Камень Тизока
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2015 г. ) |
Камень Тизока | |
---|---|
Материал | Базальт |
Созданный | 1480-е годы |
Обнаруженный | 17 декабря 1791 г. |
Текущее местоположение | Национальный музей антропологии , Мехико |
Камень Тизока , Камень Тизока или Жертвенный камень — это большой круглый резной ацтекский камень. Из-за неглубокого круглого углубления, вырезанного в центре верхней поверхности, это мог быть куаушикалили или , возможно, темалакатль . [ 1 ] Однако Ричард Таунсенд утверждает, что депрессия была создана в 16 веке с неизвестными целями. [ 2 ]
Камень был вновь открыт 17 декабря 1791 года, когда ремонтировался Сокало, центр города Мехико. Рабочие резали булыжник и собирались разрезать резной монолит. Проходивший мимо церковник по имени Гамбоа спас камень от того же самого результата. Затем камень перенесли в соседний собор и установили вертикально на одной из башен здания, где он оставался до 1824 года, когда его перевезли в университет. В настоящее время камень находится в Национальном музее антропологии в Мехико . [ 3 ]
Монолит изготовлен из базальта и имеет высоту 93 см, диаметр 2,65 метра и окружность 8,31 метра. [ 4 ]
Функции
[ редактировать ]На боковой стороне камня изображены 15 отдельных сцен повторяющейся сцены, где костюмированного воина хватает за волосы другой воин. Предположительно первая фигура, воин с самым большим головным убором, идентифицируется глифом Тизока и носит головной убор божества Уицилопотчли , почитаемого бога войны. [ 1 ]
В каждой сцене у схваченного воина есть символ местоположения. Каждый из воинов, схвативших другого, отождествляется с мотивом «дымящейся ноги», а также с символом дымящегося зеркала в их головном уборе (оба изображения связывают их с божеством Тескатлипока) . [ 5 ]
Внизу обода расположены глифы, изображающие Тлалтекутли в каждой из сторон света. [ 1 ] [ 5 ] Между этими глифами расположены ряды текпатлей , жертвенных ножей. [ 4 ] Вверху по краю расположены глаза и круглые кусочки нефрита, символы Венеры и звезд. [ 2 ] [ 1 ]
На вершине камня изображена солнечная диадема с большими треугольниками, соответствующими сторонам света, а меньшие лучи указывают на стороны света. [ 2 ]
На камне также имеется большое углубление от центра к краю скульптуры. Считается, что этот дивот был сделан после создания камня из-за грубой и асимметричной огранки. [ 4 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Акт захвата чужих волос издавна считался символом поражения или завоевания в Мезоамерике, поэтому камень интерпретируется как символ завоевания мексиканцев других мест. [ 2 ] [ 1 ] Основная интерпретация заключается в том, что камень является пропагандистским произведением Тизока , императора ацтеков с 1481 по 1486 год; средний император, который хотел и помог восстановить ацтекскую пирамиду. [ 5 ]
Ацтекские глифы над каждым побежденным солдатом обозначают название первоначального места, которое, возможно, уже было завоевано. Топонимы написаны смесью логографических и слоговых знаков. На камне также изображены звезды по верхнему краю, подчеркивающие небо; а значки внизу представляют землю. В сочетании с солнечной иконографией наверху это связывает завоевание и правление ацтеков с божественным. [ 1 ]
Хотя Тизок — единственный идентифицируемый завоеватель, каждый последующий воин Мексики разделяет один и тот же мотив «дымящейся ноги», связывающий их вместе. Некоторые историки считают, что это означает, что Тизок пытается связать свое единственное крупное военное завоевание, изображенное в первой сцене, с завоеваниями предыдущих правителей. [ 4 ] [ 1 ] Тот факт, что здесь пятнадцать сцен, может быть связан с 15 лордами 15 городов-государств Мехики, что подчеркивает политические и военные разногласия мексиканского императора. [ 1 ]
Ричард Таунсенд утверждает, что рельеф может служить символическим проявлением системы дани империи ацтеков. Согласно традиции Мексики, завоеванные племена или города должны были отправить победителю жертвенные подношения. Таким образом, эту дань собирал Тизок, в то время глава империи ацтеков. Камень выступает подтверждением такой сделки. [ 2 ]
В качестве темалакатля камень, возможно, использовался для имитации сражений между группой воинов и жертвой, которую привязывали к камню и давали пернатую дубинку, в то время как у воинов были острые макуауитли . [ 1 ] Однако утверждается, что темалактал часто описывают как плоский сверху, а в центральном отверстии нет какой-либо перекладины, с помощью которой можно было бы связать жертву. [ 4 ] Однако более вероятно, что камень использовался как куаушикали , в центре которого помещались сердца жертвенных жертв. Утверждается, что центральное отверстие, вероятно, имело лицо (как у Календарного камня ), которое позже было изуродовано. [ 4 ]
Боковой вид камня
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мануэль, Агилар-Морено (2006). Руководство к жизни в ацтекском мире . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 0816056730 . OCLC 58468201 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Таунсенд, Ричард (1977). «Государство и космос в искусстве Теночтитлана». Исследования доколумбового искусства и археологии : 46.
- ^ Национальный музей Мексики (1 января 1877 г.). Анналы Национального музея Мексики . Мексика: Музей.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эдуардо., Матос Моктесума (2012). Мексиканская монументальная скульптура . Лопес Лухан, Леонардо. (1-е изд.). Мексика, Германия: Фонд экономической культуры. ISBN 9786071609328 . OCLC 820630721 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эллен., Миллер, Мэри (2006). Искусство Мезоамерики: от ольмеков до ацтеков (4-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 050020392X . OCLC 76819802 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )