Алексий Римский
Алексий Римский | |
---|---|
Исповедник | |
Рожденный | 4 век Рим, Римская империя |
Умер | 5 век Рим, Римская империя |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточное православие |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Главный храм | Монастырь Святой Лавра , Калаврита |
Праздник | 17 июля на Западе; 17 марта на Востоке |
Атрибуты | держать лестницу; мужчина лежит под лестницей |
Покровительство | Алексианцы ; нищие ; производители ремней; медсестры; паломники; путешественники; Калаврита |
Святой Алексий Римский или Алексий Эдессский ( греч . Ἀλέξιος , Алексиос ), также Алексис четвертого века, , был греческим монахом который жил анонимно и известен своей преданностью Христу. Существуют две версии его жизни: одна на сирийском языке , а другая на греческом.
Сирийская версия
[ редактировать ]Согласно сирийской традиции, святой Алексий был восточным святым , почитание которого позже было перенесено в Рим. Переносу почитания в Рим способствовала вера в то, что святой был уроженцем Рима и умер там. Эта римская связь возникла из более ранней сирийской легенды, в которой рассказывается, что во время епископства епископа Раббулы (412–435) «Человек Божий» жил в Эдессе, Месопотамия , как нищий и делился полученной милостыней с другими бедный человек, после смерти оказался уроженцем Рима. [ 1 ]
Греческая версия
[ редактировать ]Греческая версия легенды делает Алексия единственным сыном Евфимиана, богатого римлянина-христианина из сенаторского сословия. Алексий отказался от брака по расчету, чтобы следовать своему святому призванию. Под видом нищего он жил близ Эдессы в Сирии , принимая милостыню даже от своих домашних рабов, посланных искать его; они его не узнали [ 2 ] пока чудотворная икона Пресвятой Богородицы (позже этот образ получил название «Мадонна святого Алексия ») не выделила его как « Человека Божия » ( греч . Ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ ).
Спасаясь от полученной дурной славы, он вернулся в Рим, настолько изменившийся, что родители не узнали его, но, как добрые христиане, приняли его и приютили в течение семнадцати лет, которые он провел в темном закутке под лестницей, молясь и обучая катехизисам дети. [ 2 ] После его смерти его семья нашла на его теле записку, в которой говорилось, кем он был и как он прожил свою жизнь покаяния со дня своей свадьбы, ради любви к Богу. [ 3 ]
Французская версия
[ редактировать ]Жизнь святого Алексия описана во французском стихотворении « Жизнь святого Алексия» , которое, как полагают, датируется началом или серединой XI века (хотя самая ранняя рукопись была написана в XII веке). [ 4 ] Это считается одним из самых ранних произведений французской литературы, а также одним из первых стихотворений на любом романском языке. [ 5 ] писать десяти- или одиннадцатисложным ямбом, который впоследствии стал пятистопным ямбом :
- В один из порзов, что ближе к Риму,
- iloec прибывает снегом в небесный святой дом.
- «В одном из портов, наиболее близком к Риму,
- прибыл корабль этого святого человека»
Стихотворение состоит из 125 пятистиший. Эта история следует греческой версии, изложенной выше.
Почитание
[ редактировать ]Алексий, кажется, был совершенно неизвестен на Западе до конца десятого века. Лишь с конца X века его имя стало появляться там в каких-либо богослужебных книгах .
в Риме существовала Еще до VIII века на Авентинском холме церковь, посвященная святому Бонифацию . В 972 году папа Бенедикт VII передал эту почти заброшенную церковь изгнанному греческому митрополиту Сергию Дамасскому. Сергий воздвиг рядом с церковью монастырь для греческих и латинских монахов, вскоре прославившийся суровой жизнью своих обитателей. Святой Алексий был добавлен к имени Святого Бонифация как титульный святой церкви и монастыря, известного как Санти Бонифачо и Алессио . [ 1 ]
Очевидно, именно Сергий и его монахи принесли в Рим почитание святителя Алексия. Восточный святой, по его преданию уроженец Рима, вскоре стал очень популярен среди римлян. [ 1 ] Эта церковь, связанная с легендой, считалась построенной на месте дома, в который Алексий вернулся из Эдессы.
Святитель Алексий упоминается в Римском мартирологе под 17 июля следующим образом: «В Риме, в церкви на Авентинском холме, прославляется человек Божий под именем Алексий, который, как сообщает предание, оставил свое богатое домой, ради того, чтобы обеднеть и просить милостыню неузнанной». [ 6 ]
Хотя католическая церковь продолжает признавать святого Алексия святым, его праздник был исключен из общего римского календаря в 1969 году. Причиной послужил легендарный характер письменного жития святого. [ 7 ] Иоганн Петер Кирш заметил: «Возможно, единственным основанием для этой истории является тот факт, что некий благочестивый подвижник в Эдессе прожил жизнь нищего и позже почитался как святой». [ 1 ]
В Тридентском календаре его празднику был присвоен статус «Простой», но к 1862 году он стал «Полудвойным», а в самом Риме - «Двойным». [ 8 ] В 1955 году ему снова было присвоено звание «Простой». [ 9 ] а в 1960 году стал « Мемориальным ». [ 10 ] По правилам нынешнего Римского Миссала , святого теперь можно праздновать повсюду в день его праздника с « Памятью », если только в какой-нибудь местности на этот день не назначено обязательное празднование. [ 11 ]
Восточная Православная Церковь почитает Святого Алексия 17 марта. [ 12 ] [ 13 ] пять византийских императоров , четыре трапезундских императора Его имя носили и множество других восточноевропейских и русских деятелей (см. Алексий ). Его имя носит множество церквей в Греции, России и других православных странах. Святой Алексий хорошо известен в районе северного Пелопоннеса благодаря хранению его черепа в монастыре Святой Лавры .
