Томас Иллирикус
Томас Иллирикус (1484/5–1528/9) был далматинским францисканским богословом, отшельником , паломником и странствующим проповедником , который провел большую часть своей жизни на юге Франции. Он известен предполагаемым открытием почитаемого образа Богоматери Аркашонской . Он приобрел значительное количество последователей благодаря своим пророческим проповедям и защите церковной реформы. Позже он написал две ранние критические статьи о Мартине Лютере .
Жизнь
[ редактировать ]Томас родился в 1484 или 1485 году в городе Врана в Далмации. [2] Прозвище Иллирик подразумевает, что он был славянином . [3] Еще будучи ребенком, он переехал со своей семьей в Осимо в Анконской марке в Италии. [2] [4] Свою молодость он провел в полях, пас коз. [5] О его образовании ничего не известно, хотя он свободно говорил по -латыни и утверждал, что был профессором теологии. [6] В конце концов он присоединился к наблюдательным францисканцам в провинции Анкона. [7] В 1510 году, в возрасте двадцати пяти лет, он стал священником и странствующим проповедником. [5] [7] Первоначально он проповедовал в деревнях Анконы, а затем и в других городах Италии, таких как Генуя , Парма , Римини и Пезаро . [5]
В 1515 году Томас проповедовал в Рагузской республике . [5] Власти Рагузы профинансировали его паломничество в Святую Землю , из которой он вернулся в мае 1516 года. [2] [5] В 1518 году он отправился в качестве паломника к базилике Магдалины в Сен-Максимине и совершил свое первое паломничество по пути Святого Иакова в Испанию. [2] Затем он отправился в проповедническое турне по южной Франции, посетив города Экс , Гренобль , Тулуза , Нерак , Монтобан , Каор , Вильфранш , Кондом и Фуа . [5] Он также посетил Женеву в Священной Римской империи . [8] В 1520 году он посетил генеральный капитул францисканцев в Бордо . [2] Он совершил вторую поездку к святыне Святого Иакова и по возвращении основал отшельник в Ла-Тест-де-Бюш недалеко от Аркашона . [5] Он якобы обнаружил поврежденную статую Богоматери Аркашонской, выброшенную на берег, и построил для нее деревянную часовню. [9] С 1520 по 1525 год он проповедовал по всей южной Франции. [2] [4] Он особенно часто посещал города Бордо, Тулуза и Лион . Он прославился своим аскетизмом и прямотой. [7]
В 1525 году Томас удалился в монастырь Сент-Мари де Карнолес недалеко от Ментона в княжестве Монако , где сблизился с правящей семьей Гримальди . [2] В 1527 году папа Климент VII назначил его великим инквизитором Савойского герцогства, чтобы искоренить лютеранство и вальденсианство . [4] [7] Он продолжал время от времени проповедовать в таких городах, как Ницца . [5] Он умер в Ментоне в 1528 или 1529 году по дороге из ораторского искусства в монастыри . [10] Сообщалось о чудесах на месте, где он умер. [2]
Работает
[ редактировать ]Работы Томаса в основном написаны на латыни . [7] хотя он также опубликовал в Париже в 1528 году сборник французских молитв и песен « Devotes oraisons en françois avec une chanson d'amour Divine» . [5]
Проповеди
[ редактировать ]Sermones de Christo et Christipara , также называемые Sermones aurei , представляют собой сборник проповедей Фомы, опубликованный в двух томах в Тулузе в 1521 году. [4] [5] [7] Он содержит 25 проповедей об Иисусе и 25 о Марии , произнесенных в Тулузе и записанных Массео Бруной ди Фроссаско. [5]
Фома также прославился своими пророчествами. В 1521 году он проповедовал в Тулузе о грядущей катастрофе для церкви. [12] В 1526 году он проповедовал в Бордо на Гасконе , его слова позже были восприняты как предсказание религиозных войн . [13] Комплект из одиннадцати брошюр, претендующих на звание его пророчеств, был опубликован в Париже в 1520 году, а затем в 1530 году под названием « Копия пророчества, сделанного бедным братом Фомой, суверенным возгласителем слова Божьего, недавно переведенного с ytalien на франкуа» . [5] [13] [14] В 1524 году Томас произнес проповедь против Мартина Лютера , которая была переведена на французский Николя Вольсиром де Серрувилем и опубликована в следующем году в Париже как « Проповедь милосердия с испытательными сроками ошибок Лютера» . [5] [15] Он видел в Лютере посланника Бога в качестве наказания за человеческие грехи, но предсказал, что «меч ярости» еще впереди. [15]
