Вина (эмоция)
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Март 2014 г. ) |
Часть серии о |
Эмоции |
---|
Вина — это моральная эмоция , которая возникает, когда человек верит или осознает — точно или нет, — что он пошел на компромисс со своими собственными стандартами поведения или нарушил универсальные моральные стандарты и несет значительную ответственность за это нарушение. [1] Вина тесно связана с понятием раскаяния , сожаления , а также стыда .
Вина является важным фактором в сохранении симптомов обсессивно-компульсивного расстройства . [2]
Этимология
[ редактировать ]Этимология этого слова неясна, и его современное написание произошло от др. -анг. формы gylt «преступление, грех, вина, штраф, долг», которая, возможно, происходит от др.-англ. gieldan «платить за долг». Потому что оно использовалось в Молитве Господней как перевод латинского debitum , а также в Евангелии от Матфея XVIII. 27, а gyltiş используется для обозначения дебета в Евангелии от Матфея XXII. 18, предполагалось, что оно имело первичное значение «долга», хотя реальных доказательств этому нет.
Его развитие в «чувство вины» впервые зафиксировано в 1690 году как неправильное использование его первоначального значения. «Вина по ассоциации» впервые зафиксирована в 1941 году.
Слово «виновный» аналогично др.-англ. gyltig , а само слово — от gylt .
Психология
[ редактировать ]Вина и связанные с ней причины, преимущества и недостатки являются распространенными темами в психологии и психиатрии . Как в специализированном, так и в обычном языке вина — это аффективное состояние , в котором человек испытывает конфликт из-за того, что сделал что-то, чего, по его мнению, не следовало делать (или, наоборот, не сделал того, что, по его мнению, следовало сделать). Оно порождает чувство, которое нелегко уйти, движимое « совестью ». Зигмунд Фрейд описал это как результат борьбы между Эго и Супер-Эго – родительского импринтинга. Фрейд отверг роль Бога как карателя во время болезни или вознаграждающего во время выздоровления. Устранив один источник вины у пациентов, он описал другой. Это была бессознательная сила внутри человека, которая способствовала заболеванию. Фрейд фактически стал рассматривать «препятствие бессознательного чувства вины... как самое мощное из всех препятствий на пути к выздоровлению». [3] Для его более позднего толкователя Жака Лакана вина была неизбежным спутником означающего субъекта, признавшего нормальность в форме Символического порядка. [4]
Элис Миллер утверждает, что «многие люди всю свою жизнь страдают от этого гнетущего чувства вины, чувства того, что не оправдали ожиданий своих родителей... никакие аргументы не могут преодолеть это чувство вины, поскольку оно зарождается в самых ранних стадиях жизни». период, и от этого они черпают свою интенсивность». [5] Это может быть связано с тем, что Лес Пэррот назвал «болезнью ложной вины… В основе ложной вины лежит идея о том, что то, что вы чувствуете, должно быть правдой». [6]
Терапевты обнаружили сходное чувство вины у людей, переживших травмирующие события, в которых участвовали близкие люди, называемое чувством вины выжившего . [7]
Философ Мартин Бубер подчеркнул разницу между фрейдистским понятием вины, основанным на внутренних конфликтах, и экзистенциальной виной , основанной на реальном вреде, причиненном другим. [8]
Вина часто связана с тревогой . При мании , по словам Отто Фенихеля , пациенту удается применить к вине «защитный механизм отрицания посредством сверхкомпенсации... воспроизводит себя человеком без чувства вины». [9]
В психологических исследованиях чувство вины можно измерить с помощью опросников, таких как Шкала дифференциальных эмоций (DES Изарда) или Голландский инструмент измерения вины . [10]
Защита
[ редактировать ]Согласно психоаналитической теории, защита от чувства вины может стать доминирующим аспектом личности. [11] Методов, которые можно использовать, чтобы избежать вины, множество. Они включают в себя:
- Подавление , обычно используемое Суперэго и Эго против инстинктивных импульсов, но иногда применяется против самого Суперэго/совести. [12] Если защита потерпит неудачу, то (в ответ на возвращение вытесненного) человек спустя годы может начать чувствовать себя виноватым за легкомысленно совершенные в то время действия. [13]
- Проекция – еще один защитный инструмент, имеющий широкое применение. Это может принимать форму обвинения жертвы : жертве чьего-то несчастного случая или неудачи может быть предложена критика, теория состоит в том, что жертва может быть виновата в том, что вызвала враждебность другого человека. [14] Альтернативно, не вина, а сама осуждающая сила может быть проецирована на других людей в надежде, что они будут смотреть на чьи-то поступки более благосклонно, чем на собственную совесть (процесс, граничащий с идеями референции ). [15]
