Jump to content

Томас Иллирикус

Проповедь Фомы в Тулузе, изображенная на гравюре на дереве, напечатанной там в 1519 году. [1]

Томас Иллирикус (1484/5–1528/9) был далматинским францисканским богословом, отшельником , паломником и странствующим проповедником , который провел большую часть своей жизни на юге Франции. Он известен предполагаемым открытием почитаемого образа Богоматери Аркашонской . Он приобрел значительное количество последователей благодаря своим пророческим проповедям и защите церковной реформы. Позже он написал две ранние критические статьи о Мартине Лютере .

Томас родился в 1484 или 1485 году в городе Врана в Далмации. [2] Прозвище Иллирик подразумевает, что он был славянином . [3] Еще будучи ребенком, он переехал со своей семьей в Осимо в Анконской марке в Италии. [2] [4] Свою молодость он провел в полях, пас коз. [5] О его образовании ничего не известно, хотя он свободно говорил по -латыни и утверждал, что был профессором теологии. [6] В конце концов он присоединился к наблюдательным францисканцам в провинции Анкона. [7] В 1510 году, в возрасте двадцати пяти лет, он стал священником и странствующим проповедником. [5] [7] Первоначально он проповедовал в деревнях Анконы, а затем и в других городах Италии, таких как Генуя , Парма , Римини и Пезаро . [5]

В 1515 году Томас проповедовал в Рагузской республике . [5] Власти Рагузы профинансировали его паломничество в Святую Землю , из которой он вернулся в мае 1516 года. [2] [5] В 1518 году он отправился в качестве паломника к базилике Магдалины в Сен-Максимине и совершил свое первое паломничество по пути Святого Иакова в Испанию. [2] Затем он отправился в проповедническое турне по южной Франции, посетив города Экс , Гренобль , Тулуза , Нерак , Монтобан , Каор , Вильфранш , Кондом и Фуа . [5] Он также посетил Женеву в Священной Римской империи . [8] В 1520 году он посетил генеральный капитул францисканцев в Бордо . [2] Он совершил вторую поездку к святыне Святого Иакова и по возвращении основал отшельник в Ла-Тест-де-Бюш недалеко от Аркашона . [5] Он якобы обнаружил поврежденную статую Богоматери Аркашонской, выброшенную на берег, и построил для нее деревянную часовню. [9] С 1520 по 1525 год он проповедовал по всей южной Франции. [2] [4] Он особенно часто посещал города Бордо, Тулуза и Лион . Он прославился своим аскетизмом и прямотой. [7]

В 1525 году Томас удалился в монастырь Сент-Мари де Карнолес недалеко от Ментона в княжестве Монако , где сблизился с правящей семьей Гримальди . [2] В 1527 году папа Климент VII назначил его великим инквизитором Савойского герцогства, чтобы искоренить лютеранство и вальденсианство . [4] [7] Он продолжал время от времени проповедовать в таких городах, как Ницца . [5] Он умер в Ментоне в 1528 или 1529 году по дороге из ораторского искусства в монастыри . [10] Сообщалось о чудесах на месте, где он умер. [2]

Работает

[ редактировать ]
Фома проповедует толпе, с титульного листа его опубликованных проповедей. [11]

Работы Томаса в основном написаны на латыни . [7] хотя он также опубликовал в Париже в 1528 году сборник французских молитв и песен « Devotes oraisons en françois avec une chanson d'amour Divine» . [5]

Проповеди

[ редактировать ]

Sermones de Christo et Christipara , также называемые Sermones aurei , представляют собой сборник проповедей Фомы, опубликованный в двух томах в Тулузе в 1521 году. [4] [5] [7] Он содержит 25 проповедей об Иисусе и 25 о Марии , произнесенных в Тулузе и записанных Массео Бруной ди Фроссаско. [5]

