Йохан Хенрик Томандер
Йохан Хенрик Томандер | |
---|---|
Епископ | |
![]() | |
Церковь | Церковь Швеции |
епархия | Лундская епархия |
В офисе | 1856–1865 |
Предшественник | Хенрик Ройтердал |
Преемник | Вильгельм Фленсбург |
Заказы | |
Рукоположение | 1821 |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 9 июля 1865 г. Лунд , Швеция | ( 67 лет
Супруг |
Эмилия Катарина Мейер
|
Йохан Хенрик Томандер (16 июня 1798 — 9 июля 1865) — шведский профессор, епископ, переводчик и писатель. Он получил докторскую степень по теологии в 1836 году и был избран на восемнадцатую кафедру Шведской академии в 1856 году.
дом на Сандгатане в для Лунде После смерти его отца дочери Томандра завещали Лундскому университету использования в качестве студенческого общежития. Общежитие существует до сих пор и называется Johan Henrik Thomanders Studenthem («Общежитие Йохана Хенрика Томандера»).
Воспитание и начало карьеры
[ редактировать ]Иоганн Хенрик Томандер родился во Фьялкинге , графство Кристианстад , в 1798 году, внебрачный сын вице-пастора Альбрехта Иоганна Писарского и Марии Софии Томеус (1776–1851). [ 1 ] Его родители познакомились, когда его отец служил в приходе его деда по материнской линии Томаса Томандера во Фьялкинге . Семья матери, также называемая Томе и Томе и связанная с дворянством Адельшельд , произошла, согласно традиции, от шотландского дворянина, который застрял в Торекове около 1615 года и позже был принят в качестве мастера-каменщика в Хельсингборге и называл себя Гансом. [ 2 ] Йохан Хенрик Томандер был племянником писателя, автора гимнов и священника Йорана Якоба Томеуса . Его мать позже вышла замуж за начальника типографии Томаса Бонда.
Томандер родился у неженатых родителей и вырос со своей бабушкой Эльзой Софией Мандорфф. [ 3 ] Он начал учиться в Лундском университете в 1812 году, но в 1814 году был вынужден прервать учебу и устроиться на работу частным репетитором в купеческую семью в Карлсхамне . Однако в свободное время он учился, сдал экзамены и в 1821 году был рукоположен в священники. Впервые назначенный проповедником в крепости Карлсхамн, Томандр был назначен доцентом духовной семинарии в Лунде в 1826 году, стал адъюнкт-помощником священника в 1831 году, был перешел на должность декана в 1831 г., но стал профессором пастырского богословия в 1833 г. и получил степень доктора богословия. богословия в Копенгагенском университете в 1836 году. [ 1 ]
Далее в карьере
[ редактировать ]Он стал профессором догматики и морального богословия в 1845 году, вторым профессором богословия в 1847 году и в 1850 году деканом Гетеборга, эту должность он занял в 1851 году. В 1856 году он сменил Хенрика Ройтердала на посту епископа епархии Лундской . В 1840 году он вступил в политическую жизнь как член духовенства в Риксдаге сословий , а в 1855 году он был избран после Пера Даниэля Амадея Аттербома в Шведскую академию , которая в 1849 году наградила его большой премией за риторику по случаю его сборник проповедей, опубликованный в том же году. [ 1 ]

Томандер был гениальным и разносторонним человеком. Когда он подал заявку на должность декана в Лунде в 1830 году, Карл Адольф Агард , сравнив его с Ройтердалем, дал следующее мнение: [ 1 ]
«Томандер — гораздо превосходящий человек, превосходящий своей здоровой природой, своим сильным телом, своими живыми манерами, своей сердечностью, своим остроумием, своим знанием современной литературы, своей способностью выступить вперед, когда это необходимо, его бесстрашием, его смелостью, его апломбом. , его способ сделать себя важным, а всех остальных - пустяком. Он способен на все: быть придворным, поэтом, государственным деятелем, писателем, переводчиком, критиком, юристом, священником, профессором, почему бы и нет. а Дин?"
