Движение кричащего

Движение Шутер (швед. Roparerörelsen или Roparrörelsen ) — шведское христианское возрождение , проложившее путь народному возрождению и свободным церковным движениям в Швеции. Служанки, дети, крестьянские дочери и молодые люди в состоянии спокойствия или экстатического возбуждения произносили волнующие проповеди, собиравшие большие толпы.
Наиболее распространено оно было в провинциях Смоланд , Вестергётланд , Вермланд и Нярке . Возрождение достигло своего апогея в начале 1840-х годов. [ 1 ] Движение просуществовало недолго и практически исчезло к 1843 году, но оказало большое влияние на рост народного возрождения. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Корни движения Shouter уходят в хуфианство, аскетическое, движение пиетистское , находящееся под влиянием Моравии , основанное священником-возрожденцем Якобом Отто Хофом в Свенлюнге . [ 1 ] [ 3 ] Его проповеди характеризовались пиетистским идеалом благочестия . Последователей этого движения называли хуфианцами, и они были найдены в Смоланде и Вестергётланде; после его смерти некоторые начали проповедовать в экстатическом состоянии, видя видения, и проповедовали против греха. [ 1 ]
Движение «Шаутер», как заявил один ученый, «можно хронологически и в некоторой степени с точки зрения содержания рассматривать как кульминацию более старого внутрицерковного движения «Читатели», вдохновленного и руководимого такими священниками, как Дж. О. Хоф, Пер Найман и Питер Лоренц Селлергрен ». [ 4 ]
Проповедники и темы
[ редактировать ]Кричали в основном дети и молодые незамужние женщины, большинство из них были подростками и старше, примерно до 30 лет. В мероприятии приняли участие и некоторые старшие члены сообщества. [ 1 ]
По словам Питера Аронссона, проповедников движения характеризуют три фактора:
1. физические судороги, иногда настолько сильные, что впадают в бессознательное состояние или ступор.
2. острая необходимость проповедовать. Как время, так и содержание не могут контролироваться говорящим.
3. Содержание [проповеди] — частью осуждение высокомерия и пороков времени, частью пророчествование о Страшном Суде , собственной смерти и собственных преемниках. [ 5 ]
Движение «Шоутер» возникло как реакция на пороки того времени. Проповедь включала в себя осуждение и наказание всякого рода лжи, тщеславия и лицемерия, а также танцы, азартные игры и широкое распитие алкоголя. В нем также содержались упоминания о прощении и благодати Божией.
Проповедей было много, и их длина могла сильно различаться. Люди шли на большие расстояния, чтобы услышать кричащих, в основном безземельные и землевладельцы , которые больше всего пострадали от голодных лет того времени. Бедность была широко распространена, в основном из-за чрезмерного употребления алкоголя; заработная плата часто выплачивалась в виде спиртных напитков. Собрания часто требовали изменений как церковного, так и светского характера.
Сопротивление властей
[ редактировать ]Кричалкам решительно противостояли образованные люди и священнослужители, которые считали движение болезнью. [ 6 ] Епископы заручились помощью полиции и канцелярии губернатора графства, поскольку скопления людей представляли собой нарушение закона, Закона о монастырях , который запрещал публичные религиозные собрания под руководством мирян , то есть людей, не являвшихся священниками шведской государственной церкви . Врачи также прописывали лекарства, чтобы остановить «болезнь проповеди» ( предикосьюкан ). [ 7 ]
Смедберг и религиозная война
[ редактировать ]Адам Смедберг , родившийся в 1813 году в округе Скараборг , играл важную роль проповедника-крикуна, и женщины в почтении преклоняли колени, когда он проходил мимо. Когда он был ранен в перестрелке, газета Nerikes Allehanda описала эту сцену, заявив: «Кровь, текущая из его головы, вытекла, а воду, смешанную с его кровью во время стирки, выпили с величайшим рвением. при этом говоря, что это и есть истинная Евхаристия, и что кровь раненого кричащего так же свята, как и кровь Спасителя». [ 8 ]
Движение Шутеров было тесно связано с провинцией Нярке . Приход Квистбро стал центром криков в Нярке, где проводились собрания под открытым небом с участием до 3000 слушателей. трое странствующих крикунов из Вестергётланда В середине лета 1843 года в Квистбро прибыли . В прошлом году Смедберг встретился с криками Йоханом Магнусом Вигереллом и 14-летним Йоханнесом Юнгхольмом. На митинге собралось около 3000 человек. [ 6 ] Смедберг стоял на крыше фургона и говорил, проповедуя несколько часов. Затем он упал с него на землю, как мертвый. 14-летний подросток продолжал проповедовать, пока Смедберг не выздоровел. Говорят, что некоторые из зрителей также упали на землю в изумлении. [ 9 ]
Это оказалось слишком большим испытанием для губернатора Эребру Эрика Йохана Бергеншельда , который послал людей арестовать Смедберга, что привело к ожесточенным столкновениям с толпой, которая встала на защиту кричащих и вооружилась дубинками и пистолетами. После трех дней боев Смедберг и еще 14 человек были арестованы. Событие назвали религиозной войной в Квистбро. Смедберг и еще около 20 человек были оштрафованы и заключены в тюрьму. Смедберг больше никогда не проповедовал. Он вернулся в родной город и в 1882 году попал в богадельню Хова в Скараборге, где и умер десять лет спустя. [ 10 ] [ 1 ]
Социальное воздействие и влияние
[ редактировать ]Один ученый заявил, что это движение «можно понимать как способ для маргинализированных женщин заставить свои голоса быть услышанными». [ 2 ] Историк Рагнар Ределиус описывает это как «нападку на «господ» как «индивидуалистический» прогресс в протодемократической среде». [ 2 ]
Проповедник по имени Отто Энгстрем числился среди кричащих в Нярке и продолжал проповедовать, несмотря на неоднократное пребывание в тюрьме. Он, а позже и Август Карлесон, считаются предшественниками движения Райзберга и, следовательно, шведского движения возрождения в целом.
В культуре
[ редактировать ]Фильм 2023 года «Барфота Роп» («Крик босиком») основан на событиях периода зарождения движения «Шутер». [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Теглер Йерселиус, Кристина. «Адам Смедберг» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лундстрем, Томас (весна 2015 г.). «Убей проклятых мастеров!»: Рассказы о религиозной войне и социальных конфликтах в приходе Квистбро 1843 г. (PDF) (Диссертация). Уппсальский университет .
- ^ Хелльстрем, Олле. «Джейкоб Отто Хуф» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Аронссон 1989 , с. 246.
- ^ Аронссон 1989 , с. 250.
- ^ Перейти обратно: а б «Голоса, крики». Церковная энциклопедия для стран Северной Европы (на датском языке). Том. 3. Издательское дело Ютландии. 1911. с. 862.
- ^ Арениус, Хокан (18 июня 2015 г.). «Хронология движения крикунов» . День (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Ределиус 1933 , с. 166
- ^ «Религионскригет и Квистбро» . АркивЦентрум (на шведском языке). Архивировано из оригинала 11 августа 2007 г. Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Ределиус 1933 , стр. 170–171.
- ^ «Барфота роп (2023)» . База данных шведских фильмов (на шведском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Аронссон, Питер (1989). «Крик служанок и авторитетный дискурс: попытка интерпретации возрождения 1840-х годов» . Скандия (на шведском языке). 55 (2).
- Ределиус, Рагнар (1933). Ежегодник истории церкви (на шведском языке). Том. 33. Упсала: Альмквист и Викселл – через проект Рунеберг .
- Карлссон, Дэвид; Ларссон, Ларс-Эрик (1978). Крики (на шведском языке). Евле: Скандинавские книжные издательства. ISBN 9789172560741 .
- Экман, Эрик Якоб (1921). История Внутренней миссии (на шведском языке). Йёнчёпинг: Издательство H. Halls Boktryckeri AB.