Сиупоуалли
Ацтекская империя |
---|
Сюпохуалли ( Произношение на науатль: [ʃiʍpoːˈwalːi] , от xihuitl («год») + pōhualli («счет»)) — 365-дневный календарь, используемый ацтеками и другими доколумбовыми народами науа в центральной Мексике. Он состоит из восемнадцати 20-дневных «месяцев», которые в испанском языке стали известны как вентенены («партии, группы по двадцать»), с неблагоприятным отдельным 5-дневным периодом в конце года, называемым nēmontēmi. . Название, данное 20-дневным периодам в доколумбовые времена, неизвестно, и хотя слово науатль , обозначающее луну или месяц, mētztli , иногда используется для их описания, миссионер и этнограф шестнадцатого века Диего Дуран объяснил, что:
В древние времена год состоял из восемнадцати месяцев, и именно так его соблюдали индейцы. Так как их месяцы состояли не более чем из двадцати дней, то это были все дни, входящие в месяц, потому что они руководствовались не луной, а днями; следовательно, в году было восемнадцать месяцев. Дни в году считались двадцать на двадцать.
Календарь xiuhpōhualli (в истории известный как «неопределенный год», что означает отсутствие високосного дня) имел своих предшественников по форме и функциям в более ранних мезоамериканских календарях , а 365-дневный счет имеет долгую историю использования во всем регионе. Версия цивилизации майя в xiuhpōhualli известна как хааб , а 20-дневный период был уиналом . Эквивалентом немонтеми у майя является wayeb' . Как и другие мезоамериканские культуры, ацтеки также использовали отдельный 260-дневный календарь ( классический науатль : тональпоуалли ). Эквивалентом тональпоуалли у майя является цолькин . Вместе эти календари совпадали раз в 52 года, в так называемом « календарном раунде », который начинался церемонией Нового огня .
Ацтекские годы были названы в честь последнего дня 18-го месяца согласно 260-дневному календарю тональпоуалли . Первый год ацтекского календарного цикла назывался 2 Акатля, а последний – 1 Точтли. Солнечный календарь связан с сельскохозяйственными практиками и занимает важное место в религии ацтеков , причем каждый месяц связан со своими особыми религиозными и сельскохозяйственными праздниками. Каждый 20-дневный период начинается в день Чипактли (Крокодил) тональпоуалли, в честь которого проводится фестиваль. Восемнадцать вентен перечислены ниже. Даты в таблице взяты из первых очевидцев, Диего Дурана и Бернардино де Саагуна . Каждый написал то, что узнал от информаторов науа. Дата Саагуна предшествует наблюдениям Дурана на несколько десятилетий и, как полагают, датируется более поздним периодом капитуляции ацтеков перед испанцами. Оба показаны для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что начало индейского нового года стало неравномерным в результате отсутствия объединяющей силы Теночтитлана после поражения Мексики.
Двадцать сиупоуалли
[ редактировать ]# | Глиф | Имя | Григорианский диапазон | Председательствующие божества | |
---|---|---|---|---|---|
Дюран | Саагун | ||||
1 | атл кауало («вода прекращается») куауитль Эуа («деревья растут») |
01 марта – 20 марта | 2 февраля – 21 февраля | Водные боги | |
2 | tlācaxīpēhualiztli («сдирание кожи с людей») | 21 марта – 9 апреля | 22 февраля – 13 марта | Шипе Тотек | |
3 | тозозтонтли («малое бдение») | 10 апреля – 29 апреля | 14 марта – 2 апреля | Тлалок | |
4 | huēyi tozōztli («великое бдение») | 30 апреля – 19 мая | 3 апреля – 22 апреля | Синтеотль | |
5 | токскатль («сухость») | 20 мая – 8 июня | 23 апреля – 12 мая | Тескатлипока | |
6 | этцалькуалицтли («поедание приготовленной кукурузы и бобов») | 09 июня – 28 июня | 13 мая – 1 июня | Тлалок | |
7 | tēcuilhuitōntli («малый праздник») | 29 июня – 18 июля | 02 июня – 21 июня | Уишточиуатль | |
8 | huēyi tēcuilhuitōntli («большой праздник») | 19 июля – 7 августа | 22 июня – 11 июля | в Ксилоне | |
9 | тлаксочимако («дарение цветов») микаилуитонтли («малый праздник мертвых») |
8 августа – 27 августа | Рождество 12–31 июля | Уицилопочтли | |
10 | xocotl huetzi («падение xocotl») huēyi miccāilhuitl («большой праздник мертвых») |
28 августа – 16 сентября | 01 – 20 августа | Шиутекутли | |
11 | очпанизтли («подметать») | 17 сентября – 6 октября | 21 августа – 9 сентября | Тетео Иннан | |
12 | теотлечо («приходят боги») | 7 октября – 26 октября | 10–29 сентября | Все боги | |
13 | тепейльуитль («праздник гор») | 27 октября – 15 ноября | 30 сентября – 19 октября | Горы | |
14 | кечолли («розовая колпица») | 16 ноября – 5 декабря | 20 октября – 8 ноября | Мишкоатль | |
15 | панкецалицтли («поднятие знамен») | 6 декабря – 25 декабря | 09–28 ноября | Уицилопочтли | |
16 | атемозтли («спуск воды») | 26 декабря – 14 января | 29 ноября – 18 декабря | Боги дождя | |
17 | tititl («сжатие», «сжатие») | 15 января – 3 февраля | 19 декабря – 7 января | Тонны | |
18 | izcalli («ответвление», «почка») | 4 февраля – 23 февраля | 8 января – 27 января | Шиутекутли | |
– | nēmontēmi («напрасно наполняются») [ 1 ] [ 2 ] | 24–28 февраля | 28 января – 1 февраля | Никто |
Годы ацтеков были названы в честь последнего дня их четвертого месяца. [ 3 ] по 260-дневному календарю тональпоуалли .
Реконструкция календаря
[ редактировать ]На протяжении многих веков ученые пытались реконструировать календарь ацтеков. Корреляция, принятая в некоторых кругах, была предложена профессором Рафаэлем Тена ( INAH ), [ 4 ] на основе исследований Саагуна, Дурана и Альфонсо Касо ( UNAM ). Его корреляция утверждает, что год в Мексике начался 13 февраля по старому юлианскому календарю или 23 февраля по нынешнему григорианскому календарю .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ nēmontēmi период , («они наполняются зря») представляли собой 5-дневный вставочный а не обычную вентену . Согласно испанским источникам, их посчитали неблагоприятными и оставили на размышления.
- ^ «Немонтеми и месяц Квауитлеуа в солнечном календаре ацтеков» . Всемирная цифровая библиотека .
- ^ Мексиканский календарь и хронография . Рафаэль Тена. ИНА-КОНАКУЛЬТА. 2008 стр. 82-83
- ^ Мексиканский календарь и хронография . Рафаэль Тена. ИНА-КОНАКУЛЬТА. 2008 год
Ссылки
[ редактировать ]- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 .