Койольшауки
Койольшауки | |
---|---|
Богиня луны | |
Планета | Луна |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеков , Мексика (Науа) |
Генеалогия | |
Родители | Мишкоатль и Коатликуэ (Флорентийский кодекс) [ 3 ] |
Братья и сестры | • Уицилопочтли и Центцон Уицнауа (Флорентийский кодекс) [ 1 ] • Centzon Mimixcoa (Кодекс Рамиреса) [ 2 ] |
Супруга | Никто |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Селена |
Эквивалент Майя | Авиликс |
В ацтекской религии Койольшауки ( англ. Произношение на науатле: [kojoɬˈʃaːʍki] , «Нарисованный колокольчиками». [ 4 ] ) — дочь богини Котликуэ («Змеиная юбка»). Она была лидером своих братьев, Centzon Huitznahua («Четыреста Huitznahua»). [ 4 ] Она возглавила нападение своих братьев на их мать Котлыкуэ , когда они узнали, что она беременна, и были убеждены, что она опозорила их всех. [ 5 ] Нападению препятствует Койолксауки другой брат , Уицилопочтли , национальное божество мексиканцев. [ 4 ]
В 1978 году рабочие электрической компании случайно обнаружили большой каменный рельеф с изображением Койольксауки в Мехико. Обнаружение камня Койолхауки привело к масштабным раскопкам под руководством Эдуардо Матоса Моктесумы с целью раскопать Huēyi Teōcalli (Templo Mayor на испанском языке). [ 6 ] Выдающееся положение камня Койольшауки предполагает важность ее поражения от Уицилопочтли в ацтекской религии и национальной идентичности. [ 4 ] [ 7 ]
Рождение Уицилопочтли и поражение Койольшауки при Котепеке.
[ редактировать ]На вершине Коатепек («Змеиная гора») находился храм Коатликуэ, материнского божества Земли. Однажды, когда она подметала свой храм, с неба упал комок перьев колибри. Она «схватила их, положила себе на пояс». [ 8 ] Таким образом, она забеременела от ацтекского божества Уицилопочтли.
Ее чудесная беременность смутила других детей Коатликуэ, включая ее старшую дочь Койольшауки. Услышав о ее беременности, Центсон Уитцнауа во главе с Койольшауки решил убить Коатликуэ. Когда они готовились к битве и собрались на базе Коатепек, один из ценцонов уицнауа, Куаутликак, предупредил Уицилопочтли о нападении, когда он был в утробе матери. Услышав о нападении, беременная Котликуэ чудесным образом родила взрослого и вооруженного Уицилопочтли, который выскочил из ее чрева, владея «своим щитом, туууэлли , дротиками и синим метателем дротиков, называемым ксинатлатль ». [ 8 ]
Уицилопочтли убил Койолшауки , обезглавив ее и бросив тело вниз по склону Коатепек: «Он пронзил Койолшауки, а затем быстро отрубил ей голову. Она остановилась там, на краю Коатепетля. И ее тело упало вниз; оно разбилось на куски В разных местах ее руки, ноги, все тело упало». [ 8 ] Что касается его братьев, ценцонов-уицнауа, то он разбросал их во все стороны от вершины Коатепек. Он преследовал их безжалостно, и те, кому удалось спастись, отправились на юг. [ 8 ]
Некоторые авторы писали, что Уицилопочтли бросил голову Койольшауки в небо, где она стала Луной , чтобы его мать утешалась, видя свою дочь в небе каждую ночь, и что ее разбросанные братья стали божествами Южной звезды. [ 9 ] Эти варианты повествования трудно проверить источниками XVI века.
Образы в позах
[ редактировать ]Каменный диск Темпло Майор служил предостережением врагам Теночтитлана. Примером этого является расчленение ее тела и его ограничений. [ 10 ]
Демонстрация отрубленной головы Койольшауки служила той же цели по-другому, поскольку она отличалась от обычных скульптур и произведений искусства в полный рост, созданных мексиканцами.
Идентификация элементов
[ редактировать ]Лицо Койольшауки украшают золотые украшения в виде сережек и подвесок-колокольчиков. Ушные украшения состоят из знака-трапеции, символизирующего хвост Шиукоатля . огненного змея [ 11 ] Таким образом, делая их идентификаторами, поскольку они создают прямую связь с ее братом Уитицилопочтли , который использовал Шиукоатля в качестве своего оружия.
