Шамсия
Шамсия — племя или секта поклонников солнца в северной Месопотамии , сосредоточенная в городе Мардин (на территории современной юго-восточной Турции) и окружающем его регионе Тур Абдин . Они, возможно, были приверженцами поздней версии древней месопотамской религии , в частности, культа древнего месопотамского солнечного божества Шамаша . Шамсия но обратились в Сирийскую православную церковь в 17 веке, чтобы избежать преследований в Османской империи, сохранили свой собственный набор верований и обычаев; многие путешественники, наблюдавшие и встречавшиеся с ними, сомневались в том, насколько они на самом деле были христианами. В начале 20 века в Мардине все еще существовало около сотни семей, идентифицировавших себя как Шамсия, но с тех пор они, похоже, исчезли.
Терминология
[ редактировать ]Шамсия означает «люди солнца». [ 1 ] или «сыны солнца». [ 2 ] различные альтернативные транслитерации и англизированные варианты имени, в том числе Шамси, Шамсия, Чамси, Шемси, На протяжении веков использовались [ 3 ] Зонты, [ 2 ] Шемси, Шемси, [ 4 ] Шемши, [ 5 ] Шемсиа, [ 6 ] и Шемшие. [ 7 ] Название возникло не как самоидентификация, а было навязано Шамсии приверженцами Сирийской православной церкви . [ 3 ] Название происходит от арабского слова Аль-Шамс (الشمس, «солнце»). [ 8 ] [ а ] Армянские жители Мардина и окрестных поселений называли приверженцев секты Аревортик , что также означает «сыны солнца». [ 4 ]
Родной язык, на котором говорили сами шамсии, неизвестен, поскольку они говорили на разных языках и заявляли о разном этническом происхождении в зависимости от этнической принадлежности человека, с которым они разговаривали. Среди других гипотез высказывались различные предположения, что они были ассирийцами , армянами , езидами или даже турками-огузами . Шамсия . не желали вступать в брак с другими религиозными группами и считали себя обособленными [ 4 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]
По мнению ассириолога Симо Парполы , Шамсия , возможно, были последними известными приверженцами поздней версии древней месопотамской религии . [ 10 ] древний набор верований, который, как полагают, впервые сформировался в Месопотамии в шестом тысячелетии до нашей эры. [ 11 ] К третьему веку нашей эры Месопотамия была в основном христианской. [ 10 ] Бог солнца Шамаш Уту (также называемый по- шумерски ) упоминается в древних месопотамских источниках с самых ранних периодов. [ 9 ] и его культ был особенно силен в Сирии и северной Месопотамии; многие ранние церкви в регионе были перепрофилированы в языческие храмы солнца (как и церкви, они были обращены на восток, в сторону восходящего солнца). Важный сирийский православный монастырь Мор Хананьо , расположенный недалеко от Мардина , был построен на вершине древнего храма, посвященного Шамашу. [ 12 ] Нынешние жители региона связывают строителей древних храмов Солнца с позднейшей Шамсией . [ 13 ]
Помимо древних месопотамских верований, Шамсия , возможно, находилась под влиянием езидизма (езиды также молятся лицом к солнцу) и, возможно, гностицизма и зороастризма . [ 4 ] Шамсия , могла быть связана с «сабеями» Харрана другой плохо изученной месопотамской сектой, действовавшей в раннем средневековье; [ 4 ] Предполагается, что харранские сабеи были приверженцами древней месопотамской религии. [ 10 ] В армянских записях упоминается, что Шамсия известна как минимум с пятого века нашей эры. Источники на сирийском языке XV века предполагают, что значительное количество обращенных были приняты в Сирийскую православную церковь уже в шестом веке нашей эры. сообщил , что группа поклоняющихся солнцу или огню, живущих в городе Самсат , возможно, связанных с Шамсией Католикос Нерсес IV Милостивый , обратилась в христианство в XII веке. [ 4 ] Монеты, отчеканенные в Мардине в средние века во время правления города турецкой династией Артукидов и Монгольской империей, известны тем, что в них заметно присутствует солнечная иконография, как в форме эмблемы Льва и Солнца , так и в форме только солнца. [ 14 ]
Обращение в христианство
