Храм Харшат Мата
Харшат Мата Ки Мандир | |
---|---|
![]() Передний фасад руин храма | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Дауса |
Божество | Лакшми |
Расположение | |
Расположение | Абханери |
Состояние | Раджастан |
Страна | Индия |
Географические координаты | 27 ° 00'27 "N 76 ° 36'19" E / 27,00750 ° N 76,60528 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Гурджара-Пратихара |
Храм Харшат Мата ( IAST : Harṣat Mātā kā Mandir ) — индуистский храм в деревне Абханери (или «Абанери») в Раджастане , на северо-западе Индии . Храм посвящен богине по имени Харшат Мата, хотя некоторые искусствоведы предполагают, что изначально это была вайшнавская святыня.
Первоначальный храм, судя по всему, был построен в стиле панчаятана , в котором есть главная святыня, окруженная четырьмя вспомогательными святынями. Сейчас сохранились только части главного храма, которые были разрушены и изменены за несколько столетий: высокая башня шихара была заменена куполом. Большая часть платформы сохранилась с фрагментами резных камней оригинальной конструкции, но большая часть скульптур была вывезена в музеи Амбера и Джайпура .
Никаких эпиграфических свидетельств о строительстве храма не сохранилось. Анализ его архитектурного и скульптурного стиля показывает, что он был построен в начале 9 века, вскоре после строительства прилегающего ступенчатого колодца Чанд Баори . Первоначальный строитель храма неизвестен, но историки предполагают, что он мог быть построен королем Гурджара-Пратихара , возможно, в сотрудничестве с местным вассалом Чахаманы . В настоящее время храм находится под охраной Археологической службы Индии , но продолжает использоваться в религиозных целях.
История
[ редактировать ]Дата
[ редактировать ]Первоначальный храм Харшат Мата был разрушен и изменен на протяжении нескольких столетий. [ 1 ] Никаких эпиграфических свидетельств о строительстве храма или Чанд Баори связанного с ним ступенчатого колодца обнаружено не было . [ 2 ] Основываясь на сходстве стиля и резьбы с террасными храмами Паранагара и Мандора , Чанд Баори можно датировать 8-9 веками. [ 2 ] Чанд Баори, вероятно, был построен до храма. [ 3 ] который по стилистическим признакам можно датировать IX веком. [ 4 ] Историк искусства Майкл Мейстер из Пенсильванского университета датирует храмовый комплекс ок. 800–825 гг. Н. Э. Судя по архитектурным деталям. [ 5 ]
Преданность
[ редактировать ]
Основываясь на анализе скульптур в храме, историки искусства, такие как Мейстер и Р. К. Агравала (1991), предполагают, что изначально храм был святыней вайшнавов . [ 6 ] Историк искусства Синтия Пакерт Атертон (1995) предполагает, что иконография храма представляет собой движение Панчаратра вайшнавизма. [ 7 ] Однако Фальк Рейтц (1993) из Боннского университета считает, что храм всегда был храмом Шактов , посвященным богине ( Деви ). Рейц связывает несколько скульптурных фрагментов из Абханери (сейчас хранящихся в различных музеях) с храмом Харшат Мата и приходит к выводу, что эти фрагменты демонстрируют сильное влияние Шактов и Шайвов. По мнению Рейца, это неудивительно, поскольку Дурга и Парвати (жена Шивы) считаются разными аспектами одной и той же богини. [ 8 ] Рейтц заявляет, что скульптуры вайшнавов в храме занимают «подчиненное положение» и не могут использоваться для того, чтобы делать какие-либо выводы о сектантской принадлежности храма. По его словам, храмы панчаятаны имеют тенденцию быть синкретическими , и неудивительно, что в храме Шактов можно найти скульптуры вайшнавов или шиваитов. [ 6 ]
По мнению Рейца, два фрагмента скульптуры Дурги , обнаруженные в комплексе Чанд Баори, возможно, принадлежали главному идолу первоначального храма. Эта скульптура, по-видимому, представляла собой статую Дурги высотой 1,5 метра (4 фута 11 дюймов) в ее форме Махишасура-мардини (убийцы демона-буйвола ). На более крупном фрагменте изображена нижняя часть туловища Дурги с ее левой ногой, ее львиной ваханой , слугой-мужчиной и обезглавленным буйволом. На меньшем фрагменте изображены шесть правых рук многорукой Дурги, одна из которых вытягивает стрелу из колчана; здесь также присутствуют остатки нимба в форме листа лотоса и двух гандхарвов (небесных существ). [ 5 ] Рейтц указывает, что неповрежденная скульптура была бы похожа на идола в храме Пипала-деви в Осиане , который, как и храм Харшат Мата, был датирован Мейстером 800–825 годами нашей эры. [ 9 ]
Строитель
[ редактировать ]Строитель первоначального храма неизвестен. [ 10 ] [ 11 ] По словам Агравалы, скульптуры являются представителями раннего искусства Гурджара-Пратихара . [ 12 ] Рейц предполагает, что храм мог быть построен под патронажем местного принца Чахаманы (возможно, Гуваки I ) при поддержке его повелителя Гурджара-Пратихара (возможно, Нагабхаты II ). Он отмечает, что Шакамбхари - божество-покровитель Чахаманов - было идентифицировано как форма Дурги, а надпись на медной пластине Бхагавати Барах утверждает, что Бхагавати (еще одна форма богини) была одним из божеств-покровителей Нагабхаты II. [ 13 ] Атертон отмечает, что отсутствие адекватной исторической информации не позволяет с уверенностью отнести храм к конкретному правителю. [ 1 ] но более вероятно, что покровителями храма были Гурджара-Пратихара, а не Чахаманы, причем лучшим кандидатом был Нагабхата II. [ 14 ]
