Jump to content

Чоук пурана

Вирасти мела, Батинда: искусство глиняных стен

Чоук-пурана или Чоукпурана — народное искусство, практикуемое в Пенджабе , Харьяне , Химачал-Прадеше , Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше . [1] В Уттар-Прадеше термин чоук-пурана относится к украшению пола различными узорами с использованием муки и риса. [2] а также стены с использованием дизайна, характерного для данного региона. [3]

Точно так же, по словам Ариана (1983), термин чоук-пурана в Пенджабе относится к напольному искусству и росписи глиняных стен. Это искусство в основном практикуется женщинами и является народной традицией. [4] В Пенджабе во время таких фестивалей, как Холи , Карва Чаут и Дивали , стены и дворы сельских домов украшаются рисунками и картинами, похожими на ранголи в Южной Индии, мандану в Раджастхане и сельское искусство в других частях Индии. Грязевые стены Чоук-Пурана в Пенджабе придали форму крестьянкам штата. Во дворах это искусство рисуется с помощью куска ткани. Искусство включает в себя рисование мотивов деревьев, цветов, папоротников, лиан, растений, павлинов, паланкинов, геометрических узоров, а также вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Эти произведения искусства добавляют праздничной атмосферы. [5]

Этимология и история

[ редактировать ]

Термин «чоук-пурана» состоит из двух слов: «чоук» означает «квадрат», а «пурана» означает «заполнять». Это искусство представляет собой народное искусство глиняных стен Пенджаба, нарисованное для украшения или фестивалей. Хасан (1998) отмечает, что в 1849–1949 гг. н. э. на глиняных стенах были нарисованы декоративные узоры с редкими изображениями птиц или животных. [6] Галл и др. (2009) в «Энциклопедии культур и повседневной жизни Worldmark: Азия и Океания» утверждает, что народному искусству Пенджаба может быть тысячи лет, отмечая сходство между глиняными игрушками деревенских гончаров и хараппскими статуэтками. Женщины рисуют замысловатые узоры на глиняных стенах во время фестивалей, продолжая давнюю традицию. [7]

Точно так же в «Haryana Review» (1981) говорится, что художники обмазывают глиняные стены коровьим навозом, который затем белят. Затем рисуются линии, образующие символические картины, олицетворяющие «прибыль, удачу и процветание». [8] В 1968 году Лалит Кала Академи сообщила о том, как художники Северной Индии рисуют картины, отметив, что некоторые художники «обладают особым даром изображать красочные сцены из эпоса: некоторые работают только очень тонкими линиями, работая черными чернилами и синдхур (розовая марена). ". распространенность настенного искусства на фестивале Санджи В этой же публикации описывается . Фестиваль отмечается ежегодно во время Наваратри. Женщины в северной Индии, включая территорию вокруг Дели, Уттар-Прадеша и Пенджаба, обмазывают стены и внутренние дворы грязью и коровьим навозом. Затем с помощью круглых или треугольных глиняных дисков рисуются геометрические узоры. [9]

Роспись стен глиной

[ редактировать ]

Канг (1988) в своем исследовании настенного искусства в Пенджабе утверждает, что в основе картин лежат круглые и треугольные формы, создающие ветви и цветы». [10] По словам Диллона (1998), женщины создают «геометрические фигуры, такие как деревья, птицы, открытая рука, геометрические фигуры, такие как квадрат, треугольники и круги, а иногда и абстрактные рисунки, человеческие фигуры и божества». [11] Ариан (1983) подчеркивает, «что, несмотря на свое название, декоративные узоры рисуются не на пороге дома», а на стенах. [12] Однако, по словам Кохли (1983), пенджабские женщины рисуют чоукпурну «на своих порогах для благополучия и процветания членов своей семьи, а также для того, чтобы приветствовать посетителей». [13]

Бхатти (1981) описывает процесс, используемый художниками Пенджаба при рисовании глиняных стен. Основа – глиняно-навозная штукатурка. Для оформления художница использует отпечатки пальцев и следы ладоней. В качестве пигментов используют мел, желтую и красную глину. На штукатурке нарисованы традиционные и народные мотивы. [14] Также используется черный цвет. [15]

Дхамиджа (1971) пишет, что настенные росписи нарисованы пастой из белого риса. Иногда также используется охра (глина) и несколько цветов. Настенные росписи отображают символические ритуальные рисунки, которые созданы для того, чтобы «отпраздновать особые случаи — такие фестивали, как Дивали или Душера; счастливые семейные праздники, такие как рождение ребенка». [16] Поскольку произведения искусства написаны на глиняных стенах, картины рисуются дважды, а возможно, и больше раз в год. Иногда искусство можно увидеть и на кирпичных стенах, оштукатуренных известью. Однако традиция ослабевает из-за культурных изменений в Пенджабе. [17] Тем не менее, в 2018 году Канг отмечает, что в некоторых глинобитных домах на стенах все еще можно увидеть традиционное народное искусство. [18] Точно так же Беди (1978) отмечает, что во время Дивали женщины обмазывают стены известью, а затем рисуют изображение Лакшми. [19]

