Ацтекские боги-творцы
В ацтекской мифологии боги -Создатели-Братья — единственные четыре Тескатлипока , дети пары создателей Ометекухтли и Омесиуатль «Повелитель и Повелительница Двойственности», «Повелитель и Повелительница Ближнего и Ночи», «Отец и Мать Богов». «, «Отец и Мать всех нас», получившие дар способности создавать других живых существ без деторождения. Они проживают на вершине мифического тринадцатого неба Ильуикатль- Омейокан, «места двойственности». [ 1 ]
Каждый из четырех сыновей по очереди выступает в роли Солнца, эти солнца — солнце земли , солнце воздуха , солнце огня , солнце воды ( Тлалок , бог дождя заменяет Шипе-Тотека ). Каждый мир разрушен. Нынешняя эра, Пятое Солнце, наступает, когда скромный бог Нанауацин приносит себя в жертву огню и становится Тонатиу , Пятым Солнцем. В своей новой позиции власти он отказывается двигаться, пока боги не принесут ему жертву. В ходе тщательно продуманной церемонии Кецалькоатль вырезает сердца у каждого из богов и предлагает их Тонатиу (и луне Мецтли ). Все это происходит в древнем и священном доацтекском городе Теотиуакан . Прогнозируется, что в конечном итоге, как и предыдущие эпохи, эта придет к катастрофическому концу.
Тескатлипока создали четырех богов-пар, чтобы контролировать воды Тлалоком и Чалчиутликуэ ; [ 2 ] Земля — Тлалтекутли и Тлальциуатль ; [ 3 ] подземный мир ( Миктлан ) Миктлантекутли и Миктекациуатля ; [ 3 ] и пожар Ксантико и Шиутекутли . [ 3 ]
Список
[ редактировать ]Кардинальное направление | Имена | Описание | |
---|---|---|---|
Север | Тескатлипока (Тецкатлипока) | Курящее зеркало | Бог провидения, невидимости и тьмы, повелитель Ночи и Большой Медведицы. Правитель Севера |
Восток | Шипе Тотек (Xipe Totec) | Господь наш Освежёванный | Бог силы и земледелия, повелитель времен года, регенерации и ремесел. Правитель Востока |
Запад | Кецалькоатль (Кетцалькоуатль) | Пернатый змей | Бог жизни, света и мудрости, повелитель дня и ветров. Правитель Запада |
Юг | Уицилопочтли (Huitzilopochtli) | Левша Колибри | Бог войны и воли, повелитель Солнца и огня. Правитель Юга |

- Шипе Тотек также известен как Камастле .
- Кетцалькоатль также был связан с богами ветра, Венеры , зари, торговцев, искусств, ремесел и знаний. Он также был богом-покровителем ацтекского жречества, образования и знаний, покровителем жрецов, изобретателем календаря и книг, а также покровителем ювелиров и других мастеров. Как утренняя и вечерняя звезда, Кетцалькоатль был символом смерти и воскресения. Божеству пернатого змея поклонялись многие различные этнополитические группы в мезоамериканской истории .
- Уицилопочтли также был племенным богом и легендарным волшебником ацтеков. Первоначально он не имел большого значения для науа, но после возвышения ацтеков нагуалы реформировали свою религию и поставили Уицилопочтли на один уровень с Кецалькоатлем и Тескатлипокой , сделав его солнечным богом. Уицилопочтли представлен как божество, руководившее длительным переселением ацтеков из Ацтлана , их традиционного дома, в долину Мексики .
Черный Тескатлипока
[ редактировать ]
Черный Тескатлипока — это Тескатлипока, и его обычно изображали с полосой черной краски на лице и обсидиановым зеркалом вместо одной из ног. Постклассические (после 900 г. н. э.) народы майя-киче в Гватемале почитали его как бога молний под именем Хуракан («Одна нога»). изображен На других изображениях Тескатлипока с зеркалом на груди. В нем он видел все; невидимый и вездесущий, он знал все дела и мысли человека.
Ко временам ацтеков (14–16 века н.э.) разнообразные атрибуты и функции Тескатлипоки подняли его на вершину божественной иерархии, где он правил вместе с Уицилопочтли , Тлалоком и Кетцалькоатлем . Говорят, что по имени Йоалли Эхекатль («Ночной ветер»), Яотль («Воин») и Тельпочтли («Молодой человек») он появлялся ночью на перекрестках, чтобы бросить вызов воинам. Он возглавлял тельпочкалли («дома молодых людей»), районные школы, в которых сыновья простых людей получали начальное образование и военную подготовку. Он был защитником рабов и сурово наказывал хозяев, плохо обращавшихся с «любимыми детьми Тескатлипоки». Он вознаграждал добродетель, даруя богатство и славу, и наказывал беззаконников, посылая им болезни (например, проказу ) или доводя их до нищеты и рабства. Главный обряд культа Тескатлипоки происходил во время Тошкатля , пятого ритуального месяца. Каждый год в это время священник отбирал молодого и красивого военнопленного. Один год он жил в княжеской роскоши, выдавая себя за бога. Его спутницами были выбраны четыре красивые девушки, одетые как богини. В назначенный праздник он поднялся по ступеням небольшого храма, ломая флейты, на которых играл. Наверху он был принесён в жертву путём удаления сердца.