Алексий — покровитель Конгрегации Святых Сердец Иисуса и Марии . [ 3 ]
Реликвии
[ редактировать ]Мощи святителя Алексия находятся в некоторых церквях и монастырях Греции, в том числе в Эсфигменском монастыре Афона и Успенском монастыре Богородицы в Беотии . В России мощи святителя Алексия хранятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На Кипре мощи хранятся в монастыре Киккос . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Самой ценной реликвией является большая часть честного черепа святого, хранящаяся в монастыре Святой Лавра близ Калавриты , Греция. Согласно Ктеторикону (монашескому уставному кодексу) монастыря, почетный череп был подарен монастырю византийским императором Мануилом II Палеологом в 1398 году (такая же надпись находится на реликварии). [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Ссылки на святителя Алексия
[ редактировать ]- Смерть святого Алексия , около 1638 года, автор Пьетро да Кортона.
- Приход и школа Святого Алексия, расположенные в Уэксфорде, штат Пенсильвания , названы в честь Святого Алексия.
- Стефано Ланди написал о нем оперу (1632).
- Камилла де Росси написала о нем ораторию (1710).
- Римский-Корсаков написал о нем светскую кантату .
- Александр Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву » (1790) приводит историю святителя Алексия, исполненную слепым солдатом, просящим милостыню в Клине . подмосковном
- Михаил Кузьмин написал пьесу («Комедия о Алексее человеке божьем», «Комедия об Алексии, человеке Божием») о жизни святителя Алексия.
- В 1769 году Сан-Элихо лагуна и пляж в округе Сан-Диего, штат Калифорния, были названы Сан-Алехо экспедицией Портолы в честь Святого Алексия. В последующие годы написание изменилось на Elijo .
- Иль Сант-Алессио — опера в трёх действиях, написанная Стефано Ланди в 1631 году на либретто Джулио Роспильози.
- Святой Алексий также является покровителем религиозного института, известного как Алексианцы , и греческого города Калаврита .
- История о святом Алексии имеет параллели с историей о блудном сыне , рассказанной в библейской книге Луки . Как это выглядит в Legenda aurea [ 17 ] (позже пересказано в Gesta Romanorum [ 18 ] ).
Галерея
[ редактировать ]-
Православная икона Алексия Римского, Россия, XIX век.
-
Греческая икона святого Алексия, человека Божия (найдена в Андреевском соборе в Патрах ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Перейти обратно: а б « Святой Алексий Римский», Магнификат» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 г. Проверено 8 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хольвек 1924 , с. 50.
- ^ Уитти, Карл Д. (1967). «Старофранцузская «Жизнь Святого Алексия»: парадигма, легенда, смысл» . Романская филология , Vol. 20, № 3, стр. 263–295.
- ^ Даффелл, Мартин Дж. (2000). «« Ремесло так долго до Лерна »: изобретение Чосером пятистопного ямба» . Обзор Чосера , Том. 34, № 3, стр. 269–288.
- ^ «Римский мартиролог» (Libreria Editrice Vaticana, 2001) ISBN 88-209-7210-7
- ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana, 1969), стр. 130
- ^ Римский Миссал 1862 г.
- ^ Общий римский календарь Папы Пия XII.
- ^ Общий римский календарь 1960 года.
- ↑ Общие инструкции к римскому миссалу. Архивировано 20 июля 2008 г., в Wayback Machine , 355 c.
- ^ Неоновый антологион plerestaton te kai akribestaton... Рим, Typographia Vaticana, 1598 г.
- ^ Mēnologion tōn euangelión heortastikon Sive Kalendarivm Ecclesiae Constantinopolitanae, Стефано Антонио Морчелли, 1788 г. (доступно онлайн на сайте book.google.com)
- ^ Перейти обратно: а б Монастырь Агиа Лавра в Калаврите, тексты из монастырских кодексов, Костас Лаппас, 1975 г. (на греческом языке). Доступ в Интернете с сайта Национального фонда греческих исследований.
- ^ Перейти обратно: а б Монастырь Святой Лавра Сайт греческих монастырей monastiria.gr
- ^ Перейти обратно: а б Житие и гимны святителя Алексия, человека Божия, исполненные 17 марта. Напечатано в Патрах, 1875 г. (онлайн-доступ в цифровой библиотеке Критского университета).
- ^ Ворагайн (пер. У. Кэкстон), Золотая легенда (Лондон, 1483 г.), глава VI, стр. 96.
- ^ C Swan (пер.), Gesta Romanum (Лондон, 1888), стр.32 и далее. В заметке Свон критикует эту историю как описание «преобладающих принципов папства». Этика главного героя подвергается резкой критике: «Тот, кто пренебрегает всеми относительными обязанностями; тот, кто жестокий и неблагодарный сын, плохой муж и нерадивый хозяин; тот, чья вся жизнь состоит в том, чтобы тратить время, а не использовать его, – прозябать, но не существовать – мечтать о жизни, заперев все чувства... [и т. д.]... ЭТО и значит быть Человеком Божьим?» (акцент Свона); там же, стр. 363)
Библиография
[ редактировать ]- Холвек, Фредерик Джордж (1924). Биографический словарь святых: с общим введением в агиологию . Том. 1. Книжная компания Б. Гердера.
- Юдовиц, Далия. Жорж де Латур и загадка видимого , Нью-Йорк, издательство Fordham University Press, 2018. ISBN 0-82327-744-5 ; ISBN 9780823277445 . п7, 11, 62-63,77, пластина 18.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Краткая биография , основанная на «Маленьких иллюстрированных житиях святых» , сборнике «Житий святых» Батлера.
- Преподобный Алексий Человек Божий, Православная Церковь в Америке
- Алексеевский приход