Эрик Янссон
Эрик Янссон | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 мая 1850 г. | ( 41 год
Другие имена | Эрик Янссон, Янсон |
Занятие | Лидер пиетистов секты |
Эрик или Эрик Янссон или Янсон (19 декабря 1808 г.) [ 1 ] [ 2 ] — 13 мая 1850) — лидер шведской радикальных пиетистов секты , эмигрировавшей в США в 1846 году.
Ранняя и семейная жизнь
[ редактировать ]Янссон родился в деревне Ландсберга в париже Бископскулла в Уппланде , недалеко от Уппсалы , Швеция, в семье фермера Яна Маттссона и его жены Сары Эриксдоттер. заинтересовался реформированием государственной лютеранской церкви Швеции Он был слабым ребенком и еще подростком .
Полагая, что он чудесным образом излечился от ревматизма после видения в 22 года, Янссон стал истово религиозным и начал читать труды немецкого мистика Иоганна Арндта . [ 3 ] В частности, после очередного мистического опыта, полученного десятью годами позже во время посещения рынка в Уппсале, у Янссон развились убеждения, противоречащие государственному катехизису .
Шведское министерство и конфликты
[ редактировать ]К 1841 году Янссон, хотя и был мирянином, проповедовал в провинции Вестманланд . Его молитвенные собрания, особенно в приходах Торстуна и Эстерунда, привлекли значительное внимание, в том числе со стороны властей. Закон о монастырях , действовавший с 1726 года для контроля растущих пиетистских движений в стране, запрещал проповедь за пределами Шведской церкви. Янссон утверждал, что способен изгонять демонов, и, когда ему противоречили, ему часто удавалось перекричать своих оппонентов, хотя он по-прежнему поддерживал хорошие отношения с духовенством, особенно с преподобным Дж. Дж. Рисбергом, помощником священника в Эстерсунде, который иногда проповедовал вместе с ним.
Движение Янссона выросло из движения läsare (Читатели), поскольку он и многие его последователи изначально были Читателями. [ 4 ] Однако Янссон порвала с учением Лютера и Арндта. К 1844 году он заявил, что является истинным пророком, говорящим слово Божье. Янссон хотел создать « Новый Иерусалим », чтобы дождаться пришествия Христа и Тысячелетия . Он оттолкнул преподобного Рисберга и многих других членов государственной церкви, которые усомнились в его здравомыслии. [ 5 ] Местный священник Андерс Шердин, писавший о янссонизме несколько лет спустя, заявил: « Конечно, можно увидеть, что Läseriet заложила фундамент и подготовила путь для ереси Эрика Янссона. Läsare уделяли больше внимания своим собственным собраниям, чем церковному богослужению. , и у них было больше времени жаловаться на своего пастора, чем искать его наставлений». [ 6 ]
Янссон верил в верховенство Библии и своих собственных откровений и, начиная с 1844 года, публично сжигал произведения Лютера и других и призывал своих последователей поступать так же. Это произошло на берегу озера недалеко от города Альта в июне 1844 года, недалеко от Седералы в октябре 1844 года, а также в Стенбо и Форсе в декабре 1844 года. Власти арестовали его, но Янссон несколько раз освобождался после того, как его последователи обратились к шведскому королю, который чувствовал тюремное заключение, несоответствующее религиозным убеждениям. Однако в 1845 году последователи и противники Янссона участвовали в нескольких ожесточенных столкновениях в Вестманланд и Хельсингланд провинциях . Когда Янссон добровольно явился на заседание суда в Дельсбо в провинции Евлеборг , чтобы ответить на обвинения, его вернули в тюрьму Евле, пока расследование продолжалось. Охранник предупредил Янссона, что другому заключенному сказали, что он будет вознагражден за убийство Янссона, поэтому он сбежал, переодевшись женщиной, и в конечном итоге пересек горы на лыжах в Кристиану, Норвегия , где Янссон прятался до января 1846 года. [ 7 ]
Эмиграция в Америку
[ редактировать ]После неоднократных нарушений закона в Швеции и оскорбления иерархии Шведской церкви, Янссон в 1846 году отплыл из Осло , Норвегия, в Соединенные Штаты под вымышленным именем и обрек свою родину на вечное проклятие. Около 1200–1500 последователей переправили его через Атлантический океан, возможно, отчасти из-за плохого урожая в Европе в тот год. [ 8 ] В середине 1845 года его доверенного последователя, Олофа Олссона, послали вперед, чтобы найти подходящее место для поселения в Соединенных Штатах. Олссон прибыл в Нью-Йорк на «Нептуне» 16 декабря 1845 года. Там он встретил шведа Олофа Густава Хедстрема , который предложил Олссону связаться со своим братом Йонасом Хедстремом, который жил в Виктории , округ Нокс , штат Иллинойс , недалеко от реки Миссисипи. . [ 9 ] Другим последователям не так повезло. Несколько судов затонули во время путешествия через Атлантику, в результате чего утонули сотни янссонистов. Многие другие умерли от холеры во время поездки или вскоре после прибытия.