Одновременно лестная и укоризненная характеристика Томандра Агардом сложилась в ходе битвы за должность декана в Лунде. Было, конечно, справедливо, что Томандр не получил эту должность, к которой он стремился вместе с некоторыми более старшими, высококвалифицированными людьми. Томандр имел сомнительную заслугу, сделав этот спор позорным. Своей работой «Антивандальскрифт» , направленной особенно против его со-заявителя Ахатия Калья , [ 4 ] а в журнале «Гефион» , который он издавал вместе с Нильсом Отто Анфельтом , он имел широкие возможности продемонстрировать свои превосходные способности полемиста и сатирика. Эта способность никогда не покидала его. Но с возрастом оно смягчилось и утратило некоторую непочтительность юности. Раньше он давал этому полную свободу действий. Характерно это встречается в его переписке с К. Ф. Дальгреном. Эти письма также дают хорошее представление о широких литературных интересах Томандра. За время службы в армии он приобрел редкую эрудицию, не в последнюю очередь в новейшей европейской литературе. В молодые годы эстетические интересы, кажется, доминировали. Профессорская должность в области эстетики тогда казалась мечтой будущего. [ 1 ]
Литературная продукция
[ редактировать ]Его литературная деятельность в это время также приняла эстетический оборот. Именно тогда он блестяще доказал свой выдающийся переводческий талант. Так, в 1825 году появились « Виндзорские веселые жены » , «Как вам это понравится» , «Двенадцатая ночь» , «Антоний и Клеопатра» и «Ричард II» , интерпретации, которые также были одобрены Карлом Августом Хагбергом как превосходные, а также «Облака» в Аристофана 1826 году, «Манфред » Лорд Байрон и Брут Вольтера в 1830 году . В рукописи он тоже выпустил одновременно несколько таких произведений, как «Аманда » Морето » Шекспира (исполненная в 1831 году), «Макбет , «Тардиф» , Генсула а также «Фесмофориазусы» и «Лягушки» Аристофана, последние три из которых впервые были напечатаны в его «Скрифтере» . [ 4 ]
Богословские труды
[ редактировать ]Свою богословскую деятельность он начал с трактата De antichristo primae ecclesiae (1826). Вместе с Хенриком Ройтердалем он издавал Theologisk quartalskrift («Богословский ежеквартальный журнал») с 1828 по 1832 год и с 1836 по 1840 год. [ 4 ] что составляет эпоху в истории шведского богословия. Среди вкладов Томандра - его обзор современной шведской гомилетической литературы, сборник обзоров, который сохраняет свою ценность и по сей день. Примечательно здесь то высокое уважение, с которым он относился к Хенрику Шартау , который в остальном не имел большого имени в образованном и литературном мире. В 1835 году Томандр опубликовал перевод Нового Завета (новое издание 1860 года). [ 4 ] Намерением было порвать с принципами Библейской комиссии того времени. Однако попытка Томандра не увенчалась успехом. [ 1 ]
Окружение Томандра
[ редактировать ]Как лектор Томандер не пользовался особой известностью и не пользовался особой популярностью среди студентов. Однако он был одним из инициаторов создания Академического общества Лундского университета и стал его первым президентом. [ 5 ] Он также был ректором университета в 1838–1839 годах. [ 6 ] [ 7 ] приравнивал его Томандр был консервативен в своих религиозных и теологических взглядах, и Эсайас Тегнер к ортодоксальному Бергквисту, ученику Шартау. Однако в церковной политике он был либералом. Именно в области церковной политики Томандру предстояло вмешаться наиболее активно. Он был предан общественной жизни; его талант также привел его туда. Томандер с большой теплотой воспринял движение за воздержание , зародившееся в 1830-х годах. С большим талантом он защищал форму ассоциации от ее недоброжелателей, в частности от своего коллеги Ройтердала. Вопрос воздержания стал клином между бывшими инакомыслящими. [ 8 ] Стали формироваться две партии: с одной стороны Томандр, Петер Визельгрен , Пауль Габриэль Анфельт , а позже Ханс Биргер Хаммар ; с другой стороны, Рейтердал и большинство духовенства, группа, которая позже была усилена специально лунденской высокой церковью под руководством Эббе Густава Бринга .
Реформа
[ редактировать ]Убежденность в необходимости своевременных реформ в области церковного устройства и уверенное осознание своих способностей побудили Томандра подать заявление о приеме в члены комитета по каноническому праву , который в 1830-х годах подвергался реорганизации, поскольку предложение по каноническому праву было опубликовано. в 1828 году, очевидно, оказалось невозможным принять. Тогда госсекретарь Август фон Хартмансдорф не отверг это предложение. Когда комитет был реорганизован в конце 1833 года, Томандер стал одним из новых членов. Он продемонстрировал свои выдающиеся способности в этой области, опубликовав несколько лет спустя проект канонического закона, который он сам написал и который позже стал основой для большей части дальнейшей работы комитета. Ее окончательное предложение не могло, как и предыдущее, выдержать огонь критики, но некоторые вопросы все же были решены на пути частичных реформ, а некоторые были доведены до их решения. [ 1 ] [ 9 ]
В церковной политике Томандр был против клерикально- епископального правления и присоединился к рядам тех, кто желал большей свободы внутри церкви и большего пространства для членов конгрегации для решения дел церкви. Он также хотел большей свободы передвижения церкви против государства и, как сторонник синодальных конституционных принципов, настаивал на включении института церковного совета в церковную конституцию 1846 года. Большое значение Томандра в церковной политике было связано с важной политической ролью, которую он играл в парламентской жизни 1840-х годов. Там он решительно стоял на либеральной стороне и активно взаимодействовал с либеральными лидерами. Виртуозная речь Томандра в Дворянском доме в 1840 году, на совместном заседании всех четырех сословий по вопросу о представительстве, уже утвердила его в качестве одного из ведущих парламентских ораторов страны. Он был постоянным сторонником изменения представительства и лично вмешивался, чтобы продвинуть этот вопрос; именно Томандр разработал так называемое предложение Экхольма в 1845 году. [ 10 ]
Интерес к государственному образованию
[ редактировать ]Томандр очень интересовался вопросами народного образования. [ 11 ] [ 12 ] Он выступал за ассигнования на систему образования на четырех сессиях парламента (1840–1841, 1844–1845, 1847–1848 и 1856–1858) из шести, на которых Томандер доказал свою принадлежность к Государственному комитету. В 1850-х годах Томандр меньше времени уделял чисто политической жизни, оказав столь значительное влияние на развитие церкви. Это десятилетие было особенно трудным переходным периодом, вызванным крупными движениями возрождения и триумфом либерализма , в котором возрожденцы нашли политическую поддержку своим требованиям устранения всех барьеров в религиозной сфере. Томандр был столь же решительным противником политики непоссумуса , как и радикальной подрывной деятельности. Он изложил свою позицию в статье под названием Om svenska kyrkans och skolans angelägenheter («О делах шведской церкви и школы») (1853 г.), направленной против статьи Ройтердала с аналогичным названием. [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]В книге De kyrkliga frågorna («Церковные вопросы») (1860) он оглядывается назад на то, что десятилетие принесло на пути реформ, и это было немало. Кыркопликт — форма наказания, при которой осужденный должен был исповедоваться и публично каяться в церкви, — был отменен; Закон о монастырях, запрещавший религиозные собрания за пределами государственной церкви, был отменен, требование к каждому человеку посещать свой местный приход ( sockenbandet ) было ослаблено и т. д. Однако было бы желательно сделать несколько других вещей. Томандр вновь высказался за церковные синоды , реорганизацию соборных глав , новую систему избрания священников и многое другое. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что Томандра следует прежде всего благодарить за то, что было сделано. Что он имел в виду, лучше всего можно увидеть, сравнив 1850-е годы с другим критическим периодом, 1870-ми годами, которые продемонстрировали особенно бесплодную церковную политику. [ 1 ]
Томандр имел не только общецерковное значение; он также внес значительный вклад в качестве главы епархии. Несомненно, для епархии было большой удачей, что Томандр стал ее епископом. Это смягчило антагонизм между различными партиями. Будучи епископом, Томандр не совсем нравился своим старым последователям, многие из которых начали боготворить Свободную церковь Шотландии и черпали из нее свои конституционные идеалы. Внутри своей епархии Томандр стремился добиться большей мобильности за счет частых визитов и организации собраний духовенства между собраниями духовенства, проводимыми каждые шесть лет. В обоих случаях Томандр стал пионером для других епархий. Томандер проявлял большой интерес к миссионерской работе . Вместе с Ройтердалем, Брингом, Петером Визельгреном , Петером Фьельстедтом и другими он участвовал в основании Лундского миссионерского общества в 1845 году. [ 13 ] которому он был предан с тех пор.
В 1838 году Томандр опубликовал катехизис ; в 1849 году он и Визельгрен опубликовали пересмотренный сборник гимнов Валлина 1819 года , чтобы устранить жалобы сторонников возрождения. В 1829 году он опубликовал Predikningar och nattvardstal («Проповеди и беседы о причастии»), в 1849 году Predikningar öfver alla årets sön- och högtidsdagars evangelier («Проповеди о Евангелии всех воскресных и праздничных дней года») (две части в переводе). на датский 1855–1857). Печатные проповеди не дают истинного представления о ораторском мастерстве Томандра. Его юмор и ирония не могли проявиться в его проповедях, но тем более в его редких речах. [ 1 ]
Как студенческий оратор он был непревзойденным и чрезвычайно популярным. Резкие противоречия в его существе придавали его проповедям своеобразный характер. Они были по-настоящему человечными, свободными от ограничений образованной аристократии и поэтому не были встречены неблагосклонно народными возрожденцами. Своей высшей точки Томандр достигает, когда противопоставляет человеческую бренность милостивому всемогуществу Бога, но в целом надо сказать, что, по крайней мере, судя по печатным проповедям, он не является глубоким проповедником. Его проповеди также не были широко прочитаны, хотя изложение имеет редкое стилистическое исполнение, личное и оригинальное, без натяжения или надуманности. [ 1 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Томандр умер в 1865 году в Лунде и похоронен в Остра Кыргёрден. [ 14 ]
Характеристику Томандра дает Густав Юнггрен , его биограф в Шведской академии, который подчеркивает загадочный характер его личности, странную смесь шутливости и серьезности, делавшую его менее привлекательным для многих как священника и епископа.
