Jump to content

Элис Миллер (психолог)

Элис Миллер
Элис Миллер
Рожденный
Элис Энглард

( 1923-01-12 ) 12 января 1923 г.
Умер 14 апреля 2010 г. (14 апреля 2010 г.) (87 лет)
Известный Психология , психоистория , психоанализ , философия

Элис Миллер (урожденная Элис Энглард [1] [ нужна проверка ] ; 12 января 1923 — 14 апреля 2010) — польско - швейцарский психолог , психоаналитик и философ происхождения еврейского , известная своими книгами о жестоком обращении с детьми со стороны родителей , переведенными на несколько языков. Она также была известным общественным интеллектуалом.

Ее книга «Драма одаренного ребенка». [2] произвела сенсацию и стала международным бестселлером после публикации на английском языке в 1981 году. [3] Ее взгляды на последствия жестокого обращения с детьми стали очень влиятельными. [4] В своих книгах она отходила от психоанализа , обвиняя его в сходстве с ядовитой педагогикой . [5]

Миллер родился в Петркув-Трыбунальском , Польша, в еврейской семье. Она была старшей дочерью Гутты и Мейлеха Энглардов и имела сестру Ирену, которая была на пять лет моложе. С 1931 по 1933 год семья жила в Берлине , где девятилетняя Алисия выучила немецкий язык. В связи с национал-социалистами захватом власти в Германии в 1933 году семья вернулась в Петркув Трибунальский. В молодости Миллер сумела сбежать из еврейского гетто в Петркуве-Трыбунальском , где все еврейские жители были интернированы с октября 1939 года, и пережила Вторую мировую войну в Варшаве под вымышленным именем Алисия Ростовская. Хотя ей удалось вывезти мать и сестру, в 1941 году ее отец умер в гетто. [6]

, Базельский университет где Элис Миллер начала учиться в 1946 году.

Она сохранила свое вымышленное имя Алиса Ростовска, когда переехала в Швейцарию в 1946 году, где выиграла стипендию для обучения в Базельском университете . [7]

В 1949 году она вышла замуж за швейцарского социолога Андреаса Миллера, по происхождению польского католика, с которым она переехала из Польши в Швейцарию в качестве студентов. Они развелись в 1973 году. У них было двое детей: Мартин (1950 г.р.) и Юлика (1956 г.р.). [8] Вскоре после смерти матери Мартин Миллер заявил в интервью Der Spiegel , что в детстве его избивал авторитарный отец - в присутствии матери. Миллер заявил, что его мать не вмешивалась и подвергала его эмоциональному насилию. [7] [9] Мартин также упомянул, что его мать не могла, несмотря на многочисленные длительные разговоры, поговорить с ним о своем военном опыте, поскольку они были сильно отягощены им.

1953 году Миллер получила степень доктора философии психологии , В и социологии . Между 1953 и 1960 годами Миллер изучал психоанализ и практиковал его с 1960 по 1980 год в Цюрихе .

В 1980 году, проработав 20 лет психоаналитиком и тренером-аналитиком, Миллер «прекратил практиковать и преподавать психоанализ, чтобы систематически исследовать детство». [10] Она стала критиковать как Зигмунда Фрейда, так и Карла Юнга . Ее первые три книги были результатом исследований, которые она взяла на себя в качестве ответа на то, что, по ее мнению, было главными «слепыми пятнами» в ее области. Однако к моменту публикации ее четвертой книги она уже не верила, что психоанализ вообще жизнеспособен. [11]

В 1985 году Миллер написала об исследованиях, проведенных ею в качестве психоаналитика: «В течение двадцати лет я наблюдала, как люди отрицают свои детские травмы, идеализируют своих родителей и любыми способами сопротивляются правде о своем детстве». [12] В 1985 году она покинула Швейцарию и переехала в Сен-Реми-де-Прованс на юге Франции . [13]

В 1986 году она была награждена литературной премией Януша Корчака за книгу « Ты не должен осознавать: предательство ребенка обществом» . [14]

В апреле 1987 года Миллер заявила в интервью немецкому журналу Psychologie Heute («Психология сегодня») о своем отказе от психоанализа. [15] В следующем году она отказалась от членства как в Швейцарском психоаналитическом обществе, так и в Международной психоаналитической ассоциации , поскольку чувствовала, что психоаналитическая теория и практика не позволяют бывшим жертвам жестокого обращения с детьми признать причиненные им нарушения и устранить последствия насилия. злоупотреблять, [10] поскольку они «остались в старой традиции обвинять ребенка и защищать родителей». [16]

