Jump to content

Городской дворец, Джайпур

Координаты : 26 ° 55'33 "N 75 ° 49'25" E  /  26,9257 ° N 75,8236 ° E  / 26,9257; 75,8236

Городской дворец Джайпура
Фасад городского дворца
Городской дворец, Джайпур расположен в Джайпуре.
Городской дворец, Джайпур
Расположение городского дворца в Джайпуре
Общая информация
Архитектурный стиль Сочетание раджпутского, могольского и европейского влияния
Расположение Джайпур , Раджастан
Страна Индия
Координаты 26 ° 55'33 "N 75 ° 49'25" E  /  26,9257 ° N 75,8236 ° E  / 26,9257; 75,8236
Строительство началось 1729
Завершенный 1732 ; 292 года назад ( 1732 )
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Видьядар Бхаттачарья [1]
Генеральный подрядчик Джай Сингх II
Стереоскопическое изображение Чандра Махала в 1903 году.

Городской дворец в Джайпуре королевская резиденция и бывшая административная штаб-квартира правителей штата Джайпур в Джайпуре, Раджастхан . [1] Строительство началось вскоре после основания города Джайпур во время правления махараджи Савай Джай Сингха II , который перенес свой двор в Джайпур из Амбера , в 1727 году. [2] Джайпур оставался столицей королевства до 1949 года, когда он стал столицей современного индийского штата Раджастхан , а Городской дворец функционировал как церемониальная и административная резиденция махараджи Джайпура . [2] Строительство дворца было завершено в 1732 году, он также был местом проведения религиозных и культурных мероприятий, а также покровителем искусств, торговли и промышленности. Он был построен по правилам вастушастры , сочетая в себе элементы Великих Моголов и Раджпутов . архитектурных стилей [1] Сейчас здесь находится музей Махараджи Саваи Ман Сингха II, и он продолжает оставаться домом королевской семьи Джайпура. У королевской семьи около 500 личных слуг. [ нужна ссылка ] Дворцовый комплекс состоит из нескольких зданий, различных дворов, галерей, ресторанов и офисов Музейного фонда. Музейный фонд MSMS II возглавляет председатель Раджамата Падмини Деви из Джайпура (из Сирмура в Химачал-Прадеше). [3] Принцесса Дия Кумари управляет Музейным фондом в качестве его секретаря и попечителя. Она также руководит The Palace School и школой Махараджи Саваи Бхавани Сингха в Джайпуре. Она основала и руководит Фондом принцессы Дии Кумари, направленным на расширение прав и возможностей малоимущих и неполностью занятых женщин Раджастана. Она также является предпринимателем. В 2013 году она была избрана членом Законодательного собрания Раджастана от избирательного округа Савай Мадхопур . [3]

Дворцовый комплекс находится в самом сердце города Джайпур, к северо-востоку от самого центра, расположен на 26 ° 55'32 "N 75 ° 49'25" E  /  26,9255 ° N 75,8236 ° E  / 26,9255; 75,8236 . Место для дворца располагалось на месте королевского охотничьего домика на равнине, окруженной скалистым холмом, в пяти милях к югу от Амбера . История городского дворца тесно связана с историей города Джайпура и его правителей, начиная с махараджи Савай Джай Сингха II, который правил с 1699 по 1744 год. Ему приписывают инициацию строительства городского комплекса, построив внешнюю стену комплекс, раскинувшийся на многих акрах. Первоначально он правил из своей столицы Амбер, которая находится на расстоянии 11 километров (6,8 миль) от Джайпура. Он перенес свою столицу из Амбера в Джайпур в 1727 году из-за роста населения и растущей нехватки воды. Он спланировал город Джайпур в шести кварталах, разделенных широкими проспектами, на классической основе принципов Вастушастры и другого аналогичного классического трактата под архитектурным руководством Видьядара Бхаттачарьи, бенгальского архитектора из Найхати современного периода. Западная Бенгалия , который первоначально работал бухгалтером в казначействе Янтаря, а затем был назначен королем на должность главного архитектора. [4] [5] [6] [7]