Янссон прибыл в Нью-Йорк в июне 1846 года и с помощью 400 своих последователей, переживших путешествие, основал колонию Бишоп-Хилл в округе Генри, штат Иллинойс (рядом с округом Нокс). Он назвал колонию в честь места своего рождения в Швеции. Хотя 96 иммигрантов умерли в первую зиму и были размещены в двух отдельных землянках или «грязевых пещерах» в оврагах, разделенных по полу, другие продолжали прибывать из Швеции. Жители начали ежедневное богослужение после того, как Янссон позвонил в колокол около 5:00 утра и усердно изучал английский язык, чтобы обращать в свою веру своих соседей, а также молотые бушели кукурузы для варки для выживания. Когда некоторые попытались сбежать, Янссон выставила охрану. [ 10 ]
Жители деревни жили как коллективная религиозная колония в течение 15 лет, с 1846 по 1861 год, обрабатывая землю, ухаживая за животными и строя свое поселение из кирпича ручной работы. большое количество шейкеров из Плезант-Хилла , штат Кентукки К общине присоединилось , а также тридцать новообращенных из Хопедейла , штат Массачусетс . Когда в 1847 году прибыла пятая группа из более чем четырехсот иммигрантов из Швеции, население коммуны достигло 700 человек, но последующая суровая зима привела к нехватке продовольствия и болезням, и около 200 человек уехали, чтобы присоединиться к соседней методистской общине, используя личное богатство, которое у них было. спрятаны, чтобы купить землю. [ 11 ] Некоторые местные пионеры были поражены своим образом жизни и относительным успехом, который он принес, поскольку после 1847 года община выращивала как товарные культуры, так и продукты питания для себя, а также производила ковры на продажу (пик производства пришелся на 1857 год и составил 150 000 ярдов, прежде чем был построен новый Чикаго). , Burlington & Quincy Railroad будет привозить более дешевые промышленные товары из Чикаго и с востока). [ 12 ] Хотя Янссон приказал соблюдать безбрачие в неурожайные годы, в 1848 году, когда община построила (все еще существующую) Колониальную церковь, Янссон снял запрет и провел массовые церемонии бракосочетания, организовав браки 83 из 102 пар, поженившихся в период с 1848 по 1853 год.
Но идиллическая жизнь в сельской местности Иллинойса длилась недолго. Жена Янссона, Майя Стина, умерла во время вспышки холеры, в результате которой погибло около 150 колонистов. Хотя Янссон снова вышла замуж в сентябре 1849 года, врач, которого группа привезла из Наву, штат Иллинойс, для борьбы с более ранней вспышкой, оказался некомпетентным и дорогостоящим. Доктор Роберт Фостер лишил права выкупа некоторых векселей Янссона, так что в 1849 году с аукциона были проданы 30 пар общинных волов, 94 телят, а также другой общественный скот и имущество. [ 12 ] В 1850 году Янссон отправил девять своих последователей в Калифорнию , надеясь, что они будут вести разведку успешно во время Калифорнийской золотой лихорадки и что это дополнительное богатство поможет поддержать их сообщество. Несмотря на то, что доктор Фостер почти обанкротил колонию и несмотря на дезертирство, колония из 100 мужчин, 250 женщин и 200 детей владела 4000 акрами земли, церковью, мельницами и мельницами, тремя жилыми домами и пятью другими зданиями. [ 12 ]
Убийство
[ редактировать ]Трое шведских иммигрантов прибыли из Нового Орлеана в конце 1848 года. Двое вскоре уехали, но человек по имени Джон Рут остался в колонии и в ноябре 1849 года женился на кузине и подопечной Янссон Шарлотте Луизе Рут (известной как «Лотта»). Вскоре после этого Рут разочаровался в коммуне и хотел покинуть Бишоп-Хилл, но другие колонисты не позволили ему взять с собой семью. Более того, Янссон вставила в брачный контракт фразу, которая конкретно давала Лотте выбор, уходить ли, и она отказалась сопровождать Рут. 2 марта 1850 года Рут и еще один мужчина похитили Лотту и ее новорожденного сына, но двенадцать янссонистов преследовали их и вернули Лотту. Затем Рут обратился в суд и снова похитил ее, когда она прибыла в местное здание суда округа Генри в Кембридже, штат Иллинойс, в качестве свидетеля, и отвез ее в Чикаго . Ее сестра Кэролайн узнала, что Лотта и ребенок были в ее доме к Янссон, а их брат Ян спас мать и ребенка и добровольно привез их обратно в Бишоп-Хилл. 26 марта 1850 года Рут предпринял еще одну попытку похищения, на этот раз завербовав какого-то брата. Мэйсоны из Кембриджа в качестве помощников, но они оставили Бишоп-Хилл с пустыми руками, поскольку Янссон спрятал Лотту и младенца, и в конечном итоге бежал с ними через реку Миссисипи в Сент-Луис , где устроился на работу продавцом муки. [ 13 ]
