Jump to content

Собаки в мезоамериканском фольклоре и мифах

Знак дня ацтеков Ицкуинтли (собака) из Кодекса Лауд .

Собаки занимали важное место в мезоамериканском фольклоре и мифах, по крайней мере, с классического периода и до наших дней. [1] В Мезоамериканском регионе распространено поверье, что собака переносит только что умершего через водоем в загробной жизни. Собаки появляются в сценах подземного мира, нарисованных на керамике майя, относящейся к классическому периоду, а еще раньше, в доклассическом периоде , жители Чупикуаро хоронили собак вместе с мертвыми. [2] В великом мегаполисе классического периода Теотиуакане в пещере были помещены 14 человеческих тел, большинство из которых были детьми, вместе с телами трех собак, которые направляли их на пути в подземный мир. [3]

Ксолоитцкуинтли из бесшерстная собака Мезоамерики. Археологические свидетельства были найдены в гробницах колима , майя , тольтеков , сапотеков и ацтеков , датирующих эту породу более 3500 лет назад. Коренные народы, долгое время считавшиеся опекунами и защитниками, верили, что ксоло защитят дом как от злых духов, так и от злоумышленников. В древние времена ксоло часто приносили в жертву, а затем хоронили вместе со своими владельцами, чтобы они служили проводниками души в ее путешествии в подземный мир . Эти собаки считались большим деликатесом и употреблялись в пищу во время жертвенных церемоний, включая свадьбы и похороны. [4]

Во многих версиях 20-дневного цикла мезоамериканского календаря десятый день носит название собаки. [5] Это itzcuintli на науатле , языке ацтеков , tz'i' на языке киче-майя и oc на юкатекском языке майя . У микстеков десятый день занял койот , ua . [6]

Постклассический сосуд майя или курильница в форме собаки. Музей Де Янга.
Собаки ассоциировались с божеством Шолотлем, богом смерти. Округлость тела может свидетельствовать о его ценности как пищи для посмертной души. [7] Художественный музей Уолтерса.

Захоронения майя классического периода часто находят вместе с останками животных, часто собак. [8] Например, в руинах классического города майя Каминальджую в Гватемале была найдена собака, похороненная с сидящим скелетом, вместе с погребальным инвентарем, предложенным умершему. [9] Частые находки скелетов собак в захоронениях классических майя подтверждают, что вера в то, что собаки направляли души усопших в путешествие в подземный мир, существовала уже в это время. [10]

собака иногда изображается несущей факел В сохранившихся кодексах майя , что может быть отсылкой к традиции майя, согласно которой собака приносила человечеству огонь. [11]

В постклассическом Попул Вух киче майя высокогорной Гватемалы собаки и индейки убивали людей второго возраста в отместку за избиение людей. Люди, избежавшие этой участи, превратились в обезьян. [2] Другой рассказ в Пополь Вух описывает близнецов-героев, приносящих в жертву собаку, принадлежавшую Властителям подземного мира, также известную как Шибальба . После того, как собака умерла, Близнецы-герои вернули ее к жизни. Лорды были настолько впечатлены, что попросили близнецов принести их в жертву и воскресить. В конце концов, Герои-Близнецы принесли в жертву Лордов Шибальбы и не смогли вернуть их к жизни. Это дало возможность людям жить на Земле. История связала собак с обновлением и человеческой жизнью. Собаки ассоциируются со смертью и призваны вести людей в подземный мир. Они олицетворяют огонь и являются защитниками очага, двух составляющих жизни майя.

Ацтеки и их современники

[ редактировать ]

В мифологии ацтеков Четвертое Солнце исчезло во время великого потопа. Мужчина и женщина выжили в бревне и были выброшены на берег, где быстро развели костер и зажарили рыбу. Дым от костра опрокинул звезды Читлаллатонак и Читлаликуэ , разгневав великого бога Тескатлипоку . В ярости он отрезал им головы и пришил их к задницам, создав первых собак. [12]

XV века. Ксолотль из Кодекса Фейервари-Майера

У ацтеков бог Шолотль был чудовищной собакой. [13] Во время создания Пятого Солнца на Ксолотля охотилась Смерть, и он сбежал от нее, превратившись сначала в росток кукурузы, затем в листья магеи и, наконец, в саламандру в луже воды. В третий раз, когда Смерть нашла Ксолотля, она поймала его в ловушку и убила. Из тела этой мифологической собаки были произведены три важных продукта питания. [12] Миктлантекутли, Повелитель Мертвых, хранил в подземном мире человеческие кости, сохранившиеся от предыдущих творений. Ксолотль спустился в подземный мир, чтобы украсть эти кости, чтобы человек мог переродиться в новом творении Пятого Солнца. Ксолотлю удалось восстановить кости и вернуть человека к жизни, проткнув его пенис и истекая кровью. [14] Ксолотль рассматривался как воплощение планеты Венера как Вечерняя звезда (Утренняя звезда была его братом-близнецом Кетцалькоатлем ). Ксолотль был собачьим спутником Солнца, следовавшим по его пути как по небу, так и по подземному миру. [15] Сильная связь Ксолотля с подземным миром, смертью и мертвыми демонстрируется символами, которые он носил. В Кодексе Борбоникус Ксолотль изображен с ножом во рту, символом смерти, и у него черные волнистые волосы, похожие на волосы богов смерти. [14]

Четырнадцатый 13-дневный период ритуального календаря тональпоуалли начинался с дня се-итцкуинтли (1-собака), и людям, особенно правителям, суждено было быть особенно удачливыми, если они родились в этот день. Десятый день 20-дневного сельскохозяйственного календаря шиупоуалли , ицкуинтли (собака), управлялся Миктлантекутли , мрачным повелителем мертвых. [16] В постклассическом периоде , когда ацтекский простолюдин умирал, ему приходилось проходить через каждый из девяти уровней Миктлана , подземного мира. Миктлан был достигнут только после четырех лет странствий в сопровождении собаки, кремированной вместе с умершим. Первый уровень Миктлана назывался Апаноайан ( там, где пересекают реку ), это место также было известно как Ицкуинтлан ( Место собак ) из-за множества собак, которые бродили по ближайшему берегу. Собака, узнавшая своего бывшего хозяина, перенесла его через реку на своей спине. [17] По некоторым сведениям, собаки на берегу ведут себя по-разному в зависимости от их окраса: желтые собаки переносят душу умершего через реку, белые отказываются, потому что только что умылись, а черные отказываются, потому что либо они только что переплыли реку. река [2] или потому что они грязные. [18]

В ацтекском фольклоре ауисотль представлял собой водяное чудовище, похожее на собаку, с рукой на конце свернутого хвоста. Говорили, что он обитал под водой возле берегов рек и мог затащить неосторожного на водную смерть. Душу жертвы уносили в Тлалокан , один из трех ацтекских рая. [19] Похожая вера существовала среди соседних Пурепеча , их бога-собаку звали Уитцименгари , и он спасал души утонувших людей, перенося их в Страну Мертвых. [2]

Современный фольклор

[ редактировать ]
Ксолоитцкуинтли .

В наше время чинантеки и миксы из Оахаки верят, что черная собака поможет только что умершим пересечь водоем, реку или море, в страну мертвых. [20] [21] Уициланы дома верят, что собака переносит мертвых по воде, чтобы добраться до подземного мира, Дьявола . [2]

На большей части территории Мексики считается, что злые колдуны способны превращаться в черную собаку , чтобы охотиться на скот своих соседей. В штатах центральной Мексики (таких как Оахака, Тласкала и Веракрус ) такой колдун известен как нагуаль , на полуострове Юкатан они ходят под именем хуайчиво . Еще одна сверхъестественная собака в фольклоре Юкатана — хуайпек (собака-ведьма у юкатекских майя), огромная призрачная черная собака , которая нападает на всех, кого встречает, и считается воплощением Какасбала , злого духа. [22] [23] [24]

В народной сказке Тласкалы рассказывается, как однажды ночью охотники увидели огромную черную собаку и решили поймать и оставить ее себе. При их приближении он убежал, поэтому один охотник выстрелил в него, ранив одну ногу. По кровавому следу они подошли к богато обставленной крестьянской избе, хозяин которой залечивал рану на ноге. Они прекратили погоню и направились в ближайшую деревню, где местные жители рассказали им, что крестьянин был нахуалем , который мог превращаться в собаку, чтобы украсть богатства. [25]

Целталь в Мексике говорят , и цоциль майя горного штата Чьяпас что белая собака спаривалась с Евой в Третьем творении, производя ладино , в то время как желтая собака стала отцом коренных народов. [12]

Джакалтекская . сказка из Гватемальского нагорья повествует о том, как первая собака стала свидетелем сотворения мира и бегала повсюду, рассказывая всем секреты творения Хунаб Кух , Бог-Создатель, пришел в ярость и поменял голову собаки на хвост, а хвост на голову. Теперь, когда собака хочет поговорить и выдать свои секреты, она не может говорить, а может только вилять хвостом. [26]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берчелл 2007, стр.10.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Рид и Гонсалес 2000, стр.172.
  3. ^ Хейден 1998, стр.26.
  4. ^ «Американский клуб Ксолоитцкуинтли, Inc. — О Ксолосе» . xoloitzcuintliclubofamerica.org. Архивировано из оригинала 07 января 2019 г. Проверено 19 августа 2016 г.
  5. ^ Рид и Гонсалес 2000, стр.170.
  6. ^ Берчелл 2007, стр.25.
  7. ^ «Чуловище собаки» . Художественный музей Уолтерса .
  8. ^ Гарза 1999, стр.133.
  9. ^ Брасуэлл 2003, стр.94.
  10. ^ Гарза 1999, стр.135.
  11. ^ Нейман 1975, стр.19.
  12. ^ Jump up to: а б с Рид и Гонсалес 2000, стр.171.
  13. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.160.
  14. ^ Jump up to: а б Нейман 1975, стр.16.
  15. ^ Прочтите и Гонсалес 2000, стр. 171-172.
  16. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр. 206, 417.
  17. ^ Берчелл 2008, стр. 5, 25.
  18. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.38
  19. ^ Берчелл 2008, стр.6.
  20. ^ Пардо и Робледо Эрнандес 2002.
  21. ^ Торрес Сиснерос 2004, стр.12.
  22. ^ Берчелл 2007, стр. 23-27.
  23. ^ Берчелл 2008, стр. 4-5.
  24. ^ Хиена Санчес 1952, стр.108.
  25. ^ Валадес Асуа и Теллес Эстрада 2001.
  26. ^ Монтехо 2000, стр.41.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • де ла Гарса, Мерседес (2014). «Священный характер ксолоитцкуинтли у науа и майя». Мексиканская археология (на испанском языке). XXI (125, январь – февраль 2014 г.). Мексика: Редакционные статьи: 58–63. ISSN   0188-8218 . OCLC   29789840 .
  • Маунтджой, Джозеф Б.; Фабио Херман Купул-Маганья; Джилл А. Роудс (2014). «Собака в погребальном контексте. Валье-де-Маскота, Халиско». Мексиканская археология (на испанском языке). XXI (125, январь – февраль 2014 г.). Мексика: Редакционные статьи: 54–57. ISSN   0188-8218 . OCLC   29789840 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbfb39acade3ce8194c6fe70840ae462__1710335400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/62/fbfb39acade3ce8194c6fe70840ae462.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dogs in Mesoamerican folklore and myth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)