Ацтлан
Ацтлан (от языков науатль : Астатлан или прозападный Ацтлан , Произношение на науатле: [ˈast͡ɬãːn̥] ) — прародина ацтекского народа . Слово ацтека на языке науатль означает «люди из Ацтлана», от которого произошло слово ацтеки. Ацтлан упоминается в нескольких этноисторических источниках, относящихся к колониальному периоду, и хотя каждый из них приводит разные списки различных племенных групп, участвовавших в миграции из Ацтлана в центральную Мексику , мешики, которые позже основали Мексику-Теночтитлан, упоминаются во всех источниках. счета.
Историки размышляют о возможном местонахождении Ацтлана и склонны помещать его либо на северо-запад Мексики, либо на юго-запад США . [ 1 ] хотя представляет ли Ацтлан реальное место или является чисто мифологическим, остается предметом споров.
История
[ редактировать ]Истории науатля рассказывают, что семь племен жили в Чикомостоке , или «Месте семи пещер». Каждая пещера представляла отдельную группу науа: Сочимилька , Тлауика , Аколуа , Тлашкальтека , Тепанека , Чалка и Мексика . Говорят, что наряду с этими народами из Ацтлана также пришли ольмеки-шикаланки и ксалтокамеки. Из-за общего языкового происхождения эти группы называются « науалтека » (народ науа). Эти племена впоследствии покинули пещеры и поселились «около» Ацтлана.
Различные описания Ацтлана явно противоречат друг другу. В то время как некоторые легенды описывают Ацтлан как рай, Кодекс Обина говорит, что ацтеки подчинялись тиранической элите по имени Ацтека Чикомостока. Под руководством своего жреца племя ацтеков бежало. По дороге их бог Уицилопочтли запретил им называть себя ацтеками , сказав, что они должны называться Мехика . Ученые XIX века, в частности Александр фон Гумбольдт и Уильям Х. Прескотт, перевели слово ацтека , как показано в Кодексе Обена, на ацтекский язык . [ 2 ] [ 3 ]
Некоторые говорят [ 4 ] что миграция на юг началась 24 мая 1064 г. н.э., после сверхновой, событий в Крабовидной туманности произошедших с мая по июль 1054 г. Каждой из семи групп приписывают основание отдельного крупного города-государства в Центральной Мексике.
В переводе « Аналов Тлателолко» 2004 года указана единственная известная дата выхода из Ацтлана; день-знак «4 Куаутли» (Четыре орла) года «1 Текпатль » (Нож) или 1064–1065, [ 4 ] и соотносится с 4 января 1065 года.
Кристобаль дель Кастильо упоминает в своей книге « Фрагменты общего труда по истории мексиканцев », что озеро вокруг острова Ацтлан называлось Мецтлиапан или «Лунное озеро». [ 5 ] Другая версия [ 6 ] читает:
Однажды человек услышал, как птица зовет его: «Иди, иди». Когда мужчина рассказал вождю о птице, вождь вздохнул с облегчением. Он знал, что его народ должен найти новую землю, свою собственную землю, но ждал знака. Итак, люди собрались и начали долгий марш. Они следовали за идолом Уицилопочтли, которого несли жрецы. Пока они шли, Уицилопочтли говорил через священников и готовил людей к грядущему величию их империи. Он объяснил, что им следует идти, пока не дойдут до большого озера; там им следует искать еще один знак — орла в кактусе.
Путешествие заняло 200 лет, и люди на время поселились в столице тольтеков Толлане. Некоторые люди остались в Толлане, а некоторые уехали. Время от времени Уицилопочтли превращался в белого орла, чтобы вдохновлять людей, и они путешествовали, пока не пришли к озеру Тескоко и не увидели большого орла, сидящего на кактусе и держащего змею. Там они построили Теночтитлан, город, который стал столицей и центром империи ацтеков.
Места, предполагаемые как Ацтлан
[ редактировать ]Монах Диего Дуран (ок. 1537–1588), ведший хронику истории ацтеков, писал о попытке ацтекского императора Моктесумы I восстановить историю Мексики, собрав воинов и мудрецов в экспедицию по поиску Ацтлана. По словам Дурана, экспедиции удалось найти место, обладающее уникальными для Ацтлана характеристиками. Однако его отчеты были написаны вскоре после завоевания Теночтитлана и до того, как была составлена точная карта американского континента; поэтому он не смог указать точное местонахождение. [ 8 ]
В 1960-х годах мексиканские интеллектуалы начали серьезно размышлять о возможности того, что Мешкальтитан-де-Урибе в Наярите был мифическим городом Ацтлан. Одним из первых, кто предположил, что Ацтлан связан с островом, был историк Альфредо Чаверо в конце 19 века. Исследователи-историки после его смерти проверили его предложение и сочли его обоснованным, в том числе Вигберто Хименес Морено. Эта гипотеза до сих пор обсуждается. [ 9 ]
Некоторые ученые даже утверждают, что определить истинное местонахождение Ацтлана практически или совершенно невозможно. Противоречивые версии и повествования делают открытие чрезвычайно трудным и неточным. [ 10 ]
Этимология
[ редактировать ]Название Ацтлан было упомянуто в колониальной Хронике Мехикайотль примерно в 16 веке, что придало ему значение «место цапель» или «место цапель ». [ 11 ] Хотя это невозможно, поскольку это морфологическая форма науатля Астатлан , возможно, случай латиноамериканизации очень похож на испанские слова hasta , «до» или «до» и tan , «так» или «как» и, возможно, был заимствован во время написания. Процесс контролируется колониальными властями Испании. Другие предложения с морфологией науатля включают «место белизны». [ 11 ] и «в месте вблизи инструментов», разделяя элемент āz таких слов, как teponāztli , «барабан» (от tepontli , «бревно»). [ 11 ] [ 12 ]
Использование движением чикано
[ редактировать ]Часть серии о |
Чикано и американцы мексиканского происхождения |
---|
Представление об Ацтлане как месте зарождения доколумбовой мексиканской цивилизации стало символом различных мексиканских этнонационалистических движений.
В 1969 году понятие Ацтлан было введено поэтом Алуристой (Альберто Бальтазар Уриста Эредиа) на Национальной конференции по освобождению молодежи чикано, проводимой в Денвере, штат Колорадо, организацией «Крестовый поход за справедливость». Там он прочитал стихотворение, которое из-за своей поэтической эстетики стало известно как преамбула к «Плану Ацтлана» или «Эль-духовному плану Ацтлана». Для некоторых чикано Ацтлан относится к мексиканским территориям, приобретенным Соединенными Штатами в результате американо-мексиканской войны 1846–1848 годов. Ацтлан стал символом активистов, которые заявляют, что имеют законное и изначальное право на землю. Некоторые сторонники чикано предлагают, чтобы новое этноцентрическое правительство свергло и заменило соответствующие правительства Соединенных Штатов в юго-западном регионе, в Республике Северная . [ 13 ]
Ацтлан — это также название журнала по изучению чикано, издаваемого Исследовательским центром исследований чикано Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . [ 14 ]
Ацтлан использовался чикано, чтобы ассоциироваться со своим наследием и прошлым. Миф стал своего рода общей памятью, объединившей многих людей диаспоры. Как и ацтеки, американцы мексиканского происхождения мигрировали со своей родины в поисках лучшей жизни и новых возможностей. Некоторые чикано чувствуют, что повторяют то, что делали их предки, или, по крайней мере, чувствуют символическую ассоциацию с мифом. Многие чикано просто считают Ацтлан духовной направляющей силой, а не реальным местом. [ 10 ]
Движения, которые используют или ранее использовали концепцию Ацтлана
[ редактировать ]- Коричневые береты
- MEChA ( Movimiento Estudiantes Chicano de Aztlán , «Студенческое движение чикано Ацтлана»)
- Духовный план Ацтлана
- Raza Unida Party
- Социалистическая организация «Дорога свободы» , которая призывает к самоопределению нации чикано в Ацтлане, включая право на отделение. [ 15 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В литературе
[ редактировать ]«Ацтлан» использовался как название вымышленных государств будущего, которые возникают на юго-западе США или Мексике после того, как их правительства терпят крах или серьезную неудачу; примеры появляются в таких произведениях, как романы «Сердце Ацтлана» (1976) Рудольфо Анайи ; Warday (1984) Уитли Стрибера и Джеймса Кунетки ; «Мирная война» (1984), Вернор Виндж ; «Дом Скорпиона» (2002), Нэнси Фармер ; и «Война миров Z» (2006) Макса Брукса ; а также ролевая игра Shadowrun , в которой правительство Мексики было узурпировано корпорацией Aztechnology (1989). В Гэри Дженнингса романе « Ацтеки » (1980) главный герой какое-то время проживает в Ацтлане, позже способствуя контактам между Ацтланом и Тройственным союзом ацтеков незадолго до прибытия Эрнана Кортеса .
« Странные грохоты в Ацтлане » — статья Хантера С. Томпсона , опубликованная в номере журнала Rolling Stone от 29 апреля 1971 года . В статье рассказывается о смерти борца за гражданские права Рубена Салазара в восточном Лос-Анджелесе во время протеста против войны во Вьетнаме .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Янкук-Мексико. | Словарь науатля» . nahuatl.uoregon.edu . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Прескотт, Уильям Х. (1892). История завоевания Мексики и предварительный взгляд на цивилизацию ацтеков (транскрипция). Том. 1. Филадельфия: Дж. Б. Липпикотт. стр. 3–133. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г. Получено 24 января 2016 г. - через Государственный университет Сэма Хьюстона.
- ^ «Должны ли мы называть империю ацтеков империей Мексики?» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2016 г. Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Анналы Тлателолко, Рафаэль Тена INAH-CONACULTA 2004, стр. 55
- ^ Фрагменты общего труда по истории мексиканцев, Кристобаль дель Кастильо, страницы 58–83.
- ^ Меркатанте, Энтони (2009). Энциклопедия мировой мифологии и легенд (Третье изд.).
