Рут-Ассор
Рут-Ассор | |
---|---|
Мастер Ассура | |
![]() Деталь стелы Рут-Ассора в стиле стел, воздвигнутых древними неоассирийскими царями . [ 1 ] | |
Правитель Ассура | |
Царствование | Начало 2 века нашей эры. |
Проблема | Да |
Отец | Банухехдет |
Религия | Древняя месопотамская религия |
Рут-Ассор [ 2 ] ( Хатран арамейский : rʿwt'sr , [ 3 ] что означает «радость Ашура ». [ 2 ] или «благополучие Ашура»; [ 4 ] эт. 112), также транслитерируется Руассор , [ 5 ] Рут'ассор [ 6 ] или Руассор , [ 4 ] был местным ассирийским царем или городским правителем в начале 2-го века нашей эры, управлявшим городом Ассур под сюзеренитетом Парфянской империи . Продолжающееся почитание Ашура и других ассирийских богов при Рут-Ассоре и его предшественниках и преемниках, а также их стелы, очень напоминающие те, что были воздвигнуты при старых царях Неоассирийской империи , позволяют предположить, что Рут-Ассор и другие правители Ассуры в это время считали себя продолжением древней линии ассирийских царей.
Фон
[ редактировать ]Ассирийская империя пала в 609 г. до н.э. после поражения ее последнего правителя Ашур-убаллита II при осаде Харрана . [ 7 ] Хотя почти 1500-летнее царство исчезло, ассирийский народ продолжал идентифицировать себя как ассирийцев в последующие столетия и продолжал почитать своего национального бога Ашура , особенно в таких местах, как Харран , Арбела и Ассур , старейшая ассирийская столица и бывшая Ассирия. религиозное сердце. [ 8 ] После того, как Нововавилонская и Мидийская империи, покорившие Ассирию, были завоеваны империей Ахеменидов в VI веке до нашей эры, [ 9 ] ахеменидский царь Кир Великий дал ассирийцам разрешение восстановить древний храм в Ассуре, посвященный Ашуру. [ 10 ] Терпимость Ахеменидов к местным культурам и религиям способствовала выживанию и выживанию ассирийской культуры и религии, а ассирийцы продолжали существовать под властью более поздних эллинистических империй Македонии и Селевкидов , несмотря на политику эллинизации . [ 9 ]
Месопотамские территории империи Селевкидов были завоеваны Парфянской империей во втором веке до нашей эры. Под парфянским сюзеренитетом в бывшем центре Ассирийской империи возникло несколько преимущественно населенных ассирийцами клиентских царств, в том числе Осроена , Адиабена , Бет Нухадра , Бет Гармай и Хатра . [ 11 ] Также основанный в это время, примерно или вскоре после конца II века до нашей эры, [ 12 ] было небольшим полуавтономным царством вокруг города Ашшура . [ 11 ] либо под сюзеренитетом Хатры, [ 2 ] или под прямым парфянским сюзеренитетом. [ 13 ] Ассур, возможно, в это время был известен под именем Лаббана . [ 12 ] [ 14 ] происходит от Либбали («сердце города»), древнего ассирийского названия храмового квартала города. [ 14 ] На этом новом этапе развития Ассур процветал. Были построены новые здания, в том числе новый дворец, а древний храм, посвященный Ашуру, был восстановлен во второй раз во II веке нашей эры. [ 11 ] [ 13 ] Хотя украшение зданий отражает определенный эллинистический характер, их дизайн также напоминает старые ассирийские и вавилонские постройки. [ 12 ] с некоторым парфянским влиянием. [ 15 ] Личные имена в Ассуре и Верхней Месопотамии в это время во многом напоминают личные имена неоассирийского периода, с такими людьми, как Киб-Ассор («командование Ашура»), Ассор-тарес («судьи Ашура») и даже Ассорр-хеден ( «Ашур дал брата», поздний вариант имени Ашшур-аху-иддина , т. е. Асархаддон ). [ 16 ] Почитание Ашура, в то время известного как Ассор, [ 2 ] в Ассуре проводилось так же, как и в древние времена, по культовому календарю, фактически идентичному тому, который использовался во времена Неоассирийской империи. [ 11 ] [ 13 ] Помимо Ашура, среди других почитаемых богов были его супруга Серуа , вавилонский бог Бел , а также Геракл-Нергал , синкретическое божество, сочетающее греческого полубога Геракла с месопотамским богом Нергалом . [ 15 ]
Звезды
