Камень Мотекусомы I
Камень Мотекусомы I — доколумбовый каменный монолит, относящийся ко времени правления Мотекусомы I (1440-1469), пятого тлатоани (правителя) Теночтитлана . Монолит имеет размеры около 12 футов в диаметре и 39 дюймов в высоту. Он также известен как Камень Мотекусомы Ильуикамина, Куаухискалли Мотекусома Ильуикамина, Камень архиепископа, Камень бывшего Арзобиспадо и Монолит Санчес-Нава. Исторические источники называют его просто « темалакатль », что буквально означает «круглый камень». [ 1 ]
Мотекусома I, также известный как Мотекусома Ильуикамина, был внуком первого тлалтоани Теночтитлана, преемника Ицкоатля, и он превратил положение короля в имперское. Ему приписывают расширение и консолидацию Империи ацтеков (хотя его часто путают с его популярным потомком Мотекусомой II , который правил во время испанского завоевания почти столетие спустя). На языке науатль Мотекусома означает «Он злится, как Господь», а Ильуикамина означает «Он стреляет стрелами в небо». [ 2 ]
Под властью Мотекусомы I Теночтитлан начал укреплять свое положение в качестве столицы Ацтекской ( Мексиканской ) империи. Его завоевания распространили власть ацтеков далеко за пределы Мексиканской долины, принеся с собой большое количество подношений дани. [ 2 ] Эти завоевания изображены по бокам камня. Правление Мотекусомы I и военные экспедиции также совпали с ростом ритуальных человеческих жертвоприношений, что нашло отражение в жертвенном колодце на вершине монолита. [ 3 ]
Открытие
[ редактировать ]Камень Мотекусома I был обнаружен в июле 1988 года под дворцом колониального архиепископа, или Паласио дель Арзобиспадо , на улице Монеда в современном Мехико . [ 4 ] По этой причине камень иногда называют Архиепископским камнем. Построенный вскоре после того, как испанцы разрушили центр Теночтитлана , дворец опирался на множество ценных артефактов доколумбовой эпохи. Паласио дель Арсобиспадо был построен в 1530 году под руководством испанского монаха Хуана де Сумарраги на базе разрушенного храма Тескатлипока . Камень был обнаружен во время раскопок под дворцом, и его сразу же стали сравнивать с уже известным камнем Тизока и календарным камнем из -за его большого размера и круглой формы. [ 1 ]
Первоначально камень лежал перед храмом Тескатлипоки . Такое размещение было намеренным — на боковых панелях камня Мотекусома I одет как Тескатлипока, подавляющий своих врагов в бою. В настоящее время камень выставлен в Национальном музее антропологии в Мехико. [ нужна ссылка ]
Иконография
[ редактировать ]Верхняя грань
[ редактировать ]Камень имеет примерно 12 футов в диаметре и 3 фута в высоту и предназначен для размещения лицевой стороной вверх. Солнечный диск на верхней стороне имеет круглую чашу в центре, внутри которой находится лицо солнечного божества Тониату в его характерном головном уборе. [ 5 ] Рот Тониату открыт, а язык (теперь отломанный) должен был торчать в виде жертвенного ножа. Выступающий язык использовался как перемычка, к которой привязывали жертвенных жертв. [ 5 ] Резьбу Тониату окружает полоса концентрических кругов, представляющих драгоценный зеленый камень или нефрит. Большие стрелки указывают в каждом из основных направлений, а между ними — стрелки поменьше. На внешней полосе имеется чередующийся узор из нефрита и куаушикальли , или «орлиного ящика», каменных сосудов, используемых для хранения человеческих сердец после жертвоприношений. [ 5 ]
Боковые панели
[ редактировать ]На сторонах камня изображены одиннадцать отдельных сцен завоевания, зажатых между двумя границами, состоящими из небольших квадратов с символами, намекающими на человеческие жертвоприношения: скрещенные кости, черепа, сердца, ножи и человеческие руки. [ 5 ]
На каждой из одиннадцати боковых панелей изображено завоевание Мотекусомой I другого королевства. По порядку в эти королевства входят Кулуакан, Тенаюка, Сочимилько, Чалко, Тамазулапан, Аколуакан, Тексаксик-о-Тепаноайя, Тлателолко, Тонатиуко, Микстлан и Куэтлакстлан. Каждое королевство обозначено глифом в верхнем правом углу панели. В своей «Истории Индии » Дюран пишет: «Было приказано, чтобы вокруг [камня] в виде границы или фриза были изображены все войны, которые они вели до тех пор, когда солнце, с его защитой и помощью, даровал им победы». [ 6 ] На каждой панели Мотекусома I одет как Тескатлипока и хватает своего врага за волосы, символизируя подчинение. [ 5 ]
На панели с символом Чалко солнечный луч также указывает на мексиканскую эмблему Тлалтоани. Эта панель имеет большое значение, поскольку позволяет ученым отнести камень к Мотекусоме I. [ 5 ] На протяжении XIV и начала XV веков Чалка и ацтеки вели цветочные войны за территорию Чалки. Чалько был окончательно завоеван ацтеками в 1465 году во время правления I. Мотекусомы [ 2 ]
Ритуальное использование
[ редактировать ]Темалакатли . хорошо описаны в исторических текстах как платформы, на которых заключенные могли участвовать в гладиаторских боях [ 7 ] Раненых воинов, захваченных во время завоеваний Мотекусомы I, вероятно, приносили в жертву на вершине камня. [ 5 ]
Францисканский монах Бернардино де Саагун описывает жертвенные ритуалы, связанные с камнем: «Они сажали на этот камень рабов, а затем сражались с ними ножами, их связывали за талию так, чтобы они могли доходить до окружности камня, и давали им оружие, с помощью которого можно сражаться. Это было постоянное зрелище, посмотреть на которое приезжали люди со всех регионов». [ 8 ] Брат Диего Дуран поддерживает это сообщение, написав, что Тлалтоани Мотекусома I пригласил простых людей со всей долины Мексики присутствовать на церемониях. По его словам, «84 000 жертв» (почти наверняка преувеличение, призванное указать на неограниченное количество), захваченных у вражеского населения, были принесены в жертву в течение четырех дней, по истечении которых «храмы и весь город были покрытый потоками крови». [ 3 ] На вершине камня солнечный диск имеет круглую чашу в центре с лучами, исходящими от края камня. По словам Дурана, это было сделано для того, чтобы кровь принесенных в жертву можно было собрать в таз «для наслаждения подобием солнца». [ 6 ]
На основании этих документов и размещения камня возле храма Тескатлипоки, покровителя воина, широко распространено мнение, что на этом камне совершалось жертвоприношение гладиаторов. [ 9 ] Более того, когда-то камень был полностью окрашен в красный цвет — цвет, связанный с Тескатлипокой и восточной частью Вселенной. Кровь гладиаторов использовалась для питания изображения солнца в центре, чтобы умилостивить богов и обеспечить продолжение движения солнца. [ 5 ]
Сравнение с другими памятниками
[ редактировать ]По словам археолога Темпло Майора Эдуардо Матоса Моктесумы , существует два типа ацтекских скульптур с изображением солнца наверху: календарные камни и камни с вырезанными по краям сценами военных завоеваний. [ 1 ] Камень Мотекусомы I принадлежит ко второй группе, темалакатлю, связанному с жертвоприношением гладиаторов. Камень Тизока , пожалуй, самый известный пример этого, имеющий многие из тех же иконографических особенностей, что и Камень Мотекусомы I. Однако, хотя на Камне Мотекусомы I Тлалоани (Мотекусома I) изображен как Тескатлипока , Камень Тизока изображает своего Тлаолани ( Тизока ) как Уицилопочтли . [ 4 ]
Эти два камня также имеют общие черты со знаменитым камнем ацтекского календаря , также известным как Солнечный камень. Как и два темалакатля, этот камень представляет собой большой круглый монолит с резьбой в виде солнца на вершине. Все три монолита, вероятно, использовались в качестве жертвенных камней, чтобы обеспечить непрерывное движение Солнца. Однако у камня-календаря ацтеков есть ключевая особенность, которой нет ни у одного из других: календарь. [ 5 ]
Камень Моктесумы I и Камень Тизока хорошо задокументированы в исторических источниках. В этих источниках также упоминаются многие другие темалакатли, которые еще предстоит открыть. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Матос Моктесума, Эдуардо; Солис, Фелипе (2004). Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . Группа Абаче. п. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мотекусома I (ок. 1397–1468) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брода, Джоанна (1987). Великий храм Теночтитлан: центр и периферия ацтекского мира . Издательство Калифорнийского университета. стр. 64–66.
- ^ Перейти обратно: а б Матос Моктесума, Эдуардо; Солис, Фелипе (2004). Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . Группа Абаче. п. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Матос Моктесума. Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . стр. 117–120.
- ^ Перейти обратно: а б Дуран, Диего (1466 г.). История Индии Новой Испании . п. 272.
- ^ Эдуардо., Матос Моктесума (2012). Мексиканская монументальная скульптура . Лопес Лухан, Леонардо. (1-е изд.). Мексика, Германия: Фонд экономической культуры. ISBN 9786071609328 . OCLC 820630721 .
- ^ Саагуна, Фрай Бернардино (1569 г.). Общая история вещей в Новой Испании . п. 293.
- ^ Матос Моктесума. Ацтекский календарь и другие солнечные памятники . п. 37.