- ^ Раджагопалан, Анджела Херрен (2019). Изображение прошлого ацтеков: Кодексы Ботурини, Аскатитлана и Обена . Издательство Техасского университета . п. 27. ISBN 9781477316078 .
- ^ Агилар-Морено, Мануэль (2006). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство информационной базы. п. 29. ISBN 0-8160-5673-0 .
- ^ Харт, Том. «Остров ацтеков — Географический» . Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Анайя, Рудольфо; Ломели, Франциско А.; Ламадрид, Энрике Р. (2017). Ацтлан: Очерки родины чикано (переработанное и расширенное издание). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 31–103, 151–152, 329.
- ^ Перейти обратно: а б с Эндрюс 2003 , с. 496.
- ^ Эндрюс 2003 , с. 616.
- ^ «Профессор предсказывает «латиноамериканскую родину» » . Ассошиэйтед Пресс . 2000. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 г. - через Aztlan.net.
- ^ «Ацтлан» . chicano.ucla.edu.
- ^ Социалистическая организация «Дорога свободы» (FRSO) (6 мая 2001 г.). «Заявление о единстве» . Проверено 17 октября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (переработанная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-3452-6 . OCLC 50090230 .
- Смит, Майкл Э. (1997). Ацтеки (первое изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 978-0-631-23015-1 . ОСЛК 48579073 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клавигеро, Франческо Саверио (1807) [1787]. История Мексики. Собрано из материалов испанских и мексиканских историков, из рукописей и древних картин индейцев. Иллюстрировано диаграммами и другими медными пластинами. К этому добавлены критические рассуждения о земле, животных и жителях Мексики, 2 тома . Перевод с итальянского оригинала Чарльза Каллена, эсквайра. (2-е изд.). Лондон: Дж. Джонсон. OCLC 54014738 .
- Хореги, Хесус (2004). «Мешкальтитан-Ацтлан: новый миф» . Мексиканская археология (на испанском языке). 12 (67). Мексика, Германия: Национальный институт антропологии и истории, редакционные статьи: 56–61. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 . Архивировано из оригинала 3 января 2006 г.
- Канстлер, Джеймс Ховард (2005). Длительная чрезвычайная ситуация: пережить надвигающиеся катастрофы двадцать первого века . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press . ISBN 0-87113-888-3 . OCLC 57452547 .
- Линт-Сагарена, Роберто (2001). «Астлан». В Карраско, Дэвид Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки, том 1 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 72–73. ISBN 978-0-19-514255-6 . OCLC 872326807 .
- Матос Моктесума, Эдуардо (1988). Великий храм ацтеков: Сокровища Теночтитлана . Серия «Новые аспекты античности». Дорис Хейден (пер.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-39024-Х . OCLC 17968786 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Прескотт, Уильям Х. (1843). История завоевания Мексики с предварительным обзором древней мексиканской цивилизации и жизнь завоевателя, Эрнандо Кортес (онлайн-воспроизведение, Центр электронных текстов, Библиотека Университета Вирджинии) . Нью-Йорк: Харпер и братья. ОСЛК 2458166 .
- Пинчон, Томас (2006). Против дня . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN 1-59420-120-Х . OCLC 71173932 .
- Смит, Майкл Э. (1984). «Миграции Ацтлана в хрониках науатля: миф или история?» ( формате PDF Онлайн-факсимиле в ) . Этноистория . 31 (3). Колумбус, Огайо: Американское общество этноистории: 153–186. дои : 10.2307/482619 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 482619 . OCLC 145142543 .
- Смит, Майкл Э. (2003). Ацтеки (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-23015-7 . ОСЛК 48579073 .
- Воллемаре, Антон Леон (2000). «Чимальма, первая леди миграции ацтеков в 1064 году» (PDF) . Гендер и археология на протяжении тысячелетий: дальние перспективы и множественные точки зрения . Шестая конференция по гендеру и археологии, 6–7 октября 2000 г. (онлайн-сборник статей представлен под ред.). Флагстафф: Университет Северной Аризоны, факультет антропологии и женских исследований. Архивировано из оригинала ( онлайн-публикация в формате PDF ) 14 апреля 2008 г. Проверено 28 декабря 2007 г.
- Уилкокс, Дэвид Р.; Дон Д. Фаулер (весна 2002 г.). «Начало антропологической археологии на юго-западе Северной Америки: от Томаса Джефферсона до конференции в Пекосе» (онлайн-воспроизведение без страниц, Gale / Cengage Learning ) . Журнал Юго-Запада . 44 (2). Тусон: Издательство Университета Аризоны, от имени Юго-Западного центра, Университет Аризоны: 121–234. ISSN 0894-8410 . OCLC 79456398 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сандерсон, Сусана, «Теночтитлан и мэр Темпло», Университет штата Калифорния, Чико.
- Aztlan Listserv (организуется Фондом развития мезоамериканских исследований, Inc.)
- Лига революционной борьбы, «Борьба за освобождение чикано» (исследование Ацтлана и национального движения чикано с марксистской точки зрения)
- Художник из Лос-Анджелеса протестует против стен в Берлине, Палестине и Ацтлане