Каменный диск Темпло Майор
[ редактировать ]Открытие
[ редактировать ]21 февраля 1978 года группа рабочих электроэнергетической компании Мехико во время раскопок наткнулась на большой камень в форме щита, покрытый рельефами. [ 12 ] На камне, который они обнаружили, изображен рассказ о поражении Койольшауки при Коатепек, показанный слева. Это открытие возобновило интерес к раскопкам древнего города Теночтитлан под Мехико. Это привело к раскопкам Huēyi Teōcalli ( Templo Mayor ), которыми руководил Эдуардо Матос Моктесума . [ 6 ]
Этот рельеф является одним из самых известных ацтекских памятников и одним из немногих великих ацтекских памятников, которые были найдены полностью на месте . [ 13 ]
Расположение
[ редактировать ]Камень Койольшауки находился у подножия лестницы Хуэйи Теокалли, главного храма мешиков в Теночтитлане, на стороне, посвященной Уицилопочтли. [ 14 ] Камень лежал в центре платформы, которая простиралась от подножия лестницы. Храм посвящен Уицилопочтли и Тлалоку , ацтекскому божеству дождя. [ 7 ] Ученые полагают, что художники и строители Мексики включили образы повествования Коатепек в Хуэйи Теокалли во время капитального ремонта с 4-го по 8-й Рид (1483–1487) под властью Ауисотля. [ 7 ]
Эдуардо Матос Моктесума первым отметил, что установка памятника у подножия Темпло Майор ознаменовывает историю победы Уицилопочтли над Койольшауки в битве на горе Коатепетель. Матос Моктесума утверждал, что участок Хуэйи Теокалли, посвященный Уицилопочтли, представляет собой священную гору Коатепек, где родился Уицилопочтли и умер Койольшауки. [ 14 ]
Камень Койольшауки был расположен в месте, которое во время раскопок было названо Фазой IV Темпло Майор. [ 15 ]
Создание
[ редактировать ]Художник из камня Койольшауки вырезал этот горельефный диск из одного большого камня диаметром 3,25 метра. Ацтекский историк Ричард Таунсенд описывает ее как одну из самых выразительных скульптур мезоамериканского искусства, использующую «гарантию дизайна и техническую виртуозность, ранее не встречавшуюся в пирамидах». [ 10 ]
Камень, вероятно, был создан во времена правления Ашаякатля (1469–1481). [ 10 ]
Образы
[ редактировать ]На диске Койольшауки лежит на спине, с оторванной от тела головой, руками и ногами. Ее голова обращена вверх, в сторону от туловища, в профиль, рот открыт. Ее расчлененное туловище лежит на спине. Ее грудь опускается вниз. Ее тело аккуратно, но динамично организовано в круговой композиции. Резьба в форме гребешка подчеркивает места обезглавливания и расчленения на шее, плечах и тазобедренных суставах. На этом изображении Койольшауки почти обнажена, за исключением змеиной набедренной повязки. [ 16 ] Она носит только ритуальный наряд: колокольчики в волосах, символ колокольчика на щеке и головной убор с перьями. [ 17 ] Эти предметы идентифицируют ее как Койольшауки. Она носит череп, привязанный к поясу из змей вокруг талии, и ушную петлю с изображением знака года Мексики . Ее окружают изображения змей, черепов и земляных монстров. [ 12 ]
На изображении справа, которое представляет оригинальные цвета камня, желтое тело Койольшауки лежит на красном фоне. Ярко-синий цвет окрашивает ее головной убор и различные детали резьбы. Из фестончатых расчлененных частей тела торчат белые кости.
Двуглавая змея , также известная как Маквискоатль, была негативным предзнаменованием, которое могло указывать на смерть. Ассоциируется с Уитицилопочтли, поскольку это было одно из его имен, создает связь между братьями и сестрами. Суставы Койольшауки, удерживаемые Макискоатлем, символичны как в ее обязанности не только предупреждать, но и идентифицировать. [ 15 ]
Использование
[ редактировать ]Камень Койольшауки должен был служить предостережением для врагов Теночтитлана . Согласно истории ацтеков, женские божества, такие как Койольшауки, были первыми врагами ацтеков, погибшими на войне. В этом Койольшауки стал символом всех побежденных врагов. Ее насильственная смерть стала предупреждением о судьбе тех, кто перешел дорогу народу Мексики. [ 16 ] Ричард Таунсенд отмечает, что диск символизировал поражение врагов ацтеков в целом. [ 18 ]
Жертвы, приносимые в жертву, пересекали этот камень, прежде чем подняться по лестнице храма к блоку перед святилищем Уицилопочтли. [ 17 ]
Роль в жертвоприношении
[ редактировать ]Ученые также полагают, что обезглавливание и разрушение Койольшауки отражено в ритуальных жертвоприношениях воинов , особенно во время праздника Панкецалицтли (Поднятие знамени). Праздник проходит в 15-м месяце ацтекского календаря и посвящен Уицилопочтли. [ 19 ] Во время церемонии пленникам вырезали сердца, а их тела бросали по лестнице храма к камню Койольшауки. Там они были обезглавлены и расчленены, как и Койольшауки Уицилопочтли на Коатепек. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Ацтекский солнечный камень
- Камень Мотекусомы I
- Камень Тизока
- Главный храм
- Уицилопочтли
- Коатепек
- Панкецалицтли
- Центсон Уитнауас
- Императив Койольшауки — теория, названная в честь богини.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN 978-607-16-3216-6 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 57. ИСБН 978-0-500-28791-0 .
- ^ «Легенда о Коатликуэ и Койольшауки» . Внутри Мексики . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 149. ИСБН 978-0-500-28791-0 .
- ^ Jump up to: а б с Леон-Портилья, Мигель (октябрь 1983 г.). «Этноисторические записи Хьюи Теокалли из Теночтитлана». Ацтекский мэр Темпло: Симпозиум в Думбартон-Оксе : 79, 81.
- ^ Jump up to: а б с д Саагун, Бернадино (1569). Флорентийский кодекс, книга 3 .
- ^ Дуран, Фрай Диего (1964). Хайден, Дорис; Хоркаситас, Фернандо (ред.). Ацтеки: История Индии Новой Испании . Орион Пресс. п. 347.
- ^ Jump up to: а б с Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 158. ИСБН 978-0-500-28791-0 .
- ^ Пиллсбери, Джоан; Поттс, Тимоти; Рихтер, Ким (2017). Роскошное искусство Золотых королевств в древней Америке . Музей Дж. Пола Гетти. п. 264.
- ^ Jump up to: а б МАТОС МОКТЕСУМА, ЭДУАРДО (декабрь 1985 г.). «Археология и символизм в ацтекской Мексике: мэр Темпло Теночтитлана». Журнал Американской академии религии . 53 (4): 797–813. doi : 10,1093/год/liiii.4,797 .
- ^ Бун, Элизабет (1999). «Коатликуес» в Темпло Майор». Древняя Мезоамерика . 10 (2): 189. дои : 10.1017/s0956536199102098 . S2CID 161679253 .
- ^ Jump up to: а б с Матос Моктесума, Эдуардо (октябрь 1983 г.). «Символика Темпло Майор». Ацтекский мэр Темпло: Симпозиум в Думбартон-Оксе : 192.
- ^ Jump up to: а б Авени, А. (апрель 1988 г.). «Миф, окружающая среда и ориентация мэра Темпло Теночтитлана». Американская древность . 53 (2): 287–309. дои : 10.2307/281020 . JSTOR 281020 . S2CID 162323851 .
- ^ Jump up to: а б Кляйн, Сесилия (1994). «Борьба с женственностью: гендер и война в ацтекской Мексике». Исследования культуры Науатль . 24 : 22.
- ^ Jump up to: а б Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 159. ИСБН 978-0-500-28791-0 .
- ^ Таунсенд, Ричард (1992). Ацтеки . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 161 . ISBN 0500021139 . OCLC 26265803 .
- ^ Хуан де Товар (1585). Кодекс Товара .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Углубленное интерактивное исследование Койольшауки и ее истории в Музее Дж. Пола Гетти . Включает в себя голову Койольшауки , найденную возле Темпло Майор в Мехико. Национальный музей антропологии
СМИ, связанные с Койольшауки, на Викискладе?