После смерти Джая Сингха в 1744 году между раджпутскими королями региона шли междоусобные войны, но с британским владычеством сохранялись теплые отношения . Махараджа Рам Сингх встал на сторону британцев во время сипаев восстания 1857 года и утвердился на стороне имперских правителей. Его заслуга в том, что город Джайпур, включая все его памятники (включая Городской дворец), окрашен по лепнине в «Розовый цвет», и с тех пор город называют «Розовым городом». Изменение цветовой гаммы было вызвано честь гостеприимства была оказана принцу Уэльскому (который позже стал королем Эдуардом VII ) во время его визита. С тех пор эта цветовая гамма стала визитной карточкой города Джайпур. [7]

Ман Сингх II , приемный сын махараджи Мадхо Сингха II, был последним махараджей Джайпура, правившим из дворца Чандра Махал в Джайпуре. Этот дворец, однако, продолжал оставаться резиденцией королевской семьи даже после того, как королевство Джайпур объединилось с Индийским Союзом в 1949 году (после обретения Индией независимости в августе 1947 года) вместе с другими раджпутскими штатами Джодхпур , Джайсалмер и Биканер . Джайпур стал столицей индийского штата Раджастан, и Ман Сингх II удостоился на какое-то время стать Раджапрамухом (нынешним губернатором штата), а позже был послом Индии в Испании. [7]

Архитектура

[ редактировать ]

Городской дворец расположен в центрально-северо-восточной части города Джайпур, который имеет уникальную структуру с широкими проспектами. Это уникальный и особенный комплекс из нескольких дворов, зданий, павильонов, садов и храмов. Самыми известными и наиболее посещаемыми сооружениями комплекса являются Чандра Махал, Мубарак Махал, Храм Шри Говинда Дева и Городской дворец-музей.

Храм Говинд Дев Джи

[ редактировать ]

Храм Говинд Дев Джи, посвященный индуистскому богу Господу Кришне , является частью комплекса городского дворца. Говинд Дев, важное божество, изображенное на многих картинах и на большом пиччави (расписном фоне), выставленном в Галерее живописи и фотографии.

Rajendra Pol

Входные ворота

[ редактировать ]

Удай Пол возле Джалеб Чоука, Вирендра Пол возле Джантар Мантара и Триполия (три поля или ворот) являются тремя главными входными воротами Городского дворца. Ворота Триполии предназначены для входа во дворец королевской семьи. Обычные люди и посетители могут попасть в комплекс места только через Удай Пол и Вирендра Пол. Удай Пол ведет к Сабха Нивас ( Диван-э-Аам или зал общественных аудиенций) через серию крутых поворотов. Вирендра Пол ведет во двор Мубарака Махала, который, в свою очередь, соединен с Сарвато Бхадрой (Диван -э-Кхас ) через Раджендра Пол. Ворота были построены в разное время в 18, 19 и 20 веках и богато украшены в современных архитектурных стилях, распространенных в то время. [8] [9] [10]

Сабха Нивас

Дом Нивас ( Диван-э-Аам )

[ редактировать ]

, Сабха Нивас, созданный по образцу зала для публики Великих Моголов, Диван-э-Аам представляет собой зал для публики. Он имеет множество остроконечных арок, поддерживаемых мраморными колоннами, и красиво расписанный гипсовый потолок. Джали в южном конце зала использовались женщинами для наблюдения за происходящим в зале и облегчали их участие во внешнем мире во время выполнения пурды .

Слева: Сарвато Бхадра, справа: Гангаджали (серебряная урна)

Сарвато Бхадра ( Диван-и-Кхас )

[ редактировать ]

Сарвато Бхадра — уникальная архитектурная особенность. Необычное название связано с формой здания: Сарвато Бхадра представляет собой одноэтажный квадратный открытый зал с закрытыми комнатами по четырем углам. [11] Одним из вариантов использования Сарвато Бхадры было Диван-е-Кхас, или Зал частных аудиенций, что означало, что правитель мог проводить двор с чиновниками и знатью королевства в более приватном и интимном пространстве, чем большие помещения Сабха Нива находилась в следующем дворе, открытом для большего количества людей. Но это также одно из самых важных ритуальных зданий комплекса, и оно остается таковым и сегодня, представляя собой «живое наследие». Из-за своего расположения между общественными помещениями и частной резиденцией он традиционно использовался для важных частных мероприятий, таких как ритуалы коронации махараджей Джайпура.

Сегодня его продолжают использовать для королевских фестивалей и праздников, таких как Душера . Во время Гангаура и Тиджа изображение богини помещается в ее паланкин в центре зала, а затем его проносят процессией по городу. Во время праздника урожая Макар Санкранти в центре выставляются бумажные змеи, принадлежащие махарадже Саваи Рам Сингху II, жившему почти 150 лет назад, а крыша используется для запуска воздушных змеев. Его также используют для более современных торжеств, таких как вечеринки и свадьбы.

Здесь выставлены два огромных сосуда из стерлингового серебра высотой 1,6 метра (5,2 фута), каждый емкостью 4000 литров и весом 340 килограммов (750 фунтов). Они были изготовлены из 14 000 выплавленных серебряных монет без пайки. Они занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые большие в мире сосуды из стерлингового серебра. [12] Эти сосуды были специально заказаны махараджей Саваи Мадхо Сингхом II для перевозки воды из Ганги для питья во время его поездки в Англию в 1902 году (для коронации Эдуарда VII). Поэтому сосуды называются Гангаджали (урны с водой из Ганги). [5] [6] [10] [13] [14]

Западная сторона Притам Нивас Чоук с изображением Павлиньих ворот (слева) и Розовых ворот (справа).
Крупный план зеленых ворот Лехерии с резным изображением Ганеши над дверью.

Притам Нивас Чоук

[ редактировать ]

Это внутренний двор, через который можно попасть в Чандра Махал. Здесь есть четыре небольших ворот (известных как Ридхи Сидхи Пол), украшенных темами, представляющими четыре времени года и индуистских богов. Ворота представляют собой Северо-восточные Павлиньи ворота (с изображением павлинов на дверном проеме), символизирующие осень и посвященного Господу Вишну ; Юго-восточные Ворота Лотоса (с непрерывным узором из цветов и лепестков), напоминающие о летнем сезоне и посвященные Господу Шиве-Парвати ; Северо-западные Зеленые ворота, также называемые воротами Лехерии (что означает «волны»), зеленого цвета, напоминающего весну и посвященные Господу Ганеше , и, наконец, Юго-западные Розовые ворота с повторяющимся цветочным узором, представляющим зимнее время года и посвященные Богине Деви . [13] [15]

Чандра Махал

[ редактировать ]

Чандра Махал — одно из старейших зданий комплекса городского дворца. В нем семь этажей, и правители раджпутов считают это число благоприятным. Первые два этажа занимают Сукх Нивас (дом наслаждений), за ним следует Шобха Нивас с цветным стеклом, а затем Чхави Нивас с сине-белыми украшениями. Последние два этажа — это Шри Нивас и Мукут Мандир, который буквально является венцом этого дворца. В Мукут Мандире с бангалдарской крышей всегда поднят королевский штандарт Джайпура, а также четверть флага (подчеркивающего Савай в названии), когда Махараджа находится в резиденции. [16]

Существует анекдот о «одном и четверти флаге», который является знаком отличия махараджей Джайпура. Император Аурангзеб , присутствовавший на свадьбе Джая Сингха, пожал руку молодому жениху и пожелал ему удачи в браке. По этому поводу Джай Сингх сделал непочтительное замечание Императору, заявив, что то, как он пожал ему руку, обязывает Императора защищать его ( Джай Сингха ) и его королевство. Аурангзеб, вместо того чтобы возмутиться язвительной шуткой, почувствовал удовлетворение и присвоил молодому Джаю Сингху титул «Савай», что означает «один с четвертью». С тех пор махараджи закрепляли свои имена этим титулом. Во время проживания там они также вывешивают флаг размером в одну с четвертью над своими зданиями и дворцами. [7]

Мубарак Махал

Мубарак Махал

[ редактировать ]

Двор Мубарака Махала в Городском дворце был полностью застроен еще в 1900 году, когда придворный архитектор того времени Лала Чиман Лал построил Мубарак Махал в его центре. Чиман Лал работал с Сэмюэлем Суинтоном Джейкобом , исполнительным инженером штата, а также построил Раджендра Пол примерно в то же время, что и Мубарак Махал, дополняя его по стилю. Фасад Мубарака Махала имеет подвесной балкон и идентичен со всех четырех сторон, а сложная резьба по белому ( мрамор андхи ) и бежевому камню создает иллюзию тонкого декупажа. Мубарак Махал был построен для приема иностранных гостей, но сейчас в нем расположены офисы музея и библиотека на первом этаже, а также Текстильная галерея музея на первом этаже. [8] [16]

