Собаки в мезоамериканском фольклоре и мифах

Собаки занимали важное место в мезоамериканском фольклоре и мифах, по крайней мере, с классического периода и до наших дней. [1] В Мезоамериканском регионе распространено поверье, что собака переносит только что умершего через водоем в загробной жизни. Собаки появляются в сценах подземного мира, нарисованных на керамике майя, относящейся к классическому периоду, а еще раньше, в доклассическом периоде , жители Чупикуаро хоронили собак вместе с мертвыми. [2] В великом мегаполисе классического периода Теотиуакане в пещере были помещены 14 человеческих тел, большинство из которых были детьми, вместе с телами трех собак, которые направляли их на пути в подземный мир. [3]
Ксолоитцкуинтли из — бесшерстная собака Мезоамерики. Археологические свидетельства были найдены в гробницах колима , майя , тольтеков , сапотеков и ацтеков , датирующих эту породу более 3500 лет назад. Коренные народы, долгое время считавшиеся опекунами и защитниками, верили, что ксоло защитят дом как от злых духов, так и от злоумышленников. В древние времена ксоло часто приносили в жертву, а затем хоронили вместе со своими владельцами, чтобы они служили проводниками души в ее путешествии в подземный мир . Эти собаки считались большим деликатесом и употреблялись в пищу во время жертвенных церемоний, включая свадьбы и похороны. [4]
Во многих версиях 20-дневного цикла мезоамериканского календаря десятый день носит название собаки. [5] Это itzcuintli на науатле , языке ацтеков , tz'i' на языке киче-майя и oc на юкатекском языке майя . У микстеков десятый день занял койот , ua . [6]
Майя
[ редактировать ]Захоронения майя классического периода часто находят вместе с останками животных, часто собак. [8] Например, в руинах классического города майя Каминальджую в Гватемале была найдена собака, похороненная с сидящим скелетом, вместе с погребальным инвентарем, предложенным умершему. [9] Частые находки скелетов собак в захоронениях классических майя подтверждают, что вера в то, что собаки направляли души усопших в путешествие в подземный мир, существовала уже в это время. [10]
собака иногда изображается несущей факел В сохранившихся кодексах майя , что может быть отсылкой к традиции майя, согласно которой собака приносила человечеству огонь. [11]
В постклассическом Попул Вух киче майя высокогорной Гватемалы собаки и индейки убивали людей второго возраста в отместку за избиение людей. Люди, избежавшие этой участи, превратились в обезьян. [2] Другой рассказ в Пополь Вух описывает близнецов-героев, приносящих в жертву собаку, принадлежавшую Властителям подземного мира, также известную как Шибальба . После того, как собака умерла, Близнецы-герои вернули ее к жизни. Лорды были настолько впечатлены, что попросили близнецов принести их в жертву и воскресить. В конце концов, Герои-Близнецы принесли в жертву Лордов Шибальбы и не смогли вернуть их к жизни. Это дало возможность людям жить на Земле. История связала собак с обновлением и человеческой жизнью. Собаки ассоциируются со смертью и призваны вести людей в подземный мир. Они олицетворяют огонь и являются защитниками очага, двух составляющих жизни майя.
Ацтеки и их современники
[ редактировать ]В мифологии ацтеков Четвертое Солнце исчезло во время великого потопа. Мужчина и женщина выжили в бревне и были выброшены на берег, где быстро развели костер и зажарили рыбу. Дым от костра опрокинул звезды Читлаллатонак и Читлаликуэ , разгневав великого бога Тескатлипоку . В ярости он отрезал им головы и пришил их к задницам, создав первых собак. [12]

У ацтеков бог Шолотль был чудовищной собакой. [13] Во время создания Пятого Солнца на Ксолотля охотилась Смерть, и он сбежал от нее, превратившись сначала в росток кукурузы, затем в листья магеи и, наконец, в саламандру в луже воды. В третий раз, когда Смерть нашла Ксолотля, она поймала его в ловушку и убила. Из тела этой мифологической собаки были произведены три важных продукта питания. [12] Миктлантекутли, Повелитель Мертвых, хранил в подземном мире человеческие кости, сохранившиеся от предыдущих творений. Ксолотль спустился в подземный мир, чтобы украсть эти кости, чтобы человек мог переродиться в новом творении Пятого Солнца. Ксолотлю удалось восстановить кости и вернуть человека к жизни, проткнув его пенис и истекая кровью. [14] Ксолотль рассматривался как воплощение планеты Венера как Вечерняя звезда (Утренняя звезда была его братом-близнецом Кетцалькоатлем ). Ксолотль был собачьим спутником Солнца, следовавшим по его пути как по небу, так и по подземному миру. [15] Сильная связь Ксолотля с подземным миром, смертью и мертвыми демонстрируется символами, которые он носил. В Кодексе Борбоникус Ксолотль изображен с ножом во рту, символом смерти, и у него черные волнистые волосы, похожие на волосы богов смерти. [14]