Фома также прославился своими пророчествами. В 1521 году он проповедовал в Тулузе о грядущей катастрофе для церкви. [12] В 1526 году он проповедовал в Бордо на Гасконе , его слова позже были восприняты как предсказание религиозных войн . [13] Комплект из одиннадцати брошюр, претендующих на звание его пророчеств, был опубликован в Париже в 1520 году, а затем в 1530 году под названием « Копия пророчества, сделанного бедным братом Фомой, суверенным возгласителем слова Божьего, недавно переведенного с ytalien на франкуа» . [5] [13] [14] В 1524 году Томас произнес проповедь против Мартина Лютера , которая была переведена на французский Николя Вольсиром де Серрувилем и опубликована в следующем году в Париже как « Проповедь милосердия с испытательными сроками ошибок Лютера» . [5] [15] Он видел в Лютере посланника Бога в качестве наказания за человеческие грехи, но предсказал, что «меч ярости» еще впереди. [15]

Мощная и отчетливо апокалиптическая проповедь Фомы иногда воспринималась не как пророческое откровение о грядущем катаклизме, а как одна из его основных причин. Дени Крузе «возводит корни насилия» религиозных войн «в эсхатологической проповеди… Фомы Иллирика». [16] По словам Люка Руко, Крузе «похоже, придает большую силу проповедям человека, влияние которого, как он утверждает, можно было почувствовать более чем через два поколения после его смерти». [17] По мнению Крузе, «первые контуры» истории, кульминацией которой стала Варфоломеевская резня, можно увидеть в прибытии в Презерватив Фомы Иллирика на осле 27 октября 1518 года. [18]

Трактаты против Лютера

[ редактировать ]

Самыми известными произведениями Фомы являются его два трактата против Лютера. Более ранний и более короткий вариант называется Libellus de potestate summi pontificis. [19] но более известен как Clipeus status papalis . [4] Он был написан в ответ на книгу Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520 г.), но из-за трудностей с поиском финансирования не был опубликован до 1523 г. в Турине . [4] [7] Он содержит четверное посвящение Папе Адриану VI , герцогу Карлу III Савойскому , кардиналу Иоанну Лотарингскому и народу Лиона. [5] Фома выступал за папскую власть, но отрицал непогрешимость папы , отдавая предпочтение вселенским соборам . Он созвал новый совет и осудил неправомерную продажу индульгенций , но защищал доктрину покаяния . [7]

Более длинный трактат Фомы против Лютера, «В лютерианских ересях» , [20] был опубликован в 1524 году в ответ на работы Лютера «О вавилонском пленении церкви и о свободе христианина» . [7] Он посвящен Папе Клименту VII и Августину Гримальди . [5] Его подход был аналитическим, а его аргументы основывались на Библии и отцах церкви , которых Лютер уважал, а не на папских декреталиях и схоластическом богословии , которое он презирал. Он отверг доктрину Лютера об оправдании только верой и защищал ценность безбрачия . [7]

