Камень Койольшауки
Камень Койолшауки | |
---|---|
Размер | Диаметр 3,4 м (10,5 футов) |
Созданный | ок. 1473 г. н.э. [ 1 ] |
Обнаруженный | 21 февраля 1978 г. Темпло Майор Сайт |
Текущее местоположение | Музей Темпло Майор , Мехико |
Культура | ацтекский |
Камень Койольшауки — это резной круглый ацтекский камень, изображающий мифическое существо Койольшауки («Колокольчики-Ее-Щеки») в состоянии расчленения и обезглавливания ее братом, божеством-покровителем ацтеков, Уицилопочтли . был вновь открыт в 1978 году на месте Темпло Майора Теночтитлана Он , сейчас в Мехико . [ 2 ] Этот рельеф является одним из самых известных ацтекских памятников и одним из немногих великих ацтекских памятников, которые были найдены полностью на месте . [ 3 ]
Открытие
[ редактировать ]21 февраля 1978 года группа рабочих электроэнергетической компании Мехико во время раскопок наткнулась на большой камень в форме щита, покрытый рельефами. [ 4 ] Найденный ими камень изображает повествование о поражении Койольшауки при Коатепек. Это открытие возобновило интерес к раскопкам древнего города Теночтитлан под Мехико. Это привело к раскопкам Темпло Майор, которыми руководил Эдуардо Матос Моктесума . [ 5 ]
Расположение
[ редактировать ]Камень Койольшауки находился у подножия лестницы Хуэйи Теокалли, главного храма мешиков в Теночтитлане, на стороне, посвященной Уицилопочтли. [ 6 ] Храм посвящен Уицилопочтли и Тлалоку , ацтекскому божеству дождя. [ 7 ] Ученые полагают, что художники и строители Мексики включили изображения повествования Коатепек в Huēyi Teōcalli (Templo Mayor) во время капитального ремонта с 4-го по 8-й Рид (1483–1487) под властью Ауитсотля. [ 7 ]
На момент открытия камень лежал в центре платформы, которая простиралась от подножия лестницы. По обеим сторонам основания лестницы, завершая нижнюю часть сторон лестницы, располагались две большие ухмыляющиеся змеиные головы и множество других, торчащих из разных стен пирамиды. [ 8 ] Эдуардо Матос Моктесума первым отметил, что установка памятника у подножия Темпло Майор ознаменовывает историю победы Уицилопочтли над Койольшауки в битве на горе Коатепетель. Матос Моктесума утверждал, что участок Хуэйи Теокалли, посвященный Уицилопочтли, представляет собой священную гору Коатепек, где родился Уицилопочтли и умер Койольшауки. [ 6 ]
Камень Койольшауки был расположен в месте, которое во время раскопок было названо Фазой IV Темпло Майор. [ 9 ]
Создание
[ редактировать ]Камень, вероятно, был создан в 1438 году во время правления Ашаякатля (1469-1481). [ 1 ] [ 10 ] Художник из камня Койольшауки вырезал этот горельефный диск из одного большого камня диаметром 3,25 метра. Ацтекский историк Ричард Таунсенд описывает ее как одну из самых выразительных скульптур мезоамериканского искусства, использующую «гарантию дизайна и техническую виртуозность, ранее не встречавшуюся в пирамидах». [ 10 ]
Образы
[ редактировать ]На диске Койолшауки лежит на спине, с оторванной от тела головой, руками и ногами. Ее голова обращена вверх, в сторону от туловища, в профиль, рот открыт. Ее расчлененное туловище лежит на спине. Ее грудь опускается вниз. Ее тело аккуратно, но динамично организовано в круговой композиции. Резьба в форме гребешка подчеркивает места обезглавливания и расчленения на шее, плечах и тазобедренных суставах. На этом изображении Койольшауки почти обнажена, за исключением змеиной набедренной повязки. [ 11 ] Мексиканцы сочли бы такую наготу постыдной. Она носит только ритуальный наряд: колокольчики в волосах, символ колокольчика на щеке и головной убор с перьями. [ 12 ] Эти предметы идентифицируют ее как Койольшауки. Она носит череп, привязанный к поясу из змей вокруг талии, и ушную петлю с изображением знака года Мексики . Ее окружают изображения змей, черепов и земляных монстров. [ 4 ]
На изображении справа, которое представляет оригинальные цвета камня, желтое тело Койольшауки лежит на красном фоне. Ярко-синий цвет окрашивает ее головной убор и различные детали резьбы. Из фестончатых расчлененных частей тела торчат белые кости.
