Ацтеки (роман)
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Гэри Дженнингс |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Историческая фантастика |
Издатель | Атенеум |
Дата публикации | 1980 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( в твердом переплете ) |
Страницы | 754 |
ISBN | 0-689-11045-6 |
ОКЛК | 6881009 |
813/.54 19 | |
Класс ЛК | ПС3560.Е518 А99 1980 г. |
С последующим | Ацтекская осень |
«Ацтеки» — исторический фантастический роман американского писателя Гэри Дженнингса 1980 года . Это первый из двух романов, написанных Дженнингсом в серии «Ацтеки» , за ним следует «Ацтекская осень» , 1997. Остальные четыре романа ( «Кровь ацтеков» , 2002; «Ярость ацтеков» , 2006; «Огонь ацтеков» , 2008; «Месть ацтеков» , 2012) были написаны другими авторы после смерти Дженнингса в 1999 году.
Сюжет
[ редактировать ]В 1529 году епископ престола Новой Испании Хуан де Сумаррага получает просьбу от короля Испании Карлоса собрать информацию о коренном населении и их культуре. Епископ неохотно нанимает Чикоме-Шочитля Тлилектика Микстли («Темное облако семи цветов»), пожилого жителя Мексики , для того, чтобы он рассказал свою биографию, которая будет расшифрована монахами Мехико и отправлена в Испанию .
Микстли, родившийся в семье обычных родителей на острове Ксалтокан в 1466 году, описывает традиции, политику и обычаи Тройственного союза . В возрасте четырех лет он сопровождал своего отца, каменщика, в Теночтитлан , чтобы перевезти солнечный камень для центральной площади. В юности Микстли также вступил в кровосмесительную сексуальную связь со своей сестрой Цицилини. В школе Микстли подружился с Чимали и Тлатли, у которых начались собственные сексуальные отношения. В этих школах мальчиков учат драться и читать, но зрение Микстли тормозит его успехи. По завершении образования Микстли получает приглашение от своего губернатора лорда Красной Цапли работать во дворце Несауальпили , Уэй-Тлатоани из Тескоко писцом . Там он подружился со своим рабом Коскатлем. Во время своего пребывания там он раскрывает заговор, который приводит к смерти Тлатли, что приводит в ярость Чимали. В это время Ауисотль завершает строительство Великой пирамиды и надеется вступить в Цветочную войну с Тескоко, чтобы отпраздновать это событие. человеческие жертвы .
Микстли участвует в этой Цветочной войне, собирая достаточное количество военнопленных для принесения их в жертву солнечному камню. Пока Микстли посещает зверинец и скопление людей с уродствами , Чимали кастрирует Коскатля. Микстли зарабатывает на Ауицотле карьеру почтакатля , путешествует по нескольким регионам и возвращается с ценными товарами на продажу. На праздновании возвращения торговцев Микстли узнает от «человека из какао-бобов» (который посетил его задолго до этого и предположительно был старым ацтекским богом), что Цицилини подвергался пыткам и изуродован в его отсутствие. В трауре он бежит из Теночтитлана в деревню Облачных Людей, говорящих на сапотекском языке . Микстли приглашает Зяню в Хуаве деревню каннибалов , чтобы украсть их запасы ценной фиолетовой краски. Зьянья и Микстли влюбляются и женятся в Теночтитлане, хотя на церемонии присутствует Чимали, ныне член двора Ахуицотля. В ярости Микстли вызывает его на дуэль, которая заканчивается тем, что Коскатль отрывает Чимали глаза и язык. Зяня рожает, и они называют дочь Кокотон. В это время Ауисотль открывает новый акведук в Теночтитлане, но наводнение выравнивает остров и разрушает дома людей. Хотя дом Микстли не поврежден, Зяня исчезает в воде, и ее больше никогда не видели. В трауре Микстли оставляет свою дочь Коскатлю и жене, а сам странствует на север, где встречает Деревня Рарамури подверглась нападению бандитов Яки .
