Протосинайская надпись № 346, первая опубликованная фотография текста. [1] Линия, идущая сверху слева направо, может читаться как mt l bʿlt «... Леди».
Самые ранние протосинайские надписи в основном датируются серединой 19 (ранняя дата) и серединой 16 (поздняя дата) века до нашей эры.
Основные споры ведутся между ранней датой, около 1850 г. до н.э., и поздней датой, около 1550 г. до н.э. Выбор той или иной даты определяет, будет ли она протосинайской или протоханаанской, и, в более широком смысле, определяет место изобретения алфавита в Египте или Ханаане соответственно. [12]
Однако обнаружение двух надписей Вади-эль-Холь возле реки Нил позволяет предположить, что письменность возникла в Египте. Эволюция протосинайского языка и небольшого количества протоханаанских надписей бронзового века основана на довольно скудных эпиграфических свидетельствах; только с крахом бронзового века и появлением новых семитских царств в Леванте протоханаанский язык четко засвидетельствован ( надписи Библа , 10–8 века до н.э., надпись Хирбет-Кейафа ок. 10 века до н.э. ). [13] [14] [15] [16]
«Я склонен видеть в этом один из многих алфавитов, которые использовались в странах Средиземноморья задолго до фиксированного алфавита, выбранного финикийцами. Масса знаков использовалась непрерывно с 6000 или 7000 г. до н. алфавиты Средиземноморья - карийцы и кельтиберы сохранили наибольшее количество знаков, семиты и финикийцы - меньше... Две системы письма, изобразительная и линейная, которые, как обнаружил доктор Эванс, долгое время использовались на Крите. до финикийской эпохи покажите, как использовались несколько систем. Некоторые рабочие, нанятые египтянами, вероятно, ааму или ретенну – сирийцы, которых часто называют, имели эту систему линейных знаков, многие из которых, как мы обнаружили, они смешали; иероглифы с ним, заимствованные у своих мастеров. И вот мы имеем результат, датированный примерно пятью столетиями раньше самой древней известной финикийской письменности. Похоже, к такому выводу мы должны прийти на основе внешних свидетельств, которые мы можем проследить. Скрытый вывод очень важен, а именно, что обычные сирийские рабочие, которые не могли владеть мастерством египетского скульптора, были знакомы с письмом в 1500 году до нашей эры, и это письмо было независимым от иероглифов и клинописи. Это окончательно опровергает гипотезу о том, что израильтяне, пришедшие через этот регион в Египет и вернувшиеся обратно, не могли пользоваться письменностью. Здесь у нас есть обычные сирийские рабочие, владеющие письменностью, которую следует отдать должное знанию других семитских народов этого региона». [21]
Текст 350 Стелиформная каменная панель, столбец ii, левый столбец дает представление о положении горняков». [22]
По словам Уильяма Олбрайта в его книге «Протосинайские надписи и их расшифровка», первые надписи в категории, ныне известной как протосинайские, были обнаружены и скопированы Э.Х. Палмером в Вади-Магаре зимой 1868-1869 годов. Его текст не был опубликован до 1904 года. Однако Э. Х. Палмер отмечает, что он не был первым, до него работали другие, и поэтому его работа была скорее «повторным открытием». Зимой 1905 года Флиндерс Петри и его жена Хильда проводили серию археологических раскопок на Синайском полуострове . Во время раскопок в Серабит эль-Хадим , чрезвычайно прибыльном бирюзовом руднике, который использовался между Двенадцатой и Тринадцатой династиями , а затем между Восемнадцатой и серединой двадцатой династии , Петри обнаружил серию надписей в огромном храме, призывающем Хатхор , а также некоторые фрагментарные надписи в самих шахтах. Петри сразу узнал в надписях иероглифические символы, но при ближайшем рассмотрении понял, что письмо полностью алфавитный , а не сочетание логограмм и слогов, как в собственно египетском письме. Таким образом, он предположил, что надписи представляют собой шрифт, который добытчики бирюзы разработали сами, используя линейные знаки, заимствованные ими из иероглифов. В следующем году он опубликовал свои выводы в Лондоне. [23]
Десять лет спустя, в 1916 году, Алан Гардинер , один из ведущих египтологов начала и середины 20-го века, опубликовал свою собственную интерпретацию результатов Петри, утверждая, что глифы, по-видимому, были ранними версиями знаков, использовавшихся в более поздних семитских языках, таких как как финикийский , и смог присвоить звуковые значения и реконструировать названия некоторым буквам, предположив, что они представляют собой то, что позже станет общим семитским абджадом . Одним из примеров был персонаж , которому Гардинер присвоил звук ⟨b⟩ на том основании, что он произошел от египетского глифа, обозначающего «дом». , и было очень похоже на финикийское письмо, бет , название которого происходит от семитского слова «дом», байт . Используя свою гипотезу, Гардинер смог подтвердить гипотезу Петри о том, что таинственные надписи носили религиозный характер, поскольку его модель позволяла реконструировать часто повторяющееся слово как l bʿlt , что означает «Баалату » или, точнее, «к Баалату». ()Леди» – то есть «леди» Хатор . другое повторяющееся слово m ʿ h bʿlt Точно так же это позволило перевести как «Возлюбленная () Леди», чтение, которое стало очень приемлемым после того, как лемма была обнаружена вырезанной под иероглифической надписью, которая гласила: «Возлюбленная Хатхор, Леди Бирюзы». ". [18] Гипотеза Гардинера позволила исследователям связать буквы надписей с современными семитскими алфавитами, в результате чего надписи стали гораздо более читабельными, что привело к немедленному принятию его гипотезы. [ нужна ссылка ]
Буквы самого раннего алфавита, использовавшегося в семитских языках, произошли от египетских иероглифов. В 19 веке теория египетского происхождения конкурировала с другими теориями о том, что финикийское письмо развилось из аккадской клинописи , критских иероглифов , кипрского слогового письма и анатолийских иероглифов . [24] Затем протосинайские надписи изучил Алан Гардинер, который определил слово bʿlt «Леди», встречающееся в надписях несколько раз, а также предпринял попытку расшифровать другие слова. В 1950-х и 1960-х годах Уильям Олбрайт опубликовал интерпретации протосинайского языка как ключ к происхождению ханаанского алфавита от иератического алфавита . [11]
Например, иероглиф pr «дом» (прямоугольник, частично открытый с одной стороны, «O1» в списке знаков Гардинера ) был принят для написания семитского /b/ после первой согласной байту , семитского слова, обозначающего «дом». . [20] [25]
Переходный этап между протоханаанским и древнефиникийским (1000–800 гг. до н.э.) был предложен такими авторами, как Вернер Пихлер, как источник либико-берберского письма, используемого среди древних ливийцев (т.е. протоберберов ), ссылаясь на общее сходство с обоими. Собственно протоханаанский и его ранние североаравийские потомки. [26]
Большинство из примерно сорока надписей были найдены среди гораздо более многочисленных иератических и иероглифических надписей, нацарапанных на камнях вблизи и в бирюзовых рудниках, а также вдоль дорог, ведущих к храму. [27]
Даты надписей в основном относят к 17 или 16 веку до нашей эры. [28] Альтернативная точка зрения датирует большинство надписей правлением Аменемхета III или его преемника примерно 1800 г. до н.э. [29] Было высказано предположение, что период датировки включает время правления фараона Сенусрета III . [30]
В храме были найдены четыре надписи: на двух небольших человеческих статуях и по обе стороны от небольшого каменного сфинкса . Они сделаны грубо, что позволяет предположить, что, если не считать этого сценария, рабочие, их изготовившие, были неграмотны.
Надписи графически очень похожи на надписи Серабит, но демонстрируют большее иероглифическое влияние, например, глиф для человека, который, по-видимому, не читался в алфавитном порядке: [20] Первый из них ( h 1 ) представляет собой фигуру праздника [Гардинер А28], тогда как второй ( h 2 ) представляет собой либо фигуру ребенка [Гардинер А17], либо танец [Гардинер А32]. В последнем случае h 1 и h 2 могут быть графическими вариантами (например, двумя иероглифами, которые оба используются для написания ханаанского слова « hillul » «ликование»), а не разными согласными.
Иероглифы , читающиеся слева направо, праздник, ребенок и танец. Первый, по-видимому, является прототипом h 1 , а два последних были предложены в качестве прототипа h 2 . [ нужна ссылка ]
Брайан Коллесс опубликовал перевод текста, в котором некоторые знаки трактуются как логограммы (представляющие целое слово, а не одну согласную) или ребусы :
[Горизонтальное] изобилие ( rb ) вина ( wn ) [и] съестных припасов ( mn ) для торжества ( h [ иллул ]). Мы принесем в жертву ( ngṯ ) ей ( h ) быка ( ʾ [ lp ]) и ( p ) первоклассного откорма ( mẖ r [ ʾš ] )».
Здесь алеф , глиф которого изображает голову быка, является логограммой, используемой для обозначения слова «бык» ( * ʾa lp ), он , чей глиф изображает человека на праздновании, является логограммой слова «празднование» ( * h illul ) и «она/ее» ( h iʾ ), а resh , глиф которого изображает голову человека, является логограммой слова «самый великий/величайший» ( * r aʾš ). Эта интерпретация соответствует образцу некоторых окружающих египетских надписей, в которых празднование богини Хатхор связано с опьянением. [33]
Археологические раскопки на месте Умм-эль-Марры обнаружили четыре глиняных цилиндра с надписями, датируемыми ок. 2300 г. до н. э., и чьи надрезы, как предполагается, представляют собой раннее алфавитно-семитское письмо, что делает их самыми старыми подобными образцами. [34] [35]
В 2009 году Стефани Далли опубликовала ряд табличек из коллекции Шойена, относящихся ко временам Первой династии Силендов , четыре из которых были идентифицированы как примеры надписей раннего алфавита. [36] Другие вероятные примеры надписей раннего алфавита включают остракон из гробницы в западных Фивах и черепок с надписью из Лахиша , оба датируемые 15 веком до нашей эры. [37] [38] [39]
В 2010 году Стефан Виммер опубликовал надпись, обнаруженную в долине Тимна , которую он также определил как написанную протосинайским письмом, хотя он также отметил, что ее подлинность не установлена. [40]
Ниже представлена таблица, в которой синоптически показаны избранные протосинайские знаки и предполагаемые соответствия финикийским буквам и египетским иероглифам. Полный набор известных в настоящее время буквенных форм можно найти на страницах 8 и 9 здесь: https://www.unicode.org/L2/L2019/19299-revisiting-proto-sinaitic.pdf . Также показаны восстановленные звуковые значения и названия. [41]
^ Перейти обратно: а б Имя 𓆛 можно реконструировать как «дагг» (угаритский, иврит), «нун» (арамейский, аккадский, финикийский?) или «самк» (арабский, древнеюжноаравийский?). Однако развитие протосинайского языка на Синае и в Египте сделало его частью северо-западных семитских языков, где использовались «дагг» и «нун».Когда оба 𓉿 и 𓆛 встречаются в одной и той же надписи, их либо считают одним и тем же аллофоном, либо ошибочно интерпретируют как 𓉗 или самех соответственно. [ нужна ссылка ]
^ Перейти обратно: а б с Для Waw/крючка нет иероглифа, а для иероглифов: Ziqq/fetter (𓍿), Taw/mark (𓏴) и Ṯad/грудь (𓂑𓂑) нет четких графических соответствий. Коллесс предполагает, что эти письма могли возникнуть независимо за пределами Египта. [48] Другие интерпретировали Зикк, Вау и Хад как происходящие от переинтерпретированных иероглифов, медного слитка (𓈔), [42] булава (𓌉), [11] и Аа32 (𓐮), [43] соответственно.