Часовая башня, городской дворец, Джайпур

Часовая башня

[ редактировать ]

Башня с часами — это сооружение к югу от Сабха-Ниваса. Это признак европейского влияния при дворе раджпутов, поскольку часы были установлены в уже существовавшей башне в 1873 году. Часы, приобретенные у Black and Murray & Co. из Калькутты, были призваны привнести в суд немного викторианской эффективности и пунктуальности. разбирательства. [2]

Галереи музея

[ редактировать ]

Сабха Нивас (Зал аудиенций)

[ редактировать ]

Это главный зрительский зал. Это большая комната с двумя тронами в центре и набором стульев вокруг, как будто в обстановке дурбара. На стенах залов висят картины большого формата с изображением махараджей Джайпура, большой пикчвай (фон для святыни), большие картины, изображающие красочный праздник Холи , и пара картин с изображением весны и лета (возможно, выполненных в Декан). На выставке также можно увидеть военные медали и трофеи для игры в поло, отмечающие достижения правителей. Комната богато декорирована фресками и люстрами. Нынешние закрытые арки, на которых висят картины Холи, а также портрет «Весна и Лето», в последнее время были закрыты. Фотографии времен правления Ман Сингха II, присутствовавшего двора и визита лорда и леди Маунтбаттен украшают коридор, ведущий во двор Сарвато Бхадра.

[ редактировать ]

Эта галерея расположена на первом этаже Мубарака Махала. Махараджи Саваи Мадхо Сингха I На выставке представлены различные виды текстиля и тканей, в том числе атмасукха , свадебная джама Махараджи Саваи Пратапа Сингха, а также набор одеяний ( ангаракх ), принадлежащих Махарадже Саваи Рам Сингху II. Не пропустите редкий ковер из пашмины, сделанный в Лахоре или Кашмире около 1650 года. В этой галерее также выставлены экипировка для игры в поло и кубки, принадлежащие Махарадже Саваи Ман Сингху II, а также бильярдная экипировка Махараджи Саваи Ман Сингха II.

Силе Хана (Галерея оружия и доспехов)

[ редактировать ]

Силе-хана демонстрирует множество видов оружия, которыми пользовались раджпуты Качхваха в Джайпуре и Амбере. В коллекции представлены мечи начала XIX века с разнообразными украшениями на рукояти, а также клинок меча или Шамшир Шикарга. По словам Роберта Элгуда, на двух из таких экспонатов по длине лезвия вырезаны животные (концепция, приобретенная в Европе, позволяющая добиться большего эффекта от украшения). На клинке изображены рельефные фигуры, здания, животные и птицы, выделенные золотом. На рукояти и на лезвиях присутствует настоящая золотая отделка. Эти мечи никогда не использовались и делались исключительно в декоративных целях. Рукояти представленных предметов имеют разные стили и могут быть точно датированы мастерской, созданной махараджем Саваи Мадхо Сингхом II (годы правления 1880–1922). [17]

Изюминкой коллекции является талвар, принадлежавший махарадже Рам Сингху Джи II (1835–1880 гг.) (имя написано на клинке), длина клинка которого составляла 54 см – однолезвийный клинок кханда из блестящей стали с рикассо, неглубоким центральным долом, и ложный край. Клинок имеет на сильной стороне штамп Тришул, он тяжелее и короче обычного, что указывает на специальное назначение. В галерее также представлен талвар, принадлежавший махарадже Саваи Мадхо Сингху II (1912 г.). Рукоять талвара имеет клетчатую рукоятку, а навершие из стали инкрустировано серебряными цветами. [17]

Кроме того, красиво расписанный щит с изображением клановой богини Шила Мата и сцен охоты принадлежал махарадже Саваи Пратапу Сингху и является изысканным предметом коллекции, который обязательно нужно увидеть. В футляре также имеется детский металлический тюрбан, имитирующий тканевый тюрбан, и являющийся уникальным предметом.

