Доска для письма в Гизе
Доска для письма в Гизе | |
---|---|
![]() Часть списка королей | |
Материал | Кедр и гипс |
Созданный | в. 2345 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1904 Гиза , провинция Гиза , Египет |
Обнаружено | Джордж Рейснер |
Доска для письма в Гизе (также называемая списком царей Гизы ) — это древнеегипетский артефакт, созданный во времена конца Пятой династии ( ок. 2494 — ок. 2345 г. до н. э.) или начала Шестой династии ( ок. 2345 — ок. 2181 до н. э.). Он был найден в месте захоронения высокопоставленного чиновника Месджерва и его жены Хетеп-Неферет. Доска для письма в Гизе также известна сегодня под названием « Список царей Гизы» , поскольку на ней представлен краткий список шести фараонов из разных династий. [ 1 ] Месджерв носил титулы доверенного лица короля , инспектора прослушивателей сокровищницы и надзирателя золотых хранилищ . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Доска для письма в Гизе была изготовлена из полированного кедра и гипса . Первоначальный размер доски неизвестен и не подлежит восстановлению из-за поврежденного состояния артефакта: табличка разбита на куски расхитителями могил, а древесина кедра почти полностью сгнила. Первоначально он был сделан из тонкой деревянной доски, гладко покрытой белым гипсом. На нем был обширный и подробный список, написанный красными, зелеными и черными чернилами . [ 3 ]
Надпись
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]
Список был разделен на пять «глав», каждая из которых была разделена тремя более толстыми штрихами. Первые две главы должны были содержать текст, но по неизвестным причинам они остались пустыми. [ 3 ]
Третья глава содержит 43 вертикальных столбца. Первые четыре столбца содержат знаменитый список королей с шестью именами, которые дословно повторяются в каждом столбце. Каждый список царей заканчивается словом Маат (здесь оно означает «оправданный»). Следующие 12 столбцов содержат список божеств, три разные группы божеств, каждая из которых повторяется по четыре раза. То же самое касается остальных 27 столбцов, в которых указаны названия определенных городов. Однако последняя группа городов повторяется всего три раза (чем и объясняется неравномерность суммы в 27 столбцов городов). [ 2 ] [ 3 ]
Четвертая «глава» разделена на квадратные отсеки и содержит изображения жертвенных птиц. Пятая «глава» также разделена на отсеки, на этот раз заполненные изображениями жертвенных рыб. [ 2 ] [ 3 ]
Список королей
[ редактировать ]



Знаменитый список королей содержит картуши с именами следующих королей (сверху вниз):
- Нефериркаре Какаи ( 5-я династия ).
- Сахуре (также 5-я династия).
- Хафра ( 4-я династия ), строитель второй по величине пирамиды в Гизе.
- Джедефра (также 4-я династия), первый фараон, использовавший символ солнца в королевском картуше.
- Тети ( 3-я династия ), обычно идентифицируемый как Хор-Сехемхет .
- Беджатау ( 2-я династия ), обычно идентифицируемый как король Хор-Хотепсехемви .
В списке короли названы в обратном хронологическом порядке, причем самый ранний король указан последним. Каждый столбец заканчивается фразой маа , что означает «оправданный», что было типично для почитания умерших царей. Возможно, Месджерв участвовал в погребальном культе этих королей. Это могло бы объяснить, почему для него было важно упоминать и, таким образом, чтить только этих избранных королей. [ 2 ]
картуши с именами Беджатау (или Беджо ) и Тети Особый интерес для египтологов представляют . Действительно, имя «Беджато» известно только из Списка царей Абидоса, датируемого гораздо более поздним периодом Нового Царства . Судя по положению, отведенному ему в списке, имя «Тети», по-видимому, обозначает царя, который, должно быть, правил до Джедефра и Хафра. Возможным кандидатом на роль Тети является Хор-Сехемхет , чье небти-имя , как известно по трафаретам из слоновой кости, было Джесертети . Поэтому египтолог Вольфганг Хельк предположил, что «Тети» — это Сехемхет. [ 1 ] [ 3 ]
Список божеств
[ редактировать ]Список божеств состоит из трех фиксированных групп определенных божеств, каждая группа повторяется четыре раза, в результате чего всего получается двенадцать столбцов. В каждую группу входят восемь божеств, когда-то в списке было 24 бога. Однако доска для письма в этом разделе сильно повреждена, многие имена сегодня утеряны. [ 2 ]
- Первая группа (сверху вниз)
- Секер , бог подземного мира. Поклонялись с додинастических времен.
- Немти , еще одно божество подземного мира, которому также поклонялись с додинастических времен.
- Сопду , божество-защитник иностранного происхождения, часто изображается с одним или несколькими пленниками.
- разрушен .
- Гор , бог неба, покровитель безопасности фараонов.
- Геб , земное божество.
- Сак , бог-крокодил, который редко упоминается и поэтому малоизвестен.
- Нейт , богиня войны и охоты, которой поклонялись с додинастических времен.
- Вторая группа (сверху вниз)
- разрушен .
- разрушен .
- разрушен .
- Нехбет , тронная богиня в форме стервятника, отдыхающего на корзине.
- Шезму , редко упоминаемое божество. Он был богом вина, садовников и танцоров. Бог вечеринок.
- Ци — божество шумерского происхождения, которому поклонялись с протодинастических времен. Он изображен держащим в каждой руке по два жирафа или льва.
- Селкет , богиня защиты и здоровья. Ее геральдическое животное — скорпион.
- Собек , крокодиловый бог Нила и болот. Он вызывал и контролировал ежегодное разлив Нила, отнимавший жизни.
- Третья группа (сверху вниз)
- разрушен .
- Мин , бог могущества и плодородия. Его кумир – эрегированный фаллос. Ему поклонялись с додинастических времен.
- Онурис , бог войны и экспедиций. Его изображают в азиатском гардеробе с запутанными волосами, желтоватой кожей и длинной пышной бородой.
- Сешат , богиня строительства, основания и измерения. Ей поклонялись с Раннединастического периода.
- Осирис-Хонтаментий , бог подземного мира. Он богоподобный судья суда мертвых.
- Мерет , редко упоминаемая богиня танцев, удачи и радости. Она изображена стоящей на золотом ошейнике и ритмично хлопающей в ладоши.
- Херти , бог подземного мира. Он приветствует умерших и благополучно ведет их ко двору мертвых.
- Анубис , бог скорби, мумификации и погребений с головой шакала. Ему поклонялись с Раннединастических времен.
Список доменов
[ редактировать ]Список доменов включает 28 городов и доменов. Некоторые из этих владений хорошо известны египтологам, поскольку их названия были найдены в многочисленных гробницах Древнего Царства по всей Гизе (а также и в Саккаре ). Другие посвящены определенным богам, например, города Ирет-Немты («где работает Немты») и Тефет-Хнум («где собираются вместе для Хнума»). Другой город, Тенмет афефи («холм мух»), представляет особый интерес, поскольку на нем изображен самый ранний иероглиф домашней мухи. [ 2 ] [ 3 ]
Списки жертв
[ редактировать ]В первый список жертв входят шесть птиц, большинство из которых — гуси и утки. Однако, несмотря на детальные и натуралистичные рисунки, египтологам и орнитологам по-прежнему сложно идентифицировать некоторые из изображенных видов. Первую птицу можно идентифицировать как сеннарскую цесарку . Эта птица известна в иероглифических письменах как Нех -птица, ее знаки означают «быть внимательным» или «быть бдительным». Четвертой птицей может быть серая птица , а предпоследней — шилохвостая утка . [ 2 ] [ 3 ]
Второй список жертвоприношений включает три вида рыб, каждый из которых повторяется дважды (всего получается шесть изображений рыб). Первый вид можно определить как нильский окунь , второй – какой-то вид карпа. Третью рыбу можно назвать нильской тилапией . [ 2 ] [ 3 ]
Открытие
[ редактировать ]Доска для письма была найдена в 1904 году американским египтологом Джорджем Эндрю Рейснером в камере «С» гробницы Месджерва ( мастаба G-1011 ) в Гизе . Гробница была сильно повреждена грабителями. Имя и титулы Месджерва были найдены на расшатанном дверном косяке, доска для письма была разбросана по песчаному полу. [ 2 ] [ 3 ]
Функция
[ редактировать ]Точная функция доски для письма в Гизе остается неясной. Обычно королевские писцы использовали такие доски для письма для каллиграфических и дикционных занятий. Или использовали их как чертежи для последующих рельефных украшений. Однако иероглифический дизайн и изображения животных на доске для письма в Гизе слишком детализированы и профессионально отработаны, чтобы их можно было использовать в качестве простого чертежа или теста письма. По этой причине некоторые ученые полагают, что Месджерв мог создать свою доску для письма как своего рода записную книжку для загробной жизни. Подобные вещи были похожи на стелы для подношений в гробницах королевских чиновников, и их популярность росла в период Нового Царства. Однако примеры Древнего Царства чрезвычайно редки, а в случае с доской для письма в Гизе они уникальны по своему дизайну. [ 2 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вольфганг Хельк: Исследования периода Тинитов (= Египтологические трактаты (ÄA) . Том 45). Харрасовиц, Висбаден, 1987 г., ISBN 3-447-02677-4 . п. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Эдвард Броварски: Две письменные доски Древнего Королевства из Гизы. В: Анналы Службы египетских древностей № 71 . Каир, 1987, с. 29 – 52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уильям Стивенсон Смит, Уильям Келли Симпсон: Искусство и архитектура Древнего Египта. Книги Пингвина, Лондон, 1981 г., ISBN 0140560149 , С. 358 – 359.
- ^ Эдвард Броварски: Две доски для письма Древнего Королевства из Гизы. В: Анналы Службы египетских древностей № 71 . Каир, 1987, с. 52, обл. 1.