[ редактировать ]Рут-Ассор известен по своей стеле, установленной в Ассуре. [ 2 ] Хотя стела датирована 424 годом по календарю Селевкидов (112/113 гг. н.э.), [ 6 ] не дает Рут-Ассору конкретного титула, [ 6 ] Современные историки обычно считают его одним из лордов города, и поэтому его бы назвали Марио. [ 17 ] или Марья [ 18 ] («хозяин») Ассура. [ 17 ] Стела Рут-Ассора очень напоминает стелы поздних ассирийских царей. [ 11 ] это указывает на то, что он и другие новые правители Ассура считали себя продолжателями старой линии ассирийских правителей, главным образом потому, что были покровителями городских храмов. [ 2 ]
Хотя надпись на стеле написана на арамейском (а не аккадском ) языке. [ а ] а Рут-Ассор изображена в брючном костюме в парфянском стиле, а не в древних царских одеждах, [ 1 ] стела оформлена так же, как и стелы древних царей, поза аналогична, и он изображен в почитании луны и солнца, постоянно присутствующего мотива в стелах древних царей. [ 20 ]
Арамейская надпись на стеле гласит: [ 6 ]
В году [4]24. Облегчение Рут-Ассора, сына Банушехдеха, сделанное в Аштате для его благополучия и благополучия его сына Эная. [ 6 ]
Семья
[ редактировать ]На более поздней стеле из Ассура также упоминается Рут-Ассор и приводятся дополнительные сведения о его семье. Изображая другого человека в парфянской одежде, на этот раз в знак почитания коронованного божества, сидящего на троне (вероятно, Бела), он идентифицирует этого человека как Ардука ( Ардук ), сына Энай ( Энай ), сына Рут-Ассора, сына Бенны. ( Ḇenna ) и стилизует последовательность имен смотрителей храма богини Наннай. . [ 4 ] [ 21 ] Разницу в имени отца Рут-Ассора, вероятно, можно объяснить тем, что Бенна («бога») является сокращенной формой или прозвищем Бануэхде («Я сражаюсь с Набу »). [ 22 ] Имя, использованное для сына Рут-Ассора в обеих надписях, также предположительно является сокращенной версией, поскольку оно означает «мой глаз»; полное имя, вероятно, переводится как «мой взгляд направлен на Ашура». Хотя все эти три имени в конечном итоге имеют аккадское происхождение, Ардук, внук Рут-Ассора, имел арабское имя. [ 4 ]
Другие городские лорды
[ редактировать ]Другие правители Ассура, засвидетельствованные в арамейских надписях парфянского периода, хотя порядок, даты и то, как (и если) они связаны с другими, неизвестны, включают Хормоза (иранское имя, его имя и титул марья начертаны на статуе). предположительно изображая его), [ 23 ] Ра'ехат , Хайяй ( Ра'ехат Хайяй арабское имя, упоминается в надписи), [ 18 ] Ханни ( Ханни , имя аккадского происхождения, означающее «он пожалел меня», упоминается как отец человека, изображенного на рельефе, собственное имя которого неразборчиво) [ 24 ] и Нбудайян ( Нудайян , имя аккадского происхождения, первоначально означающее «Набу — судья», написанное во многих местах, в том числе на статуе). [ 6 ] [ 25 ] Нбудайян - единственный из этих четырех правителей, которого можно приблизительно датировать, поскольку одна из надписей, упоминающих его, датирована где-то после 440-го года (полная дата не сохранилась) по календарю Селевкидов, помещая надпись в какой-то момент в интервал 129–188 гг. н.э. [ 6 ] Надписи также свидетельствуют о том, что у Нбудайяна были сын Авид Аллай (ʿ Awīḏʾallayy , «искатель защиты Аль-Лата ») и дочь Малека ( Малека , «королева»), оба с арабскими именами. [ 26 ] Линия местных правителей в Ассуре под парфянским сюзеренитетом подошла к концу самое позднее с завоеваниями Сасанидской империи в этом регионе, ок. 240, [ 27 ] после чего храм Ашура был снова разрушен, а жители города рассеяны. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя аккадский язык использовался в административных целях, арамейский язык уже был лингва-франка Ассирийской империи в неоассирийские времена. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Раднер 2015 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Раднер 2015 , с. 19.