- Разделять чувство вины и, таким образом, оставаться менее одиноким с ним, является движущей силой как в искусстве, так и в рассказывании анекдотов; хотя также возможно «одолжить» чувство вины у кого-то, кого считают неправым, и тем самым успокоить свое собственное. [16]
- Членовредительство может использоваться как альтернатива компенсации объекту своего проступка – возможно, в форме недопущения к использованию открытых возможностей или причитающихся выгод в результате некомпенсированного чувства вины. [17]
Поведенческие реакции
[ редактировать ]Склонность к чувству вины надежно связана с моральным обликом. [18] Точно так же чувство вины может побудить к последующему добродетельному поведению. Люди, которые чувствуют себя виноватыми, с большей вероятностью будут проявлять сдержанность. [19] избегать потакания своим слабостям, [20] и проявлять меньше предубеждений. [21] Судя по всему, чувство вины побуждает к восстановительному поведению, направленному на облегчение негативных эмоций , которые оно порождает. Похоже, что люди проявляют целенаправленное и конкретное компенсационное поведение по отношению к людям, которых они обидели или обидели. [22]
Отсутствие вины у психопатов
[ редактировать ]У людей с высоким уровнем психопатии отсутствует истинное чувство вины или раскаяния за вред, который они могли причинить другим. Вместо этого они рационализируют свое поведение, обвиняют кого-то другого или прямо отрицают это. [23] Люди с психопатией склонны причинять вред себе и другим. У них мало возможностей планировать будущее. Человек с психопатией никогда не обнаружит себя виноватым, потому что он безоговорочно сделает все возможное, чтобы принести себе пользу. У человека, который не чувствует вины или раскаяния, не будет причин считать себя виноватым в чем-то, что он сделал с намерением причинить вред другому человеку. Для человека с высоким уровнем психопатии его действия всегда можно объяснить виной другого человека. [24] Психологи рассматривают это как часть отсутствия моральных рассуждений (по сравнению с большинством людей), неспособности оценивать ситуации в моральных рамках и неспособности развивать эмоциональные связи с другими людьми из-за отсутствия эмпатии .
Одно исследование психопатов показало, что при определенных обстоятельствах они могут сознательно сопереживать другим, и что их эмпатическая реакция инициируется так же, как и в случае контроля. Преступникам-психопатам сканировали мозг во время просмотра видео, где один человек причиняет вред другому человеку. Эмпатическая реакция психопатов инициировалась так же, как и в контрольной группе, когда им было дано указание сопереживать пострадавшему человеку, а область мозга, связанная с болью, активировалась, когда психопатов просили представить, что чувствует пострадавший человек. Исследования показывают, что психопаты могут по своему желанию включать эмпатию, что позволяет им быть одновременно бессердечными и обаятельными. Команда, проводившая исследование, говорит, что не знает, как превратить эту преднамеренную эмпатию в спонтанную эмпатию, присущую большинству людей, хотя они предполагают, что психопатов можно реабилитировать, помогая им активировать «переключатель эмпатии». Другие предположили, что остается неясным, был ли опыт эмпатии у психопатов таким же, как у контрольной группы, а также поставили под сомнение возможность разработки терапевтических вмешательств, которые сделали бы эмпатические реакции более автоматическими. [25] [26]
Нейробиолог Антонио Р. Дамасио и его коллеги показали, что субъекты с повреждением вентромедиальной префронтальной коры лишены способности эмпатически нащупывать путь к моральным ответам и что, сталкиваясь с моральными дилеммами, эти пациенты с повреждением мозга хладнокровно придумывают «конец- «оправдывает средства», что привело Дамасио к выводу, что дело не в том, что они пришли к аморальным выводам, а в том, что они столкнулись с трудным вопросом – в данном случае, сбивать ли перед этим пассажирский самолет, захваченный террористами. поражает крупный город – эти пациенты, похоже, принимают решения без страданий, которые свойственны людям с нормально функционирующим мозгом. По словам Адриана Рейна , клинического нейробиолога из Университета Южной Калифорнии, одно из последствий этого исследования заключается в том, что обществу, возможно, придется переосмыслить то, как оно судит аморальных людей: «Психопаты часто не испытывают сочувствия или раскаяния. на рассуждениях, похоже, им труднее пробираться сквозь дебри морали. Означает ли это, что к ним следует применять другие стандарты ответственности?» [27]