Манку (1986) в своем исследовании поселений Гуджара утверждает, что люди в предгорном районе Пенджаба моют внешние и внутренние стены белой глиной, называемой голу. На внутренней стороне стен женщины рисуют религиозные мотивы рисовой пудрой, смешанной с водой. [20]

Ортта/Кандхоли

[ редактировать ]
Искусство глиняных стен, Пенджаб, Пакистан

Подобную форму народного искусства отмечает Канг (2019), который утверждает, что гравировка рисунков на стенах была популярна, когда в Пенджабе были распространены глиняные дома. Даже после постройки кирпичных домов зона для приготовления пищи во дворе была огорожена глинобитной стеной, называемой на пенджаби «Ортта», где женщины продолжали вырисовывать на стене узоры. Однако количество Ортты также сократилось, что повлияло на практику традиционного рисования. [21] Кохли (1983) приписывает женщинам искусство «украшения глиной, нанесенного на стены домов». [22] Желтую глину иногда использовали в качестве основы для вырезания мотивов. [23]

Ортта на пенджаби также называется кандхоли (стена), где женщины рисовали рисунки. [24] По словам Митавы (2004), стену нужно было обмазать цветной глиной, а затем нарисовать на белой глине цветы, павлинов и птиц. [25] Кехал (2006) отмечает, что на стенах также нарисованы кусты, бордюры и детские рисунки. [26]

Настенное искусство на фестивалях

[ редактировать ]
Современный образ санджи в Пенджабе

В Пенджабе изображения рисуют на стенах во время таких фестивалей, как Санджи и Хой . В Наваратри отмечается местный праздник, во время которого в первый день сажают пшеницу или ячмень, а в Дуссере рассаду погружают в воду. Саженцы ставят перед изображением Богини на стене. Аналогично изображения рисуются по праздникам в Харьяне и Уттар-Прадеше .

Напольное искусство

[ редактировать ]
Пенджабские свадебные ритуалы. Майя чоук пурана
современная форма Чоук пурана. О традиционном чоке из муки в Хошиарпуре, Пенджаб, см. AS: изображение 21 в разделе «Тарелки», Джуббал. [27]
Чоук пурана с кусочками мрамора и камня для соревнований в Чандигархе
Виджай Сампла, заместитель спикера, Видхан Сабха из Пенджаба, Шри Динеш Сингх Баббу, MLA, Патханкот, Шри Ашвани Шарма и другие высокопоставленные лица смотрят Ранголи на «Бети Бачао Бети Падхао», подготовленном студентами
Геометрический чоук, используемый в Пенджабе, традиционно готовится из муки и куркумы.

Согласно «Словарю пенджабского языка, подготовленному миссией Лодианы» в 1854 году, в Пенджабе чоук-пурана означает приготовление квадрата на полу из муки на свадьбах и посвящениях. В религиозных церемониях рисуются символы поклонения. [28] Некоторые из символов, используемых в индуистских церемониях, включают в себя изображение планет и Ом . [29] Это похоже на напольное искусство, чоук-пурана, в Уттар-Прадеше, где горшки ставятся посередине, а искусство рисуется вокруг них во время религиозных церемоний. [30] В Уттар-Прадеше альтернативное имя - Сона Рахна. [31]

В Пенджабе квадрат чока рисуют на полу мукой и куркумой. Иногда в квадрате также рисуют свастику. Такие рисунки делают перед свадьбой или когда мама новорожденного ребенка впервые выходит на природу. [32] [33] Среди других праздников - первый привоз домой лошадей/коров. Современные квадраты более красочные, в них используется рис.

Ариан (1983) в своем исследовании народного искусства Пенджаба пишет, что цветочные и геометрические узоры рисуются на глиняных стенах и во дворах с использованием «пудровых красок или цветов земли, таких как белый, ультрариновый Хил и индийская красная Геруа». Узоры создаются с помощью кусочка тряпки. Узоры, как правило, просты по сравнению с замысловатыми узорами картин манданы в Раджастане и Гуджарате. [34] Беди (2001) описывает чоук, изображающий планеты. Однако такой чоук является частью религиозных церемоний, и ему поклоняются. [35]

Напольное искусство западного региона Гималаев, включая Джамму, части Пенджаба и Химачал-Прадеша, называется ликну или дехар, но его также называют чоук, что имеет свой собственный стиль дизайна. [36] В нижних хребтах Джамму и Химачал-Прадеша, которые Джерат (1971) назвал регионом Догра, напольное искусство называется чоука пурнна. [37]

Пулкари Чоук

[ редактировать ]
Пхулкари Чоук с павлином. Мотивы, вышитые на Пхулкарисе, нарисованы в Пхулкари Чоук во дворах Пенджаба.

