Сусанна и старцы в искусстве

«Сусанна и старейшины» — это ветхозаветная история о женщине, ложно обвиненной в прелюбодеянии после того, как она отказала двум мужчинам, которые, обнаружив друг друга шпионящими за ней, пока она купается, сговорились шантажировать ее с целью секса. Изображения этой истории относятся к концу III — началу IV веков и создаются до сих пор.
Эту историю изображали многие художники, особенно в периоды раннего христианства , позднего Возрождения и барокко . Купающаяся Сусанна впервые была показана полностью одетой и служила символом веры и супружеского целомудрия; в 15 веке все больше изображений изображали ее обнаженной в ванне и становились все более похотливыми. Современные ученые объясняют это, указывая на привлекательность для художников-мужчин и покровителей изображения обнаженной женщины, за которой наблюдают сексуально возбужденные одетые мужчины. Картины Артемизии Джентилески были одними из первых, кто отошел от столь многообещающих изображений Сюзанны, запечатлев ее крайнее горе во время встречи.
История
[ редактировать ]
В тринадцатой главе Книги Даниила (или Книги Сусанны в ветхозаветных апокрифах ) Сусанна, молодая и красивая замужняя женщина, вожделена двумя уважаемыми мужчинами. Однажды они ловят друг друга на том, что они шпионят за ней, пока она купается. Вместе они вынашивают заговор, чтобы шантажировать ее, заставляя заняться с ними сексом, говоря ей, что они дадут показания, что поймали ее на прелюбодеянии, что карается смертью, если она не подчинится. Она отказывается, и они обвиняют ее перед общиной, свидетельствуя, что видели, как она занималась сексом с молодым человеком под деревом в саду ее мужа. Сусанна приговорена к казни и обращает взор к небу в молитве о помощи. Появившись внезапно, молодой Дэниел возражает против приговора и настаивает на перекрестном допросе двух мужчин по отдельности, спрашивая их, под каким деревом прелюбодеи занимались сексом. Первый говорит « мастика» , второй — « дуб» , и двое мужчин уличены во лжи и сами казнены.
Раннехристианские и средневековые изображения
[ редактировать ]
Сюзанна – одна из первых библейских женщин, появившихся в христианском искусстве . Она принадлежит к группе личностей из Ветхого Завета – наряду с Ноем , Авраамом и Исааком , Моисеем , Даниилом и тремя еврейскими детьми и Ионой – которые упоминаются в христианской commendatio animae (похваление душ), молитве третьего века. Сказанное над умиранием, которое до сих пор включено в римско-католическую литургию . [ 1 ] Эти же самые фигуры появляются на стенах катакомб и мраморных саркофагах , начиная с конца третьего века, с воздетыми в молитве руками ( orant ), потому что они находятся в такой большой опасности, что только вмешательство Бога может их спасти. Для первых христиан изображения Сусанны и других людей олицетворяли личное спасение, доступное через Божью благодать и Иисуса . жертву [ 2 ]
Среди самых ранних изображений Сусанны и Старцев находятся те, что находятся в катакомбах Прискиллы в Риме, одной из старейших и крупнейших катакомб в Риме, возможно, использовавшихся для христианских захоронений еще в 200 году. Картины конца третьего - начала четвертого века. века находятся в подземном помещении, которое стало известно как cappella greca (Греческая часовня) после того, как там были найдены две греческие мемориальные надписи. [ 3 ] Три сцены из истории Сюзанны являются самыми крупными и заметными в комнате и включают в себя ее обвинения со стороны Старейшин. [ 4 ] Необычный аллегорический пример образа Сусанны и старцев того же периода найден в римской катакомбе Претекстата: овца с надписью «СЮЗАННА» стоит между двумя волками, один из которых подписан «СЕНИОРИС» (старший). Это изображение также может быть намеком на нападения еретиков на православных верующих (верных овец). [ 5 ] Еще более важно то, что это ранний пример изображения, в котором женщину можно считать символом Иисуса, в данном случае Agnus Dei , Агнца Божьего. Ранние богословы, такие выдающиеся, как Августин , Амвросий и Иероним, в своих трудах связывали Сусанну с Иисусом. [ 6 ]

Многие другие изображения на стенах катакомб или мраморных саркофагах изображают Сусанна, стоящую между двумя старцами или между двумя деревьями, которые символизируют их двойственность. Женщина между двумя деревьями также могла быть смесью Сусанны и умершей христианки в райском саду : ранняя Церковь восхваляла Сюзанну как воплощение скромности, невинности и супружеской добродетели, и она могла соответствующим образом украсить гробницу. любой христианки с хорошим характером. [ 7 ]
