Западное христианство
Часть серии о |
христианство |
---|
Западное христианство — одно из двух подразделений христианства ( восточное христианство второе — ). Западное христианство состоит из Латинской церкви и западного протестантизма , а также их ответвлений, таких как Старая католическая церковь , независимый католицизм и реставрационизм .
Подавляющее большинство из 2,3 миллиарда христиан мира — это западные христиане (около 2 миллиардов: 1,2 миллиарда латино-католиков и 1,17 миллиарда протестантов). [ 3 ] [ 4 ] Один из основных компонентов, Латинская церковь, возникла при епископе Рима . Из Латинской церкви возникло множество независимых протестантских конфессий , включая лютеранство и англиканство , начиная с протестантской Реформации в 16 веке, как и независимый католицизм в 19 веке. Таким образом, термин «западное христианство» не описывает одну общину или религиозную конфессию , а применяется для отличия всех этих конфессий в совокупности от восточного христианства.
Создание отдельной латинской церкви, особой церкви sui iuris католической церкви , совпало с консолидацией Святого Престола в Риме , который претендовал на первенство со времен античности. Латинская церковь отличается от Восточно-католических церквей , также находящихся в полном общении с Папой Римским , а также от Восточной Православной Церкви и Восточных Православных Церквей , которые не находятся в общении с Римом. Эти другие церкви являются частью восточного христианства . Термины «Западный» и «Восточный» в этом отношении возникли из-за географических разделений, отражающих культурный разрыв между эллинистическим Востоком и латинским Западом , а также политический разрыв между Западной и Восточной Римскими империями . В средние века приверженцы Латинской церкви, независимо от этнической принадлежности, обычно называли себя «латинянами», чтобы отличить себя от восточных христиан . [ 5 ]
Западное христианство сыграло заметную роль в формировании западной цивилизации . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] С расширением европейского колониализма, начиная с эпохи раннего Нового времени , Латинская церковь со временем вместе с ее протестантскими отделениями распространилась по всей Америке , большей части Филиппин , Южной Африки , некоторых районов Западной Африки , а также по всей Австралии и Новой Зеландии . Таким образом, когда термин «западное христианство» используется для исторических периодов после 16 века, он не относится к определенной географической области, а используется как собирательный термин для всех них.
Сегодня географическое различие между западным и восточным христианством далеко не так абсолютно, как в Античности или Средневековье, из-за распространения христианских миссионеров , миграций и глобализации . Таким образом, прилагательные «западное христианство» и «восточное христианство» обычно используются для обозначения исторического происхождения и различий в богословии и литургии, а не для обозначения нынешнего географического местоположения. [ нужна ссылка ]
В то время как Латинская церковь продолжает использовать латинские литургические обряды , протестантские конфессии и независимый католицизм используют различные литургические практики.
Самая ранняя концепция Европы как культурной сферы (а не просто географического термина) появилась во время Каролингского Возрождения 9-го века, которая включала территории, исповедовавшие в то время западное христианство. [ 10 ]
История
[ редактировать ]На протяжении большей части своей истории христианская церковь была культурно разделена между латиноязычным Западом, центром которого был Рим , и грекоязычным Востоком, центром которого был Константинополь . Культурные различия и политическое соперничество создали напряженность между двумя церквями, что привело к разногласиям по поводу доктрины и экклезиологии и, в конечном итоге, к расколу . [ 11 ]
Как и восточное христианство , западное христианство уходит своими корнями непосредственно к апостолам и другим ранним проповедникам этой религии. В первоначальном регионе западного христианства латынь основным языком была . Христианские писатели, писавшие на латыни, имели там большее влияние, чем те, кто писал на греческом , сирийском или других языках. Хотя первые христиане на Западе использовали греческий язык (например, Климент Римский ), к IV веку латынь вытеснила его даже в космополитическом городе Риме , а также в южной Галлии и римской провинции Африки . [ 12 ] Есть свидетельства латинского перевода Библии еще во II веке (см. также Vetus Latina ).
С упадком Римской империи различия появились и в организации, так как епископы на Западе не зависели от императора в Константинополе и не попали под влияние цезаропапизма в Восточной Церкви . В то время как Константинопольская кафедра стала доминировать на землях Императора, Запад смотрел исключительно на Римскую кафедру , которая на Востоке рассматривалась как кафедра одного из пяти патриархов Пентархии . , «предполагаемого управления вселенским христианским миром пятью патриархальными патриархами» видит под эгидой единой вселенской империи. Сформулированная в законодательстве императора Юстиниана I (527–565), особенно в его Новелле 131, теория получила формальную церковную санкцию на соборе в Трулло (692), причислившем к пятёрке. видит Рим, Константинополь, Александрию, Антиохию и Иерусалим». [ 13 ]
На протяжении веков разногласия отделяли западное христианство от различных форм восточного христианства: сначала от восточно-сирийского христианства после Эфесского собора (431 г.) , затем от восточного православия после Халкидонского собора (451 г.), а затем от восточного православия. с расколом между Востоком и Западом 1054 года. С последней формой восточного христианства соглашения о воссоединении были подписаны на Втором Лионском соборе (1274 г.) и Флорентийском соборе (1439 г.), но они оказались неэффективными.
Историк Пол Легутко из Стэнфордского университета заявил, что католическая церковь находится «в центре развития ценностей, идей, науки, законов и институтов, которые составляют то, что мы называем западной цивилизацией ». [ 14 ] Подъем протестантизма привел к серьезным расколам внутри западного христианства, которые сохраняются до сих пор, а также к войнам (например, англо-испанская война 1585–1604 годов) имела как религиозные, так и экономические причины.
В эпоху Великих географических открытий и после нее европейцы распространили западное христианство в Новом Свете и других местах. Римский католицизм пришел в Америку (особенно в Южную Америку), Африку, Азию, Австралию и Тихоокеанский регион. Протестантизм, включая англиканство, пришел в Северную Америку, Австралийско-Тихоокеанский регион и некоторые регионы Африки.
Сегодня географическое различие между западным и восточным христианством гораздо менее абсолютное из-за великих миграций европейцев по всему миру, а также работы миссионеров по всему миру за последние пять столетий.
Часть серии о |
Христианская культура |
---|
Христианский портал |
Функции
[ редактировать ]Первородный грех
[ редактировать ]Первородный грех , также называемый первородным грехом , [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Христианская , происходящее вера в состояние греха , в котором человечество существует со времени грехопадения человека из Адама и Евы восстания в Эдемском саду , а именно грех непослушания при потреблении запретного плода с древа познания. добра и зла . [ 19 ] Теологи охарактеризовали это состояние по-разному, рассматривая его как нечто столь же незначительное, как небольшой недостаток или склонность к греху, но без коллективной вины , называемую «греховной природой», до чего-то столь радикального, как полная развращенность или автоматическое вина всех людей через коллективную вину. [ 20 ]
И сын закрылся
[ редактировать ]Большинство западных христиан используют версию Никейского Символа веры , в которой говорится, что Святой Дух « исходит от Отца и Сына », тогда как исходный текст, принятый Первым Константинопольским собором, «исходит от Отца» без добавления каких-либо слов. «и Сын» или «один». В этой западной версии также есть дополнительная фраза «Бог от Бога» ( лат . Deum de Deo ), которая присутствовала в Символе веры, принятом Первым Никейским собором , но была исключена Первым Константинопольским собором.
Дата Пасхи
[ редактировать ]Дата Пасхи обычно различается в восточном и западном христианстве, поскольку расчеты основаны на юлианском и григорианском календарях соответственно. Однако до Никейского собора отмечались различные даты, в том числе еврейская Пасха. Никея «романизировала» дату Пасхи и предала анафеме «иудаизированную» (т.е. дату Пасхи) Пасху. Дата празднования Пасхи в наше время изменилась только с момента введения григорианского календаря в 1582 году; и, кроме того, Западная церковь не сразу повсеместно приняла григорианский календарь, так что в течение некоторого времени даты Пасхи различались между Восточной церковью и Римско-католической церковью, но не обязательно так, как между Восточной церковью и западными протестантскими церквями. Например, Англиканская церковь продолжала отмечать Пасху в тот же день, что и Восточная церковь, до 1753 года.
Даже даты других христианских праздников часто различаются в восточном и западном христианстве.
Отсутствие различия сущности и энергий.
[ редактировать ]Восточное христианство, и особенно Восточная Православная Церковь, традиционно проводило различие между сущностью Бога, или тем, чем Он является, и энергиями Бога, или тем, что Он делает. Они считают, что, хотя Бог непознаваем по Своей сущности, Его можно познать (то есть пережить) в Его энергиях. Это расширение апофатической теологии восточного христианства , в то время как западные христиане склонны отдавать предпочтение взгляду на божественную простоту и утверждать, что сущность Бога можно познать по его атрибутам.
Западные конфессии
[ редактировать ]Сегодня западное христианство составляет около 90% христиан во всем мире, при этом католическая церковь составляет более половины, а различные протестантские конфессии составляют еще 40%.
Гуситские движения в Богемии 15 века предшествовали главному протестантскому восстанию на 100 лет и превратились в несколько небольших протестантских церквей, таких как Моравская церковь . Вальденсы также выжили, но смешались с реформатской традицией .
Основные цифры
[ редактировать ]Епископ Рима или Папа Римский
[ редактировать ]Соответствующие цифры:
- Климент Римский (ок . 96 ), один из апостольских отцов церкви.
- Папа Лев I
- Григорий Великий
Реформаторы
[ редактировать ]Соответствующие цифры:
- Ян Гус ( ок. 1369–1415 ), один из самых выдающихся богословов XIV века.
- Мартин Лютер (1483–1546), самый известный реформатор и теолог Реформации и XV века.
- Ганс Таузен , епископ Рибе (1494–1561), ведущий богослов Реформации в Дании и Гольштейне .
- Лаврентий Петри , архиепископ Уппсалы и всей Швеции (1499–1573), вместе со своим братом Олаусом Петри считались главными лютеранскими реформаторами Швеции вместе с королем Густавом I. Швеции
- Примож Трубар (1508–1586), наиболее известный как автор первой книги на словенском языке печатной . [ 21 ] основатель и первый суперинтендант протестантской церкви герцогства Карниолы , а также за консолидацию словенского языка .