Причины
[ редактировать ]Эволюционные теории
[ редактировать ]Некоторые эволюционные психологи предполагают, что вина и стыд помогают поддерживать полезные отношения. [28] [29] например, взаимный альтруизм . [30] Если человек чувствует себя виноватым, когда причиняет вред другому или не отвечает взаимностью на доброту, он, скорее всего, не причинит вред другим или станет слишком эгоистичным. Таким образом, он снижает вероятность возмездия со стороны членов своего племени и тем самым увеличивает свои шансы на выживание, а также шансы на выживание племени или группы. Как и любой другой эмоцией, виной можно манипулировать , чтобы контролировать других или влиять на них. Будучи очень социальными животными, живущими большими, относительно стабильными группами, люди нуждаются в способах справляться с конфликтами и событиями, в которых они непреднамеренно или намеренно причиняют вред другим. Если кто-то причиняет вред другому, а затем чувствует вину и демонстрирует сожаление и печаль, человек, которому причинен вред, скорее всего, простит. Таким образом, чувство вины дает возможность прощать и помогает удерживать социальную группу вместе.
Коллективная вина
[ редактировать ]Коллективная вина (или групповая вина) — это неприятная и часто эмоциональная реакция, которая возникает у группы людей, когда они осознают, что группа незаконно причинила вред членам другой группы. Часто это результат «разделения социальной идентичности с другими людьми, чьи действия представляют угрозу позитивности этой идентичности». Чтобы человек испытал коллективную вину, он должен идентифицировать себя как часть своей группы. «Это приводит к сдвигу восприятия от мышления о себе с точки зрения «я» и «меня» к «нам» или «мы». [31]
Сравнение со стыдом
[ редактировать ]Вина и стыд — два тесно связанных понятия, но у них есть ключевые различия, которые не следует упускать из виду. [32] Культурный антрополог Рут Бенедикт описывает стыд как результат нарушения культурных или социальных ценностей, в то время как чувство вины возникает внутри человека, когда нарушаются личные моральные принципы человека. Проще говоря, основное различие между стыдом и виной заключается в источнике, создающем эмоцию. Стыд возникает из-за реального или воображаемого негативного восприятия, исходящего от других, а вина возникает из-за негативного восприятия собственных мыслей или действий. [33]
Психоаналитик Хелен Блок Льюис заявила, что «переживание стыда напрямую связано с личностью , которая является центром оценки. При вине личность не является центральным объектом негативной оценки, а, скорее, в центре внимания находится сделанное». [34] Человек по-прежнему может позитивно воспринимать себя, одновременно чувствуя вину за определенные действия или мысли, в которых он принимал участие. В отличие от вины, стыд более инклюзивно фокусируется на человеке в целом. Идеи Фоссума и Мейсона четко излагают эту идею в их книге «Лицом к стыду». Они заявляют, что «хотя вина — это болезненное чувство сожаления и ответственности за свои действия, стыд — это болезненное чувство по отношению к себе как к личности». [35]
Стыд можно почти описать как неблагоприятный взгляд на себя глазами других. Психиатр Джудит Льюис Херман изображает эту идею, заявляя, что «Стыд - это острое застенчивое состояние, в котором личность« расщеплена », представляя себя в глазах другого; напротив, в чувстве вины личность едина». [36] И стыд, и вина напрямую связаны с самовосприятием, только стыд заставляет человека учитывать культурные и социальные убеждения других.
Пол Гилберт говорит о мощной власти, которую стыд может овладеть человеком, в своей статье «Эволюция, социальные роли и различия в стыде и вине». Он говорит: «Страх стыда и насмешек может быть настолько сильным, что люди будут рисковать серьезными физическими травмами или даже смертью, чтобы избежать этого. Одна из причин этого заключается в том, что стыд может указывать на серьезный ущерб социальному признанию и нарушение разнообразия. Эволюционный корень стыда находится в эгоцентричной системе социальных угроз, связанной с конкурентным поведением и необходимостью доказать, что ты приемлем/желателен для других». [37] С другой стороны, чувство вины развилось из заботы и избегания любых действий, которые причиняют вред другим.
Культурные взгляды
[ редактировать ]Традиционное японское общество , корейское общество и китайская культура [38] иногда говорят, что они « основаны на стыде », а не на «вине», поскольку социальные последствия «попадания» рассматриваются как более важные, чем индивидуальные чувства или переживания агента (см. работу Рут Бенедикт ). . То же самое было сказано и о древнегреческом обществе , культуре, где, по словам Бруно Снелла , если «честь разрушается, моральное существование проигравшего рушится». [39]
Это может привести к большему вниманию к этикету, чем к этике , как она понимается в западной цивилизации, что приводит к тому, что некоторые [ ВОЗ? ] в западных цивилизациях задаться вопросом, почему слово «этос» было заимствовано из древнегреческого языка при таких огромных различиях в культурных нормах. Христианство и ислам унаследовали большинство представлений о вине от иудаизма. [ нужна ссылка ] , [40] Персидские и римские идеи, в основном в интерпретации Августина , который адаптировал идеи Платона к христианству. Латинское слово , обозначающее вину, — culpa , слово, которое иногда встречается в юридической литературе, например, mea culpa, означающее «моя вина (вина)». [41]
В литературе
[ редактировать ]Вина является основной темой в произведениях Джона Стейнбека « К востоку от рая» , » Федора Достоевского « Преступлении и наказании » Теннесси Уильямса , «Трамвае «Желание , Уильяма Шекспира пьесе «Макбет » , » Эдгара Аллана По « Сердце-обличителе и « Черный кот » и многие другие литературные произведения. В « Мухах » Сартра фурии (в форме мух) представляют собой болезненные, удушающие силы невротической вины, которые привязывают нас к авторитарной и тоталитарной власти. [42]
Вина является основной темой во многих произведениях Натаниэля Хоторна . [43] и является почти универсальной заботой романистов, исследующих внутреннюю жизнь и тайны .
В эпикурейской философии
[ редактировать ]В своих «Кириай Доксаи» ( «Основные доктрины ») 17 и 35 Эпикур учит, что мы можем идентифицировать и диагностировать вину по ее признакам и нарушениям. [44] В его этической системе, основанной на удовольствии и боли, вина проявляется как постоянный страх быть обнаруженным, возникающий из-за «тайных действий, противоречащих соглашению не причинять вреда друг другу и не подвергаться вреду».
Поскольку Эпикур отвергает утверждения о сверхъестественном, самый простой способ избежать этого возмущения — избегать антисоциального поведения, чтобы продолжать наслаждаться атараксией (состоянием отсутствия возмущения). Однако, если вина неизбежна, эпикурейские руководства рекомендовали признание в своих проступках как практику, которая помогает очистить характер от его злых наклонностей и исправить его. По словам Нормана ДеВитта, автора книги «Святой Павел и Эпикур», исповедь была одной из эпикурейских практик, которая позже была присвоена раннехристианскими общинами. [45]
В христианской Библии
[ редактировать ]Вина в христианской Библии — это не просто эмоциональное состояние; это также правовое состояние, заслуживающее наказания. В еврейской Библии нет единого слова для обозначения вины, но используется одно слово для обозначения: «грех, вина за него, наказание за него и жертва за него». [46] В греческом Новом Завете используется слово, обозначающее вину, которое означает «предстать перед судом за грех» (например, Римлянам 3:19). В том, что христиане называют « Ветхим Заветом », христиане верят, что Библия учит, что через жертвоприношение грехи могут быть прощены (иудаизм категорически отвергает эту идею, считая, что прощение грехов происходит исключительно через покаяние, а роль жертвоприношений заключалась в искуплении грехов). грехов, совершенных случайно или по незнанию [47] ).
В Новом Завете говорится, что прощение дается, как написано в 1 Коринфянам 15:3–4: «3 Ибо то, что я получил, я передал вам как первостепенное: что Христос умер за грехи наши, по Писанию, потому что Он был погребен, что воскрес в третий день по Писанию». И в Ветхом, и в Новом Завете спасение дается на основании Божьей благодати и прощения (Быт. 6:8; 19:19; Исх. 33:12–17; 34:6–7).