^ Саймонс 2011 , с. 16: «Протосинайский корпус состоит примерно из сорока надписей и фрагментов, подавляющее большинство из которых было найдено в Серабит эль-Хадиме»
^ ЛеБлан, Пол Д. (2017). Расшифровка протосинайского письма: понимание ранних алфавитных надписей Вади эль-Холь и Серабит эль-Хадим . Подкласс Пресс. п. 11. ISBN 978-0-9952844-0-1 . Его важность заключается в том, что протосинайский язык представляет собой самый ранний период развития нашего алфавита. На данный момент сделано только два крупных открытия этих надписей. Первая партия была обнаружена в 1904–1905 годах на Синае, когда Хильда и Флиндерс Петри обнаружили то, что сейчас называется надписями Серабит эль-Хадим. Вторая группа была обнаружена Джоном и Деборой Дарнелл совсем недавно, в 1990-х годах, в Среднем Египте и известна как пара надписей Вади-эль-Холь.
^ Вудард, Роджер Д. (2008). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Издательство Кембриджского университета. стр. 104–105. ISBN 978-1-139-46934-0 . Проблема протоханаанских надписей напрямую связана с проблемой протосинайских надписей. Последние представляют собой группу надписей, насчитывающую около тридцати, обнаруженных возле египетских бирюзовых рудников на Синае и датированных по-разному восемнадцатым или пятнадцатым веками до нашей эры. Они расшифрованы лишь частично, но, по-видимому, представляют собой форму раннего западно-семитского языка (т. недавний обзор с библиографией см. Pardee 1997b).
^ Голден, Джонатан М. (2009). Древний Ханаан и Израиль: Введение . ОУП США. стр. 243–244. ISBN 978-0-19-537985-3 . К началу второго тысячелетия до нашей эры (конец среднего бронзового века в Ханаане) писцы Угарита начали использовать новое письмо, основанное на двадцати семи клинописных знаках. Южные хананеи также разработали свои собственные письменности, фактически две разновидности — протосинайскую и протоханаанскую, — обе из которых также были основаны на использовании сокращений (Albright 1966; Cross 1967; Naveh 1982). К сожалению, на сегодняшний день удалось восстановить лишь несколько экземпляров каждого из них, а те, что существуют, в основном неполные и поэтому их трудно расшифровать. В результате некоторые фундаментальные вопросы относительно времени появления первых протоханаанских письменностей и происхождения алфавита остаются без ответа... Протосинайские... Сегодня археологам известно от тридцати до сорока найденных протосинайских надписей. на статуэтках и стелах и высеченных на скалах вокруг Серабит-эль-Хадима...
^ Роллстон, К. (2020). Появление алфавитного письма. В Р. Хассельбах-Анди (ред.), «Спутник древних ближневосточных языков» (1-е изд., стр. 65–81). Уайли. два : 10.1002/9781119193814.ch4
^ Развитие греческого алфавита в хронологии ANE (2009), Цитата: «Наве приводит четыре основные причины, почему общепризнано, что греческий алфавит был разработан на основе раннего финикийского алфавита.
Согласно Геродуту, «финикийцы, пришедшие с Кадмом... принесли в Элладу алфавит, который до сих пор был неизвестен, как я думаю, грекам».
Греческие буквы «альфа», «бета», «гиммель» не имеют значения в греческом языке, но значение большинства их семитских эквивалентов известно. Например, «алеф» означает «бык», «бет» означает «дом», а «гиммел» означает «бросок палки».
Ранние греческие буквы очень похожи, а иногда и идентичны западно-семитским буквам.
Последовательность букв в семитском и греческом алфавитах одинакова. (Наве, 1982)»
^ Наве, Джозеф (1987), «Протоханаанский, архаический греческий язык и сценарий арамейского текста на статуе Телля Фахарии», в Миллере; и др. (ред.), Древняя израильская религия .