Несколько писем Томаса сохранились. Сборник из четырех писем ( Litterae или Epistolae ) был опубликован в Тулузе в 1519 году. Все письма того года были адресованы сенату Тулузы во имя Святого Имени Иисуса ; студентам Тулузского университета ; вообще верным при бракосочетании; и царскому войску, о спасении. Письмо о браке было переведено на французский язык как S'ensuyt l'epistre de fr. Томас Иллирик à tous les chrétiens sur le mariage и опубликовано в Пуатье в 1525 году. Письмо всем христианам о церковной реформе, Epistola fratris Thome Illyrici ordinis Minorum divini verbi predicatoris Generalis Directa Ad omnes Christi Fideles contra лицемеров, quorum bellum est intestinum contra Ecclesiam dei , был опубликован в Лиможе письмо Рагузе, De invicem habenda caritate . в 1520 году . В рукописи сохранилось [5]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Считается, что эта гравюра на дереве изображает прибытие Бонавентуры или Иоанна Капистрано в Тулузу, но Пелигри 2014 утверждает, что она, скорее всего, изображает современное прибытие Томаса.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тейлор 1992 , с. 237.
  3. ^ См. Fine 2005 , с. 261 и пассим . Ван дер Хейден и Роест в 2022 году называют его хорватом . Браун в 2005 году называет его итальянцем. Гортан и Вратович 1971 , с. 59, назовите его имя по -хорватски как Тома из Илирие . Брайсон 1999 , с. 32, Эсклавония , французское название его родины, толкуется как «Славония, Хорватия».
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Заварт 1928 , стр. 393.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Ван дер Хейден и Руст 2022 , Томас Иллирикус.
  6. ^ Браун 2005 . Заварт 1928 , с. 393, предполагает, что он был преподавателем в Тулузском университете .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Браун 2005 .
  8. ^ Ван дер Хейден и Роест, 2022 . Браун 2005 ссылается на свою проповедь в Германии.
  9. ^ Радж 1913 .
  10. ^ Тейлор 1992 , с. 237, дает 1528, но Браун 2005 дает 1529 и Заварт 1928 , стр. 393, упоминая обе возможности, отдает предпочтение последней.
  11. ^ Пелигри 2014 .
  12. ^ Тейлор 1992 , с. 213.
  13. ^ Jump up to: а б Брайсон 1999 , с. 32.
  14. ^ Томас Иллирикус nd .
  15. ^ Jump up to: а б Крузе 2001 , с. 41.
  16. ^ Кэрролл 2019 , с. 179.
  17. ^ Рукаут 1999 , стр. 16.
  18. ^ Rucaut 1999 , стр. 16–17, цитируем Крузе 1994 , с. 15: « Эта история могла бы обрисовать свои первые контуры раньше и вдали от Парижа, начиная с 27 октября 1518 года, когда верхом на осле шнуровщик Фома Иллирик въехал в город Кондом с репутацией пророка » .
  19. ^ Томас Иллирикус 1523 .
  20. ^ Томас Иллирикус 1524 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Томас Иллирикус (nd). Копия пророчества бедного брата Фомы, суверенного возгласителя слова Божьего, недавно переведенного с итальянского на французский (на французском языке).
  • Фома Иллирикус (1523 г.). Брошюра о власти верховного понтифика... которая называется Клипеус папского государства (на латыни).
  • Фома Иллирикус (1524 г.). О лютеранских ересях католической церкви (на латыни).

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Браун, Карин Бринкманн (2005) [1996]. «Томас Иллирикус» . В Хансе Дж. Хиллебранде (ред.). Оксфордская энциклопедия Реформации . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-506493-3 .
  • Брайсон, Дэвид (1999). Королева Жанна и земля обетованная: династия, родина, религия и насилие во Франции шестнадцатого века . Брилл. ISBN  978-9004113787 .
  • Кэрролл, Стюарт (2019). «Политическая справедливость и начало религиозных войн» . Французская история . 33 (2): 177–198. дои : 10.1093/fh/crz009 .
  • Крузе, Дени (1994). Варфоломеевская ночь: потерянная мечта эпохи Возрождения . Париж. ISBN  978-2818502457 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Крузе, Дени (2001). «Около 1533 года: тревоги, желания и мечты». Журнал ранней современной истории . 5 (1). Перевод Джонатана Гуда: 24–61. дои : 10.1163/157006501X00023 .
  • Хорошо, Джон Ван Антверпен (2005). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета.
  • Гортан, Велько; Вратович, Владимир (1971). «Основные характеристики хорватской латинности». Гуманистическая Лованиенсия . 20 : 37–68. JSTOR   23973487 .
  • Пелигри, Кристиан (2014). «Святой Франциск Паула или Фома Иллирик?» . Печатные новости (248): 4–17. дои : 10.4000/estampe.699 .
  • Руко, Люк (1999). Ненависть в печати: аспекты антипротестантской полемики во французских религиозных войнах (докторская диссертация). Университет Сент-Эндрюс.
  • Радж, FM (1913). «Богоматерь Аркашонская» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Тейлор, Ларисса (1992). Солдаты Христа: проповедь во Франции позднего средневековья и реформации . Издательство Оксфордского университета.
  • Ван дер Хейден, Мартен; Раст, Берт (2022). «Францисканские авторы, 13–18 века: каталог в разработке» . Университет Радбауд в Неймегене . Проверено 26 мая 2023 г.
  • Заварт, Анскар (1928). История францисканской проповеди и францисканских проповедников (1209–1927): биобиблиографическое исследование . И. Ф. Вагнер.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b7328ccd2b4eef17483f6781fec3b2c__1711728660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/2c/5b7328ccd2b4eef17483f6781fec3b2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thomas Illyricus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)