Одна из последних книг Миллера, Bilder meines Lebens («Картины моей жизни»), была опубликована в 2006 году. Это неформальная автобиография, в которой писательница исследует свои эмоциональные процессы из болезненного детства посредством развития своих теорий и более поздних прозрений. рассказывается посредством показа и обсуждения 66 ее оригинальных картин, написанных в 1973–2005 годах. [17] [18]

С 2005 года до своей смерти в 2010 году она ответила на сотни писем читателей на своем сайте. [19] где также публикуются статьи, листовки и интервью на трех языках. За несколько дней до своей смерти Алиса Миллер написала: «Эти письма останутся важным свидетелем и после моей смерти под моими авторскими правами». [20]

Миллер умерла 14 апреля 2010 года в возрасте 87 лет в своем доме в Сен-Реми-де-Прованс. [3] самоубийство после тяжелой болезни и диагноза рака поджелудочной железы на поздней стадии . [21]

Миллер расширила модель травмы , включив в нее все формы жестокого обращения с детьми, включая общепринятые (например, порку ), которые она назвала ядовитой педагогикой , небуквальным переводом книги Катарины Ручки « Schwarze Pädagogik » (черная или темная педагогика/импринтинг). ). [5] [22]

Опираясь на работы по психоистории , Миллер проанализировал писателей Вирджинию Вульф , Франца Кафку и других, чтобы найти связь между их детскими травмами и ходом и исходом их жизни. [23]

Во введении к первой главе первой книги Миллер « Драма одаренного ребенка» , впервые опубликованной в 1979 году, содержится строка, обобщающая ее основные взгляды. В нем она пишет:

Опыт научил нас, что у нас есть только одно надежное оружие в нашей борьбе с психическими заболеваниями: эмоциональное открытие и эмоциональное принятие истины в индивидуальной и уникальной истории нашего детства. [24]

В 1990-е годы Миллер решительно поддержал новый метод, разработанный Конрадом Штеттбахером, которому позже были предъявлены обвинения в случаях сексуального насилия . [25] Миллер узнал о Штеттбахере и его методе из книги Мариэллы Мер под названием Steinzeit (Каменный век). Находясь под сильным впечатлением от книги, Миллер связался с Мером, чтобы узнать имя терапевта. С этого момента Миллер отказывался давать рекомендации терапевта или метода. В открытых письмах Миллер объяснила свое решение и то, как она изначально стала ученицей Штеттбахера, но в конце концов дистанцировалась от него и его регрессивной терапии. [26] [27]

В своих статьях Миллер старается уточнить, что под «жестоким обращением» она имеет в виду не только физическое насилие или сексуальное насилие, но и психологическое насилие, совершаемое одним или обоими родителями в отношении своего ребенка; это трудно выявить и справиться с этим, поскольку человек, подвергшийся насилию, скорее всего, скрывает это от себя и может не осознавать этого до тех пор, пока какое-то событие или начало депрессии не потребует лечения. Миллер обвинял родителей, подвергшихся психологическому насилию, в большинстве случаев неврозов и психозов . Она утверждала, что все случаи психических заболеваний , наркозависимости , преступлений и культизма в конечном итоге были вызваны подавленной яростью и болью в результате подсознательной детской травмы, которая не была решена эмоционально с помощью помощника, которого она стала называть «просвещенным свидетелем». " Во всех культурах «щадить родителей — наш высший закон», — писал Миллер. Даже психиатры , психоаналитики и клинические психологи неосознанно боялись обвинить родителей в психических расстройствах. своих клиентов, утверждала она. По словам Миллера, специалисты в области психического здоровья также были порождением ядовитой педагогики, усвоенной в их собственном детстве. Это объяснило, почему заповедь «Почитай родителей своих» была одной из главных целей психологической школы Миллера. [28]

Миллер назвал электросудорожную терапию «кампанией против акта запоминания». В своей книге Abbruch der Schweigemauer («Разрушение молчания») она также раскритиковала советы психотерапевтов клиентам прощать своих жестоких родителей, утверждая, что это может только помешать выздоровлению через воспоминания и чувства детской боли. Она утверждала, что большинство терапевтов боятся этой истины и что они работают под влиянием интерпретаций, взятых как из западных , так и из восточных религий, которые проповедуют прощение ребенка, с которым когда-то плохо обращались. Она считала, что прощение не устраняет ненависть, а скрывает ее опасным образом во взрослом возрасте: вытеснение козлов отпущения , как она обсуждала в своих психобиографиях Адольфа Гитлера и Юргена Барча , оба из которых она описала как пережившие тяжелые родительские страдания. злоупотреблять.