^ Саймонс 2011, с. 24; цитата: «Два последних открытия, найденные в Вади-эль-Холе, к северу от Луксора, в западной пустыне Египта, могут быть датированы с гораздо большей уверенностью, чем другие, и предлагают убедительные доказательства того, что ранняя дата [1850 г. до н. э.] является скорее из двух"
^ Джозеф Наве; Соломон Ашер Бирнбаум; Дэвид Диринджер; Цви Герман Федербуш; Джонатан Шунари; Джейкоб Маймон (2007), «АЛФАВИТ, ИВРИТ», Энциклопедия иудаики , том. 1 (2-е изд.), Гейл, стр. 689–728, ISBN 978-0-02-865929-9
^ Это резко контрастирует с историей принятия финикийского алфавита в железном веке (где «алеп» дал начало греческой букве алеф , т.е. семитский термин «бык» остался непереведенным и был принят просто как название буквы). ).
^ «Протосинайский корпус состоит примерно из сорока надписей и фрагментов, подавляющее большинство из которых было найдено в Серабит-эль-Хадиме» (Саймонс 2011:16).
^ Уилсон-Райт, Арен Макс. «Синай 357: Северо-западная семитская вотивная надпись Тешшобу». Журнал Американского восточного общества, том. 136, нет. 2, 2016, стр. 247–63.
^ Гольдвассер (2010) : «Алфавит был изобретен таким образом хананеями в Серабите в среднем бронзовом веке, в середине XIX века до нашей эры, вероятно, во время правления Аменемхета III из XII династии».
^ Паркер, Хоуп, «Протосинайские надписи в Серабит-эль-Хадиме в их археологическом контексте: дата и функция», Ägypten und Levante/Egypt and the Levant 32, стр. 269-311, 2022 г.
^ Дэлли, Стефани (2009). Вавилонские таблички первой династии Силендов в коллекции Шойен . CDL Пресс. п. 15. ISBN 978-1-934309-08-7 .
^ Харинг, Бен (2015). «Халахам на остраконе раннего Нового царства?». Журнал ближневосточных исследований . 74 (2): 189–196. дои : 10.1086/682330 . ISSN 0022-2968 .
^ Фишер-Элферт, Ханс-В.; Креберник, Манфред (2016). «О буквенных названиях на остраконе Халахам из ТТ 99 (могила Сеннефри)». Журнал египетского языка и древности (на немецком языке). 143 (2): 169–176. дои : 10.1515/zaes-2016-0011 . ISSN 2196-713X .
Рисунок третий: «Таблица всех ранних протоханаанских букв в сравнении с протосинайскими знаками» (стр. 39),
Рисунок четвертый: «Репрезентативная выборка более поздних протоханаанских букв в сравнении с ранними протоханаанскими и протосинайскими знаками» (стр. 40).
См. Также: Сравнение глифов западного («Протоханаанского», Библоса) и южного шрифтов вместе с реконструированным «линейным угаритским» (Lundin 1987) можно найти у Манфрида Дитриха и Освальда Лореца, Die Keilalphabete: die phönizisch-kanaanäischen und альтарабский алфавит в Угарите , Угарит-Верлаг, 1988, с. 102, перепечатано Уилфредом Дж. Уотсоном, Николасом Вяттом (ред.), Справочником по угаритным исследованиям (1999), стр. 102. 86 .
Стефан Якоб Виммер / Самахер Виммер-Двайкат: Алфавит из Вади-эль-Холь – первая попытка , в: Göttinger Miszellen . Вклад в египтологическую дискуссию , выпуск 180, Геттинген, 2001, с. 107-111
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 51dae9bdafac6c634ad7b24115250c40__1721851020 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/40/51dae9bdafac6c634ad7b24115250c40.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Proto-Sinaitic script - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)