В Новом Завете говорится, что в Иисусе Христе Бог взял на Себя грехи мира и умер на кресте, чтобы выплатить долг человечества (Рим. 6:23). Те, кто покаются и примут жертву Христа за свои грехи, будут искуплены Богом и, таким образом, не будут виновны перед Ним. Им будет дарована вечная жизнь, которая вступит в силу после Второго пришествия Христа (1 Фес. 4:13–18).
Библия согласна с языческими культурами в том, что вина создает цену, которую кто-то должен заплатить (Евреям 9:22). (Это предположение было высказано в предыдущем разделе «Защиты»: «Провинившиеся люди наказывают себя, если у них нет возможности компенсировать проступок, вызвавший у них чувство вины. Установлено, что самонаказание не происходило, если у людей была такая возможность». чтобы возместить жертве их беззакония».) В отличие от языческих божеств, которые требовали, чтобы долги за грех платили люди, Бог, согласно Библии, любил человечество настолько, что выплатил их Сам (Мат. 5:45).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сравнивать: «Вина: Энциклопедия психологии» . Архивировано из оригинала 2 мая 2008 года . Проверено 1 января 2008 г. «В психологии, что такое «вина» и каковы стадии развития вины?». eNotes.com. 2006. 31 декабря 2007 г.: «Давайте начнем с рабочего определения вины. Вина — это «эмоциональное состояние, вызванное мыслями о том, что мы не достигли своего идеального «я» и могли бы поступить иначе». Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Шапиро, Лесли Дж.; Стюарт, Эвелин С. (февраль 2011 г.). «Патологическая вина: стойкий, но упускаемый из виду фактор лечения обсессивно-компульсивного расстройства» . Анналы клинической психиатрии . 23 (1). Филадельфия, Пенсильвания: Тейлор и Фрэнсис : 63–70. ПМИД 21318197 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2012 года . Проверено 27 ноября 2012 г. - через Aacp.com.
- ^ Фрейд, Зигмунд (1991). Диксон, Альберт (ред.). О метапсихологии: теория психоанализа: «За пределами принципа удовольствия», «Эго и Ид» и другие работы . Эссекс, Восточный Суссекс, Англия: Книги Гарднера . стр. 390–1. ISBN 978-0140138016 .
- ^ Белси, Кэтрин (2008). Шекспир в теории и практике . Эдинбург, Шотландия: Издательство Эдинбургского университета . п. 25. ISBN 978-0748633012 .
- ^ Миллер, Алиса (1995). Драма детства . Лондон, Англия: Time Warner UK . стр. 99–100. ISBN 978-1860491016 .
- ^ Пэрротт, стр. 158–9.
- ^ «Вина выжившего» , Arc.Ask3.Ru , 5 июля 2024 г. , дата обращения 7 июля 2024 г.
- ^ Бубер, Мартин (май 1957 г.). «Вина и чувство вины». Психиатрия . 20 (2): 114–29. дои : 10.1080/00332747.1957.11023082 . ПМИД 13441838 .
- ^ Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (Лондон, 1946), стр. 409–10.
- ^ Ван Лаарховен, Х; и др. (ноябрь – декабрь 2012 г.). «Сравнение чувства вины и прощения у онкологических больных без признаков заболевания и у больных раком на поздних стадиях в условиях паллиативной помощи». Уход за раком . 35 (6): 483–492. дои : 10.1097/NCC.0b013e318243fb30 . hdl : 2066/101471 . ПМИД 22336967 . S2CID 34898552 .
- ^ Отто Фенихель Психоаналитическая теория неврозов (1946), с. 496
- ^ Зигмунд Фрейд, О метапсихологии (PFL 11), стр. 393
- ^ Эрик Берн, Руководство по психиатрии и психоанализу для непрофессионалов (Penguin 1976), стр. 191
- ^ В погоне за здоровьем , Джун Бингхэм и Норман Тамаркин, доктор медицинских наук, Walker Press
- ^ Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (1946), с. 165 и с. 293
- ^ Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (1946), стр. 165–6 и стр. 496
- ^ Нелиссен, RMA; Зеленберг, М. (2009). «Когда вина вызывает самонаказание: доказательства существования эффекта Добби». Эмоция . 9 (1): 118–122. дои : 10.1037/a0014540 . ПМИД 19186924 .
