Jump to content

Ацтекские боги-творцы

(Перенаправлено с «Боги-создатели» )

В ацтекской мифологии боги -Создатели-Братья — единственные четыре Тескатлипока , дети пары создателей Ометекухтли и Омесиуатль «Повелитель и Повелительница Двойственности», «Повелитель и Повелительница Ближнего и Ночи», «Отец и Мать Богов». «, «Отец и Мать всех нас», получившие дар способности создавать других живых существ без деторождения. Они проживают на вершине мифического тринадцатого неба Ильуикатль- Омейокан, «места двойственности». [ 1 ]

Каждый из четырех сыновей по очереди выступает в роли Солнца, эти солнца — солнце земли , солнце воздуха , солнце огня , солнце воды ( Тлалок , бог дождя заменяет Шипе-Тотека ). Каждый мир разрушен. Нынешняя эра, Пятое Солнце, наступает, когда скромный бог Нанауацин приносит себя в жертву огню и становится Тонатиу , Пятым Солнцем. В своей новой позиции власти он отказывается двигаться, пока боги не принесут ему жертву. В ходе тщательно продуманной церемонии Кецалькоатль вырезает сердца у каждого из богов и предлагает их Тонатиу (и луне Мецтли ). Все это происходит в древнем и священном доацтекском городе Теотиуакан . Прогнозируется, что в конечном итоге, как и предыдущие эпохи, эта придет к катастрофическому концу.

Тескатлипока создали четырех богов-пар, чтобы контролировать воды Тлалоком и Чалчиутликуэ ; [ 2 ] Земля — Тлалтекутли и Тлальциуатль ; [ 3 ] подземный мир ( Миктлан ) Миктлантекутли и Миктекациуатля ; [ 3 ] и пожар Ксантико и Шиутекутли . [ 3 ]

Кардинальное направление Имена Описание
Север Тескатлипока (Тецкатлипока) Курящее зеркало Бог провидения, невидимости и тьмы, повелитель Ночи и Большой Медведицы. Правитель Севера
Восток Шипе Тотек (Xipe Totec) Господь наш Освежёванный Бог силы и земледелия, повелитель времен года, регенерации и ремесел. Правитель Востока
Запад Кецалькоатль (Кетцалькоуатль) Пернатый змей Бог жизни, света и мудрости, повелитель дня и ветров. Правитель Запада
Юг Уицилопочтли (Huitzilopochtli) Левша Колибри Бог войны и воли, повелитель Солнца и огня. Правитель Юга
Синий и красный Тескатлипока описаны в Кодексе Фейервари-Майера.
  1. Шипе Тотек также известен как Камастле .
  2. Кетцалькоатль также был связан с богами ветра, Венеры , зари, торговцев, искусств, ремесел и знаний. Он также был богом-покровителем ацтекского жречества, образования и знаний, покровителем жрецов, изобретателем календаря и книг, а также покровителем ювелиров и других мастеров. Как утренняя и вечерняя звезда, Кетцалькоатль был символом смерти и воскресения. Божеству пернатого змея поклонялись многие различные этнополитические группы в мезоамериканской истории .
  3. Уицилопочтли также был племенным богом и легендарным волшебником ацтеков. Первоначально он не имел большого значения для науа, но после возвышения ацтеков нагуалы реформировали свою религию и поставили Уицилопочтли на один уровень с Кецалькоатлем и Тескатлипокой , сделав его солнечным богом. Уицилопочтли представлен как божество, руководившее длительным переселением ацтеков из Ацтлана , их традиционного дома, в долину Мексики .

Черный Тескатлипока

[ редактировать ]
Черный Тескатлипока (внизу), бог провидения в Кодексе Борджиа .

Черный Тескатлипока — это Тескатлипока, и его обычно изображали с полосой черной краски на лице и обсидиановым зеркалом вместо одной из ног. Постклассические (после 900 г. н. э.) народы майя-киче в Гватемале почитали его как бога молний под именем Хуракан («Одна нога»). изображен На других изображениях Тескатлипока с зеркалом на груди. В нем он видел все; невидимый и вездесущий, он знал все дела и мысли человека.

