Евфимическая история
Евфимиаковая история ( древнегреческий : Εὐθυμιακὴ ἱστορία , латинизированный : Euthymiakē historia ; латынь : Historia Euthymiaca ) — халкидонская церковная история, сохранившаяся сегодня только во фрагментах, цитируемых в других работах. [ 1 ] Он примечателен тем, что содержит самые ранние ссылки на учение об Успении Марии . [ 2 ]
Текстовая история
[ редактировать ]«Евфимиаковая история» была написана на греческом языке где-то между 550 и 750 годами. [ 1 ] [ 3 ] или, возможно, даже в начале VI века. [ 4 ] Была предложена дата - конец 9 века. [ 5 ] но должно быть отвергнуто. [ 4 ] [ 6 ] Значение термина «Евфимиак» или «Евфимиан» неясно. [ 1 ] Джон Уортли считает это ссылкой на утраченную биографию Евфимия Великого . Сохранившиеся отрывки не принадлежат к известной биографии Евфимия, написанной Кириллом Скифопольским . [ 2 ]
Два сохранившихся фрагмента относятся к середине V века. [ 1 ] Один отрывок можно найти во Иоанна Дамаскина второй проповеди об Успении , написанной примерно между 730 и 750 годами. [ 1 ] [ 7 ] Самая ранняя рукопись проповеди датируется 890 годом. [ 7 ] Отрывок из «Евфимиаковой истории» обычно рассматривается как интерполяция, хотя каждый сохранившийся экземпляр проповеди включает его. Тот же отрывок, что и в проповеди Иоанна, можно найти независимо в рукописи Sinaiticus gr. 491 VIII или IX века. [ 7 ] Он был включен в Константинопольский синаксарий и известен также в арабском переводе. [ 1 ] Та же традиция, возможно, также заимствованная из «Евфимиаковой истории» , встречается в четвертой проповеди Космы Веститора об Успении. [ 4 ] [ 7 ]
Другой отрывок цитируется в Пандектах Никона Черной горы (XI век), откуда он попал в «Церковную историю» Никифора Каллиста Ксантопула (XIV век). [ 1 ] Речь идет об архиепископе Константинопольском Флавиане (446–449) и Хрисафии , главном министре Феодосия II . Тот же эпизод на похожем языке изложен у Феофана Исповедника он не цитирует , но Евфимиаковую «Историю» . Было высказано предположение, что Никон придумал атрибуцию на основе сходства между его текстом и текстом Иоанна Дамаскина, включая фигуру Пульхерии. [ 7 ]
Содержание
[ редактировать ]Интерполятор, дополнивший отрывок из проповеди Иоанна Дамаскина, уточняет, что это отрывок из 40-й главы третьей книги « Евфимиаковой истории» . Эта интерполяция была сделана в самом начале истории текста и поэтому получила широкое распространение. Согласно отрывку, во время Халкидонского собора в 451 году император Маркиан и императрица Пульхерия просили патриарха Иерусалимского Ювеналия мощи Марии, матери Иисуса отправить в Константинополь . Ювенал ответил, что телесных мощей Марии нет. Марии Через три дня после Успения пришел один из апостолов и попросил заглянуть внутрь ее гробницы . Когда его открыли, ее тела уже не было, только погребальный саван . Узнав об этом, императорская чета запросила одежду, и после своего возвращения Ювенал отправил ее в Константинополь, где она была помещена в церковь во Влахернах . [ 3 ]
Рассказ об Успении в Евфимиевой истории принадлежит к так называемой «позднеапостольской» традиции, сборнику независимых легенд, повествующих о том, как один апостол прибыл поздно и не стал свидетелем Успения. [ 3 ] Хотя его часто называют Фомой , это имя, по-видимому, не встречается в Евфимической истории . [ 7 ] Было высказано предположение, что Ювенал, возможно, изобрел доктрину Успения, чтобы защитить тело Марии от имперской экспроприации, но нет никаких доказательств существования тела Марии как реликвии или места паломничества. То, что одежда, предположительно принадлежавшая Марии, прибыла в Константинополь в гробу где-то до VII века, несомненно, и Евфимическая история может содержать точное описание ее происхождения. [ 2 ]
Речь Ювенала содержит длинную цитату из Псевдо-Дионисийских Божественных Имен . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Питер Ван Нуффелен и Лив Ван Хуф (ред.), «Евтимическая история» , Ключевые историки поздней античности (Гентский университет, 2018), по состоянию на 23 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Уортли, «Мощи Марии в Константинополе», «Греческие, римские и византийские исследования» , 45 (2005), стр. 171–187, особенно. 181–182.
- ^ Перейти обратно: а б с Стивен Дж. Шумейкер, Древние традиции Успения и Успения Богородицы (Oxford University Press, 2002), стр. 67–69.
- ^ Перейти обратно: а б с Базиль Лурье, «Евфимиева история: труд патриарха Евфимия / Евфимия Константинопольского (490–496, †515)», Warszawskie Studia Teologiczne 20.2 (2007), стр. 189–221.
- ^ Мартин Жюги, «Отчет из Евфимиевой истории о смерти и вознесении Пресвятой Богородицы» , Revue des études vizantines 25.144 (1926), стр. 385–392.
- ^ Аннемари Вейл Карр, «Нити власти: Покров Девы Марии в средние века», в Стюарте Гордоне (редактор), « Одеяния и честь: Средневековый мир облачений» (Palgrave, 2001), стр. 59–94.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фил Бут, «О жизни Богородицы, приписываемой Максиму Исповеднику» [ мертвая ссылка ] , Журнал богословских исследований 66.1 (2015), стр. 149–203, особенно. 190–191.