Мощная и отчетливо апокалиптическая проповедь Фомы иногда воспринималась не как пророческое откровение о грядущем катаклизме, а как одна из его основных причин. Дени Крузе «возводит корни насилия» религиозных войн «в эсхатологической проповеди… Фомы Иллирика». [16] По словам Люка Руко, Крузе «похоже, придает большую силу проповедям человека, влияние которого, как он утверждает, можно было почувствовать более чем через два поколения после его смерти». [17] По мнению Крузе, «первые контуры» истории, кульминацией которой стала Варфоломеевская резня, можно увидеть в прибытии в Презерватив Фомы Иллирика на осле 27 октября 1518 года. [18]
Трактаты против Лютера
[ редактировать ]Самыми известными произведениями Фомы являются его два трактата против Лютера. Более ранний и более короткий вариант называется Libellus de potestate summi pontificis. [19] но более известен как Clipeus status papalis . [4] Он был написан в ответ на книгу Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520 г.), но из-за трудностей с поиском финансирования не был опубликован до 1523 г. в Турине . [4] [7] Он содержит четверное посвящение Папе Адриану VI , герцогу Карлу III Савойскому , кардиналу Иоанну Лотарингскому и народу Лиона. [5] Фома выступал за папскую власть, но отрицал непогрешимость папы , отдавая предпочтение вселенским соборам . Он созвал новый совет и осудил неправомерную продажу индульгенций , но защищал доктрину покаяния . [7]
Более длинный трактат Фомы против Лютера, «В лютерианских ересях» , [20] был опубликован в 1524 году в ответ на работы Лютера «О вавилонском пленении церкви и о свободе христианина» . [7] Он посвящен Папе Клименту VII и Августину Гримальди . [5] Его подход был аналитическим, а его аргументы основывались на Библии и отцах церкви , которых Лютер уважал, а не на папских декреталиях и схоластическом богословии , которое он презирал. Он отверг доктрину Лютера об оправдании только верой и защищал ценность безбрачия . [7]
Письма
[ редактировать ]Несколько писем Томаса сохранились. Сборник из четырех писем ( Litterae или Epistolae ) был опубликован в Тулузе в 1519 году. Все письма того года были адресованы сенату Тулузы во имя Святого Имени Иисуса ; студентам Тулузского университета ; вообще верным при бракосочетании; и царскому войску, о спасении. Письмо о браке было переведено на французский язык как S'ensuyt l'epistre de fr. Томас Иллирик à tous les chrétiens sur le mariage и опубликовано в Пуатье в 1525 году. Письмо всем христианам о церковной реформе, Epistola fratris Thome Illyrici ordinis Minorum divini verbi predicatoris Generalis Directa Ad omnes Christi Fideles contra лицемеров, quorum bellum est intestinum contra Ecclesiam dei , был опубликован в Лиможе письмо Рагузе, De invicem habenda caritate . в 1520 году . В рукописи сохранилось [5]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Считается, что эта гравюра на дереве изображает прибытие Бонавентуры или Иоанна Капистрано в Тулузу, но Пелигри 2014 утверждает, что она, скорее всего, изображает современное прибытие Томаса.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тейлор 1992 , с. 237.
- ^ См. Fine 2005 , с. 261 и пассим . Ван дер Хейден и Роест в 2022 году называют его хорватом . Браун в 2005 году называет его итальянцем. Гортан и Вратович 1971 , с. 59, назовите его имя по -хорватски как Тома из Илирие . Брайсон 1999 , с. 32, Эсклавония , французское название его родины, толкуется как «Славония, Хорватия».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Заварт 1928 , стр. 393.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Ван дер Хейден и Руст 2022 , Томас Иллирикус.