По словам Беди (2001), иногда во дворах Пенджаба чоук пурану рисуют с использованием муки и красок. Нарисованные узоры представляют собой мотивы, вышитые на фулкарисе . Зеленый цвет используется для ветвей и листьев, а белый, красный и желтый — для цветов. [38] Такой чок называется пхулкари чоук. Беди утверждает, что существуют разные виды чака, но отправной точкой является квадрат, сделанный из муки. Однако внутри квадрата можно создать любой дизайн, например круги или треугольные формы. Точки рисуются с помощью красного синдура ( киноварь ).

Баджпай (2015) в своем исследовании «Перспективы устойчивого развития парчового и чоукпурана и искусства Уттар-Прадеша» сообщает о процессе создания напольного искусства из чоук-пураны в Уттар-Прадеше. [39] Она утверждает, что вечером перед покраской глиняных стен геру смешивают с водой и распределяют по стенам и полу. Рис в день росписи замачивают в воде, затем мелко измельчают и смешивают с водой. Геру «раскладывают квадратной или прямоугольной формы в зависимости от случая, после чего рисуется рисунок». Женщины рисуют эскизы, используя точки, чтобы нарисовать контур, который затем соединяется линиями, используя меловой порошок на влажной земле или рисовую пасту на сухой поверхности. Баджпай далее утверждает, что в Уттар-Прадеше искусство пола и стен практикуется с использованием глины и кирпича. Искусство нарисовано на религиозных и общественных мероприятиях. В Уттар-Прадеше слово «чоук» означает «благоприятное место дома», тогда как пурана означает «рисование на полу/стене». Некоторые фестивали, когда рисуют искусство чаук, включают Ракша Бандхан , Девтан Пуджу и Холи . Традиция передавалась от матери к дочери. Однако Баджпай отмечает, что молодое поколение находится под влиянием телевидения в дизайне больше, чем женщины старшего возраста, которые занимаются традиционным искусством, свойственным Уттар-Прадешу, и не видели народных рисунков других штатов Индии.

Хотя напольное искусство западного региона Гималаев, включая Джамму и Химачал-Прадеш, называется ликну, его также называют чоук или чоука пурнна. По данным Тадвалкара (2011), [40] в горном районе женщины обычно рисуют «народные рисунки на полах, порогах, стенах, зернохранилищах, ритуальных местах и ​​т. д.». Процесс включает в себя подметание пола, а затем его штукатурку коровьим навозом, который, как только он начинает высыхать, разглаживается круглым камнем. Иногда женщины создают слоеные бордюры кончиками пальцев по влажному покрытию. Узоры называются хангайян. Тадвалкар (2011) утверждает, что «процесс коровьего навоза известен в этом регионе как липна, тогда как напольное искусство называется ликноо (письмо), дехар (по отношению к дехали, порог) или чоук». Фон окрашен коричневой землей (лошти). Материалы, используемые для рисования, включают пасту из рисовой или пшеничной муки или белую землю, известную как голу или макол. Тадвалкар далее утверждает, что женщины рисуют цветочные мотивы, такие как лотос и роза, а также заостренные геометрические фигуры. Используются цвета. Этот вид напольного искусства называется пхулчиттарана. Такое напольное искусство рисуют по разным поводам, в том числе на фестивалях.

Точно так же Гупта (2020) в своей исследовательской работе Чаук пурнна Уттар-Прадеш ки лок санскрити ка строт ек вивечан также объясняет, что искусство Чоук Пураны в Уттар-Прадеше практикуется женщинами на фестивалях и в счастливых случаях. [41] Гупта также описывает особый тип искусства Чоук. Когда искусство рисуется на пороге дома во время свадьбы, это искусство называется четрау или читери и включает в себя изображение Ганеши. Цвета, используемые для рисования читери, включали желтый, синий и зеленый.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шарма, С.Д. (2010) Рис: происхождение, древность и история. ЦРК Пресс
  2. ^ Доктор Гупта, Хридая (2018) Чоук Пурна (народное искусство Уттар-Прадеша) Чоук пурана Уттар-Прадеш ки шубх анкан лок кала. Уттар-Прадеш Хинди Санстан, Лакхнау
  3. ^ Шодгана: Глава 4: Мотивы и их символика: Напольное искусство и другие виды искусства ... [1]
  4. ^ Ариан, KC (1983) Культурное наследие Пенджаба, 3000 г. до н.э. - 1947 г. н.э., Рекха [2]
  5. ^ Рисование рисунков на стенах , Триша Бхаттачарья (13 октября 2013 г.), Deccan Herald . Проверено 7 января 2015 г.
  6. ^ Хасан, Муссарат (1998) Живопись на равнинах Пенджаба: Ферозсоны 1849-1949 гг . [3]
  7. ^ Галл, Тимоти, Л. (2009) Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark, Том 4. Gale Publishing [4]
  8. ^ Обзор Харьяны (1981)
  9. ^ Лалит Кала Современная, Тома 7–14 (1968) Лалит Кала Академи
  10. ^ Канг, Канварджит Сингх (1988) Панджаба де кандха-циттар. Издательское бюро Пенджабского университета. [5]
  11. ^ Диллон, И.С. (1998) Народные танцы Пенджаба. Национальный книжный магазин
  12. ^ Ариан, KC (1983) Культурное наследие Пенджаба, 3000 г. до н.э. - 1947 г. н.э., Рекха [6]
  13. ^ Кохли. Яш (1983) Женщины Пенджаба. Страница 56Шикарные публикации
  14. ^ Бхатти, СС (1981) Современные художники в Пенджабе. Пенджаб Лалит Кала Академия <
  15. ^ Пуни, Бальбир Сингх (1992) Панджаби локадхара ел сабхиачара
  16. ^ [7] Дхамиджа, Рам (1971) Изображение Индии: наследие индийского искусства и ремесел. Публикации Викаса
  17. ^ Панджаби сабхиачара (1998) Бхаша Вибхаг Пенджаб
  18. ^ Канг, Канварджит Сингх (25 сентября 2018 г.) Punjabi Tribune Pinda di parampravadi lok kala (Традиционное народное искусство деревень) [8]
  19. ^ Беди, Ванджара Сингх (1978) Вишава коша в панджабской локадхаре. Том 8. Пенджабские публикации [9]
  20. ^ Манку, Даршан Сингх (1986)Поселения Гуджаров: исследование по этнической географии [10]
  21. Доктор Канварджит Сингх Канг (06.02.2019) Висри Лок Кала Ортта Пенджаби Трибьюн. [11]
  22. ^ Кохли, Яш (1983) Женщины Пенджаба. Шикарные публикации
  23. ^ Watno Paar Punjabi News (по состоянию на 30 марта 2020 г.) Aurat de kala suhaj da prateek Ortta [12]
  24. Сандху, Амритпал Сингх (19 января 2017 г.) NRI Сарокаар. Пуратан гхар: Пенду рехтал да дарпан. nrisarokar.ca
  25. ^ Митава, Дарашана (2004) Куриам криам. Публикации Уданы
  26. ^ Кехал. Харкеш, Сингх Алоп Хо Риха Пенджабская Вирса (Исчезающая пенджабская Вирса) Локгит Пракашан [13]
  27. ^ [14]
  28. ^ Словарь языка пенджаби, подготовленный в рамках миссии Лодианы (1854 г.). Миссия Пресс [15]
  29. ^ Чхота, Харанека Сингха (2006) Паттала кави: локадхарака адхиайна Амараджита Сахита Пракашана. [16]
  30. ^ Доктор Гупта, Хридая (2018) Чоук Пурна (народное искусство Уттар-Прадеша) Чоук пурана Уттар-Прадеш ки шубх анкан лок кала. Уттар-Прадеш Хинди Санстан, Лакхнау
  31. ^ Саксена, Джогендра (1985) Мандана, Музей ремесел народного искусства Раджастана [17]
  32. ^ Malwai wde lok gita-boliam: ma suhagana shaan kare. Пенджабский университет
  33. ^ Мираси Кабила. Шодганга
  34. ^ Ариан, KC (1983) Культурное наследие Пенджаба, 3000 г. до н.э. - 1947 г. н.э. Арендуйте Пракашан.
  35. ^ Беди, Ванджара Сингх (2001) Ванаджара Беди ди атама катха. Публикации Араси [18]
  36. ^ Тадвалкар, Наяна (2011) Эфемерное напольное искусство традиций и преемственности истории Индии. Исследователь: [19]
  37. ^ Джерат, Ашок (1971) Народное искусство Дуггара, том 1. Atlantic Publishers
  38. ^ Беди, Ванджара Сингх (2001). Ванаджара Беди ди атама катха. Публикации Араси [20]
  39. ^ Баджпай, Шалени (2015) Парча и чоукпурана, а также искусство Уттар-Прадеша имеют перспективы их устойчивости. Шодганга [21]
  40. ^ Эфемерное напольное искусство традиций и преемственности истории Индии. Исследователь: Тадвалкар, Наяна [22]
  41. ^ Ручи Гупта 2020. Чаук Пурна анализ источника народного санскрита Уттар-Прадеша. Шодганга [23]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c132163b96ab210de956b8e3c76861a__1719651780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/1a/3c132163b96ab210de956b8e3c76861a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chowk poorana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)