[ редактировать ]Хотя Шамсия , или приверженцы подобных верований, ранее были многочисленными в северных землях вокруг реки Тигр , [ 2 ] к 17 веку они в основном ограничивались Мардином. [ 7 ] У них было отдельное кладбище и свои кварталы в городе. Шамсия , по-видимому, собиралась в храме, расположенном недалеко от городских ворот, остатки которого сохранились до недавнего времени. [ 4 ] Поскольку Шамсия была немногочисленна, они долгое время оставались незамеченными для внешнего мира. Впервые они привлекли внимание правительства Османской империи , когда султан Мурад IV ( годы правления 1623–1640 ) проезжал через Мардин на обратном пути после захвата Багдада в 1638 году . Султан отметил, что в Мардине проживает около ста семей солнцепоклонников. [ 7 ] По данным налогового учета около четырехсот человек. [ 4 ] Согласно исламским законам, последователи религий, не принадлежащих к народу Книги (ислам, христианство, иудаизм и сабеи ), обречены на выбор обращения, изгнания или смерти. [ 7 ] Поскольку Шамсия открыто призналась султану, что они не являются людьми по Книге, Мурад приказал казнить их всех. [ 6 ] Однако сирийский православный патриарх Игнатий Хидаят Аллах сжалился над ними и согласился крестить Шамсию, чтобы защитить их от казней и преследований. Хотя с этого момента они считались христианами и внешне соответствовали сирийским православным верованиям и обычаям, они сохранили свое старое имя и продолжили некоторые из своих дохристианских традиций. [ 1 ] [ 7 ]
Сообщается, что многие Шамсии, которые не желали принимать ислам, также бежали в Иран или другие поселения в окружающем регионе Тур Абдин . [ 4 ] По словам миссионера Джузеппе Кампаниле , писавшего в 1818 году, Шамсия приняла христианство только ради защиты и отказалась от всех христианских обычаев после того, как Мурад покинул город, фактически приняв их только в 1763 году под давлением сирийских православных и подкупленных правительственных чиновников. [ 4 ]
Контакт с путешественниками
[ редактировать ]
Венецианский путешественник Амбросио Бембо , проходивший через Османскую империю в 1671–1675 годах, отметил наличие в городе Диярбакыре (расположенном недалеко от Мардина) пяти различных христианских сект. Среди них были Шамсия , которые, как писал Бембо, «были и остаются поклонниками солнца». [ 8 ] Шамсию . в 1675 году считал Французский писатель Мишель Февр одной из «четырнадцати наций» Османской империи Февр отнес их к различным «еретическим» восточно-христианским группам и отметил, что они лишь недавно обратились из язычества. [ 3 ] Немецкий исследователь Карстен Нибур проезжал через Мардин в 1766 году и заметил там присутствие Шамсии . Нибур беседовал со стариком, принадлежащим к группе, который утверждал, что многие деревни в Тур-Абдине в его юности придерживались своей религии, но к этому моменту они ограничивались лишь примерно сотней семей, живущих в двух районах Мардина и номинально они принадлежали к Сирийской Православной Церкви. На основании наблюдаемых им практик Нибур пришел к выводу, что Шамсия , вероятно, были приверженцами остатков дохристианской религии в этом регионе. [ 3 ]
Англиканский миссионер Джозеф Вольф , проезжавший через Мардин в 1824 году, отметил, что Шамсия рассказала ему, что они поклоняются «солнцу, луне и звездам» и что солнце было «их малехом , их королем»; на основании фонетических сравнений Вольф пришел к причудливому выводу, что они были идолопоклонниками, поклонявшимися богу Молоху . [ 3 ] Вольф также отметил, что они, хотя и одевались как сирийские христиане, не вступали в брак с другими членами Сирийской православной церкви. [ 4 ] По словам британского писателя Джеймса Силка Бэкингема , Шамсия в 1827 году оставалась «совершенно самобытной, как в вере, так и на практике» и все еще иногда наблюдалась как почитающая солнце. Силк Бэкингем утверждал, что они к этому времени охватывали около тысячи семей. [ 6 ] Австрийский историк Йозеф фон Хаммер-Пургшталь в 1836 году все еще считал, что Шамсия «поклоняется только солнцу». [ 5 ] Американский миссионер Горацио Саутгейт посетил Шамсию на холмах, окружающих Мардин, в 1837 году. Саутгейт сообщил, что в то время они называли себя «сыновьями Измаила », хотя он считал, что это было сделано только для того, чтобы избежать подозрений со стороны османских властей. [ 15 ]
Исчезновение
[ редактировать ]Когда гайанский епископ Освальд Парри посетил Мардин в 1897 году, он заявил, что не нашел никаких следов Шамсии . [ 15 ] Вопреки отчету Пэрри, британский священник и ученый Адриан Фортескью утверждал в 1913 году, что в Мардине все еще проживало около сотни семей, идентифицировавших себя как Шамсия . Фортескью также усомнился в том, в какой степени Шамсия на самом деле приняла христианство, назвав их «любопытной группой полухристианских якобитов». [ б ] которые когда-то были солнцепоклонниками». [ 1 ] [ 7 ] Они все еще жили в Мардине в начале Первой мировой войны, но их дальнейшая судьба неизвестна, и, похоже, с тех пор они исчезли. [ 4 ] возможно, слияние с остальной частью Сирийской Православной Церкви. [ 4 ] [ 17 ] Согласно езидским записям, в 1950-х и 1960-х годах в этом регионе все еще жили Шамсии , убедил , которых Тахсин Саид , Мир езидов перейти в езидизм. [ 4 ]
Практики
[ редактировать ]Помимо того факта, что Шамсия поклонялись солнцу, об их традициях и обычаях мало что известно из-за их собственного нежелания раскрывать их. [ 6 ] Многое из того немногого, что было написано об их практике, не подтверждено и, по-видимому, получено из вторых рук, а не из прямых наблюдений. Симеон, польский путешественник, посетивший Мардин в начале 17 века, утверждал, что Шамсия каждую субботу вечером собиралась в своем храме, чтобы молиться и устраивать кровосмесительные оргии; маловероятное утверждение, вероятно, основанное на предрассудках против восточных религий. [ 4 ] По словам Февра в 1675 году, Шамсия после своего обращения переняла сирийскую православную практику крещения и церемоний погребения, но сохранила также свою собственную практику поклонения солнцу, которую они совершали на тайных собраниях. [ 3 ]
Нибур, очевидно, наблюдал несколько различных практик в 1766 году, в том числе то, что Шамсия строила «самые элегантные двери в своем доме, всегда обращенные к восходу солнца», что молились лицом к солнцу и что они выдергивали волосы у своих мертвецов и клали пару монет. в их ртах. Нибур также написал, что их свадьбы проводили сирийские православные священники, но после церемонии молодоженов провезли по дороге, проезжая мимо «некоего большого камня, к которому они должны проявить большое уважение». [ 3 ] О выдергивании волос также сообщил Кампаниле в 1818 году, который писал, что они сбривали бороду, волосы и волосы на теле тех, кто был при смерти, поскольку считали, что их грехи связаны с их волосами. Campanile также сообщила о том, что мертвых хоронили с золотыми и серебряными украшениями рядом с домашними вещами. [ 4 ]
Кампаниле далее утверждала в 1818 году, что Шамсия также почитала коров и что они три раза в год собирались, чтобы построить большого идола в форме ягненка, которого они помещали в чашу и совершали перед ним различные действия, такие как молитва, поклонение. и целовать идола. [ 4 ] Силк Бэкингем писал в 1827 году, что Шамсия отказалась предоставить информацию о своих убеждениях другим членам Сирийской православной церкви и угрожала своим приверженцам смертью, если они это сделают. По словам Силка Бэкингема, шамсии проявляли почтение к солнцу, снимая тюрбаны во время восхода солнца. [ 6 ] Саутгейт писал в 1837 году, что Шамсии в его время, как говорят, все еще совершали свои «древние обряды», но сам не соблюдал ни одной из практик, отмеченных предыдущими путешественниками. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Арабское слово Аль-Шамс (или Шамс ) является родственником древнего аккадского слова, обозначающего солнце, шамшу , которое также является источником имени Шамаш. [ 9 ]
- ^ Неофициальное имя, иногда используемое для последователей Сирийской православной церкви. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фортескью, Адриан (1913). Малые восточные церкви . Лондон: Католическое общество истины. п. 342. OCLC 992420 .