- ^ Коэн, Тая Р.; Пантер, АТ; Туран, Назлы (октябрь 2012 г.). «Склонность к вине и моральный облик» . Современные направления психологической науки . 21 (5): 355–359. дои : 10.1177/0963721412454874 . S2CID 146370931 .
- ^ Гинер-Соролья, Роджер (2001). «Виновные удовольствия и мрачные потребности: аффективное отношение к дилеммам самоконтроля». Журнал личности и социальной психологии . 80 (2): 206–221. дои : 10.1037/0022-3514.80.2.206 . ПМИД 11220441 .
- ^ Земак-Ругар, Яэль; Беттман, Джеймс Р.; Фицсаймонс, Гаван Дж. (2007). «Влияние бессознательного внедрения концепций эмоций на поведение». Журнал личности и социальной психологии . 93 (6): 927–939. дои : 10.1037/0022-3514.93.6.927 . ПМИД 18072846 .
- ^ Амодио, Дэвид М.; Девайн, Патрисия Г.; Хармон-Джонс, Эдди (июнь 2007 г.). «Динамическая модель вины: последствия для мотивации и саморегуляции в контексте предрассудков». Психологическая наука . 18 (6): 524–530. дои : 10.1111/j.1467-9280.2007.01933.x . ПМИД 17576266 . S2CID 15468026 .
- ^ Крайдер, Синтия Э.; Спрингер, Стивен; Морведж, Кэри К. (май 2012 г.). «Чувство вины, целенаправленные действия» . Бюллетень личности и социальной психологии . 38 (5): 607–618. дои : 10.1177/0146167211435796 . ПМЦ 4886498 . ПМИД 22337764 .
- ^ Видигер, Томас А.; Линам, Дональд Р. (2002). «Психопатия и пятифакторная модель личности» . В Миллоне, Теодор; Симонсен, Эрик; Биркет-Смит, Мортен; Дэвис, Роджер Д. (ред.). Психопатия: антисоциальное, криминальное и агрессивное поведение . Гилфорд Пресс. стр. 171–187. ISBN 978-1-57230-864-0 .
- ^ Нойманн, Крейг С.; Коссон, Дэвид С.; Далее, Адель Э.; Заяц, Роберт Д. (июнь 2006 г.). «Факторная структура Контрольного списка психопатии Зайца: Молодежная версия (PCL: YV) у заключенных подростков». Психологическая оценка . 18 (2): 142–154. дои : 10.1037/1040-3590.18.2.142 . ПМИД 16768590 .
- ^ Хогенбум М. (25 июля 2013 г.). «У преступников-психопатов есть переключатель эмпатии» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 27 июля 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Льюис Т. (24 июля 2013 г.). «Хладнокровные психопаты тоже чувствуют сочувствие» . Живая наука .
- ^ Ведантам С. (28 мая 2007 г.). «Если приятно быть хорошим, это может быть только естественно» . Вашингтон Пост . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ^ Шницер, Даниэль; Туби, Джон; Космидес, Леда; Порат, Рони; Шалви, Шауль; Гальперин, Эран (8 марта 2016 г.). «Стыд тесно связан с угрозой девальвации со стороны других, даже в разных культурах» . Труды Национальной академии наук . 113 (10): 2625–2630. Бибкод : 2016PNAS..113.2625S . дои : 10.1073/pnas.1514699113 . ПМК 4790975 . ПМИД 26903649 .
- ^ Шницер, Даниэль; Ксигалатас, Димитрис; Эйджи, Элизабет; Алами, Сара; Ань, Сяо-Фэнь; Ананьева Кристина Ивановна; Аткинсон, Квентин Д.; Бройтман, Бернардо Р.; Конте, Томас Дж.; Флорес, Карола; Фукусима, Синтаро; Хитокото, Хидефуми; Харитонов Александр Н.; Ониси, Благотворительность Н.; Ониси, Айк Э.; Ромеро, Педро П.; Шрок, Джошуа М.; Снодграсс, Дж. Джош; Сугияма, Лоуренс С.; Такемура, Косуке; Таунсенд, Кэтрин; Чжуан, Цзинь-Ин; Актипис, К. Афина; Кронк, Ли; Космидес, Леда; Туби, Джон (25 сентября 2018 г.). «Межкультурные инвариантности в архитектуре стыда» . Труды Национальной академии наук . 115 (39): 9702–9707. Бибкод : 2018PNAS..115.9702S . дои : 10.1073/pnas.1805016115 . ПМК 6166838 . ПМИД 30201711 . S2CID 52183009 .