12 мая 1850 года последователи слушали проповедь Янссона, посвященную библейской фразе, в которой Иисус пророчествовал о скором питье в царстве своего Отца. На следующий день, 13 мая 1850 года, когда Янссон беседовала с секретарем округа Генри в здании суда Кембриджа, Рут побежал вверх по лестнице в зал суда, а затем застрелил Янссон. Хотя некоторые последователи ожидали, что Янссон восстанет на третий день, он этого не сделал, и колония смирилась с его смертью. [ 14 ]
Рут был обвинен и признан виновным в непредумышленном убийстве , но был освобожден, отсидев всего один год в тюрьме, прежде чем добился помилования, но вскоре после этого умер. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Законодательный орган Иллинойса издал хартию Бишопу Хиллу 17 января 1853 года, а давний друг и последователь Янссона Джонас Олсон вернулся из Калифорнии и приехал возглавить общину вместе с шестью другими попечителями. Деревня продолжала существовать и процветать в течение нескольких лет, но пострадала от финансового кризиса 1857 года . Члены сообщества узнали, что Олсон тайно спекулировал обесценившимися акциями железных дорог и банков, что привело к разделению сообщества на две фракции. Хотя Олсон приказал соблюдать безбрачие и изгнал тех, кто не подчинился его приказу, в 1858 году члены общины проголосовали за роспуск Епископа Хилла. [ 15 ]
Роспуск, когда члены получили личные доли в активах общины, произошел к 1862 году, после того как разразилась Гражданская война в США , хотя судебные дела, касающиеся обвинений в бесхозяйственности и разделе собственности колонии, не были решены до 1879 года. [ 16 ] И мужчины, и женщины получили по 22 акра сельскохозяйственных угодий, а также участок леса и участок фермы. Хотя большинство из них осталось в этом районе, некоторые переехали недалеко от Гальвы, штат Иллинойс (названного в честь морского порта, из которого многие покинули Швецию), потому что он находился на железнодорожной линии, на строительство которой было заключено соглашение со шведской общиной. [ 17 ] К 1870 году в Бишоп-Хилле проживало всего 200 янссонистов, хотя на пике своего развития община насчитывала около 1000 членов. Большинство бывших членов присоединились к местной методистской церкви, хотя некоторые присоединились к «Плезант Хилл Шейкерс» , а некоторые — к адвентистам седьмого дня .
Деревня теперь является историческим районом Бишоп-Хилл . [ 18 ] В 1984 году сохранившиеся здания были внесены в Национальный реестр исторических мест . Агентство по сохранению исторического наследия штата Иллинойс владеет и управляет государственным историческим памятником Бишоп-Хилл , включая Центр для посетителей, церковь Колонии и отель Колония, а также парк с оригинальными землянками в качестве музея под открытым небом. В кирпичном музее хранится ценная коллекция картин народного искусства колониста Улофа Кранса (1838–1916). [ 19 ]
Хотя ранее в американской истории существовало несколько шведских иммигрантских колоний, особенно недолговечная колония в Новой Швеции в Делавэре и продолжающаяся община в Филадельфии , штат Пенсильвания , янссонистские эмигранты спровоцировали более крупную волну шведской иммиграции во второй половине XIX века. век. Письма янссонистов домой своим друзьям и родственникам, рассказывающие о плодородных сельскохозяйственных землях во внутренних районах Северной Америки, стимулировали значительную миграцию на несколько десятилетий и формирование отдельной шведско-американской этнической общины на Среднем Западе Америки, включая районы вокруг Гейлсберга, штат Иллинойс. а также в Миннесоте на северо-западе.
