Jump to content

Геррит Доу

Геррит Доу
Автопортрет ( ок. 1665 г.), Музей изящных искусств, Бостон.
Рожденный 7 апреля 1613 г.
Умер 9 февраля 1673 г. (61 год)
Национальность Голландский
Образование Рембрандт (мастер)
Движение Лейденский художник

Геррит Доу (7 апреля 1613 — 9 февраля 1675), также известный как Джерард Доу или Доу , был голландским художником Золотого века , чьи небольшие, тщательно отполированные картины типичны для лейденских фейншильдеров . Он специализировался на жанровых сценах и известен своими «нишевыми» картинами в стиле « тромплей » и ночными сценами при свечах с сильной светотенью . Он был учеником Рембрандта .

Девушка, шинкующая лук , 1646 год.

Доу родился в Лейдене , где его отец был производителем витражей. [1] Он учился рисованию у Бартоломеуса Долендо , а затем обучался в витражной мастерской Питера Кувенхорна. В феврале 1628 года, в возрасте четырнадцати лет, отец отправил его учиться живописи в студию Рембрандта (тогда ему было около 21 года), жившего неподалеку. [1] От Рембрандта, с которым он оставался около трех лет, он приобрел свои навыки в раскрашивании и более тонких эффектах светотени , а стиль его мастера отражен в нескольких его более ранних картинах, в частности в автопортрете в возрасте 22 лет. в коллекции Бриджуотера и в « Слепом Тобите, идущем на встречу со своим сыном» , в замке Уордур [места могут быть устаревшими]. [2]

Однако на сравнительно раннем этапе своей карьеры он выработал собственную особую манеру, которая значительно отличалась от манеры Рембрандта, культивируя тщательный и тщательно продуманный стиль обращения. Говорят, что он потратил пять дней на рисование руки, и его работа была настолько хороша, что он счел необходимым изготовить собственные кисти. [2]

Женщина, играющая на клавикорде , ок. 1665 г.

Несмотря на мелочность его прикосновений, общий эффект был гармоничен и свободен от скованности, а цвет его всегда был свежим и прозрачным. Он часто изображал предметы при свете фонарей или свечей, эффекты которых воспроизводил с беспрецедентной точностью и мастерством. [2] Он часто рисовал с помощью вогнутой линзы в сочетании с выпуклым зеркалом (первое обостряло восприятие, второе обеспечивало прямое изображение для рисования), и для достижения точности смотрел на свой объект через рамку, пересеченную квадратами шелка. нить. Его практика портретиста, которая поначалу была значительной, постепенно пришла в упадок, поскольку натурщики не желали уделять ему время, которое он считал необходимым. Его картины всегда были небольшого размера. Ему приписывают более 200 экземпляров, и их примеры можно найти в большинстве крупных публичных коллекций Европы. [2] Его шедеврами обычно считаются «Женщина с водянкой» (1663 г.) и «Голландская домохозяйка» (1650 г.), оба находятся в Лувре . в Вечерняя школа Рейксмузеуме Амстердама — лучший пример сцен при свечах, в которых он преуспел. В Национальной галерее в Лондоне хорошие экземпляры можно увидеть в Лавке птицевода (1672 г.) и автопортрет (см. Выше). [2] Картины Доу приносили высокие цены, и один покровитель, Питер Шпиринг, который с середины 1630-х годов был послом Швеции в Гааге, платил ему 500 гульденов ежегодно просто за право преимущественной покупки его последних работ. [3] Королеве Швеции Кристине принадлежало одиннадцать картин Доу, а Козимо III Медичи посетил его дом, где он, возможно, купил по крайней мере одну из работ, которые сейчас находятся в Уффици. Однако сам голландский королевский двор предпочитал произведения более классической направленности. [4]

Доу умер в Лейдене. Его самыми известными учениками были Франс ван Мирис Старший. [2] и Габриэль Метсу . Он также преподавал Бартоломеуса Матона , Карела де Мура , Маттейса Найве , Авраама де Папе, Годфрида Шалькена , Питера Корнелиса ван Слингеландта , Доменикуса ван Тола , Гейсберта Андриеша Вербрюгге и Питера Херманса Верелста . [5]

Интерпретация

[ редактировать ]
Молодая женщина в черной вуали , ок. 1660 г.