Четырнадцатый 13-дневный период ритуального календаря тональпоуалли начинался с дня се-итцкуинтли (1-собака), и людям, особенно правителям, суждено было быть особенно удачливыми, если они родились в этот день. Десятый день 20-дневного сельскохозяйственного календаря шиупоуалли , ицкуинтли (собака), управлялся Миктлантекутли , мрачным повелителем мертвых. [16] В постклассическом периоде , когда ацтекский простолюдин умирал, ему приходилось проходить через каждый из девяти уровней Миктлана , подземного мира. Миктлан был достигнут только после четырех лет странствий в сопровождении собаки, кремированной вместе с умершим. Первый уровень Миктлана назывался Апаноайан ( там, где пересекают реку ), это место также было известно как Ицкуинтлан ( Место собак ) из-за множества собак, которые бродили по ближайшему берегу. Собака, узнавшая своего бывшего хозяина, перенесла его через реку на своей спине. [17] По некоторым сведениям, собаки на берегу ведут себя по-разному в зависимости от их окраса: желтые собаки переносят душу умершего через реку, белые отказываются, потому что только что умылись, а черные отказываются, потому что либо они только что переплыли реку. река [2] или потому что они грязные. [18]
В ацтекском фольклоре ауисотль представлял собой водяное чудовище, похожее на собаку, с рукой на конце свернутого хвоста. Говорили, что он обитал под водой возле берегов рек и мог затащить неосторожного на водную смерть. Душу жертвы уносили в Тлалокан , один из трех ацтекских рая. [19] Похожая вера существовала среди соседних Пурепеча , их бога-собаку звали Уитцименгари , и он спасал души утонувших людей, перенося их в Страну Мертвых. [2]
Современный фольклор
[ редактировать ]
В наше время чинантеки и миксы из Оахаки верят, что черная собака поможет только что умершим пересечь водоем, реку или море, в страну мертвых. [20] [21] Уициланы дома верят, что собака переносит мертвых по воде, чтобы добраться до подземного мира, Дьявола . [2]
На большей части территории Мексики считается, что злые колдуны способны превращаться в черную собаку , чтобы охотиться на скот своих соседей. В штатах центральной Мексики (таких как Оахака, Тласкала и Веракрус ) такой колдун известен как нагуаль , на полуострове Юкатан они ходят под именем хуайчиво . Еще одна сверхъестественная собака в фольклоре Юкатана — хуайпек (собака-ведьма у юкатекских майя), огромная призрачная черная собака , которая нападает на всех, кого встречает, и считается воплощением Какасбала , злого духа. [22] [23] [24]
В народной сказке Тласкалы рассказывается, как однажды ночью охотники увидели огромную черную собаку и решили поймать и оставить ее себе. При их приближении он убежал, поэтому один охотник выстрелил в него, ранив одну ногу. По кровавому следу они подошли к богато обставленной крестьянской избе, хозяин которой залечивал рану на ноге. Они прекратили погоню и направились в ближайшую деревню, где местные жители рассказали им, что крестьянин был нахуалем , который мог превращаться в собаку, чтобы украсть богатства. [25]
Целталь в Мексике говорят , и цоциль майя горного штата Чьяпас что белая собака спаривалась с Евой в Третьем творении, производя ладино , в то время как желтая собака стала отцом коренных народов. [12]
Джакалтекская . сказка из Гватемальского нагорья повествует о том, как первая собака стала свидетелем сотворения мира и бегала повсюду, рассказывая всем секреты творения Хунаб Кух , Бог-Создатель, пришел в ярость и поменял голову собаки на хвост, а хвост на голову. Теперь, когда собака хочет поговорить и выдать свои секреты, она не может говорить, а может только вилять хвостом. [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Берчелл 2007, стр.10.
- ^ Jump up to: а б с д и Рид и Гонсалес 2000, стр.172.
- ^ Хейден 1998, стр.26.
- ^ «Американский клуб Ксолоитцкуинтли, Inc. — О Ксолосе» . xoloitzcuintliclubofamerica.org. Архивировано из оригинала 07 января 2019 г. Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Рид и Гонсалес 2000, стр.170.
- ^ Берчелл 2007, стр.25.
- ^ «Чуловище собаки» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Гарза 1999, стр.133.
- ^ Брасуэлл 2003, стр.94.
- ^ Гарза 1999, стр.135.
- ^ Нейман 1975, стр.19.
- ^ Jump up to: а б с Рид и Гонсалес 2000, стр.171.
- ^ Фернандес 1992, 1996, стр.160.