- ^ Аггула 1985 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д Бейер 1998 , с. 14.
- ^ Хайдер 2008 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бейер 1998 , с. 11.
- ^ Раднер 2019 , с. 141.
- ^ Парпола 2004 , стр. 107-1. 16–17,
- ^ Jump up to: а б Парпола 2004 , стр. 101-1. 18–20.
- ^ Раднер 2015 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и Парпола 2004 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Шиппманн, 2012 , стр. 816–817.
- ^ Jump up to: а б с Харпер и др. 1995 , с. 18
- ^ Jump up to: а б Раднер 2015 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Хайдер 2008 , с. 200.
- ^ Ливингстон 2009 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Раднер 2015 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Бейер 1998 , с. 13.
- ^ Парпола 2004 , с. 10.
- ^ Андрэ и Ленцен 1933 , стр. 105–106.
- ^ Хайдер 2008 , стр. 200–201.
- ^ Бейер 1998 , стр. 11, 14.
- ^ Бейер 1998 , с. 15.
- ^ Бейер 2013 , с. 42.
- ^ Бейер 2013 , стр. 32–33, 37–38, 47.
- ^ Бейер 2013 , стр. 38, 47.
- ^ Раднер 2015 , с. 7.
Библиография
[ редактировать ]- Аггула, Базиль (1985). Арамейские надписи и граффити из Ассура (на французском языке). Неаполь: Восточный университетский институт. OCLC 609738626 .
- Андре, Уолтер; Ленцен, Хайнц (1933). Парфянский город Ассур [ Парфянский город Ассур ]. Раскопки Немецкого восточного общества в Ашуре (на немецком языке). Лейпциг: Книжный магазин JC Hinrich'sche. OCLC 10198006 .
- Бейер, Клаус (1998). Арамейские надписи из Ассура, Хатры и остальной части восточной Месопотамии (на немецком языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 3-525-53645-3 .
- Бейер, Клаус (2013). «Арамейские надписи из Ассура, Хатры и остальной части восточной Месопотамии (датированные 44 г. до н.э. - 238 г. н. э.): Приложения» . Мир Востока (на немецком языке). 43 (1): 25–62. дои : 10.13109/wdor.2013.43.1.25 . JSTOR 23608128 .
- Хайдер, Питер В. (2008). «Традиции и изменения верований в Ассуре, Ниневии и Нисибисе между 300 г. до н.э. и 300 г. н.э.». В Кайзере, Теде (ред.). Разнообразие местной религиозной жизни на Ближнем Востоке: в эллинистический и римский периоды . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-9004167353 .
- Харпер, Пруденс О.; Кленгель-Брандт, Эвелин; Райс, Джоан; Бензел, Ким (1995). Ассирийское происхождение: открытия в Ашуре на Тигре: древности в Vorderasiatisches Museum, Берлин . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-743-2 .
- Ливингстон, Аласдер (2009). «Воспоминание в Ассуре: случай датированных арамейских памятников» . Студия Восточной Электроники . 106 : 151–157.
- Парпола, Симо (2004). «Национальная и этническая идентичность в Неоассирийской империи и ассирийская идентичность в постимперские времена» (PDF) . Журнал ассирийских академических исследований . 18 (2): 5–22.
- Раднер, Карен (2015). Древняя Ассирия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198715900 .
- Раднер, Карен (2019). «Последний император или наследный принц навсегда? Ашшур-убаллит II Ассирии согласно архивным источникам» . Государственный архив ассириоведения . 28 : 135–142.
- Шиппманн, К. (2012). «Парфянский Ассур» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 8 . стр. 816–817.