Общим знаменателем в трудах Миллер является ее объяснение того, почему люди предпочитают не знать о своей собственной виктимизации в детстве: чтобы избежать невыносимой боли. Она считала, что бессознательное командование человека не знать, как с ним обращались в детстве, привело к смещению : непреодолимому стремлению повторить жестокое воспитание в следующем поколении детей или бессознательно направить неразрешенную травму против других ( война , терроризм , преступность ), [29] [30] или против себя ( расстройства пищевого поведения , наркомания , депрессия ).

Корни насилия

[ редактировать ]

По мнению Элис Миллер, мировое насилие коренится в том, что детей во всем мире избивают, особенно в первые годы жизни, когда их мозг структурируется. [29] Она сказала, что ущерб, причиненный этой практикой, огромен, но, к сожалению, общество почти не замечает его. [31] Она утверждала, что, поскольку детям запрещено защищаться от насилия, причиненного им, они должны подавлять естественные реакции, такие как ярость и страх, и они выплескивают эти сильные эмоции позже, уже будучи взрослыми, против своих собственных детей или целых народов: «Жестокое обращение с детьми, такое как избиение и унижение не только порождает несчастных и сбитых с толку детей, не только деструктивных подростков и жестоких родителей, но, таким образом, также и запутанное, иррационально функционирующее общество». Миллер заявил, что только осознав эту динамику, мы сможем разорвать цепь насилия. [16]

Сочинения

[ редактировать ]

Ниже приводится краткое содержание книг Миллера.

Драма одаренного ребенка 1979 ( )

[ редактировать ]

В своей первой книге (также опубликованной под названиями « Узники детства» и «Драма детства ») Миллер определила и разработала личностные проявления детской травмы. Она обратилась к двум реакциям на потерю любви в детстве: депрессии и грандиозности ; внутренняя тюрьма, порочный круг презрения , подавленные воспоминания , этиология депрессии и то, как детская травма проявляется у взрослого. [32]

Миллер пишет:

«Довольно часто я сталкивался с пациентами, которых хвалили и восхищались их талантами и достижениями. Согласно преобладающим общим установкам, эти люди — гордость своих родителей — должны были обладать сильным устойчивым чувством уверенности в себе. Но дело обстоит как раз наоборот… Работая с этими людьми, я обнаружил, что у каждого из них есть история детства, которая мне кажется значимой:

  • Была мать , которая по своей сути была эмоционально неуверенной и нарциссическое равновесие которой зависело от поведения или действий ребенка определенным образом. Эта мать смогла скрыть свою неуверенность от ребенка и от всех остальных за жестким, авторитарным и даже тоталитарным фасадом.
  • Этот ребенок обладал удивительной способностью интуитивно, то есть бессознательно, воспринимать и реагировать на эту потребность матери или обоих родителей взять на себя ту роль, которая была ему бессознательно отведена.
  • Эта роль обеспечивала «любовь» к ребенку, то есть эксплуатацию его родителей. Он чувствовал, что он нужен, и эта потребность гарантировала ему определенную экзистенциальную безопасность.

Эта способность затем расширяется и совершенствуется. В дальнейшем эти дети не только становятся матерями (доверенными лицами, советчиками, сторонниками) собственных матерей, но и берут на себя ответственность за своих братьев и сестер и со временем развивают особую чувствительность к бессознательным сигналам, проявляющим потребности других». [33]

Для вашего же блага ( В начале было образование , 1980)

[ редактировать ]

Миллер предположил здесь, что травматическое воспитание детей в Германии привело к появлению героиновой наркоманки Кристианы Ф. , серийного убийцы детей Юргена Барча и диктатора Адольфа Гитлера . Дети учатся принимать часто оскорбительное поведение своих родителей по отношению к себе как действие «ради их же блага». В случае с Гитлером это привело к перемещению евреев и других групп меньшинств. Для Миллера традиционный педагогический процесс порки был манипулятивным, в результате чего взрослые люди чрезмерно подчинялись властям, даже тираническим лидерам или диктаторам , таким как Гитлер. Миллер даже выступал за отказ от термина «педагогика» в пользу слова «поддержка», что-то вроде того, что психоисторики называют помогающим способом воспитания. [34]

В разделе «Ядовитая педагогика» Миллер делает тщательный обзор литературы XIX века по воспитанию детей, цитируя тексты, в которых рекомендуются такие практики, как подвергание детей воздействию мертвых тел, чтобы научить их сексуальным функциям анатомии человека ( 45–46), сопротивление искушению утешить кричащих младенцев (41–43) и избиение детей, не совершивших какого-либо конкретного проступка, как своего рода обусловленность, которая поможет им понять свою собственную злую и падшую природу.

Ключевым элементом, который Миллер разъяснил в этой книге, было понимание того, почему немецкая нация, «хорошие немцы», подчинялись жестокому режиму Гитлера, что, по утверждению Миллера, было прямым результатом того, как общество в целом относилось к своим детям. Она подняла фундаментальные вопросы о современной мировой практике воспитания детей и сделала строгое предупреждение.

Ты не должен осознавать 1981 ( )

[ редактировать ]

В отличие от более поздних книг Миллера, эта написана в полуакадемическом стиле. Это была ее первая критика психоанализа, в которой она обвиняла его в сходстве с ядовитой педагогикой, которую она описала в книге « Ради вашего же блага» . Миллер критиковал как Фрейда , так и Карла Юнга . Фрейда Она тщательно изучила теорию влечений , устройство, которое, по мнению ее и Джеффри Массона , обвиняет ребенка в оскорбительном сексуальном поведении взрослых. Миллер также высказал теорию о Франце Кафке , который подвергся насилию со стороны своего отца, но выполнил политкорректную функцию отражения насилия в метафорических романах, вместо того, чтобы разоблачить его.

В главе, озаглавленной «Боль разделения и автономии», Миллер исследовал авторитарную (например, ветхозаветную , папистскую , кальвинистскую ) интерпретацию иудео-христианского теизма и его параллели с современной практикой воспитания детей, утверждая, что это был Иосиф отец Иисуса . кому следует приписать отход Иисуса от догматического иудаизма своего времени.

Нетронутый ключ 1988 ( )

[ редактировать ]

книга была частично психобиографией Ницше Кольвица , Пикассо , Эта и Бастера Китона ; (в более позднюю книгу Миллера « Тело никогда не лжет» , опубликованную в 2005 году, она включила аналогичный анализ Достоевского , Чехова , Шиллера , Рембо , Мисимы , Пруста и Джеймса Джойса ).

По словам Миллера, у Ницше не было любящей семьи, и его философские произведения были метафорой бессознательного стремления против репрессивной теологической традиции его семьи. Она считала, что философская система ошибочна, потому что Ницше не смог установить эмоциональный контакт с подвергшимся насилию ребенком внутри себя. Хотя Ницше был сурово наказан отцом, который сошел с ума, когда Ницше был маленьким мальчиком, Миллер не принял генетическую теорию безумия. Она интерпретировала психотический срыв Ницше как результат семейной традиции прусского воспитания детей.

знания ( Изгнанные 1988)

[ редактировать ]

В этой более личной книге Миллер рассказала, что в детстве она сама подверглась насилию. Она также ввела фундаментальное понятие «просвещенного свидетеля»: человека, готового поддержать пострадавшего человека, сопереживать ему и помочь ему понять собственное биографическое прошлое.

«Изгнанное знание» автобиографично в другом смысле. Миллер Это указывает на радикальное отступничество от ее собственной профессии — психоанализа. Она считала, что общество вступило в сговор с теориями Фрейда, чтобы не знать правды о нашем детстве, правды, которую «изгнали» человеческие культуры. Она пришла к выводу, что чувство вины, привитое нам с самых нежных лет, усиливает наши подавления даже в психоаналитической профессии.