- ^ Jump up to: а б Нейман 1975, стр.16.
- ^ Прочтите и Гонсалес 2000, стр. 171-172.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр. 206, 417.
- ^ Берчелл 2008, стр. 5, 25.
- ^ Фернандес 1992, 1996, стр.38
- ^ Берчелл 2008, стр.6.
- ^ Пардо и Робледо Эрнандес 2002.
- ^ Торрес Сиснерос 2004, стр.12.
- ^ Берчелл 2007, стр. 23-27.
- ^ Берчелл 2008, стр. 4-5.
- ^ Хиена Санчес 1952, стр.108.
- ^ Валадес Асуа и Теллес Эстрада 2001.
- ^ Монтехо 2000, стр.41.
Ссылки
[ редактировать ]- Брасвелл, Джеффри Э. (2003). «Датирование раннего классического взаимодействия между Каминальджую и Центральной Мексикой». В Брасвелле, Джеффри Э. (ред.). Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70587-5 . ОСЛК 49936017 .
- Берчелл, Саймон (2007). Призрачные черные собаки в Латинской Америке . Лафборо: Сердце Альбиона Пресс. ISBN 978-1-905646-01-2 . OCLC 163296003 .
- Берчелл, Саймон (2008). «Призрачные черные собаки в доиспанской Мексике» (PDF) . Сердце Альбиона Пресс . Проверено 14 февраля 2009 г.
- Фернандес, Адела (1996) [1992]. Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Мехико: Редакция Панорамы. ISBN 968-38-0306-7 . OCLC 59601185 .
- Гарса, Мерседес де ла (1999). «Священные силы Вселенной Майя». В А. Арельяно Эрнандесе; и др. (ред.). Майя классического периода . Мексика: Национальный совет по культуре и искусству (КОНАКУЛЬТА). стр. 449–499. ISBN 970-18-3005-9 . OCLC 42213077 .
- Хейден, Дорис (ноябрь – декабрь 1998 г.). «Пещеры Теотиуакана». Мексиканская археология (на испанском языке). VI (34). Мексика: Редакционная статья Raíces. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .
- Хиена Санчес, Рафаэль (1952). Черная собака в фольклоре: волк, фамильяр и другие суеверия (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина: Издания Dolmen. OCLC 657860 .
- Матос Моктесума, Эдвард ; Филип Солис Ольгин (2002). Ацтеки Лондон: Королевская академия художеств . ISBN 1-903973-22-8 . OCLC 56096386 .
- Монтехо, Виктор Д. (2000). Птица, которая очищает мир и другие басни майя = No' Ch'ik Xtx' Ahtx'en Sat Yib' Anh Q'inal . Калифорния: Фонд Якса Те. ISBN 1-886502-29-3 . OCLC 48156221 . (на испанском и попти)
- Нойманн, Франке Дж. (апрель 1975 г.). «Дракон и собака: два символа времени в религии науатль». Нумен . 22 (глава 1). Издательство Brill : 1–23. дои : 10.1163/156852775X00103 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Пардо, Мария Тереза; Робледо Эрнандес, Мануэль Альберто (2002). «Коренные народы Мексики: Чинантекос» (на испанском языке). Национальный институт коренных народов, Мексика. Архивировано из оригинала 9 июня 2007 г. Проверено 25 августа 2007 г.
- Прочтите, Кей Алмере; Джейсон Гонсалес (2000). Справочник по мезоамериканской мифологии . Оксфорд: ABC-CLIO . ISBN 1-85109-340-0 . OCLC 43879188 .
- Торрес Сиснерос, Густаво (2004). «Смеси: коренные народы современной Мексики» (на испанском языке). Национальная комиссия по развитию коренных народов, Мексика. Архивировано из оригинала ( PDF ) 17 февраля 2012 г. . Проверено 14 февраля 2009 г.
- Валадес Асуа, Рауль; Тельес Эстрада, Мария дель Росио (2001). «Ты видишь себя среди монстров » . Письмо учителя № 65, 1 октября (на испанском языке). Correo del Maestro SA de CV, Мексика. Архивировано из оригинала ( PDF ) 1 марта 2009 г. . Проверено 14 февраля 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- де ла Гарса, Мерседес (2014). «Священный характер ксолоитцкуинтли у науа и майя». Мексиканская археология (на испанском языке). XXI (125, январь – февраль 2014 г.). Мексика: Редакционные статьи: 58–63. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .
- Маунтджой, Джозеф Б.; Фабио Херман Купул-Маганья; Джилл А. Роудс (2014). «Собака в погребальном контексте. Валье-де-Маскота, Халиско». Мексиканская археология (на испанском языке). XXI (125, январь – февраль 2014 г.). Мексика: Редакционные статьи: 54–57. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .