утракизм
Утракизм (от латинского sub utraque specie , что означает «под обоими видами»), также называемый каликстинизмом (от чаши ; латынь : Calix , заимствованная из греческого kalyx , раковина, шелуха; чешский : kališníci), был верой среди гуситов , реформист Христианское движение, что причащение мирян обоими видами хлебом, так и вином, а не только хлебом) должно совершаться Евхаристии во время совершения ( как . [1] Это была основная догма гуситов и одна из Четырех статей Праги . [2]
После того, как гуситское движение раскололось на различные фракции в начале гуситских войн , гуситы, которые подчеркивали право мирян на общение под обоими видами, стали известны как умеренные гуситы, утраквистские гуситы или просто утраквисты. Утромквисты были крупнейшей фракцией гуситов.
История
[ редактировать ]Утраквизм — христианская догма, впервые предложенная Якобом Мисом , профессором философии Пражского университета , в 1414 году. [2] Он утверждал, что Евхаристию следует совершать «в обоих видах». [1] — как хлеб и вино — всему собранию, в том числе и мирянам . было принято, В то время среди католиков что только священники могли принимать освященное вино, Драгоценную Кровь. [2]
Иаков учил, что причастие должно обеспечиваться и приниматься в обоих видах, что, как заповедь Христа, не могла быть изменена церковью. К Церкви Христовой принадлежат только те, кто принял утроквистское (оба вида) причастие. [3] : 51 В источниках существуют разногласия относительно того, учили ли он или ранние утраквисты, что это необходимо для спасения. [4] : 180 (как утверждают католические недоброжелатели, такие как Андрей Бродский), или необходимо для получения спасительного эффекта евхаристии. [4] : 174 или обязательство. [5] : 518
Утромквисты 15-го века были умеренной фракцией гуситов, с большим уважением к причастию и, как правило, одобряли пресуществление и католицизм. [6] (в отличие от более радикальных таборитов , оребитов и сирот , которым были ближе убеждения Джона Уиклифа ). Они были также известны как Пражская партия или Каликстины — от латинского слова «calix» , обозначающего их эмблему, « чашу» . [2]
В конечном итоге утраквисты объединились с католическими силами (после Базельского собора ) и победили более радикальных таборитов и сирот в битве при Липанах в 1434 году. [2] После этой битвы почти все формы возрождения гуситов были утраквистскими, как это видно на примере Георгия Подебрадского , которому даже удалось заставить город Табор , знаменитую таборитскую цитадель, перейти в утракизм. [ нужна ссылка ]
В 1485 году между католиками и утраквистами было заключено соглашение о взаимном примирении: религиозный мир в Кутной Горе положил конец гуситским войнам. После победы союзных утраквистских и католических сил в гуситских войнах утраквисты составили большинство чешских земель.
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В 16 веке большая часть населения приняла долютеранское протестантское единство братьев и лютеранство ; утраквистская церковь оставалась сильной в городах.
Битва при Белой Горе в 1620 году ознаменовала конец Богемского восстания и привела к рекатолизации земель Богемской короны . В 1627 году причастие обоих видов снова не было доступно до тех пор, пока в 1781 году не был выдан Жозефинианский патент на терпимость .
В современной католической практике, начиная со Второго Ватиканского Собора , каждый местный епископ определяет, доступно ли причастие в одном или обоих видах в его епархии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вуд 1907 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хьюз 1915 год .
- ^ Черманова, Павлина (2018). «Якубек из чешского Výklad Na Zjevenie Стршибро и его латинский прием в гуситских экзегетических текстах» . Филологические листы / Folia philologica . 141 (1/2): 45–73. ISSN 0024-4457 .
- ^ Jump up to: а б Леви, Ян Кристофер (2017). «Интерпретация намерений Христа: римские ответы на богемский утракизм от Констанции до Базеля» . Европа после Уиклифа . Издательство Фордхэмского университета: 173–195.
- ^ Патапий, иеромонах (2002). «Sub Utraque Specie: Аргументы Иоанна Гуса и Якубека из Стршибро в защиту причастия мирян обоих видов» . Журнал богословских исследований . 53 (2): 503–522. ISSN 0022-5185 .
- ^ «Верность утракизма пражскому использованию … римского обряда (была) намеренным символом самопонимания утракизма как продолжающейся части Западной католической церкви». Холетон, Дэвид Р.; Влхова-Вёрнер, Хана; Билкова, Милена (2007). «Trop Gregorius presul meritis в богемской традиции: его истоки, развитие, литургическая функция и иллюстрация» (PDF) . Богемская Реформация и религиозная практика . 6 : 215–246 . Проверено 18 ноября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Огден, СК; Ричардс, Айова (1989) [1923]. «Глава VI: Теория определений». Значение смысла . Харкорт Брейс Йованович. ISBN 0-15-658446-8 .
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хьюз, Джозеф (1915). « Утраквизм ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вуд, Джеймс , изд. (1907). « Утраквисты ». Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн.