Мишелад

Мишелад ( Французское произношение: [miʃəlad] ) — название, данное резне католиков, в том числе 18 католических священников и монахов, устроенной протестантскими чиновниками государственного переворота в Ниме в Михайловский день (29 сентября) 1567 года, после начала второй французской религиозной войны после провал « Сюрприза Мо» . Эта резня представляла собой одну из крупнейших невоенных расправ, совершенных протестантами во время гражданских войн.
Фон
[ редактировать ]Город Ним
[ редактировать ]На момент резни Ним был небольшим городом с населением около 10 000 человек. [1] Занятия большинства были в основном торговлей шерстью или сельским хозяйством. [2] В 1552 году король Генрих II предоставил городу президентский суд, что повысило его известность в этом районе. [2] Президентские судьи были самыми богатыми и престижными гражданами города и работали в суде пожизненно, но могли уйти в отставку, если хотели передать эту должность своим детям. [2] Суд обладал широкой юрисдикцией, рассматривая множество дел. [2] Городской совет возглавляли четыре консула, первый из которых был назначен юристом, второй - купцом, третий - ремесленником и четвертый - богатым фермером. [2] Срок полномочий каждого совета длился год, но выборы не были прямыми: каждый год совет выбирал короткий список, а затем по жребию из него выбирались консулы. [2] Впоследствии были неоднократные обвинения в фальсификации. [3]
С 1557 по 1560 год урожай не собирался каждый год. [3] Руководство города пыталось решить эту проблему путем покупки зерна, чтобы покрыть дефицит, но задача усложнилась из-за введения короной принудительных займов и налогов в последние годы итальянских войн . [3] В этой среде протестантизм нашел много новообращенных: первый постоянный пастор был прислан из Женевы в 1559 году. [3] Протестанты предложили перенаправить деньги, предназначенные для мессы , в помощь бедным для решения проблемы урожая. [3] Элита Нима начала принимать христианство в 1560–1561 годах, причем в ряды новой религии, в частности, пополнили городские юристы. [3] Это обеспокоило корону, поскольку город, казалось, потерял всякое рвение в борьбе с ересью. В результате в город были отправлены королевские войска, и они организовали выборы в совет только для католиков. [4] Этот неконституционный захват власти еще больше оттолкнул элиту и еще больше подтолкнул ее в объятия протестантизма. [4]
Протестантизм торжествует
[ редактировать ]В начале 1561 года протестанты организовали cahiers de doléances в ответ на решение города Генеральных штатов и сумели провести его через совет. [4] В конце 1561 года протестантам, составлявшим теперь большинство, удалось захватить церкви города, при этом большая часть духовенства либо бежала, либо обратилась в другую веру. [4] Видя, насколько сфальсифицированы выборы, в 1562 году корона уступила и разрешила протестантскому списку кандидатов. [4] К началу 1562 года 60% из 26 судей Президиума перешли в протестантизм. [4] Католики по-прежнему составляли 40% судей Президиума, но к 1562 году составляли меньший процент городских буржуазии и ремесленников. [4] В начале 1563 года новое протестантское консульство начало распродажу церковного имущества. [4] Между тем протестантское религиозное руководство, воплощенное в консистории, оставалось буржуазным, а не аристократическим. [5]
Католическая реакция
[ редактировать ]В середине 1563 года Дамвиль , второй сын Анны де Монморанси, был назначен губернатором Лангедока . Он прибыл в Ним с войсками 16 ноября и вскоре организовал переворот в пользу католической партии. [5] Новое консульство возглавит де Жорж, юрист капитула собора. [5] Он приступил к восстановлению католического присутствия в городе, каждый день читая мессу возле собора. [5] Он не был равнодушен к нестабильности своего руководства меньшинства. [5] Его совет поддержал вывод королевских войск из города и счел это нарушением традиционной гражданской свободы. [6] Никаких попыток компенсировать разграбленный монастырь или выкупить церковное имущество предпринято не было. [6]
Когда Карл IX совершил большое турне по Франции в 1564 году, он руководил вторыми сфальсифицированными выборами, в ходе которых Дамвиллю был предоставлен выбор кандидата, которого он желал на пост первого консула. [6] Дамвилл выбрал де Гра, еще одного юриста кафедрального собора. [6] Новое консульство было более радикальным, желая вернуть церковную собственность и удалить протестантов из Президиального суда. [6] Корона отказалась оплатить расходы по возмещению расходов всем тем протестантам, которые потеряют свою титульную собственность, и из этого ничего не вышло. [6] Еще во время своего турне по Тулузе Карл IX в марте постановил, что бенефиции должны быть конфискованы у церквей, которые отказываются служить мессу, но также и что протестанты не должны быть исключены из политических должностей. [7] Это имело небольшой эффект в Ниме, где католики не имели возможности заставить протестантов передать бенефиции, а протестанты не имели возможности заставить совет позволить им участвовать. [7]
В конце 1565 года на очередных сфальсифицированных выборах более воинственные католики выразили свое разочарование, выбрав своим кандидатом радикального молодого де Рошетта, церковного юриста, под руководством де Жоржа и де Гра, у которых в старости было слишком много связи с протестантским руководством, чтобы подавить их, были отвергнуты. [8] Месса была восстановлена в соборе, но многие каноники, нанятые для ее совершения, все еще боялись явиться в этот день. [7] В начале 1567 года шествие Тела Христова было возобновлено. [8] Протестанты, стремясь к компромиссу, предложили предоставить сенешалю де Сенатерру надзор за выборами и равное участие консульского руководства, но католики отвергли эту попытку переговоров. [8] 10 апреля, осознавая растущую политическую ситуацию во Франции в целом и на юге Франции в частности, Шарль передал полицейские полномочия консульству Нима и нескольких других городов от Президиального суда, что еще больше ослабило их. [9]
Национальная ситуация
[ редактировать ]С 1565 по 1567 год национальное протестантское руководство начало испытывать все большее недовольство и подозрительность к намерениям короны. [10] Это началось с тайной встречи Екатерины Медичи и герцога Альбы в Байонне для обсуждения брачных союзов, которую они истолковали как формирование заговора с целью их убийства. [11] В 1567 году Альба снова отправился на север по Испанской дороге , чтобы подавить протестантское восстание, вспыхнувшее в испанских Нидерландах . Гугеноты восприняли это как доказательство своих опасений и начали готовить ответные меры. [12] Людовик, принц Конде и Гаспар II де Колиньи затем покинули двор, в результате чего в нем доминировали католики. [13] Корона была обеспокоена этим движением и наняла несколько тысяч швейцарских наемников для наблюдения за ним, что только еще больше обострило паранойю протестантов. [10] Повторный прием Карла, кардинала Лотарингского, в совет в августе и предложения изменить Амбуазский эдикт стали для них лишь дополнительным доказательством. [12]
Таким образом, они начали готовить собственный переворот, разослав протестантам по всей Франции сообщение о готовности захватить их города и собрав кавалерию в близлежащий Мо, где они намеревались схватить короля. [13] Нападение на короля провалилось, так как его похитили швейцарские гвардейцы, но восстание в Ниме продолжилось по плану. [14]
Переворот
[ редактировать ]Препараты
[ редактировать ]В предыдущие месяцы совет становился все более неуверенным в своей ситуации и обратился за помощью к местному командиру Гийому де Жуайезу , но не нашел никакой помощи. [9] Опасную ситуацию еще больше усугубили одновременный рост цен на зерно и спор в военном командовании города между капитаном Больхаргом и капитаном Ла Гардом. [9] Совет стремился завоевать расположение Болхарга, ухаживал за ним за счет Ла Гарда и пытался заставить последнего уйти, о чем они впоследствии пожалели. [9] Боларг, несмотря на то, что был католиком, работал с протестантами во время их правления в 1562–1563 годах. [15] 27 сентября Д'Асье проехал через город, чтобы рассказать о готовящемся национальном восстании, и встретился в городе с Паве. [16] Он, в свою очередь, обратился к Леблану, давнему другу Болхарга, и поручил Леблану привести Болхарга в их лагерь. [16] После его бегства консулам будут доступны только войска замка. [16]
Действие
[ редактировать ]Начиная восстание 29 сентября, в День Мишелад, протестантское руководство города сформировало временный управляющий комитет, в котором почти все протестантские судьи Президиала представляли лишь очень мало религиозных протестантских лидеров. [17] Действительно, протестантская консистория осудила восстание. [18] Для начала протестанты маршировали по улицам и намеревались запугать католиков, заставить их выстроиться в линию и получить доступ к ключам от ворот, и таким образом сформировали множество рот, большинству из которых не хватало военного опыта. [18] Свидетели записали, как они кричали: «убей, убей, убей папистов». [18] Ключи находились у Рошетт, которая сбежала в дом отчима. [19]
