Jump to content

Храм Харшат Мата

Координаты : 27 ° 00'27 "N 76 ° 36'19" E  /  27,00750 ° N 76,60528 ° E  / 27,00750; 76.60528

Харшат Мата Ки Мандир
Передний фасад руин храма
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Дауса
Божество Лакшми
Расположение
Расположение Абханери
Состояние Раджастан
Страна Индия
Храм Харшат Мата расположен в Раджастане.
Храм Харшат Мата
Показано в Раджастане
Географические координаты 27 ° 00'27 "N 76 ° 36'19" E  /  27,00750 ° N 76,60528 ° E  / 27,00750; 76.60528
Архитектура
Стиль Гурджара-Пратихара

Храм Харшат Мата ( IAST : Harṣat Mātā kā Mandir ) — индуистский храм в деревне Абханери (или «Абанери») в Раджастане , на северо-западе Индии . Храм посвящен богине по имени Харшат Мата, хотя некоторые искусствоведы предполагают, что изначально это была вайшнавская святыня.

Первоначальный храм, судя по всему, был построен в стиле панчаятана , в котором есть главная святыня, окруженная четырьмя вспомогательными святынями. Сейчас сохранились только части главного храма, которые были разрушены и изменены за несколько столетий: высокая башня шихара была заменена куполом. Большая часть платформы сохранилась с фрагментами резных камней оригинальной конструкции, но большая часть скульптур была вывезена в музеи Амбера и Джайпура .

Никаких эпиграфических свидетельств о строительстве храма не сохранилось. Анализ его архитектурного и скульптурного стиля показывает, что он был построен в начале 9 века, вскоре после строительства прилегающего ступенчатого колодца Чанд Баори . Первоначальный строитель храма неизвестен, но историки предполагают, что он мог быть построен королем Гурджара-Пратихара , возможно, в сотрудничестве с местным вассалом Чахаманы . В настоящее время храм находится под охраной Археологической службы Индии , но продолжает использоваться в религиозных целях.

Первоначальный храм Харшат Мата был разрушен и изменен на протяжении нескольких столетий. [ 1 ] Никаких эпиграфических свидетельств о строительстве храма или Чанд Баори связанного с ним ступенчатого колодца обнаружено не было . [ 2 ] Основываясь на сходстве стиля и резьбы с террасными храмами Паранагара и Мандора , Чанд Баори можно датировать 8-9 веками. [ 2 ] Чанд Баори, вероятно, был построен до храма. [ 3 ] который по стилистическим признакам можно датировать IX веком. [ 4 ] Историк искусства Майкл Мейстер из Пенсильванского университета датирует храмовый комплекс ок. 800–825 гг. Н. Э. Судя по архитектурным деталям. [ 5 ]

Преданность

[ редактировать ]
храма. Вход в действующую гарбхагриху

Основываясь на анализе скульптур в храме, историки искусства, такие как Мейстер и Р. К. Агравала (1991), предполагают, что изначально храм был святыней вайшнавов . [ 6 ] Историк искусства Синтия Пакерт Атертон (1995) предполагает, что иконография храма представляет собой движение Панчаратра вайшнавизма. [ 7 ] Однако Фальк Рейтц (1993) из Боннского университета считает, что храм всегда был храмом Шактов , посвященным богине ( Деви ). Рейц связывает несколько скульптурных фрагментов из Абханери (сейчас хранящихся в различных музеях) с храмом Харшат Мата и приходит к выводу, что эти фрагменты демонстрируют сильное влияние Шактов и Шайвов. По мнению Рейца, это неудивительно, поскольку Дурга и Парвати (жена Шивы) считаются разными аспектами одной и той же богини. [ 8 ] Рейтц заявляет, что скульптуры вайшнавов в храме занимают «подчиненное положение» и не могут использоваться для того, чтобы делать какие-либо выводы о сектантской принадлежности храма. По его словам, храмы панчаятаны имеют тенденцию быть синкретическими , и неудивительно, что в храме Шактов можно найти скульптуры вайшнавов или шиваитов. [ 6 ]

По мнению Рейца, два фрагмента скульптуры Дурги , обнаруженные в комплексе Чанд Баори, возможно, принадлежали главному идолу первоначального храма. Эта скульптура, по-видимому, представляла собой статую Дурги высотой 1,5 метра (4 фута 11 дюймов) в ее форме Махишасура-мардини (убийцы демона-буйвола ). На более крупном фрагменте изображена нижняя часть туловища Дурги с ее левой ногой, ее львиной ваханой , слугой-мужчиной и обезглавленным буйволом. На меньшем фрагменте изображены шесть правых рук многорукой Дурги, одна из которых вытягивает стрелу из колчана; здесь также присутствуют остатки нимба в форме листа лотоса и двух гандхарвов (небесных существ). [ 5 ] Рейтц указывает, что неповрежденная скульптура была бы похожа на идола в храме Пипала-деви в Осиане , который, как и храм Харшат Мата, был датирован Мейстером 800–825 годами нашей эры. [ 9 ]