Ко временам ацтеков (14–16 века н.э.) разнообразные атрибуты и функции Тескатлипоки подняли его на вершину божественной иерархии, где он правил вместе с Уицилопочтли , Тлалоком и Кетцалькоатлем . Говорят, что по имени Йоалли Эхекатль («Ночной ветер»), Яотль («Воин») и Тельпочтли («Молодой человек») он появлялся ночью на перекрестках, чтобы бросить вызов воинам. Он возглавлял тельпочкалли («дома молодых людей»), районные школы, в которых сыновья простых людей получали начальное образование и военную подготовку. Он был защитником рабов и сурово наказывал хозяев, плохо обращавшихся с «любимыми детьми Тескатлипоки». Он вознаграждал добродетель, даруя богатство и славу, и наказывал беззаконников, посылая им болезни (например, проказу ) или доводя их до нищеты и рабства. Главный обряд культа Тескатлипоки происходил во время Тошкатля , пятого ритуального месяца. Каждый год в это время священник отбирал молодого и красивого военнопленного. Один год он жил в княжеской роскоши, выдавая себя за бога. Его спутницами были выбраны четыре красивые девушки, одетые как богини. В назначенный праздник он поднялся по ступеням небольшого храма, ломая флейты, на которых играл. Наверху он был принесён в жертву путём удаления сердца.

Сеть Тескатлипока

[ редактировать ]
Красный Шипе-Тотек Тескатлипока в Кодексе Борджиа .

Красный Тескатлипока — это Шипе-Тотек или Камаштле, и его изображения впервые появились в Ксоллальпане , недалеко от Теотиуакана , и в Тескоко , в связи с культурой Масапан, — то есть во время постклассической фазы тольтеков (9–12 вв. н. э.). Ацтеки переняли его культ во время правления Ашаякатля (1469–1481 гг.). Во время Тлакаксипеуалистли («Сдирание кожи с людей»), второго ритуального месяца ацтекского года, жрецы убивали человеческих жертв, удаляя их сердца. Они содрали кожу с тел и надели шкуры, выкрашенные в желтый цвет и названные теокуитлакемитль («золотые одежды»). Других жертв привязали к раме и казнили стрелами; Считалось, что их капающая кровь символизирует плодородные весенние дожди. В гимне, спетом в честь Шипе-Тотека, его называли Йоалли Тлауана («Ночной пьющий»), потому что ночью шли благотворные дожди; он поблагодарил его за то, что он принес Пернатого Змея , который был символом изобилия, и за предотвращение засухи.

Белый Тескатлипока

[ редактировать ]
Белый Кецалькоатль Тескатлипока в Кодексе Борджиа .

Белый Тескатлипока — это Кетцалькоатль, который в одном важном своде мифов описывает Кетцалькоатля как короля-жреца Тулы , столицы тольтеков. Он никогда не предлагал человеческих жертв, только змей, птиц и бабочек. Но бог ночного неба Тескатлипока изгнал его из Тулы, совершив подвиги черной магии. Кетцалькоатль спустился к побережью «божественной воды» (Атлантического океана), а затем сжег себя на костре, возникнув как планета Венера. По другой версии, он сел на плот из змей и исчез за восточным горизонтом. Легенда о победе Тескатлипоки над Пернатым Змеем, вероятно, отражает исторический факт. В первом веке цивилизации тольтеков доминировала культура Теотиуакана с ее вдохновенными идеалами жреческого правления и миролюбивого поведения. Давление северных иммигрантов привело к социальной и религиозной революции, когда военный правящий класс отобрал власть у священников. Поражение Кецалькоатля символизировало падение классической теократии. Его морское путешествие на восток, вероятно, следует связать с вторжением в Юкатан принадлежит Ице, племени, которое демонстрировало сильные черты тольтеков . Календарное имя Кецалькоатля было Се Акатль (Один Трость). Как бог образования, письма и книг, Кетцалькоатля особенно почитали в кальмекаках — религиозных колледжах, пристроенных к храмам, в которых получали образование будущие священники и сыновья знати. За пределами Теночтитлана главным центром культа Кетцалькоатля был Чолула , на плато Пуэбла .

