Jump to content

Покров Исиды

Исида как завуалированная «богиня жизни» с французским переводом надписи Саис на постаменте, расположенном в Национальном историческом памятнике Герберта Гувера.

Покров Исиды — метафорический и аллегорический художественный мотив, олицетворяющий недоступность тайн природы , олицетворяемый богиней Исидой , окутанной покрывалом или мантией .

Мотив восходит к статуе в древнем египетском городе Саис . По рассказам греко-римских авторов, на статуе богини под покрывалом была надпись: «Я — все, что было, есть и будет; и ни один смертный никогда не поднимал моей мантии».

Иллюстрации Исиды с поднятым покрывалом были популярны начиная с конца 17 века, часто как аллегорические изображения прогресса Просвещения, раскрывающего тайны природы. К концу XVIII века открытие Исиды стало метафорой открытия впечатляющих истин, выходящих за рамки научных открытий. Книга 1877 года « Разоблаченная Изида» повлияла на западный эзотеризм и неоязыческие движения , распространив эту метафору на современные магические и духовные практики.

Покров Исиды часто сочетался с родственным мотивом, изображающим природу как богиню с множеством грудей, которая представляет Исиду, Артемиду или их комбинацию.

Происхождение в Саисе

[ редактировать ]

Первое упоминание о покрывале Исиды появляется в «Об Исиде и Осирисе» , философской интерпретации древнеегипетской религии Плутарха . , греческого писателя конца первого и начала второго веков нашей эры Он описал сидящую статую богини в египетском городе Саис , на которой была надпись: «Я — все, что было, есть и будет; и ни один смертный никогда не поднимал мою одежду». [ 1 ] Плутарх назвал эту одежду « пеплос» — термин, который на английском языке переводится как «мантия» или «вуаль». [ 2 ] Плутарх идентифицировал богиню как «Афину, которую [египтяне] считают Исидой». [ 1 ]

Саис был центром культа богини Нейт , которую греки сравнивали со своей богиней Афиной . Во времена Плутарха Исида была выдающейся богиней среди древнеегипетских божеств , и ее часто синкретизировали с Нейт, и он приравнивает их. [ 3 ]

Через три столетия после Плутарха неоплатоник философ- Прокл написал о той же статуе в первой книге своих комментариев к «Тимею» Платона . В этой версии одеянием является хитон , «нет смертного» заменено на «никто» и добавлено третье утверждение: «Плод чрева моего было солнце». [ 2 ]

что статуя находилась в адитоне храма Прокл сказал , в Саисе, но внутренние помещения египетских храмов были недоступны никому, кроме жрецов, и маловероятно, чтобы статуя божества была постоянно закрыта вуалью; жрецы видели культовый образ бога каждый день при совершении храмовых обрядов. Однако статуя во дворах или залах храма могла иметь надпись, подобную той, которую рассказывали Плутарх и Прокл. [ 2 ] Первая часть надписи — «Я есть все, что было, есть и будет» — означает, что богиня охватывает все. Это утверждение обычно делалось в отношении богов-создателей, таких как Ра или Амон в египетской религии; если то же самое было сказано об Исиде, это отражало ее возросший статус в греко-римские времена, когда ее часто называли творцом мира. Вторая часть — «никто никогда не поднимал мою мантию» — подразумевает, что богиня была девственной . Это утверждение иногда делалось в отношении Исиды в греко-римские времена, но противоречило давнему убеждению, что она и ее муж Осирис зачали своих детей. сын Гор . [ 4 ] Версия Прокла предполагает, что богиня зачала и родила солнце без участия мужского божества, что отражает египетские мифы о Нейт как матери бога Солнца Ра. Другое возможное объяснение, предложенное египтологом Яном Ассманном , заключается в том, что последняя часть египетской надписи гласила: «Нет никого, кроме меня», провозглашая, что всеобъемлющая богиня была уникальной, и была неправильно переведена на греческий язык как «нет никого, кто открыл [или: открыл] моё лицо». [ 2 ]

Олицетворение природы

[ редактировать ]
Наука раскрывает природу на фронтисписе Anatome Animalum , 1681 г.

Несколько других источников повлияли на мотив скрытой Исиды. Одна из них была традицией, которая связывала Исиду с природой и богиней Артемидой . Европейское искусство имеет давнюю традицию олицетворения природы как материнской фигуры . Начиная с XVI века на этот мотив повлияла иконография богини Артемиды Эфесской (известной также под именем ее римского эквивалента Дианы ). Эфесская Артемида изображалась с круглыми выступами на груди, которые, возможно, первоначально были украшениями, но впоследствии интерпретировались как грудь. Исиду иногда сравнивали с Артемидой, а римский писатель Макробий в четвертом веке нашей эры писал: «Исида — это земля или природа, находящаяся под солнцем. Вот почему все тело богини ощетинилось множеством грудей, расположенных близко к друг друга [как в случае с Артемидой Эфесской], потому что все вещи питаются землей или природой». Так, художники XVI века изображали природу в виде многогрудой Изиды-Артемиды. [ 5 ]

