Jump to content

Движение кричащего

Книготорговец в коттедже Смоланда. Иллюстрация из журнала New Illustrated .

Движение Шутер (швед. Roparerörelsen или Roparrörelsen ) — шведское христианское возрождение , проложившее путь народному возрождению и свободным церковным движениям в Швеции. Служанки, дети, крестьянские дочери и молодые люди в состоянии спокойствия или экстатического возбуждения произносили волнующие проповеди, собиравшие большие толпы.

Наиболее распространено оно было в провинциях Смоланд , Вестергётланд , Вермланд и Нярке . Возрождение достигло своего апогея в начале 1840-х годов. [ 1 ] Движение просуществовало недолго и практически исчезло к 1843 году, но оказало большое влияние на рост народного возрождения. [ 2 ]

Корни движения Shouter уходят в хуфианство, аскетическое, движение пиетистское , находящееся под влиянием Моравии , основанное священником-возрожденцем Якобом Отто Хофом в Свенлюнге . [ 1 ] [ 3 ] Его проповеди характеризовались пиетистским идеалом благочестия . Последователей этого движения называли хуфианцами, и они были найдены в Смоланде и Вестергётланде; после его смерти некоторые начали проповедовать в экстатическом состоянии, видя видения, и проповедовали против греха. [ 1 ]

Движение «Шаутер», как заявил один ученый, «можно хронологически и в некоторой степени с точки зрения содержания рассматривать как кульминацию более старого внутрицерковного движения «Читатели», вдохновленного и руководимого такими священниками, как Дж. О. Хоф, Пер Найман и Питер Лоренц Селлергрен ». [ 4 ]

Проповедники и темы

[ редактировать ]

Кричали в основном дети и молодые незамужние женщины, большинство из них были подростками и старше, примерно до 30 лет. В мероприятии приняли участие и некоторые старшие члены сообщества. [ 1 ]

По словам Питера Аронссона, проповедников движения характеризуют три фактора:

1. физические судороги, иногда настолько сильные, что впадают в бессознательное состояние или ступор.

2. острая необходимость проповедовать. Как время, так и содержание не могут контролироваться говорящим.

3. Содержание [проповеди] — частью осуждение высокомерия и пороков времени, частью пророчествование о Страшном Суде , собственной смерти и собственных преемниках. [ 5 ]

Движение «Шоутер» возникло как реакция на пороки того времени. Проповедь включала в себя осуждение и наказание всякого рода лжи, тщеславия и лицемерия, а также танцы, азартные игры и широкое распитие алкоголя. В нем также содержались упоминания о прощении и благодати Божией.

Проповедей было много, и их длина могла сильно различаться. Люди шли на большие расстояния, чтобы услышать кричащих, в основном безземельные и землевладельцы , которые больше всего пострадали от голодных лет того времени. Бедность была широко распространена, в основном из-за чрезмерного употребления алкоголя; заработная плата часто выплачивалась в виде спиртных напитков. Собрания часто требовали изменений как церковного, так и светского характера.

Сопротивление властей

[ редактировать ]

Кричалкам решительно противостояли образованные люди и священнослужители, которые считали движение болезнью. [ 6 ] Епископы заручились помощью полиции и канцелярии губернатора графства, поскольку скопления людей представляли собой нарушение закона, Закона о монастырях , который запрещал публичные религиозные собрания под руководством мирян , то есть людей, не являвшихся священниками шведской государственной церкви . Врачи также прописывали лекарства, чтобы остановить «болезнь проповеди» ( предикосьюкан ). [ 7 ]

Смедберг и религиозная война

[ редактировать ]

Адам Смедберг [ св ] , родившийся в 1813 году в округе Скараборг , играл важную роль проповедника-крикуна, и женщины в почтении преклоняли колени, когда он проходил мимо. Когда он был ранен в перестрелке, газета Nerikes Allehanda описала эту сцену, заявив: «Кровь, текущая из его головы, вытекла, а воду, смешанную с его кровью во время стирки, выпили с величайшим рвением. при этом говоря, что это и есть истинная Евхаристия, и что кровь раненого кричащего так же свята, как и кровь Спасителя». [ 8 ]

Движение Шутеров было тесно связано с провинцией Нярке . Приход Квистбро стал центром криков в Нярке, где проводились собрания под открытым небом с участием до 3000 слушателей. трое странствующих крикунов из Вестергётланда В середине лета 1843 года в Квистбро прибыли . В прошлом году Смедберг встретился с криками Йоханом Магнусом Вигереллом и 14-летним Йоханнесом Юнгхольмом. На митинге собралось около 3000 человек. [ 6 ] Смедберг стоял на крыше фургона и говорил, проповедуя несколько часов. Затем он упал с него на землю, как мертвый. 14-летний подросток продолжал проповедовать, пока Смедберг не выздоровел. Говорят, что некоторые из зрителей также упали на землю в изумлении. [ 9 ]

Это оказалось слишком большим испытанием для губернатора Эребру Эрика Йохана Бергеншельда [ sv ] , который послал людей арестовать Смедберга, что привело к ожесточенным столкновениям с толпой, которая встала на защиту кричащих и вооружилась дубинками и пистолетами. После трех дней боев Смедберг и еще 14 человек были арестованы. Событие назвали религиозной войной в Квистбро. Смедберг и еще около 20 человек были оштрафованы и заключены в тюрьму. Смедберг больше никогда не проповедовал. Он вернулся в родной город и в 1882 году попал в богадельню Хова в Скараборге, где и умер десять лет спустя. [ 10 ] [ 1 ]

Социальное воздействие и влияние

[ редактировать ]

Один ученый заявил, что это движение «можно понимать как способ для маргинализированных женщин заставить свои голоса быть услышанными». [ 2 ] Историк Рагнар Ределиус описывает это как «нападку на «господ» как «индивидуалистический» прогресс в протодемократической среде». [ 2 ]

Проповедник по имени Отто Энгстрем числился среди кричащих в Нярке и продолжал проповедовать, несмотря на неоднократное пребывание в тюрьме. Он, а позже и Август Карлесон, считаются предшественниками движения Райзберга и, следовательно, шведского движения возрождения в целом.

В культуре

[ редактировать ]

Фильм 2023 года «Барфота Роп» [ св ] («Крик босиком») основан на событиях периода зарождения движения «Шутер». [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Теглер Йерселиус, Кристина. «Адам Смедберг» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Лундстрем, Томас (весна 2015 г.). «Убей проклятых мастеров!»: Рассказы о религиозной войне и социальных конфликтах в приходе Квистбро 1843 г. (PDF) (Диссертация). Уппсальский университет .
  3. ^ Хелльстрем, Олле. «Джейкоб Отто Хуф» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
  4. ^ Аронссон 1989 , с. 246.
  5. ^ Аронссон 1989 , с. 250.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Голоса, крики». Церковная энциклопедия для стран Северной Европы (на датском языке). Том. 3. Издательское дело Ютландии. 1911. с. 862.
  7. ^ Арениус, Хокан (18 июня 2015 г.). «Хронология движения крикунов» . День (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
  8. ^ Ределиус 1933 , с. 166
  9. ^ «Религионскригет и Квистбро» . АркивЦентрум (на шведском языке). Архивировано из оригинала 11 августа 2007 г. Проверено 26 мая 2023 г.
  10. ^ Ределиус 1933 , стр. 170–171.
  11. ^ «Барфота роп (2023)» . База данных шведских фильмов (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b0b7167fde72b47efa9759113c0ab68__1703560980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/68/4b0b7167fde72b47efa9759113c0ab68.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shouter movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)