Jump to content

Шамсия

Шамсия племя или секта поклонников солнца в северной Месопотамии , сосредоточенная в городе Мардин (на территории современной юго-восточной Турции) и окружающем его регионе Тур Абдин . Они, возможно, были приверженцами поздней версии древней месопотамской религии , в частности, культа древнего месопотамского солнечного божества Шамаша . Шамсия но обратились в Сирийскую православную церковь в 17 веке, чтобы избежать преследований в Османской империи, сохранили свой собственный набор верований и обычаев; многие путешественники, наблюдавшие и встречавшиеся с ними, сомневались в том, насколько они на самом деле были христианами. В начале 20 века в Мардине все еще существовало около сотни семей, идентифицировавших себя как Шамсия, но с тех пор они, похоже, исчезли.

Терминология

[ редактировать ]

Шамсия означает «люди солнца». [ 1 ] или «сыны солнца». [ 2 ] различные альтернативные транслитерации и англизированные варианты имени, в том числе Шамси, Шамсия, Чамси, Шемси, На протяжении веков использовались [ 3 ] Зонты, [ 2 ] Шемси, Шемси, [ 4 ] Шемши, [ 5 ] Шемсиа, [ 6 ] и Шемшие. [ 7 ] Название возникло не как самоидентификация, а было навязано Шамсии приверженцами Сирийской православной церкви . [ 3 ] Название происходит от арабского слова Аль-Шамс (الشمس, «солнце»). [ 8 ] [ а ] Армянские жители Мардина и окрестных поселений называли приверженцев секты Аревортик , что также означает «сыны солнца». [ 4 ]

Родной язык, на котором говорили сами шамсии, неизвестен, поскольку они говорили на разных языках и заявляли о разном этническом происхождении в зависимости от этнической принадлежности человека, с которым они разговаривали. Среди других гипотез высказывались различные предположения, что они были ассирийцами , армянами , езидами или даже турками-огузами . Шамсия . не желали вступать в брак с другими религиозными группами и считали себя обособленными [ 4 ]

Источник

[ редактировать ]
Монета, отчеканенная в Мардине правителем Артукидов . Аль-Музаффаром Фахр ад-Дином Кара Арсланом (1260–1292), с заметным содержанием солнечной иконографии

По мнению ассириолога Симо Парполы , Шамсия , возможно, были последними известными приверженцами поздней версии древней месопотамской религии . [ 10 ] древний набор верований, который, как полагают, впервые сформировался в Месопотамии в шестом тысячелетии до нашей эры. [ 11 ] К третьему веку нашей эры Месопотамия была в основном христианской. [ 10 ] Бог солнца Шамаш Уту (также называемый по- шумерски ) упоминается в древних месопотамских источниках с самых ранних периодов. [ 9 ] и его культ был особенно силен в Сирии и северной Месопотамии; многие ранние церкви в регионе были перепрофилированы в языческие храмы солнца (как и церкви, они были обращены на восток, в сторону восходящего солнца). Важный сирийский православный монастырь Мор Хананьо , расположенный недалеко от Мардина , был построен на вершине древнего храма, посвященного Шамашу. [ 12 ] Нынешние жители региона связывают строителей древних храмов Солнца с позднейшей Шамсией . [ 13 ]

Помимо древних месопотамских верований, Шамсия , возможно, находилась под влиянием езидизма (езиды также молятся лицом к солнцу) и, возможно, гностицизма и зороастризма . [ 4 ] Шамсия , могла быть связана с «сабеями» Харрана другой плохо изученной месопотамской сектой, действовавшей в раннем средневековье; [ 4 ] Предполагается, что харранские сабеи были приверженцами древней месопотамской религии. [ 10 ] В армянских записях упоминается, что Шамсия известна как минимум с пятого века нашей эры. Источники на сирийском языке XV века предполагают, что значительное количество обращенных были приняты в Сирийскую православную церковь уже в шестом веке нашей эры. сообщил , что группа поклоняющихся солнцу или огню, живущих в городе Самсат , возможно, связанных с Шамсией Католикос Нерсес IV Милостивый , обратилась в христианство в XII веке. [ 4 ] Монеты, отчеканенные в Мардине в средние века во время правления города турецкой династией Артукидов и Монгольской империей, известны тем, что в них заметно присутствует солнечная иконография, как в форме эмблемы Льва и Солнца , так и в форме только солнца. [ 14 ]

Обращение в христианство

[ редактировать ]

Хотя Шамсия , или приверженцы подобных верований, ранее были многочисленными в северных землях вокруг реки Тигр , [ 2 ] к 17 веку они в основном ограничивались Мардином. [ 7 ] У них было отдельное кладбище и свои кварталы в городе. Шамсия , по-видимому, собиралась в храме, расположенном недалеко от городских ворот, остатки которого сохранились до недавнего времени. [ 4 ] Поскольку Шамсия была немногочисленна, они долгое время оставались незамеченными для внешнего мира. Впервые они привлекли внимание правительства Османской империи , когда султан Мурад IV ( годы правления 1623–1640 ) проезжал через Мардин на обратном пути после захвата Багдада в 1638 году . Султан отметил, что в Мардине проживает около ста семей солнцепоклонников. [ 7 ] По данным налогового учета около четырехсот человек. [ 4 ] Согласно исламским законам, последователи религий, не принадлежащих к народу Книги (ислам, христианство, иудаизм и сабеи ), обречены на выбор обращения, изгнания или смерти. [ 7 ] Поскольку Шамсия открыто призналась султану, что они не являются людьми по Книге, Мурад приказал казнить их всех. [ 6 ] Однако сирийский православный патриарх Игнатий Хидаят Аллах сжалился над ними и согласился крестить Шамсию, чтобы защитить их от казней и преследований. Хотя с этого момента они считались христианами и внешне соответствовали сирийским православным верованиям и обычаям, они сохранили свое старое имя и продолжили некоторые из своих дохристианских традиций. [ 1 ] [ 7 ]

Сообщается, что многие Шамсии, которые не желали принимать ислам, также бежали в Иран или другие поселения в окружающем регионе Тур Абдин . [ 4 ] По словам миссионера Джузеппе Кампаниле , писавшего в 1818 году, Шамсия приняла христианство только ради защиты и отказалась от всех христианских обычаев после того, как Мурад покинул город, фактически приняв их только в 1763 году под давлением сирийских православных и подкупленных правительственных чиновников. [ 4 ]

Контакт с путешественниками

[ редактировать ]
Гравюра Мардина (1690 г.) фламандского путешественника Якоба Питерса.

Венецианский путешественник Амбросио Бембо , проходивший через Османскую империю в 1671–1675 годах, отметил наличие в городе Диярбакыре (расположенном недалеко от Мардина) пяти различных христианских сект. Среди них были Шамсия , которые, как писал Бембо, «были и остаются поклонниками солнца». [ 8 ] Шамсию . в 1675 году считал Французский писатель Мишель Февр одной из «четырнадцати наций» Османской империи Февр отнес их к различным «еретическим» восточно-христианским группам и отметил, что они лишь недавно обратились из язычества. [ 3 ] Немецкий исследователь Карстен Нибур проезжал через Мардин в 1766 году и заметил там присутствие Шамсии . Нибур беседовал со стариком, принадлежащим к группе, который утверждал, что многие деревни в Тур-Абдине в его юности придерживались своей религии, но к этому моменту они ограничивались лишь примерно сотней семей, живущих в двух районах Мардина и номинально они принадлежали к Сирийской Православной Церкви. На основании наблюдаемых им практик Нибур пришел к выводу, что Шамсия , вероятно, были приверженцами остатков дохристианской религии в этом регионе. [ 3 ]

Англиканский миссионер Джозеф Вольф , проезжавший через Мардин в 1824 году, отметил, что Шамсия рассказала ему, что они поклоняются «солнцу, луне и звездам» и что солнце было «их малехом , их королем»; на основании фонетических сравнений Вольф пришел к причудливому выводу, что они были идолопоклонниками, поклонявшимися богу Молоху . [ 3 ] Вольф также отметил, что они, хотя и одевались как сирийские христиане, не вступали в брак с другими членами Сирийской православной церкви. [ 4 ] По словам британского писателя Джеймса Силка Бэкингема , Шамсия в 1827 году оставалась «совершенно самобытной, как в вере, так и на практике» и все еще иногда наблюдалась как почитающая солнце. Силк Бэкингем утверждал, что они к этому времени охватывали около тысячи семей. [ 6 ] Австрийский историк Йозеф фон Хаммер-Пургшталь в 1836 году все еще считал, что Шамсия «поклоняется только солнцу». [ 5 ] Американский миссионер Горацио Саутгейт посетил Шамсию на холмах, окружающих Мардин, в 1837 году. Саутгейт сообщил, что в то время они называли себя «сыновьями Измаила », хотя он считал, что это было сделано только для того, чтобы избежать подозрений со стороны османских властей. [ 15 ]

Исчезновение

[ редактировать ]

Когда гайанский епископ Освальд Парри посетил Мардин в 1897 году, он заявил, что не нашел никаких следов Шамсии . [ 15 ] Вопреки отчету Пэрри, британский священник и ученый Адриан Фортескью утверждал в 1913 году, что в Мардине все еще проживало около сотни семей, идентифицировавших себя как Шамсия . Фортескью также усомнился в том, в какой степени Шамсия на самом деле приняла христианство, назвав их «любопытной группой полухристианских якобитов». [ б ] которые когда-то были солнцепоклонниками». [ 1 ] [ 7 ] Они все еще жили в Мардине в начале Первой мировой войны, но их дальнейшая судьба неизвестна, и, похоже, с тех пор они исчезли. [ 4 ] возможно, слияние с остальной частью Сирийской Православной Церкви. [ 4 ] [ 17 ] Согласно езидским записям, в 1950-х и 1960-х годах в этом регионе все еще жили Шамсии , убедил , которых Тахсин Саид , Мир езидов перейти в езидизм. [ 4 ]

Практики

[ редактировать ]

Помимо того факта, что Шамсия поклонялись солнцу, об их традициях и обычаях мало что известно из-за их собственного нежелания раскрывать их. [ 6 ] Многое из того немногого, что было написано об их практике, не подтверждено и, по-видимому, получено из вторых рук, а не из прямых наблюдений. Симеон, польский путешественник, посетивший Мардин в начале 17 века, утверждал, что Шамсия каждую субботу вечером собиралась в своем храме, чтобы молиться и устраивать кровосмесительные оргии; маловероятное утверждение, вероятно, основанное на предрассудках против восточных религий. [ 4 ] По словам Февра в 1675 году, Шамсия после своего обращения переняла сирийскую православную практику крещения и церемоний погребения, но сохранила также свою собственную практику поклонения солнцу, которую они совершали на тайных собраниях. [ 3 ]

Нибур, очевидно, наблюдал несколько различных практик в 1766 году, в том числе то, что Шамсия строила «самые элегантные двери в своем доме, всегда обращенные к восходу солнца», что молились лицом к солнцу и что они выдергивали волосы у своих мертвецов и клали пару монет. в их ртах. Нибур также написал, что их свадьбы проводили сирийские православные священники, но после церемонии молодоженов провезли по дороге, проезжая мимо «некоего большого камня, к которому они должны проявить большое уважение». [ 3 ] О выдергивании волос также сообщил Кампаниле в 1818 году, который писал, что они сбривали бороду, волосы и волосы на теле тех, кто был при смерти, поскольку считали, что их грехи связаны с их волосами. Campanile также сообщила о том, что мертвых хоронили с золотыми и серебряными украшениями рядом с домашними вещами. [ 4 ]

Кампаниле далее утверждала в 1818 году, что Шамсия также почитала коров и что они три раза в год собирались, чтобы построить большого идола в форме ягненка, которого они помещали в чашу и совершали перед ним различные действия, такие как молитва, поклонение. и целовать идола. [ 4 ] Силк Бэкингем писал в 1827 году, что Шамсия отказалась предоставить информацию о своих убеждениях другим членам Сирийской православной церкви и угрожала своим приверженцам смертью, если они это сделают. По словам Силка Бэкингема, шамсии проявляли почтение к солнцу, снимая тюрбаны во время восхода солнца. [ 6 ] Саутгейт писал в 1837 году, что Шамсии в его время, как говорят, все еще совершали свои «древние обряды», но сам не соблюдал ни одной из практик, отмеченных предыдущими путешественниками. [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Арабское слово Аль-Шамс (или Шамс ) является родственником древнего аккадского слова, обозначающего солнце, шамшу , которое также является источником имени Шамаш. [ 9 ]
  2. ^ Неофициальное имя, иногда используемое для последователей Сирийской православной церкви. [ 16 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Фортескью, Адриан (1913). Малые восточные церкви . Лондон: Католическое общество истины. п. 342. OCLC   992420 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Эндрю Н. (1990). Монах и Мейсон на границе Тигра: Ранняя история Тура Абдина . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 30. ISBN  0-521-36026-9 . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Тардье, Мишель (2019). «Иллюзии идентичности: шамси, езиды, несториане». В Брауэре, Кристиане; Дай, Уильям; Ромпаи, Аня Ван (ред.). Ереси: построение религиозных идентичностей: История религий (на французском языке). Издания Брюссельского университета. стр. 221–238. ISBN  978-2-8004-1681-6 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Донеф, Рачо (15 ноября 2010 г.). «Шемси и ассирийцы» . Атур . Проверено 1 августа 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б фон Хаммер, Йозеф (1835). Походы османских султанов . Перевод Дейла, Томаса Аквилы. Лондон: Уильям Стрейкер. п. 166. OCLC   848261429 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Бэкингем, Джеймс Силк (1827). Путешествие по Месопотамии . Генри Колберн. стр. 192–193. ISBN  9780576033428 . ОСЛК   4629251 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гость, Джон С. (1993). Выживание среди курдов: история езидов . Оксфорд: Рутледж. п. 58. ИСБН  978-0-7103-0456-8 . Архивировано из оригинала 23 июля 2014 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Бембо, Амбросио (2007). Уэлч, Энтони (ред.). Путешествия и дневник Амбросио Бембо . Перевод Барджеллини, Клара. Издательство Калифорнийского университета. стр. 95–96. ISBN  978-0-520-94013-0 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хорри, Рут (2013). «Уту/Шамаш (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Открытый богато аннотированный корпус клинописи, Академия высшего образования Великобритании.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Парпола, Симо (2004). «Национальная и этническая идентичность в Неоассирийской империи и ассирийская идентичность в постимперские времена» . Журнал ассирийских академических исследований . 18 (2): 21.
  11. ^ Шнайдер, Тамми Дж. (2011). Введение в религию Древней Месопотамии . Вм. Б. Эрдманс. стр. 19–20. ISBN  978-0-8028-2959-7 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  12. ^ Дарк, Диана (2020). Воровство у сарацин: как исламская архитектура сформировала Европу . Лондон: C. Hurst & Co., с. 69. ИСБН  9781787383050 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  13. ^ Шустер, Рут (14 июня 2022 г.). «Раннехристианский монастырь, построенный на месте храма Бога Солнца в Турции» . Гаарец . Проверено 1 августа 2022 г.
  14. ^ Илиш, Лутц (2012). «Преемственность и трансформация изображения льва и солнца на монетах Джазиры от Артукида до государства Сефевидов» . Публикации французского института анатолийских исследований . 25 (1): 105–124.
  15. ^ Перейти обратно: а б Парри, Освальд Хаттон (1895). Шесть месяцев в сирийском монастыре: запись о посещении штаб-квартиры Сирийской церкви в Месопотамии с некоторыми сведениями о езидах или дьяволопоклонниках Мосула и Эль-Джилвы, их священной книге . Гораций Кокс. OCLC   29363277 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  16. ^ Селезнев, Николай Н. (2013). «Якобс и якобиты: сирийское происхождение имени и его египетско-арабские интерпретации» . Scrinium: Журнал патрологии, критической агиографии и церковной истории . 9 : 382–398. Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 31 июля 2022 г.
  17. ^ Буа, Томас (1966). Курды . Перевод Welland, MWM Бейрут: Хаятс. п. 98. OCLC   221410424 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5f2b902ed0347c2773b885e46097416__1710774780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/16/e5f2b902ed0347c2773b885e46097416.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shamsīyah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)