наиболее важных сочинений был опубликован в трех в . его " (in Svenska akad:s handlingar ifrån år 1796годах 1867) и ответ ЦВА Страндберга (Талис Квалис) на эту речь, Харальд Визельгрен , Ur vår samtid (1880), Август Квеннерстедт , «Йохан Хенрик Томандер» (в Lunds stifts Julbok , 1912), О. Хиппель, Комитет церковного права 1824–1846 гг. Историческое и церковное исследование (1914 г.) и Эмиль Лидгрен , « Йохан Хенрик Томандер: глава из истории церкви юмора » (в Vår Lösen , 1918). [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- София Уилкенс – двоюродная сестра Томандра, педагог
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Томандер, Йохан Хенрик» . Скандинавская семейная книга (на шведском языке). Том. 28. Сыртенские заливы - Определение времени (под ред. Углеуппланана). Архивировано из оригинала 08 февраля 2022 г. Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Хар, Гёста (1946). Forum navale: Сочинения, опубликованные Морским обществом (на шведском языке). Альмквист и Викселл. п. 48. ОСЛК 1569903 .
- ^ Каваллин, Северин (1878). Из записных книжек Сконски Престхусен (на шведском языке). Лунд: Издательство CWK Gleerups. стр. 124. OCLC 894142116 .
- ^ Jump up to: а б с д Мейер, Бернхард (1886). «Томандер, Йохан Хенрик» . Свенская литература-лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 28 сентября 2019 г. Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Йохан Хенрик Томандерс Лунд: культурно-историческая прогулка по Лунду XIX века (PDF) (на шведском языке). Некоммерческая туристическая информация Лунда Направление Лунд. Архивировано (PDF) из оригинала 21 апреля 2022 г. Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ «Ректоринсталляция» (PDF) . Лундский университет (на шведском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2022 г. Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Сведжедал, Йохан (2014). Любовь - это; Розы, шипы; Чистая свобода: писательская жизнь Карла Йонаса Лава Альмквиста 1793–1866 (сборник) (на шведском языке). Вальстрем и Видстранд. ISBN 978-91-46-22473-0 . OCLC 940765117 .
- ^ Мони, Карин. «Йохан Хенрик Томандер» . Словарь шведского переводчика (на шведском языке). Архивировано из оригинала 06.11.2021 . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Арвастсон, Аллан (31 декабря 1954 г.). «Дж. Х. Томандер как церковный политик» (PDF) . Шведский журнал (на шведском языке).
- ^ «Томандер, Йохан Хенрик» . Шведский биографический справочный словарь (на шведском языке). 1906. Архивировано из оригинала 19 октября 2021 г. Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Меландер, Эрик (1963). Этическое воспитание в шведской обязательной школе с 1842 г. (на шведском языке). Шведская ассоциация истории образования. OCLC 463021733 .
- ^ Варн, Альбин (1961). О создании нашего первого устава государственных школ (на шведском языке). Стокгольм. OCLC 462996460 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Роден, Нильс. «Петер Фьельстедт» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 14 апреля 2022 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Похоронен в Швеции , компакт-диск, версия 1.0, Шведская ассоциация специалистов по генеалогии: Томандер, Йохан Хенрик
Эта статья содержит материалы из Owl Edition Nordisk familjebok , шведской энциклопедии, издававшейся между 1904 и 1926 годами и ныне находящейся в свободном доступе .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Визельгрен, Харальд (1880). Из наших времен: пятьдесят портретов с некрологами (на шведском языке). Стокгольм: Норштедт. стр. 1–5.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Йоханом Хенриком Томандером, на Викискладе?
- 1798 рождений
- 1865 смертей
- Люди из муниципалитета Кристианстад
- Архиепископы и епископы Лунда
- Шведские переводчики
- Переводчики Уильяма Шекспира
- Переводчики древнегреческих текстов
- Переводчики с французского
- Переводчики с английского
- шведскоязычные писатели
- Писатели из Scania
- Шведские активисты трезвости
- Выпускники Лундского университета
- Ректоры Лундского университета
- Члены Шведской академии