Роль в жертвоприношении
[ редактировать ]Камень Койольшауки должен был служить предостережением для врагов Теночтитлана . Согласно истории ацтеков, женские божества, такие как Койольшауки, были первыми врагами ацтеков, погибшими на войне. В этом Койольшауки стал символом всех побежденных врагов. Ее насильственная смерть стала предупреждением о судьбе тех, кто перешел дорогу народу Мексики. [ 11 ] Ричард Таунсенд отмечает, что диск символизировал поражение врагов ацтеков в целом. [ 13 ]
Жертвы, приносимые в жертву, пересекали этот камень, прежде чем подняться по лестнице храма к блоку перед святилищем Уицилопочтли. [ 12 ]
Ученые также полагают, что обезглавливание и разрушение Койольшауки отражено в ритуальных жертвоприношениях воинов , особенно во время праздника Панкецалицтли (Поднятие знамени). Праздник проходит в 15-м месяце ацтекского календаря и посвящен Уицилопочтли. [ 14 ] Во время церемонии пленникам вырезали сердца, а их тела бросали по лестнице храма к камню Койольшауки. Там они были обезглавлены и расчленены, как и Койольшауки Уицилопочтли на Коатепек. [ 6 ]
Внешние видео | |
---|---|
Монолит Койольшауки, ок. 1500 от Smarthistory [ 15 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Койольшауки» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ См. главу Эмили Умбергер «Искусство и имперская стратегия в Теночтитлане» в Berdan et al. (1996, стр. 85–108) и, в частности, стр. 94–95.
- ^ Бун, Элизабет (1999). «Коатликуес» в Темпло Майор». Древняя Мезоамерика . 10 (2): 189. дои : 10.1017/s0956536199102098 . S2CID 161679253 .
- ^ Jump up to: а б МАТОС МОКТЕСУМА, ЭДУАРДО (декабрь 1985 г.). «Археология и символизм в ацтекской Мексике: мэр Темпло Теночтитлана». Журнал Американской академии религии . 53 (4): 797–813. doi : 10,1093/год/liiii.4,797 .
- ^ Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 149. ИСБН 978-0-500-28791-0 .
- ^ Jump up to: а б с Матос Моктесума, Эдуардо (октябрь 1983 г.). «Символика Темпло Майор». Ацтекский мэр Темпло: Симпозиум в Думбартон-Оксе : 192.
- ^ Jump up to: а б Леон-Портилья, Мигель (октябрь 1983 г.). «Этноисторические записи Хьюи Теокалли из Теночтитлана». Ацтекский мэр Темпло: Симпозиум в Думбартон-Оксе : 79, 81.
- ^ Карраско, Дэвид . 1999. Город жертвоприношений: Империя ацтеков и роль насилия в цивилизации . Бостон: Beacon Press, стр.62.
- ^ Авени, А. (апрель 1988 г.). «Миф, окружающая среда и ориентация мэра Темпло Теночтитлана». Американская древность . 53 (2): 287–309. дои : 10.2307/281020 . JSTOR 281020 . S2CID 162323851 .
- ^ Jump up to: а б Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 158. ИСБН 978-0-500-28791-0 .
- ^ Jump up to: а б Кляйн, Сесилия (1994). «Борьба с женственностью: гендер и война в ацтекской Мексике». Исследования культуры Науатль . 24 : 22.
- ^ Jump up to: а б Таунсенд, Ричард Ф. (2009). Ацтеки (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 159. ИСБН 978-0-500-28791-0 .
- ^ Таунсенд, Ричард (1992). Ацтеки . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 161 . ISBN 0500021139 . OCLC 26265803 .
- ^ Хуан де Товар (1585). Кодекс Товара .
- ^ «Монолит Койольшауки, ок. 1500 г.» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 15 февраля 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бердан, Фрэнсис Ф .; Ричард Э. Блэнтон ; Элизабет Хилл Бун ; Мэри Дж. Ходж; Майкл Э. Смит ; Эмили Умбергер (1996). Имперские стратегии ацтеков . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . ISBN 0-88402-211-0 . ОСЛК 27035231 .
- Карраско, Дэвид . 1999. Город жертвоприношений: Империя ацтеков и роль насилия в цивилизации . Бостон: Beacon Press, стр.62.
- Матос Моктесума, Эдуардо (март 2008 г.). «Жизнь и карьера Эдуардо Матоса Моктесумы: Автобиография» ( онлайн-воспроизведение в формате PDF ) . Древняя Мезоамерика (на испанском языке). 19 (1). Лондон и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета : 3–11. дои : 10.1017/S0956536108000242 . ISSN 0956-5361 . OCLC 21544811 . S2CID 162200888 .