Превращение колонии Бишоп-Хилл из религиозной секты в Швеции в молодой форпост, в процветающий экономический двигатель и, наконец, в шведско-американское сообщество, представляет собой уникальную модель американизации и ассимиляции . Суонсон (1998) утверждал, что эта трансформация и американизация стали результатом степени взаимодействия между колонистами и местными жителями округа Генри: колония не была изолированной, как показывают многочисленные документы, хранящиеся в архивах Бишоп-Хилла. Колония Бишоп-Хилл представляет собой полезный контраст с мормонами в Наву, штат Иллинойс, и аманас в Айове , которые являются современниками Бишоп-Хилла.
Потомки
[ редактировать ]Прямые потомки Эрика Янссона все еще жили в колонии Бишоп-Хилл до 20 декабря 2005 года, когда праправнук Янссона и пожарный-доброволец из Бишоп-Хилла Теодор Артур Майре-старший умер во время вызова пожарной службы. Другие известные потомки остаются в других местах в Неваде, Алабаме, Калифорнии, Иллинойсе, Айове, Миннесоте и Техасе. Пиетистская практика отца-основателя епископа Хилла не оказала длительного влияния на потомков Эрика и не осталась в практической жизни его последователей.
Одна из его потомков, Таня Эдгил из Гамильтона , штат Алабама , в 2018 году участвовала в шведском реалити-шоу Allt for Sverige .
См. также
[ редактировать ]- Скевикарна - шведское радикально-пиетистское сепаратистское сообщество.
- Движение Шутер - современное шведское движение возрождения. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По данным Nordisk familjebok , дата рождения — 19 декабря.
- ↑ дата также используется Рэндаллом Дж. Соландом, Утопические сообщества Иллинойса: Рай в прерии (History Press 2017), стр. 67
- ^ Соланд стр. 67–68
- ^ Нэйлор, Дэвид. «Читатели, сжигавшие книги — Уппсальский университет» . www.uu.se (на шведском языке). Архивировано из оригинала 28 апреля 2022 г. Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Соланд стр. 68–69
- ^ Шердин, Андерс, цитируется в Элмене, Поле. Мессия из пшеничной муки: Эрик Янссон из Бишоп-Хилл . п. 15. ISBN 978-0-8093-2118-6 ОСЛК 1310471253
- ^ Соланд стр. 69–70
- ↑ Меньшая цифра — от Nordisk familjebok , большая — от Barton, 16.
- ^ «ОТЗЫВ» . www.thezephyr.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Соланд стр. 72–73
- ^ Соланд с. 75
- ^ Перейти обратно: а б с Соланд стр. 77.
- ^ Соланд стр. 78–79
- ^ Перейти обратно: а б Соланд стр. 79
- ^ Соланд стр. 79–80
- ^ «Документ без названия» . www.illinoisancestors.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 года . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ «Документ без названия» . www.illinoisancestors.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 года . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ «Бишоп Хилл, штат Иллинойс. Добро пожаловать в Бишоп Хилл, штат Иллинойс» . www.bishophill.com . Архивировано из оригинала 2 сентября 2011 года . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ Соланд стр. 80–81
- ^ Лундстрем, Томас (весна 2015 г.). «Убей проклятых мастеров!»: Рассказы о религиозной войне и социальном конфликте в приходе Квистбро 1843 г. (PDF) (Диссертация). Уппсальский университет .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бартон, Х. Арнольд (1994). Разделенный народ: родина шведов и американцев шведского происхождения, 1840–1940 гг . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. ISBN 9780809319435 .
- Хоган, Терри. «ВОЗВРАТ: Бишоп-Хилл - шведские корни в почве Иллинойса» . thezephyr.com .
- Макдональд, Джули (1985). Баллада о Бишоп-Хилле, В поисках утопии . Монтесума, Иллинойс: Издательство Sutherland Publishing. ISBN 9780930942021 .
- Суонсон, Трой (1998). «Эти сумасшедшие шведы: внешнее влияние на колонию Бишоп-Хилл». Благородные вещи, которые стоит посмотреть: Сборник очерков об Эрике-Янссонистах . Бишоп-Хилл, Иллинойс: Ассоциация наследия Бишоп-Хилла. OCLC 44105531 .
- Вайман, Марк. «Бишоп Хилл, ворота Швеции в Иллинойс» . Университет Северного Иллинойса : Интернет-журналы Иллинойса . Архивировано из оригинала 27 августа 2018 г. Проверено 6 мая 2022 г.
- «История Бишоп-Хилла» . сайт illinoisancestors.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 16 февраля 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Религиозная свобода , Рольф Странд из Эдсбина, Швеция.
- Американские сообщества и кооперативные колонии (1908), стр. 340–360 в Интернет-архиве.
Эта статья содержит материалы из Owl Edition Nordisk familjebok , шведской энциклопедии, издававшейся между 1904 и 1926 годами и ныне находящейся в свободном доступе .