В разделе доспехов представлены шлемы – «Худ». Один из них — политый стальной шлем XVI века, который редко можно найти. В последние годы правления махараджи Савая Рам Сингха II (19 век) к шлему была добавлена ​​фальшивая дамасская декоративная полоса. Полированная сталь была чрезвычайно дорогой и поэтому использовалась очень экономно.

[ редактировать ]

Одной из новейших галерей Музея Махараджи Саваи Ман Сингха II является Галерея живописи и фотографии, где представлены картины и фотографии из Джайпура восемнадцатого и девятнадцатого веков. Эта галерея демонстрирует, как традиционные художественные практики были преобразованы политическими и культурными изменениями, современными технологиями и новыми материалами. [18]

Историки искусства разделили раджпутскую живопись, форму живописи, развившуюся в шестнадцатом веке, на основе возникших внутри королевств: Марвар, Мевар и Дхундхар . [19] Джайпур, столица королевства Дхундхар, разработал свой уникальный стиль живописи. В то же время художественный обмен между дворами Великих Моголов и Раджпутов привел к развитию новых гибридных стилей живописи, которые объединили региональные индийские, Великие Моголов и персидские традиции. [20] Это было особенно распространено при дворах королевств, которые были тесно связаны с императорским двором Великих Моголов, таких как Эмбер и Джайпур.

В настоящее время в музее MSMS II хранится около 3000 картин, не считая картин и рукописей в частной коллекции королевской семьи Джайпура и в Капад-дваре. [21] К ним относятся оригинальные картины Великих Моголов и Деккани, джайпурские копии картин Великих Моголов, картины из других раджпутских королевств, религиозные и светские картины, иллюстрированные рукописи, портреты маленького и большого размера, исследования природы, коллажи, вырезанные из бумаги, и другие разные предметы. [21] Многие из них выставлены в галерее живописи и фотографии. Одной из самых ярких картин коллекции является масштабная композиция «Раас-лила» художника Сахибрама. Картина основана на инсценировке при дворе, в которой выступали только женщины, даже в роли Кришны. [22]

Коллекция фотографий в музее Махараджи Саваи Ман Сингха II состоит примерно из 6050 фотоотпечатков, 1941 негатива на стеклянных пластинах и фотооборудования. Эта коллекция охватывает период с 1860-х по 1950-е годы и уникальна тем, что связана с махараджей Саваи Рам Сингхом II, который был не только коллекционером и покровителем, но и любителем фотографии. [23]

Фотоотпечатки в коллекции представляют собой в основном альбуминовые и серебряно-желатиновые отпечатки , как на печатной, так и на проявленной бумаге. Они состоят из портретов, пейзажей, архитектурных изображений и видов Индийского субконтинента, выполненных известными фотографами или студиями, такими как Лала Дин Даял , Jonston & Hoffman и Bourne & Shepherd . [23]

Негативы на стеклянных пластинах — это, прежде всего, работа Махараджи Савая Рам Сингха II или его студии — тасвирхана — и представляют собой мокрые коллодиевые пластины , которые были доминирующей технологией, использовавшейся в 1850–1880-х годах. Большую часть негативов в коллекции составляют портреты, но среди них есть и многочисленные пейзажи Джайпура и Амбера, а также предметы искусства, такие как картины и рукояти мечей. Самой отличительной частью коллекции является набор мокрых негативов, на которых запечатлены женщины зенаны , что дает нам уникальное представление о микрокосме зенаны . [23]

Фотооборудование в коллекции принадлежало махарадже Саваи Рам Сингху II и, судя по всему, датируется 1860-ми годами. Он включает в себя фотоаппаратуру и различные аксессуары для отработки процесса коллодионной фотографии на мокрой пластине. [23]

Время входа

[ редактировать ]

С 9.30 до 17.00 (дневной визит)

с 19.00 до 22.00 (ночной визит) [24]

[ редактировать ]