Современная история
[ редактировать ]В 20 веке в святилище находился идол Дурги, который был украден. Его заменили идолом богини Лакшми , которому сейчас поклоняются как Харшат-Мата. [ 15 ]
Храм по-прежнему используется в религиозных целях; он был внесен в список Археологической службой Индии в соответствии с Законом № LXXI от 28 ноября 1951 года. [ 16 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Первоначальный храм, судя по всему, был построен в стиле панчаятана , в котором есть главная святыня, окруженная четырьмя вспомогательными святынями. [ 5 ] Несмотря на то, что за несколько столетий он был разрушен и изменен, части главного храма и дно открытой мандапы с колоннами кажутся нетронутыми. Большая часть платформы сохранилась, и вокруг нее лежат резные камни оригинальной конструкции, но большая часть скульптур была вывезена в музеи Амбера, Раджастхан , и Центральный музей в Джайпуре . [ 17 ]
Вход в храм обращен на восток, в сторону восходящего солнца. Храмовый комплекс построен на двух широких ступенчатых террасах ( джагати ), которые изначально включали в себя обходную дорожку, ныне частично разрушенную. Граница нижней террасы имеет относительно простой набор фундамента и цоколя ( ведибандха ), имеющих вверху декоративные узоры. Руины двух небольших святынь обрамляют входную лестницу. Верхняя терраса гораздо более украшена, но в значительной степени разрушена; единственное изображение, которое осталось нетронутым, - это Нарасимха в окружении воинов. [ 1 ]
Четыре вспомогательных святыни, возможно, располагались на верхней террасе. [ 5 ] Франк Рейтц, который считает, что главным идолом храма всегда был идол Дурги, предполагает, что четыре вспомогательных святилища располагались в Сурье (северо-западный угол), Ганеше (северо-восточный угол), Карттикее (юго-восточный угол). и Лакшми-Нараяна или Ума-Махешвара (юго-запад). Теория Рейца основана на анализе других современных и почти современных храмов, а также на исследовании различных фрагментов, найденных на территории комплекса Чанд Баори или хранящихся в различных музеях. [ 18 ]
-
Входная лестница
-
Главный купол вокруг Гарбхагрихи
-
Изображение Харшата Маты в святилище
-
Резьба по камню на верхней террасе
Главная святыня возведена на платформе ( манча ), расположенной наверху двух террас. Платформа ограничена обходной тропой ( сандхара ), которая соединялась с крыльцом с колоннами ( гудхамандапа ). Первоначальная дорожка и крыльцо были разрушены и бессистемно перестроены. [ 1 ] На платформе представлены фигуры, занимающиеся любовной деятельностью, [ 19 ] которые кажутся изображениями встреч между королевской персоной и его супругами. [ 4 ] По словам историка искусства Синтии Пакерт Атертон (1995), это идеализированное изображение королевского покровителя храма и символическое правление Вишну на земле, тем самым укрепляя идею божественного царства . [ 20 ]
Несколько скульптурных фрагментов, найденных на территории прилегающего ступенчатого колодца Чанд Баори ; Формат и размеры этих фрагментов позволяют предположить, что когда-то они были прикреплены к цоколям объездной дорожки. Большинство этих фрагментов содержат шиваитские изображения, в том числе изображения Шивы в различных формах, таких как Ардханаришвара , его жена Парвати , их сын Карттикея и бык Шивы Нанди . [ 19 ] Нет никаких свидетельств существования какой-либо шиваитской святыни в храмовом комплексе. [ 21 ] Храм Харшат Мата теперь является храмом Деви и, предположительно, изначально был вайшнавским храмом; поэтому иконографическое значение этих фрагментов неясно. [ 19 ]
- Скульптуры и декоративные мотивы
-
Богиня
-
Божество
-
Мужчина с луком и стрелами
-
Сидящее божество
-
Резная цветочная скульптура
-
Курган в ящиках
-
Скульптурные плиты
-
Таблетки
-
Резная скульптура павлина
-
Любовная деятельность
Первоначальный главный храм был намного выше и имел надстройку ( шихара ) башню. Однако надстройка была разрушена, а позже восстановлена с простым куполом. [ 1 ] Скульптуры на стенах храма в значительной степени утрачены: к сохранившимся скульптурам относятся скульптуры Вишну , его ваханы — Гаруды , Баларамы , апсары (небесной женщины), вьялы (леогрифа), Агни , четырёхрукого сидящего мужчины, подобного Шиве. , мужчина, сидящий на макаре (мифическом морском существе), мужчина, стоящий на коленях, которому массируют ступни четыре служанки, танцовщицы и музыкант, среди другие. [ 22 ]
По мнению историка искусства Синтии Пакерт Атертон, эти изображения можно объяснить с помощью поклонения Вишну , описанного в текстах Панчаратры . Эти тексты характеризуют различные проявления Вишну, последовательно исходящие из его высшей формы Васудевы; его брат Самкаршана (Баларама) исходит от Васудевы; его сын Прадьюмна происходит от Баларамы; а его внук Анируддха происходит от Прадьюмны. [ 7 ]
Во внутренней структуре храма есть святилище панчаратха ( гарбхагриха ): в нем есть идол Харшат Мата, которого не было в первоначальном храме. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Храм Харшнатх , построенный во время правления царя Чахаманы Виграхараджи II.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 202.