Строитель

[ редактировать ]

Строитель первоначального храма неизвестен. [ 10 ] [ 11 ] По словам Агравалы, скульптуры являются представителями раннего искусства Гурджара-Пратихара . [ 12 ] Рейц предполагает, что храм мог быть построен под патронажем местного принца Чахаманы (возможно, Гуваки I ) при поддержке его повелителя Гурджара-Пратихара (возможно, Нагабхаты II ). Он отмечает, что Шакамбхари - божество-покровитель Чахаманов - было идентифицировано как форма Дурги, а надпись на медной пластине Бхагавати Барах утверждает, что Бхагавати (еще одна форма богини) была одним из божеств-покровителей Нагабхаты II. [ 13 ] Атертон отмечает, что отсутствие адекватной исторической информации не позволяет с уверенностью отнести храм к конкретному правителю. [ 1 ] но более вероятно, что покровителями храма были Гурджара-Пратихара, а не Чахаманы, причем лучшим кандидатом был Нагабхата II. [ 14 ]

Современная история

[ редактировать ]

В 20 веке в святилище находился идол Дурги, который был украден. Его заменили идолом богини Лакшми , которому сейчас поклоняются как Харшат-Мата. [ 15 ]

Храм по-прежнему используется в религиозных целях; он был внесен в список Археологической службой Индии в соответствии с Законом № LXXI от 28 ноября 1951 года. [ 16 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Каменная скульптура в руинах, изображающая возможный внешний вид шихары, которым когда-то был коронован храм.

Первоначальный храм, судя по всему, был построен в стиле панчаятана , в котором есть главная святыня, окруженная четырьмя вспомогательными святынями. [ 5 ] Несмотря на то, что за несколько столетий он был разрушен и изменен, части главного храма и дно открытой мандапы с колоннами кажутся нетронутыми. Большая часть платформы сохранилась, и вокруг нее лежат резные камни оригинальной конструкции, но большая часть скульптур была вывезена в музеи Амбера, Раджастхан , и Центральный музей в Джайпуре . [ 17 ]

Вход в храм обращен на восток, в сторону восходящего солнца. Храмовый комплекс построен на двух широких ступенчатых террасах ( джагати ), которые изначально включали в себя обходную дорожку, ныне частично разрушенную. Граница нижней террасы имеет относительно простой набор фундамента и цоколя ( ведибандха ), имеющих вверху декоративные узоры. Руины двух небольших святынь обрамляют входную лестницу. Верхняя терраса гораздо более украшена, но в значительной степени разрушена; единственное изображение, которое осталось нетронутым, - это Нарасимха в окружении воинов. [ 1 ]

Четыре вспомогательных святыни, возможно, располагались на верхней террасе. [ 5 ] Франк Рейтц, который считает, что главным идолом храма всегда был идол Дурги, предполагает, что четыре вспомогательных святилища располагались в Сурье (северо-западный угол), Ганеше (северо-восточный угол), Карттикее (юго-восточный угол). и Лакшми-Нараяна или Ума-Махешвара (юго-запад). Теория Рейца основана на анализе других современных и почти современных храмов, а также на исследовании различных фрагментов, найденных на территории комплекса Чанд Баори или хранящихся в различных музеях. [ 18 ]

Главная святыня возведена на платформе ( манча ), расположенной наверху двух террас. Платформа ограничена обходной тропой ( сандхара ), которая соединялась с крыльцом с колоннами ( гудхамандапа ). Первоначальная дорожка и крыльцо были разрушены и бессистемно перестроены. [ 1 ] На платформе представлены фигуры, занимающиеся любовной деятельностью, [ 19 ] которые кажутся изображениями встреч между королевской персоной и его супругами. [ 4 ] По словам историка искусства Синтии Пакерт Атертон (1995), это идеализированное изображение королевского покровителя храма и символическое правление Вишну на земле, тем самым укрепляя идею божественного царства . [ 20 ]

Несколько скульптурных фрагментов, найденных на территории прилегающего ступенчатого колодца Чанд Баори ; Формат и размеры этих фрагментов позволяют предположить, что когда-то они были прикреплены к цоколям объездной дорожки. Большинство этих фрагментов содержат шиваитские изображения, в том числе изображения Шивы в различных формах, таких как Ардханаришвара , его жена Парвати , их сын Карттикея и бык Шивы Нанди . [ 19 ] Нет никаких свидетельств существования какой-либо шиваитской святыни в храмовом комплексе. [ 21 ] Храм Харшат Мата теперь является храмом Деви и, предположительно, изначально был вайшнавским храмом; поэтому иконографическое значение этих фрагментов неясно. [ 19 ]

Первоначальный главный храм был намного выше и имел надстройку ( шихара ) башню. Однако надстройка была разрушена, а позже восстановлена ​​с простым куполом. [ 1 ] Скульптуры на стенах храма в значительной степени утрачены: к сохранившимся скульптурам относятся скульптуры Вишну , его ваханы Гаруды , Баларамы , апсары (небесной женщины), вьялы (леогрифа), Агни , четырёхрукого сидящего мужчины, подобного Шиве. , мужчина, сидящий на макаре (мифическом морском существе), мужчина, стоящий на коленях, которому массируют ступни четыре служанки, танцовщицы и музыкант, среди другие. [ 22 ]

По мнению историка искусства Синтии Пакерт Атертон, эти изображения можно объяснить с помощью поклонения Вишну , описанного в текстах Панчаратры . Эти тексты характеризуют различные проявления Вишну, последовательно исходящие из его высшей формы Васудевы; его брат Самкаршана (Баларама) исходит от Васудевы; его сын Прадьюмна происходит от Баларамы; а его внук Анируддха происходит от Прадьюмны. [ 7 ]

Во внутренней структуре храма есть святилище панчаратха ( гарбхагриха ): в нем есть идол Харшат Мата, которого не было в первоначальном храме. [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 202.
  2. ^ Перейти обратно: а б Чандрамани Сингх, изд. (2002). Охраняемые памятники Раджастана . Джавахар Кала Кендра. стр. 176–177. ISBN  978-81-86782-60-6 .
  3. ^ Синтия Пакерт Атертон 1997 , с. 64.
  4. ^ Перейти обратно: а б Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 201.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Фальк Рейтц 1993 , с. 645.
  6. ^ Перейти обратно: а б Фальк Рейтц 1993 , с. 652.
  7. ^ Перейти обратно: а б Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 207.
  8. ^ Фальк Рейтц 1993 , с. 649.
  9. ^ Фальк Рейтц 1993 , стр. 645–646.
  10. ^ Хамендар Бхишам Пал (1969). Храмы Раджастана . Пракаш. п. 83. Строительство древнего храма Харшатмата, расположенного в небольшой деревне Абанери или Абханагари, в четырех милях от железнодорожного вокзала Бандикуи в районе Джайпура, относят к 9 веку. Строитель этого храма неизвестен...
  11. ^ Раджани Мишра (1989). Поклонение Брахме, традиции и иконография . Канишка. п. 43. ИСБН  9788185475219 . В 9 веке нашей эры в Абанери был построен храм Харшамата, строитель которого неизвестен.
  12. ^ Р. К. Агравала (1970). «Перемычка Пратихара в Национальном музее, Нью-Дели». Восток и Запад . 20 (1/2). Итальянский институт Африки и Востока (IsIAO): 117–119. JSTOR   29755504 .
  13. ^ Фальк Рейц 1993 , стр. 652–653.
  14. ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , стр. 235–236.
  15. ^ Раджендра Ядав (2006). Скульптурное искусство Абанери: парадигма . Джавахар Кала Кендра / Литературный кружок. п. 5. ISBN  9788181820297 . Древний разрушенный храм широко известен как Харшатмата-ка-Мандир, в честь почитаемого божества Дурги. Ему поклонялись как Харшатмате, который был украден несколько десятилетий назад, но позже, несмотря на Дургу, изображение Лакшми было установлено в святилище, которому поклоняются, и теперь оно называется Харшатмата.
  16. ^ «Харсат Мата ка Мандир» . Археологическая служба Индии Джайпурский круг . Проверено 29 сентября 2019 г.
  17. ^ Джордж Мичелл 1990 , с. 273.
  18. ^ Фальк Рейтц 1993 , с. 648.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 203.
  20. ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 212.
  21. ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 211.
  22. ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 206.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Харшат Мата ка Мандир , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1f6062dc8404d10b20d91e094b96191__1689133080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/91/d1f6062dc8404d10b20d91e094b96191.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harshat Mata Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)