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Эндрю Н. (1990). Монах и Мейсон на границе Тигра: Ранняя история Тура Абдина . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 30. ISBN 0-521-36026-9 . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Тардье, Мишель (2019). «Иллюзии идентичности: шамси, езиды, несториане». В Брауэре, Кристиане; Дай, Уильям; Ромпаи, Аня Ван (ред.). Ереси: построение религиозных идентичностей: История религий (на французском языке). Издания Брюссельского университета. стр. 221–238. ISBN 978-2-8004-1681-6 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Донеф, Рачо (15 ноября 2010 г.). «Шемси и ассирийцы» . Атур . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б фон Хаммер, Йозеф (1835). Походы османских султанов . Перевод Дейла, Томаса Аквилы. Лондон: Уильям Стрейкер. п. 166. OCLC 848261429 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бэкингем, Джеймс Силк (1827). Путешествие по Месопотамии . Генри Колберн. стр. 192–193. ISBN 9780576033428 . ОСЛК 4629251 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гость, Джон С. (1993). Выживание среди курдов: история езидов . Оксфорд: Рутледж. п. 58. ИСБН 978-0-7103-0456-8 . Архивировано из оригинала 23 июля 2014 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бембо, Амбросио (2007). Уэлч, Энтони (ред.). Путешествия и дневник Амбросио Бембо . Перевод Барджеллини, Клара. Издательство Калифорнийского университета. стр. 95–96. ISBN 978-0-520-94013-0 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хорри, Рут (2013). «Уту/Шамаш (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Открытый богато аннотированный корпус клинописи, Академия высшего образования Великобритании.
- ^ Перейти обратно: а б с Парпола, Симо (2004). «Национальная и этническая идентичность в Неоассирийской империи и ассирийская идентичность в постимперские времена» . Журнал ассирийских академических исследований . 18 (2): 21.
- ^ Шнайдер, Тамми Дж. (2011). Введение в религию Древней Месопотамии . Вм. Б. Эрдманс. стр. 19–20. ISBN 978-0-8028-2959-7 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Дарк, Диана (2020). Воровство у сарацин: как исламская архитектура сформировала Европу . Лондон: C. Hurst & Co., с. 69. ИСБН 9781787383050 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Шустер, Рут (14 июня 2022 г.). «Раннехристианский монастырь, построенный на месте храма Бога Солнца в Турции» . Гаарец . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Илиш, Лутц (2012). «Преемственность и трансформация изображения льва и солнца на монетах Джазиры от Артукида до государства Сефевидов» . Публикации французского института анатолийских исследований . 25 (1): 105–124.
- ^ Перейти обратно: а б Парри, Освальд Хаттон (1895). Шесть месяцев в сирийском монастыре: запись о посещении штаб-квартиры Сирийской церкви в Месопотамии с некоторыми сведениями о езидах или дьяволопоклонниках Мосула и Эль-Джилвы, их священной книге . Гораций Кокс. OCLC 29363277 . Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Селезнев, Николай Н. (2013). «Якобс и якобиты: сирийское происхождение имени и его египетско-арабские интерпретации» . Scrinium: Журнал патрологии, критической агиографии и церковной истории . 9 : 382–398. Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Буа, Томас (1966). Курды . Перевод Welland, MWM Бейрут: Хаятс. п. 98. OCLC 221410424 .