О Доу при его жизни было написано немало; например, Philips Angels хвалит Доу в своей книге «Lof der Schilderkunst» за его имитацию природы и зрительные иллюзии. Ангелы также подчеркивают, как картины Доу выражали идеальную дискуссию, имевшую место в то время. Дебаты представляли собой постоянное соревнование между живописью, скульптурой и поэзией о том, какое изображение природы лучше всего. Это было особенно популярно в Лейдене, где художники стремились получить права гильдии от городского совета, чтобы иметь законы для их экономической защиты. [6]

Горничная у окна , гр. 1660 г.

Дебаты об идеале не только рассматриваются в трудах того времени, но также отражены в тематике нескольких картин Доу. Примером этого является « Старый художник за работой» , в котором старый художник изображен работающим над холстом за столом, демонстрируя объекты, демонстрирующие его способности к подражанию. Пожилой художник ссылается на аргумент в парагональных дебатах о том, что художник может достичь своих лучших результатов в старости, тогда как скульптор не может этого сделать из-за физических требований, связанных с скульптурой. На столе скульптурная голова и напечатанная книга изображены в реалистичной манере, чтобы показать, что живопись может имитировать как скульптуру, так и печатную бумагу, тем самым укрепляя представление о том, что живопись превосходит скульптуру. По словам Слейтера, «удивительный реалистичный павлин и красивая раковина тритона рядом с медным горшком с изысканнейшими отражениями света» показывают, что искусство побеждает природу. Слейтер утверждает, что павлин символизирует способность живописи «сохранять преходящие произведения природы, тем самым даже превосходя их». [Слейтер, 2000] [ нужна полная цитата ]

Трудности возникают, когда художник хочет связать с конкретным объектом определенный смысл. Одним из самых трудных и, следовательно, одним из самых поучительных объектов в творчестве Доу является рельеф Франсуа Дюкенуа под названием «Путти, дразнящие козла» . Этот рельеф присутствует на многих картинах Доу с мотивом подоконника и имеет различные значения. Дж. А. Эмменс, например, утверждает, что в «Трубаже» рельеф изображает «обманчивость человеческих желаний, потому что козел, олицетворяющий похоть, может снова и снова быть обманут внешним видом, обманчивой имитацией, которая является маской». [Эмменс, Опстеллен, цит. (примечание 4), т. 1, с. 2, стр. 183 в Hecht, 2002] [ нужна полная цитата ]

Кухарка с мальчиком в окне , 1652 год.

В «Кухарке с мальчиком в окне» изображены служанка, рыба и маленький мальчик, держащий зайца, стиснутого кучей овощей, мертвой птицей и медной посудой. Слейтер признает, что современный зритель наверняка одобрил бы эту сцену как приближение к жизни, поскольку передача всего материала очень реалистична. Что касается всей серии сцен со служанкой, Слейтер отмечает, что образ служанки обычно ассоциировался с сексуальным подтекстом. По мнению де Йонга, этот мотив имеет эротические отсылки. В своей статье об эротике в жанровых произведениях 17-го века де Йонг утверждает, что мертвые затравленные птицы и животные, скорее всего, относятся к понятию эротизма и доступности изображенной женщины, поскольку наблюдение за птицами и охота были синонимами сексуальных контактов. Все изображения служанок в сопровождении мертвых птиц или животных относятся к охоте и vogelen (наблюдению за птицами), что по-голландски означает совокупление. Таким образом, служанки явно эротичны. Конечно, петух как птица относится к петуху как к мужскому половому органу, и его можно увидеть висящим на стене в Кухонная горничная с мальчиком в окне . [де Йонг, 1968–1969] [ нужна полная цитата ] Эротические интерпретации Де Йонга можно оспаривать в отношении картин Жерара Доу, поскольку он изображает своих мертвых птенцов и мохнатых зайцев не только с соблазнительными служанками, но и в качестве реквизита в мотивах со старыми слугами или в бытовых сценах, таких как «Молодая мать». (1658).

Спящая собака , 1650. Масло, панель (Коллекция Ван Оттерлоо, Музей изящных искусств, Бостон )
Трубач перед банкетом , 1660–1665 ( Луврский дворец )

Кроме того, с объектами, которые, возможно, имеют более глубокое значение через книги с эмблемами , целые сцены в творчестве Доу были связаны со сценами, изображенными в книгах с эмблемами или гравюрах. « Девушка, льющая воду» — вариация темы «Educatio prima bona sit» из «Эмблематы Весунтини» Буассара . Эта эмблема отражает мораль, гласящую, что «дети впитывают знания, как кастрюля впитывает воду». Получение знаний представлено маленьким мальчиком, стоящим на заднем плане, а на переднем плане льется вода. [Голландер, 2002] [ нужна полная цитата ]