Вторым влиянием стала традиция о том, что природа загадочна. Оно восходит к афоризму греческого философа Гераклита конца шестого или начала пятого века до нашей эры, который традиционно переводится как «Природа любит прятаться». В произведении Эдмунда Спенсера « Королева фей» 1590-х годов природа олицетворяла женщину с вуалью, хотя и без прямой связи с Исидой. [ 6 ] хотя Исида появляется и в другом месте произведения. [ 7 ] Некоторые иллюстраторы 17 века таким же образом использовали анонимную женщину с вуалью. В 1650-х годах в книге Афанасия Кирхера « Эдип Египетский» вуаль Исиды подробно объяснялась как эмблема тайн природы. [ 8 ]

Фронтиспис книги Герхарда Блазиуса 1681 года «Anatome Animalum» , гравированный Яном Люйкеном , был первым изображением многогрудой фигуры Исиды-Артемиды со снятым покрывалом. На нем изображено олицетворение науки, снимающей завесу, как аллегория того, как наука раскрывает тайны природы. Эта метафора неоднократно использовалась на фронтисписах многих работ Антони ван Левенгука , а затем в иллюстрациях к другим научным работам на протяжении XVIII века. В некоторых случаях фигура под покрывалом представляет собой статую, напоминающую первоначальную статую Артемиды в Эфесе, а в других — живую женщину. Иногда этот мотив дополнялся другими метафорами, так, например, на фронтисписе к «Философии природы» Жана -Батиста-Клода Делиля де Саля Природа открывается философу, свергающему деспотизм и суеверия. Таким образом, открытие фигуры Исиды выражало надежду, преобладавшую в эпоху Просвещения , на то, что философия и наука восторжествуют над безумием и откроют глубочайшие истины природы. Этот мотив продолжился и после эпохи Просвещения, вплоть до XIX века. Примером является Скульптура Луи-Эрнеста Барриаса 1899 года «Природа, открывающая себя перед наукой» , в которой множественные груди опущены, а фигура Природы носит скарабея , что намекает на ее связи с Египтом. на платье [ 9 ]

Олицетворение тайны

[ редактировать ]
Открытие статуи Исиды как олицетворения природы, изображенной как кульминационный момент посвящения Исиды, на гравюре Генри Фюзели 1803 года. [ 10 ]

Другая интерпретация покрывала Исиды возникла в конце 18 века, в соответствии с развивавшимся в то время романтическим движением , в котором природа представляет собой внушающую трепет тайну, а не прозаическое знание. [ 11 ]

На эту интерпретацию повлияли древние мистерии, посвященные Исиде , которые совершались в греко-римском мире. [ 12 ] Хотя эти обряды были разработаны в эллинистические или римские времена, под влиянием более ранних греко-римских мистериальных обрядов . [ 13 ] и классические авторы, и ученые XVIII века считали их древними чертами древнеегипетской религии. [ 14 ] Многие масоны , члены европейской братской организации , которая приобрела свою современную форму в начале 18 века, переняли египетские мотивы и пришли к убеждению, что их ритуалы можно проследить до тайн Исиды. [ 15 ] Один масон 1780-х годов, Карл Леонхард Рейнхольд , пытался примирить традиционную историю происхождения масонства , которая восходит к древнему Израилю, с его энтузиазмом по отношению к египетским темам. Для этого он интерпретировал первое заявление на статуе в Саисе: «Я есть все, что было, есть и будет» как декларацию пантеизма , в котором природа и божественность тождественны. Рейнхольд утверждал, что общественное лицо египетской религии было политеистическим , но египетские мистерии были созданы для того, чтобы раскрыть более глубокую, пантеистическую истину элитным посвященным. Он также сказал, что утверждение « Я есть то, что Я есть », произнесенное еврейским Богом в Книге Исход , означает то же самое, что и надпись Саита, и указывает на то, что иудаизм является потомком древнеегипетской системы верований. [ 16 ] Под влиянием интерпретации Рейнхольда другие масоны стали рассматривать сокрытую Исиду как символ непостижимой загадки, олицетворяющий истину и бытие , а также природу. [ 17 ] божество, которое, как выразился Ассманн, считалось «слишком всеобъемлющим, чтобы иметь имя». [ 18 ]

Иммануил Кант связал мотив покрывала Исиды со своей концепцией возвышенного , сказав: «Возможно, никто не сказал ничего более возвышенного и не выразил более возвышенной мысли, чем в той надписи на храме Исиды (Матери-природы)». По мнению Канта, возвышенное вызывало одновременно удивление и ужас, и эти эмоции часто проявлялись в произведениях авторов конца XVIII — начала XIX веков, использующих мотив вуали. Экстатический характер самих древних мистериальных обрядов способствовал сосредоточению внимания на эмоциях. [ 19 ] Фридрих Шиллер , например, написал эссе о египетской и еврейской религии, которое в основном копировало работы Рейнхольда, но делало новый акцент на эмоциональном нагнетании, окружавшем тайны. Он сказал, что это готовит посвященного к встрече с внушающей трепет силой природы в кульминационный момент обряда. Точно так же на фронтисписе Генри Фюзели , созданном для Эразма Дарвина поэмы «Храм природы» в 1803 году, явно показано открытие статуи Исиды как кульминация посвящения. [ 12 ]

В книге Елены Блаватской 1877 года «Разоблаченная Изида» , одном из основополагающих текстов эзотерической системы верований теософии , в качестве названия использовалась метафора завесы. Исида в книге не занимает видное место, но в ней Блаватская сказала, что философы пытаются приоткрыть завесу Изиды или природы, но видят только ее физические формы. Она добавила: «Душа внутри ускользает от их взгляда, и у Божественной Матери нет для них ответа», подразумевая, что теософия откроет истины о природе, которые наука и философия не могли. [ 20 ]

Разделение завесы

[ редактировать ]

«Разрыв завесы», «Прорыв завесы», «Разрыв завесы» или «Поднятие завесы» в западной мистической традиции и неоязыческом колдовстве относятся к раскрытию «завесы» материи и обретению таким образом вход в состояние духовного осознания, в котором раскрываются тайны природы. В церемониальной магии Знак Разрыва Завесы — это символический жест, совершаемый магом с намерением создать такое отверстие. Выполняется, начиная с рук, вытянутых вперед и прижатых друг к другу (либо ладонь к ладони, либо спина к спине), затем раздвигая руки раздирающими движениями до тех пор, пока руки не будут направлены в обе стороны, а тело не окажется в положении Т. форма. После завершения работы маг обычно выполняет соответствующий Знак Закрытия Завесы, который имеет те же движения в обратном порядке. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Гриффитс 1970 , с. 131.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ассманн 1997 , стр. 118–119.
  3. ^ Гриффитс 1970 , с. 283.
  4. ^ Гриффитс 1970 , стр. 284–285.
  5. ^ Хадо 2006 , стр. 233–238.
  6. ^ Хадо 2006 , с. 237.
  7. ^ Квентин 2012 , стр. 145–146.
  8. ^ Хадо 2006 , стр. 237, 240–242.
  9. ^ Хадо 2006 , стр. 1, 237–243.
  10. ^ Ассманн 1997 , стр. 134–135.
  11. ^ Хадо 2006 , стр. 318–319.
  12. ^ Перейти обратно: а б Ассманн 1997 , стр. 126–134.
  13. ^ Бреммер 2014 , стр. 110–114.
  14. ^ Макферсон 2004 , стр. 241–245.
  15. ^ Макферсон 2004 , стр. 245–248.
  16. ^ Ассманн 1997 , стр. 115–125.
  17. ^ Хадо 2006 , стр. 267–269.
  18. ^ Ассманн 1997 , с. 120.
  19. ^ Хадо 2006 , стр. 269–283.
  20. ^ Циолковски 2008 , стр. 75–76.
  21. ^ Грир 1997 , стр. 51–53, 73–75.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Ассманн, Ян (1997). Моисей Египтянин: Память о Египте в западном монотеизме . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-58738-0 .
  • Бреммер, Ян Н. (2014). Посвящение в Тайны Древнего Мира . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-029955-7 .
  • Грир, Джон Майкл (1997). Круги силы: ритуальная магия в западной традиции . Ллевелин по всему миру. ISBN  978-1-56718-313-9 .
  • Гриффитс, Дж. Гвин , изд. (1970). Плутарх «Об Исиде и Осирисе» . Издательство Уэльского университета.
  • Адо, Пьер (2006) [2004]. Покров Исиды: Очерк истории идеи природы . Перевод Майкла Чейза. Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-02316-1 .
  • Макферсон, Джей (2004). «Путешествие Сетоса ». Люмен: Избранные труды Канадского общества исследований 18-го века . 23 .
  • Квентин, Флоренция (2012). Исида Вечная: Биография женского мифа (на французском языке). Альбин Мишель. ISBN  978-2-226-24022-4 .
  • Циолковский, Теодор (лето 2008 г.). «Завеса как метафора и миф». Религия и литература . 40 (2).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Балтрушайтис, Юргис (1967). Поиски Исиды: Очерк легенды мифа (на французском языке). Оливье Перрен.
  • Брико, Лоран, изд. (2000). От Мемфиса до Рима: материалы I Международной конференции по исследованиям Исиды, Пуатье – Футуроскоп, 8–10 апреля 1999 г. Светить. ISBN  978-90-04-11736-5 .
  • Геш, Андреа (1996). Диана Эфесия: Иконографические исследования аллегории природы в искусстве XVI-XIX веков (на немецком языке). Питер Лэнг.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с природой под вуалью, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33dc46712ae6c775082975c5d9adbbde__1722874500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/de/33dc46712ae6c775082975c5d9adbbde.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Veil of Isis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)