- ^ Перейти обратно: а б Чандрамани Сингх, изд. (2002). Охраняемые памятники Раджастана . Джавахар Кала Кендра. стр. 176–177. ISBN 978-81-86782-60-6 .
- ^ Синтия Пакерт Атертон 1997 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фальк Рейтц 1993 , с. 645.
- ^ Перейти обратно: а б Фальк Рейтц 1993 , с. 652.
- ^ Перейти обратно: а б Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 207.
- ^ Фальк Рейтц 1993 , с. 649.
- ^ Фальк Рейтц 1993 , стр. 645–646.
- ^ Хамендар Бхишам Пал (1969). Храмы Раджастана . Пракаш. п. 83.
Строительство древнего храма Харшатмата, расположенного в небольшой деревне Абанери или Абханагари, в четырех милях от железнодорожного вокзала Бандикуи в районе Джайпура, относят к 9 веку. Строитель этого храма неизвестен...
- ^ Раджани Мишра (1989). Поклонение Брахме, традиции и иконография . Канишка. п. 43. ИСБН 9788185475219 .
В 9 веке нашей эры в Абанери был построен храм Харшамата, строитель которого неизвестен.
- ^ Р. К. Агравала (1970). «Перемычка Пратихара в Национальном музее, Нью-Дели». Восток и Запад . 20 (1/2). Итальянский институт Африки и Востока (IsIAO): 117–119. JSTOR 29755504 .
- ^ Фальк Рейц 1993 , стр. 652–653.
- ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , стр. 235–236.
- ^ Раджендра Ядав (2006). Скульптурное искусство Абанери: парадигма . Джавахар Кала Кендра / Литературный кружок. п. 5. ISBN 9788181820297 .
Древний разрушенный храм широко известен как Харшатмата-ка-Мандир, в честь почитаемого божества Дурги. Ему поклонялись как Харшатмате, который был украден несколько десятилетий назад, но позже, несмотря на Дургу, изображение Лакшми было установлено в святилище, которому поклоняются, и теперь оно называется Харшатмата.
- ^ «Харсат Мата ка Мандир» . Археологическая служба Индии Джайпурский круг . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Джордж Мичелл 1990 , с. 273.
- ^ Фальк Рейтц 1993 , с. 648.
- ^ Перейти обратно: а б с Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 203.
- ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 212.
- ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 211.
- ^ Синтия Пакерт Атертон 1995 , с. 206.
Библиография
[ редактировать ]- Синтия Пакерт Атертон (1995). «Храм Харшат-Мата в Абанери: уровни значения». Искусство Азии 55 (3/4): 201–236. дои : 10.2307/3249750 . JSTOR 3249750 .
- Синтия Пакерт Атертон (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10789-4 .
- Фальк Рейтц (1993). Аско Парпола и Петтери Коскикаллио (ред.). «Храм Харшатмата в Абанери: первоначально комплекс Деви-панкаятана» . Южноазиатская археология . II . Суомалайнен Тидеакатемия: 645–656. ISBN 9789514107290 .
- Джордж Мичелл, изд. (1990) [1989]. Путеводитель «Пингвин» по памятникам Индии, Том 1: буддисты, джайны, индуисты . Книги о пингвинах. ISBN 0140081445 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кришна Дева (2008). Храмы Северной Индии . Национальный книжный фонд, Индия. ISBN 978-81-237-1970-2 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки (1991). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Том. Северная Индия. Период ранней зрелости. Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-691-04094-3 .
- Пупул Джаякар (1959). «Средневековая скульптура: Абанери». Марг . 12 (2): 28–30.
- К. Маргабандху (1981). «Некоторые известные скульптуры из Абанери, Раджастхан» . В Виджае Шанкаре Шриваставе (ред.). Культурные контуры Индии: Том поздравлений доктора Сатьи Пракаша . Абхинав. стр. 197–199. ISBN 978-0-391-02358-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Харшат Мата ка Мандир , на Викискладе?