Сеть Тескатлипока
[ редактировать ]
Красный Тескатлипока — это Шипе-Тотек или Камаштле, и его изображения впервые появились в Ксоллальпане , недалеко от Теотиуакана , и в Тескоко , в связи с культурой Масапан, — то есть во время постклассической фазы тольтеков (9–12 вв. н. э.). Ацтеки переняли его культ во время правления Ашаякатля (1469–1481 гг.). Во время Тлакаксипеуалистли («Сдирание кожи с людей»), второго ритуального месяца ацтекского года, жрецы убивали человеческих жертв, удаляя их сердца. Они содрали кожу с тел и надели шкуры, выкрашенные в желтый цвет и названные теокуитлакемитль («золотые одежды»). Других жертв привязали к раме и казнили стрелами; Считалось, что их капающая кровь символизирует плодородные весенние дожди. В гимне, спетом в честь Шипе-Тотека, его называли Йоалли Тлауана («Ночной пьющий»), потому что ночью шли благотворные дожди; он поблагодарил его за то, что он принес Пернатого Змея , который был символом изобилия, и за предотвращение засухи.
Белый Тескатлипока
[ редактировать ]
Белый Тескатлипока — это Кетцалькоатль, который в одном важном своде мифов описывает Кетцалькоатля как короля-жреца Тулы , столицы тольтеков. Он никогда не предлагал человеческих жертв, только змей, птиц и бабочек. Но бог ночного неба Тескатлипока изгнал его из Тулы, совершив подвиги черной магии. Кетцалькоатль спустился к побережью «божественной воды» (Атлантического океана), а затем сжег себя на костре, возникнув как планета Венера. По другой версии, он сел на плот из змей и исчез за восточным горизонтом. Легенда о победе Тескатлипоки над Пернатым Змеем, вероятно, отражает исторический факт. В первом веке цивилизации тольтеков доминировала культура Теотиуакана с ее вдохновенными идеалами жреческого правления и миролюбивого поведения. Давление северных иммигрантов привело к социальной и религиозной революции, когда военный правящий класс отобрал власть у священников. Поражение Кецалькоатля символизировало падение классической теократии. Его морское путешествие на восток, вероятно, следует связать с вторжением в Юкатан принадлежит Ице, племени, которое демонстрировало сильные черты тольтеков . Календарное имя Кецалькоатля было Се Акатль (Один Трость). Как бог образования, письма и книг, Кетцалькоатля особенно почитали в кальмекаках — религиозных колледжах, пристроенных к храмам, в которых получали образование будущие священники и сыновья знати. За пределами Теночтитлана главным центром культа Кетцалькоатля был Чолула , на плато Пуэбла .
Синий Тескатлипока
[ редактировать ]
Синий Тескатлипока — это Уицилопочтли, и на его изображениях он обычно изображается в виде колибри или воина в доспехах и шлеме из перьев колибри. По образцу, подобному тому, который встречается у многих колибри, его ноги, руки и нижняя часть лица были окрашены в один цвет (синий), а верхняя половина лица - в другой (черный). На нем был изысканный головной убор с перьями, он размахивал круглым щитом и бирюзовой змеей. Уицилопочтли представлен как божество, руководившее длительным переселением ацтеков из Ацтлана , их традиционного дома, в долину Мексики . Во время путешествия его изображение в виде колибри несли на плечах жрецы, а по ночам слышался его голос, отдающий приказания. Ацтеки верили, что бог Солнца нуждается в ежедневном питании ( тлашкальтилицтли ) в виде человеческой крови и сердец и что они, как люди Солнца, должны были обеспечивать Уицилопочтли его пропитанием.
Легенда об Уицилопочтли записана в Мексикайотльских хрониках . Его сестра, Койольшауки , пыталась убить их мать, потому что она забеременела позорным способом (от комка перьев ). Ее потомок, Уицилопочтли, узнал об этом плане еще в утробе матери и, прежде чем он был приведен в действие, вышел из утробы матери полностью взрослым и во всеоружии. Затем он убил свою сестру Койольшауки и многих из 400 своих братьев. Он подбросил голову сестры в небо, где она стала луной, чтобы его мать могла утешаться, видя свою дочь в небе каждую ночь. Остальных своих братьев и сестер он бросил на небо, где они стали звездами. [ 4 ] Ацтеки сообщили, что при повторном освящении Великой пирамиды Теночтитлана в 1487 году, посвященной Тлалоку и Уицилопочтли, они принесли в жертву около 20 400 пленников в течение четырех дней. Хотя это утверждение принято некоторыми учеными, оно также считается ацтекской пропагандой. В городе Теночтитлан было 19 алтарей .
Библиография
[ редактировать ]- Институт исторических исследований, под ред. (1975). Кодекс Чимальпопока. Анналы Куаутитлана и Лейенда де лос Солес (на испанском языке). Мексика. п. 161. ИСБН 968-36-2747-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Редакционная Панорама, изд. (1998). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Мексика. п. 162. ИСБН 968-38-0306-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Библиотека Порруа. Типография Национального музея археологии, истории и этнологии, изд. (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Мексика. п. 851. ИСБН 978-9684327955 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Редакционная версия Universo México, изд. (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Мексика. п. 153. ИСБН 968-35-0093-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Издательство Оксфордского университета, изд. (2001). Словарь древних божеств . Соединенные Штаты. п. 608. ИСБН 978-0195145045 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Библиотека Конгресса, изд. (2004). Словарь богов и богинь . Соединенные Штаты. п. 402. ИСБН 0-8160-5923-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Минь, изд. (1881). Универсальный, исторический и сравнительный словарь всех религий мира: в том числе иудаизма, христианства, язычества, сабаизма, магизма, друидизма, брахманизма, буддизма, хамизма, исламизма, фетишизма; Том 1,2,3,4 (на французском языке). Франция. п. 602.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Редакционная версия Universo México, изд. (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Мексика. п. 13. ISBN 968-35-0093-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 136. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. стр. 60–70. ISBN 968-35-0093-5 .
- ↑ Уицилопочтли . Архивировано 8 мая 2012 г., в Wayback Machine.