, Синод. собр., No. 853.
  10. ^ РНБ, собр. Погодина, No. 31.
  11. ^ РНБ, Соф. собр., No. 1264.
  12. ^ РГБ, собр. Тр.-Серг. лавры , No. 704.
  13. ^ РГБ, собр. Попова, No. 110.
  14. ^ Например: РНБ, Кир.-Белоз. собр., No. 10/1087, сер. XV в.; No. 22/1099, 50—70-е гг. XV в.; No. 53/1130, 1492 г.
  15. ^ РНБ, Солов. собр., No. 913/1023, сер. XVI в.
  16. ^ Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и Апокрифическое видение Даниила в византийской и славяно-русской литературе. М., 1897. С. 7, 175—232.
  17. ^ РНБ, Сир.-Белоз. рыд., нет. 275/532.
  18. ^ РНБ, 0.I.506, кон. XVI в.
  19. ^ РНБ, Ф.1.99, FI864.
  20. ^ ГИМ, собр. Забелина, No. 443, нач. XVII в.
  21. ^ РГБ, собр. Румянц., No. 362.
  22. ^ РНБ, Кир.-Белоз. собр., No. 22/1099, л. 39 об.—42; 53/1130, л. 548—552 об.
  23. ^ РНБ, Сир.-Белоз. рыд., нет. 9/1086, 6/1083, 11/1088.
  24. ^ РНБ, Сир.-Белоз. рыд., нет. № 11/1088, л. 234 том.
  25. ^ Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 312—313.
  26. ^ РНБ, Солов. собр., No. 919 (1029), кон. XV — нач. XVI в.; Геннадиевская Библия .
  27. ^ Буланин Д. М. Тайная Тайных // Словарь книжников и книжности Древней Руси  : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 2 : Л—Я / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров . 1989. С. 427—430.
  28. ^ Турилов А. А. , Чернецов А. В. Заброшенная книга Рафли // Труды кафедры древнерусской литературы . 1985. Том. 40. П. 260—289.
  29. ^ РГБ, Волок. собр., нет. 13.
  30. ^ РНБ, собр. Вяземского, Q.55.
  31. ^ ГИМ, Чудь. 269.
[ редактировать ]
  1. ^ "РПЦ опубликовала каталог нежелательных книг" . Российская газета (in Russian) . Retrieved 2022-04-24 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a56815e3fc391ef162c27c1aa688931b__1710819060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/1b/a56815e3fc391ef162c27c1aa688931b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Index of Repudiated Books - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)