Jump to content

Камень Мотекусомы I

Камень Мотекусомы I на выставке в Мехико.

Камень Мотекусомы I — доколумбовый каменный монолит, относящийся ко времени правления Мотекусомы I (1440-1469), пятого тлатоани (правителя) Теночтитлана . Монолит имеет размеры около 12 футов в диаметре и 39 дюймов в высоту. Он также известен как Камень Мотекусомы Ильуикамина, Куаухискалли Мотекусома Ильуикамина, Камень архиепископа, Камень бывшего Арзобиспадо и Монолит Санчес-Нава. Исторические источники называют его просто « темалакатль », что буквально означает «круглый камень». [ 1 ]

Мотекусома I, также известный как Мотекусома Ильуикамина, был внуком первого тлалтоани Теночтитлана, преемника Ицкоатля, и он превратил положение короля в имперское. Ему приписывают расширение и консолидацию Империи ацтеков (хотя его часто путают с его популярным потомком Мотекусомой II , который правил во время испанского завоевания почти столетие спустя). На языке науатль Мотекусома означает «Он злится, как Господь», а Ильуикамина означает «Он стреляет стрелами в небо». [ 2 ]

Под властью Мотекусомы I Теночтитлан начал укреплять свое положение в качестве столицы Ацтекской ( Мексиканской ) империи. Его завоевания распространили власть ацтеков далеко за пределы Мексиканской долины, принеся с собой большое количество подношений дани. [ 2 ] Эти завоевания изображены по бокам камня. Правление Мотекусомы I и военные экспедиции также совпали с ростом ритуальных человеческих жертвоприношений, что нашло отражение в жертвенном колодце на вершине монолита. [ 3 ]

Открытие

[ редактировать ]

Камень Мотекусома I был обнаружен в июле 1988 года под дворцом колониального архиепископа, или Паласио дель Арзобиспадо , на улице Монеда в современном Мехико . [ 4 ] По этой причине камень иногда называют Архиепископским камнем. Построенный вскоре после того, как испанцы разрушили центр Теночтитлана , дворец опирался на множество ценных артефактов доколумбовой эпохи. Паласио дель Арсобиспадо был построен в 1530 году под руководством испанского монаха Хуана де Сумарраги на базе разрушенного храма Тескатлипока . Камень был обнаружен во время раскопок под дворцом, и его сразу же стали сравнивать с уже известным камнем Тизока и календарным камнем из -за его большого размера и круглой формы. [ 1 ]

Первоначально камень лежал перед храмом Тескатлипоки . Такое размещение было намеренным — на боковых панелях камня Мотекусома I одет как Тескатлипока, подавляющий своих врагов в бою. В настоящее время камень выставлен в Национальном музее антропологии в Мехико. [ нужна ссылка ]

Иконография

[ редактировать ]
Линейный рисунок солнечного диска на вершине камня.

Верхняя грань

[ редактировать ]

Камень имеет примерно 12 футов в диаметре и 3 фута в высоту и предназначен для размещения лицевой стороной вверх. Солнечный диск на верхней стороне имеет круглую чашу в центре, внутри которой находится лицо солнечного божества Тониату в его характерном головном уборе. [ 5 ] Рот Тониату открыт, а язык (теперь отломанный) должен был торчать в виде жертвенного ножа. Выступающий язык использовался как перемычка, к которой привязывали жертвенных жертв. [ 5 ] Резьбу Тониату окружает полоса концентрических кругов, представляющих драгоценный зеленый камень или нефрит. Большие стрелки указывают в каждом из основных направлений, а между ними — стрелки поменьше. На внешней полосе имеется чередующийся узор из нефрита и куаушикальли , или «орлиного ящика», каменных сосудов, используемых для хранения человеческих сердец после жертвоприношений. [ 5 ]

Боковые панели

[ редактировать ]
Панно, изображающее завоевание Сочимилько. Символ локации Сочимилько виден в правом верхнем углу, а Мотекусома I сжимает в кулаке волосы своего врага, сигнализируя о победе.

На сторонах камня изображены одиннадцать отдельных сцен завоевания, зажатых между двумя границами, состоящими из небольших квадратов с символами, намекающими на человеческие жертвоприношения: скрещенные кости, черепа, сердца, ножи и человеческие руки. [ 5 ]

На каждой из одиннадцати боковых панелей изображено завоевание Мотекусомой I другого королевства. По порядку в эти королевства входят Кулуакан, Тенаюка, Сочимилько, Чалко, Тамазулапан, Аколуакан, Тексаксик-о-Тепаноайя, Тлателолко, Тонатиуко, Микстлан и Куэтлакстлан. Каждое королевство обозначено глифом в верхнем правом углу панели. В своей «Истории Индии » Дюран пишет: «Было приказано, чтобы вокруг [камня] в виде границы или фриза были изображены все войны, которые они вели до тех пор, когда солнце, с его защитой и помощью, даровал им победы». [ 6 ] На каждой панели Мотекусома I одет как Тескатлипока и хватает своего врага за волосы, символизируя подчинение. [ 5 ]

