Геррит Доу
Геррит Доу | |
---|---|
Рожденный | 7 апреля 1613 г. |
Умер | 9 февраля 1673 г. (61 год) |
Национальность | Голландский |
Образование | Рембрандт (мастер) |
Движение | Лейденский художник |
Геррит Доу (7 апреля 1613 — 9 февраля 1675), также известный как Джерард Доу или Доу , был голландским художником Золотого века , чьи небольшие, тщательно отполированные картины типичны для лейденских фейншильдеров . Он специализировался на жанровых сценах и известен своими «нишевыми» картинами в стиле « тромплей » и ночными сценами при свечах с сильной светотенью . Он был учеником Рембрандта .
Жизнь
[ редактировать ]Доу родился в Лейдене , где его отец был производителем витражей. [1] Он учился рисованию у Бартоломеуса Долендо , а затем обучался в витражной мастерской Питера Кувенхорна. В феврале 1628 года, в возрасте четырнадцати лет, отец отправил его учиться живописи в студию Рембрандта (тогда ему было около 21 года), жившего неподалеку. [1] От Рембрандта, с которым он оставался около трех лет, он приобрел свои навыки в раскрашивании и более тонких эффектах светотени , а стиль его мастера отражен в нескольких его более ранних картинах, в частности в автопортрете в возрасте 22 лет. в коллекции Бриджуотера и в « Слепом Тобите, идущем на встречу со своим сыном» , в замке Уордур [места могут быть устаревшими]. [2]
Однако на сравнительно раннем этапе своей карьеры он выработал собственную особую манеру, которая значительно отличалась от манеры Рембрандта, культивируя тщательный и тщательно продуманный стиль обращения. Говорят, что он потратил пять дней на рисование руки, и его работа была настолько хороша, что он счел необходимым изготовить собственные кисти. [2]
Несмотря на мелочность его прикосновений, общий эффект был гармоничен и свободен от скованности, а цвет его всегда был свежим и прозрачным. Он часто изображал предметы при свете фонарей или свечей, эффекты которых воспроизводил с беспрецедентной точностью и мастерством. [2] Он часто рисовал с помощью вогнутой линзы в сочетании с выпуклым зеркалом (первое обостряло восприятие, второе обеспечивало прямое изображение для рисования), и для достижения точности смотрел на свой объект через рамку, пересеченную квадратами шелка. нить. Его практика портретиста, которая поначалу была значительной, постепенно пришла в упадок, поскольку натурщики не желали уделять ему время, которое он считал необходимым. Его картины всегда были небольшого размера. Ему приписывают более 200 экземпляров, и их примеры можно найти в большинстве крупных публичных коллекций Европы. [2] Его шедеврами обычно считаются «Женщина с водянкой» (1663 г.) и «Голландская домохозяйка» (1650 г.), оба находятся в Лувре . в Вечерняя школа Рейксмузеуме Амстердама — лучший пример сцен при свечах, в которых он преуспел. В Национальной галерее в Лондоне хорошие экземпляры можно увидеть в Лавке птицевода (1672 г.) и автопортрет (см. Выше). [2] Картины Доу приносили высокие цены, и один покровитель, Питер Шпиринг, который с середины 1630-х годов был послом Швеции в Гааге, платил ему 500 гульденов ежегодно просто за право преимущественной покупки его последних работ. [3] Королеве Швеции Кристине принадлежало одиннадцать картин Доу, а Козимо III Медичи посетил его дом, где он, возможно, купил по крайней мере одну из работ, которые сейчас находятся в Уффици. Однако сам голландский королевский двор предпочитал произведения более классической направленности. [4]
Доу умер в Лейдене. Его самыми известными учениками были Франс ван Мирис Старший. [2] и Габриэль Метсу . Он также преподавал Бартоломеуса Матона , Карела де Мура , Маттейса Найве , Авраама де Папе, Годфрида Шалькена , Питера Корнелиса ван Слингеландта , Доменикуса ван Тола , Гейсберта Андриеша Вербрюгге и Питера Херманса Верелста . [5]
- Автопортрет , 1635–1638, Художественная галерея и музей Челтнема.
- Художник в своей мастерской , 1647 г. Картинная галерея старых мастеров
- Автопортрет , гр. 1650 г. , Государственный музей Амстердама.
- Автопортрет ок. 1665 Лувр
Интерпретация
[ редактировать ]О Доу при его жизни было написано немало; например, Philips Angels хвалит Доу в своей книге «Lof der Schilderkunst» за его имитацию природы и зрительные иллюзии. Ангелы также подчеркивают, как картины Доу выражали идеальную дискуссию, имевшую место в то время. Дебаты представляли собой постоянное соревнование между живописью, скульптурой и поэзией о том, какое изображение природы лучше всего. Это было особенно популярно в Лейдене, где художники стремились получить права гильдии от городского совета, чтобы иметь законы для их экономической защиты. [6]
Дебаты об идеале не только рассматриваются в трудах того времени, но также отражены в тематике нескольких картин Доу. Примером этого является « Старый художник за работой» , в котором старый художник изображен работающим над холстом за столом, демонстрируя объекты, демонстрирующие его способности к подражанию. Пожилой художник ссылается на аргумент в парагональных дебатах о том, что художник может достичь своих лучших результатов в старости, тогда как скульптор не может этого сделать из-за физических требований, связанных с скульптурой. На столе скульптурная голова и напечатанная книга изображены в реалистичной манере, чтобы показать, что живопись может имитировать как скульптуру, так и печатную бумагу, тем самым укрепляя представление о том, что живопись превосходит скульптуру. По словам Слейтера, «удивительный реалистичный павлин и красивая раковина тритона рядом с медным горшком с изысканнейшими отражениями света» показывают, что искусство побеждает природу. Слейтер утверждает, что павлин символизирует способность живописи «сохранять преходящие произведения природы, тем самым даже превосходя их». [Слейтер, 2000] [ нужна полная цитата ]
Трудности возникают, когда художник хочет связать с конкретным объектом определенный смысл. Одним из самых трудных и, следовательно, одним из самых поучительных объектов в творчестве Доу является рельеф Франсуа Дюкенуа под названием «Путти, дразнящие козла» . Этот рельеф присутствует на многих картинах Доу с мотивом подоконника и имеет различные значения. Дж. А. Эмменс, например, утверждает, что в «Трубаже» рельеф изображает «обманчивость человеческих желаний, потому что козел, олицетворяющий похоть, может снова и снова быть обманут внешним видом, обманчивой имитацией, которая является маской». [Эмменс, Опстеллен, цит. (примечание 4), т. 1, с. 2, стр. 183 в Hecht, 2002] [ нужна полная цитата ]
В «Кухарке с мальчиком в окне» изображены служанка, рыба и маленький мальчик, держащий зайца, стиснутого кучей овощей, мертвой птицей и медной посудой. Слейтер признает, что современный зритель наверняка одобрил бы эту сцену как приближение к жизни, поскольку передача всего материала очень реалистична. Что касается всей серии сцен со служанкой, Слейтер отмечает, что образ служанки обычно ассоциировался с сексуальным подтекстом. По мнению де Йонга, этот мотив имеет эротические отсылки. В своей статье об эротике в жанровых произведениях 17-го века де Йонг утверждает, что мертвые затравленные птицы и животные, скорее всего, относятся к понятию эротизма и доступности изображенной женщины, поскольку наблюдение за птицами и охота были синонимами сексуальных контактов. Все изображения служанок в сопровождении мертвых птиц или животных относятся к охоте и vogelen (наблюдению за птицами), что по-голландски означает совокупление. Таким образом, служанки явно эротичны. Конечно, петух как птица относится к петуху как к мужскому половому органу, и его можно увидеть висящим на стене в Кухонная горничная с мальчиком в окне . [де Йонг, 1968–1969] [ нужна полная цитата ] Эротические интерпретации Де Йонга можно оспаривать в отношении картин Жерара Доу, поскольку он изображает своих мертвых птенцов и мохнатых зайцев не только с соблазнительными служанками, но и в качестве реквизита в мотивах со старыми слугами или в бытовых сценах, таких как «Молодая мать». (1658).
