Никон Черной горы

Никон Черной горы (родился около 1025 г., умер около 1105 г.) был византийским солдатом, монахом и писателем.
Никон родился в Константинополе около 1025 года в семье архонтов . Он служил в армии при Константине IX ( годы правления 1042–1055 ). Он так и не получил формального образования и считал себя «простым, некультурным и совершенно невежественным». [ 1 ] Действуя по видению Девы Марии , [ 1 ] он удалился в монастырь на Черной горе, основанный Лукой, бывшим митрополитом Аназарбским , который и постриг его. [ 2 ]
После смерти Луки Никон навлек на себя неудовольствие своих братьев-монахов, стремясь установить строгую дисциплину. В конце концов он был вынужден уйти. Он пытался основать собственный монастырь, но в конечном итоге поселился в монастыре Симеона Столпника Младшего на Дивной горе . [ 2 ] В 1084 году Румский султанат завоевал Антиохию , а монастырь Святого Симеона был разграблен. В целях безопасности Никон переехал в монастырь Богородицы ту Роидиу (Богородицы Гранатовой), вероятно, идентичный монастырю Симанаклай в современной Казмаке недалеко от Аназарбоса . [ 3 ] Там он умер между 1100 и 1110 годами. [ 2 ]
Никон произвел два крупных сборника церковных текстов: « Пандектай» («Пандекты») — собрание соборных и святоотеческих сочинений по каноническому праву для странствующих монахов — и « Тактикон» — собрание из сорока глав авторитетных текстов по литургическим проблемам. [ 2 ] « Пандектай» был написан, когда он еще находился на Черной горе. [ 1 ] Он содержит один эпизод, цитируемый в «Евфимиаковой истории» , который является одним из двух сохранившихся отрывков из этой иначе утерянной работы . [ 4 ] В « Тактикон » включен типикон , первоначально предназначавшийся для основанной им общины, но он был отвергнут, и община распалась. [ 1 ] Типикон был принят монастырем Богородицы Гранатовой. [ 2 ] С XIII века Тактикон был главным авторитетом в русском монашестве. [ 1 ]
Обе работы Никона были рано переведены на арабский и славянский языки . [ 2 ] Арабский перевод Пандектая под названием «Аль-Хави аль-Кабир » был затем переведен на эфиопский язык под названием «Машафа Хави» в 16 веке. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Леви-Рубин 2001 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Kazhdan 1991 .
- ^ Олтеан 2022 .
- ^ Стенд 2015 , с. 191н.
- ^ Сидарус 2013 , с. 202н.
Источники
[ редактировать ]- Бут, Фил (2015). «О житии Богородицы, приписываемом Максиму Исповеднику» (PDF) . Журнал богословских исследований . 66 (1): 149–203. дои : 10.1093/jts/flv003 . [ мертвая ссылка ]
- Каждан, Александр (1991). «Никон Черной горы». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1484. ИСБН 0-19-504652-8 .
- Леви-Рубин, Милка (2001). « «Ошибки франков» Никона Черной горы: между религиозным и этнокультурным конфликтом» . Византия . 71 : 422–437.
- Олтеан, Дэниел (2022). «От монастыря Богородицы ту Рудиу до Симанаклая?: Греческие и армянские монахи в меняющемся мире». Документы Думбартон-Окса . 76 : 101–116. JSTOR 27172436 .
- Сидарус, Адель (2013). «Семьи коптских сановников ( байютат ) при Айюбидах и золотой век коптско-арабской литературы (13 век)» (PDF) . Журнал коптских исследований . 15 : 189–208. [ мертвая ссылка ]