В этой галерее представлен домоторный транспорт, такой как багги, палки, мияна, раты, верблюжьи седла и т. д. В настоящее время это [ когда? ] закрыт на ремонт.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Талвар, Шиха (15 февраля 2021 г.). «35 внутренних фотографий королевского городского дворца Джайпура, роскошного дома махараджи Падманабха Сингха и его семьи» . GQ Индия . Архивировано из оригинала 1 января 2024 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Сачдев, Вибхути (2008). Городской дворец Джайпура . Тиллотсон, GHR (Джайлз Генри Руперт), 1960–, Чоудхури, Приянка., Чоудхури, Эман. Нью-Дели: Lustre Press, Roli Books. п. 7. ISBN  978-8174365699 . ОСЛК   276406345 .
  3. ^ Jump up to: а б «Королевская семья: настоящее – Королевский Джайпур – Исследуйте королевские достопримечательности Джайпура» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2023 года . Проверено 13 марта 2019 г.
  4. ^ Корпорация Маршалла Кавендиша (2007 г.). Мир и его народы: Восточная и Южная Азия . Маршалл Кавендиш. п. 444. ИСБН  978-0-7614-7631-3 . Архивировано из оригинала 1 января 2024 года . Проверено 11 декабря 2009 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  5. ^ Jump up to: а б «Городской дворец Джайпура» . Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 10 декабря 2009 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Городской дворец Джайпура» . Архивировано из оригинала 8 июня 2009 года . Проверено 10 декабря 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Браун с.149
  8. ^ Jump up to: а б Вибхути Сачдев, Джайлз Тиллотсон (2008). Городской дворец Джайпура . Ластер Пресс, Роли Букс. ISBN  978-81-7436-569-9 .
  9. ^ Браун стр.163
  10. ^ Jump up to: а б Биндоласс, Джо; Сарина Сингх (2007). Индия . Одинокая планета. стр. 169–170 . ISBN  978-1-74104-308-2 . Проверено 10 декабря 2009 г. Городской дворец, Джайпур. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  11. ^ Сачдев, Вибхути (2008). Городской дворец Джайпура . Тиллотсон, GHR (Джайлз Генри Руперт), 1960–, Чоудхури, Приянка., Чоудхури, Эман. Нью-Дели: Lustre Press, Roli Books. ISBN  978-8174365699 . ОСЛК   276406345 .
  12. ^ «Городской дворец» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 ноября 2009 года . Проверено 11 декабря 2009 г.
  13. ^ Jump up to: а б Браун с.156
  14. ^ Матане, Паулиас; М.Л. Ахуджа (2004). Индия: великолепие культурного разнообразия . Anmol Publications Pvt. ООО, стр. 55–56. ISBN  81-261-1837-7 . Архивировано из оригинала 1 января 2024 года . Проверено 26 ноября 2020 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  15. ^ «Джайпур Розовый город» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2011 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Джайпур: История и архитектура | Сахапедия» . www.sahapedia.org . Архивировано из оригинала 28 августа 2020 года . Проверено 13 марта 2019 г.
  17. ^ Jump up to: а б Элгуд, Роберт (2015). Оружие и доспехи при дворе Джайпура: королевская коллекция . Книги Ниёги. ISBN  9789383098774 . OCLC   911067516 .
  18. ^ Музей. Махараджа Савай Ман Сингх II (2016). Живопись и фотография при дворе Джайпура . Книги Ниёги. ISBN  978-9385285240 .
  19. ^ Четыре столетия раджпутской живописи: индийские миниатюры Мевара, Марвара и Дхундхара из коллекции Изабеллы и Вики Дюкро (1-е изд.). Скира. 2009. ISBN  978-8857200187 .
  20. ^ Живопись Великих Моголов и Раджпутов . Издательство Кембриджского университета. 24 сентября 1992 г. ISBN.  0521400279 .
  21. ^ Jump up to: а б Музей. Махараджа Савай Ман Сингх II (2016). Живопись и фотография при дворе Джайпура . Книги Ниёги. п. 12. ISBN  978-9385285240 .
  22. ^ Музей. Махараджа Савай Ман Сингх II (2016). Живопись и фотография при дворе Джайпура . п. 101. ИСБН  978-9385285240 .
  23. ^ Jump up to: а б с д Мриналини Венкатешваран, Джайлз Тиллотсон (2016). Живопись и живописная фотография . ISBN  978-93-85285-24-0 .
  24. ^ «Городской дворец Джайпура» . Exploremania.in . 17 января 2022 года. Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 24 января 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Городским дворцом (Джайпур) на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab0d3013ebba1b96c67dd8ec22e949d8__1716787440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/d8/ab0d3013ebba1b96c67dd8ec22e949d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
City Palace, Jaipur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)