Одна картина, которая прочно связана с эмблемой, — это « Ночная школа» . Эта картина носит скорее анекдотический характер. Баер не согласен с Хехтом, который называет эту картину просто демонстрацией способностей Доу работать с искусственным светом. Бэр отождествляет огни свечей со светом понимания, а незажженный фонарь на левой стене она связывает с невежеством, с которым борются посредством учения, представленного зажженным фонарем посередине пола. Кроме того, Баер предполагает, что девушка слева является изображением Cognitione, потому что она принимает ту же позу, что и в » Чезаре Рипы «Иконологии . Как и эмблема Рипы, девушка на картине Доу держит свечу, указывая на строку текста. Суть эмблемы Рипы заключается в том, что «как наши глаза, которым нужен свет, чтобы видеть, так и наш разум нуждается в наших чувствах, особенно в зрении, чтобы достичь истинного понимания». [Баер, 2001] [ нужна полная цитата ]

Посмертная репутация

[ редактировать ]

Работы Доу продавались по высоким ценам еще долго после его смерти, вплоть до 1860-х годов. Вскоре после этого он впал почти в полную безвестность. [7] Например, когда в Метрополитен-музее проходила выставка, посвященная голландскому искусству, на ней было представлено 37 работ Рембрандта, 20 работ Хальса и ни одной работы Доу. Его безвестность продолжалась до 1970-х годов, когда его репутация была восстановлена ​​и продолжается с тех пор. [7]

Работает

[ редактировать ]
Доктор-шарлатан , 1652, масло, панель, 112 х 83 см, Музей Боймана Ван Бёнингена , Роттердам
Скрипач , 1665, Дворец на воде в Варшаве .

Культурные ссылки

[ редактировать ]

В романе Оноре де Бальзака 1831 года «Горшок огорчения » антикварный магазин, в который Рафаэль де Валентин входит во вступительной части, содержит, среди других картин, «Джеральд Доу, который напоминал пажа Стерна », а старый лавочник сравнивается с « Джеральда Доу Меняла ».

В комической опере «Пираты Пензанса Гилберта и Салливана » генерал -майор хвастается тем, что умеет отличать произведения Рафаэля от произведений Доу и Йохана Зоффани .

Доу (как «Жерар Доу») — персонаж рассказа Дж. Шеридана Ле Фаню «Художник Шалькен». В BBC телевизионной адаптации этого произведения 1979 года «Художник Шалькен » его сыграл Морис Денэм .

Доу изображен в фильме Тоби Джонса в фильме «Ночное наблюдение » (2007).

В рассказе У. Ф. Харви «Старые мастера» картина Доу (в роли Герхарда Доу) изображена как объект гениальной аферы. (Рассказ включен в сборник рассказов Харви «Чудовище с пятью пальцами» Wordsworth Edition 2009 года.)

Группа мальчиков из фильма Мэри Мэйпс Додж « Ганс Бринкер или Серебряные коньки» посещает музей в Амстердаме и видит две картины «Джерара Дау» — «Отшельник» и «Вечерняя школа».

В фильме 2023 года « Русалочка » картина Доу «Астроном при свечах» представлена ​​как страница в книге, которую русалка Ариэль переворачивает во время пения « Часть твоего мира ».

  1. ^ Jump up to: а б Баер, стр.28
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
  3. ^ Баер, стр.30. Шпиринг был сыном богатого дельфтского фабриканта гобеленов.
  4. ^ Баер, стр.32
  5. ^ «Домашний Джерард Доу» . rkd.nl. ​Архивировано из оригинала 2 июня 2015 г.
  6. ^ Эрик Ян Слейтер: Похвала живописи. О картинах Геррита Доу (1613-1675) и трактате Филипса Анхеля 1642 г. , Хилверсюм 1993 г. (Zeven Provinciën Reeks; Uitgeverij Verloren). 83 стр. + 45 больных
  7. ^ Jump up to: а б Джонсон, Пол. Искусство: новая история , Вайденфельд и Николсон, 2003.
  8. ^ «Старуха режет хлеб» . Collections.mfa.org . Проверено 17 декабря 2020 г.
  9. ^ «Собака на отдыхе» . Collections.mfa.org . Проверено 17 декабря 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5daa153c111e289687d69946b060bd15__1719427560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/15/5daa153c111e289687d69946b060bd15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gerrit Dou - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)