Помимо множества ранних изображений на стенах катакомб и саркофагах, история Сюзанны была изображена на предметах из стекла и слоновой кости, таких как Брешианская шкатулка , важная шкатулка для реликвий из слоновой кости из Италии четвертого века. [ 8 ]

Кристалл Сюзанны, также известный как Кристалл Лотаря , представляет собой горный хрусталь с гравировкой середины 9-го века в позолоченной медной оправе, изготовленный в регионе Лотарингия на северо-западе Европы. Несмотря на небольшой размер (4-1/2 дюйма в диаметре), на нем вырезаны восемь виньеток с историей Сусанны, с надписями из латинской Библии Вульгаты, сопровождающими каждую сцену. Фигуры выполнены в стиле Реймсской школы и встречаются в работах, заказанных епископом этого города Эббо , таких как знаменитая Утрехтская Псалтирь . Надпись на обратной стороне кристалла называет Лотаря II , короля Лотарингии , комиссаром. [ 9 ] Кристалл, возможно, был подарком Лотаря около 865 года, чтобы умилостивить свою королеву Теутбергу , которая пережила испытание, подобное Сусанне: в попытке отдать ее своей любовнице Лотарь приказал двум архиепископам ложно обвинить ее в инцесте, но она был реабилитирован по требованию Папы Николая I. После этого королевские женщины обращались к ней, когда с ними плохо обращались. [ 10 ]
История более поздних изображений
[ редактировать ]За очень немногими исключениями, Сюзанна всегда изображается полностью одетой в сцене купания в раннехристианском и средневековом искусстве. Однако в пятнадцатом веке, хотя некоторые художники продолжали изображать ее в скромной одежде, все больше изображений изображают ее в платье, натянутом выше колен, или полностью обнаженной. Начиная примерно с 1470 года, обнаженная Сусанна является предметом картин многих художников, в том числе художников, которые изображали эту сцену несколько раз. Особенно часто эту историю изображали с 1500-х годов, когда в моду вернулась обнаженная натура. [ 11 ] : 149 На практике это давало художникам возможность продемонстрировать свое мастерство в изображении обнаженных женщин, часто для удовольствия своих покровителей-мужчин . [ 12 ] [ 13 ]


По словам Мэри Гаррард, эта сцена была необычайно привлекательной для художников-мужчин и меценатов-мужчин как «возможность для узаконенного вуайеризма». зритель картины — точка зрения персонажа сцены. [ 11 ] : 149–150 Гаррард отмечает, что важно то, что изображения «Суд Даниила» и «Побивание камнями старейшин» , двух других главных эпизодов этой истории, сравнительно редки в искусстве. [ 11 ] : 153 Вместо того, чтобы сосредоточиться на раскрытой истине или восстановлении справедливости, почти все изображения сосредотачиваются на обнаженной или частично обнаженной женщине, за которой наблюдают или докучают сексуально возбужденные полностью одетые мужчины. [ 11 ] : 153
Гарар утверждает, что обладание женщиной, которая четко сказала «нет», на самом деле является изнасилованием, и что изображения Сюзанны и старейшин с точки зрения старейшин являются изображениями с точки зрения покушавшихся на насильников. [ 11 ] : 152 Дилемма Сюзанны чаще всего изображается не как ее желание избежать преследования, а как поддаться или нет ее предполагаемому естественному желанию заняться сексом с двумя пожилыми шантажистами. [ 11 ] : 153
Изображения
[ редактировать ]Изображения на картинах конца XVIII века, с небольшими отклонениями, имеют тенденцию изображать Сюзанну мало протестующей, а иногда и кажущейся уступчивой. [ 11 ] : 150
В период Возрождения возрос интерес к обнаженным телам и их производству, интерес к которым упал в средние века. Увеличилось производство картин с изображением обнаженных женщин. Типичные изображения показывают, что Сюзанна протестует против того, чтобы за ней наблюдали мягко или вообще не следили. [ 11 ] : 150 В изображениях этой сцены в этот период обычно подчеркивалась точка зрения старших — вуайеризм, которым они наслаждались, их предвкушение секса — и не отражались страдания Сюзанны, за исключением редких случаев, когда она представляла ее с глазами, устремленными к небесам в мольбе о помощи. [ 11 ] : 6–7 Норма Броуд назвала эти и подобные изображения в искусстве Возрождения вопиющим искажением библейской Сусанны. [ 11 ] : 7
-
1492–1494 Пинтуриккьо
-
около 1500 г. Мастер Аполлона и Дафны.
-
1517 Лоренцо Лотто
-
ок.1540–1560 Ян Матсис
-
1561 Алессандро Аллори
-
1590 Аннибале Карраччи
-
1598 Людовико Карраччи
-
1599 Корнелис ван Харлем
Лечение в период барокко, скорее всего, подчеркивало точку зрения Сюзанны, которая испытывает дискомфорт или возражает против наблюдения, в то время как другие продолжали концентрироваться на мужском взгляде. В изображениях 17-го века сочетание неприятия Сюзанной ухаживаний мужчин и взгляда на небо стало обычным явлением, хотя в библейском отрывке она не смотрит на небо до тех пор, пока ее публично не обвинят в прелюбодеянии. [ 14 ] : 358, 424
-
1607 Рубенс
-
1643 г., Массимо Станционе
-
1649 Артемизия Джентилески
-
Около 1700–1727 гг., Джузеппе Бартоломео Кьяри.
-
1650 Гверчино
Современные представления изображают Сюзанну либо одинокой, не замечающей, что за ней наблюдают, либо некомфортной из-за этого. К середине XIX века в изображениях старцев часто не было, и единственным зрителем был зритель картины. [ 11 ]
-
1810 Пьер Ван Ханселер
-
1822 Петр Басин
-
1850 Франческо Айес
-
1862 Хуан Мануэль Бланес
-
1878 г. Смокинг Лорита
-
1879 г. Смокинг Лорита
-
около 1908 Макс Фурман Старший
Художники, создающие несколько изображений
[ редактировать ]«Сусанна и старцы», как и многие сцены с участием обнаженных женщин и одетых мужчин, была популярной темой, и многие художники за свою карьеру создали несколько картин. [ 11 ] [ 15 ] [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ]
Тинторетто 1550–1580-е гг.
[ редактировать ]-
в. 1550–1560 гг.
-
1552–1555 гг.
-
в. 1555 г.
-
около 1580-х годов
Рубенс 1607–?
[ редактировать ]Рубенс в своем изображении конца 1630-х годов помещает Сюзанну под яблоню, а не под мастику или дуб, что является данью Еве, райскому саду и сопротивлению, по словам Марка Лича, «высшему искушению»; По мнению Гаррарда, и Лич, и Рубенс подразумевают, что Сюзанне нужно было действительно обладать очень сильной волей, чтобы противостоять непреодолимому притяжению двух пожилых развратников, принуждающих ее к сексу. [ 11 ] : 152 В 1886 году Макс Русес назвал изображения Рубенса «отважным предприятием двух смелых авантюристов», которое Гарар назвал примером «замечательного свидетельства неукротимого мужского эго». [ 11 ] : 150
-
1607
-
ок.1609–1610 гг.
-
1611
-
1614
-
в. 1636–1639 гг.
-
(дата неизвестна)
Артемизия Джентилески 1610–1652 гг.
[ редактировать ]Артемизия Джентилески создала свое первое изображение в 1610 году, когда ей было семнадцать лет. [ 14 ] : 298 Картина считается одной из первых, на которой Сюзанна изображена явно расстроенной тем, что за ней наблюдают; по словам Кристиансена и Манна, «ни один другой художник не интерпретировал психологическое измерение» истории. [ 14 ] : 296 По мнению Мэри Гаррард , в картине использована явно женская точка зрения. [ 15 ] и представила «неортодоксальную интерпретацию» сцены, вызвав удивление Гаррард тем, что до тех пор, пока она не сделала это в 1982 году, ученые-искусствоведы не обращали внимания на эту неортодоксальность. [ 11 ] : 147–148 Гаррард отмечает сходство композиции с композицией Аннибале Карраччи 1590 года, но указывает на совершенно иное ощущение; Сюзанна Карраччи кажется «сексуально доступной и отзывчивой», в то время как Сюзанна Джентилески явно расстроена. [ 11 ] : 148 Пышно засаженный сад Карраччи заменен суровой каменной скамейкой и балюстрадой. [ 11 ] : 148–149 Картина передает несчастье Сюзанны, а не сосредотачивается на сексуальном удовольствии, к которому ее принуждают старшие. [ 11 ] : 149 Он уникален тем, что двое старцев шепчутся друг с другом, подчеркивая заговор между ними. [ 11 ] : 163 Гаррард писал, что «ни в одной другой известной мне версии этой темы Старейшины не шепчутся друг с другом». [ 18 ]

В начале 1611 года Джентилески была изнасилована Агостино Тасси , которого ее отец, Орацио Джентилески , нанял для обучения Артемизии, и вторым мужчиной, Козимо Куорли. [ 11 ] : 162–163 [ 18 ] В последующем судебном процессе над Тасси Артемизия была подвергнута накатанной головке , Тасси был признан виновным, но его приговор позже был отменен, а репутация Джентилески была испорчена. [ 11 ] : 163 Во время суда она показала, что Тасси и Кворли заставляли ее заниматься сексом, обвиняя ее в том, что она уже занималась сексом со слугой, что еще больше похоже на историю Сюзанны. [ 11 ] : 165 Гаррард предположил, что Джентилески, возможно, уже получал нежелательное внимание со стороны Тасси в тот период, когда она писала изображение 1610 года. [ 15 ] Она отмечает, что картина не об изнасиловании, а об угрозе изнасилования. [ 15 ] : 165 По словам Кристиансена и Манна, Джанни Папи определил, что старейшины были созданы по образцу Тасси и Орацио. [ 14 ] : 298 Гаррард отмечает, что Старейшина слева на ее картине - это «молодой человек с густыми волосами», что было «весьма необычно для картин Сюзанны»; На момент изнасилования Тасси было около тридцати лет. [ 18 ] Джина Сицилиано отмечает, что старейшины «носили темные кудри Агостино Тасси и лысеющую неряшливость Козимо Куорли». [ 19 ] В 1612 году Джентилески завершил работу «Юдифь, убивающая Олоферна» , которую некоторые ученые и комментаторы интерпретировали как визуальную месть. [ 13 ] [ 19 ]
Атрибуция картины и ее дата оспариваются, но атрибуция и датировка Гаррарда 1982 года с тех пор приняты большинством ученых. [ 14 ] : 298 Некоторые считают, что Орацио, должно быть, по крайней мере, дал указания. [ 14 ] : 298–299
Джентилески в конечном итоге создал как минимум еще три картины, изображающие этот инцидент, обычно также изображая Сюзанну явно расстроенной, а также еще одну возможность, которая с тех пор была утеряна и может быть работой Джанфранко Лоредана . [ 14 ] : 342, 355, 476 Ее вторая картина, которая не соответствует драматическому стилю других ее изображений Сюзанны, была в восемнадцатом веке приписана Джентилески, в девятнадцатом веке - Караваджо , но в 1968 году вновь приписана Джентилески, хотя Гаррард усомнился в этом совсем недавно. 2001 г. из-за необычного формата подписи. [ 14 ] : 355 и потому, что выражение лица Сусаны «совершенно не характерно для художницы». Кристиансен и Манн утверждают, что это может быть просто свидетельством приспособляемости Джентилески. [ 14 ] : 358 Сусана в этом изображении такая, как описано в апокрифах, где говорится, что «сквозь слезы она смотрела на Небеса»; Кристиансен и Манн предполагают, что различия в изображении могли возникнуть по указанию покровителя. [ 14 ]
Картина Джентилески 1649 года сочетает в себе два момента истории, которые были обычным явлением в изображениях 17 века: отказ Сюзанны от ухаживаний мужчин, как на картине 1610 года, и взгляд на небо, как на картине 1622 года. [ 14 ] : 358, 424 Кристиансен и Манн писали, что Джентилески взяла «гораздо более традиционную интерпретацию» этой истории, чем ее аналогично составленная, но сильно отличающаяся по стилю и ощущениям картина 1610 года. [ 14 ] : 424
-
1610
-
1649
-
1652
Рембрандт 1636–1647 гг.
[ редактировать ]Гаррард называет изображение Рембрандта 1647 года одним из наиболее сочувствующих Сюзанне, изображая ее очень молодой и невинной, но она указывает на сходство с Венерой Медичи , работой, которая считается очень сексуальной по своей природе, потому что фигура, пытаясь скрыть себя, привлекает к себе внимание. [ 11 ] : 154
-
1636
-
1647
Франц Штук 1904–1913 гг.
[ редактировать ]-
1904
-
1913
-
около 1913 г.
-
1913
Мужской взгляд
[ редактировать ]
В производстве произведений искусства условности художественного изображения связывают объективацию женщины мужским взглядом с лакановской теорией социального отчуждения — психологического расщепления, которое происходит из-за видения себя таким, какое оно есть, и видения себя как личности. идеализированное представление . В живописи итальянского Возрождения , особенно в жанре обнаженной женщины, это разделение восприятия возникает из-за того, что человек одновременно является зрителем и объектом наблюдения, а также из-за видения себя глазами других людей. [ 20 ] Сусанна и старцы, как и многие библейские или мифологические истории о женщинах, которые по какой-то причине в какой-то момент оказались обнаженными, были частым предметом картин обнаженной натуры . [ 11 ]
В телесериале и книге « Способы видения» (1972) искусствовед Джон Бергер использовал изображение сцены, чтобы обратить внимание на мужской взгляд и сексуальную объективацию женщин в искусстве и рекламе, подчеркнув, что мужчины выглядят , а на женщин смотрят как тематика изображений. [ 21 ] В целях искусства как зрелища мужчины действуют, а женщины подвергаются воздействию в соответствии с социальными условиями зрительского наблюдения, которые определяются художественными и эстетическими конвенциями объективации, которые художники не преодолели. [ 11 ] [ 15 ] [ 13 ]
В жанре обнаженной натуры эпохи Возрождения женщина, изображенная на картине, часто осознает, что на нее смотрят либо другие участники картины, либо зритель, смотрящий на картину, на которой она изображена. [ 22 ] Бергер анализирует две картины Тинторетто с изображением Сюзанны. В первом Сюзанна «оглядывается на нас, смотрящих на нее». Во втором она смотрит на себя в зеркало и таким образом присоединяется к художнику, зрителю и старшим в качестве зрителя самой себя. [ 16 ] Отсутствие беспокойства и даже беспечность Сюзанны по поводу того, что ее видят обнаженной как на картинах, так и на других картинах, изображенных художниками-мужчинами, контрастируют с явным беспокойством, проявленным в изображении той же сцены Артемизией Джентилески, художницей, чья Сюзанна ясно показывает, что она в отчаянии от того, что за ним наблюдают двое мужчин. [ 23 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Сюзанна — изображения женщин от Средневековья до MeToo . Каталог выставки, Музей Вальрафа-Рихардца, 2022–2023 гг. Под редакцией Роланда Кришеля и Ани К. Шевчик. Петерсберг: Майкл Имхоф Верлаг, 2023. ISBN 9783731912309.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеффри Спир, изд., Изображение Библии: самое раннее христианское искусство (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2007), 8-10.