Он возвращается в Теночтитлан и обнаруживает мертвого Ауисотля и недавно коронованного тщеславного Мотекузому , который поручает Микстли построить город на территории Мичихуакана с несколькими поселенцами и священниками. После их прибытия священники жестоко приносят Кокотона в жертву Шипе Тотеку , а Микстли приказывает своим солдатам насиловать и убивать поселенцев. По возвращении в Теночтитлан Микстли женится на Беу Рибе, бывшей сестре Зьяни, только для того, чтобы немедленно отправиться в северные пустыни, чтобы найти легендарного Ацтлана . Он встречает кочевников чичимека , которые направляют его в район Синалобола , где он находит пустынное болото, населенное народом ацтеков. Микстли рассказывает вождю племени ( тлатокапили ) о Теночтитлане и договаривается о потенциальном союзе со своим собственным солнечным камнем . Устав от путешествий, Микстли направляется домой и останавливается в Теотиуакане , где встречает Мотекусому, который сообщает ему о некоторых загадочных предзнаменованиях из южных стран майя . Там Микстли встречается с лордом Сю, принимающим двух испанцев, потерпевших кораблекрушение, которые отказываются покидать свои покои. После долгих усилий испанцы ( Гонсало Герреро и Херонимо де Агилар ) соглашаются объяснить свое присутствие, приехав из испанской колонии на Кубе. В это время Несауальпили умер, но его наследник Черный Цветок был узурпирован, когда другой сын Несауальпили и союзник Мотекусомы Какама занял трон в Тескоко.
Колонисты с Кубы прибывают в страну Тотонака , среди них Эрнан Кортес и Педро де Альварадо , которые нанимают де Агилара и амбициозного раба по имени Се-Малинали переводчиками для них. Мотекусома, убежденный, что белые люди — боги, мало что делает, чтобы сдержать приближение испанцев. Несмотря на их вторжение в окружающие города, Мотекусома выражает нерешительность, побуждая Микстли и суд Теночтитлана разработать заговор против него. Испанские войска прибывают в Теночтитлан, и Мотекусома сочувствует их кампании, даже позволяет им провести свой собственный почтакатль и соглашается снабдить их национальной сокровищницей золота. Разочарованные граждане Теночтитлана участвуют в резне против испанских войск, в то время как Эрнан Кортес направляется на восток, чтобы урегулировать уголовное дело . Восстание терпит неудачу, и Эрнан Кортес побуждает Мотекусому успокоить свой народ. Когда он выходит на платформу, в него забрасывают камнями, и он теряет сознание. В лазарете Микстли обнаруживает, что тот выжил, и наносит ему удар ножом, наконец убивая его и называя Куитлауак , его преемник, который приказывает своему народу начать более мощное нападение на испанцев, бегущих из города. Граждане Теночтитлана не могут полностью выздороветь, страдая от оспы , холеры и чумы , и как только испанцы выздоравливают, они начинают последнюю атаку на Теночтитлан , которая превращает город в пепел и вынуждает выживших мексиканцев восстановить город под контролем испанцев. стиль. Пожилой Микстли устраивается на работу к Кортесу и становится свидетелем повешения последних трех тлахтокке , что он считает концом Тройственного союза.
В 1531 году, после завершения его биографии, епископ Мексики преследует Микстли за ересь , несмотря на запоздалую просьбу короля предоставить Микстли и Беу Рибе пенсию (хотя подразумевается, что епископ полностью проигнорировал эту просьбу). Микстли не защищается и соглашается на казнь через жертвоприношение .
Историческая точность
[ редактировать ]В романе достоверно воссоздано множество исторических географических мест и истории, в частности история завоевания испанцами империи ацтеков экспедицией под руководством Эрнана Кортеса . Дженнингс в «Темном облаке» представляет в целом точные изображения событий, связанных с рядом реальных исторических личностей, их имена обычно передаются на традиционном языке науатль . Сюда входят описания многих правителей («Почтенных ораторов») многих цивилизаций, таких как Ауисотль и Моктесума II из Мексики, Несауальпилли из Аколуа или Пацинка из Тотонака, Ла Малинче (переведено Се-Малинали, «Одна трава» на науатле). , а позже самопровозглашенная «Леди Грасс», Малицин), потерпевшие кораблекрушение Джеронимо де Агилар и Гонсало Герреро , а также сам Эрнан Кортес и многие из его свиты. Однако личности Кортеса и Малинче исторически неточны (Кортес изображается садистом, а Малинче — предательницей).
Рассказчик романа на протяжении всего романа выражает осторожную критику испанских властей. Хотя он называет себя христианином, большая часть романа посвящена подробному рассуждению о религии ацтеков , включая большое количество информации о богах Кецалькоатле , Тлалоке , Уицилопочтли , Тонатиу и особенно Эекатле . Роман также не чурается изображений ритуальных человеческих жертвоприношений. На протяжении всего романа Микстли критикует не только христианство , но и лицемерие испанцев, поддерживающих христианство, одновременно совершая акты огромного насилия и деградации по отношению к коренному населению.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Американские романы 1980 года
- Американские исторические романы
- Ацтеки в художественной литературе
- Действие романов происходит во время завоевания Америки.
- Романы, действие которых происходит в Мексике
- Эпистолярные романы
- Романы, действие которых происходит в 16 веке.
- Культурные изображения Эрнана Кортеса
- Художественная литература с ненадежными рассказчиками
- Книги Атенеум Букс