Синий Тескатлипока

[ редактировать ]
Синий Уицилопочтли Тескатлипока в Кодексе Борбоникус .

Синий Тескатлипока — это Уицилопочтли, и на его изображениях он обычно изображается в виде колибри или воина в доспехах и шлеме из перьев колибри. По образцу, подобному тому, который встречается у многих колибри, его ноги, руки и нижняя часть лица были окрашены в один цвет (синий), а верхняя половина лица - в другой (черный). На нем был изысканный головной убор с перьями, он размахивал круглым щитом и бирюзовой змеей. Уицилопочтли представлен как божество, руководившее длительным переселением ацтеков из Ацтлана , их традиционного дома, в долину Мексики . Во время путешествия его изображение в виде колибри несли на плечах жрецы, а по ночам слышался его голос, отдающий приказания. Ацтеки верили, что бог Солнца нуждается в ежедневном питании ( тлашкальтилицтли ) в виде человеческой крови и сердец и что они, как люди Солнца, должны были обеспечивать Уицилопочтли его пропитанием.

Легенда об Уицилопочтли записана в Мексикайотльских хрониках . Его сестра, Койольшауки , пыталась убить их мать, потому что она забеременела позорным способом (от комка перьев ). Ее потомок, Уицилопочтли, узнал об этом плане еще в утробе матери и, прежде чем он был приведен в действие, вышел из утробы матери полностью взрослым и во всеоружии. Затем он убил свою сестру Койольшауки и многих из 400 своих братьев. Он подбросил голову сестры в небо, где она стала луной, чтобы его мать могла утешаться, видя свою дочь в небе каждую ночь. Остальных своих братьев и сестер он бросил на небо, где они стали звездами. [ 4 ] Ацтеки сообщили, что при повторном освящении Великой пирамиды Теночтитлана в 1487 году, посвященной Тлалоку и Уицилопочтли, они принесли в жертву около 20 400 пленников в течение четырех дней. Хотя это утверждение принято некоторыми учеными, оно также считается ацтекской пропагандой. В городе Теночтитлан было 19 алтарей .

Библиография

[ редактировать ]
  • Институт исторических исследований, под ред. (1975). Кодекс Чимальпопока. Анналы Куаутитлана и Лейенда де лос Солес (на испанском языке). Мексика. п. 161. ИСБН  968-36-2747-1 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Редакционная Панорама, изд. (1998). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Мексика. п. 162. ИСБН  968-38-0306-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Библиотека Порруа. Типография Национального музея археологии, истории и этнологии, изд. (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Мексика. п. 851. ИСБН  978-9684327955 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Редакционная версия Universo México, изд. (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Мексика. п. 153. ИСБН  968-35-0093-5 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Издательство Оксфордского университета, изд. (2001). Словарь древних божеств . Соединенные Штаты. п. 608. ИСБН  978-0195145045 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Библиотека Конгресса, изд. (2004). Словарь богов и богинь . Соединенные Штаты. п. 402. ИСБН  0-8160-5923-3 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Минь, изд. (1881). Универсальный, исторический и сравнительный словарь всех религий мира: в том числе иудаизма, христианства, язычества, сабаизма, магизма, друидизма, брахманизма, буддизма, хамизма, исламизма, фетишизма; Том 1,2,3,4 (на французском языке). Франция. п. 602. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  1. ^ Редакционная версия Universo México, изд. (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Мексика. п. 13. ISBN  968-35-0093-5 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 136. ИСБН  970-07-3149-9 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. стр. 60–70. ISBN  968-35-0093-5 .
  4. Уицилопочтли . Архивировано 8 мая 2012 г., в Wayback Machine.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dcea4f92858b0c72fcde8ea56a2c547__1717966560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/47/8dcea4f92858b0c72fcde8ea56a2c547.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aztec creator gods - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)