Разрушая стену молчания ( 1990 )

[ редактировать ]

Написанная после падения Берлинской стены , Миллер бросила вызов всей человеческой культуре. То, что она назвала «стеной молчания», — это метафорическая стена, за которой общество — академические круги, психиатры, духовенство, политики и представители средств массовой информации — пыталось защитить себя: отрицая разрушительные последствия жестокого обращения с детьми. Она также продолжила автобиографическое признание, начатое в «Изгнанных знаниях», о своей жестокой матери. В книге «Картинки детства: шестьдесят шесть акварелей и эссе» Миллер сказала, что рисование помогло ей глубоко задуматься о своих воспоминаниях. На некоторых своих картинах Миллер изображала малышку Алису запеленутую , иногда злой матерью. [18]

Я предал эту маленькую девочку […]. Только в последние годы, с помощью терапии, которая позволила мне постепенно приоткрыть завесу этого подавления, я смог позволить себе испытать боль и отчаяние, бессилие и оправданную ярость этого подвергшегося насилию ребенка. Только тогда мне стали ясны масштабы этого преступления против ребенка, которым я когда-то был. [35]

В некрологе New York Times британский психолог Оливер Джеймс, от 26 апреля 2010 года цитируется который говорит, что Элис Миллер «почти так же влиятельна, как Р.Д. Лэнг ».

Библиография

[ редактировать ]

Опубликованные книги Миллера на английском языке :

  • «Драма одаренного ребенка » (1979), переработанная в 1995 году и переизданная Вираго под названием «Драма о детстве» . ISBN   1-86049-101-4
  • Узники детства (1981) ISBN   0-465-06287-3 , который представляет собой «Драма одаренного ребенка» под другим названием.
  • Для вашего же блага: скрытая жестокость в воспитании детей и корни насилия (полный текст доступен онлайн бесплатно) (1983) ISBN   0-374-52269-3
  • Ты не должен осознавать: предательство ребенка обществом (1984) ISBN   0-374-52543-9
  • Изгнанные знания: как справиться с детскими травмами ISBN   0-385-26762-2
  • Нетронутый ключ: прослеживание детской травмы в творчестве и деструктивности ISBN   0-385-26764-9
  • Драма детства: В поисках истинного себя (1995)
  • Картины детства: шестьдесят шесть акварелей и эссе ISBN   0-374-23241-5
  • Пути жизни: семь сценариев (1999) ISBN   0-375-40379-5
  • Разрушение стены молчания: освобождающий опыт встречи с болезненной правдой ISBN   0-525-93357-3
  • Истина сделает вас свободными: преодоление эмоциональной слепоты (2001) ISBN   0-465-04584-7
  • Тело никогда не лжет: затяжные последствия жестокого воспитания (2005) ISBN   0-393-06065-9 , Отрывок
  • Свободный от лжи: выяснение ваших истинных потребностей (2009) ISBN   978-0-393-06913-6

В популярной культуре :

