Таскодругиты
Таскодругиты [ а ] ( Греческий : Таскодругитай, Таскодругитай ; [ б ] Латинское Tascodrugitae , Tascodrugi ) — секта, действовавшая в Галатии в четвёртом и пятом веках нашей эры, а возможно, ещё в девятом. Древние источники представляют их по-разному: как гностиков или неортодоксальных христиан . Скорее всего, это были монтанисты .
Имя
[ редактировать ]Термин таскодругиты — это прозвище, относящееся к их обычаю во время молитвы прикладывать палец к носу или рту, соблюдая при этом глубочайшее молчание. Эта практика засвидетельствована в » Епифания « Панарионе , Августина » «De haeresibus и Филастриуса » «Diversarum haereseon liber . [ 2 ] Епифаний получил свое имя от негреческих слов τασκός, Taskos и δρουγγός, droungos , которые он переводит на греческий язык соответственно как πάσσαλος , passalos , что означает «колышек», и ῥύγχος , rhunchos , что означает «морда». [ 4 ] Таким образом, он отождествляет их с сектой пассалоринихитов. [ 2 ] Оба названия означают «носы». [ 5 ] Кристина Треветт переводит это слово как «затычки в носу» или «затычки в носу»; [ 6 ] Фрэнк Уильямс в роли «ковыряющихся в носу»; [ с ] и Филипп Амидон в роли «колышек». [ 7 ]
Корни Taskos и droungos , данные Епифанием, имеют кельтское происхождение. [ 5 ] Фактически, это единственные засвидетельствованные галатийские слова, которые не являются личными названиями или географическими названиями. [ 5 ] [ д ] Джошуа Кац предполагает, что Епифаний допустил ошибку в своем переводе и что первый элемент следует читать как кельтское * таско - « барсук », в результате чего название секты означает «барсучьи морды». [ 4 ] Вопреки единому мнению, что корни Таскодругитая галатийские, [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] Пол МакКечни предполагает, что они фригийцы . [ 9 ]
Имя иногда появляется без начальной согласной. [ и ] Иероним в своем комментарии к Посланию к Галатам называет их Аскодроби. [ 4 ] Филастрий называет их Аскодругитами, а в романе (законе) императора Феодосия II (31 января 438 г.) они называются Аскодроги. [ 10 ] [ 11 ] У Феодорита это Аскодрупиты а у Иоанна Дамаскина Аскодрупиты , . [ 12 ] [ ж ] Филастрий, кажется, путает Ascodrugitae с Ascitae, упомянутыми Августином. В народной этимологии он связывает их название с греческим ἀσκός, аскосом (бурдюк). [ 3 ] Кац предполагает отдаленное родство с хеттским словом āšku , означающим « крот ». [ 4 ] По его мнению, эти фонологически схожие слова, обозначающие барсука и крота, были широко заимствованы в качестве пары в различные языки и иногда использовались как синонимы, поскольку оба относились к [ископаемым животным с длинными носами. Таким образом, в Галатском языке еретиков можно было без разбора называть «барсучьи носы» или «кротоносы», что дало начало двум похожим и взаимозаменяемым, но этимологически различным именам. [ 3 ]
Пассалоринихиты ( Passalorynchitae , Passalorynchitae ) упоминаются Филастрием, Иеронимом и Августином, который предлагает альтернативное название Dactylorynchitae от греческого δάκτυλος , daktulos , палец. [ 3 ]
Верования и практики
[ редактировать ]Феодорит говорит, что таскодругиты высмеивали таинства (отказываясь от крещения ), отвергали символы веры и отвергали все божественные откровения, включая Библию . Он описывает их как гностиков, верящих в знание как единственное средство спасения, и связывает их с маркосианцами . [ 2 ] [ 12 ] Епифаний же считал их ветвью монтанизма, возможно, поздним проявлением квинтилианства . [ 13 ] Иногда их обвиняли в отрицании воплощения Христа . [ 2 ] [ 12 ] Кажется, у них был особый интерес к Откровению . Хотя иногда их связывают с фригийским язычеством, их лучше идентифицировать как позднюю секту, продолжающую апокалиптические тенденции, более распространенные в раннем христианстве. [ 14 ]
Епифаний сообщает, что таскодругиты ритуально кололи младенцев иголками на «определенном пиру». Это может относиться к ритуальному нанесению татуировки или шрамированию , возможно, в сознательном противопоставлении «знаку зверя ». [ 15 ] Привычка, которая дала им название — жест пальцем к носу, — Епифаний называет просто «притворной праведностью». [ 13 ] Его интерпретировали по-разному: как руку, закрывающую лицо в раскаянии во время молитвы; как палец, приложенный к губам, указывающий на тишину; или даже как правая рука, прикрывающая рот, указывающая на лоб, чтобы указать на следы, оставленные иглой. [ 16 ]
История
[ редактировать ]Иероним, умерший в 420 году, перечисляет таскодругитов и пассалоринитов рядом, но эти термины являются синонимами. Он перечисляет их вместе с артотиритами как примеры ересей, которые для его читателей являются всего лишь названиями, но «скорее чудовищами, чем просто именами в другой части римского мира». [ 17 ]
Кодекс Феодосия 438 г. сохраняет два закона, осуждающих «таскодрогитов». [ 10 ] Первый был издан императорами Грацианом , Валентинианом II и Феодосием I 20 июня 383 года в Константинополе . Он запрещает таскодругитам собираться, но уточняет, что они «ни в коем случае не должны быть выселены из собственного жилища». [ 1 ] Второй был издан императорами Феодосием II и Валентинианом III 30 мая 428 года. Этот закон относит таскодругитов к числу тех сект, которым были запрещены «средства собраний где-либо на римской земле». [ 10 ]
Тимофей Константинопольский , писавший около 600 г., включил таскодругитов в свой список еретиков. Их отнесли к худшему из трех классов еретиков, которым для присоединения к церкви требовалось крещение и помазание. [ 18 ] Хотя Тимофей включает в свой труд множество угасших ересей, таскодругиты упоминаются также в девятом веке Феодором Студитом , список которого ограничивается более активными ересями. [ 2 ] [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также англизированные таскодрогиане или аскодрогианцы. [ 1 ]
- ^ Греческое написание Τασκοδρούγγιται, Taskodroungitai , иногда встречается в современных источниках, [ 2 ] но не засвидетельствовано. [ 3 ]
- ↑ Кац возражает против «ковыряющихся в носу». [ 3 ]
- ^ Есть еще одно засвидетельствованное галатское слово (ὗς, hus , « дуб кермес »), но, поскольку оно не кельтского происхождения, оно является заимствованием из галатского языка. [ 8 ]
- ^ Обзор первоисточников и названий вариантов см. Holder 1904 , столбцы. 1745–1748.