- ^ Робин Маргарет Дженсен, Понимание раннехристианского искусства (Лондон: Routledge, 2000), 27, 36, 78.
- ^ Роберт Милберн, Раннехристианское искусство и архитектура (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1988), 25.
- ^ Кэтрин Смит, «Изобретение супружеского целомудрия: иконография Сусанны и старейшин в раннехристианском искусстве», Oxford Art Journal 16, вып. 1 (1992): 6–9.
- ^ Мускул 2007, 267.
- ^ Кэтрин Браун Ткач, «Сусанна как прообраз Христа», Исследования по иконографии 20 (1999): 102-3.
- ^ Смит 1992, 12.
- ^ Кэролайн Джослин Уотсон, «Программа баскетбола Брешии», Gesta 20, вып. 2 (1981): 286.
- ^ "Кристалл Лотаря". Британский музей . 20 января 2010 г. Архивировано из оригинала 20 января 2010 г. Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Женевра Корнблут, «Кристалл Сюзанны Лотаря II: целомудрие, церковь и королевское правосудие», Gesta 31, вып. 1 (1992): 25–39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Броуд, Норма; Гарард, Мэри Д. (1982). Феминизм и история искусства: подвергая сомнению литанию (1-е изд.). Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0-06-430525-2 . OCLC 7975967 .
- ^ Тревес, Летиция (2020). Артемизия . Лондон: Национальная галерея Company Ltd.
- ^ Jump up to: а б с д Мэри Гаррард, Артемизия Джентилески (1989), цитируется в Филиппи, Патрисия (2006). Живопись женщин: косметика, холсты и культура раннего Нового времени . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 75. ИСБН 978-0-8018-8225-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кристиансен, Кейт; Манн, Джудит Уокер (2001). Орацио и Артемизия Джентилески . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-006-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Броуд, Норма; Гаррард, Мэри Д. (1982). Феминизм и история искусства: подвергая сомнению литанию . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 978-0-429-50053-4 . OCLC 1028731181 .
- ^ Jump up to: а б с Бергер, Джон. Способы видения (1972): 50.
- ^ Итон, Энн Уэскотт (2018). «Что не так с (женской) обнаженной натурой? Феминистский взгляд на искусство и порнографию». В Маэсе, Ганс; Левинсон, Джеррольд (ред.). Эстетика и философия искусства — аналитическая традиция: антология . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1-119-22244-6 . OCLC 1050455938 .
- ^ Jump up to: а б с Гаррард, Мэри Д. (1988). Артемизия Джентилески: Образ женщины-героя в искусстве итальянского барокко Издательство Принстонского университета. п. 204. ИСБН 0-691-04050-8 . OCLC 17727236 .
- ^ Jump up to: а б Сицилиано, Джина (2019). Конрад, Грот (ред.). «Я знаю, кто я»: жизнь и времена Артемизии Джентилески . Сиэтл: Фантаграфика. стр. 53, 133. ISBN. 978-1-68396-211-3 . OCLC 1061819961 .
- ^ Стуркен, Марита; Картрайт, Лиза (2001), «Наблюдение, власть и знание», в Стуркене, Марита; Картрайт, Лиза (ред.), «Практика взгляда: введение в визуальную культуру» , Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 81 , ISBN 9780198742715 .
- ^ Белл, Вики (14 января 2017 г.). «Как Джон Бергер изменил наш взгляд на искусство» . Независимый . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Бергер, Джон (1973), «Раздел 3», в книге Бергер, Джон (редактор), «Пути видения» , Лондон: BBC Penguin Books, стр. 45 и 47, ISBN. 9780563122449 .
- ^ Кристиансен, Кейт; Манн, Джудит Уокер (2001). Орацио и Артемизия Джентилески . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 1-58839-006-3 . OCLC 47650673 .