На панели с символом Чалко солнечный луч также указывает на мексиканскую эмблему Тлалтоани. Эта панель имеет большое значение, поскольку позволяет ученым отнести камень к Мотекусоме I. [ 5 ] На протяжении XIV и начала XV веков Чалка и ацтеки вели цветочные войны за территорию Чалки. Чалько был окончательно завоеван ацтеками в 1465 году во время правления I. Мотекусомы [ 2 ]

Ритуальное использование

[ редактировать ]

Темалакатли . хорошо описаны в исторических текстах как платформы, на которых заключенные могли участвовать в гладиаторских боях [ 7 ] Раненых воинов, захваченных во время завоеваний Мотекусомы I, вероятно, приносили в жертву на вершине камня. [ 5 ]

Изображение воина, привязанного к темалакатлю, в Кодексе Товара (ок. 1580 г.). Веревка вокруг лодыжки пленника прикрепляется к центру камня.

Францисканский монах Бернардино де Саагун описывает жертвенные ритуалы, связанные с камнем: «Они сажали на этот камень рабов, а затем сражались с ними ножами, их связывали за талию так, чтобы они могли доходить до окружности камня, и давали им оружие, с помощью которого можно сражаться. Это было постоянное зрелище, посмотреть на которое приезжали люди со всех регионов». [ 8 ] Брат Диего Дуран поддерживает это сообщение, написав, что Тлалтоани Мотекусома I пригласил простых людей со всей долины Мексики присутствовать на церемониях. По его словам, «84 000 жертв» (почти наверняка преувеличение, призванное указать на неограниченное количество), захваченных у вражеского населения, были принесены в жертву в течение четырех дней, по истечении которых «храмы и весь город были покрытый потоками крови». [ 3 ] На вершине камня солнечный диск имеет круглую чашу в центре с лучами, исходящими от края камня. По словам Дурана, это было сделано для того, чтобы кровь принесенных в жертву можно было собрать в таз «для наслаждения подобием солнца». [ 6 ]

На основании этих документов и размещения камня возле храма Тескатлипоки, покровителя воина, широко распространено мнение, что на этом камне совершалось жертвоприношение гладиаторов. [ 9 ] Более того, когда-то камень был полностью окрашен в красный цвет — цвет, связанный с Тескатлипокой и восточной частью Вселенной. Кровь гладиаторов использовалась для питания изображения солнца в центре, чтобы умилостивить богов и обеспечить продолжение движения солнца. [ 5 ]

Сравнение с другими памятниками

[ редактировать ]
Изображение неопознанного темалакатля в Кодексе Туделы (ок. 1540 г.)

По словам археолога Темпло Майора Эдуардо Матоса Моктесумы , существует два типа ацтекских скульптур с изображением солнца наверху: календарные камни и камни с вырезанными по краям сценами военных завоеваний. [ 1 ] Камень Мотекусомы I принадлежит ко второй группе, темалакатлю, связанному с жертвоприношением гладиаторов. Камень Тизока , пожалуй, самый известный пример этого, имеющий многие из тех же иконографических особенностей, что и Камень Мотекусомы I. Однако, хотя на Камне Мотекусомы I Тлалоани (Мотекусома I) изображен как Тескатлипока , Камень Тизока изображает своего Тлаолани ( Тизока ) как Уицилопочтли . [ 4 ]

Эти два камня также имеют общие черты со знаменитым камнем ацтекского календаря , также известным как Солнечный камень. Как и два темалакатля, этот камень представляет собой большой круглый монолит с резьбой в виде солнца на вершине. Все три монолита, вероятно, использовались в качестве жертвенных камней, чтобы обеспечить непрерывное движение Солнца. Однако у камня-календаря ацтеков есть ключевая особенность, которой нет ни у одного из других: календарь. [ 5 ]

Камень Моктесумы I и Камень Тизока хорошо задокументированы в исторических источниках. В этих источниках также упоминаются многие другие темалакатли, которые еще предстоит открыть. [ 5 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Матос Моктесума, Эдуардо; Солис, Фелипе (2004). Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . Группа Абаче. п. 28.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Мотекусома I (ок. 1397–1468) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 ноября 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Брода, Джоанна (1987). Великий храм Теночтитлан: центр и периферия ацтекского мира . Издательство Калифорнийского университета. стр. 64–66.
  4. ^ Перейти обратно: а б Матос Моктесума, Эдуардо; Солис, Фелипе (2004). Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . Группа Абаче. п. 34.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Матос Моктесума. Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . стр. 117–120.
  6. ^ Перейти обратно: а б Дуран, Диего (1466 г.). История Индии Новой Испании . п. 272.
  7. ^ Эдуардо., Матос Моктесума (2012). Мексиканская монументальная скульптура . Лопес Лухан, Леонардо. (1-е изд.). Мексика, Германия: Фонд экономической культуры. ISBN  9786071609328 . OCLC   820630721 .
  8. ^ Саагуна, Фрай Бернардино (1569 г.). Общая история вещей в Новой Испании . п. 293.
  9. ^ Матос Моктесума. Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . п. 37.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eef7265c2390f54218600ae95bf6129b__1706928480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/9b/eef7265c2390f54218600ae95bf6129b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stone of Motecuhzoma I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)