- ↑ Кац приводит написание Теодорита как Аскодрупитай . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фарр 1952 , с. 452.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стронг и МакКлинток, 1891 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кац 2002 , с. 298–299.
- ^ Jump up to: а б с д и Кац 1998 , с. 69 н19.
- ^ Jump up to: а б с д Каин 2010 , с. 134 н31.
- ^ Треветт 1995 , с. 258.
- ^ Амидон 1990 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Запрос 2006 года .
- ^ МакКечни 2019 , стр. 9.
- ^ Jump up to: а б с Цветок 2013 , стр. 185–187.
- ^ Фарр 1952 , с. 490.
- ^ Jump up to: а б с Ауне 1972 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Треветт 1995 , стр. 258–259.
- ^ Треветт 1995 , с .
- ^ Треветт 1995 , стр. 260–261.
- ^ Треветт 1995 , стр. 262–264.
- ^ Каин 2010 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Лиу 1999 , стр. 211–212.
Библиография
[ редактировать ]- Амидон, Филип Р., изд. (1990). Панарий святителя Епифания, епископа Саламинского: Избранные места . Издательство Оксфордского университета.
- Ауне, Дэвид Эдвард (1972). «Феномен раннехристианского антисакраментализма» . В DE Aune (ред.). Исследования Нового Завета и раннехристианской литературы: очерки в честь Аллена П. Викгрена . Лейден: Брилл. стр. 194–214.
- Эска, Джозеф (2006). «Галатский язык» . В Джоне Т. Кохе (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 2. АВС-КЛИО. п. 788. ИСБН 978-1-85109-440-0 .
- Каин, Эндрю, изд. (2010). Св. Иероним: Комментарии к Посланию к Галатам . Издательство Католического университета Америки.
- Флауэр, Ричард (2013). « Безумие еретиков должно быть ограничено»: ересиология в Кодексе Феодосия». В Кристофере Келли (ред.). Феодосий II: Переосмысление Римской империи в поздней античности . Издательство Кембриджского университета. стр. 172–194.
- Холдер, Альфред (1904). Древнекельтский словарь . Том 2. Тойбнер.
- Хорт, Фентон Дж. А. (1877). «Аскодругитае» . У Уильяма Смита; Генри Уэйс (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. 1. Мюррей. стр. 175–176.
- Кац, Джошуа Т. (1998). «Хеттская ташка — и индоевропейское слово «барсук» ». Историко-лингвистическое исследование . 111 (1): 61–82. JSTOR 41288957 .
- Кац, Джошуа Т. (2002). «Как крот и мангуст получили свои имена: санскрит аху — и накула ». Журнал Американского восточного общества . 122 (2): 296–310. дои : 10.2307/3087624 . JSTOR 3087624 .
- Кох, Джон Т. (1992). «Галло-бриттский Tasc(i)ouanos 'убийца барсуков' и рефлекс индоевропейского g что ". Журнал кельтской лингвистики . 1 : 101–118.
- Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (1999). Манихейство в Месопотамии и на Римском Востоке (2-е изд.). Лейден: Брилл.
- МакКечни, Пол (2019). Христианизация Малой Азии: обращение, сообщества и социальные изменения в доконстантиновскую эпоху . Издательство Кембриджского университета.
- Фарр, Клайд, изд. (1952). Кодекс и романы Феодосия, а также конституции Сирмонда . Издательство Принстонского университета.
- Пилч, Джон Дж. (2002). «Нос и измененные состояния сознания: Таскодругиты и Иезекииль» . Теологические исследования HTS . 58 (2): 708–720. дои : 10.4102/hts.v58i2.777 . Также опубликовано в журнале «Полёты души: видения, небесные путешествия и пиковые переживания в библейском мире» (WB Eerdmans, 2011), стр. 17–29.
{{cite journal}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Стронг, Джеймс ; МакКлинток, Джон , ред. (1891). «Таскодругитес» . Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы . Том. 10. Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 222.
- Табберни, Уильям (2007). Ложные пророчества и оскверненные таинства: церковная и имперская реакция на монтанизм . Брилл.
- Треветт, Кристина (1995). «Пальцы в носу и уколы иголками: возможные воспоминания об откровении в позднем монтанизме». Вигилии Христиане . 49 (3): 258–269. дои : 10.1163/157007295X00040 . JSTOR 1584198 .
- Треветт, Кристина (1996). Монтанизм: пол, власть и новое пророчество . Издательство Кембриджского университета.
- Уильямс, Фрэнк, изд. (2013). Панарий Епифания Саламинского: книги II и III. Де Фиде (2-е изд.). Брилл.