- Джон Кальвин (1509–1564)
- Джон Нокс (1514–1572)
- Ференц Давид (1520–1579), основатель Унитарной церкви Трансильвании, заложивший основу того, что впоследствии стало нетринитарным движением.
- Микаэль Агрикола , епископ Турку (1554–1557), он стал фактическим основателем литературного финского языка и видным сторонником протестантской Реформации в Швеции, включая Финляндию, которая в то время была шведской территорией. Его часто называют «отцом литературного финского языка».
Архиепископ Кентерберийский и предстоятель всей Англии.
[ редактировать ]Соответствующие цифры:
- Августин Кентерберийский (597–604)
- Томас Кранмер (1533–1555), один из крупнейших реформаторов Англии.
- Мэтью Паркер (1504–1575) (Паркер был одним из главных архитекторов Тридцати девяти статей)
Архиепископ Лиона и предстоятель Галлов.
[ редактировать ]Соответствующие цифры:
- Ириней Лионский (умер около 202 г. )
Патриарх Аквилеи
[ редактировать ]Соответствующие цифры:
См. также
[ редактировать ]- Аристотелизм
- августинианство
- Богемская Реформация
- Кальвинизм
- Отцы Латинской церкви
- Церковные различия между Католической церковью и Восточной Православной Церковью
- Священная Римская империя
- Список христианских конфессий
- неоплатонизм
- Радикальная Реформация
- Схоластика
- Швейцарская Реформация
- Богословские различия между Католической церковью и Восточной Православной церковью
- томизм
- Западная культура
- Западные религии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Agnus Dei (В литургии)» . www.newadvent.org . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Ватикан» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Состояние глобального христианства, 2024 г., в контексте 1900–2050 гг.» (PDF) . Центр изучения глобального христианства, Теологическая семинария Гордона-Конвелла . Проверено 23 мая 2024 г.
Протестанты: 625 606 000; Независимые: 421 689 000; Неаффилированные христиане: 123 508 000.
- ^ Центр, Pew Research (19 декабря 2011 г.). «Глобальное христианство — отчет о размере и распределении христианского населения в мире» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ «Различение терминов: латиняне и римляне» . Орбис Латинус .
- ^ Перри, Марвин; Чейз, Мирна; Джейкоб, Джеймс; Джейкоб, Маргарет; Фон Лауэ, Теодор Х. (1 января 2012 г.). Западная цивилизация: с 1400 г. Cengage Обучение . п. XXIX. ISBN 978-1-111-83169-1 – через Google Книги .
- ^ «Римский католицизм» . Британская энциклопедия . 11 августа 2023 г.
Римский католицизм, христианская церковь, ставшая решающей духовной силой в истории западной цивилизации.
- ^ Хаяс, Кальтрон Дж. Х. (1953). Христианство и западная цивилизация . Издательство Стэнфордского университета . п. 2.
Некоторые отличительные черты нашей западной цивилизации — цивилизации Западной Европы и Америки — были сформированы главным образом иудео-греко-христианством, католиками и протестантами.
- ^ Орландис, Хосе (1993). Краткая история католической церкви . Пресса Четырех Судов.
- ^ Доктор Санджай Кумар (2021 г.). Справочник по политической географии . Публикации КК. п. 127.
- ^ «Общий очерк западного христианства» , Обзор мировых религий . Отделение религии и философии Университета Камбрии. © 1998/9 Проект ЭЛМАР. По состоянию на 1 апреля 2012 г.
- ^ "Латинский". Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета . 2005. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ «Пентархия | Византийская империя, Юстиниан I и Кодекс Юстиниана | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Обзор о том, как католическая церковь построила западную цивилизацию Томаса Вудса-младшего » . Национальная рецензийная книжная служба . Архивировано из оригинала 22 августа 2006 года . Проверено 16 сентября 2006 г.
- ^ Голицын, Александр (1995). О мистической жизни: этические беседы . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 119–. ISBN 978-0-88141-144-7 – через Google Книги .
- ^ Тейт, Адам Л. (2005). Консерватизм и южные интеллектуалы, 1789–1861: свобода, традиции и хорошее общество . Пресса Университета Миссури . п. 190. ИСБН 978-0-8262-1567-3 .
- ^ Бартоло-Абела, Марсель (2011). Божий дар человечеству: связь между Финеесом и посвящением Богу-Отцу . Апостольство-Божественное Сердце. стр. 32–. ISBN 978-0-9833480-1-6 – через Google Книги .
- ^ Хасан, Энн (2012). Аннотации к речи Джеффри Хилла! Речь! . пунктум. стр. 62–. ISBN 978-1-4681-2984-7 – через Google Книги .
- ^ Кросс 1966 , с. 994.
- ^ Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии . Вайнона, Миннесота: Saint Mary's Press . ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ «Трубарь Примож» . Словенский биографический лексикон . Словенская академия наук и искусств . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 25 апреля 2013 г.