- ^ Палланти, Стефано; Кверчоли, Леонардо (август 2000 г.). «Стыд и психопатология». Спектры ЦНС . 5 (8): 28–43. дои : 10.1017/s1092852900007525 . ПМИД 18192938 . S2CID 23493449 .
- ^ Бранскомб, Найла, Р.; Бертьян Дусье (2004). Коллективная вина: международные перспективы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52083-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тангни, июнь Прайс; Миллер, Роуленд С.; Фликер, Лаура; Барлоу, Дебора Хилл (1996). «Являются ли стыд, вина и смущение разными эмоциями?». Журнал личности и социальной психологии . 70 (6): 1256–1269. дои : 10.1037/0022-3514.70.6.1256 . ПМИД 8667166 .
- ^ Вонг, Инь; Цай, Жанна (2007). «Культурные модели стыда и вины» . В Трейси, Джессика Л.; Робинс, Ричард В.; Тангни, Джун Прайс (ред.). Эмоции самосознания: теория и исследования . Гилфорд Пресс. стр. 209–223. ISBN 978-1-59385-486-7 .
- ^ Харрингтон, Джон (июль 1972 г.). «Стыд и вина при неврозе. Хелен Блок Льюис. International Universities Press, Нью-Йорк. 1971. Стр. 525. Цена 15 долларов». Британский журнал психиатрии . 121 (560): 105. дои : 10.1192/s0007125000001483 . S2CID 191884047 .
- ^ Фоссум, Мерл А. (1989) [1986]. Столкнувшись со стыдом: семьи выздоравливают . Нортон. ISBN 0-393-30581-3 . OCLC 858609300 .
- ^ Герман, Джудит Льюис (14 июня 2018 г.), «Разрушенные состояния стыда и их восстановление», Shattered States , Routledge, стр. 157–170, doi : 10.4324/9780429480140-4 , ISBN 978-0-429-48014-0 , S2CID 204352687
- ^ Гилберт, Пол (2003). «Эволюция, социальные роли и различия в стыде и вине» . Социальные исследования . 70 (4): 1205–1230. дои : 10.1353/sor.2003.0013 . JSTOR 40971967 . S2CID 142102686 . Гейл А112943741 .
- ^ Билл Брюггер, Китай, Освобождение и трансформация (1981), стр. 18–19.
- ^ Цитируется по М. И. Финли, Мир Одиссея (1967), с. 136
- ^ Алмонд, Филип К. (6 сентября 2017 г.). «Несмотря на различия, евреи, христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу» . Разговор . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ «Определение MEA CULPA» . www.merriam-webster.com . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Роберт Фаглс пер., Орестея (Пингвин, 1981), с. 92
- ^ «Натаниэль Хоторн» . americanliterature.com . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ «Кириай Доксай» . Главный Doctrines.com . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ «Святой Павел и Эпикур» . archive.org . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Оуэн, Дж. (1850). «Глава 8». Доктрина оправдания верой . Лондон: Джонстон и Хантер. п. 197.
- ^ «Часто задаваемые вопросы SCJ: Раздел 11.8.2. Жертвоприношения: что заменило жертвоприношения животных в еврейской практике?» . Архивировано из оригинала 3 июля 2010 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нина Колтарт, «Грех и супер-эго», в фильме « Склоняясь к Вифлеему» (1992)
- Адам Филлипс, «Вина», в книге «О флирте» (1994), стр. 138–147.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тангни, июнь Прайс; Миллер, Роуленд С.; Фликер, Лаура; Барлоу, Дебора Хилл (1996). «Являются ли стыд, вина и смущение разными эмоциями?». Журнал личности и социальной психологии . 70 (6): 1256–1269. дои : 10.1037/0022-3514.70.6.1256 . ПМИД 8667166 .
- Вина, бессознательное чувство
- Майкл Эйген, «Вина в эпоху психопатии»
- Вина , дискуссия на BBC Radio 4 со Стивеном Малхоллом, Мирандой Фрикер и Оливером Дэвисом ( В наше время , 1 ноября 2007 г.)