- ^ Браун 2005 . Заварт 1928 , с. 393, предполагает, что он был преподавателем в Тулузском университете .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Браун 2005 .
- ^ Ван дер Хейден и Роест, 2022 . Браун 2005 ссылается на свою проповедь в Германии.
- ^ Радж 1913 .
- ^ Тейлор 1992 , с. 237, дает 1528, но Браун 2005 дает 1529 и Заварт 1928 , стр. 393, упоминая обе возможности, отдает предпочтение последней.
- ^ Пелигри 2014 .
- ^ Тейлор 1992 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б Брайсон 1999 , с. 32.
- ^ Томас Иллирикус nd .
- ^ Jump up to: а б Крузе 2001 , с. 41.
- ^ Кэрролл 2019 , с. 179.
- ^ Рукаут 1999 , стр. 16.
- ^ Rucaut 1999 , стр. 16–17, цитируем Крузе 1994 , с. 15: « Эта история могла бы обрисовать свои первые контуры раньше и вдали от Парижа, начиная с 27 октября 1518 года, когда верхом на осле шнуровщик Фома Иллирик въехал в город Кондом с репутацией пророка » .
- ^ Томас Иллирикус 1523 .
- ^ Томас Иллирикус 1524 .
Библиография
[ редактировать ]Издания
[ редактировать ]- Томас Иллирикус (nd). Копия пророчества бедного брата Фомы, суверенного возгласителя слова Божьего, недавно переведенного с итальянского на французский (на французском языке).
- Фома Иллирикус (1523 г.). Брошюра о власти верховного понтифика... которая называется Клипеус папского государства (на латыни).
- Фома Иллирикус (1524 г.). О лютеранских ересях католической церкви (на латыни).
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Браун, Карин Бринкманн (2005) [1996]. «Томас Иллирикус» . В Хансе Дж. Хиллебранде (ред.). Оксфордская энциклопедия Реформации . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-506493-3 .
- Брайсон, Дэвид (1999). Королева Жанна и земля обетованная: династия, родина, религия и насилие во Франции шестнадцатого века . Брилл. ISBN 978-9004113787 .
- Кэрролл, Стюарт (2019). «Политическая справедливость и начало религиозных войн» . Французская история . 33 (2): 177–198. дои : 10.1093/fh/crz009 .
- Крузе, Дени (1994). Варфоломеевская ночь: потерянная мечта эпохи Возрождения . Париж. ISBN 978-2818502457 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Крузе, Дени (2001). «Около 1533 года: тревоги, желания и мечты». Журнал ранней современной истории . 5 (1). Перевод Джонатана Гуда: 24–61. дои : 10.1163/157006501X00023 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен (2005). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета.
- Гортан, Велько; Вратович, Владимир (1971). «Основные характеристики хорватской латинности». Гуманистическая Лованиенсия . 20 : 37–68. JSTOR 23973487 .
- Пелигри, Кристиан (2014). «Святой Франциск Паула или Фома Иллирик?» . Печатные новости (248): 4–17. дои : 10.4000/estampe.699 .
- Руко, Люк (1999). Ненависть в печати: аспекты антипротестантской полемики во французских религиозных войнах (докторская диссертация). Университет Сент-Эндрюс.
- Радж, FM (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Тейлор, Ларисса (1992). Солдаты Христа: проповедь во Франции позднего средневековья и реформации . Издательство Оксфордского университета.
- Ван дер Хейден, Мартен; Раст, Берт (2022). «Францисканские авторы, 13–18 века: каталог в разработке» . Университет Радбауд в Неймегене . Проверено 26 мая 2023 г.
- Заварт, Анскар (1928). История францисканской проповеди и францисканских проповедников (1209–1927): биобиблиографическое исследование . И. Ф. Вагнер.