Имя Небти
Имя Небти иероглифами | |||
---|---|---|---|
Полное название
неряха Он из Нехбета и Ваджета (Он из двух женщин) | |||
![]() |
Имя Небти (также называемое « Двухженское имя ») было одним из « пяти великих имен », используемых египетскими фараонами . Это также был один из старейших королевских титулов. Современный термин «Два Дамских имени» представляет собой простое происхождение от перевода египетского слова небти .
Этимология
[ редактировать ]Термины «имя Небти» и «имя двух дам» происходят от египетского слова nbtj ( Небти ), которое представляет собой двойственное существительное, означающее «(две) дамы». Как простое существительное, это религиозный эвфемизм, обозначающий богинь Нехбет и Ваджет как обожествленную пару. Считалось, что как королевский герб он символизирует единый Египет. [ 1 ] [ 2 ]
Геральдический внешний вид
[ редактировать ]Имя Небти, как и позднее имя Нисвт-Бити, было построено из двух групп знаков. На первом изображен белоголовый сип, сидящий на корзине. Вторая группа изображает прямоходящую кобру , тоже сидящую на корзине. В самых старых версиях имени Небти вместо кобры изображалась красная корона над второй корзиной. Группы знаков, составляющие имя Небти, никогда не использовались отдельно. [ 1 ] [ 2 ]
Символизм
[ редактировать ]Имя Небти было символически связано с двумя наиболее важными богинями древнеегипетского царства: Нехбет и Ваджет . В то время как Нехбет (египет. Nekhebety ; «она из Нехеба ») была «госпожой Верхнего Египта», ее кулон Ваджет (египет. Wadyt ; «та, которая процветает» или просто «повелительница зелени») была «госпожой Нижнего Египта». Египет". Нехбет почиталась как «небесная мать царя», что выражено в титуле древнеегипетской царицы Mwt-niswt («мать царя»). Кобре Ваджета поклонялись как «небесной диадемной змее на лбу короля», которая, как полагали, извергала огонь в любого, кто осмелился бросить вызов фараону. Такое защитное поведение сделало Ваджета очень популярным, и уже в ранние династические времена несколько божеств изображались с уреем на лбу. Своим именем Небти каждый фараон хотел представить себя человеком, находящимся под руководством и защитой двух богинь, тем самым узаконивая себя как правителя всего Египта. [ 1 ] [ 2 ]
Введение и история
[ редактировать ]
После имени Гора имя Небти является вторым старейшим царским именем в истории Древнего Египта и также известно как « имя двух дам ». Египтологи, такие как Тоби Уилкинсон и Людвиг Давид Моренц, указывают на очевидный прототип имени Небти, использовавшегося до введения окончательной формы: на бирках из слоновой кости из абидосских гробниц королей Хор-Аха и Джера и царицы Нейхотеп изображены Две дамы. герб с красной короной вместо кобры над корзиной. В случае с Хор-Аха герб Небти представляет особый интерес, поскольку он изображен внутри трехкаркасного здания (храм? гробница?) вместе с иероглифом Мен (Гардинерский знак Y5 ; означает «оставаться» или «терпеть»). "). Активно оспаривается, дает ли эта группа знаков просто название святилища Небти ( Мен-Небти ; «где терпят две дамы»), показывает ли она имя Небти Ахи внутри его могилы или вместо этого показывает имя Небти Нармера, что указывает на то, что Ага похоронил Нармера. На бирках из слоновой кости королей Джера и Джета изображен прототип внутри дворца и святилища, руководствуясь примечанием, что короли посещали дворец Двух дам или руководили строительством винных погребов для святилища Небти. Первое использование окончательной формы герба Небти (стервятник и кобра над двумя корзинами) появилось во время правления короля. Семерхет , называвший себя Иры-Небты («хранитель Двух Дам»). После него каждый будущий король использовал имя Небти, хотя не каждый король ранних династий и Старого Королевства известен под своим именем Небти. [ 1 ] [ 2 ]
Еще одной проблемой в определении имен Небти является мода, возникшая во времена правления короля Перибсена . Он был первым правителем, который использовал герб Небти как отдельное имя или титул. После него, кажется, и другие правители использовали отдельные имена Небти. Доказательством этому является случай с царем Каа . Надписи на бирках из слоновой кости показывают, что Ка'а, очевидно, использовал два разных имени Небти: Ка'а-Небти («поднятая рука двух дам») и Сен-Небти («поцелованный двумя дамами» или «брат двух дам»). ). А король Хотепсехемви называл себя Сехотеп-Небти («Две дамы довольны (им)»), используя таким образом практически то же имя, которое он использовал для своего серехского имени. [ 3 ] [ 4 ] Другая проблема при присвоении имен Небти заключается в том, что во времена Древнего царства египетские царицы также использовали герб Небти как часть своих имен при рождении. Яркими примерами являются королевы Хетефернебти и Джефатнебти . Это вызвало проблемы с интерпретацией имени Небти, появляющегося на трафарете из слоновой кости из Саккары . Спорным является то, было ли это имя царицы ( Джесерет-анх-Небти ) или просто Небтинское имя царя Сехемхета . [ 3 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , с. 203-205.
- ^ Jump up to: а б с д Вольфганг Хельк, Эберхард Отто: Нехбет . В кн.: Малый словарь египтологии . Харрасовиц, Висбаден, 1999 г., ISBN 3-447-04027-0 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , с. 201, 206–207.
- ^ Герман Ранке: Древнеегипетские личные имена. том. III. Августин, Глюкштадт, 1977, с. 319.
- ^ Вольфганг Хельк: Исследования периода Тинитов (= Египтологические трактаты , том 45). Харрасовиц, Висбаден, 1987 г., ISBN 3-447-02677-4 , с. 108 и 117.