Кроме того, с объектами, которые, возможно, имеют более глубокое значение через книги с эмблемами , целые сцены в творчестве Доу были связаны со сценами, изображенными в книгах с эмблемами или гравюрах. « Девушка, льющая воду» — вариация темы «Educatio prima bona sit» из «Эмблематы Весунтини» Буассара . Эта эмблема отражает мораль, гласящую, что «дети впитывают знания, как кастрюля впитывает воду». Получение знаний представлено маленьким мальчиком, стоящим на заднем плане, а на переднем плане льется вода. [Голландер, 2002] [ нужна полная цитата ]
Одна картина, которая прочно связана с эмблемой, — это « Ночная школа» . Эта картина носит скорее анекдотический характер. Баер не согласен с Хехтом, который называет эту картину просто демонстрацией способностей Доу работать с искусственным светом. Бэр отождествляет огни свечей со светом понимания, а незажженный фонарь на левой стене она связывает с невежеством, с которым борются посредством учения, представленного зажженным фонарем посередине пола. Кроме того, Баер предполагает, что девушка слева является изображением Cognitione, потому что она принимает ту же позу, что и в » Чезаре Рипы «Иконологии . Как и эмблема Рипы, девушка на картине Доу держит свечу, указывая на строку текста. Суть эмблемы Рипы заключается в том, что «как наши глаза, которым нужен свет, чтобы видеть, так и наш разум нуждается в наших чувствах, особенно в зрении, чтобы достичь истинного понимания». [Баер, 2001] [ нужна полная цитата ]
Посмертная репутация
[ редактировать ]Работы Доу продавались по высоким ценам еще долго после его смерти, вплоть до 1860-х годов. Вскоре после этого он впал почти в полную безвестность. [7] Например, когда в Метрополитен-музее проходила выставка, посвященная голландскому искусству, на ней было представлено 37 работ Рембрандта, 20 работ Хальса и ни одной работы Доу. Его безвестность продолжалась до 1970-х годов, когда его репутация была восстановлена и продолжается с тех пор. [7]
Работает
[ редактировать ]- Ночная школа ( Рейксмузеум , Амстердам )
- 1628: Астроном ( Эрмитаж , Санкт-Петербург )
- 1631.1632 Читающая старуха (ранее известная как Мать Рембрандта ) (Рейксмузеум, Амстердам)
- 1630-е: Портрет девушки ( Манчестерская художественная галерея , Великобритания)
- 1631: Принц Руперт ( Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес )
- 1635–1636: Натюрморт с мальчиком, пускающим мыльные пузыри (Национальный музей западного искусства, Токио ).
- 1635–1640: Мужской портрет (Национальная галерея, Лондон).
- 1637: Интерьер с молодым скрипачом ( Национальные галереи Шотландии )
- 1640-е: Портрет молодой женщины (Национальная галерея, Лондон)
- 1640–1645: Мужской портрет (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
- 1642–1647: Святой Иероним в пустыне (Мемориальная художественная галерея Рочестерского университета , Нью-Йорк )
- 1645: Школьный учитель ( Музей Фицуильяма , Кембридж )
- 1646: Девушка, измельчающая лук ( Королевская коллекция , Лондон)
- 1647: Натюрморт с книгой и сумочкой (Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес)
- 1650: Голландская домохозяйка (Лувр, Париж)
- 1650-е: Молодая мать ( Gemäldegalerie , Берлин )
- 1650-е: Автопортрет (Рейксмузеум, Амстердам)
- 1650-е: Автопортрет у окна ( Residenzgalerie , Зальцбург )
- 1658–1665: Молодая женщина с зажженной свечой у окна ( Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид )
- 1652: Доктор-шарлатан ( Музей Бойманс-ван Бёнинген , Роттердам )
- 1653: Врач ( Художественная галерея Крайстчерча Те Пуна о Вайуэту , Крайстчерч , Новая Зеландия)
- 1653: Скрипач (Дворец Лихтенштейн, Вена )
- 1655: Старуха режет хлеб ( Музей изящных искусств , Бостон). [8] )
- 1655: Астроном при свечах (Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес)
- 1658: Молодая мать ( Маурицхейс , Гаага )
- 1660-е: Детский сад (потерянный после затопления судна « Вроу Мария» в 1771 году)
- 1660–1665: Дантист при свечах (Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт)
- 1660–1665: Старуха, разматывающая нитки (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
- 1660–1665: Солдат-Купальщица (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
- 1660-1665: Купальщица (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
- 1660-1665: Автопортрет (Лувр, Париж)
- 1661: Отшельник ( Коллекция Уоллеса , Лондон)
- 1663: Водянка (Лувр, Париж)
- 1663: Женщина у окна с медной миской яблок и фазаном (Музей Фицуильяма, Кембридж)
- 1665: Дама, играющая на клавикорде ( Картинная галерея Далвича , Лондон )
- 1670: Молящийся отшельник ( Институт искусств Миннеаполиса , Миннесота )
- 1670: Отшельник ( Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия )
- 1670-е: Магазин птицевода (Национальная галерея, Лондон)
- 1670–75: Продавец селедки (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
- Автопортрет (Национальная галерея, Лондон)
- Портрет молодого человека (Музей Фицуильяма, Кембридж)
- Вечерний свет (Рейксмузеум, Амстердам)
- Молодой человек (Гаага)
- Повар (Лувр, Париж)
- Прядильщица (Фонд Гала- Сальвадора Дали )
- Вращающаяся катушка ( Музеи изящных искусств Сан-Франциско )
- Читатель (Музеи изящных искусств Сан-Франциско)
- Портрет неизвестного джентльмена (Музей изящных искусств Университета Монтаны , Миссула )
- Собака на отдыхе (Музей изящных искусств, Бостон) [9] )
- Чтение Библии , ок. 1645, Лувр
- Бакалейная лавка , 1647, Лувр.