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Миллер 2013 , с. 26.
  2. ^ «Драма одаренного ребенка» . Алиса-Миллер.com . Январь 1997 года.
  3. ^ Jump up to: а б Уильям Граймс (26 апреля 2010 г.). «Элис Миллер, психоаналитик, умерла в 87 лет; возложила человеческие проблемы на действия родителей» . Нью-Йорк Таймс (Некролог) .
  4. ^ Сью Коуэн-Дженсен (31 мая 2010 г.). «Алиса Миллер | Психоаналитик, написавшая «Драму одаренного ребенка» . The Guardian (Некролог) .
  5. ^ Jump up to: а б Примечание. В книге « Ради вашего же блага » сама Элис Миллер называет Катарину Ручки и ее работу 1977 года «Шварце педагогика» источником вдохновения для рассмотрения концепции ядовитой педагогики , которая считается переводом оригинального термина Ручки «Шварце педагогика» (буквально «черная педагогика»). "). Источник: Зорнадо, Джозеф Л. (2001). Изобретение ребенка: культура, идеология и история детства . Рутледж . п. 77. ИСБН  0-8153-3524-5 . В испанских переводах книг Миллера Schwarze Pädagogik переводится буквально.
  6. ^ Миллер 2013 , стр. 26–44.
  7. ^ Jump up to: а б Филипп Оемке; Эльке Шмиттер (3 мая 2010 г.). «Мой отец, да, относительно этого». Зеркало (на немецком языке).
  8. ^ Миллер 2013 , стр. 51–52, 59.
  9. ^ «Трагедия Элис Миллер | Эллинор Крогманн в разговоре с Мартином Миллером» [Трагедия Элис Миллер | Разговор Эллинор Крогманн с Мартином Миллером] (PDF) (на немецком языке). КСВ2 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б Элис Миллер. Об авторе . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. 1990 г. и позже (из обложек немецких книг в мягкой обложке «Драма одаренного ребенка» , «Ради вашего же блага» , «Образы детства» , «Нетронутый ключ» и «Изгнанные знания» (все перепечатки первых изданий в мягкой обложке))
  11. ^ Кэппс, Дональд (1995). Детская песня: религиозное насилие над детьми . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Нокс Пресс. стр. 3–20.
  12. ^ Картинки детства. 66 акварелей и эссе, первое издание [ Картинки детства: шестьдесят шесть акварелей и эссе ] (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. 1985. с. 12. ISBN  3-518-37658-6 .
  13. ^ Миллер 2013 , с. 59.
  14. ^ Эдвард Х. Лоусон; Мэри Лу Бертуччи (1996). Энциклопедия прав человека . Тейлор и Фрэнсис . п. 943. ИСБН  1-56032-362-0 .
  15. ^ Элис Миллер; Барбара Фёглер (апрель 1987 г.). «Как психотерапия предает ребенка». Психология сегодня (на немецком языке). Бельц. стр. 20–31. ISSN   0340-1677 .
  16. ^ Jump up to: а б «Профиль Элис Миллер | К реальности детства» . Алиса-Миллер.com . Январь 2015.
  17. ^ Миллер, Алиса (2006). Фотографии моей жизни . Зуркамп . ISBN  3-518-45772-1 .
  18. ^ Jump up to: а б «Элис Миллер, Картины 1975–2005 | Элис Миллер, Картины моей жизни» . Элис Миллер.com . 18 августа 2015 г.
  19. ^ «Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с детьми» . Алиса-Миллер.com .
  20. ^ «Информационный понедельник, 5 апреля 2010 г.» . Алиса-Миллер.com . 23 апреля 2010 г.
  21. ^ Миллер 2013 , стр. 21–23.
  22. ^ Миллер, Алиса (1985). Для вашего же блага . Барселона: ТусКетс. стр. 17–95.
  23. ^ Миллер, Алиса (2005). Тело никогда не лжет . Барселона: ТусКетс. стр. 37–41 и 48–50.
  24. ^ Миллер, Алиса (2001). Драма одаренного ребенка . Барселона: ТусКетс. п. 15.
  25. ^ «Барбара Лукеш: Драма одаренной дамы: Элис Миллер оказывается перед грудой битого стекла из-за шарлатана » . Барбара Лукеш (на немецком языке). 29 июня 1995 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2008 г.
  26. ^ Элис Миллер: Общение с моими читателями
  27. ^ Реакция на приложение к сообщению Элис Миллер
  28. ^ Миллер, Алиса (1991). Разрушение стены молчания . Нью-Йорк: Даттон / Penguin Books . Критика заповеди Миллер подробно изложена в ее книге « Тело никогда не лжет» .
  29. ^ Jump up to: а б Корни насилия - новый флаер Элис Миллер, 2008 г., на YouTube
  30. ^ Миллер, Алиса (1984). Ты не должен осознавать: предательство ребенка обществом . Нью-Йорк: Меридан Полиграфия.
  31. ^ Интервью с Элис Миллер на австрийском радио (немецкий) на YouTube
  32. ^ Миллер, Алиса (1981). Драма одаренного ребенка . Основные книги. ISBN  9780465016945 .
  33. ^ Миллер, Алиса (1979). Драма одаренного ребенка . Основные книги. стр. 7–9.
  34. ^ Миллер, Алиса (1980). Для вашего же блага: скрытая жестокость в воспитании детей и корни насилия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN  9780374522698 .
  35. ^ Миллер: Разрушая стену молчания , (соч. соч.), стр. 20f

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Обзоры книг

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 863a5074b196ff26117ed894eed53fc8__1709834160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/c8/863a5074b196ff26117ed894eed53fc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alice Miller (psychologist) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)