Компания под командованием де Пассако постучала в дверь, но его мать сказала, что его нет. [19] Не удовлетворившись этим, Рошетт надел свои лучшие одежды и направился во дворец епископа. Он не выдержал перед епископом и сказал, что не знает, что делать. [20] Они решили помолиться вместе, где их и обнаружили, когда Боларг прибыл с 200 мужчинами, чтобы арестовать их. [20] Их арест не будет надежным, и епископ и его слуги сбегут через дыру в стене в дом дружественного протестанта де Брюгса. [20] Когда протестантские войска пришли в дом де Брюгса в поисках епископа, он договорился о выкупе за епископа и нескольких слуг в размере 60 экю и меньших сумм соответственно, и их выбросили за городские стены. [21] Л'Эрмид отправился с компанией мужчин в дом де Гра и сказал ему, что им нужно поговорить. Он подчинился и пришел вместе с компанией. [21]
Из 16 человек, служивших консулами в 1564–1567 годах, восемь будут подвергнуты аресту, а из девяти католических судей президиума семь будут подвергнуты аналогичному преследованию. [22] Пленников держали в ратуше, а также в доме Кальвьера и Л'Эрмита. [22] Некоторых заключенных держали сутки без еды на скотобойне, пытаясь их запугать. [22]
Резня
[ редактировать ]В ночь на 30 сентября группы солдат вывезли часть заключенных из мест содержания в соответствии со списками, составленными руководством комитета. [23] Среди казненных были де Гра и де Рошетт. [23] Разных пленников отвели во двор епископского дворца, где находился колодец. [23] и были убиты там мечами, кинжалами и пистолетами, а некоторые из их окровавленных тел были брошены в колодец. [23] Свидетели утверждали, что д'Эстене и Л'Эрмит были среди тех, кто совершал убийства, и что это были люди более низкого класса, чем аристократическое судебное руководство, составившее приказы об убийстве. [23] Большинство из 37 известных жертв будут священниками, в 18 казнях казнены только 2 из 8 арестованных консулов и 1 из 7 арестованных судей Президиума после того, как он ранее пытался бежать. [24] Шестеро ремесленников будут казнены, а шесть младших юристов будут казнены. [24]
Судя по цифрам, можно с достаточной уверенностью утверждать, что насилие было в значительной степени совершено внутри элиты, что делало вероятным, что имена всех жертв были бы позже вспоминаемы свидетелями и достаточно заметными, чтобы привлечь внимание со стороны следователи. [24] Также примечателен тот факт, что казни подвергались только взрослые мужчины, хотя во время переворота было арестовано несколько известных женщин. [25] Совершение мессы, по-видимому, было действием, которое с наибольшей вероятностью могло привести к смерти, как и в случае с протестантскими убийствами в других местах, которые, как правило, были направлены против священников. [26]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на уверенность заговорщиков в том, что народ им подчинится, они старались не записывать свои дела и устроили резню тайно ночью. [25] Убийство в конечном итоге было контрпродуктивным для их целей, поскольку они отложили нападение на замок и, таким образом, потеряли всякое подобие внезапности, которое у них могло быть. [27] Таким образом, замок смог продержаться шесть недель под командованием Ла Гарда. [27] Поскольку помощь из Тараскона не поступила , ситуация стала ужасной: Кальвьер наблюдал за тем, как католики рыли траншеи за пределами замка для осады. [27] 10 ноября, когда продовольствия было недостаточно, были заключены переговоры о капитуляции. [27] Капитан и девять его солдат могли покинуть город с оружием в руках, остальным солдатам разрешалось владеть кинжалами. [27] Всем приютившим католикам будет разрешено жить в безопасности или покинуть город по своему желанию. [27]
Пока продолжалась осада, возглавившие переворот господа приступили к переустройству сакральной географии городка, все церкви, за исключением Сент-Эжени, были разрушены, а мебель в них сожжена. [28] Были обложены грабительскими налогами как в целом население, так и особенно католики, а также разграблено несколько католических резиденций. [28] Через несколько дней после резни многие остальные заключенные, запуганные должным образом, были отпущены обратно в свои дома. [26] из-за отсутствия заинтересованности в их убийстве и желания сделать их объектами налогообложения. [28]