- Голландская домохозяйка , 1650, Лувр.
- Скрипач , 1653, Музей Лихтенштейна.
- «Врач» , 1653, Художественно-исторический музей , Вена.
- «Молодая мать» , 1658, Маурицхейс.
- Продавец селедки с мальчиком , 1664 год, Лейденская коллекция.
- Отшельник , 1664, Рейксмузеум.
- Девушка со свечой у окна , между 1658 и 1665 годами, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.
- Женщина чистит морковь
- Ученый затачивает перо , 1633 год, Лейденская коллекция.
- Женщина ест кашу , ок. 1632–1637 , Частное собрание.
- Старуха режет хлеб , ок. 1655 г. , Музей изящных искусств, Бостон.
- Натюрморт , гр. 1660 г. , Государственные художественные собрания Дрездена.
- Серебряный кувшин ок. 1663 , Лувр
- Ростовщик , гр. 1664 , Лувр
- Женщина, наливающая воду в кувшин , 1655–1665 гг., Лувр.
- Молодая женщина за туалетом , 1667, Музей Бойманса Ван Бёнингена.
Культурные ссылки
[ редактировать ]В романе Оноре де Бальзака 1831 года «Горшок огорчения » антикварный магазин, в который Рафаэль де Валентин входит во вступительной части, содержит, среди других картин, «Джеральд Доу, который напоминал пажа Стерна », а старый лавочник сравнивается с « Джеральда Доу Меняла ».
В комической опере «Пираты Пензанса Гилберта и Салливана » генерал -майор хвастается тем, что умеет отличать произведения Рафаэля от произведений Доу и Йохана Зоффани .
Доу (как «Жерар Доу») — персонаж рассказа Дж. Шеридана Ле Фаню «Художник Шалькен». В BBC телевизионной адаптации этого произведения 1979 года «Художник Шалькен » его сыграл Морис Денэм .
Доу изображен в фильме Тоби Джонса в фильме «Ночное наблюдение » (2007).
В рассказе У. Ф. Харви «Старые мастера» картина Доу (в роли Герхарда Доу) изображена как объект гениальной аферы. (Рассказ включен в сборник рассказов Харви «Чудовище с пятью пальцами» Wordsworth Edition 2009 года.)
Группа мальчиков из фильма Мэри Мэйпс Додж « Ганс Бринкер или Серебряные коньки» посещает музей в Амстердаме и видит две картины «Джерара Дау» — «Отшельник» и «Вечерняя школа».
В фильме 2023 года « Русалочка » картина Доу «Астроном при свечах» представлена как страница в книге, которую русалка Ариэль переворачивает во время пения « Часть твоего мира ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Баер, стр.28
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
- ^ Баер, стр.30. Шпиринг был сыном богатого дельфтского фабриканта гобеленов.
- ^ Баер, стр.32
- ^ «Домашний Джерард Доу» . rkd.nl. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 г.
- ^ Эрик Ян Слейтер: Похвала живописи. О картинах Геррита Доу (1613-1675) и трактате Филипса Анхеля 1642 г. , Хилверсюм 1993 г. (Zeven Provinciën Reeks; Uitgeverij Verloren). 83 стр. + 45 больных
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Пол. Искусство: новая история , Вайденфельд и Николсон, 2003.
- ^ «Старуха режет хлеб» . Collections.mfa.org . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ «Собака на отдыхе» . Collections.mfa.org . Проверено 17 декабря 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Дау, Герхард ». Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 451. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Баер, Ронни (2000). «Жизнь и искусство Геррита Доу». В Уилоке, Артур К. (ред.). Геррит Доу 1613–75: Мастер-художник эпохи Рембрандта (каталог выставки). Национальная галерея искусств Вашингтона; Издательство Йельского университета. ISBN 0-89468-248-2 .
- Геррит Доу (1613–1675): мастер-художник эпохи Рембрандта в Национальной художественной галерее.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 58 работ Геррита Доу или после него на Art UK сайте
- Работает в WGA
- Произведения и литература
- Oldandsold.com
- Вермеер и Делфтская школа , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, в котором есть материалы о Геррите Доу.