В июне 1568 года королевские войска вновь вошли в город после окончания второй гражданской войны. [27] В марте 1569 года парламент Тулузы, проведя расследование того, что произошло с свидетелями/выжившими католиками, приговорил к смерти 100 протестантов, в том числе многих, лишь косвенно связанных с переворотом, и некоторых, которые даже укрывали католиков в своих домах, как де Брюгс. [27] Приказ оказалось трудным для исполнения. После того, как большинство обвиняемых скрылись, только четверо были пойманы и убиты, в том числе один видный лидер государственного переворота Розель. [27]
Долгосрочные последствия
[ редактировать ]15 ноября 1569 года во время третьей французской религиозной войны протестанты Нима снова совершили переворот, за которым последовала резня, на этот раз, возможно, 100-150 человек были убиты. [27] Однако гораздо более крупная резня гораздо хуже зафиксирована и менее известна, поскольку за ней не последует отвоевание и расследование, поскольку вместо этого протестанты будут контролировать Ним в течение следующих 100 лет, до отмены Нантского эдикта . [27] Таким образом, у них не было особой необходимости или желания предавать огласке свои собственные преступления. [27]
Мишелад в Ниме вошел в историографию природы народного насилия во время религиозных войн во Франции. В диссертации Натали Земон-Дэвис народное протестантское насилие было в основном направлено против нечестивых объектов и мест, а популярное католическое насилие было направлено против еретиков-осквернителей. [29] Тульчин утверждает, что примеры Ла-Рошели и Нима позволяют предположить, что это была скорее игра чисел и что в тех редких городах, где протестантов было подавляющее большинство, они с такой же вероятностью совершали массовые убийства, как и католики. [30] Убийства в Ла-Рошели и Ниме были совершены чиновниками и в основном нацелены на священников и высокопоставленных политических чиновников, в отличие от массовых убийств, таких как резня в Сансе или в День Святого Варфоломея , которые были более неизбирательными и спонтанными. [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 :4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 :5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тульчин, Аллан (2006). «Михлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 :6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 :7.
- ^ Jump up to: а б с д и Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 :8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 :9.
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:10 .
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:11 .
- ^ Jump up to: а б с д Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:13 .
- ^ Jump up to: а б Холт, Мак (2005). Французские религиозные войны 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 64. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Религиозные войны во Франции 1559–1598 гг . Тейлор и Фрэнсис. стр. 38–39. ISBN 9781408228197 .
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. стр. 178–179. ISBN 9780199596799 .
- ^ Jump up to: а б Лосось, JHM (1979). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Университетское издательство. п. 169. ИСБН 0416730507 .
- ^ Сазерленд, Никола (1973). Варфоломеевская резня и европейский конфликт 1559–1572 гг . Макмиллан Пресс. стр. 59–60. ISBN 0333136292 .
- ^ Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1 :4.
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:14 .
- ^ Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:15 .
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:16 .
- ^ Jump up to: а б Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:17 .
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:18 .
- ^ Jump up to: а б Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:20 .
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:21 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:22 .
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:28 .
- ^ Jump up to: а б Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:23 .
- ^ Jump up to: а б Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:26.
- ^ Jump up to: а б с Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:25 .
- ^ Земон Дэвис, Натали (1973). «Обряды насилия: религиозные бунты во Франции шестнадцатого века». Прошлое и настоящее (59): 51–91.
- ^ Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме». Французские исторические исследования . 29 1:34 .
- ^ Тульчин, Аллан (2006). «Мишлад в Ниме, 1567 год». Французские исторические исследования . 29 1:33.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Nemausensis Протестантский Мишелад в Ниме в 1567 году.